0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авианосец “Адмирал Кузнецов”; героический корабль тяжёлой судьбы

Авианосец “Адмирал Кузнецов” — героический корабль тяжёлой судьбы

В составе российского флота находится единственный авианосец — “Адмирал Кузнецов”. Он уникален в своём классе, но не одинок в чём-то другом. Оценки качеств и полезности большинства российской боевой техники чаще всего неоднозначны. Не избежал этого и “Кузнецов”. Кто-то заявляет, что он “смеётся над НАТОвскими кораблями”, указывая на его мощное вооружение. Кто-то считает крейсер “позором российского флота”, ссылаясь на длительные сроки нахождения в ремонте.

На сегодняшний день корабль успел повоевать и был награждён орденом Ушакова, так что заявлять о его “позорности” явно поторопились.

  1. Краткая история создания
  2. Описание корабля
  3. Интересные факты и технические характеристики
  4. Видео

История проекта

В послевоенный период в руководстве СССР, Министерства обороны и ВМФ не существовало единого взгляда на необходимость авианосцев и возможные способы их применения. Часть политиков, промышленников и военачальников (в том числе министр обороны маршал Андрей Гречко и министр судостроительной промышленности Борис Бутома) выступали за строительство крупных атомных авианосцев, аналогичных американским типа Nimitz. Оппоненты (среди них — главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков и сменивший в 1976 году. Гречко на посту министра обороны Дмитрий Устинов) указывали на высокую стоимость программы строительства авианесущих кораблей, отсутствие внятной концепции их использования и делали акцент на развитие подводного флота, в первую очередь — атомных субмарин. В результате до 1980-х годов в составе ВМФ СССР отсутствовали авианосцы, рассчитанные на самолеты с горизонтальным взлетом и посадкой.

Читать еще:  Ан-72 — история создания и основные модификации самолета

Для противолодочной борьбы, которая была объявлена приоритетом надводных сил ВМФ СССР, строились противолодочные крейсера проектов 1123 и 1143, на которых базировались вертолеты, а также самолеты вертикального взлета-посадки Як-38. По боевым возможностям эти машины уступали обычным самолетам, что заставило руководство ВМФ в начале 1970-х годов вернуться к планам создания крупного авианосца, способного обеспечивать ведение боевых действий авиации на значительном удалении от баз флота. Предлагалось построить атомный авианосец водоизмещением до 80 тыс. т, с авиапарком до 70 летательных аппаратов (проект 1160 «Орел»). В дальнейшем проект подвергался многочисленным изменениям, в конце 1970-х годов работа над ним была прекращена.

Взамен было решено построить авианосец, взяв за основу авианесущий крейсер проекта 1143 и оснастив его оборудованием для взлета и посадки «обычной» авиации. Также разработчики отказались от использования атомной энергоустановки. Проект 11435 был разработан в начале 1980-х гг. в Невском проектно-конструкторском бюро (Ленинград, ныне — Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Василия Аникиева. В процессе проектирования специалисты отказались от установки на корабле катапульт — вместо них авианосец оснащен носовым трамплином, что ограничивает взлетный вес летательных аппаратов.

Кроме того, на авианесущем корабле было установлено мощное ударное вооружение — ракеты П-700 «Гранит». В результате проект 11435 был классифицирован ВМФ как «тяжелый авианесущий крейсер» (ТАКР; по другой версии, это было сделано для обхода положения конвенции Монтрё о статусе черноморских проливов, которое запрещало проход через них авианосцев).

Первоначально предполагалось назвать головной корабль «Советский Союз» (в 1930-е годы такое же имя предполагалось присвоить первому линкору советской постройки, не завершенному в связи с началом Великой Отечественной войны). В 1982 году авианосец получил название «Рига» (традиционно советские авианесущие корабли называли в честь столиц союзных республик). В конце 1982 году переименован в «Леонид Брежнев» (после смерти генерального секретаря ЦК ЦКСС). В 1987 году, в начале перестройки и осуждения «эпохи застоя» ТАКР сменил имя на «Тбилиси». С октября 1990 года — «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — в честь Николая Кузнецова, возглавлявшего ВМФ СССР в 1939-1947 и 1951-1955 годах.

Читать еще:  Газ-мм — герой блокады ленинграда

Что собой представляет первый отечественный авианосец?

Корабль представляет собой авианесущую самоходную платформу, способную принимать, отправлять самолеты с традиционной схемой взлета и посадки. В отличие от прежних авианесущих судов класса «Киев» авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» имел вместо верхней палубы взлетно-посадочную палубу увеличенной длины. В носовой части полетной палубы имелся трамплин, который увеличивал подъемную силу взлетающего самолета. Эта схема заменила привычные для кораблей этого класса паровые катапульты, выполняющие функции стартового ускорителя.

Корабль рассчитывался для эксплуатации советских истребителей 3 поколения Миг-29 и истребителей-бомбардировщиков Су-27 в морском варианте исполнения.

Основные тактико-технические характеристики корабля были следующими:

  • стандартное водоизмещение – 45тыс. тонн (полное водоизмещение 60 тыс. тонн);
  • длина корабля по полетной палубе составляет 305 м;
  • ширина корабля по полетной палубе свыше 70 м;
  • мощность двигательной газотурбинной установки 200 тыс. л/с;
  • скорость хода – максимальная 29 узлов, при экономичном ходе – 14 узлов;
  • дальность хода экономичным ходом 8400 миль;
  • автономность составляет 45 суток.

Следует отметить, что корабль имеет систему комбинированного бронирования. Внутри корабля имеются «сухие отсеки» и слоёная противоторпедная защита. На корабле должны базироваться до 50 воздушных аппаратов. Основное ударное крыло представлено 26 машинами МиГ-29К или Су-27К. Вертолетная группа состояла из 18 противолодочных вертолетов Ка-27, Ка-29, четырех машин радиоэлектронной разведки и 2 спасательных вертолета. В дополнение к боевым воздушным судам авианосец ТАВКР «Адмирал Кузнецов» имел мощное противокорабельное вооружение, представленное 12 ПРК «Гранит». Зенитно-ракетный артиллерийский комплекс «Кортик» вместе с пусковыми установками «Кинжал» обеспечивал противовоздушную оборону.

Из состава вооружения напрашивается выводы, что корабль вполне соответствует по боевой мощи ракетному крейсеру. В плане авиационной компоненты российский авианосец выполняет скорее вспомогательные функции. Наличие трамплина существенно ограничивает пропускную способность взлетной палубы, что не позволяет в боевых условиях обеспечить быстрый запуск и прием воздушных судов.

До настоящего времени авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» проекта 1143.5 остается единственным действующим авианосцем. Даже несмотря на наличие в его конструкции серьезных недочетов, корабль продолжает нести боевую службу в составе Северного Флота Российской Федерации. Сказывается на боеспособности корабля малочисленность авиационной группы. Противокорабельные ракеты «Гранит» можно назвать анахронизмом для кораблей этого класса, заведомо утяжеляя конструкцию корабля и ограничивая его технологическое пространство.

На данный момент основная боевая нагрузка на корабль выпала в период Сирийского кризиса. Авианесущий крейсер с ноября 2016 по январь 2017 года в составе оперативно-тактической группы кораблей ВМФ России в операциях на территории Сирийской Республики. После длительного похода российский авианосец вернулся в Североморск, где готовится встать на очередной плановый ремонт.

Авианосцы нового поколения в России находятся только в стадии проекта. Ведется кропотливая работа и поиск оптимальной конструкции авианесущего корабля, который бы смог стать серийным и представлял собой универсальный и современный боевой корабль.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector