0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как управлять атомной подводной лодкой-4 серии

Как устроена атомная подлодка

Принцип действия субмарины

Система погружения и всплытия подводной лодки включает в себя балластные и вспомогательные цистерны, а также соединительные трубопроводы и арматуру. Основной элемент здесь – это цистерны главного балласта, за счет заполнения водой которых погашается основной запас плавучести ПЛ. Все цистерны входят в носовую, кормовую и среднюю группы. Их можно заполнять и продувать по очереди или одновременно.

Атомные подлодки делят на поколения. Для первого (50-е) характерна относительно высокая шумность и несовершенство гидроакустических систем. Второе поколение строили в 60-е – 70-е годы: форма корпуса была оптимизирована, чтобы увечить скорость. Лодки третьего больше, на них также появилось оборудование для радиоэлектронной борьбы. Для АПЛ четвертого поколения характерны беспрецедентно малый уровень шума и продвинутая электроника. Облик лодок пятого поколения прорабатывается в наши дни.

Важный компонент любой субмарины – воздушная система. Погружение, всплытие, удаление отходов – все это делается при помощи сжатого воздуха. Последний хранят под высоким давлением на борту ПЛ: так он занимает меньше места и позволяет аккумулировать больше энергии. Воздух высокого давления находится в специальных баллонах: как правило, за его количеством следит старший механик. Пополняются запасы сжатого воздуха при всплытии. Это долгая и трудоемкая процедура, требующая особого внимания. Чтобы экипажу лодки было чем дышать, на борту субмарины размещены установки регенерации воздуха, позволяющие получать кислород из забортной воды.

АПЛ: какие они бывают

Атомная лодка имеет ядерную силовую установку (откуда, собственно, и пошло название). В наше время многие страны также эксплуатируют дизель-электрические подлодки (ПЛ). Уровень автономности атомных субмарин намного выше, и они могут выполнять более широкий круг задач. Американцы и англичане вообще прекратили использовать неатомные подлодки, российский же подводный флот имеет смешанный состав. Вообще, только пять стран имеют атомные подлодки. Кроме США и РФ в «клуб избранных» входят Франция, Англия и Китай. Остальные морские державы используют дизель-электрические субмарины.

Будущее российского подводного флота связано с двумя новыми атомными субмаринами. Речь идет о многоцелевых лодках проекта 885 «Ясень» и ракетных подводных крейсерах стратегического назначения 955 «Борей». Лодок проекта 885 построят восемь единиц, а число «Бореев» достигнет семи. Российский подводный флот нельзя будет сравнить с американским (США будут иметь десятки новых субмарин), но он будет занимать вторую строчку мирового рейтинга.

Русские и американские лодки отличаются по своей архитектуре. США делают свои АПЛ однокорпусными (корпус и противостоит давлению, и имеет обтекаемую форму), а Россия – двухкорпусными: в этом случае есть внутренний грубый прочный корпус и внешний обтекаемый легкий. На атомных подлодках проекта 949А «Антей», к числу которых относился и печально известный «Курск», расстояние между корпусами составляет 3,5 м. Считается, что двухкорпусные лодки более живучи, в то время как однокорпусные при прочих равных имеют меньший вес. У однокорпусных лодок цистерны главного балласта, обеспечивающие всплытие и погружение, находятся внутри прочного корпуса, а у двухкорпусных – внутри легкого внешнего. Каждая отечественная субмарина должна выжить, если любой отсек будет полностью затоплен водой – это одно из главных требований для подлодок.

В целом, наблюдается тенденция к переходу на однокорпусные АПЛ, так как новейшая сталь, из которой выполнены корпуса американских лодок, позволяет выдерживать колоссальные нагрузки на глубине и обеспечивает субмарине высокий уровень живучести. Речь, в частности, идет о высокопрочной стали марки HY-80/100 с пределом текучести 56-84 кгс/мм. Очевидно, в будущем применят еще более совершенные материалы.

Существуют также лодки с корпусом смешанного типа (когда легкий корпус перекрывает основной лишь частично) и многокорпусные (несколько прочных корпусов внутри легкого). К последним относится отечественный подводный ракетный крейсер проекта 941 – самая большая атомная подлодка в мире. Внутри ее легкого корпуса находятся пять прочных корпусов, два из которых являются основными. Для изготовления прочных корпусов использовали титановые сплавы, а для легкого – стальной. Его покрывает нерезонансное противолокационное звукоизолирующее резиновое покрытие, весящее 800 тонн. Одно это покрытие весит больше, чем американская атомная подлодка NR-1. Проект 941 – воистину гигантская субмарина. Длина ее составляет 172, а ширина – 23 м. На борту несут службу 160 человек.

Читать еще:  Телепередача "Холодная война"-серия "Сальвадор и Гондурас"

Можно видеть, насколько различаются атомные подлодки и сколь отличным является их «содержание». Теперь рассмотрим более наглядно несколько отечественных ПЛ: лодки проекта 971, 949А и 955. Всё это – мощные и современные субмарины, несущие службу на флоте РФ. Лодки принадлежат к трем разным типам АПЛ, о которых мы говорили выше:

Атомные подлодки делят по назначению:

· РПКСН (Ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Будучи элементом ядерной триады, эти субмарины несут на борту баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Главные цели таких кораблей – военные базы и города противника. В число РПКСН входит новая российская АПЛ 955 «Борей». В Америке этот тип субмарин называют SSBN (Ship Submarine Ballistic Nuclear): сюда относится самая мощная из таких ПЛ – лодка типа «Огайо». Чтобы вместить на борту весь смертоносный арсенал, РПКСН проектируют с учетом требований большого внутреннего объема. Их длина часто превышает 170 м – это заметно больше длины многоцелевых подлодок.

во 2-й части поста о внутреннем устройстве АПЛ

Как устроена атомная подлодка

Принцип действия субмарины

Система погружения и всплытия подводной лодки включает в себя балластные и вспомогательные цистерны, а также соединительные трубопроводы и арматуру. Основной элемент здесь – это цистерны главного балласта, за счет заполнения водой которых погашается основной запас плавучести ПЛ. Все цистерны входят в носовую, кормовую и среднюю группы. Их можно заполнять и продувать по очереди или одновременно.

Атомные подлодки делят на поколения. Для первого (50-е) характерна относительно высокая шумность и несовершенство гидроакустических систем. Второе поколение строили в 60-е – 70-е годы: форма корпуса была оптимизирована, чтобы увечить скорость. Лодки третьего больше, на них также появилось оборудование для радиоэлектронной борьбы. Для АПЛ четвертого поколения характерны беспрецедентно малый уровень шума и продвинутая электроника. Облик лодок пятого поколения прорабатывается в наши дни.

Важный компонент любой субмарины – воздушная система. Погружение, всплытие, удаление отходов – все это делается при помощи сжатого воздуха. Последний хранят под высоким давлением на борту ПЛ: так он занимает меньше места и позволяет аккумулировать больше энергии. Воздух высокого давления находится в специальных баллонах: как правило, за его количеством следит старший механик. Пополняются запасы сжатого воздуха при всплытии. Это долгая и трудоемкая процедура, требующая особого внимания. Чтобы экипажу лодки было чем дышать, на борту субмарины размещены установки регенерации воздуха, позволяющие получать кислород из забортной воды.

АПЛ: какие они бывают

Атомная лодка имеет ядерную силовую установку (откуда, собственно, и пошло название). В наше время многие страны также эксплуатируют дизель-электрические подлодки (ПЛ). Уровень автономности атомных субмарин намного выше, и они могут выполнять более широкий круг задач. Американцы и англичане вообще прекратили использовать неатомные подлодки, российский же подводный флот имеет смешанный состав. Вообще, только пять стран имеют атомные подлодки. Кроме США и РФ в «клуб избранных» входят Франция, Англия и Китай. Остальные морские державы используют дизель-электрические субмарины.

Будущее российского подводного флота связано с двумя новыми атомными субмаринами. Речь идет о многоцелевых лодках проекта 885 «Ясень» и ракетных подводных крейсерах стратегического назначения 955 «Борей». Лодок проекта 885 построят восемь единиц, а число «Бореев» достигнет семи. Российский подводный флот нельзя будет сравнить с американским (США будут иметь десятки новых субмарин), но он будет занимать вторую строчку мирового рейтинга.

Русские и американские лодки отличаются по своей архитектуре. США делают свои АПЛ однокорпусными (корпус и противостоит давлению, и имеет обтекаемую форму), а Россия – двухкорпусными: в этом случае есть внутренний грубый прочный корпус и внешний обтекаемый легкий. На атомных подлодках проекта 949А «Антей», к числу которых относился и печально известный «Курск», расстояние между корпусами составляет 3,5 м. Считается, что двухкорпусные лодки более живучи, в то время как однокорпусные при прочих равных имеют меньший вес. У однокорпусных лодок цистерны главного балласта, обеспечивающие всплытие и погружение, находятся внутри прочного корпуса, а у двухкорпусных – внутри легкого внешнего. Каждая отечественная субмарина должна выжить, если любой отсек будет полностью затоплен водой – это одно из главных требований для подлодок.

Читать еще:  Передача "Военная приемка", серия "Снайперские войны. Начало"

В целом, наблюдается тенденция к переходу на однокорпусные АПЛ, так как новейшая сталь, из которой выполнены корпуса американских лодок, позволяет выдерживать колоссальные нагрузки на глубине и обеспечивает субмарине высокий уровень живучести. Речь, в частности, идет о высокопрочной стали марки HY-80/100 с пределом текучести 56-84 кгс/мм. Очевидно, в будущем применят еще более совершенные материалы.

Существуют также лодки с корпусом смешанного типа (когда легкий корпус перекрывает основной лишь частично) и многокорпусные (несколько прочных корпусов внутри легкого). К последним относится отечественный подводный ракетный крейсер проекта 941 – самая большая атомная подлодка в мире. Внутри ее легкого корпуса находятся пять прочных корпусов, два из которых являются основными. Для изготовления прочных корпусов использовали титановые сплавы, а для легкого – стальной. Его покрывает нерезонансное противолокационное звукоизолирующее резиновое покрытие, весящее 800 тонн. Одно это покрытие весит больше, чем американская атомная подлодка NR-1. Проект 941 – воистину гигантская субмарина. Длина ее составляет 172, а ширина – 23 м. На борту несут службу 160 человек.

Можно видеть, насколько различаются атомные подлодки и сколь отличным является их «содержание». Теперь рассмотрим более наглядно несколько отечественных ПЛ: лодки проекта 971, 949А и 955. Всё это – мощные и современные субмарины, несущие службу на флоте РФ. Лодки принадлежат к трем разным типам АПЛ, о которых мы говорили выше:

Атомные подлодки делят по назначению:

· РПКСН (Ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Будучи элементом ядерной триады, эти субмарины несут на борту баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Главные цели таких кораблей – военные базы и города противника. В число РПКСН входит новая российская АПЛ 955 «Борей». В Америке этот тип субмарин называют SSBN (Ship Submarine Ballistic Nuclear): сюда относится самая мощная из таких ПЛ – лодка типа «Огайо». Чтобы вместить на борту весь смертоносный арсенал, РПКСН проектируют с учетом требований большого внутреннего объема. Их длина часто превышает 170 м – это заметно больше длины многоцелевых подлодок.

во 2-й части поста о внутреннем устройстве АПЛ

Часть 4 Управление атомной подлодкой

Управление атомной подлодкой

Оборудование, установленное на подлодке, является очень сложным. Ещё более сложным для новичка бывает научиться управлять этим оборудованием.

По сложности устройства атомную подлодку можно сравнить с космическим кораблем. Самым одарённым учёным и инженерам США — астронавтам — требуются годы на то, чтобы овладеть искусством управления космическим кораблём. Так же и здесь, вы можете годами учиться обращаться с оборудованием на подлодке, а потом потратить ещё лет десять на то, чтобы достичь совершенства в этом деле.

Обычно офицеры командного состава подлодки совершили 3 или 4 морских путешествия на подлодке, каждое из которых длилось 3 и более лет. Поэтому в моей книге я могу дать лишь поверхностное представление. А так как эта «поверхность» довольно обширная, давайте начнём!

Похожие главы из других книг:

Глава 14. Использование атомной энергии

Глава 14. Использование атомной энергии И всё-таки не обойтись без высказывания мнения о приемлемости или неприемлемости использования атомных электростанций. Как-то на заданный вопрос о моем отношении к будущему АЭС в связи с Чернобыльской катастрофой и моей личной

3.1. Управление безопасностью в ОУ

3.1. Управление безопасностью в ОУ Под управлением безопасностью понимается процесс сознательного, целенаправленного и организованного воздействия на элементы ОУ и окружающей среды в целях защиты персонала, обучающихся, воспитанников, имущества и среды ОУ от

Глава 1. Альтернатива атомной бомбе

Глава 1. Альтернатива атомной бомбе Человечество всегда пыталось создать эффективное средство для массового уничтожения себе подобных, чтобы гарантированно побеждать в любой битве. В начале прошлого века военные теоретики и практики вели работы в пяти направлениях:

КОГДА ПРОЗВУЧАЛ СИГНАЛ НАЧАЛА АТОМНОЙ ГОНКИ

КОГДА ПРОЗВУЧАЛ СИГНАЛ НАЧАЛА АТОМНОЙ ГОНКИ В 1934 году немецкий ученый Ида Ноддак—Так- ке72 высказала предположение, что при бомбардировке нейтронами ядра урана могут разделяться на несколько больших осколков, представляющих собойизотопы уже известных элементов. Тогда

3.2. Управление рефлексом

3.2. Управление рефлексом Сколь бы ни была совершенна нервная сеть, построенная по принципу сложного рефлекса, она обладает одним существенным недостатком: неизменностью функционирования во времени. Животное с такой нервной системой ничего не может извлечь из своего

Читать еще:  Передача "Военная приемка", серия "Электронные войны"

4.1. Управление ассоциированием

4.1. Управление ассоциированием Мы подошли к самому волнующему моменту в истории жизни на Земле — появлению мыслящего существа, человека. Логика нашего повествования побуждает нас связать возникновение мышления с очередным метасистемным переходом. В настоящее время мы

15.3. Управление оборудованием

15.3. Управление оборудованием Вопрос 449. В каких оперативных состояниях могут находиться тепловые энергоустановки организации, принятые в эксплуатацию?Ответ. Могут находиться в одном из четырех оперативных состояний: работе, резерве, ремонте или консервации (п.

4.3 Управление документацией

4.3 Управление документацией 4.3.1 Общие положения Лаборатория должна установить и поддерживать процедуры управления всеми документами, являющимися частью системы качества (разработанными в рамках лаборатории или поступившие извне), такими как регламенты, стандарты,

2.5. Управление проектами

2.5. Управление проектами Управление проектами в Premiere организовано очень сходным образом со стандартными приложениями Windows. Проекты создаются, сохраняются в файлах и могут быть открыты и закрыты, подобно, например, документам Microsoft Word. Основное отличие касается

4.5. Система сертификации оборудования атомной энергетики и промышленности

4.5. Система сертификации оборудования атомной энергетики и промышленности Ядерно-энергетический комплекс России – многопрофильная отрасль, в которой функционируют технологически тесно связанные предприятия по добыче сырья, производству расщепляющихся материалов,

7.7. Управление проектами и всеобщее управление качеством

7.7. Управление проектами и всеобщее управление качеством Эффективное реформирование экономики России невозможно без применения адекватной методологии управления. В настоящее время сформировался новый организационно-экономический подход к реализации политики

Напролом с атомной бомбой

Напролом с атомной бомбой Иван Кудишин (Москва)История сверхзвукового дальнего бомбардировщика Convair В-58 HustlerЕщё в 1945 г. известный физик-аэродинамик Теодор фон Карман предсказывал, что в недалёком будущем боевые самолёты станут летать со скоростями, намного

Рулевое управление

Рулевое управление Рулевым управлением изменяют направление движения автомобиля путем поворота передних колес. Рулевое управление включает в себя рулевой механизм и рулевой привод.Для обеспечения движения колес автомобиля на повороте без бокового скольжения

Документальные фильмы

«Цари океанов». Документальный фильм

Этот фильм о грандиозном военном проекте России — о строительстве подводных лодок четвертого поколения проекта 955 «Борей» и 885 «Ясень». Впервые конструкторы и строители самого грозного оружия России приоткрыли военные тайны и рассказали о том, как создаются подводные лодки в конструкторских бюро и на заводе «Севмаш».

Сконструировать АПЛ сложнее и дороже, чем космический корабль. Более 150 метров в длину, высотой в девятиэтажный дом, эта лодка несет на борту 16 баллистических межконтинентальных ракет «Булава». Как построить лодку таких размеров и кто работает над созданием военно-морского флота России?

Впервые съемочная группа попала на самый секретный объект со времен СССР — завод «Севмаш», где запечатлела рождение атомной подводной лодки. Ответственный сдатчик АПЛ «Князь Олег» Михаил Ползиков провел нас по заводу и показал все этапы строительства атомохода. Главные конструкторы КБ «Малахит» и «Рубин» рассказали об основных этапах проектирования АПЛ четвертого поколения. Впервые мы попали на сам подводный крейсер четвертого поколения, который базируется на Камчатке. Мы расскажем о подводниках, об их службе и жизни в быту.

Строительство атомной лодки начинается со склада стали. Мы увидим, как сталь попадает в цеха, обрабатывается, грунтуется и разрезается на детали подлодки. Впервые нам покажут, как «гнется» суперпрочная броня, из которой изготавливаются корпуса лодки. Затем главный сварщик «Севмаша» Юрий Абакумов расскажет о том, как с помощью сварки детали лодки превращаются в огромные секции. Лучший сварщик «Севмаша» Александр Григоров покажет нам процесс сварки элемента погружения лодки. Эксклюзивно только нашу съемочную группу пропустят в отсек недостроенной лодки в момент, когда будет происходить военная приемка заказа. И наконец, в главном цехе «Севмаша» мы увидим, как готовая лодка выходит в док на испытания.

В фильме снимались:

Дмитрий РОГОЗИН — генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос»;

Алексей РАХМАНОВ — президент АО «Объединенная судостроительная корпорация»;

Владимир ДОРОФЕЕВ — генеральный директор ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»»;

Игорь ВИЛЬНИТ — генеральный директор АО «ЦКБ МТ «Рубин»»;

Михаил БУДНИЧЕНКО — генеральный директор АО «ПО «Севмаш»»;

Николай СЕМАКОВ — начальник отдела строителей АО «ПО «Севмаш»»;

Юрий АВАКУМОВ — главный сварщик АО «ПО «Севмаш»»;

Михаил ПОЛЗИКОВ — ответственный сдатчик АПЛ «Князь Олег» АО «ПО «Севмаш»»;

Александр СПИРИДОНОВ — начальник сектора ПКБ АО «ПО «Севмаш»»;

Сергей РЫЖКОВ — инженер–электроник 1 категории завода «Севмаш».

Данила Шарапов, Людмила Снигирева, Олег Вольнов

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector