Узкофюзеляжный ближнемагистральный пассажирский самолет Ил-114
Содержание
Максимальная пассажировместимость самолёта Ил-114 составляет 64 человека (всё зависит от варианта компоновки салона и модели). Обычно самолёт имеет лишь эконом-класс с местами, расположенными по схеме “2-2” (как и указано на схеме пассажирского салона). При этом лучшими местами для бронирования билетов являются места первого, второго и девятого рядов (согласно схеме), а наихудшими – места рядов с номерами 16 и 17.
Аэродинамически самолёт Ил-114 представляет собой двухмоторный турбовинтовой низкоплан нормальной схемы. Оперение – однокилевое. Также интересной особенностью является и то, что корпус самолёта на 10 процентов состоит из композитных материалов, что положительно влияет на его прочность, надёжность и устойчивость, а также снижает массу самолёта.
Конструкция крыла позволяет Ил-114 использовать взлётно-посадочные полосы длиной до 1600 метров, а встроенные трапы дают возможность его использования и на необустроенных аэродромах.
Лётно-технические характеристики Ил-114:
- Длина: 26,9 м.
- Высота: 9,2 м.
- Вес пустого: 15900 кг.
- Размах крыла: 30 м.
- Площадь крыла: 81,9 кв.м.
- Потолок: 8000 м.
- Дальность полета с максимальной загрузкой: 1500 км.
- Двигатели: 2хP&WCPW127H.
- Тяга: 2×2750л. с.
- Количество пассажирских мест: 64 места.
- Максимальный взлетный вес: 23500 кг.
- Максимальный посадочный вес: 23500 кг.
- Макс. коммерческая загрузка: 6500 кг.
- Емкость баков с топливом: 8360 кг.
- Длина разбега: 1400 м.
- Длина пробега: 900 м.
- Удельный расход топлива: 20.8 г/пас/км.
- Часовой расход топлива: 590 кг.
- Ширина салона: 2,3 м.
Модификации
Ил114Т
Разработку грузового варианта Ил114 начали в конце 1994. Грузовой самолёт Ил114Т отличается от начальной модели грузовой кабиной, снабжённой напольной механизацией, которая обеспечивает быстрое исполнение разгрузочно-погрузочных работ, и боковой дверью, которая расположена за крылом с левого борта фюзеляжа . Дверь имеет габаритные размеры 3,25 метра × 1,71 метра и открывается наверх. Кабина снабжена средствами предотвращения перемещения грузов.
Самолёт может транспортировать различное количество грузовых поддонов или контейнеров , в частности, восемь контейнеров 3АК-0,6 или 3АК-1, пять контейнеров 1АК1,5, восемь поддонов ПА1,5 или четыре поддона ПА3,0. Возможна транспортировка навалочных грузов.
Лётные проверки опытного самолёта стартовали в Ташкенте в сентябре 1997 года. Самолёт в августе 1997 года демонстрировали на авиационном салоне МАКС-1997. Самолёт вызвал определённый интерес, ввиду того, что в последнее время открылся рынок грузовых самолётов ,снабженных ТВД, которые рассчитаны на транспортировку грузов массой шесть-восемь тонн.
Исследуется Ил114100Т грузовой вариант с моторами Пратт-Уитни.
- Ил114-100
Другое наименование — Ил114РС (с ТВД PW127H Pratt&Whitney (2×2750 лошадиных сил). Лётные испытания стартовали 26.01.1999, а в конце 1999 он был зарегистрирован Авиационным регистром МАК. Он отличается от начального варианта увеличенной экономичностью и немного большей дальностью полёта в условиях максимальной коммерческой нагрузки. В 2001 году первые три экземпляра самолёта перешли в собственность узбекской авиационной компании «O’zbekiston HavoYo’llari», заказавшей десять самолётов. Рынок самолётов этой модификации оценивают в 300 единиц. На 30 августа 2011 года парк самолётов «O’zbekiston HavoYo’llari» составляет 6 машин, пять из которых имеют современную авионику комапнии «Collins» (у борта UK91102, напротив российский ЦПНК).
- Ил114ЛЛ
Летающая лаборатория на основе Ил114, сделанная в 2004 году в Ташкенте по заказу Научно-производственного Санкт-Петербургского предприятия «Радар ммс» с целью испытания выпускаемого оборудования. Широкой публике показали МАКС-2005, где совершен ряд демонстрационных полётов.
- Ил114-300
На самолёте смонтированы два турбовинтовых мотора ТВ7-117СМ, мощность которых 2650 лошадиных сил сшестилопастными малошумными воздушными винтами СВ34.03, вспомогательной силовой установой ТА-1 и пилотажно-навигационным цифровым комплексом ЦПНК114М2.
Ил-114 видео
Официальным началом работ можно считать постановление правительства СССР №834-248 от 2 сентября 1985 г. В соответствии с требованиями МГА СССР самолет должен перевозить 60 пассажиров на практическую дальность 1000 км с крейсерской скоростью 500 км/ч. Самолет должен эксплуатироваться ночью, выполнять взлет и посадку при метеоусловиях, соответствующих 2 категории ИКАО. Как и другие пассажирские самолеты с маркой «Ил», Ил-114 создавался по концепции проектирования, в соответствии с которой принимались все меры по обеспечению максимальной безопасности полета, удобства и комфорта пассажиров.
Уже к июню 1987 г. был построен полномасштабный макет самолета. Самолет был оснащен двумя двигателями ТВ7-117С разработки ОКБ «Завод им. В.Я. Климова», малошумными шестилопастными воздушными винтами СВ-34 диаметром 3,6 м. Крыле самолета имеет высокий уровень аэродинамического совершенства, оснащено мощной взлетно-посадочной механизацией. При проектировании крыла были проведены аэродинамические исследования по 14 различным моделям крыла и оперения. Крыло самолета имеет всего две панели размером 10,5 х 1,74 м (крыло Ан-24 собрано из девяти панелей), благодаря чему уменьшилось количество поперечных разъемов и улучшилось качество внешней поверхности.
Фюзеляж самолета Ил-114 — круглого сечения диаметром 2,86 м, которое позволяет расположить в одном поперечном ряду два двухместных пассажирских кресла. Багаж пассажиров и попутные грузы размещаются в переднем багажнике на правом борту и в заднем грузоотсеке. Пилотажнонавигационный комплекс позволяет пилотировать самолет экипажу из двух человек.
Первый опытный самолет Ил-114 был собран к концу 1989 г. Первый полет самолет совершил 29 марта 1990 г., пилотировал его экипаж во главе с летчиком-испытателем B.C. Белоусовым. Серийный выпуск начался на Ташкентском авиазаводе им. Чкалова. После катастрофы второго опытного самолета поступление средств от государства еще заметней уменьшилось.
В 1996 г. обсуждался вопрос о сотрудничестве с Ираном в постройке самолетов Ил-114. Иран имел планы освоить выпуск самолета по лицензии. Но сотрудничества не получилось, в основном из-за натянутых отношений Узбекистана с Ираном. Прошло семь лет после первого полета, пока 24 апреля 1997 г. Авиационным регистром МАК был выписан Сертификат на Ил-114, который удостоверяет, что типовая конструкция соответствует требованиям сертификационного базиса N° 114-1/96. Началом пассажирских перевозок на самолете Ил-114 можно считать 9 июля 1999 г., когда из Ташкента в Наманган был совершен первый пассажирский рейс.
Модификации
Ил-114-100 с двигателями фирмы «Пратт-Уитни Канада» — PW-127H.
Ил-114-100 — Другое обозначение — Ил-114РС — вариант с ТВД Pratt & Whitney 127H (2 × 2750 л. с.). Лётные испытания начались 26 января 1999 года, а в конце 1999 года он был зарегистрирован Авиарегистром МАК. От исходного варианта он отличается повышенной экономичностью и несколько увеличенной дальностью полёта с максимальной коммерческой нагрузкой. Весной 2001 года первые три самолёта переданы узбекской авиакомпании «O’zbekiston Havo Yo’llari», которая заказала 10 самолётов. Рынок самолётов данной модификации оценивается в 300 единиц. На 24 мая 2013 парк самолётов в «O’zbekiston Havo Yo’llari» составляет 7 машин, 6 из которых имеют новую авионику фирмы «Collins» (борт UK-91102 имеет российский ЦПНК и с 1 декабря 2011 года находится на хранении).
Ил-114-300 — На самолёте предполагается установка двух турбовинтовых двигателей ТВ7-117СМ (мощность 2650 л. с.) с малошумными шестилопастными воздушными винтами СВ-34.03 (по другим данным ТВ7-117СТ, мощностью — 2800 л. с. и воздушными винтами АВ-112), вспомогательной силовой установки ТА-1 и цифровго пилотажно-навигационного комплекса ЦПНК-114М2.
Летающая лаборатория на базе Ил-114
Ил-114ЛЛ — Летающая лаборатория на базе Ил-114, изготовленная в Ташкенте по заказу Санкт-Петербургского научно-производственного предприятия «Радар ммс» в 2004 году для испытания производимого оборудования. Широкой публике самолёт был показан на МАКС-2005, где совершил ряд демонстрационных полётов.
Ил-114М — Проект самолёта с ТВД ТВ7-117СМ и увеличенной взлётной массой.
Ил-114МА — Проект самолёта Ил-114М с двигателями Pratt & Whitney Canada, рассчитанный на перевозку 74 пассажиров.
Ил-114МП — Проект морского патрульного самолёта, способный вести борьбу против надводных кораблей и подводных лодок.
Ил-114П — Проект патрульного самолёта для охраны территориальных вод и экономической морской зоны, оснащённый радиоэлектронным комплексом «Стриж». Имеет в хвостовой части удлинённый обтекатель для магнитомера. Продолжительность полёта — до 10 часов.
Ил-114ПР — Проект самолёта для радиотехнической разведки и РЭБ.
Ил-114Т — транспортный самолет
Ил-114Т — К проектированию грузового варианта Ил-114 приступили во второй половине 1994 года. Грузовой самолёт. Ил-114Т отличается от исходного варианта грузовой кабиной, оснащённой напольной механизацией, обеспечивающей быстрое выполнение погрузочно-разгрузочных работ, и боковой дверью, расположенной с левого борта фюзеляжа за крылом. Дверь имеет размеры 3,25 м × 1,71 м и открывается вверх. Кабина имеет средства предотвращения смещения грузов. Самолёт может перевозить различное число грузовых контейнеров или поддонов, в частности, 8 контейнеров 3АК-1 или 3АК-0,6, пять контейнеров 1АК-1,5, восемь поддонов ПА-1,5 или четыре поддона ПА-3,0. Возможна перевозка навалочных грузов. Лётные испытания опытного самолёта начались в сентябре 1997 года в Ташкенте. В августе 1997 года самолёт демонстрировался на авиасалоне МАКС-1997. Самолёт вызывает определённый интерес, так как в последнее время появился рынок грузовых самолётов с ТВД, рассчитанных на перевозку грузов массой 6-8 тонн. Исследуется грузовой вариант Ил-114-100Т с двигателями Пратт-Уитни.
Ил-114ФК — Проект военного варианта для разведки и картографирования.
Ил-140 — Проект варианта для контроля тактической воздушной обстановки.
Ил-140М — Проект самолёта для экологического мониторинга и проведения морских поисково-спасательных операций.
План возобновления серийного производства в РФ
18 ноября 2015 года вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил журналистам, что «после тяжелых дискуссий» был вновь открыт проект пассажирского Ил-114. Президент РФ Владимир Путин дал согласие на начало работ по организации производства Ил-114 в РФ. Ожидается, что новая глубоко модернизированная модификация — Ил-114-300 — сможет заменить на внутрироссийских авиалиниях импортные машины того же класса, а также устаревшие самолеты Ан-24 советской разработки. В феврале 2017 года между ОАК и ее дочерними предприятиями ПАО «Ил» и АО «РСК «МиГ» были заключены договоры о проведении соответствующих опытно-конструкторских работ и подготовки производства Ил-114-300.
Производство планируется развернуть на мощностях Производственного комплекса №1 — филиала «РСК «МиГ» в Луховицах (Московская область). В производственной кооперации принимают участие ПАО «ВАСО», АО «Авиастар-СП», АО «АэроКомпозит» (все входят в ОАК). Работы по программе Ил-114-300 синхронизированы с работами «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК, входит в Ростех) по двигателям ТВ7-117СМ-01 и ТВ7-117СТ-01 (последний с 2014 года разрабатывается АО «ОДК-Климов»).
Планом поставок Ил-114-300 до 2030 года предусмотрена поставка до 100 самолетов. В их числе, по данным газеты «Ведомости», будут 50 машин для коммерческих авиакомпаний, 35 для государственных заказчиков (включая Минобороны РФ) и 15 — экспортных.
13 января 2018 года главный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов сообщал в интервью ТАСС, что на программу производства самолета в РФ до 2025 года планируется выделить из бюджета около 50 млрд рублей.
Получение воздушным судном сертификата типа ожидается в 2022 году. Начало поставок серийных машин предварительно запланировано на 2023 год.
Ил-114 / Пассажирский ближнемагистральный самолет
- Общие данные
- Мониторинг
- Дата изменения данных: 21.12.2015
Пассажирский самолет местных авиалиний Ил-114
МОДИФИКАЦИИ.
Существует грузовая версия самолета, получившая обозначение Ил-114Т. Самолет находится на сертификационных испытаниях и предназначен для перевозки до 7 тыс. кг полезной нагрузки. На базе самолета Ил-114 и Ил-114-100 предусматривается 17 модификаций, в том числе:
РАЗМЕРЫ.
— ширина до 2,64 м,
— высота до 1,92 м.
ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж — 2 человека. В зависимости от компоновки салона самолет может вмещать от 52 (экономический и бизнес-класс) до 64 пассажиров (при шаге кресел 750 мм). Базовый вариант самолета позволяет увеличить пассажировместимость до 80 мест за счет увеличения длины фюзеляжа вставкой. В салоне самолета размещаются 1-2 стюардессы.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. 2 х ТВД ТВ7-117С х 2500 л.с. Воздушные винты — композитные шестилопастные СВ-34.
Топливная эффективность — 19 гр/пасс. км.
На модификации Ил-114-100 устанавливаются канадские двигатели PW-127H фирмы «Пратт энд Уитни Канада» (Pratt & Whitney Canada) с малонагруженными воздушными винтами 568F-7 производства американской фирмы «Гамильтон Саудстренд» (Hamilton Saudstrend).
МАССА. Максимальная взлетная 23.500 кг; снаряженного 15.000 кг; максимальная коммерческой нагрузки 6500 кг; пилотажно-навигационного комплекса 473 кг.
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Крейсерская скорость 500 км/ч; скорость захода на посадку 185 км/ч; крейсерская высота полета 7000-7600 м; практическая дальность полета: с коммерческой нагрузкой 6000 кг -1220 км, с нагрузкой 1500 кг -4890 км; длина взлетной/посадочной дистанций 1550/1250 м.
ОБОРУДОВАНИЕ. Пилотажно-навигационный комплекс (ЦПНК-14), обеспечивающий взлет и посадку в метеоусловиях, соответствующих II категории ICAO, включает в себя систему автоматического управления полетом, систему измерений и индикации воздушных данных, аппаратуру предупреждения об опасных режимах полета, систему измерений и индикации пространственного положения самолета, навигационную радиоаппаратуру самолетовождения. Устанавливаемое бортовое РЭО обеспечивает отображение на пяти дисплеях всей необходимой пилотажной и навигационной информации, включая отказы оборудования. На отдельном индикаторе отображаются параметры работы систем.
В настоящее время для самолета Ил-114 саратовским конструкторским бюро промышленной автоматики, разработан новый пилотажный комплекс для самолета Ил-114, который к ноябрю 1999 года успешно прошел сертификационные испытания и уже заключен договор на их серийный выпуск.
Бортовое оборудование рассчитано на автономную эксплуатацию, в частности, самолет оснащен встроенным трапом и вспомогательной силовой установкой.
КОНСТРУКЦИЯ И МАТЕРИАЛЫ. В конструкции планера самолета нашли широкое применение высокопрочные алюминиевые и титановые сплавы, а также композиционные материалы.
При проектировании самолета особое внимание было уделено упрощению и удешевлению его технического обслуживания, которое осуществляется по состоянию узлов и систем. Назначенный ресурс самолета составляет 30 тыс. ч или 30 тыс. циклов, а календарный ресурс — 30 лет. Годовой налет самолета может достигать 3 тыс. ч в месяц.
СТОИМОСТЬ И ФИНАНСИРОВАНИЕ. Стоимость Ил-114 в базовом исполнении (оснащении) оценивается в 8 млн долл., Ил-114Т — 7-8 млн долл., а Ил-114-100 — в 8-9 млн долл.
Стоимость устанавливаемого на самолет пилотажно-навигационного комплекса составляет $850 тысяч.
Рассматриваемая возможность оснащения самолета импортным бортовым оборудованием требует разработки в течение 10-12 месяцев ТЭО (совместно с ТЭО на оснащение Ил-76МФ двигателями CFM-56) общей стоимостью примерно $1,2 млн.
СЕРТИФИКАЦИЯ И ИСПЫТАНИЯ. Первый полет самолета состоялся 29 марта 1990 года. В проведении летных и сертификационных испытаниях участвовали 5 самолетов. Интенсивность проведения сертификации самолета постоянно сдерживалась отсутствием необходимого финансирования — за первые 9 месяцев 1996 года из государственного бюджета на программу проведения сертификационных испытаний самолета Ил-114 выделено менее 30 процентов — в основном, сертификация самолета проводились на средства разработчика. Именно отсутствие нормального финансирования из госбюджета приводило к постоянным срывам сроков сертификации (первоначально планировалось в сентябре 1996 года).
26 апреля 1997 г. после завершения программы испытаний Ил-114 получил сертификат типа Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Один из самолетов Ил-114 5 июля 1993 года потерпел катастрофу на взлете из-за сбоя в электронной системе управления ВМГ — произошло самопроизвольное флюгирование воздушного винта (проведено перепрограммирование системы управления ВМГ).
Первый полет самолета Ил-114Т состоялся в августе 1996 года.
Первый полет самолета Ил-114РС (первоначальное оборзначение Ил-114-100, т.е. самолета с двигателями PW и навигационным оборудованием фирмы «Collins») планировался в конце 1996 года, а его сертификация была намечена на 1997 год, однако эти сроки не были выдержаны и самолет взлетел только в январе 1999 года.
ПРОИЗВОДСТВО И ВЫПУСК. Серийное производство самолета планировалось вести на 2-х авиационных заводах -в Москве и Ташкенте. В Москве, на МАПО им. Дементьева была запущена в производство серия из 5 самолетов, но их производство почти сразу же было приостановлено и практически свернуто — его возобновление не ожидается.
На Ташкентском авиационном заводе созданы производственные мощности под выпуск 100-120 самолетов Ил-114 в год. В течение 1993-94 гг. ТАПОиЧ построило 5 самолетов и запустило в производство серию из 10 машин. На конец 1995 года в Ташкенте было всего построено 7 самолетов Ил-114 (планы производства были: 1995 год -5-8 самолетов, 1996 год -25), а на июль 1996 года -8 самолетов и 9-й самолет находился на стадии выкатки из цеха окончательной сборки.
В настоящее время в серийном производстве одновременно находятся три модификации самолета: пассажирские Ил-114 и Ил-114-100 (совершил первый полет 26 января 1999года) и грузовой Ил-114Т (совершил первый полет в августе 1996 года). Соотношение выпуска этих модификаций будет зависеть от заказчиков на самолет.
СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Начало разработки проекта -1984 год.
Самолеты семейства Ил-114 выпускаются серийно на Ташкентском авиазаводе. Построено более 12 самолетов. Узбекистан не только финансирует многие работы по Ил-114, но и является первым покупателем этих самолетов.
Первый полет Ил-114-100, изготовленного на ТАПОиЧ, состоялся 26 января 1999 года.
По состоянию на середину октября 1999 года проведение летных испытаний пассажирского Ил-114-100 с двигателями Pratt&Whitney находилось в завершающей стадии.
Сертификат типа на Ил-114-100 получен в декабре 1999 года.
Спрос на самолеты Ил-114 и Ил-114Т оценивается в 500 машин, в т.ч. Ил-114Т на период до 2005 г. — 140-236 самолетов, а самолета Ил-114-100 — только в странах СНГ до 300 машин.
К приобретению самолета проявлен интерес в нескольких странах мира, в частности, в Индии.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Самолет Ил-114 предназначен для замены устаревающих Ан-24 и Як-40, уже долгое время используемых авиакомпаниями для эксплуатации на местных воздушных линиях.
Расчеты показывают, что наиболее выгодно использовать Ил-114 на маршрутах протяженностью от 1100 до 1500 км, которые наиболее часто встречаются в практике деятельности региональных авиакомпаний.
По мнению некоторых экспертов, потребность в самолетах типа Ил-114 только в России в следующем десятилетии составит 350-400 машин. Более того, возможно использование этого самолета взамен исчерпывающих свой ресурс турбореактивных Ту-134.
Ил-114 представляет собой самолет нового поколения, оснащенный современной цифровой системой управления полетом и навигационным комплексом, кабина которого оснащена пятью цветными дисплеями. Такой комплект оборудования позволяет пилотировать самолет экипажу из двух человек в любых полетных условиях и совершать посадку по II-й категории ИКАО. Интерьер пассажирского салона Ил-114 отвечает всем требованиям современного дизайна.
Главный конструктор — Николай Таликов.
РАЗРАБОТЧИК — ОКБ им. С.В. Ильюшина
Мониторинг:
07.12.2016 Проект нового самолета Ил-114 может быть готов к серийному производству на «Соколе» к 2019 году
Коммерсантъ — Нижний Новгород: Проект турбовинтового самолета Ил-114, разрабатываемый для внутрироссийских пере…
19.10.2016 Андрей Богинский принял участие в совещании по Ил-114 и МиГ-35
Минпромторг, пресс-релиз: Заместитель Председателя Правительства РФ Д.Рогозин провел совещание по организа…
13.10.2016 Каталожная стоимость самолета Ил-114 составит $16-20 млн
ПРАЙМ: Каталожная стоимость модернизированного турбовинтового пассажирского самолета Ил…
18.07.2016 ОДК запустила в серию ключевые узлы двигателя для регионального самолета Ил-114
АО «ОДК», пресс-релиз: После значительного перерыва предприятие в короткие сроки восстановило изготовле…
31.05.2016 ОДК готова начать серийные поставки двигателей для Ил-114 в 2018 году
Гудок, пресс-релиз: В корпорации заявили, что для подготовки производства, испытаний и сертификации…