0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ка-26 – сельскохозяйственный «хулиган»

Ка-26 – сельскохозяйственный «хулиган»

Интенсивное развитие сельского хозяйства и промышленности в 50-е годы прошлого столетия дало мощный толчок к развитию гражданского вертолетостроения. Ярким представителем таких машин стал многоцелевой вертолет Ка-26. Несмотря на сугубо гражданское предназначение, техника получила обозначение НАТО Hoodlum(Хулиган).

Вертолет производился порядка 20 лет и поставлялся не только в социалистические, но и в капиталистические страны. Машины Ка-26 встречались в ФРГ, Швеции, Японии и даже США, куда попали сложным путем через систему подставных фирм.

  1. История создания и модификации
  2. Конструкция
  3. След в культуре
  4. Видео

История создания

Примерно с середины 50-х годов в Советском Союзе для проведения сельскохозяйственных работ начали широко применяться вертолеты Ми-1 и Ка-15. Эти машины удобряли почву, проводили опрыскивание садов и посевов на полях. Эффективность использования винтокрылых машин в сельском хозяйстве оказалась настолько высокой, что позже к подобным работам стали подключать и более мощный вертолет Ми-2. Фронт сельскохозяйственных работ, на котором использовалась авиация, с каждым годом становился все шире. Нужна была новая специализированная машина, способная широкий спектр задач.

В начале 60-х годов было принято решение разработать высокоэффективный вертолет для нужд советских аграриев. Эта работа была поручена специалистам ОКБ Камова. Новый вертолет решили сделать универсальным, то есть способным не только нести различные виды сельскохозяйственного оборудования, но и пригодным для пассажирских и грузовых перевозок.

Генеральным заказчиком вертолета выступил гражданский воздушный флот (ГВФ). Ка-26 – это один из немногих советских вертолетов, который разрабатывался и применялся исключительно для мирных целей.

Для достижения необходимой универсальности новая машина получила модульную конструкцию. Это позволило обеспечить максимальную весовую отдачу для каждого варианта его применения. Планер вертолета оставался неизменным для всех основных его модификаций, кроме этого, машина еще оснащалась комплектами навесного оборудования, которые можно было быстро установить. Такая схема позволила сделать Ка-26 уникальным вертолетом в плане отношения «стоимость/эффективность». В этом отношении он значительно превосходил другой советский вертолет этого периода – Ми-2.

Имея меньшую массу и более низкую мощность двигателя, Ка-26 мог перевозить равный с Ми-2 по массе груз внутри грузовой кабины и 200 кг больше транспортировать на внешней подвеске. Кроме того, Ка-26 в два раза превосходил Ми-2 по дальности полета (без использования дополнительных баков).

Ка-26 оснащался стеклопластиковыми лопастями несущих винтов, что делало их ресурс практически неограниченным.

Читать еще:  Противотанковое ружье М37 «Boys»

В 1965 году был изготовлен прототип вертолета, в этом же году машина впервые поднялась в небо. В 1966 году начались государственные испытания Ка-26. В 1967 году вертолет был представлен на международной выставке в Ле Бурже, а в 1969 году стартовало его серийное производство.

В период с 1967 по 1970 год конструкторами ОКБ Камова были разработаны многочисленные модификации вертолета, ниже указаны основные из них:

  • Сельскохозяйственная. Не имела грузопассажирской кабины, вместо нее устанавливался бак или бункер для химикатов.
  • Транспортная. Вертолет с грузопассажирской кабиной, в которую вмещалось шесть человек или груз массой до 900 кг.
    Медицинская. Вертолет для перевозки больных или раненых.
  • Модификация, разработанная для работников лесного хозяйства. Вертолет предназначался для патрулирования лесных массивов и проведения спасательных работ во время пожаров. Оснащался электрической лебедкой (грузоподъемность 150 кг).
  • Вертолет-летающий кран. Предназначался для проведения монтажных работ или перевозки грузов на внешней подвеске (до 900 кг). Часто использовался в тех случаях, когда габаритный груз не вмещался в грузовую кабину.
  • Спасательная. Модификация, предназначенная для проведения спасательных операций на море. Вертолет оснащался лебедкой и спасательной лодкой. Машины этой модификации имели баллонеты и могли совершать посадку на воду.
  • Патрульная. Модификация, разработанная для Госавтоинспекции. Машина оснащалась электролебедкой, громкоговорителем и грузовым крюком. Также на вертолет могла быть установлена телевизионная камера.

Сначала для опыления и внесения удобрений привлекались вертолеты Ми-1 и Ка-15, затем более грузоподъемный вертолет Ми-2 и самолет Ан-2. Но в связи с постоянно увеличивавшимся объемом работ, его в полной мере уже не могли обеспечить вышеуказанные машины. Поэтому потребовался многоцелевой, специализированный летальный аппарат. Таким образом, в начале 60-х годов перед ОКБ Н.И. Камова поставили задачу по созданию многоцелевого вертолета для сельского хозяйства, который мог бы использовать различные комплексы сельскохозяйственного оборудования. Вертолет Ка-26 был построен по оригинальной компоновочной схеме в виде «летающего шасси» с различными комплектами съемного модульного оборудования (пассажирская кабина, система распыления жидких химикатов, грузовая платформа, лебедка с крюком для подъема грузов). За 1,5-2 часа работы бригада из 3 человек могла переоборудовать машину из одного варианта в другой. В качестве силовой установки на Ка-26 применили поршневые двигатели воздушного охлаждения М-14B26, хорошо зарекомендовавшие себя на вертолетах Ka-15 и Ka-18. Их расположили в мотогондолах по бокам фюзеляжа. Что позволило в сочетании с простой и легкой конструкцией летательного аппарата обеспечить увеличение полезной нагрузки более чем в три раза. Установка более экономичных поршневых двигателей, чем подобных по мощности ГТД, обеспечило высокую экономичность машины в эксплуатации. На вертолете, впервые в практике мирового вертолетостроения, применили лопасти несущего винта, изготовленные из стеклопластика. Их ресурс почти в 10 раз превосходил ресурс металлических лопастей Ми-2, и составлял более 5000 летных часов. Вертолет Ка-26 стал единственным в СССР, прошедшим испытания и получившим сертификат по американским нормам летной годности FAR-29. Свой первый полет опытный Ка-26 совершил 18 августа 1965года, а серийное производство машин началось в январе 1969г. на авиационном заводе в г. Улан-Удэ и и авиационном заводе в Кумертау. Производство продолжалось до 1977 года, за это время было построено 850 экземпляров. Из этого числа 257 единиц было поставлено в 14 стран мира где, в основном, использовалась в гражданских целях.

Читать еще:  Универсальное российское шасси газ-3308

Длина фюзеляжа: 7,75 м.
Ширина фюзеляжа: 3,64м
Высота: 4,05 м.
Диаметр главного винта: 13 м.
Тип двигателя: 2 ПД М-14В-26
Мощность двигателя: 2 х 325 л.с.
Масса пустого: 2072 кг.
Нормальная взлетная масса: 3060 кг.
Максимальная взлетная масса: 3250 кг.
Максимальная скорость: 170 км/ч
Крейсерская скорость: 135 км/ч
Практическая дальность полета: 520 км
Практический потолок: 3000 м.
Экипаж: 2 человека
Полезная нагрузка: 6 пассажиров
Грузоподъемность 700 кг груза.

Что касается моделей Ка-26, то в масштабе 1:72 ее выпускает фирма A-model, обзор которой был сделан ранее в статье модель вертолета Ка-26.

Видео: многоцелевой вертолёт Ка-26

Всего было выпущено более восьмисот вертолётов Ка-26. Машина пользовалась большим спросом и у иностранных заказчиков. Зарубеж было поставлено 257 Ка-26.

Вертолёт был очень востребован в народном хозяйстве и при выполнении авиационно-химических работ. Многие Ка-26 используются по сей день.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector