Яковлев Як-52
Яковлев Як-52. Фото. Характеристики.
СССР/Румыния
Тип: однодвигательный поршневой учебно-тренировочный самолет начального обучения и самолет для высшего пилотажа
Экипаж: два пилота, расположенных друг за другом, один пилот (самолет Як-50)
Як-52 представляет собой спортивно-тренировочный самолет, создан в СССР. Был взят за основу в различных тренировочных центрах на начальных этапах обучения пилотов.
Модификации
Як-52 – базовая модель. Производилась в 1979-1995 гг.
Як-54 (Як-52М)– модификация самолета с усиленным крылом. Военный, создан в 1983 г. конструктором Яковлевым А. А.
Як-52М – модернизированный, оснащен двигателем М-14Х с винтом на три лопасти MTV-8. Также усовершенствованы: крыло, фонарь, состав оборудования и система катапультирования. Запас топлива увеличен до 250 л. Впервые был поднят в воздух 16.04.2004 г.
Як-52W – экспортная модификация для стран Западной Европы и США. Отличия от базовой модели в наличии оборудования для ночных полетов, багажного отсека в фюзеляже и гидравлических тормозов.
Як-53 – пилотажный одноместный самолет, разработка которого завершилась в 1981 г.
«Кондор» − румынская модификация, получившая новый двигатель «АвроЛайкоминг» с трехлопастным винтом диаметром 2,5 м и новым рулем.
Как создавался самолет Як-52
В начале 70-х годов в СССР решили заняться обновлением парка спортивно-тренировочных самолетов. Конструкторам ОКБ Яковлева была поставлена задача создать одноместный спортивно-пилотажный и двухместный учебный самолет. Причем планировалась максимальная унификация машин, что в будущем позволило бы значительно экономить на их производстве и обслуживании.
Уже в середине 70-х годов началась эксплуатация одноместного Як-50, а конструкторы приступили к созданию двухместного самолета Як-52. Поскольку вторая машина задумывалась изначально, то разработка ее продвигалась довольно быстро. Во время ее создания конструкторы учитывался опыт эксплуатации учебно-тренировочного самолета Як-18, а также пожелания и замечания пилотов. На новом самолете даже были использованы наиболее удачные конструкторские решения учебного Як-18, хотя, в целом, основные характеристики Як-52 значительно превосходили предшественника.
Может показаться, что задача изготовить два практически одинаковых самолета кажется легкой. Однако это не совсем так. Дело в том, что к пилотажному и учебному самолету предъявляют разные требования. Последний должен отличаться значительной устойчивостью, быть немного «тяжелым» в управлении и нести достаточно много дополнительного оборудования, которое на пилотажную машину обычно не ставят. А пилотажный самолет создан для воздушной акробатики, он должен иметь минимальную устойчивость и отзываться на любое движение летчика.
С поставленной задачей конструкторы сумели справиться примерно за полгода, после чего самолет был передан на испытания. После их успешного завершения Як-52 был принят в эксплуатацию. Серийное производство машины было налажено в Румынии, конечно же, в тесной кооперации с советскими самолетостроителями.
Позже на основе базовой модели были разработаны многочисленные модификации самолета.
В заключение можно добавить, что в последующие годы Як-52 практически не дорабатывался. И это несколько нетипичная ситуация. Как правило, любая авиационная техника после принятия в эксплуатацию подвергается доводке. Як-52 стал весьма редким исключением из этого правила.
Тактико-технические характеристики Як-52
— Начало эксплуатации: 1979 год
— Единиц произведено:
Экипаж Як-52
Двигатель Як-52
— Тип двигателя: 1 х ПД ВМКБ (Велденеев)
— мощность, л.с.: 1 х 360
Габаритные размеры Як-52
— длина: 7,745 м
— размах крыла: 9,3 м
— площадь крыла, м²: 15 м
Вес Як-52
— пустого: 1035 кг
— максимальная взлётная масса: 1315 кг
— максимальная посадочная масса: 1315 кг
Скорость Як-52
— Скорость максимальная горизонтального полёта на высоте Н=1000м, км/ч: 270
— Скорость сваливания (на режиме работы двигателя «Малый газ»), км/ч: в прямом полёте — 110, в перевёрнутом — 140, с — выпущенными щитками — 100
— Скороподъёмность у земли, м/с: 7,5
— Скорость предельно допустимая: 450 км/ч
— максимально допустимая при пилотировании: 360
— Разбег при скорости отрыва 120 км/ч, м: 180. 200
— Пробег при скорости касания 120 км/ч, м: 330
Дальность полёта Як-52
Продолжительность полёта Як-52
Практический потолок Як-52