0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Танк Т-38. Фотоподборка-3

Рассказы об оружии. Малый плавающий танк Т-38

1935-й год. Еще идет выпуск Т-37А, первого советского плавающего танка, но мысли руководства РККА уже были направлены на улучшение этой весьма своеобразной машины.

В ходе эксплуатации в войсках выяснилось, что у Т-37А имеется куча недостатков: ненадежна трансмиссия и ходовая часть, часто спадают гусеницы, мал запас хода, недостаточен запас плавучести.

Поэтому КБ завода №37 (руководитель Н. Астров) начало работы по совершенствованию Т-37А еще в конце 1934 года. Предполагалось устранить выявленные недостатки Т-37А, главным образом повысить надежность работы агрегатов нового плавающего танка.

Первый опытный танк был построен летом 1935 г. и проходил заводские испытания с 3 по 17 июля. По их итогам танк практически ничем не отличался от Т-37А и вопрос о его дальнейшей судьбе оставался открытым. Как это ни странно, ситуацию «спасли» конкурирующие фирмы.

Представленные на испытания танки конструкции П. Шитикова и ТМ от «ГАЗа» оказались ещё хуже. Танк Астрова попал в безусловные фавориты.

В итоге была проведена вроде бы модернизация Т-37А, направленная на улучшение его ходовых характеристик. «Вроде бы» — потому что на выходе был другой танк.

Впрочем, сравните сами:

Командира и водителя поменяли местами. Честно скажу, не нашел четких соображений и причин, для чего это было сделано, а озвучивать «версии» не хочется. Но факт, главное внешнее отличие Т-37А от Т-38 – это расположение башни.

Прочую компоновку (двигатель, трансмиссия, баки) оставили абсолютно такой же.

Однако Т-38 изменился (и сильно) в другом. Танк стал ниже и шире, что должно было повысить его остойчивость на плаву. Изменения в корпусе позволили отказаться от надгусеничных поплавков, правда, полки вернулись. Кроме того, несколько изменили подвеску, и вроде бы ход стал плавней и немного возросла скорость.

Главное же изменение внутри – это замена в механизме управления автомобильного дифференциала на бортовые фрикционы для поворота.

Ходовая часть во многом была идентична Т-37А, от которого заимствовали конструкцию тележек подвески и гусеницы. Была несколько изменена конструкция ведущего колеса, а направляющее колесо по габаритам стало идентичным опорным каткам.

Для движения машины на плаву использовался трехлопастной винт и плоский руль. Винт при помощи карданного вала соединялся с редуктором отбора мощности, закрепленном на коробке перемены передач.

Вооружение Т-38 осталось прежним — 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в лобовом листе башни. Башня конструктивно была той же, что и у Т-37А.

Машина была принята на вооружение БТ РККА в феврале 1936 года и находилась в производстве до 1939 года. Всего промышленностью было выпущено 1 382 танка Т-38.

Сборка «нового» Т-38 шла параллельно со «старым» Т-37А. Это было сделано совершенно не случайно. Вроде бы была проведена соответствующая рекламная кампания, героем которой был Т-38, который преподносили как «новый, не имеющий аналогов…»

Однако по факту вылезло множество недостатков и дефектов. Удивительно много для машины, которая была «работой над ошибками».

Прежде всего, плавающий танк Т-38 оказался… не очень плавающим. Вообще он плавал, но с кучей оговорок и ограничений.

На фото видно, что до решетки моторного отсека от воды не так уж и далеко.

При движении по воде запрещалось совершать резкие маневры на максимальных оборотах винта или включать реверс. В такой ситуации танк «клевал» носом и… тонул! Резко давать руля на максимум влево или вправо тоже было нежелательно. Результат мог быть как при включении реверса.

Как средство десантирования Т-38 тоже был не очень хорош. Если честно – он был вообще никакой! При форсировании водных преград на винте, два пехотинца являлись неподъемной тяжестью для машинки.

При движении по пересеченной или болотистой местности мощности автомобильного двигателя явно не хватало, двигатели перегревались и выходили из строя.

Критиковали совершенно не изменившееся бронирование и вооружение, которые явно не соответствовали современным представлениям.

«До кучи» еще и цена на танк изрядно выросла. Здесь, конечно, не те времена, чтобы воровать, сами понимаете. Но что-то с Т-38 явно пошло не так. Он явно получился хуже, чем предшественник, Т-37А.

Все это привело к тому, что весной 1937 г. выпуск Т-38 был временно прекращен. Однако снова продолжен в 1939 году, когда АБТУ разрешило заводу №37 завершить постройку танков из имеющегося задела деталей.

Ситуация, с одной стороны, понятная: есть детали, почему не собрать? Или отправить в печь, металл в то время был в дефиците.

С другой стороны, танк не лучший однозначно. И его характеристики под огромным вопросом в плане соответствия требованиям. Но машина, которая должна была заменить Т-38, то есть, Т-40, еще даже не вышла из стадии проектирования.

И не факт, что она оказалась бы лучше. Это не один месяц работы.

Как я понимаю, просто решили, что «не пропадать же добру» и собрали к уже имевшимся Т-38 еще чуть больше сотни. 112 единиц.

Танк Т-38 предназначался для оснащения разведывательных батальонов стрелковых дивизий, разведывательных рот отдельных танковых бригад. В общем точно так же, как и его предшественник, Т-37А. Зачастую танки состояли на вооружении отдельных частей одновременно. Что было неудивительно, учитывая их унификацию.

Боевая масса – 3,3 т;
Экипаж – 2 человека;
Количество выпущенных – 1340 штук.

Размеры
Длина корпуса – 3780 мм;
Ширина корпуса – 2330 мм;
Высота – 1630 мм;
Клиренс – 300 мм.

Бронирование
Тип брони — стальная катаная гомогенная;
Лоб корпуса (верх) — 9 мм;
Лоб корпуса (середина) — 6 мм;
Борт корпуса — 9 мм;
Корма корпуса — 9 мм;
Днище — 4 мм;
Крыша корпуса – 4 мм;
Башня — 8 мм;

Вооружение
Пулемет — 7,62-мм ДТ.

Подвижность
Тип двигателя — рядный 4‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения;
Мощность двигателя – 40 л.с.;
Скорость по шоссе – 40 км/ч;
Скорость по пересечённой местности – 15-20 км/ч;
Скорость на плаву – 6 км/ч;
Запас хода по шоссе – 250 км;

Преодолеваемый подъём – 33 градуса;
Преодолеваемая стенка – 0,5 м;
Преодолеваемый ров – 1,6 м.

Основные модификации танка Т-38:

Т-38 — малый плавающий танк (1936, 1937, 1939 гг.);
СУ-45 — самоходно-артиллерийская установка (опытный образец, 1936 г.);
Т-38РТ — танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1937 г.);
ОТ-38 — химический (огнеметный) танк (опытные образцы, 1935-1936 гг.);
Т-38-ТТ — телемеханическая группа танков (1939-1940 гг.).

Также были попытки улучшения Т-38 в виде модификаций Т-38М1 и М2 за счет установки двигателя ГАЗ-М1 (50 л.с.) и увеличения водоизмещения, но они остались единичными экземплярами.

В одном экземпляре остался и танк Т-38Ш, вооруженный 20-мм пушкой ШВАК (ТНШ), адаптированной для установки на танки.

Здесь можно четко ощутить размеры Т-38 на фоне «огромного танка» БТ-7.

В принципе, Т-38 участвовал во всех сражениях, что и Т-37А.

Первой кампанией стала польская в 1939 г. В основном танки вели разведку, но 20-22 сентября плавающие танки были задействованы в боях под городом Холм. Потери составили всего три Т-38, но общие отзывы о Т-38 были весьма критичны.

Отмечалась низкая скорость и легко ломающаяся ходовая часть и трансмиссия.

В советско-финской войне в составе действующих армий насчитывалось 435 плавающих танков всех модификаций, что составляло 18,5% от общего количества. В большинстве случаев Т-38 применялись для охраны штабов, связи и сопровождения колонн техники, но время от времени им доводилось участвовать в прямых столкновениях с финскими войсками.

Один из первых эпизодов произошел 2 декабря 1939 г. Посланный на разведку финский позиций у станции Ино 361-й танковый батальон 70-й стрелковой дивизии 7-й армии Северо-Западного фронта, состоявший из 10 Т-26 и 20 Т-38, провел сложную переправу через реку, но боевую задачу выполнил.

При отходе на исходные рубежи танки вступили в бой с заходившей в тыл советским частям финской пехотой и артиллерией. За время боя, длившегося всю ночь, артиллерийским огнем было подбито три Т-38, но в итоге танки задачу выполнили, сорвав планы противника. Впоследствии батальон поддерживал наступление пехотных частей потеряв за время боевых действий всего 10 танков.

Также успешным было применение плавающих танков в составе 381-го танкового батальона 14-й стрелковой дивизии, в котором имелось по одной роте Т-26 и Т-38. Оказавшись в окружении танкисты закопали их в землю по башню, превратив их в импровизированные огневые точки. В случае попыток прорыва финских войск Т-38 выдвигались на наиболее опасные участки, поддерживаю свою пехоту.

Читать еще:  Фото: Бронеавтомобиль "Горец-3958"

Суммарные потери плавающих танков в Зимней войне составили 94 единицы Т-37А и Т-38, что можно было считать хорошим показателем.

Однако танк стремительно сыграл в «устаревшие», что в принципе, не было преувеличением. На 15 сентября 1940 г. среднего и капитального ремонта требовало около 40% танков Т-38, но из-за отсутствия запасных частей и откровенного нежелания вновь вводить в строй устаревшую технику их предпочитали держать на складах или в учебных подразделениях.

В результате получалось, что ряд мехкорпусов и стрелковых дивизий располагал плавающими танками только на бумаге.

Наиболее боеспособным в этом плане оказался только 6-й мехкорпус (Западный ОВО, район Волковысска) в котором насчитывалось 110 Т-37А и Т-38, но об их техническом состоянии точных данных не сохранилось. К сожалению, сведений о боевом применении танков Т-38 в период Великой Отечественной войны тоже не сохранилось.

Но 6-й мехкорпус, достаточно быстро оказавшийся в окружении, потерял больше половины своей техники на маршах или от ударов немецкой авиации. Ни один плавающий танк вывести из окружения не удалось.

Как это ни забавно звучит, но Т-38 практически не имеет аналогов в танковом мире того времени по причине отсутствия в тот период в других странах плавающих танков.

Были попытки создания такой машины во многих странах, но результаты были еще более печальны, чем у нас. У нас плохо, но плавал, у немцев, французов и поляков образцы только ныряли. Однократно.

Если же сравнивать Т-38 с довольно многочисленными неплавающими лёгкими танками, можно смело сказать, что это обычная средненькая такая пулеметная танкетка. Во многих странах копировали «Карден-Лойд», поэтому все было более-менее похоже.

Но ценность танков Т-37А и Т-38 (который мы смело можем назвать Т-37Б, например) не в том.

Эти машины позволили проверить на опыте саму идею усиления боевой мощи воздушных и водных десантов.

Легко вооружённые вследствие специфики применения десантные войска при захвате и удержании позиций всегда нуждались в мобильных бронированных средствах огневой поддержки.

Именно Т-37А и Т-38 несмотря на все их недостатки, были первыми машинами, которые можно было вполне успешно использовать в этой роли. Они могли плавать и могли перемещаться по воздуху с помощью самолёта-перевозчика ТБ-3. Бронированный самоходный пулемет для десанта.

Я не очень сильно погрешу против истины, если скажу, что Т-37А и Т-38 дали возможность советским конструкторам «набить руку», что выразилось в создании таких машин, как ПТ-76, БМД-1, БМД-2 и далее по списку.

Источники:
Коломиец М.В. Чудо-оружие Сталина. Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40.
Барятинский М. Б. Амфибии Красной армии // Моделист-конструктор.
Холявский Г.Л. Полная энциклопедия танков мира 1915—2000 гг.
Свирин М. Н. Броневой щит Сталина. История советского танка 1937—1943.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Pz.Kpfw.38(t) по эту сторону фронта

Танки Pz.Kpfw.38(t) сыграли важную роль в ходе сражений на советско-германском фронте 1941 года. К 22 июня 1941 года в немецких частях находилось 772 машины этого типа, которые использовались в пяти немецких танковых дивизиях. Неудивительно, что построенные в Чехии танки стали объектом пристального изучения со стороны советских специалистов. Данный материал посвящен исследованию трофейных Pz.Kpfw.38(t), а также их использованию в Красной Армии.

Из-под Крапивни на полигон

Во второй половине 30-х годов между Чехословакией и СССР развилось плотное сотрудничество в военной сфере. Сотрудничество шло взаимовыгодное: благодаря ему в чехословацких ВВС появились бомбардировщики Avia B-71 (чехословацкая версия СБ), а Красная Армия получила орудия особой мощности БР-17 и БР-18 (лицензионная версия орудий фирмы Škoda).

Развивалось сотрудничество и в сфере бронетанковой техники. Особый интерес здесь имела та же фирма Škoda, которая в лице Советского Союза видела потенциального покупателя для своих танков LT vz.35. Дело дошло до испытаний опытного образца в СССР, но сделка не состоялась, в том числе из-за опасений Škoda по поводу возможности нелицензионного выпуска LT vz.35. На деле для СССР этот танк был вчерашним днем, хотя отдельные его узлы и детали вызывали интерес. В частности, советские инженеры обратили внимание на подвеску, которую испытывали на Т-26, и трансмиссию.

Довольно плотным было и советское сотрудничество с фирмой ČKD. До испытаний ее танков в СССР дело не дошло, но компания снабжала советскую сторону довольно подробный информацией по своим боевым машинам и тягачам. Например, в Автобронетанковом управлении Красной Армии были хорошо осведомлены о ходе работ по среднему танку V-8-H.

После оккупации Чехии Германией сотрудничество прекратилось, но кое-какие материалы по тамошним разработкам в СССР все же попадали. Это стало возможным благодаря работе советской внешней разведки и чешским инженерам, которые, мягко говоря, весьма неоднозначно восприняли оккупацию своей страны Германией. В конце 1940 года удалось добыть образцы брони легкого танка LT vz.38, которые отправили в Ленинград на изучение специалистам НИИ-48. По итогам изучения был сделан вывод, что чешская сталь не представляет интереса для советской танковой промышленности.

Весной 1941 года Главное бронетанковое управление Красной Армии (ГАБТУ КА; с лета 1940 года так стало называться Автобронетанковое управление – прим. ред.) получило подробный материал по танкам TNH-P (LT vz.38), TNH-Sv (будущий Strv m/41) и Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E. Помимо тактико-технических характеристик, была получена информация о конструкции корпуса и башни Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны советские военные имели подробную информацию по этому танку, массово использовавшемуся немецкой армией.

Познакомиться с Pz.Kpfw.38(t) поближе советским специалистам удалось в начале августа 1941 года. 23 июля начались ожесточенные бои в районе деревни Крапивня Смоленской области. С немецкой стороны здесь сражалась 20-я танковая дивизия, в составе которой были Pz.Kpfw.II (в основном модификации Ausf.C), Pz.Kpfw.IV (в основном модификаций Ausf.D-E) и Pz.Kpfw.38(t). Также совместно с дивизией действовал 643-й противотанковый батальон, на вооружении которого находились истребители танков Panzerjäger I. С советской стороны немцам противостояли 107-я и, чуть позже, 102-я танковые дивизии.

В целом качественное превосходство было на немецкой стороне: несмотря на то, что в составе 107-й тд имелись КВ-1 и Т-34, основой силой являлись Т-26 и БТ. Это во многом объясняет, почему потери советской стороны оказались большими, чем у немцев. Тем не менее, удача от 20-й танковой дивизии отвернулась. Понеся тяжелые потери в боях в районе Крапивни, дивизия в последних числах июля была вынуждена отступить, потеряв при этом от 30 до 40 танков. Подбитые машины стали советскими трофеями. В «Красной Звезде» и других советских газетах появились материалы с фотографиями разгромленной немецкой техники.

По одному танку каждого типа было отправлено на научно-испытательный полигон в Кубинку. Следует добавить, что под Крапивней началась история бронеавтомобиля БА-64. Среди трофеев оказались немецкие броневики Sd.Kfz.222 и Sd.Kfz.223. Итогом изучения Sd.Kfz.223 стало начало работ по созданию похожего по классу броневика, который заменил БА-20.

Помимо этого, прямо на месте военный совет Западного фронта провел работы по изучению немецких танков. Помимо Pz.Kpfw.IV (в документах он шел как «танк средний тип IV обр.37 г.»), изучался Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E. Первым делом танк обстреляли из противотанкового ружья Рукавишникова. Выяснилось, что пулей Б-39 с 300 метров танк не пробивается, а пуля БС-41 из 7 выстрелов пробила борт танка во всех случаях. При стрельбе из 45-мм пушки в лобовую часть на дистанции 500 метров один снаряд срикошетировал от экрана, сделав в нем вмятину и трещину, еще два в том же месте броню пробили. В целом был сделан вывод, что наличное противотанковое вооружение вполне может бороться с этими машинами.

Также было составлено довольно точное описание танка, правда, его боевую массу явно переоценили, указав ее как 18–20 тонн. Были указаны и слабые места машины. Таковыми являлись крыша моторного отделения, а также ведущее колесо, при попадании в которое часто имели случаи заклинивания. Слабой оказалась и защита моторного отделения от бутылок с зажигательной жидкостью.

Следующий этап изучения происходил уже на Полигоне в Кубинке, куда отправилась машина с башенным номером 44. Она также относилась к модификации Ausf.E. Интересно, что специалисты Полигона также ошиблись с боевой массой, изначально оценив ее в 14 тонн. Уже позже цифру скорректировали до 11 тонн. Отмечалась высокая культура производства, особое внимание было уделено планетарной коробке передач Praga-Wilson и планетарным механизмам поворота. Вместе с тем, по боевым возможностям и общей конструкции, по мнению специалистов полигона, машина не сильно отличалась от LT vz.35. Лобовая защита танка могла поражаться любыми типами артиллерии, а его борта были признаны уязвимыми для огня крупнокалиберных пулеметов. Дальнейшая судьба машины с башенным номером 44 неизвестна.

Читать еще:  Фото: Грузовик ЗИЛ-131. Подборка-1

Хрупкий чешский болотоход

На более детальное изучение трофейного танка осенью 1941 года времени не нашлось. В тот момент у Полигона были совсем другие приоритеты. Осенью 1941 года его эвакуировали в Казань, а вместе с ним – и часть трофейной техники. Среди нее оказался и танк с башенным номером 624, также из состава 20-й танковой дивизии. Вероятнее всего, этот танк тоже был в числе трофеев, захваченных в сражении у Крапивни. Машина досталась Полигону в нерабочем состоянии, для ее ремонта понадобилось несколько месяцев. Закончился он только к весне 1942 года, хотя, судя по некоторым признакам, полностью работоспособным танк так и не стал.

Летом 1942 года было решено провести совместные испытания иностранных и трофейных танков. Принимал в них участие и Pz.Kpfw.38 (t). За время испытаний, проходивших в июле 1942 года, машина прошла 120 километров, то есть меньше всех участников. Это наводит на мысль о том, что ее техническое состояние было далеким от идеального. Об этом говорит и максимальная скорость, составившая на булыжном шоссе всего 30 км/ч. Соответствующими оказались и средние скорости, составившие 25 км/ч по шоссе, 16 км/ч по проселку и 13 км/ч по бездорожью. Расход горючего при этом оказался наименьшим среди участников – 132, 169 и 185 литров соответственно. Максимальный угол преодолеваемого подъема составил 20 градусов, а крена – 25 градусов.

В целом можно сказать, что советских военных чешский танк не впечатлил. Даже если бы он был полностью исправен, характеристики вряд ли сильно улучшились. Кроме того, в случае с преодолением подъемов ограничивающим фактором оказалась не мощность двигателя, а сцепление гусениц с грунтом. В этом отношении танк оказался равным американским Light Tank M3 и Medium Tank M3. Примерно та же картина была и с максимальным углом крена. Он ограничивался сбрасыванием гусениц, и здесь Pz.Kpfw.38(t) оказался в числе аутсайдеров. Аналогичный максимальный угол крена показал Medium Tank M3, остальные машины оказались в этом плане лучше.

В случае с преодолением водной преграды сослаться на плохое техническое состояние было уже сложно. Итоги оказались печальными: пройдя 35 метров, танк погрузился на 1350 мм, вода быстро залила его моторное отделение, и мотор заглох. Вытаскивать машину пришлось с помощью тягача. Справедливости ради, немецкий Pz.Kpfw.III Ausf.H прошел еще меньше – 30 метров.

Реабилитировался чешский танк в ходе испытаний на преодоление болота. Машина несколько раз прошла болотистую местность вдоль и поперек, уверенно двигаясь по сложным участкам.

В сентябре-октябре 1942 года были проведены испытания обстрелом трофейных танков. Кроме того, испытывались и огневые возможности пушек трофейных танков. При стрельбе из 37-мм пушки KwK 38(t) бронебойными снарядами по StuG III Ausf.B лобовой лист толщиной 50 мм не пробивался со всех дистанций, при этом борта успешно поражались на дистанции 850 метров. В случае использования подкалиберного снаряда лоб немецкой самоходной установки пробивался на дистанции 400 метров.

Далее был проведен обстрел корпуса Pz.Kpfw.38(t) с башенным номером 121. В целом толщина брони чешского танка выглядела вполне достойно, но лишь до тех пор, пока не был проведен обстрел. Наиболее стойко броня показала себя против бронебойных снарядов 2-фунтовой (40 мм) английской пушки. На дистанции 200 метров из нее не удалось пробить ни лобовой лист корпуса, ни лоб подбашенной коробки, но при этом попадания сопровождались трещинами. Это означало, что после нескольких таких попаданий броня все равно будет пробита. При стрельбе из ДШК с дистанции 200 метров по корме корпуса было получено 100% пробитий. На дистанции 200 метров при стрельбе по борту корпуса в районе моторного отделения из 13 попаданий удалось добиться 4 пробитий. При сокращении дистанции до 150 метров из 9 попаданий не пробили броню всего 2 пули.

Результаты стрельбы по чешскому танку из 45-мм пушки примерно соответствовали результатам обстрела, произведенного в августе 1941 года. На дистанции 200 метров из трех выстрелов два увенчались сквозным пробитием. На дистанции 400 метров пробивался первый лист. Что же касается бортов, то они уверенно пробивались на дистанции до 1000 метров. Похожим образом показала себя броня Pz.Kpfw.38(t) при обстреле из 37-мм пушки американского легкого танка M3.

Впрочем, к тому моменту основным противником Pz.Kpfw.38(t) были советские средние танки Т-34, встреча с которыми не сулила для него ничего хорошего. По танку с дистанции 800 метров из пушки советского среднего танка был выпущен всего один снаряд, чего оказалось достаточно. Лобовой лист подбашенной коробки сорвало и разбило на куски. Стрельба осколочно-фугасными снарядами дала очень похожий эффект. При попадании рвало клепаные соединения и гнуло листы. Попадание в правый борт башни раскололо его на куски.

Полученные результаты не должны сильно удивлять. Проблемы с броней у чехословацких танков начались еще в 30-е годы, и к началу войны их так и не удалось устранить. По результатам обстрела был сделан вывод, что чешская броня хрупкая. То же самое в своем заключении отразили и специалисты НИИ-48, изучавшие осенью 1942 года зарубежные танки. Исследования показали, что присадки никеля, повышающие вязкость стали, сведены в этой броне на нет. Дополнительная проблема заключалась в том, что корпус и башня Pz.Kpfw.38(t) собирались при помощи клепаных соединений. При попадании снаряда внутренняя часть заклепки отрывалась и превращалась в поражающий элемент.

Итоги изучения Pz.Kpfw.38(t) в СССР позволяют сказать, что этот танк рядом историков явно переоценен. В конце 30-х годов он действительно был одним из лучших танков в своем классе, но при этом проблема с броней значительно снижала его боевую эффективность. Кроме того, в 1940 – 1941 годах появилось несколько танков аналогичного класса, которые были явно не хуже. Прежде всего, это касается Light Tank M3. По совокупности характеристик он явно превосходил Pz.Kpfw.38(t), в первую очередь за счет подвижности. Больше того, и Strv m/41, шведский близнец Pz.Kpfw.38(t), был лучше его, особенно это касается танков второй серии. В отличие от чешской брони, шведская проблемами с хрупкостью не страдала.

Со звездой на борту

Данный материал будет не полным, если не упомянуть в нем об использовании трофейных Pz.Kpfw.38(t) в Красной Армии. По-настоящему массово танки этого типа стали попадать в руки советских трофейщиков в конце 1941 года, когда началось контрнаступление под Москвой. Трофеев оказалось настолько много, что в декабре 1941 года на территории завода «Подъемник» был организован бронетанковый ремонтный завод (БТРЗ) №82, основной задачей которого стал ремонт иностранной и трофейной техники. Эта специализация предприятия сохранилась до конца войны. Кроме того, ремонтом трофейной техники занимались и на территории, которую ранее занимал эвакуированный в Свердловск завод №37. Постепенно на старых площадях был организован филиал завода №37.

В целом трофейные чешские танки, которые в советских документах чаще всего назвались «Прага», оказались вполне надежными машинами. Другое дело, что далеко не все из них доставались заводу в состоянии, которое позволяло их отремонтировать. Чаще всего речь шла о достаточно серьезно поврежденных танках. Не стоит после этого удивляться, что из 53 завезенных на ремзавод №82 «Праг» удалось отремонтировать всего 13 штук. Филиал завода №37 отремонтировал еще 3 танка.

В феврале 1942 года появилась идея перевооружения трофейных танков советскими орудийными системами. В случае с «Прагой» предполагалось поставить либо 20-мм автоматическую пушку ТНШ, либо 45-мм танковую пушку. В качестве исполнителя работ выступало КБ завода №592 под руководством Е. В. Синильщикова и С. Г. Перерушева. Судя по документам, дальше задания дело здесь не продвинулось, поскольку более приоритетной задачей являлся проект САУ 122-СГ (СГ-122) на базе StuG III. Вместе с тем, часть танков, судя по фотографиям, получила советские пулеметы ДТ. Для обеспечения экипажей информацией об устройстве трофейных танков была издана краткая инструкция по эксплуатации.

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

Т-38 – это малый плавающий танк, произведенный в СССР. По сути является улучшенной версией Т-37А.

История создания

После выпуска Т-37А стало сразу понятно, что он имеет ряд технических недостатков. Их частично устранили в 1935 году, назвав новый танк Т-38. Конструкторы сохранили форму корпуса, но сделали новый танк ниже и шире, за счет чего он стал гораздо устойчивее на плаву. Башня танка осталась практически неизменной, а вот подвеску и трансмиссию серьезно переработали, что сделало танк более быстрым.

Читать еще:  Фото бронетранспортера БТР-80.Подборка-1

Несмотря на такие серьезные улучшения, новый танк оказался также очень ненадежным – он постоянно ломался даже на испытаниях. Однако на вооружение его все же приняли, и почти до окончания войны активно применяли вместе с предшественником Т-37А.

Т-38 в музее Т-38 в музее

Общая информация

  • Классификация – малый/плавающий танк;
  • Боевая масса – 3,3 т;
  • Экипаж – 2 человека;
  • Количество выпущенных – 1340 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 3780 мм;
  • Ширина корпуса – 2330 мм;
  • Высота – 1630 мм;
  • Клиренс – 300 мм.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса (верх) — 9/10° мм/град;
  • Лоб корпуса (середина) — 6/80° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 9/20° мм/град;
  • Борт корпуса — 9/0° мм/град;
  • Корма корпуса (верх) — 6/80° мм/град;
  • Корма корпуса (середина) — 9/20° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) — 9/60° мм/град;
  • Днище — 4/80-90° мм/град
  • Крыша корпуса – 4 мм;
  • Лоб башни — 8/0° мм/град;
  • Борт башни — 8/0° мм/град;
  • Корма башни — 8/0° мм/град;
  • Крыша башни – 4 мм.

Вооружение

  • Пулемет — 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя — рядный 4‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения;
  • Мощность двигателя – 40 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 40 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 15-20 км/ч;
  • Скорость на плаву – 6 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 250 км;
  • Тип подвески — сблокированная попарно, на горизонтальных пружинах;
  • Удельное давление на грунт — 0,45 кг/см² ;
  • Преодолеваемый подъём – 33 градуса;
  • Преодолеваемая стенка – 0,5 м;
  • Преодолеваемый ров – 1,6 м.

Модификации Т-38

  • Т-38М — усовершенствованный Т-38. Также имел ряд дефектов и недостатков, однако в целом был на порядок лучше своего предшественника. Так и не вышел в серию из-за того, что было решено бросить все силы на проект другого малого плавающего танка.

Применение в бою

Т-38 был принят на вооружение в 1936 году. Он сразу же получил массу хвалебных отзывов, однако был у него и ряд недостатков, самый главный из которых – плохая плавучесть. Т-38 был даже не в состоянии перевезти двоих полностью экипированных бойцов – нагрузка свыше 150 килограмм не давала танку маневрировать в воде и совершать ряд других действий. Было также вскрыто множество недостатков, не связанных с водоходными качествами машины. В итоге уже к осени 1937 года танк был объявлен небоеспособным, но на вооружении его все равно оставили.

Боевое крещение Т-38 получил в 1939 году в ходе польской компании. Более широко плавающие танки использовали в советско-финской войне – тогда были даже созданы батальоны плавающих танков из Т-37А и Т-38. Многие танки в ходе войны были потеряны из-за очень тонкой брони – они подрывались даже на пехотных минах.

К Великой Отечественной войне в составе Красной Армии было 1143 Т-38, из которых 214 нуждались в капитальном ремонте. В начале войны их в основном применяли для поддержки пехоты, однако для этих целей машины совершенно не подходили – они легко пробивались противотанковыми пушками, что привело к большим потерям.

Впрочем, известны и удачные случаи применения плавающих танков. Например, в июне 1941 разведывательный взвод этих танков под командованием Жигарева в районе с. Баюны столкнулся с немецкой пехотой и танками и успешно провел атаку, уничтожив одну немецкую танкетку и обратив в бегство вторую.

Уже к весне 1942 на фронте осталось очень мало Т-38, и случаи их применения стали эпизодичными. Известно, что они воевали на Юго-Западном, Карельском и Ленинградском фронтах, причем в основном их применяли для охраны важных объектов.

В сентябре 1942 танки попытались применить по назначению, для форсирования Невы. К несчастью, до вражеского берега сумели добраться только три машины, которые сразу же были уничтожены.

Более удачно Т-38 и Т-37А были использованы в захвате плацдарма на реке Свирь, однако здесь сыграла роль отличная организация операции. Этот захват плацдарма – последний известный эпизод применения плавающих танков в бою.

До самого конца войны Т-38 находились в учебных частях. Особенно хорошо было применять для этого Т-38М со вторым постом управления.

Применение Т-38 за рубежом

В Зимнюю войну финская армия захватила 13 Т-38. Танки были восстановлены, а в 1941 к ним добавилось еще 6 машин. Т-38 вместе с Т-37А применялись достаточно активно, но их достаточно быстро списали, а в 1944 15 оставшихся Т-38 переделали в макеты КВ и Т-34 для тренировки расчетов противотанковых орудий. Эти макеты в Финляндии использовались до 1960 года.

Несколько трофейных Т-38 применялись в немецкой, румынской и венгерской армиях.

Танк в культуре

Т-38 можно увидеть в редакции «Scorched Earth» игры стратегию «Panzer General III». Им можно комплектовать разведывательные части, однако игровые возможности танка совершенно не соответствуют реальным.

Память о танке

Сегодня Т-38 можно увидеть:

  • В Бронетанковом музее в Кубинке;
  • В Москве, в музее Вооруженных сил;
  • В музее «Прорыв Блокады Ленинграда» в Кировском районе. Машина была в 2005 поднята со дна невы;
  • В Свердловской области, в музее военной техники города Верхняя Пышма. Эту машину подняли со дна реки в Новгородской области и отреставрировали на заводе;
  • В Музее техники Вадима Задорожнего. Т-38 и Т-37А в этом музее, вероятно, находятся на ходу;
  • В музее ВОВ на Поклонной горе можно увидеть грубо восстановленную башню Т-38;
  • В музее ВОВ в Киеве под табличкой Т-39 выставлен грубый макет Т-37А.

Танк Т-38. Фотоподборка-3

Войти

Сборка модели Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E (HobbyBoss 80136)

После ожесточенных боев в районе деревни Крапивня Смоленской области танк из состава 20-й танковой дивизии, снимки которого ниже, стал трофеем Красной Армии. Именно его я буду делать. Из других вариантов мне нравится №522 или №711, но эти Ausf.G, а с танками Ильинского рубежа надо ещё разобраться, которые из них Ausf.E и Ausf.F. Очередной долгострой мне не нужен, поэтому хочу быстро собрать модель, но с доработками. Да, я себе обещал больше не приобретать наборы HobbyBoss, но производитель пакует под своим лэйблом литники Tristar (вроде закрыт ныне), у него модели, по отзывам, хорошие. На заглавном снимке — книга Алексея Калинина, используемая в качестве источника по матчасти. Давно собранная модель — Maquette 3540 — абсолютно ужасная. Собрана примерно 15-20 лет назад, красилась отцом.

В общем, изображать танк буду не в состоянии трофея, а в приличном виде, за пару месяцев до этого условно.

На первом снимке модели там, где нанесена шпаклёвка, была солидная щель. Лючки стрелка-радиста и механика-водителя немного доработаны, не до конца. В книге, кстати, перепутаны местами подписи к этим лючкам (стр. 94, 95 и 96):

Общий вид кормы:

Механизм натяжения гусеницы. Из-за крайне малых размеров было сложно аккуратно доработать, к тому же, эта красота всё равно будет немного скрыта под грязью. А почему «вверх ногами» — так у прототипа и вообще у танков — это у некоторых музейных танков почему-то вверх ногами. Видимо, не влияло на работу:

Судя по снимкам, колпак надо доработать. Изначально он был, как у Jagdpanzer 38(t), что неправильно:

Правый смотровой прибор доработан метизами, причём у музейных экспонатов они все отличаются друг от друга, есть вообще без метизов. Отличаются и общей конфигурацией:

Ограничители хода катка снизу у производителя несколько неправильные, поэтому немного коряво доработаны, всё равно грязью будут покрыты:

Эти пулемётные бронемаски отняли у меня 4 дня. Они более-менее правильные, но я решил поменять стволы на точеные. Как убрать пулемёт, не повредив саму бронемаску? Поэтому решил сделать с нуля. Слишком долго и геморройно, поэтому вторую бронемаску всё-таки решил попробовать доработать — получилось гораздо быстрее. Когда сделал фотоколлаж, обратил внимание, что бронемаски модели не слишком совпадают с бронемаской настоящего танка.

На этом снимке сделал совмещение — видно, что отличаются заметно. Не хватает высоты. Что буду делать с этой внезапностью — пока не знаю:

А это попытка показать, что детали набора совпадают со схемой на 90-100%, но передать это снимками практически невозможно:

Это результат девяти дней работы с момента начала сборки. Уже ясно, что набор точен минимум на 90%, но в некоторых случаях детали упрощены. Почему так получилось с пулемётными бронемасками — непонятно, учитывая, что наборные вполне уложились в схему. Но есть другая проблема — не до конца проработана технология сборки, в итоге стыкуемость в одном месте идеальная, а в другом посредственная. Или щели гигантские присутствуют.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector