0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Серия посвящена секретной немецкой авиации времен ВМВ Японской армии

Боевые самолёты. Лучший японский, но не «Зеро»?

Конечно, спроси сегодня любого, какой самолет был лучшим у Японии во времена Второй мировой войны, в ответ раздастся могучий рев: «Зеро. »

Да и некоторые «спецы» и «эксперты» тоже упорно пихают А6М во все хит-парады, вне зависимости от того, кто является соседями палубника: истребители-бомбардировщики, палубники, эскортные…

А действительно так ли был хорош А6М0 и его модификации? А может, было что-то и получше?

Я считаю, что было. Не сразу, понятное дело, с течением войны. Но перед этим хотел бы сказать несколько слов о «Зеро».

Я не стану спорить с теми, кто считает, что это была выдающаяся машина. Это действительно спорно, но разборки палубников уже были, мнение осталось на том же месте. А6М был машиной более чем своеобразной, так что…

Так что я просто предложу вам сесть в его кабину и в компании таких же странных собратьев пойти навстречу «Котам» и «Корсарам» с американских авианосцев.

Брони у вас нет. Вообще. Любая очередь из пулемета винтовочного калибра в боковую или заднюю проекцию – и у вас проблемы. Про пули крупнокалиберных пулеметов и авиапушек я просто молчу. С ними даже гуманнее сразу на тот свет, не мучаясь.

Прикрыться можно только двигателем в передней полусфере, да и то условно. «Кинсей», который стоит у вас, – это копия 9-цилиндрового однорядного воздушника от «Пратт-Уитни» R-1689 «Хорнет» довоенного периода. С двухрядным воздушником было бы понадежнее, но, как говорится, имеем то, что имеем.

Правда, в отличие от собрата водяного охлаждения, воздушник может вам дать шанс. И не умереть от одной-двух пуль. А может и не дать.

Но даже если вас и не пробило, пули миновали, повезло, не стоит расслабляться. Баки с бензином и маслом – еще одна проблема. На них брони тоже нет. Баки не протектированы и не заполняются выхлопными газами.

В общем, мечта пиромана, а не самолет. Не убьют, так сожгут. Что поделать, такова плата за маневренность, как в горизонте, так и на вертикали. А что делать, если «Кинсей» от «Мицубиси» (да и «Сакае» от «Накаджимы») давали в начале войны не более 1000 л.с.

Так что маневренность, высота, дальность и более-менее приличное вооружение у «Зеро» были, но оплачивалось это весьма дорого: жизнями пилотов. И как только обученные перед войной пилоты стали выбиваться с течением войны, дела на воздушном фронте пошли не очень красиво.

В принципе, ситуация до боли напоминает то, о чем я говорил, когда пристально рассматривал Ме-109 и FW-190. И японцы оказались перед сложным выбором – или наконец-то сделать самолет по европейскому или американскому образцу, или остаться в итоге без ВВС вообще, так как для самолетов не будет летчиков.

Ну что делать, если американцам, британцам и австралийцам кодекс «бусидо» был незнаком, и они не желали лезть напролом на пушки и пулеметы, предпочитая засыпать пулями истребители противника? Благо, тем много не надо было вообще.

Итак, «Хаята». Истребитель Nakajima Ki-84.

Сразу скажу, что по Kawasaki Ki-61 Hien будет такой же обзор, но увы, японцы не смогли сделать двигатель жидкостного охлаждения. Daimler-Benz DB 601A — двигатель просто великолепный, и немцы сделали все для того, чтобы японцы смогли его выпускать на своих заводах, но, увы, «японский «Мессершмитт» не взлетел. Точнее, конечно же, взлетел и воевал, но увы, назвать его удачным язык не поворачивается.

Так что конкурс фирма Nakajima, в принципе, выиграла за явным таким преимуществом. И самолет, о котором пойдет речь, являлся неким компромиссом между предшественниками Ki-43 Hayabusa и Ki-44 Shoki. Вообще, «Хаята» должен был по идее заменить оба самолета, и требования по его ЛТХ это предусматривали.

С одной стороны, 84-й должен был иметь маневренность не хуже (ну или не сильно хуже) чем у Ki-43, но превосходить Ki-44. И тут все понятно, «Хаябуса» — чистый истребитель завоевания превосходства в воздухе, целью его были как раз истребители противника. А «Шоки» по японской классификации – перехватчик бомбардировщиков.

В общем, Ki-84 изначально задумывался как многоцелевой истребитель с большим радиусом действия, способный воевать как с маневренными истребителями, так и обладать достаточной огневой мощью, чтобы уничтожать бомбардировщики.

Требованиями предусматривалась максимальная скорость в 640-685 км/ч на 5000 м, запас топлива должен был позволять час-полтора работать на удалении в 400-450 км от аэродрома.

Серьезные требования, но в управлении авиации считали, что новый новый 18-цилиндровый радиальный двигатель Nakajima Ha-45 мощностью в 2 000 л.с. сможет обеспечить необходимую мощность.

Вооружение было стандартным, то есть два синхронных пулемета Но-103 калибром 12,7-мм под капотом и две пушки Но-5 калибром 20-мм в крыльях за пределами ометаемого винтом круга.

И – о чудо! – вменялось обеспечение бронезащитой летчика и оснащение машины протектированными топливными баками.

Работы начались в 1942 году, а в конце 1943-го уже первые два экземпляра поднялись в воздух.

Испытания показали, что все реально получилось. А про испытания боем надо сказать, что первые партии серийных Ki-84-Ia были посланы в бои к заливу Лейте, где все было серьезно и напряженно.

В боях «Хаята» показал себя очень неудобным и грозным противником. Надо сказать, что командование союзников было весьма озадачено вопросом противостояния самолету, который обладал весьма выдающимися ЛТХ.

Защита Ki-84 по сравнению с привычными для летчиков союзников стандартами, была просто верхом совершенства. Оружие вполне сравнимо по количеству, а с качеством пулеметов и пушек у японцев всегда был порядок.

Неприятным сюрпризом оказалось то, что Ki-84-Ia были скороподъемнее и маневреннее всех истребителей союзников, а на малых и средних высотах также быстры, как P-51D «Мустанг» и P-47D «Тандерболт» и быстрее, чем все остальные самолеты союзников.

Впечатление портило только то, что опытные экземпляры и те, что выходили из обычных сборочных цехов, все-таки были разными машинами.

Серийные Ki-84-Ia постоянно страдали от дефектов топливной и гидравлической систем, доставляли определенные неудобства откровенно слабые стойки шасси, а двигатели Ha-45 редко развивали полную расчетную мощность.

Но главным недостатком «Хаяты» стали… летчики! Американцы и британцы, проводя испытания и во время войны, и после нее, отмечали, что в руках опытного пилота Кi-84 был опаснейшим противником. Но мы говорим о событиях 1944-45 годов, когда именно опытные летчики начали катастрофически заканчиваться.

За 18 месяцев серийного выпуска было построено 3 473 самолета всех модификаций. Вроде бы немного, но… Тут стоит сказать, что почти 200 самолетов в месяц – это для промышленности Японии, под конец войны от души обрабатываемой американскими бомбардировщиками, весьма неплохой показатель. Я бы сказал, что работали как настоящие самураи.

А еще и делались модернизации, вообще внушающие уважение.

За моделью Ki-84-Ia последовала модель Ki-84-Ib. У модели «б» синхронные 12,7-мм пулеметы были заменены на пушки Но-5 калибром 20 мм. Таким образом, вооружение стало состоять из четырех 20-мм пушек, две из которых были синхронными, что дало весьма приличный уровень залпа как по массе, так и по точности.

Но дальше в серию пошла модель Ki-84-Ic, основной задачей которой ставилось уничтожение «летающих крепостей». У этой модификации крыльевые пушки Но-5 заменялись на Но-105 калибром 30 мм. Таким образом, вооружение выросло до 2х20-мм и 2х30-мм, что вообще соответствовало лучшим показателям у противников.

А когда в дело пошел 2000-сильный двигатель Ha-45-23 с непосредственным впрыском топлива и системой форсажа, скопированной с немецкой MW-50, то и показатели по скорости выросли до 650-670 км/ч.

Отмечалась также общая проработка всех узлов и особенно компоновка кабины. Пилот был защищен бронезаголовником, бронеспинкой и козырек фонаря был выполнен из бронестекла.

Прогресс налицо, однако была и ложка дегтя: так и не смогли довести до ума систему аварийного сброса фонаря, и противопожарное оборудование так и осталось в мечтах пилотов.

Самолет имел весьма хорошую управляемость, был весьма устойчив в полете, потому охотно использовался в качестве ночного перехватчика. И вообще летчики его любили, потому что по сравнению с предшественниками это была фактически летающая бронированная оружейная платформа, позволявшая сделать весьма много в бою при умелом использовании.

Читать еще:  Передача "Военная приемка", серия "Новые русские броневики"

Размах крыла, м: 11,30
Длина, м: 9,85
Высота, м: 3.38
Площадь крыла, м2: 21,02

Масса, кг
— пустого самолета: 2698
— нормальная взлетная: 3602
— максимальная взлетная: 4170

Тип двигателя: 1 х Ha-45-21
Мощность, л.с: 1 х 1970
Максимальная скорость, км/ч: 687
Крейсерская скорость, км/ч: 409

Практическая дальность, км: 2968
Боевая дальность, км: 1255
Макс. скороподъемность, м/мин: 1302
Практический потолок, м: 11582

Вооружение: две 20-мм пушки (150 снарядов на каждую), два 12,7-мм пулемета (350 патронов на пулемет), две 200-кг бомбы.

11 видов секретного оружия Японии во Второй Мировой Войне (13 фото)

Причем японские инженеры не просто плевать хотели на всякие Женевские конвенции, изобретая и оружие для камикадзе, и химическо-бактериологические инструменты войны. Наоборот, они считали, что именно запрещенное оружие является наиболее эффективным. Предлагаю вашему вниманию 11 из сотен перспективных разработок японской императорской армии.

«Фу-Го» — бомбы на воздушном шаре

Немцы пытались забросать Великобританию ракетами V2 через Ла-Манш. Японцы не могли построить межконтинентальные ракеты, поэтому они решили использовать бомбы, прикрепленные к воздушным шарам. Бомбы были зажигательными, и японцы планировали, что они взорвутся на Западном побережье США, для того, чтобы вызвать гигантские лесные пожары, и отвлечь ценные людские ресурсы от военных объектов на их тушение. Первые бомбы были запущены в конце 1944 года. Пролетев 8000 км. по воздушным потокам, 5 ноября 1944 года они упали в районе Сан Педро в штате Калифорния. На следующий день одна из них долетела аж до штата Вайоминг. Всего имеется 285 подтвержденных эпизодов бомбардировки территории США такими бомбами. 5 марта 1945 года 6 человек (священник и 5 подростков) погибли, когда пытались оттащить в лесной лагерь приземлившийся воздушный шар, а наполнявший его водород сдетонировал.

Правительство США скрывало информацию о бомбах на воздушных шарах, чтобы не сеять панику, и о них стало известно широкой публике только после войны.

Авианесущие подводные лодки класса Сен Току

В рамках плана по полному контролю Тихого Океана, японские инженеры создали этот левиафан. По задумке штаба ВМС Японии, она должна была нанести удар по Панамскому каналу. На подлодках были установлены три самолета Аичи М6А1, которые могли нести торпеды или авиабомбы весом до 800 кг. Хранились в установленных на палубе водонепроницаемых, устойчивых к давлению ангарах. Запуск производился с установленной на носу катапульты. Все три самолета могли быть собраны, заправлены, загружены боезапасом и запущены в течение 45 минут после всплытия подлодки. Однако японцы так и не успели применить их до окончания боевых действий. Последняя была передана США и затоплена в 1946 году у побережья Гавайских островов.

Отряд 731 и биологическое оружие

С 1937 года и до самого окончания войны японцы экспериментировали с различными видами биологического оружия, от токсичных бацилл для удаления листвы («зеленки», предтеча печально известного Агента «Оранж») до «блошиных бомб», с инфекцией бубонной чумы. Отряд 731 Японской Императорской армии — тайное подразделение, занимавшееся исследованиями биологического и химического оружия — осуществляло эксперименты над людьми с холерой, оспой, бубонной чумой, ботулизмом и другими болезнями. Японские солдаты использовали такие бомбы для биологических атак, поражая сельскохозяйственные объекты, колодцы и т.д. По разным оценкам, от этих атак погибло около 200 000 человек в Китае. К концу войны японцы выпустили на волю зараженных животных, в результате чего в районе Харбина погибло около 30 000 человек.
Что характерно — командование отряда 731 получило иммунитет от преследования от правительства США в обмен на раскрытие результатов исследований в области биологической войны. Кроме того, Япония была единственной страной, использовавшей и химическое оружие.

Фукурйи — боевые костюмы водолазов — камикадзе

Специальные водолазные костюмы были разработаны для особых отрядов водолазов-камикадзе, оборонявших Японский архипелаг от вторжения союзников. В каждом была заложена 15-килограммовая бомба, прикрепленная к 5-метровому бамбуковому шесту. Водолазы, нагруженные 9 килограммами свинца, могли ходить под водой до 6 часов на глубине до 5-7 метров. Дойдя до киля вражеского корабля, камикадзе взрывали боезапас и погибали сами. Неизвестно, сколько раз эти костюмы были использованы, но американские источники свидетельствуют, что корабли десанта и разведовательные корабли подвергались нападению водолазов-камикадзе.

Японская шифровальная машина «Пурпур»

Немецкая шифровальная машина «Энигма», возможно, является самой известным шифровальным устройством Второй мировой, но она далеко не единственная. В 1937 году японцы разработали «Алфавитную печатную машинку 97», созданную в 2597 году по японскому летоисчислению. По классификации США она носила название «Пурпур». Она состояла из двух печатных машинок и электрической роторной системы с 25-знаковым алфавитным коммутатором. Имела функцию ручного ввода незашифрованной информации. Новизна изобретения состояла во второй, электрической машинке, которая могла распечатать зашифрованный текст
на бумаге (Энигма выдавала текст в виде мигания лампочек), и для ее использования нужен был всего один оператор. Японцы меняли ключи ежедневно, поэтому ее сигналы не взламывались дешифровальщиками. Общее количество возможных соединений достигало 70,000,000,000,000.

Самолет для камикадзе Yokosuka MXY

Наверно, самое известное японское оружие. ЙокосукаMXY-7 была реактивным самолетом, впервые задействованным в сентябре 1944 года. Для того, чтобы построить его японцы пользовались самыми простыми материалами. Самолет крепился к днищу самолета-носителя Mitsubishi G4M до того, пока цель не будет на близком расстоянии, а потом откреплялась. Пилот подлетал к цели как можно ближе, выпускал ракеты и врезался в цель. Самолет нес боезаряд весом свыше тонны. Из-за высокой скорости его практически нельзя было перехватить огнем ПВО. При этом, самолет -носитель, как и камикадзе, были очень уязвимы в момент подлета, а после того, как выстреливались ракеты, пилот практически терял управление. Несмотря на эти сложности, как минимум один эсминец ВМС США был потоплен этим оружием.

Реактивный истребитель Mitsubishi J8M

Если вы думаете, что он похож на немецкий Messerschmitt Me 163 Komet, то вы совершенно правы.

J8M1 был копией передового немецкого самолета, но это не точная копия т.к. у немцев не было возможности доставить оригинальный самолет в Японию. Единственная попытка переправить самолет потерпела крах, когда немецкая подводная лодка с Messerschmittом на борту затонула по пути в Японию. Поэтому японским инженерам пришлось проектировать штурмовик вручную, фактически по фотографиям.

Японцы нуждались в этом самолете, т.к. американский B-29 летал на высоте, недоступной большинству японских истребителей, таким образом, японская версия Me 163 считалась потенциальным решением проблемы.

7 июля 1945 года, J8M1 совершил свой первый полет. Первый полет длился не долго и закончился катастрофой. Взлет J8M1 был успешным, но во время крутого подъема произошел отказ двигателя, что привело к разрушению самолета и смерти пилота. Было построено еще шесть подобных прототипов, но ни один из них не взлетел до окончания войны.

Вместе с ними был построен Mizuno Sunru, перехватчик с ракетным двигателем.

О-I Супер-тяжелые танки

Обычно японцев не вспоминают, как гениальных танкостроителей, хотя в истории имеются некоторые примечательные экземпляры, в том числе танк Type 97 Chi-Ha. Во время войны японцы имели амбициозную, если не сказать сумасшедшую, идею строительства супертяжелого и даже сверхтяжелого танка.

Супертяжелый танк имел три башни, одну большую и две небольших пушки. Утверждается, что один из этих танков был отправлен в Маньчжурию, однако до сих пор неизвестно, применялся ли он когда-либо в бою.

У пробной модели супертяжелого O-I, было четыре башни.

Ku-Go — Луч смерти

Как и другие воюющие стороны, японцы активно работали над созданием луча смерти — концентрированного энергетического луча, который мог снести самолет на расстояние в сотни километров. Согласно отчетам, которые попали в руки вооруженных сил США, разработка японского луча смерти началась еще в 1939 году в лабораториях Ноборито. Исследователи разработали мощный магнетрон, который мог генерировать направленный луч.

Команда физика Синъитиро Томонага разработала магнетрон диаметром 20 сантиметров и мощностью в 100 кВт. Однако, современные инженеры сомневаются, что подобная технология могла бы работать так же, как и луч смерти, описанный в научной фантастике. Исходя из расчетов, предполагается, что правильно спроектированный луч мог убить кролика на расстояние в 1000 метров, при условии, что кролик находится в неподвижном состоянии по крайней мере в течении 5 минут.

Летающие танки

Одной из основных проблем, с которой столкнулись японские военные во время Второй Мировой войны, была транспортировка тяжелого оборудования и техники (например, танков) от острова к острову. Потенциальное решение было представлено в виде летающих, или, скорее, скользящих по воздуху, танков.

Эти легкие танки были оснащены съемными крыльями, хвостовым оперением (как на хвосте самолета). Но т.к. гусеницы танка не были способны обеспечить мягкую посадку, к танкам так же прикрепляли пару съемных лыж. После отделения от самолета, например от тяжелого бомбардировщика Mitsubishi Ki-21, танк спускался к месту назначения как планер.

Читать еще:  Телепередача "Полигон", серия "РХБЗ"

Японцам удалось произвести несколько прототипов подобных летающих танков, в том числе Maeda Ku-6 и Кu-Ro.

Проект Супербомбардировщика Z

Также как и Германия, Япония хотела построить бомбардировщик, способный достичь США. В ходе войны, японцы отчаянно нуждались в чем-то вроде американского B-29 Superfortress. В 1941 году Императорской армии Японии был представлен пробный образец бомбардировщика 13-Shi – межконтинентального тяжелого бомбардировщика с четырьмя двигателями. Однако военные нуждались в чем-то значительно большем, а точнее в чем-то более тяжелом и быстром – чём-то, что могло летать на высоте 10000 метров с грузом из двадцати двух 450-килограммовых бомб. Начались работы по созданию японского межконтинентального бомбардировщика, который должен был спасти страну. Японской армии было представлено два образца Nakajima G10N Fugaku (на фото выше) и Kawasaki Ki-91, с размахом крыльев в 72 метра и общей длиной в 144 метра. В теории он был способен развивать скорость до 590 км/ч и лететь на высоте 7500 метров и всё это благодаря шести двигателям, с суммарной мощностью в 30000 лошадиных сил. Авиакомпания Nakajima приступила к разработке двигателей для этого самолета, и предложила удвоить количество двигателей HA-44 (самых мощных из доступных в Японии двигателей). Проект Z был закрыт в июле 1944 года в результате ухудшения ситуации на фронтах.

Германские самолеты времен Второй мировой войны

Немецкие самолеты в годы Второй мировой войны не знали себе равных. Легендарный советский лётчик-истребитель И. Кожедуб уничтожил 62 вражеских самолёта. Немецкий пилот Э. Хартман сбил 352 летательных аппаратов противника. Около 100 немецких истребителей уничтожили по 100 самолётов неприятеля. Однако подробно о достижениях пилотов люфтваффе советские СМИ не рассказывали.

Истребители

Истребители Германии были главным средством достижения преимущества над противником в бою. От них зависел успех боевой операции наземных войск и безопасность объектов тыла. Самым лучшим считался Мессершмитт Вf 109. Это был настоящий германский король воздуха. Он господствовал в советском небе вплоть до 1942 года. Этот летательный аппарат навязывал тактику другим самолётам. Он быстро набирал скорость, пикировал врага. Затем стремительно взмывал ввысь.

Мессершмитт Вf 109

Хотя основным немецким истребителем считался Мессершмитт, однако конструкторский отдел третьего рейха разработал другие модели аппаратов, например, Фокке-Вульф Fw-190, Та-152, Та-157. В состав истребительского подразделения люфтваффе вошли также самолёты Хейнкель Не-51, Не-112, Не-162, а также Дорнье DO 215D-5, Арадо Ar 68.

Бомбардировщики и штурмовики

Самым узнаваемым бомбардировщиком люфтваффе считался Heinkel-111. Он прослужил всю войну. Бомбардировщик выпускался вплоть до 1944 года. Участвовал в боях на территории Европы и Советского Союза. Выигрывал многие сражения, хотя ему не хватало скорости и маневренности.

Бомбы бомбардировщика Junkers Ju 87 Штука попадали в сражениях точно в цель — на танки. Самолёт сбрасывал бомбы с крутого пикирования. Он мог точно целиться. Для устрашающего психологического эффекта лётчик во время сражения включал сильный сигнал, похожий на страшный вой.

Однако в серийный выпуск попал лучший штурмовик Юнкерс Ju 88. Он имел качества горизонтального и пикирующего бомбардировщика. Под конец войны немцы разработали ещё один мощный реактивный бомбардировщик — Арадо Аr 234. Другие немецкие самолеты, используемые как бомбардировщики: Дорнье Dо 217, Юнкерсы Ju 188, Мессершмитт Ме 264.

Разведывательные и связные самолеты

Больше всего пользы немцам на Восточном фронте принёс разведывательный самолёт Focke-Wulf Fw 189 Uhu. У него была необычная двухбалочная конструкция, за что советские воины назвали его «рамой». Это аппарат вёл аэрофотосъемку. Вслед за ним всегда прилетали немецкие бомбардировщики. Заметить и сбить разведчика было не так уж просто. Он шёл на невысокой скорости, мог хорошо маневрировать, а при приближении истребителей противника начинал описывать круги малого радиуса.

Focke-Wulf Fw 189 Uhu

Первым серийным самолётом, предназначенным для вспомогательных действий и связи, был Физелер Fi 156 Шторх. Аппарат мог осуществлять поддержку сухопутных войск. Самолёт имел укороченный взлёт. С высоты 3 000 м он мог совершить мягкую вертикальную посадку. Во время войны Шторх осуществлял корректировку артиллерийского огня. Он летал на малых скоростях, а для защиты на его борту устанавливался пулемёт. Другие летательные аппараты разведки и связи: Блом и Фосс ИМ 141, Хеншель Нs 126, Вертолет Флеттнер FI 282 «Колибри», Хеншель Hs 130.

Физелер Fi 156 Шторх

Немецкие реактивные самолеты Второй мировой войны

В годы войны Германией были запущены в серийное производство многие реактивные летательные аппараты. Например, реактивные истребители Хейнкель Не 162 и Мессершмитт Ме 262, реактивный перехватчик Мессершмитт Ме 163, реактивный бомбардировщик Арадо Ar 234. Эти самолёты выпустили под конец войны. Если бы Мессершмитт Ме 262 и Арадо Ar 234. вышли в производство в 1942 году, возможно, Германия победила бы в войне. Ведь на исход битвы влиял выпуск «чудо-оружия», как сказал рейхсминистр вооружения А. Шпеер.

Мессершмитт Ме 262

Первым реактивным самолётом Германии считается Мессершмитт Ме 262. Разработка и усовершенствование летательного аппарата проходили с 1938 по 1943 год. В 1944 году началось серийное производство этого самолёта. Всего в люфтваффе поступило 1433 единиц техники. Этот реактивный летательный аппарат превосходил другие модели лишь за счёт скорости (более 800 км/ч), которую ему обеспечивал реактивный двигатель.

Ме 262 использовали в качестве истребителя. У аппарата было много недостатков. Он имел слишком большой пробег при взлёте и посадке, требовал много топлива. Боевая эффективность Ме 262 была низкой. Истребители использовались для отражения налётов на немецкие города американских бомбардировщиков и часто сбивались ими и сопроводительными американскими истребителями.

У реактивного бомбардировщика Арадо Ar 234 были отличные для боя характеристики. Он мог нести бомбы до 1,5 тонн, имел скорость более 700 км/ч. Его бомбовый прицел обеспечивал точное поражение целей на земле. Этих летательных аппаратов немцы выпустили около 200 единиц. Бомбардировщик использовался изредка. Он расходовал слишком много топлива.

Немецкие гидросамолеты Второй мировой войны

Хейнкель Не 115

Гидросамолёты применялись немцами для транспортировки груза, патрулирования акватории, эпизодических атак на вражеские корабли. Самым лучшим немецким гидросамолётом считается Хейнкель Не 115. Эти торпедоносцы топили крупные морские судна. Немецкие конструкторы разработали несколько моделей гидросамолётов: Арадо Ar 95, Арадо Ar 196, Блом и Фосс На 139, Хейнкель Не 114. Летательные аппараты использовались как торпедоносцы, разведчики и для охраны прибрежных районов.

Транспортные самолеты Германии

Мессершмитт Ме 321 «Гигант

Немецкая армия нуждалась в транспортных летательных аппаратах ещё в самом начале войны. Ведь немцам нужно было переправлять огромное количество техники и вооружения на территорию противника. Самой первой тяжеловесной разработкой был Мессершмитт Ме 321 «Гигант». Его собирались использовать для десантной операции по высадке на Британские острова. Правда, потом планы поменялись.

Модификации Ме 321 постоянно усовершенствовались. Удачный опытный образец имел длину 11 м и ширину более 3 м. Загрузка техники на борт велась через носовую часть. В салоне можно было разместить около 200 солдат или небольшой по величине танк. За годы войны «Гигант» не раз перевозил технику и солдат на территорию стран противника. Другие транспортные планеры люфтваффе: Арадо Ar 232, Зибель Si 204, Юнкерс W 34h, Гота Go 242.

Лучшие фильмы про морские сражения

Фильмы на военную тему всегда привлекают повышенное внимание зрителей. Одни из них рассказывают о драматических событиях, происходивших в годы тех или иных вооруженных конфликтов, другие — представляют зрителям вымышленные, а зачастую, и вовсе фантастические истории. Но во всех случаях такие проекты необычайно сложны. Не только потому, что требуют от создателей большой аккуратности и внимания к историческим деталям, но и из-за необходимости максимально эффектно демонстрировать реальные образцы боевой техники. И в этом смысле с наибольшими трудностями сталкиваются те кинематографисты, которые стремятся рассказать о морских сражениях или знаменитых кораблях. И в силу масштабности таких баталий, и из-за сложности работы с водой. С перечнем некоторых подобных картин издание «Новости кино» познакомит своих читателей.

«Перл-Харбор» (2001)

Пожалуй, самый популярный голливудский военный блокбастер, отчасти основанный на реальных событиях, и рассказывающий о японском нападении на базы ВМС и ВВС США на Гавайских островах в 1941 году. В центре сюжета героический любовный треугольник, состоящий из двух друзей-пилотов и прекрасной медсестры, вступающей в романтические отношения то с одним, то с другим. У главных героев действительно были реальные прототипы, но их биографии оказались сильно искажены. Один из них Кенет Тейлор, доживший до премьеры, был очень недоволен столь вольной интерпретацией его судьбы. В «Перл-Харборе» фигурируют действительно участвовавшие в этих драматических событиях корабли и самолеты, а сами съемки проходили в том числе и на действующей гавайской военно-морской базе.

Было построено несколько масштабных декораций, в том числе изображающих линкор «Оклахома» (USS Oklahoma), торпедированный японцами. В съемках был задействован авианосец «Лексингтон» (USS Lexington), который изображал одновременно и американский и японский авианосцы. Флот США также разрешил задействовать авианосец «Констелейшн» (USS Constalation), изображавший своего «старшего брата» — USS Hornet, с палубы которого стартовали бомбардировщики подполковника Дулиттла B-25B.

Читать еще:  Третья серия "Броня России"

В создании фильма принимала участие и Россия. Так, в Оренбурге по сохранившимся чертежам были построены два самолета «Mitsubishi Zero» принимавших участие в налете на Перл-Харбор. Еще несколько настоящих японских и американских самолетов были найдены в различных военных музеях. Фильм был успешен в прокате и удостоен премии Американской Киноакадемии за спецэффекты.

«Тора! Тора! Тора!» (1970)

Нападению на гавайскую базу США были посвящены еще несколько известных кинолент, в том числи и совместный японско-американский фильм под названием «Тора! Тора! Тора!» 1970 года выпуска. В отличие от романтической версии, предложенной зрителям в «Перл-Харборе», в этом случае события были воспроизведены с максимальной достоверностью и с двух точек зрения. Консультантами выступали участвовавшие в этих сражениях ветераны с обеих сторон.

Корабль имперского флота, с которого стартовали ударные авиационные группы, изображал американский авианосец «Йорктаун» (USS Yorktown), принимавший участие во множестве реальных морских битв в годы Второй мировой войны. «Роли» японских самолетов исполнили тренировочные «Т-6 Texan», слегка «модернизированные» с помощью фальшивых накладок. Часть самолетов, в том числе «Curtiss P-40» и «Boeing B-17», настоящие. Из-за непонятного американскому зрителю названия и не слишком внятной рекламной кампании «Тора! Тора! Тора!» повалился в прокате, но был высоко оценен специалистами, в том числе и Американской Киноакадемией. Подлинное признание к картине пришло уже в эпоху массового выпуска на кассетах VHS.

«Мидуэй» (2019)

Событиям на Тихоокеанском театре военных действий посвящен и фильм 2019 года «Мидуэй», рассказывающий о решающей схватке Японии и США за господство в море. Как известно, имперский флот потерпел сокрушительное поражение и более не смог вести активные боевые действия, но лишь проводить оборонительные операции. Фильм, который стал одним из самых дорогих независимых проектов, снял немецкий режиссер Роланд Эммерих. В отличие от предшественников морские и воздушные сражения в фильме «Мидуэй» были воссозданы в основном с помощью компьютерной графики, что добавило зрелищности, но не реалистичности.

Как известно, в этой битве японская эскадра потеряла четыре авианосца — «Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю». Потери американцев оказались куда скромнее — авианосец «Йорктаун» и эсминец «Хэмманн». Создателей фильма упрекали в исторических неточностях. Так, в распоряжении японцев не было показанных в картине самолетов «Mitsubishi A6M Zero», а американские «Douglas TBD Devastator» не могли одновременно нести бомбы и торпеды. Фильм «Мидуэй» потерпел в прокате такую же катастрофу, как японский флот в реальности.

«Жестокое море» (1953)

Английский фильм, снятый по мотивам одноименного романа, и рассказывающий о противостоянии британского и немецкого флотов в годы войны в Атлантике и Средиземном море. Большая часть съемок проходила на Плимутских верфях и специальных искусственных водоемах. Британские боевые корабли времен войны изображали корветы «Кореопсис» (HMS Coreopsis), «Порчестер Касл» (HMS Portchester Castle). Бурный Атлантический океан снимался у побережья в районе Портленда, где встречающиеся морские течения вызывают высокие волны. В год выпуска картина стала самой кассовой в национальном прокате, и была отмечена рядом наград, в том числе номинирована на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий.

«Конвой PQ-17» (2004)

Отечественный телевизионный фильм, посвященный печально известному из-за больших потерь арктическому конвою, доставлявшему в северные порты Советского Союза военную технику и товары стратегического назначения. Известно, что из-за несогласованности действий группировок кораблей союзников из 35 грузовых судов конвоя 22 были потоплены немецкими подложками и авиацией. В эскадру прикрытия входили британские крейсеры «Лондон» и «Норфолк», а также два американских крейсера «Тускалуза» и «Уичита».

Были также задействованы линкоры «Дюк оф Йорк» и «Вашингтон», авианосец «Викториес», прикрытие осуществляли советские подводные лодки «К-22» и «Щ-403». Немецкое командование планировало использовать, помимо «волчьей стаи» подводных лодок, знаменитый линкор «Тирпиц». Последний не успел принять участие в битве, но, считается, что именно из-за этой угрозы, корабли конвоя были рассредоточены, что и предопределило страшные потери.

Сценарий основан на произведении В. Пикуля «Реквием Конвою PQ-17». Поскольку участвовавших в этих событиях кораблей не осталось, большая часть сражений воспроизведена с помощью весьма впечатляющей по тем временам компьютерной графики, созданной студией SL-Studio. В качестве консультантов привлекались не только конструкторы и инженеры, но и ветераны, участвовавшие в этих смертельно опасных миссиях. Натурные съемки проводились в Полярном.

«Моонзунд» (1988)

«Конвой PQ-17» стал не единственным экранизированным произведением Пикуля. В 1988 году на советские тогда еще экраны была выпущена лента под названием «Моонзунд», действие которой происходило на финальном этапе Первой мировой войны, когда сражающийся на Балтике русский императорский флот был вынужден выдерживать не только натиск противника, но и революционные брожения. В центре сюжета экипаж эсминца «Новик», принимавшего участие в обороне архипелага прикрывающего подступы к Петрограду. Проект, как и литературный первоисточник, критиковали за слишком вольное обращение с фактами, что, впрочем, не помещало «Моонзунду» стать очень заметным явлением переживавшего не самые лучшие времена отечественного кинематографа. Интерьеры и экстерьер снимали на кораблях Балтийского флота, а бой «Новика» с немецкими эсминцами «V-99» и «V-100» в условиях полного отсутствия компьютерной графики воссоздавали с помощью моделей и комбинированных съемок.

«Адмиралъ» (2008)

Еще один российский фильм, посвященный событиям начала XX века, в центре сюжета которого офицер русского флота, а в дальнейшем командующий флотом, один из руководителей Белого движения и Верховный правитель России. Несмотря на то, что сюжет картины в основном сфокусирован на любовной истории и событиях Гражданской войны, в ней есть эпизоды морских сражений, например, открывающая сцена боя эсминца «Сибирский стрелок» под командованием Колчака с немецкими крейсерами. Стоит отметить, что в действительности такого боя не было, и меткое попадание снаряда в рубку флагмана противника — чистейший художественный вымысел. Однако общеизвестно, что группа эсминцев Балтийского флота, где тогда служил главный герой, действительно успешно выставила мины, на которых подорвались немецкие крейсера «Аугсбург», «Газелле» и «Фридрих Карл». Для создания эпизодов использовались как декорации и пиротехника, так и CGI-образы кораблей.

«Ямато» (2005)

Своими военно-морскими традициями гордились не только в США, Великобритании и России, но и в Японии, флот которой некогда являлся одним из сильнейших в мире. Хорошей иллюстрацией можно считать драму «Ямато» 2005 года выпуска, в которой упоминается знаменитый имперский линкор времен Второй мировой. Действие происходит как в наши дни, так и начале 1945 года, когда линкор принял свой последний бой. Создатели фильма стремились добиться максимальной достоверности, поэтому на верфях Hitachi был построен практически полноразмерный макет корабля «Ямато» и систем противовоздушной обороны. В общей сложности стоимость декораций составила внушительные 600 миллионов йен. При создании фильма активно использовались пиротехнические и компьютерные спецэффекты. Расходы оказались оправданными, так как кассовый успех фильма был велик — более пяти миллиардов йен. В дальнейшем макеты были открыты для публики, и привлекли огромное количество туристов.

«Морской бой» (2012)

Среди фильмов о морских битвах особое место занимают фантастические проекты, например, такой экзотический как экранизация популярной настольной игры. В картине в основном фигурируют современные эсминцы класса «Эгида», в частности, «Бенфолд», но в качестве своеобразной «вишенки на торте» появляется последний линкор американского флота — «Миссури» (USS Missouri). Именно на его борту в свое время был подписан акт о капитуляции Японии во Второй мировой войне. Создатели «Морского боя» получили разрешение принять участие в реальных военных учениях, и в течение двух недели могли снимать картину в обстановке максимально приближенной к боевой. Часть интерьеров была построена в павильонах. Естественно, пришлось немало потрудиться и экспертам в компьютерной графике. Самыми сложными оказались не инопланетные захватчики и их вооружения, а симуляция водных поверхностей: волны, брызги и всплески во многих сценах полностью нарисованы. Но, несмотря на все ухищрения и зрелищность, «Морской бой» не вызвал большого энтузиазма у зрителей, а его сборы оставили желать много лучшего.

«Подводная лодка» (1981)

Немецкий фильм, являющийся экранизацией одноименного романа. Действие происходит в 1941 году в основном на борту находящейся в боевом походе немецкой субмарины «U-96». Подготовка к съемкам заняла несколько лет, в качестве консультанта выступил бывший командир аналогичной подводной лодки. Для придания видеоряду реалистичности сцены в интерьерах лодки снимались в специальной цистерне, которая висела на специальных подвесах, позволяющих имитировать жестокую качку во время бомбардировки глубинными бомбами. Были также построены несколько макетов рубки, а также миниатюрный макет, использовавшийся в подводных сценах. Натурные съемки велись в сохранившихся со времен войны немецких бункерах для подводных лодок в Ла-Рошели. Фильм «Подводная лодка» получил высокие оценки критиков и претендовал на шесть премий «Оскар». Ныне он считается одним из лучших представителей своего жанра.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector