2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самолёт Як-7 – из учебных классов на фронт тотальной войны

Самолёт Як-7 – из учебных классов на фронт тотальной войны

Ещё до войны в конструкторском бюро Яковлева был создан истребитель Як-1. Впоследствии его конструкция разовьётся в Як-3 – один из лучших советских самолётов в своём классе.

Но уникальность ситуации в том, что у яковлевских истребителей был «внутренний конкурент». Им стал самолёт Як-7, на протяжении войны он (а затем и его потомок Як-9) выпускались параллельно с «основной линейкой». При этом использование Як-7 в качестве истребителя изначально вообще не предусматривалось. Задумывался этот самолёт, как учебный, для подготовки пилотов «настоящих» боевых машин, в том числе и Як-1.

  1. История создания
  2. Конструкция
  3. Серийные модификации
  4. Боевое применение
  5. Лётно-технические характеристики
  6. Видео

Серийные модификации

Як-7А – самолёты образца 1942 года. На них начли устанавливать радиостанцию, аэродинамику несколько улучшили за счёт убирающегося хвостового колеса. Прозрачный фонарь в процессе производства заменили фанерной крышкой.

Як-7Б – созданная в том же 1942 году модификация с улучшенной аэродинамикой и усиленным вооружением. Пулемёты ШКАС на этом истребителе заменили на 12,7мм пулемёты УБС. Лётные качества этого Як-7 не только не ухудшились, но и выросли до уровня довоенных УТИ-26. С августа 1942 двигатель М-105ПА заменили на форсированный до 1180 л.с. М-105ПФ.

Также на этом Як-7 во время выпуска появился новый фонарь – каплевидный, гаргрот при этом был понижен. Радиостанциями оснащались все самолёты, но большинство – только приёмниками. Передатчики, необходимые для отдавания приказов, имели только командирские Як-7. Истребители, отданные в части ПВО, имели дополнительные средства ночной навигации – радиокомпас и мощную посадочную фару.

Як-7-37 – мелкосерийный истребитель, вооружённый 37 мм пушкой Ш-37 конструкции Шпитального. Войсковые испытания продемонстрировали высокую огневую мощь самолёта (для уничтожения вражеского истребителя достаточно было одного попадания осколочно-фугасного снаряда). Хотя выпуск продолжен не был, Як-7-37 стал прямым предком более известного Як-9Т.

Як-7В – учебно-тренировочный самолёт, отличавшийся упрощённой конструкцией. На них устанавливали неубирающееся шасси, топливные баки без протектора. Вооружение было упразднено вообще.

Опытный самолёт с дюралевыми лонжеронами крыльев получил название Як-7ДИ. Его испытания показали отличные результаты, но он оказался и последим «седьмым». В серию подобный истребитель пошёл уже под другим индексом – Як-9.

Истребитель Як-7 — видео

Серийное производства с мая 1941 г. развернул химкинский завод № 301. После начала войны на заводе № 301 в инициативном порядке под руководством К.В. Синельщикова разработали одноместный боевой вариант Як-7, успешно прошедший испытания и запущенный в производство с сентября 1941 г. После эвакуации производство продолжено на новосибирском заводе № 153, а позже развернули на московском заводе № 82 (последний с 1942 г. изготовил 1320 машин). До 1944 г. изготовили примерно 7300 самолетов, в т.ч. около 900 учебных. Пик производства -3296 машин — был достигнут в 1943 г. В том году Як-7 по объему производства занял второе место среди советских истребителей, уступив лишь Ла-5.

Боевое применение Як-7

Дебютировали Як-7 в ходе битвы под Москвой. В ноябре 1941 г. в 172-м ИАП ВВС Западного фронта числилось 5 машин этого типа. Однако первоначально темп выпуска этих истребителей был очень невелик. Первой массовой модификацией «семерки» стал Як-7б, а первой крупной операцией, где такие машины применялись в значительном количестве — Сталинградская битва. В августе 1942 г. Як-7б получил 4-й ИАП, в котором воевали Амет-Хан Султан и В.Д. Лавриненков. В том же месяце на Сталинградский фронт прибыл сформированный в Химках 910-й ИАП, на вооружении которого также находились Як-7б (позднее этот полк стал 148-м гвардейским ИАП). Эта часть заслуживает внимания хотя бы тем, что лишь в марте 1945 г. получила новые истребители Як-3, почти всю войну провоевав на Як-7б. Пытаясь перенимать лучшее из тактики противника, в ВВС Красной армии именно под Сталинградом сформировали первую группу истребителей, задачей которой было ведение «свободной охоты». Вооруженная Як-7б группа, правда, просуществовала недолго, но определенных успехов добилась. Лучшим её пилотом был А.К. Рязанов (к моменту окончания войны на его счету была 31 личная победа и 16 в группе).

Читать еще:  Туристические рюкзаки: особенности выбора и обзор популярных моделей

В 1942 г. прошли фронтовые испытания самолеты Як-7-37. Такими машинами осенью вооружили 42-й ИАП Северо-Западноого фронта, в составе 240-й ИАД. В целом новые «Яки» неплохо проявили себя в боевой обстановке: в 12 воздушных боях было сбито 10 вражеских самолетов и ещё 2 — подбито. Свои потери составили 4 сбитые и 3 поврежденные машины.

В 1943 г. части, вооруженные Як-7б, принимали участие во всех крупных воздушных сражениях, в частности в Кубанском и в Курской битве. В большинстве случаев они действовали в составе смешанных соединений совместно с Ла-5, но, например, 234-я ИАД, летом 1943 г. воевавшая под Курском, имела три полка Як-7б. Заметной оставалась доля Як-7 и в начале 1944 г.: в Корсунь-Шевченковской операции в феврале участвовал один полк на Як-7б, а ещё 7 эксплуатировали эти машины наряду с «Яками» других модификаций. В последующие месяцы количество Як-7б на фронте постоянно сокращается — их вытеснили более современные самолеты, прежде всего, Як-9 и Як-3.

Созданный как вынужденная импровизация первых месяцев войны, Як-7 к 1942 г. эволюционировал в весьма неплохой истребитель. Установка нового двигателя М-105ПФ позволила заметно повысить скорость Як-7б на малых и средних высотах, но главное — существенно улучшились скороподъемность и маневренность в вертикальной плоскости. И хотя по этим показателям Як-7б все-таки не достиг уровня Bf 109F-4 и Bf 109G-2, отставание его стало гораздо меньше и уже не играло большой роли в воздушном бою. По горизонтальной маневренности, как показали бои, Як-7б имел преимущество над противником. По вооружению самолет не имел себе равных среди серийно выпускавшихся отечественных истребителей. Именно Як-7б, в 1942 г. являвшийся по комплексу боевых возможностей лучшим в ВВС Красной армии, стал основой для дальнейшего развития истребителей Яковлева.

Модификации Як-7

Як-7УТИ — двухместный учебно-тренировочный. Двигатель М-105П с ограничителем числа оборотов. Вооружение — 1 7,62-мм синхронный пулемет ШКАС. На заводах № 301 и N9 153 построено 186 самолетов.

Як-7В — упрощенный двухместный учебно-тренировочный с неубирающимся шасси и без вооружения. Двигатель М-105ПА, а позже — М-105ПФ. Завод № 153 с начала 1942 г. по декабрь 1943 г. выпустил 697 машин.

Як-7 — одноместный боевой вариант. Двигатель М-105П (1050 л.с.). Вооружение — 1 20-мм мотор-пушка ШВАК, 2 7,62-мм синхронных пулемета ШКАС; возможна подвеска 6 82-мм НАР. В 1941 г. построено 62 самолета (51 на заводе № 301 и 11 — № 153).

Як-7А — двигатель М-105 ПА. Внедрен комплекс мероприятий по улучшению аэродинамики. С января по май 1942 г. выпущено 277 машин.

Як-7б — синхронные пулеметы заменены 2 12,7-мм УБС. Доработана система охлаждения двигателя. В апреле-июне 1942 г. изготовлен 261 самолет с мотором М-105ПА, после чего начался выпуск Як-7б с М-105ПФ. Впоследствии введен каплевидный фонарь кабины (по образцу Як-16). Помимо завода № 153 выпускался московским заводом № 82.

Читать еще:  Airbus a330: пассажирские и военные модификации самолета

Як-7-37 — двигатель М-105ПА. Вооружение — 1 37мм пушка НС-37, 2 12,7-мм синхронных пулемета УБС. В августе 1942 г. выпущено 22 самолета.

Испытывались, но серийно не строились Як-7 с мотором М-82 и Як-7Р с установленными под крылом двумя прямоточными воздушно-реактивными двигателями.

Истребитель Як-7 — видео

Серийное производства с мая 1941 г. развернул химкинский завод № 301. После начала войны на заводе № 301 в инициативном порядке под руководством К.В. Синельщикова разработали одноместный боевой вариант Як-7, успешно прошедший испытания и запущенный в производство с сентября 1941 г. После эвакуации производство продолжено на новосибирском заводе № 153, а позже развернули на московском заводе № 82 (последний с 1942 г. изготовил 1320 машин). До 1944 г. изготовили примерно 7300 самолетов, в т.ч. около 900 учебных. Пик производства -3296 машин — был достигнут в 1943 г. В том году Як-7 по объему производства занял второе место среди советских истребителей, уступив лишь Ла-5.

Боевое применение Як-7

Дебютировали Як-7 в ходе битвы под Москвой. В ноябре 1941 г. в 172-м ИАП ВВС Западного фронта числилось 5 машин этого типа. Однако первоначально темп выпуска этих истребителей был очень невелик. Первой массовой модификацией «семерки» стал Як-7б, а первой крупной операцией, где такие машины применялись в значительном количестве — Сталинградская битва. В августе 1942 г. Як-7б получил 4-й ИАП, в котором воевали Амет-Хан Султан и В.Д. Лавриненков. В том же месяце на Сталинградский фронт прибыл сформированный в Химках 910-й ИАП, на вооружении которого также находились Як-7б (позднее этот полк стал 148-м гвардейским ИАП). Эта часть заслуживает внимания хотя бы тем, что лишь в марте 1945 г. получила новые истребители Як-3, почти всю войну провоевав на Як-7б. Пытаясь перенимать лучшее из тактики противника, в ВВС Красной армии именно под Сталинградом сформировали первую группу истребителей, задачей которой было ведение «свободной охоты». Вооруженная Як-7б группа, правда, просуществовала недолго, но определенных успехов добилась. Лучшим её пилотом был А.К. Рязанов (к моменту окончания войны на его счету была 31 личная победа и 16 в группе).

В 1942 г. прошли фронтовые испытания самолеты Як-7-37. Такими машинами осенью вооружили 42-й ИАП Северо-Западноого фронта, в составе 240-й ИАД. В целом новые «Яки» неплохо проявили себя в боевой обстановке: в 12 воздушных боях было сбито 10 вражеских самолетов и ещё 2 — подбито. Свои потери составили 4 сбитые и 3 поврежденные машины.

В 1943 г. части, вооруженные Як-7б, принимали участие во всех крупных воздушных сражениях, в частности в Кубанском и в Курской битве. В большинстве случаев они действовали в составе смешанных соединений совместно с Ла-5, но, например, 234-я ИАД, летом 1943 г. воевавшая под Курском, имела три полка Як-7б. Заметной оставалась доля Як-7 и в начале 1944 г.: в Корсунь-Шевченковской операции в феврале участвовал один полк на Як-7б, а ещё 7 эксплуатировали эти машины наряду с «Яками» других модификаций. В последующие месяцы количество Як-7б на фронте постоянно сокращается — их вытеснили более современные самолеты, прежде всего, Як-9 и Як-3.

Созданный как вынужденная импровизация первых месяцев войны, Як-7 к 1942 г. эволюционировал в весьма неплохой истребитель. Установка нового двигателя М-105ПФ позволила заметно повысить скорость Як-7б на малых и средних высотах, но главное — существенно улучшились скороподъемность и маневренность в вертикальной плоскости. И хотя по этим показателям Як-7б все-таки не достиг уровня Bf 109F-4 и Bf 109G-2, отставание его стало гораздо меньше и уже не играло большой роли в воздушном бою. По горизонтальной маневренности, как показали бои, Як-7б имел преимущество над противником. По вооружению самолет не имел себе равных среди серийно выпускавшихся отечественных истребителей. Именно Як-7б, в 1942 г. являвшийся по комплексу боевых возможностей лучшим в ВВС Красной армии, стал основой для дальнейшего развития истребителей Яковлева.

Читать еще:  Штурмовая винтовка Vektor CR21

Модификации Як-7

Як-7УТИ — двухместный учебно-тренировочный. Двигатель М-105П с ограничителем числа оборотов. Вооружение — 1 7,62-мм синхронный пулемет ШКАС. На заводах № 301 и N9 153 построено 186 самолетов.

Як-7В — упрощенный двухместный учебно-тренировочный с неубирающимся шасси и без вооружения. Двигатель М-105ПА, а позже — М-105ПФ. Завод № 153 с начала 1942 г. по декабрь 1943 г. выпустил 697 машин.

Як-7 — одноместный боевой вариант. Двигатель М-105П (1050 л.с.). Вооружение — 1 20-мм мотор-пушка ШВАК, 2 7,62-мм синхронных пулемета ШКАС; возможна подвеска 6 82-мм НАР. В 1941 г. построено 62 самолета (51 на заводе № 301 и 11 — № 153).

Як-7А — двигатель М-105 ПА. Внедрен комплекс мероприятий по улучшению аэродинамики. С января по май 1942 г. выпущено 277 машин.

Як-7б — синхронные пулеметы заменены 2 12,7-мм УБС. Доработана система охлаждения двигателя. В апреле-июне 1942 г. изготовлен 261 самолет с мотором М-105ПА, после чего начался выпуск Як-7б с М-105ПФ. Впоследствии введен каплевидный фонарь кабины (по образцу Як-16). Помимо завода № 153 выпускался московским заводом № 82.

Як-7-37 — двигатель М-105ПА. Вооружение — 1 37мм пушка НС-37, 2 12,7-мм синхронных пулемета УБС. В августе 1942 г. выпущено 22 самолета.

Испытывались, но серийно не строились Як-7 с мотором М-82 и Як-7Р с установленными под крылом двумя прямоточными воздушно-реактивными двигателями.

Военная служба и боевое применение ЯК-7

Первый дебют ЯК-7 состоялся во время битвы под Москвой. Уже в ноябре 1941 году военно-воздушные силы Западного фронта имели в своём составе 5 истребителей ЯК-7. К сожалению, темп выпуска ЯК-7 в 1941 году был весьма далёк от идеала, поэтому число подобных истребителей на фронте было крайне невелико. Первой модификацией ЯК-7, которая началась серийно выпускаться в больших количествах, стала модель ЯК-7Б. Первой серьёзной битвой, где ЯК-7Б показал, на что он способен, стала битва под Сталинградом, где участвовало большое количество машин данного типа. Самыми первыми ЯК-7Б получили 4-й ИАП и 910-й ИАП, который практически до конца войны сражался на ЯК-7Б, лишь в 1945 году получив новые истребители ЯК-3.

Заметив эффективность тактики военных лётчиков фашистской Германии, военно-воздушные силы Красной армии именно под Сталинградом начали использовать тактику «свободной охоты». Лётчики объединились в группу, которая имела на вооружении ЯК-7Б. Хотя данная группа просуществовала недолго, она добилась значительных успехов. Самым известным пилотом данной группы был Рязанов, который лично сбил 31 вражеский самолёт, а 16 – в составе группы.

В 1942 году на фронт поступила новая модификация ЯК-7-37. Эти машины поступили на вооружение 42-го ИАП Северо-западного фронта. Хотя данных самолётов было выпущено всего 22, они смогли уничтожить 10 вражеских самолётов, потеряв только 4 своих.

В 1943 году Як-7Б стал весьма распространённым самолётом на всех фронтах. Данные истребители принимали участие во всех значительных военных сражениях 1943 года. В 1944 году доля истребителей ЯК-7Б была ещё весьма значительной, но уже ближе к лету 1944 года они стали повсеместно вытесняться более современными машинами, в честности ЯК-3 и ЯК-9.

Стоит отметить, что ЯК-7, который создавался в связи с острой нехваткой истребителей в первый год войны на базе учебного самолёта, к середине войны стал одним из лучших отечественных истребителей. Мощное вооружение, которым обладал ЯК-7, не имело равных среди других серийных истребителей советской армии. Именно ЯК-7Б стал основой для выпуска более современных истребителей Яковлева.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector