Обзор ракетного комплекса «ЯРС», открываем секреты новейшего российского оружия
Обзор ракетного комплекса «ЯРС», открываем секреты новейшего российского оружия
В наше время каждое государство вынуждено обеспечивать безопасность и поддерживать мировой статус за счет усиления ядерного щита. Россия является одним из сильнейших игроков на международной арене, поэтому постоянно модернизирует ядерный потенциал, чтобы сохранить статус стратегического ядерного государства. Из-за постоянной борьбы с другими ядерными странами появился ракетный комплекс «ЯРС».
Начало процесса модернизации началось еще в 90-х годах прошлого века, но активные работы стали проводиться уже в 21-м веке. Вследствие чего появилась новая твердотопливная ракета РС-24, которая приходит на смену РС-18 и РС-20А.
- Как создавался ракетный комплекс «Ярс»
- С чего начались разработки ПГРК «Ярс»
- Устройство МБР РС-24
- Технические характеристики РС-24
- Модификации
- Ракетные испытания РС-24 «Ярс»
- Как ракета стартует
- Развертывание и планы на будущее
- Источники
История создания ракеты «Ярс»
Межконтинентальная баллистическая ракета РС-24 «Ярс», по сути, является глубокой модернизацией ракетного комплекса РТ-2ПМ2 «Тополь-М», разработки которого начались в Московском институте теплотехники (МИТ) в 1992 году под руководством главного конструктора Соломатина. Разработки легкой твердотопливной ракеты пятого поколения начались в СССР еще в конце 80-х и были поручены сразу двум крупнейшим ракетным центрам: днепропетровскому КБ «Южное» и МИТ. Итогом работы москвичей стала ракета РТ-2ПМ2 «Тополь-М» с моноблочной боевой частью. Существует информация, что в то же время шла работа и над ракетой с разделяющейся головной частью индивидуального наведения (РГЧ ИН). В 2009 году истек срок действия ограничений договора СВН-1, и Россия получила право создать новую ракету, несущую несколько боевых блоков. РС-24 «Ярс» отличается от «Тополя-М» только головной частью и более современной системой управления.
В мае 2007 года провели первый испытательный запуск новой ракеты Р-24, второй – состоялся в декабре того же года. Оба пуска были проведены с полигона «Плесецк» и оба они оказались успешными. Пуски производились с модернизированного комплекса «Тополь-М», что лишний раз доказывает высокую степень унификации этих систем. Третий запуск ракеты был произведен в начале 2008 года и также прошел успешно. Параметры и характеристики новой ракеты были жестко привязаны к техническим характеристикам комплекса «Тополь-М», различий между пусковыми комплексами этих ракет не существует. Это должно существенно удешевить производство. Часть экспертов отмечает сходство некоторых характеристик Р-24 “Ярс” и ракетного комплекса Р-30 “Булава“.
Удивление вызвало и малое количество испытательных пусков перед передачей ракеты в войска (если сравнивать с советскими временами). Однако, разработчики комплекса заявили, что новые ракеты проходят испытания по новой программе, с более активным использованием компьютерного моделирования, и это позволяет снизить количество физических пусков ракет до минимума. Такой подход экономически выгоден.
Изначально новые ракетные комплексы планировали развертывать с 2010 года. Те не менее, поставка РС-24 в РВСН началось еще в 2009 году. В 2010 году три новых ракетных комплекса получила 54-я гвардейская ракетная дивизия (Ивановская область), об этом заявил замминистра обороны Поповкин. В конце года на вооружение все той же дивизии поступил еще один дивизион РС-24 (три комплекса). В марте 2011 года было официально объявили, что МБР РС-24 встала на боевое дежурство. В 2012 году началось перевооружение новым ракетным комплексом Козельской и Новосибирской ракетных частей. На начало 2014 года на вооружении российских ракетных войск специального назначения состояли 33 ракеты РС-24, каждая из них имела по четыре боевых блока.
Баллистическая ракета РС-2 изготавливается на Воткинском машиностроительном заводе, а пусковая установка для мобильного комплекса серийно производится на волгоградском ПО “Баррикады”.
С чего начались разработки ПГРК «Ярс»
В результате подписания договора о разоружении СНВ-1 руководство СССР вынуждено было приостановить разработки разделяющихся боеголовок, сократить численность ядерных боеголовок до 1600 шт., боекомплектов к ним до 600 шт. В 2009 г. закончился срок действия данного соглашения и Российская Федерация восстановила разработки ракеты с множественными боеголовками.
На базе устаревающей «Тополь-М» был создан ПГРК «Ярс» с более совершенной системой управления.
Характеристики схожи с еще одним РК — «Булава». Способ запуска остался таким же, но очень снизилась стоимость комплекса. Инженерам удалось значительно сократить время полета, повысить маневренность, за счет чего увеличилась степень неуязвимости для ПРО противника.
Возросшая мощь
Для каждого варианта «Ярса» разработаны соответствующие типы ракет – 15Ж67 для подвижного и 15Ж55М для шахтного комплекса. Обе ракеты трехступенчатые на твердом топливе. По сравнению с ракетой РС-12М2 («Тополь-М»), РС-24 оснащен более совершенной системой разведения боевых блоков и доработанной системой управления. Ракеты комплекса также постоянно находятся в транспортно-пусковом контейнере.
Благодаря специальным покрытиям, изделия надежно защищены от поражающих воздействий ядерного взрыва и остаются невидимыми для РЛС. Автономность ракеты в полете обеспечивается бортовой ЦВМ. На завершающем участке полета происходит разделение боевых частей, которые в результате сложного маневрирования становятся недосягаемыми для средств ПРО.
Ракета РС-24 поражает стратегические объекты противника, расположенные за 12 тыс. км. возможным отклонением не более 150 метров. Возможные варианты боевого оснащения – 4 блока индивидуального наведения по 300 кт или 6 по 150 кт.
Ракетный комплекс “ЯРС”
Предположительно, РС-24 появилась в результате работ по ракете 15Ж65 для комплекса “Тополь-М” со специальной платформой размещения боеголовок нового образца. 15Ж65 – совместная разработка КБ “Южное” и МИТ. Начало разработок – решение ВПК от 9 сентября 1989 года №323. Тема разработок – НИР “универсал”. Ракету в исполнении разведения боеголовок с реактивным двигателем на твердом топливе без комплексных средств для преодоления противоракетной обороны, создавал МИТ. Комплекс разрабатывался как мобильное решение. Такую же платформу, но с однотопливным жидкостным двигателем и системой преодоления ПРО, создавало КБ “Южное”. Первую ступень общей платформы проектировало КБ “Южное”, вторую и третью степени проектировал МИТ. Образец “1Л” созданный КБ “Южное” был готов пройти испытания на Плесецком полигоне в конце 1991 года. Однако тогда главком РВСН отменяет испытания. В 92 году была попытка создания совместного Российско-Украинского предприятия для продолжения работ по созданию ракеты. Но никакого решения по данному вопросу принято не было. К середине 92 года КБ “Южное” полностью прекращает участие в проекте создания МБР. Всю проектную документацию передают в Российский МИТ, испытательный образец “1Л” также передан России в начале 1995 года.
Информация о службе РК “Ярс”
Первое появление в вооруженных силах – декабрь 2009 года, опытно-боевое дежурство “Ярс” в составе 1-го дивизиона, состоялось в Тейковской дивизии. Конец ноября 2010 года, глава РВСН заявляет о постепенном перевооружении – “Тополь-М” заменят комплексами “Ярс”. Декабрь 2010 года, 2-й дивизион в составе трех СПУ входит в состав в Тейковской дивизии. Март 2011 года, официально объявляют о заступлении первого полка имеющим на вооружении ракету РС-24 “Ярс”, из состава Тейковской дивизии, на боевое дежурство. Август 2011 года, 3-й дивизион “Ярсов» входит в состав Тейковской дивизии. Формируется полноценный 3-х дивизионный ракетный полк с новейшим вооружением – МБР “Ярс”. Сентябрь 2011 года, военное ведомство России сообщает о формировании и заступление на боевое дежурство 2-го полка с ракетами “Ярс” до конца 2011 года. Начало декабря 2011 года, в Тейковской дивизии заступает на дежурство (опытно-боевое) 2-й обещанный полк “Ярсов”. Состав полка – подвижный КП полка и 1-й дивизион с тремя СПУ. Середина декабря 2011 года, официально объявляют о перевооружении одного полка Глуховской дивизии в 2012 году комплексами “Ярс”. Конец декабря 2011 года, второй полк Тейковской дивизии с ракетами “Ярс”, официально заступает на боевое дежурство.
Ракеты РC-24 – 15Ж67 и шахтная 15Ж55М
Конструктивно РC-24 похожа на “Тополь-М”, и имеет три ступени. Отличается от РС-12М2 новой платформой разведения блоков с боеголовками и переоснащением некоторой части правляющей системы. Увеличена полезная нагрузка. На вооружение ракета поступает в заводском транспортно-пусковом контейнере, в котором и проводит всю свою службу. Корпус ракетного изделия покрыт спецсоставами для уменьшения воздействий ядерного взрыва. Вероятно, дополнительно нанесен состав по технологии “стелс”. Система наведения и управления. Из доступных сведений – автономная управляющая система инерциального исполнения с БЦВМ, вероятно используется астрокоррекция. Предположительный разработчик управляющей системы Московский НПЦ приборостроения и автоматики. Использование активного участка траектории сократили. Для улучшения скоростных характеристик в конце отработки третей ступени, возможно, используют разворот с направлением нулевого приращения расстояния до полной отработки запаса топлива последней ступени. Отсек приборного оборудования полностью герметичен. Ракета способна преодолеть на старте облако ядерного взрыва и совершить программный маневр. Для проведения испытаний ракету, скорее всего, оборудуют телеметрической системой – приемоиндикатор Т-737 “Триада”. Для противодействия средствам ПРО, ракета оборудуется комплексом противодействия. С ноября 2005года по декабрь 2010 года были произведены испытания комплексов противодействия ПРО с использованием ракет “Тополь” и К65М-Р.
Ступени МБР “Ярс”
Ступени являются ракетными двигателями на твердом топливе. Топливо для ступеней “Ярса” разработки ФГУП “Союз” город Дзержинск. Первая ступень – двигатель разработки Пермского НПО “Искра”, предположительно используемое топливо Т-9БК-8Э. Вторая ступень – вероятно, использует раздвижные насадки на сопло двигателя ступени, предположительный разработчик – МИТ. Используемое топливо – АП-65. Третья ступень – вероятно, использует раздвижные насадки на сопло двигателя ступени, предположительный разработчик – МИТ. Используемое топливо – АП-65. Возможно, 2 и 3 ступени используют технологию раздвижения насадков на сопла двигателей ступеней разработанную еще в 80-е годы Днепропетровским КБ “Южное” – раздвижение происходит продуктами отработки двигателей 2 и 3 ступеней. Платформа разведения блоков с боеголовками, вероятно, использует специализированный двигатель с регулируемой тягой. Топливо платформы – разработка ФГУП “Союз” город Дзержинск. Существует вероятность использования двигателя для платформы разработок Днепропетровского КБ “Южное” прототип, которого использовался еще на первом образце – «1Л». Двигатель работал на топливе “Пронит”, регулируемая тяга – большая 300 килограмм в безвоздушном пространстве и малая соответственно 3-6 килограмм.
Предположительно именно 15Ж67 установлена на мобильную АПУ 15У175М. Шасси – многоосное МЗКТ-79221. АПУ соответствует используемой АПУ “Тополь-М”. Вероятно, шасси будем модифицировано со временем. Топопривязка производится в любом месте пребывания АПУ, для чего используют ИНС со спутниковой поправкой. Имеются данные об отличиях топопривязочной системы “Ярса” от “Тополь-М”.
АПУ:
– навигационная система с комплексом пересчета заданий;
– комплексное оборудование связи, для обеспечения качественного приема сигнала от ВЗУ и передачи информации о состоянии установки;
– аппаратура управления боевого запуска;
– автономная система подачи энергии;
– стрела размещения контейнера с ракетой;
– система гидравлики для управления горизонтированием АПУ;
– система контроля за температурно-влажностным режимом в контейнере и наземной аппаратуре;
– наземная система управления;
– комплекс прицеливания.
Основные характеристики:
– холодный старт с ПАД;
– формула колес 16 на 16;
– двигатель ЯМЗ-847.10 дизельного исполнения в 800 л.с;
– длина 22.65 метра;
– ширина 3.35 метра;
– высота 3.27 метра;
– поворотный радиус 18 метров;
– преодоление брода до 110 сантиметров;
– шины ВИ-178А / АУ регулируемого давления;
– вес 44 тонны;
– заправка топлива 0.82 тонны;
– скорость хода 45 километров в час;
– дальность хода полтысячи километров.
15Ж55М используется в шахтном исполнении по типу отдельный старт. Вероятно, ракета будет установлена в шахты от ракет РС-20, РТ-2ПМ2 и РС-18.
Характеристики ракеты:
– длина 22 метра;
– длина ступени 8 метров;
– диаметр 2 и 3 ступеней 158 сантиметров;
– вес боеголовок 1.2 тонны;
– дальность применения до 12 тысяч километров;
– время АУТ не более 200 секунд;
– отклонение до 150 метров (КВО);
– гарантированный срок эксплуатации более 10 лет;
Возможные варианты БЧ:
– до четырех РГЧ ИН до 300 килотонн;
– шесть РГЧ ИН в 150 килотонн;
Ведутся активные разработки новых маневрирующих управляемых боевых блоков, вероятно, используются наработки НИР «Альбатрос». КСП ПРО предположительно создан на основе КПС ПРО “Сура”.
Структура:
Один дивизион “Ярс” состоит из трех самоходных ПУ и одного КП на шасси МКЗТ.