Правительственный лимузин новой истории ЗиЛ-111
Правительственный лимузин новой истории ЗиЛ-111
ЗиЛ-111 — советский легковой автомобиль, который использовался высшим руководством страны и важными лицами. Собирался в нескольких вариантах кузова, использовался на многочисленных парадах. Выпущен малым количеством экземпляров, что придаёт автомобилю уникальности.
- История создания ЗиЛ-111
- История выпуска ЗиЛ-111
- Технические характеристики и устройство ЗиЛ-111
- Мотор
- Габариты
- Гидроусилитель
- Тормозная система
- Сравнение ГАЗ 13 Чайка и ЗиЛ-111
- Какой можно сделать вывод?
История создания
В середине 50-х годов представительский лимузин ЗиС-110, созданный с оглядкой на американские автомобили Packard, выглядел откровенно архаичным. Поскольку к этому времени гонка СССР и США начала набирать обороты, то новый автомобиль для первых лиц страны должен был быть не хуже, чем у иностранцев.
Первые попытки обновить облик лимузина относятся к 1948 году, когда свет увидел опытный образец 110М, оснащенный видоизмененным кузовом, перекликающимся с обликом уже послевоенных моделей Packard. Но дальше опытного образца, судьба которого осталась неизвестной, работы не продвинулись. На заводе машину называли ЗиС-111, но официально такое обозначение не применялось.
Следующий прототип автомобиля появился уже в начале 50-х годов, машина оснащалась оригинальным шасси, но по ряду источников в основе лимузина лежала доработанная платформа ЗиС-110. Опытный образец получил обозначение ЗиС-111 «Москва», внешний облик был создан дизайнером В. Ростковым на основе американских автомобилей Cadillac и Packard, представленных в середине 50-х годов.
Всего было построено несколько предсерийных экземпляров, которые показывались на ВДНХ в 1956 году.
К этому времени дизайн заокеанских образцов претерпел значительные изменения, поэтому высоких оценок от посетителей проект не получил.
Руководство завода ЗиЛ (переименован в 1956 году в рамках борьбы с культом личности И.В. Сталина) решило объявить конкурс на создание нового представительского лимузина. Свои проекты представил несколько десятков авторов, из которых к финалу дошли машины В. Росткова и Л. Еремеева. В итоге предпочтение было отдано разработке Еремеева, который впоследствии создаст дизайн автомобиля ГАЗ-13.
Огорченный поражением В.Н. Ростков покинул ЗиЛ и перешел во ВНИИТМаш, впоследствии он разработал несколько десятков проектов внешнего облика кораблей.
Серийный выпуск классических автомобилей ЗиЛ-111 начался в 1958 году и продолжался всего три года.
Кроме базовых седанов выпускалась версия с кондиционером ЗиЛ-111А и фаэтон ЗиЛ-111В. Кабриолеты оснащались стеклами дверей в специальных хромированных рамках, которые в опущенном состоянии полностью уходили в проем. Верх изготовлен из мягкого материала, устанавливался и снимался вручную.
В 1962 году базовая машина была доработана. На новой версии автомобиля появились 4 фары в стиле последних моделей Cadillac и Chrysler, а также видоизмененная кормовая часть с круглой оптикой, идентичной примененной на перспективном автобусе ЗиЛ-118. Машины получили обозначение ЗиЛ-111Г, в таком виде продержались в производстве до 1967 года.
Параллельно малыми сериями выпускался кабриолет ЗиЛ-111Д, собранный в количестве 8 экземпляров. Часть машин использовалась во время регулярных военных парадов, проводимых на Красной площади. Автомобили отличались установкой поручня в салоне и точками крепления для флагов. Общий тираж автомобилей ЗиЛ-111 за годы выпуска составил всего 112 машин.
Особенности конструкции ЗИЛ-111
Попытка создания в 1956 году обновлённого ЗИС-110 позорно провалилась. И дело было даже не в том, что база и техническое оснащение автомобиля остались на прежнем уровне. Просто новый кузов оказался совершенно невзрачным, что и предопределило его дальнейшую судьбу. Группа конструкторов завода имени Лихачёва под руководством Островцова приняла решение полностью переделать не только кузов, дизайн которого разработал Еремеев, но и всю техническую часть лимузина.
Новый ЗИЛ-111, который появился в 1958 году, совершенно не походил на модель предыдущего поколения. Для стандартного советского человека дизайн лимузина был чем-то невероятным. Но дипломаты, которым приходилось бывать в США, безошибочно узнавали в нём Паккард «Карибеан». ЗИЛ-111 получил мощный шестилитровый двигатель, работающий в паре с автоматической коробкой передач. Так как лимузин не должен был обладать характеристиками гоночной машины, передач было только три: две передних и одна задняя.
Комплектация автомобиля, который выпускался в конце 1950-х годов, даже сегодня поражает воображение:
- Стёкла с электроподъёмниками;
- Штатный кондиционер (начиная с 1959 года);
- Аудиосистема, представляющая собой радиоприемник, оснащенный функцией автоматической настройки. Особенностью данной системы была возможность управления с заднего сиденья;
- Гидроусилитель руля.
Конструкторы основательно поработали и над тормозной системой автомобиля. Теперь водителю не нужно было прилагать массу усилий при нажатии на педаль. Вакуумный усилитель делал нажатие на педаль тормоза лёгким и непринуждённым.
ЗИЛ-111 получился очень комфортабельным, но его цена и особенности конструкции не делали его простым в производстве. Автомобиль выпускался на протяжении четырёх лет.
«Юность» в лимузине
Завод имени Лихачева сыграл в истории советского автомобилестроения поистине колоссальную роль. В разные годы с конвейера ЗиЛа сошли первый советский грузовой автомобиль АМО-Ф-15, самый массовый и популярный на территории Советского Союза грузовик ЗиЛ-130 «Бычок», легендарные лимузины ЗиС-101, ЗиЛ-111 и лимузин для президента России — ЗиЛ-41052.
Кроме грузовиков и лимузинов Завод имени Лихачева производил различную спецтехнику и транспорт для армии, а также пассажирские автобусы. Одним из наиболее знаменательных представителей транспорта для пассажирских перевозок стал ЗиЛ с поэтичным названием «Юность». В разные годы он выпускался под индексами ЗиЛ-118/118К и ЗиЛ-3207; всего с 1961 по 1994 год было собрано около ста экземпляров. «Юность» стала одним из самых красивых автомобилей, когда-либо созданных в СССР.
Дизайн ЗиЛ-118 — микроавтобуса первого поколения — был крайне изящным: хром, «плавники», округлые и вытянутые формы. Первые испытания машина проходила в конце 1961 года. Внутри базовой пассажирской версии «Юности» были установлены 17 посадочных мест. Существенно поработали и над шумоизоляцией; также был усовершенствована подвеска. Благодаря этому микроавтобус стал очень комфортным, но заметно потяжелел. У правительственного лимузина ЗиЛ-111 были позаимствованы подвеска, трансмиссия и карбюраторная V-образная «восьмерка», дефорсированная до 150 л. с.
Знаменитые «Москвичи» разных модификаций
В кабине «Волги» ГАЗ-21
Автомобиль Ford Model T, собранный в России
Один из «Москвичей» в музее «Московский транспорт»
Советский ответ «Жуку» — малолитражный «Запорожец»
Легендарные лимузины ЗИЛ
«Москвич 401» — одна из первых отечественных машин экономкласса