Легенда отечественного автопрома ЗИЛ 157
Легенда отечественного автопрома ЗИЛ 157
Легендарный грузовик ЗИЛ 157 продолжает активно использоваться, несмотря на то, что его производство было прекращено еще в 1992 году. Этот грузовой вездеход привлекает автовладельцев превосходными характеристиками и богатыми возможностями. Именно благодаря этому машина получила широкое применение не только в вооруженных силах, но и во многих отраслях народного хозяйства.
- История автомобиля и его особенности
- Устройство и параметры грузовика
- Сфера применения и эксплуатационные характеристики
Экскурс в историю ЗиЛ 157
Этот грузовик не участвовал в войнах с белофиннами, германцами и японцами. Но Красная Армия всегда испытывала большую потребность в универсальном грузовике с повышенной проходимостью. Имеющийся на то время ЗиС 151, перестал удовлетворять требованиям по мощности, скорости и проходимости. Армии нужна была новая, более проходимая и выносливая машина.
Тяжёлый ЗиС с 90, 92 и 95 л/с, со спаренными задними колёсами на одном мосту, страдающим перегревом мотором, потреблением 50-ти (плюс/минус 5) литров на 100 км был отголоском разработок с оглядкой на трофейные и американские технологии. Ещё осенью 1946 года был собран первый прообраз нового ЗиЛ 157 с тремя односкатными мостами. Но тогда победила идея скопировать «Студебекер», что отбросило советских конструкторов минимум на одно десятилетие назад.
Опытный образец ЗиС 151-1, или ЗиЛ 157 образца 1946 года
Но к 1958 году конструкторскому бюро под руководством А.М.Кригера удалось не только убедить руководство страны и армии в превосходстве своего детища над ЗиС 151, но и воплотить отечественные новаторские идеи, ранее оставляемые без внимания.
Предшественник оставил много разработок для нового ЗиЛ 157. Их было, откуда брать. Ведь ещё осенью 1946 года во время испытаний на полигоне шестиколёсный прототип будущего вездехода переиграл американца по всем параметрам. С 1958 по 1978 год ЗиЛ 157 собирали в Москве, а в 1978 году наладили его производство на автомоторном заводе на Урале, где он сходил с конвейера вплоть до 1994 года.
Технические параметры армейского вездехода ЗиЛ 157 6х6
Таблица 1. Характеристики двигателя ЗиЛ 157.
Двигатель, тип | бензиновый, карбюраторный, четырёхтактный |
Блок | чугунный |
Головка | алюминиевая |
Расположение цилиндров | рядное |
Кол-во цилиндров, шт. | 6 |
Расположение клапанов | нижнее |
Цилиндр, диметр мм | 101.6 |
Поршень, диаметр мм | 100 (после модернизации детали поршневой группы установлены с 130-го двигателя) |
Ход поршня, мм | 114.3 |
Очерёдность движения цилиндров | 1/5/3/6/2/4 |
Объём, см3 | 5,38 (5,559 после модернизации) |
Мощность, макс., л/с | 104 ((после модернизации – 110) |
ЗиЛ 157 комплектовался бензиновым мотором, но дизельный двигатель Д245-12С может быть установлен при замене задних опор двигателя на кронштейны от ЗиЛ 130/131. Но при всей совместимости дизельного мотора — со штатной коробкой, ЗиЛ 157 получит дополнительную вибрацию.
Таблица 2. Подвеска и мосты ЗиЛ 157.
Подвеска передняя | полуэллиптическая рессора с телескопическими амортизаторами |
Подвеска задняя | балансирная на полуэллиптических рессорах |
Мосты, шт. | 5 планетарные, с полуосями и дифференциалами (после модернизации усилили кожухи) |
Привод | карданный |
Карданы, шт. | 5 (1 – от МКП к раздатке, 2 – к передней оси, 3 – к средней оси, 4,5 – к задней оси через подшипниковый узел) |
Клиренс передней оси, м | 0.31 |
Клиренс средней и задней осей, м | 0.35 |
Рулевой механизм | червячный, глобоидальный, с тремя гребнями на ролике |
Передаточное число | 23.5 |
Очерёдность движения цилиндров | 1/5/3/6/2/4 |
Объём, см3 | 5,38 (5,559 после модернизации) |
Мощность, макс., л/с | 104 (после модернизации – 110) |
Таблица 3. Общие характеристики ЗиЛ 157.
Система смазки | центробежный фильтр |
Карбюратор | К-88АЖ (после модернизации появилась обновлённая головка) |
Система зажигания | контактно-транзисторная |
Катушка зажигания | Б-114 |
Прерыватель-распределитель | Р 21-10 (установлен вместо обычного трамблёра после модернизации) |
Свеча | А-10 |
Генератор | Малогабаритный 17.3701 |
Стартер | СТ 230-4 (высоко оборотистый, повышенной мощности) |
Аккумулятор | 6 СТ-90 |
Марка бензина | А-66 (после модернизации А-72) |
Расход топлива, макс., на 100 км, л | 42 (для 36-41 км/ч – 38,5 л, после модернизации за счёт замкнутой вентиляции картера, улучшенных уплотнений помпы, маслонасоса и коленчатого вала) |
Пробег на основном баке, км | 510 |
Заправочный бак, л | 150 (после модернизации добавлен ещё 1 на 65л) |
Радиатор | трубчатый, крыльчатка с 6-ю лопастями |
Жидкость охлаждения | антифриз |
Тормоза | барабанные, пневматические (торможение плавное, остановка без рывков) |
Тормозной путь, м | 29 (для движения 50 км/ч) |
Уклон движения, макс. | 28 градусов |
Глубина брода, м | 0.65 |
На фото схема кузова с габаритами
Таблица 4. Грузоподъёмность ЗиЛ 157.
Вес, кг | 5540 |
Нагрузка на передние колёса, кг | 2140 |
Нагрузка на средние и задние колёса, кг | 3400 |
Полный вес, кг | 8700 |
Грузоподъёмность, макс., кг | 5000 (по твёрдому покрытию) |
3000 (по мягкому грунту) | |
Масса прицепа, макс., кг | 5000 (по твёрдому покрытию) |
3600 (по мягкому грунту) | |
Поворотный радиус, м | 11,2-12 |
Основные усовершенствования двигатель получил после переноса производства на Урал в 1978 году. Последние пять лет даже устанавливался гидроусилитель. Новые ступицы получили 8, а не 6 болтов.
В цельнометаллической кабине ЗиЛ 157 присутствует спартанский комфорт. Двойное пассажирское сиденье, дополнительный радиатор с крыльчаткой для отопления салона и лобового стекла. Управления системами вынесено в кабину и на панель приборов — ножное переключение света фар, амперметр, манометры тормозного пневмопривода и системы смазки, кран давления в шинах, рычаги лебёдки, люка вентиляции, КПП, переднего моста, раздатки, и др.
Сфера применения и эксплуатационные характеристики
При полной нагрузке автомобиль способен преодолевать броды глубиной до 85 см. Проходимость автомобиля напрямую зависит от показателя давления в шинах:
- в случае нормального показателя в районе 3 кгс/см2 тягач ЗИЛ 157 способен успешно перемещать грузы по твердому дорожному покрытию;
- для передвижения по мягким вязким грунтам требуется понизить уровень давление до 2 кгс/см2;
- при передвижении после сильных ливней, паводков, а также по песчаному или мягкому глинистому грунту давление следует понизить до 1 кгс/см2;
- езда по глубокому снегу, болотистой местности или сырому лугу требует уровня давления 0,5-0,7 кгс/см2.
Автомобиль ЗИЛ 157 изначально разрабатывался для применения в вооруженных силах, поэтому отдельные модификации предусматривают переднее расположение лебедки. Со временем машина получила широкое применение и во многих других отраслях деятельности, включая геологические исследования, строительство, лесное, сельское и фермерское хозяйство, добывающая промышленность и т. д. Грузовик является отличной базой для установки специальных кузовов, таких как кунг, фургон, цистерны, подъемники, снегоуборочное оборудование и многое другое. Кузовная платформа машины в большинстве случаев имела бортовую конструкцию, в которой по боковым сторонам располагались лавки для транспортировки пассажиров — личного состава воинских частей.
С точки зрения характеристик ЗИЛ 157 уступает более современным аналогам, поэтому на сегодняшний день его производство прекращено. Однако этот грузовик по сей день широко применяется на дорогах Российской Федерации, в первую очередь — в отдаленных регионах. Многолетняя популярность авто является лучшим свидетельством надежности и продуманности его конструкции.