2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Энциклопедия российского флота, часть первая

Содержание

Энциклопедия Российского флота. Фильм 1

Турецкие ракеты атаковали нашу базу Хмеймим

СМИ пишут о беспрецедентной атаке в День Победы.

Олигархи утопят атомный крейсер «Адмирал Лазарев» Большим Камнем

Завод «Звезда» мог бы спасти наш самый мощный на Тихом океане ударный корабль. Но отечественному бизнесу важнее другое.

Кто и зачем обстрелял российскую авиабазу Хмеймим на 9 мая?

Прошедший праздник 9 мая был очень необычным из-за «карантинных» условий. Что гораздо хуже, именно в этот день российские военные в Сирии подверглись очередному нападению.

Бой после Победы: как Красная армия разгромила три дивизии СС

11 мая 1945 года в 60 километрах к западу от Праги началось последнее крупное сражение Второй мировой войны в Европе. Советские части разгромили дивизии СС «Викинг», «Валленштейн» и «Дас Райх».

Преимущества новых прицельных систем РФ над лазерными

Российский военно-промышленный комплекс достиг новых высот в разработке прицелов для стрелкового вооружения. Россия усовершенствовала прицельные комплексы для отечественного оружия. Об этом рассказал обозреватель журнала «Огневой рубеж» Александр Бутырин.

Почему американцам не понравилось появление у России Як-130

«Летающая парта» Як-130 все чаще подвергается «нападкам» американских изданий. Но почему, учебный самолет, который существует уже несколько десятков лет, попал под пристальное внимание «экспертов» из США? На то есть свои причины.

«Кинжальный» авиаполк: Россия формирует в Сибири мощный оперативный кулак

Вооруженный гиперзвуковыми ракетами «Кинжал» авиаполк начнет формирование Сибири уже в следующем году. Полностью на инновационное вооружение воинская часть будет переведена к 2024 году.

Sohu рассказало, чем для Японии обернется штурм Курил

Попытка Японии разрешить с Россией территориальный спор обернется большими проблемами для Токио. Такие выводы были сделаны китайскими журналистами.

Иранцы случайно запустили ракету по своему кораблю и потопили его

South China Morning Post сообщает, что иранская противокорабельная ракета С-802, выпущенная с фрегата «Жамаран» во время учений в Оманском заливе, нанесла удар по вспомогательному судну «Конарак», находившемуся недалеко от цели атаки.

В России испытали неизвестную авиационную гиперзвуковую ракету

Накануне прошли испытания новейшей авиационной гиперзвуковой ракеты, которая в перспективе может войти в состав вооружения модернизированной версии ракетоносца Ту-22М3М. Снаряд был выпущен с борта бомбардировщика Ту-22М3.

Кто-то точно блефует: США не верят в «Кинжалы» Путина

Новый виток гонки вооружений окончательно поставит крест на договоре СНВ-3.

Запад в тупике: акция устрашения в Баренцевом море провалилась

Запад, обозначая свои претензии на Арктику, решил устроить акцию устрашения в Баренцевом море, считает военный эксперт, капитан 1-го ранга запаса Василий Дандыкин.

Россия, вслед за «Кинжалом», создала еще одну гиперзвуковую ракету

Ракетоносец Ту-22М3М стал еще опасней для НАТО.

Почему КВ-85Г выпуска 1943 года не был допущен до испытаний

Поскольку 76,2 мм пушка танка КВ-1С уже не соответствовала боевым реалиям компании 1943 года, было решено вооружить тяжелые танки орудиями более крупного калибра.

Генерал Власов. Путь от спасителя Москвы до предателя

«Никаких колебаний не имел. Всегда стоял твердо на генеральной линии партии и за нее всегда боролся».

В ООН «заметили» украинские удары по Донбассу и ранения детей

Представители ООН раскритиковали украинских военнослужащих за удары по ДНР и ЛНР.

На чем «потянут» американские танки к границам Беларуси и России

Польские вооруженные силы намерены приобрести более сотни тягачей с прицепами для транспортировки танков и другой бронетехники.

О превосходстве МиГ-31 над F-22, или Нелепости по-американски

Не так давно западные обозреватели вновь удивили мир, представив, казалось бы, совершенно некорректное сравнение старого советского перехватчика с истребителем F-22. Попробуем понять, где здесь правда, а где — не совсем.

Странное заявление НАТО: Наше ядерное оружие несет мир, а российское – опасность

По мнению генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, программа ядерного сдерживания Альянса необходима не для разжигания войн и конфликтов, а наоборот – для обеспечения мира и безопасности в мире.

С-500 «Прометей»: почему у российского ЗРК нет конкурентов

В 2021 году Вооруженные силы России получат первые образцы ЗРК С-500. У этой системы в современном мире нет аналогов, что признают не только отечественные, но и зарубежные военные эксперты.

Как советские МБР ликвидировали американские ЗРК

К середине 1960-х в США была создана мощнейшая в мире система ПВО, опирающаяся на сверхзвуковые перехватчики и ЗРК. Однако бурное развитие в СССР баллистических ракет обесценило американские достижения.

«Штурм Курил» не пройдет: Японию напрасно удивляет мощь армии России

Военный эксперт Алексей Леонков считает, что Россия проводила укрепление обороноспособности Курильских островов на фоне дипломатической риторики Японии касательно принадлежности этих территорий.

Оружие победы: миномёт, который ценили даже враги

Это оружие копировали враги и уважали союзники. Почему же не «Катюша», не гаубица, а именно 120-мм миномёт можно назвать оружием Победы.

Что стоит за требованием США к России отказаться от новых систем вооружений

Завершение борьбы с пандемией COVID-19 (во всяком случае, с первой ее фазой), хочется верить, не за горами. Вот только очень похоже на то, что сразу же после нее начнется новая борьба – «за мир».

Началось наступление в северных районах – сводка боев в Афганистане

40 силовиков, 96 боевиков и 45 мирных жителей погибли за неделю в Афганистане. Также власти сообщают об уничтожении 5 террористов из ИГ. Сбор информации на местах из-за эпидемической обстановки и религиозных ограничений Рамадана затруднен, поэтому часть сводок не проверена. Доступные данные.

Читать еще:  Телепередача "Полигон", серия "Танк Т-80У"

Проект CHAMP. Электромагнитная ракета готовится к серии

США могут принять на вооружение электромагнитное оружие нового типа. Его разработка ведется в рамках программы CHAMP. Не так давно армия получила первые предсерийные образцы.

Армия США продолжает готовиться к войне с Россией и Беларусью

Уже сейчас Североатлантический блок во главе с США создал мощную группировку, развитую сеть складской логистики с запасами МТО и ГСМ. Более того, создается и модернизируется сеть транспортной логистики, пункты управления и связи. Для этих целей в текущем году Пентагон намерен выделить почти 50 млн.

Как создавался и совершенствовался ИС-2

Лучшим тяжелым танком СССР эпохи Великой Отечественной войны заслуженно считается ИС-2. Эта бронемашина объединяла отработанные и новые идеи, что привело к получению высоких технических и боевых характеристик, подтвержденных как на полигоне, так и в бою.

Леонков: российский флот удержит противника за 4000 морских миль

Военный эксперт Алексей Леонков сравнил возможности российского и американского ВМФ. По мнению специалиста, РФ обладает меньшим количеством кораблей, но они куда лучше вооружены.

Сатановский о подбитом корабле в Иране: От этого никто не застрахован

Политолог Евгений Сатановский уверен, что ничего особенного не произошло, а подобные летальные инциденты частое явление во время испытаний боевой техники. Он подчеркнул, что ни одна армия мира не застрахована от несчастных случаев во время выполнения военных маневров.

Войны в Чечне: легендарные ветераны — ПТ-76 прикрыли бойцов огнем и броней

Обычно, когда речь идет об использовании танков во время событий на Северном Кавказе, то, когда вспоминают первую Чеченскую, говорят о Т-72 и Т-80. Во вторую войну воевали уже, в основном, Т-62 и Т-72.

Приближая Победу: маршалы Родион Малиновский и Фёдор Толбухин

В канун победного Первомая 1945 года, 26 апреля, в четверг, в Кремле особо чествовали командующих 2-м и 3-м Украинскими фронтами – маршалов Советского Союза Р.Я. Малиновского и Ф.И. Толбухина. Им вручали высшие полководческие ордена «Победа». Повод для награждения был одинаков: за Венгрию и Австрию.

Ил-2: мифы о символе Победы

Ил-2 – это один из самых известных самолетов Великой Отечественной войны, настоящий символ Победы. Но даже спустя 75 лет после завершения конфликта самолет по-прежнему окружен множеством мифов.

Каким неядерным оружием ВМФ РФ может поражать авианосцы США: примеры

Авианосцы – важнейший компонент боевой мощи флота вероятного противника. Поскольку у России в настоящее время всего один авианесущий корабль (и тот на ремонте), вопрос о том, как поражать вражеские авианосцы, остается актуальным.

Сгоревшие заживо: как каратели уничтожили деревню Хатынь

Хатынь была далеко не единственной сожжённой карателями деревней, но точно стала самой известной. В тот злосчастный мартовский день 1943 года сошлось многое. Активное использование немцами коллаборантов для «грязной работы», принцип «десятки местных за одного нашего» — и зверская жестокость.

К. С. Москаленко – генерал наступления

Кирилл Семенович Москаленко, уроженец с. Гришино Екатеринославской губернии, стал хорошо известен в руководящих кругах Красной Армии еще до войны. Воинскую службу рядовым бойцом-красноармейцем он начинал в годы гражданской войны. Затем были годы учебы в военных учебных заведениях, воинские будни.

Флот США в Баренцевом море: американцы провели репетицию ядерной войны

Американские корабли в Баренцевом море могли репетировать начало ядерной войны между Россией и США. Как сообщает ФАН, к российским берегам подошли корабли типа Destroyer, представляющие опасность для военно-морских баз РФ.

Вьетнамские Т-90 показали работу «красных глаз» комплекса «Штора»

Бойцы элитной 201-й танковой бригады Вьетнамской народной армии продемонстрировали командованию свои новые танки — Т-90С и командирские Т-90СК. Показали и работу «красных глаз»- комплекса оптико-электронного подавления «Штора».

Федутинов объяснил, почему сверхзвуковой БПЛА РФ будет лучше истребителей

Военный эксперт, ведущий специалист в области беспилотной авиации Денис Федутинов специально для «ПолитРоссии» рассказал о российском БПЛА, который сможет нести гиперзвуковое оружие.

Какие страны могли выступить на стороне Гитлера и почему они это не сделали

К концу 1942 года, в самый разгар битвы за Сталинград, Турция на границе с СССР сосредоточила порядка 750 000 солдат и офицеров. Поражение на Волге могло стать сигналом для начала войны против Советского Союза, но капитуляция 6-й армии Паулюса привела к отказу Турции от нападения СССР.

Норвежцы предвкушают реакцию России на установку нового радара ПРО США

Многие норвежцы, особенно проживающие в самой северной части страны, граничащей с Россией, уже предвкушают реакцию Москвы на установку нового радара системы «Глобус» ПРО США в тех краях. Как сообщает телеканал NRK, жители норвежского города Варде, в фюльке Финнмарк, реально нервничают, боятся и.

История Российского Императорского флота

Содержание

История

Российский Императорский флот возник как закономерное продолжение развития русской армии и флота на протяжении многих веков. Мореплавание на Руси зародилось еще на рубеже V—VI веков, однако во времена Древней Руси, а также в периоды феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия регулярного военно-морского флота просто не существовало. Однако торговое мореплавание продолжало развиваться всегда.

В 1550-х годах благодаря военным реформам Ивана Грозного было положено начало становлению регулярных армии и флота. Во время походов против Казанского и Астраханского ханств флот впервые себя проявил: так, например, в 1552 году русская армия при активном содействии речного отряда судов взяла Казань.

Тем не менее, на тот момент времени государство не было способно содержать регулярный военно-морской флот, хотя отдельные попытки его создания предпринимались первыми монархами династии Романовых.

К концу XVII века Россия уже накопила необходимый потенциал для создания собственного военно-морского флота, но что особенно важно, у государства было до 10 судостроительных верфей, способных строить как парусные, так и гребные корабли; были и подготовленные кадры: плотники и другие мастера. Все это привело к тому, что во время правления царя-реформатора Петра I появился указ от 20 октября 1696 года, положивший начало регулярному ВМФ. Указ гласил: «Морским судам быть». Этот флот получил название Регулярного военно-морского флота России.

Петр I приступил к созданию сначала Азовского, а затем и Балтийского флотов. К 1711 году в состав флота входило 188 кораблей, 26 из которых были парусными линкорами. Но важно было не только поставить флоту корабли, важно было организовать его и дать кадры. Организацию флот получил благодаря морскому уставу 1720 года. Офицерские кадры поступали от дворянского сословия, а матросы — из простонародья. Срок службы был пожизненным. Создавались учебные заведения, была основана Адмиратейств-коллегия — высший орган управления Военно-Морского Флота в России. К службе были привлечены зарубежные офицеры, постепенно появлялась отечественная военно-морская школа. Большой вклад в ее основы внесли сам император, Федор Апраксин, Алексей Сенявин, Наум Сенявин, Михаил Голицын, Федор Ушаков и многие другие.

22 октября 1721 года флот был переименован в Российский Императорский флот, так как сама Россия стала империей.

К 20-м годам XVIII века флот достиг своего пика боеспособности. Были заложены 54-пушечные и первый 100-пушечный корабль «Петр Первый и Вторый». Но в конце правления и после смерти Петра Великого положение в кораблестроении резко ухудшилось. В правление Петра II ради «сбережения казны» в море выходили только четыре фрегата и два флейта, а нерегулярные выплаты жалования вели к оттоку офицеров, дисциплина падала. Новый император же заявлял: «Когда нужда потребует употребить корабли, то я пойду в море; но я не намерен гулять по нем, как дедушка».

Ситуация изменилась, когда бразды правления перешли к императрице Анне Иоанновне, которая сразу же обратилась к проблеме восстановления флота. 21 июля (1 августа) 1730 года был издан указ «О содержании галерного и корабельного флотов по регламентам и уставам», в декабре следующего года императрица распорядилась возобновить на Балтийском флоте регулярные учения с выходом в море. А в 1732 году была учреждена Воинская морская комиссия, специальный временный коллегиальный орган, созданный для оценки общего состояния корабельного и галерного флотов и проведения необходимых реформ. В результате работы комиссии была сформулирована первая военно-морская доктрина России, произведена реформа управления, введены новые штаты флота. Были заложены новые 66-пушечные линкоры, общее число которых должно было быть 27. Анна Иоанновна распорядилась восстановить Архангельский порт и соломбальскую судостроительную верфь, что оказалось значимым вкладом в развитие флота. Как видим, в царствование императрицы Анны Иоанновны произошёл определенный прогресс в состоянии флота. Императрица Елизавета Петровна продолжила ее курс.

Читать еще:  Серия-3. Последняя схватка-Как управлять атомной подводной лодкой

Следующий этап в усилении флота империи пришелся на вторую половину XVIII века. Из-за войн с Турцией он был значительно усилен, была создана Дунайская военная флотилия и восстановлена Азовская. Русско-турецкая война 1768—1774 годов закончилась победой Российской империи, в её результате к России отошло все побережье Азовского моря и часть береговой линии Чёрного моря между реками Южный Буг и Днестр. Вскоре, в 1783 году, частью России стал Крым. Было положено начало Черноморскому флоту, и к 1784 году в порту Херсона стояла уже целая эскадра.

И вот уже к концу XVIII века российский флот стал третьим по величине в мире (первое и второе места заняли Великобритания и Франция соответственно). В начале XIX века флот состоял из Балтийского и Черноморского флотов, Каспийской, Беломорской и Охотской флотилий. В 1802 году было создано Министерство морских сил, позже переименованное в Морское министерство.

В то же время для российского ВМФ началась эпоха пара. В 1826 году был построен первый военный пароход «Ижора», вооруженный 8 пушками, десятью годами позже — первый пароходофрегат «Богатырь». Однако Европу было крайне трудно догнать в плане технического развития, поэтому Россия не была готова к надвигавшейся Крымской войне.

К 1853 году организация флота включала в себя Черноморский и Балтийский флоты, Архангельскую, Каспийскую и Сибирскую флотилии, общей численностью в 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига, 16 пароходофрегатов и 91000 человек личного состава.

Отечественная выучка не страдала: благодаря стараниям таких прославленных адмиралов, как М. Лазарев, П. Нахимов, В. Корнилов, В. Истомин, матросы были хорошо обучены и следовали морским традициям. Эта выучка и героизм наших моряков помогли одержать победу в известном Синопском сражении. Но сама война была проиграна, а России пришлось отказаться от права иметь Черноморский флот.

Эта война подтолкнула правящие круги отказаться от парусников и приступить к строительству паровых судов. Появились первые броненосцы, мониторы, плавучие батареи и канонерские лодки.

Понимая важность флота для России, последний император из династии Романовых также уделял ему должное внимание. Однако именно во время его царствования флот этот перестал существовать.

Николай II разделял доктрину американского военно-морского теоретика адмирала Альфреда Мэхэна. Новые корабли строились не только на российских верфях, но и во Франции, Дании, Германии и Соединенных Штатах. Форсированное преодоление технического отставания от Европы оказалось весьма своевременным. В ночь на 8 февраля 1904 года началась русско-японская война. И отечественный флот, казалось, имел все шансы на победу. Но в этой войне страдала всегда отличная выучка российских офицеров и матросов, хотя все они и сражались героически. После печально известного Цусимского сражения Вторая Тихоокеанская эскадра была разгромлена, а авторитет Российской империи и царя упал. И если к концу XVIII века Российский Императорский флот был на третьем месте по величине в мире, теперь он оказался на шестой позиции.

Потрясенный Николай II под некоторым давлением общественности приступил к реформированию и восстановлению флота. 19 марта 1906 года был создан подводный флот в составе РИФ (теперь этот день считается Днем подводника, в июне того же года был организован Морской Генеральный Штаб. Российская империя потратила 519 миллионов долларов на военно-морские нужды с 1906 по 1913 год — это пятый по размеру бюджет после Великобритании, Германии, США, и Франции.

Однако плохо в таком восстановлении было то, что очень многое для нужд флота (и сами боевые единицы, и детали, и база обеспечения) поставлялось из-за рубежа, в результате чего страдала отечественная школа. Еще одним результатом данной политики стало то, что вплоть до середины XX века на службе в России состояли лодки первой генерации, когда за рубежом сменилось далеко не одно поколение.

Так Россия и ее флот встретила начало Первой мировой войны, разразившейся в 1914 году. Основными театрами военных действий стали Балтийское и Черное моря, а действия велись против Германии и Турции соответственно.

На Балтийском театре РИФ вел в основном оборонительную тактику, активно применяя морские мины. Однако в ходе операции «Альбион» германские войска смогли добиться перелома, захватив Моонзундские острова. К марту 1918 года, во многом благодаря внутренним потрясениям в России, которая уже стала республикой, германский флот полностью господствовал над Балтийским морем.

Что до Черноморского театра, то наибольшую опасность там представляла эскадра из двух германских крейсеров «Гебен» и «Бреслау», командование которыми осуществлял адмирал Вильгельм Сушон. Однако они не сильно повлияли на исход боевых действий с Турцией, и к 1915 году Российский Императорский флот полностью контролировал Черное море.

Однако к моменту окончания Первой мировой войны Российского императорского флота уже не было, да и Российской империи тоже. 16 апреля 1917 года он был упразднен, хотя сам флот фактически продолжал существовать. Однако положение дел на флоте было более чем плачевным. Часть кораблей была захвачена немцами, часть затоплена по приказанию Ленина. В ходе Гражданской войны русским морякам приходилось сражаться на стороне красных, белых и Украинской державы, которая получила часть захваченных немцами кораблей Черноморского флота. После победы большевиков оставшиеся корабли вошли в состав будущего ВМФ СССР.

Классификация кораблей

Первая корабельная классификация Российского Императорского флота была составлена спустя 171 год после его создания. К моменту написания первой такой классификации в состав флота входили парусные, парусно-броненосные и броненосные корабли, которые распределялись в парусный и броненосный флота.

Классификация 1892 года

Первая классификация паровых и броненосных судов российского флота была разработана в конце 1891 года и объявлена приказом по Морскому ведомству 1 февраля (юлианский календарь) 1892 года. Она устанавливала следующие классы боевых кораблей:

Эта классификация, неофициально дополненная перед русско-японской войной классами «минный транспорт», «госпитальное судно», «эскадренный миноносец», а в марте 1906 года ещё и классами «подводная лодка» (до этого подводные лодки числились в классе миноносцев) и «посыльное судно», просуществовала до октября 1907 года. Она соблюдалась нестрого даже официальными органами Морского ведомства. Крейсера I ранга получили деление на бронепалубные крейсера и броненосные, большие миноносцы некоторое время составляли класс минных крейсеров, контрминоносцев, а затем эскадренных миноносцев, продолжая в то же время называться в официальной переписке просто миноносцами.

Классификация 1907 года

Приказом от 10 октября (григорианский календарь) 1907 года была введена новая классификация кораблей российского флота:

Классификация 1915 года

Новая классификация, разработанная Морским генеральным штабом, была утверждена в июне 1915 года. Она включала следующие корабли:

В июле 1916 года классификацию дополнили морскими и портовыми ледоколами, а в декабре этого же года — сетевыми заградителями. В начале октября 1917 года классификацию снова дополнили сторожевыми кораблями, сторожевыми катерами и катерами-тральщиками. Некоторые корабли, вошедшие в состав флота в 1914—1918 годах, официального «класса» не получили: например, подводные минные заградители и авиатранспорты.

Боевые корабли вошедшие в состав флота с 2003 года. Часть 1 — Надводные.

С 2003 года надводные силы Военно-морского флота России пополнились 33 боевыми кораблями (полным водоизмещением свыше 500 тонн).

©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/c4jyBYXgOM4

В 2003 году был принят в состав флота ракетный корабль «Татарстан», старший брат «Дагестана» — первого носителя комплекса «Калибр». Затем, в 2006 году на флот поступил МАК «Астрахань» — первый корабль проекта 21630, близкий родственник знаменитых «Буянов».

Следующим был «Стерегущий» проекта 20380 — первый корвет на российском флоте, ранее корабли такого типа для ВМФ РФ и СССР не строились.В 2011 корвет «Сообразительный» первым получил ЗРК «Редут», а в 2012 на «Дагестане» появился УКСК «Калибр».

И наконец, в 2018 году Северный флот принял в свой состав самый крупный и современный боевой корабль построенный в России — фрегат «Адмирал флота Горшков». Головной фрегат проекта 22350 стал первым кораблём, на котором появились одновременно и УКСК «Калибр», и ЗРК «Редут».

© Фото из открытых источников

Рассмотри корабли вошедшие в состав флота по проектам.

1. Малые артиллерийские корабли 21630 «Буян». Полное водоизмещение 560 тонн.

«Астрахань» (2006, Каспийская флотилия)

«Волгодонск» (2011, Каспийская флотилия)

«Махачкала» (2012, Каспийская флотилия)

2. Морской тральщик 02668 «Агат». Полное водоизмещение 852 тонны.

«Вице-адмирал Захарьин» (2009, Черноморский флот)

3. Корабль противоминной обороны 12700 «Александрит». Полное водоизмещение 890 тонн.

«Александр Обухов» (2016, Балтийский флот)

«Иван Антонов» (2019, Черноморский флот)

«Владимир Емельянов» (2019, Черноморский флот)

4. Малые ракетные корабли 22800 «Каракурт». Полное водоизмещение 800 тонн.

«Мытищи» (2018, Балтийский флот)

«Советск» (2019, Балтийский флот)

Читать еще:  Телепередача "Полигон", серия "Крупный калибр"

5. Малый ракетный корабль 21631 «Буян-М». Полное водоизмещение 950 тонн.

«Град Свияжск» (2014, Каспийская флотилия)

«Углич» (2014, Каспийская флотилия)

«Великий Устюг» (2014, Каспийская флотилия)

«Зелёный Дол» (2015, Балтийский флот)

«Серпухов» (2015, Балтийский флот)

«Вышний Волочёк» (2018, Черноморский флот)

«Орехово-Зуево» (2018, Черноморский флот)

«Ингушетия» (2019, Черноморский флот)

6. Патрульный корабль 22160. Полное водоизмещение 1700 тонн.

«Василий Быков» (2018, Черноморский флот)

«Дмитрий Рогачёв» (2019, Черноморский флот)

7. Ракетный корабль 11661К «Гепард». Полное водоизмещение 1900 тонн.

«Татарстан» (2003, Каспийская флотилия)

«Дагестан» (2012, Каспийская флотилия)

8. Корвет 20380. Полное водоизмещение 2220 тонн.

«Стерегущий» (2008, Балтийский флот)

«Сообразительный» (2011, Балтийский флот)

«Бойкий» (2013, Балтийский флот)

«Стойкий» (2014, Балтийский флот)

«Совершенный» (2017, Тихоокеанский флот)

«Громкий» (2018, Тихоокеанский флот)

9. Большой десантный корабль 11711. Полное водоизмещение 6000 тонн.

«Иван Грен» (2018, Северный флот)

10. Сторожевой корабль проекта 11540 «Ястреб». Полное водоизмещение 4350 тонн.

«Ярослав Мудрый» (2009, Балтийский флот)

11. Фрегат 11356 «Буревестник». Полное водоизмещение 4035 тонн.

«Адмирал Григорович» (2016, Черноморский флот)

«Адмирал Эссен» (2016, Черноморский флот)

«Адмирал Макаров» (2017, Черноморский флот)

12. Фрегат 22350. Полное водоизмещение 5400 тонн.

«Адмирал флота Горшков» (2018, Северный флот)

Все 33 корабля на одной картинке.

© Фото из открытых источников

Всего с 2003 по 2019 год ВМФ РФ получили 33 боевых корабля общим водоизмещением 62837 тонн.

© Фото из открытых источников

Морским судам быть

«Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям этого типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно закончены».

Aнглийский адмирал Поррис

16 мая 1692 года спущен на воду первый российский военный корабль, построенный при участии Петра I и 16 солдат Преображенского полка

Известные всем «потешные» полки Петра I были не только сухопутными, они же стали прообразом будущего флота, которым так гордился царь и который так нужен был стране. Сегодня мы постараемся рассказать о первых шагах русского флота, и о том, как он создавался.

«Дедушка русского флота»

Россия вступала в XVIII век в сложной внешнеполитической ситуации. Вражда с западным соседом – Польшей, с северо-запада – Швецией, Турцией на юге отнимала у государства много сил и средств. Экономика была не в лучшем состоянии. В целом России требовались реформы и модернизация. Требовалось получить и выход к Черному и Балтийскому морям для упрощения торговли, потому что на тот момент единственным надежным торговым портом был северный Архангельск, до которого добраться было несоизмеримо сложнее. Все эти задачи предстояло решить молодому царю Петру I, возглавившему страну в 1689 году.


Петр I на верфях. Источник: http://forum-region.ru

Пристрастие к флоту было у Петра с детства. В детстве его очень привлекали разнообразные технические новинки, к примеру, астролябия. А знаменитый ботик, найденный царем в сарае Н. И. Романова, стал знаменитым «дедушкой русского флота», на котором Петр I лично постиг все азы мореходства. Сам царь описывал свои эмоции от найденного ботика так: «Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей из дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (прим. Тиммермана – голландского учителя Петра), что это за судно? Он сказал, что это бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях – для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».


Петр I и Франц Лефорт. Источник: https://maxpark.com

Именно после катания на ботике по Плещееву озеру царь стал вынашивать планы по созданию мощного флота. В то время все передовые страны уже обзавелись военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы качественно и количественно сравняться с соперниками на море. А после визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо вооруженные голландские и английские суда, посетил их и сам, впервые ходил по Белому морю, вопрос считался решённым. Один корабль заказали в Англии, два под руководством Франца Лефорта – будущего первого адмирала русского флота заложили сами. А царь отправился обратно на Плещеево озеро руководить строительством новых кораблей лично.

Морским судам быть

Потешная флотилия, спущенная на воду Плещеева озера в мае 1692 года, стала прообразом русского флота. Однако таких кораблей было недостаточно. Сохранившийся ботик «Фортуна» показывает, что на таких кораблях вполне можно ходить по морю, но вот для боев они совсем не подходят.


Строительство русских кораблей. Источник: https://russian.rt.com

Неудачный поход на крепость Азов в 1695 году также показал необходимость иметь мощный флот. Дело в том, что турки снабжали крепость морем, пользуясь своим полным господством на Черном море. А «Священная лига» – антитурецкий союз, к которому Россия присоединилась ещё до Петра (при царевне Софье), требовала от России активных действий. Следующий поход царь продумал уже значительно внимательнее. Особенное внимание было уделено созданию военно-морского флота, чтобы не допустить турецкие корабли до крепости. Петр I велел заложить 1300 стругов (крупных весельных лодок), 300 лодок поменьше и 100 плотов для перевозки войск и припасов. Но главной силой русской армии стали 22 галеры, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса, сделанных по голландскому образцу. Сбор войск у Воронежа занял почти год, тогда же на месте было учреждено адмиралтейство и цейхгауз.


Галера «Принципиум». Источник: http://yacht-radio.com

В мае 1696 года русский флот появился у Азова во второй раз. Царь лично вёл суда на галере «Принципиум». На этот раз крепость обложили с моря и суши, были созданы штурмовые батареи орудий, войска штурмовали крепость с суши и с моря, на стругах. А русский флот надежно прикрыл лодочные десанты и воспрепятствовал турецким попыткам деблокировать крепость с моря. В ходе кровопролитного боя считавшаяся ранее неприступной крепость Азов была взята. Россия получила выход к Азовскому, а значит, и к Черному морю. Победа наглядно продемонстрировала необходимость иметь мощный и современный военно-морской флот. 20 октября боярская дума постановила: «Морским судам быть». Эту дату принято считать днем рождения русского флота.

Божье провидение

Завершающим этапом становления русского флота стал период закрепления на Азовском море. Заложенный к 1698 году город Таганрог и Воронеж продолжали исправно производить корабли. Но это были суда уже иного качества. В 1697-1698 годах царь посетил Европу в составе Великого посольства, где лично участвовал в строительстве корабля «Пётр и Павел». Многие русские корабелы обучились всем тонкостям строительства боевых кораблей, теперь Россия могла создавать суда всех известных тогда типов своими силами. А организованные на юге России «кумпанства» (компании) коммерчески вносили свою лепту в строительство судов. В ноябре 1698 года Петром I был заложен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» («Божье провидение»). Это был действительно принципиально новый, мощный и тяжелый боевой корабль. Длина его киля составила 130 футов (почти 40 метров), а ширина – 33 фута (10 метров). Уже через два года первый русский линейный корабль был спущен на воду, его уникальная конструкция хоть и была заимствована с английских образцов, царь лично внес изменения в киль. Осадка линкора была уменьшена, он легко ходил по мелководью, а двойное дно защищало от течи в случае удара о грунт.


Линейный корабль «Гото Предестинация». Источник: http://armedman.ru

Вслед за ним были заложены ещё два линейных корабля – «Черепаха» и «Великий галеас». Их постройкой еще руководили иностранцы, так как проекты линкоров были ещё слишком сложны. К 1700 году в России уже воспитали ряд корабельных мастеров, таких как Скляев, Верещагин, Салтыков, Михайлов, Попов, Пальчиков, Тучков, Немцов, Бородин, Кознец.

России предстояла война со Швецией, и Петр I, обеспечив свой южный фланг, обратил взор на Балтику. Огромный и неоценимо важный опыт, полученный при строительстве Азовского флота, стал огромным заделом, который помог обеспечить победу нашей стране в долгой и трудной Северной войне со шведами. На Балтийском море русский флот сделал ещё больший шаг вперед. Несмотря на поражение и Прутский мир 1711 года с Турцией, по которому Азовский флот уничтожался, Россия стала военно-морской державой, великой державой. И последующие победы русского флота, и его славная история, стали наглядным тому подтверждением.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector