2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прогресс и провал

Прогресс и провал. Технологии проекта RAH-66 Comanche

В начале 1996 г. свой первый полет совершил опытный разведывательно-ударный вертолет RAH-66 Comanche, разработанный компаниями Boeing и Sikorsky. Испытания продолжались несколько лет, и в 2004 г. Пентагон принял решение о закрытии проекта. Получившийся вертолет не в полной мере соответствовал предъявляемым требованиям, а также был слишком дорогим и чрезмерно сложным. Одной из причин высокой сложности проекта являлся ряд новых и смелых решений и технологий в разных областях.

Против радиолокаторов

К будущему RAH-66, разрабатывавшемуся в рамках программы Light Helicopter Experimental (LHX), предъявлялись особые требования по заметности. Разведывательно-ударная машина должна была буквально висеть над полем боя – с понятными рисками. Поэтому следовало одновременно уменьшить радиолокационную, инфракрасную и акустическую заметность.

Планер для RAH-66 проектировался с применением всех доступных технологий и наработок. Он получил характерную угловатую форму, образованную плоскими и изогнутыми панелями, а также скругленными гранями. Обшивку планера выполнили из композитов с минимальным коэффициентом отражения. Кроме того, использовалось специальное покрытие с функцией поглощения радиоволн.

Серьезной проблемой в контексте малозаметности стали несущий и рулевой винт. Втулку несущей системы закрыли композитными обтекателями, а лопасти построили с минимальным количеством металла и со всеми необходимыми покрытиями. Эти меры позволили резко сократить отражения от несущего винта, хотя и не исключили их. Рулевой винт получил композитные лопасти и был размещен в кольцевом канале. Это исключило его облучение с передних углов, а также сократило отражения сигнала сбоку.

«Команч» отличался минимальным числом выступающих деталей. Так, носовая пушечная установка могла разворачиваться назад вдоль фюзеляжа и убирать ствол в закрытую нишу. Подвесное вооружение разместили на крыльях, убираемых в бортовые грузоотсеки фюзеляжа. Предусматривалась и открытая перевозка оружия с ростом нагрузки и с увеличением заметности.

Компании-разработчики сообщали, что все эти меры позволили довести заметность вертолета до возможного минимума. В зависимости от разных факторов, ЭПР вертолета RAH-66 была в 250-360 раз ниже, чем у строевого AH-64 Apache. Более того, вертолет по ЭПР сравнивали с ракетой AGM-114. Впрочем, точные цифры до сих пор не раскрывались.

Инфракрасная незаметность

Были приняты меры по сокращению заметности в инфракрасном диапазоне. Так, покрытие планера не только поглощало радиоволны, но и имело функции теплоизолятора. Это не позволяло теплу от внутренних агрегатов нагревать обшивку и демаскировать вертолет. Кроме того, пришлось создать оригинальную систему внутренних агрегатов, снижающую выбросы тепла наружу.

Вертолет RAH-66 оснащался двумя турбовальными двигателями LHTEC T800-LHT-801 мощностью по 1563 л.с. При максимальном взлетном весе 5,6 т это позволяло получить высокие летно-технические характеристики. Кроме того, достигались и иные преимущества. В частности, силовая установка вертолета Comanche производила меньше горячих газов, чем более мощные моторы Apache.

Читать еще:  Пневматические пистолеты глетчер: кольт 1911, маузер, беретта fs 92 auto, грач, тт, парабеллум

Горячие газы от двигателей поступали в специально разработанное охлаждающее устройство, помещенное в хвостовой балке. Они охлаждались за счет забираемого забортного воздуха и выбрасывались в заднюю полусферу. Применение такого охлаждения позволило более полно использовать внутренние объемы планера, а также исключить необходимость установки бортовых экранирующих выхлопных устройств.

За счет всех этих мер удалось в разы сократить тепловое излучение от вертолета и его выхлопа. По открытым данным, заметность в инфракрасном диапазоне сокращалась до 4 раз.

Снижение шума

Летящий вертолет производит шум, демаскирующий его на большой дистанции. Этот шум складывается из гула работающих турбовальных двигателей и звука воздушных винтов. В проекте RAH-66 были приняты меры по сокращению акустической заметности в полете.

Вопросы шума решались за счет оптимизации конструкции воздушных винтов. Несущая система под названием Pentaflex получила оригинальную втулку и особую конструкцию лопасти. Их разработали с учетом улучшения аэродинамики, уменьшения различных вихрей и, следовательно, сокращения шума – без потерь в прочности. Также имелась возможность снижения оборотов винта для сокращения шума. Схожие идеи реализовали на рулевом винте.

Боевые возможности

По требованию заказчика, вертолет LHX / RAH-66 должен был решать несколько основных задач. Планировалось создать вертолет с возможностью оптической и радиотехнической разведки, а также способный наносить удары по наземным целям и поражать летательные аппараты. Все это потребовало использовать ряд новых решений.

RAH-66 получил принципиально новый прицельно-навигационный комплекс с развитыми вычислительными средствами, «стеклянной кабиной» и нашлемной системой индикации. Предусматривалась интеграция в перспективные сетецентрические контуры управления войсками. В перспективе вертолет мог получить РЛС с надвтулочной антенной.

Для поражения наземных целей планировалось использовать управляемые ракеты AGM-114 Hellfire, до 6 ед. на двух выдвижных установках. Также предлагалось использовать ракеты «воздух-воздух» AIM-92 Stinger – до 12 ед. При необходимости можно было комбинировать боеприпасы. Предполагалось расширение номенклатуры за счет других вооружений, в т.ч. иностранных. Были разработаны съемные внешние крылья с одной точкой подвеской на каждом, что позволяло увеличить боекомплект или добавить подвесные баки.

Цена прорыва

С точки зрения технических решений, технологий и т.д. проект Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche представлял и представляет большой интерес. Испытания показали, что вертолет вполне способен справляться с предполагаемыми задачами и показывать весьма высокие результаты – требовалось лишь завершить доводку.

Однако проект оказался слишком смелым и чрезмерно прогрессивным, что привело к ряду характерных проблем. В первую очередь, Пентагон и авиастроители столкнулись с затягиванием работ. Программу LHX запустили еще в 1982 г., а опытный RAH-66 подняли в воздух только в 1996-м. На исследовательские и проектные работы, а также на подготовку и строительство прототипа ушло почти 14 лет. Испытания и доводка продолжались до 2004 г., и за это время не удалось решить все поставленные задачи. Таким образом, начало эксплуатации сдвигалось, как минимум, на вторую половину двухтысячных годов.

Читать еще:  Президент аргентины — самый опасный пост в мировой истории

Проект RAH-66 основывался на опыте разработки другой вертолетной техники, но предусматривал широкое использование совершенно новых идей и материалов. Часть новых технологий и агрегатов пришлось разрабатывать заново, на что требовались время и деньги. К моменту завершения работ на проект успели потратить ок. 7 млрд долл., а на серийное производство техники в желаемых количествах требовалось не менее 35-40 миллиардов.

Таким образом, программа LHX и ее результат в виде RAH-66, несмотря на все преимущества и передовые разработки, оказались слишком смелыми для своего времени и слишком дорогими. Продолжение проекта и немедленное использование новых технологий на практике посчитали нецелесообразным.

Дорогой задел на будущее

Следует отметить, что наработки по проекту RAH-66, стоившие миллиарды долларов, похоже, не пропали впустую. Прямо сейчас в США идет программа Future Vertical Lift (FVL), целью которой является создание новых вертолетов разного назначения. В конструкции демонстрируемых образцов заметно влияние «Команча» – учитываются вопросы заметности, используются передовые разработки в области авионики и т.д.

Ожидается, что вертолеты программы FVL пойдут в серию на рубеже двадцатых-тридцатых годов и затем заменят сразу несколько образцов, состоящих на вооружении. Таким образом, провальный проект прошлого может повлиять на будущее. Конечно, если не возникнут новые затруднения, как это было в прошлом.

Вертолет мечты

Идея о создании принципиально нового вертолета зародилась в умах заокеанских военных и конструкторов в начале восьмидесятых. Сменивший «потепление» семидесятых период холодной войны с определением вероятных противников Североатлантического альянса, которыми назначили Советский Союз и его союзников, словно обрел второе дыхание. Основным средством наземного нападения тех лет считалась бронетехника, количественное и качественное превосходство в которой было на стороне стран Варшавского договора. Запад, возглавляемый вашингтонскими ястребами, не собирался мириться с такой ситуацией, поэтому идея создания эффективного средства борьбы с бронированной техникой и в первую очередь с танками не просто витала в воздухе. Она полностью заняла умы теоретиков Пентагона, считавших таким средством специализированный вертолет с противотанковыми управляемыми ракетами на борту.

В декабре 1982 года идея материализовалась в доклад «Исследования в области применения авиации армии США», ключевыми выводами которого стали доказательства неспособности стоящих на вооружении американских ВВС вертолетов устаревших типов (Bell ОН-58 и Bell АН-1) качественно выполнять боевые задачи в условиях растущего воздействия противовоздушной обороны стран Варшавского договора. Новый вертолет должен был оперативно вести боевые действия вне зависимости от условий местности, климатического пояса, времени года и суток.

“ Задуманный как достойный ответ российским боевым вертолетам «Команч» не обладает характеристиками, дающими решающее преимущество перед Ка-52, Ка-50 и Ми-28Н, и серьезно уступает им в броневой защите и живучести ”

Ключевыми характеристиками, с точки зрения заказчика, должны стать максимальная скорость полета не менее 500 километров в час (к слову, на 180 километров в час больше, чем у любого стоящего на вооружении вертолета) и минимальная заметность машины в радиолокационном, акустическом, инфракрасном и даже визуальном диапазонах. Была разработана программа LHX (Light Helicopter Experimental), ключевым условием которой стала разработка перспективного вертолета на конкурсной основе. Следует отметить не только впечатляющие масштабы этой программы, предусматривающей постройку шести тысяч машин уже к 1994 году, но и заложенный под ее реализацию колоссальный бюджет. Стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ оценивалась в 2,8 миллиарда, на производство планировалось затратить ни много ни мало 36 миллиардов долларов. Неудивительно, что в борьбу за участие в программе создания перспективного американского вертолета, обещавшую стабильную прибыль как минимум на двадцать лет, вступили сразу четыре лидера авиастроительной промышленности Соединенных Штатов – научно-производственное предприятие Sikorsky Aircraft Corporation, Bell Helicopter, Boeing Vertol и военно-промышленная авиастроительная компания Hughes Aircraft.

Читать еще:  Вертолёт ми-1: двигатель, конструкция, история разработки, применение, технические характеристики (ттх)

Однако в 1985-м участников конкурса оповестили о снижении ассигнований на программу LHX, а годом позже – и о ее полном прекращении.

Что стало причиной такого решения, неизвестно, то ли конкурентная борьба участников различных программ за средства американского бюджета, то ли начавшаяся в Советском Союзе перестройка, сулившая Североатлантическому альянсу приличные дивиденды без серьезных предварительных затрат, но факт остается фактом – деньгам нашли иное применение.

Тем не менее этап компьютерного моделирования был полностью закончен, а некоторые из разработанных систем даже прошли программы сравнительных испытаний как в наземных, так и в летающих лабораториях. Опытно-конструкторские работы не пропали даром, хотя отчеты о них пылились на полках пять лет.

Успешно проведенная в 1991 году американским и натовским контингентами военная операция «Буря в пустыне» в Ираке стала своеобразным толчком для возобновления программы LHX. События начали развиваться достаточно динамично: не успели участники конкурса осмыслить информацию о его возобновлении, как было объявлено и о победителях – компаниях Sikorsky Aircraft Corporation и Boeing Vertol. Мало того, безымянная до сих пор винтокрылая машина получила название. Впервые в истории военного вертолетостроения США появилась аббревиатура RAH, в дословном переводе – разведывательно-атакующий вертолет. Так целью реализации программы LHX стала конкретная боевая машина RAH-66 Comanche.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector