3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Танк КВ-1С. Детальные фото.

Тяжелый танк КВ-1: один в поле воин

КВ-1 — тяжелый танк времен Великой Отечественной войны, производство которого было начато в 1939 году. Аббревиатура КВ означает «Клим Ворошилов». Серийное производство было развернуто на Кировском заводе в Ленинграде. Однако начиная с июля 1941 года началась эвакуация в Челябинск.

Огромным подвигом рабочих завода №371 был ремонт танков во время блокады. Истощенные люди с трудом стояли на ногах и могли поднять инструмент, однако предприятие работу не остановило. К началу апреля 1942 года здесь было капитально отремонтировано 53 КВ-1 и, более того, собрано пять новых.

На начало войны КВ-1 был самым мощным и защищенным танком Красной армии. Единственным средством, которое могло эффективно пробивать его броню, было зенитное 88-мм орудие, которое ставилось на прямую наводку.
Основное назначение тяжелых танков — уничтожение укрепленных точек, живой силы и бронетехники противника. И вплоть до 1943 года КВ-1 успешно справлялся с этой задачей. Но с появлением на полях сражения тяжелых «Тигров» и «Пантер» стало понятно, что боевых свойств для борьбы с ними КВ-1 уже не хватает. На его замену был создан тяжелый танк ИС-2.

Интересные факты

У танкистов были серьезные нарекания по поводу ненадежной трансмиссии, особенно у перегруженных танков военного времени. Модернизация же КВ-1 не представлялась возможной: усиление бронезащиты привело бы к дальнейшему повышению массы, что было недопустимо.

Однако модернизации танка во время войны проходили. Так, в августе 1942 года было решено начать производство КВ-1С («С» означает «скоростной»). Основной целью было снизить массу машины, в том числе за счет утончения брони (например, снизили толщину борта и кормы корпуса до 60 мм, лба литой башни — до 82 мм). Она все равно осталась непробиваемой для немецких пушек. Но зато масса танка уменьшилась до 42,5 тонны, а скорость и проходимость существенно выросли.

Решение о создании КВ-1С было оправданным, однако с его выпуском армия не получила тяжелого танка, который отличался бы от средних по боевой мощи. Попытки установить на КВ-1С пушку калибра 85-мм были, однако дальше опытной партии дело не пошло.

КВ-1 был совсем не простым в производстве. Всего вплоть до 1942 года выпущено 3 236 КВ-1.

Боевое применение

Первое боевое применение КВ-1 получил во время войны с Финляндией. Именно тогда стали заметны все минусы и плюсы боевой машины. Военные отмечали хорошую защищенность и в то же время — малую эффективность пушки против бетонных дотов. Тогда конструкторами был создан танк КВ-2, на котором была установлена 152-мм пушка-гаубица. Позже, когда Гитлеру сообщили о существовании этой машины, он не поверил, что на танк вообще можно установить орудие такого калибра. Однако широкого распространения КВ-2 не получил.

Несмотря на все свои недостатки, КВ-1 хорошо зарекомендовал себя во время войны. Причем были случаи, когда один «Клим Ворошилов» останавливал наступление десятков вражеских танков.

Широко известен подвиг Зиновия Колобанова. Экипаж его танка КВ-1 в одном бою в районе стратегического транспортного узла Войсковицы-Красногвардейск (ныне Гатчина) подбил из засады 22 танка противника в колонне; всего же полуротой Колобанова, состоявшей из пяти тяжелых танков КВ-1, совместно с курсантами пограничного училища и ополченцами Ленинграда в тот день в том районе было подбито 43 немецких танка из 1-й, 6-й и 8-й танковых дивизий.

Характеристики

Боевая масса — 47 тонн; экипаж — пять человек; пушка калибра 76,2 мм; четыре пулемета 7,62 мм; мощность двигателя — 600 л. с.; скорость — 34 км/ч.

Танк КВ-1 — история создания и обзор технических характеристик (10 фото)

История создания танка КВ началась в конце 1938 года с постановления Комитета Обороны СССР, которое предписывало конструкторскому бюро ленинградского Кировского завода заняться созданием тяжелого танка, с противоснарядной броней и мощным вооружением. Кировский завод не был единственным предприятием, который работал над созданием тяжелого танка для Красной Армии. В том же Ленинграде аналогичное задание получил завод №185. Вообще надо отметить, что в то время идея постройки мощного танка с противоснарядным бронированием витала в воздухе, и руководство СССР отлично понимало необходимость создания подобной машины.

В середине и в конце 30-х годов «в моде» были многобашенные танки. Считалось, что установив на танк много башен можно серьезно повысить его боевую мощь. По такой схеме в СССР серийно выпускались Т-28 и Т-35, в Германии создали PzKpfw NbFz V, а в Англии — Vickers «Independent». Не миновала сия доля и перспективные тяжелые танки. Изначально будущий КВ предполагалось сделать по многобашенной схеме и установить три башни. Этот танк на стадии чертежей назывался СМК (С.М. Киров). В это же время группа молодых специалистов, работающих на Кировском заводе, создала на базе СКМ тяжелый однобашенный танк с дизельным двигателем. Танк получился очень удачным и в конце 1939 года был принят на вооружение РККА. Новая машина получила гордое имя КВ (Клим Ворошилов).

Характеристики танка

Советский танк КВ-1 имел классическую схему компоновки. Отделение управления находилось в переднем крае машины, за ним следовало боевое отделение, затем моторный отсек и отделение трансмиссии. Экипаж танка КВ-1 состоял из пяти человек: командир танка, механик-водитель, наводчик, заряжающий и радист-пулеметчик.

Читать еще:  Плавающий танк Т-38. Фотоподборка-4

Корпус танка состоял из катанной брони, толщина которой достигала 75 мм. Танк был вооружен 76-мм пушкой. Изначально на машину было установлено орудие Л-11, затем Ф-32, а после нескольких месяцев войны — пушка ЗИС-5. Также танк имел несколько пулеметов: спаренный, курсовой и кормовой. На некоторых машинах устанавливали и зенитный пулемет. КВ-1 имел дизельный двигатель, мощностью 600 л.с. Масса танка составляла 47,5 тонн. Ниже приведены краткие технические характеристики танка.

Сразу после создания танк КВ-1 должен был отправиться на испытания, но вышло иначе. Именно в это время началась советско-финская война и машину вместо полигона отправили на фронт. Вместе с КВ на Карельский перешеек направили Т-100 и СМК. В составе 20-й танковой бригады экспериментальные машины вступили в бой и принимали участие в штурме «линии Маннергейма». СМК подорвался на фугасе, а КВ показал себя с лучшей стороны и получил хвалебные отзывы. Правда, оказалось, что 76-мм пушка не годится для уничтожения долговременных укреплений.

В 1941 году планировали выпустить несколько сот единиц КВ-1, а также КВ-2 (танк с установленной на нем 152-мм гаубицей) и танк КВ-3, который имел еще более толстую броню и больший вес. Появлялись чертежи еще более тяжелых машин. Сборка КВ происходила на нескольких заводах. При этом никто не занимался доработкой слабых мест КВ-1, а их хватало: неудачная коробка передач, негодный воздушный фильтр, плохой обзор из танка. Ну что же, гигантомания и погоня за количеством в ущерб качеству, еще не раз сыграет злую шутку с советскими оружейниками.

Танк КВ-1 в Великой Отечественной войне

Довольно большое количество танков КВ-1 состояло на вооружении частей западных округов, так что эти машины вступили в бой с самого первого дня войны. Русский танк вызвал настоящий шок у гитлеровцев, ничего похожего у вермахта на тот момент не было. Броню русского КВ-1 не брала ни одна противотанковая пушка немцев, ни один немецкий танк не мог ничего поделать с русским гигантом. Справиться с КВ-1 могла только 88-мм зенитное орудие, которое гитлеровцы часто и применяли в качестве противотанковой пушки.

В конце 41 года основная сборка танков КВ была перенесена на Челябинский тракторный завод.

Но большая часть потерь этих танков в начале войны приходилось именно на поломки и неисправности. Экипажи просто бросали свои танки и уходили. Слабыми местами КВ-1 были в первую очередь: низкое качество узлов и агрегатов, плохой обзор из танка, неудачная коробка передач и особенно много нареканий на воздушный фильтр. Танкисты часто не могли добраться до поля боя. Но еще более удручающей была картина с подготовкой танковых экипажей. Танкисты практически не имели опыта вождения своих танков.

Хорошо подготовленные танкисты, знающие характеристики своей машины, совершали на них настоящие подвиги. Так, например, танковая рота (5 машин) лейтенанта Колобанова за час уничтожила 22 танка противника, не понеся никаких потерь. Русские танкисты на КВ часто просто давили немецкие танки, и существует множество описаний таких подвигов, как в советских, так и в немецких документах.

Недостатки танка и попытки их устранения

Но если говорить о недостатках танка КВ-1, то основным из них является не двигатель и не воздушный фильтр. Этот танк просто оказался не нужен. В начале войны он не имел достойных противников. Ни одна немецкая противотанковая пушка или танк не пробивали его броню, но точно также они не брали и броню Т-34. А гаубица или 88-мм зенитка легко выводили из строя оба танка. И КВ и Т-34 были вооружены одинаковыми 76-мм пушками, но при этом «тридцатьчетверка» была более подвижной, да и стоила дешевле. Танк КВ-1 – это огромный медленный танк, который передвигался по пересеченной местности не намного быстрее пешехода, поэтому попасть в него было проще, чем в Т-34.

Так было до 43 года, когда немцы стали серийно выпускать «Тигры» и «Пантеры». В этот момент танк КВ-1 мгновенно устарел. Длинноствольные пушки немецких танков пробивали броню КВ на таких расстояниях, на которых пушка последнего не угрожала противнику. Еще можно добавить то, что танк КВ был способен «убить» любую дорогу, мало какой мост мог выдержать вес этого гиганта.

В 1942 году был выпущен КВ-1С (скоростной). Он был изготовлен по той же схеме. На этом танке уменьшили броневую защиту, тем самым снизив вес машины, и устранили часть проблем КВ-1. Была усовершенствована ходовая часть машины, улучшен обзор, стало меньше проблем с коробкой передач. Скоростные характеристики танка стали лучше. В 1943 году увидела свет еще одна модификация танка – КВ-85, вооруженная 85-мм пушкой. Но выпустить эту машину успели лишь небольшой серией (менее 150 штук) и она не сыграла в истории войны важной роли.

В период с 1940 по 1944 год было выпущено 4775 танков КВ различных модификаций. Эти машины сыграли важную роль, особенно в начальном этапе войны. К сожалению, этот танк пошел в серию без устранения дефектов, которые были выявлены еще на стадии заводских испытаний. На войне за эти недоработки пришлось платить кровью. На базе танка КВ был создан тяжелый танк ИС, который стал более совершенной машиной и мог на равных противостоять немецким «Тиграм» и «Пантерам».

Читать еще:  Фото: ЗИЛ-131. Подборка-3

Танк КВ-1С. Детальные фото.

Войти

«Морда» из Вори. Внешние отличия ленинградских и челябинских танков КВ-1 на её примере.

Итак, сначала немного истории. В марте 1942 года танк КВ-1 застрял в речке Воря и, т.к. линия фронта проходила рядом, эвакуирован не был. В послевоенные годы танк был взорван собирателями металлолома. Мелкие останки танка были подобраны, а оставшуюся практически целой переднюю часть корпуса оставили в речке. В таком состоянии «морда» прибывала практически до конца нулевых годов текущего века.

В 2009 году группа товарищей во главе с Романом Алымовым извлекла «морду» из речки. Фото «морды» в речке и её вытаскивания можно посмотреть здесь
http://photo.qip.ru/users/tankdriver/115231615/
«Морда» была передана в Центральный музей Великой Отечественной Войны (ЦМ ВОВ) для постройки на её базе макета корпуса танка КВ-1. Макет корпуса, видимо, предполагалось скрестить с имеющейся в музее башней от танка КВ-1с.

Однако, в дальнейшем, планы музея изменились. Якобы на верхнем лобовом листе корпуса нашелся заводской номер танка — 5005. Работа в ЦАМО позволила сотрудникам музея установить, что танк с номером 5005 был изготовлен на Ленинградском Кировском заводе в августе 1941 года и в том же месяце отправлен на ст. Кубинка.
На базе полученной информации было принято решение воссоздавать на базе «морды» экранированный танк КВ-1 выпуска Ленинградского Кировского завода выпуска августа 1941 года целиком вместе с новодельной экранированной башней. Что и было поручено одной фирме.
В ходе строительства экранированную башню решили не делать из-за финансовых затруднений и вернулись к варианту с башней от КВ-1с. Макет был изготовлен к маю 2010 года и установлен на площадке техники в ЦМ ВОВ.

В дальнейшем, благодаря усилиям сотрудников музей и малярной бригады во главе с Андреем Карповым, макет танка был приведен в порядок. Получилось весьма достойно.

В общем, макет в ЦМ ВОВ мог стать неплохим собирательным макетом челябинских танков КВ-1. Если бы не дополнительные броневые листы на бортах корпуса, доставшиеся макету в «наследство» от экранированного танка КВ-1 выпуска Ленинградского Кировского завода выпуска августа 1941 года с заводским номером 5005.
Как же так получилось, что передняя часть танка выпуска ЧКЗ зимы 1941/42 года оказалась «выпущена» в Ленинграде в августе 1941 года? Не знаю. Видимо, сотрудники ЦМ ВОВ смотрели не на железо, а в документ ЦАМО. При обсуждении данной «морды» на ВИФе в 08/09 казалось совершенно очевидным, что «морда» челябинская, т.к. челябинские и ленинградские танки имели существенные отличия. И эти отличия были хорошо видны.

Для одного бывшего сотрудника ЦМ ВОВ и тех кто интуитивно его поддерживает приведу основные отличия челябинских и ленинградских танков, которые были видны на «морде» из Вори. Их четыре.

1. «Высокий» лист дополнительной брони на верхнем лобовом листе корпуса. Подобный лист был введен на ЧКЗ приблизительно в середине декабря 1941 года. На ЛКЗ в августе 1941 года дополнительный лист брони был вровень с кромкой лобового лист, а люк в отделении управления прикрывался броневой планкой. В октябре и от нее отказались. В сентябре 1941 года на ЛКЗ была выпущена небольшая партия огнеметных КВ-1 с «высоким» листом допброни. Но у этих танков хорошо видно гнездо установки огнемета или его заглушка.

На танках ЧКЗ «высокий» лист присутствовал до конца производства.

2. Защита погона башни. На ЧКЗ примерно с начала декабря 1941 года для защиты погона башни с бортовых проекций начали приваривать довольно толстый броневой брус. Его остатки на «морде» помешали приварить одну из новодельных броневых накладок на макет. Разница между ленинградскими броневыми листами для защиты погона и брусом с ЧКЗ можно посмотреть здесь
http://world-of-kwg.livejournal.com/191214.html

3. Крепление уголка. На ЛКЗ с июля 1941 года и до конца производства уголок крепился к верхнему и нижнему лобовым листам на 16 гужонов. На ЧКЗ с поздней осени 1941 года и далее уголок крепился на 12 гужонов.

4. Крышка балансира. С осени 1941 года крышка на танках ЧКЗ крепилась на три болта. В 1941 году на танках ЛКЗ крышки крепились на 6 болтов.

Хорошо видна крышка на танке производства ЧКЗ выпуска ноября 1941 года.

Хорошо видна крышка на танке производства завода №371 выпуска лета — осени 1942 года. Она крепится уже на три болта, но сама крышка из задела.

Теперь насчет номера 5005, который был якобы найден на лобовом листе. Вот такие номера есть на нижнем листе. Есть такие и на верхнем листе. Это номера бронедеталей (50-609 — лист лобовой нижний, 3465-5 — его серийный номер).

Видимо, один из них был принят бывшим сотрудником ЦМ ВОВ за заводской номер танка. Далее похожий номер нашелся в доках по отправкам с ЛКЗ. В результате такой вот архивной работы два макета танков КВ-1 получили бортовые экраны а-ля экранированный танк КВ-1 выпуска Ленинградского Кировского завода.

Фирма-изготовитель макета с Поклонки решила не выкидывать броневой лист, который помешал приварить остаток бруса, и пристроила его на макет из Верхней Пышмы:)

Собственно всё. Многое писал по памяти, так что принимаются поправки от участников событий. В качестве возражений с противной стороны хотелось бы посмотреть уже на снимок с номером 5005.

Читать еще:  Фото: ЗИЛ-130. Подборка-2

uCrazy.ru

  • savv
  • 7 мая 2012 15:50
  • 9985

По состоянию на 22 июня 1941 года на вооружении РККА состояло 639 танков КВ. В 1941 году танк КВ мог уничтожить любой танк Вермахта, оставаясь при этом практически неуязвимым для танков противника.

Тем не менее, в этом вопросе существует множество мифов. Основной из них — о неуязвимости КВ. Практически все эти мифы явились результатом немецких командиров, в разное время допускавших грубые ошибки, а потом сваливавшие свои неудачи на мифические русские «чудо-танки». Например, командующий 4-й танковой дивизией В.фон Лангеманн (Freiherr von Langermann) в своем донесении о боях под Орлом (T.Jentz «Panzertruppen», пер. с англ. В.Потапова): «. В этих боях впервые в нашей компании на востоке мы почувствовали абсолютное превосходство русских 26- и 52-тонных танков над нашими Pz.Kpfw.III и IV. Русские танки часто выстраивались в полукруг и открывали огонь из своих 7,62-см пушек уже с дистанции в 1000 метров, выбрасывая чудовищную пробивную энергию с невероятной точностью».

Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что Лангеманном были допущены серьезные ошибки, приведшие к тому, что атаку русских танков его дивизия встретила в колонне на марше, не развернутая в боевые порядки. Внезапная атака на колонну на марше могла произойти только если командование дивизии пренебрегло разведкой и боевым охранением. Нормально организованная разведка по всем направлениям своевременно вскрыла бы позиции противника, но сделано этого не было, и, чтобы скрыть свой промах, Лангеманн стал выдумывать мифы о неуязвимых русских танках, с километровой дистанции изрыгающих «чудовищную пробивную энергию» да еще и «с невероятной точностью».

И таких примеров масса. Тот же Гудериан в своих «Воспоминаниях солдата» писал о том, что «впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34», хотя задолго до боев под Мценском танки Гудериана неоднократно встречались с русскими КВ и Т-34. Но тогда все шло хорошо и Гудериан писал (письмо от 21 октября 1941 г.), что «советский танк Т-34 является типичным примером отсталой большевистской технологии», но стоило русским наподдать «великому танковому стратегу» по мягкому заду, и тут же появилось «превосходство в резкой форме». Очередная попытка замазать собственные неудачи, в то время, как ни КВ, ни Т-34 не были чудо-танками, о чем вполне красноречиво говорит статистика потерь этих танков.

Боевые потери танков КВ были вызваны, в основном, огнем 105-мм гаубиц и 88-мм зениток. Довольно значительное количество танков КВ было потеряно по небоевым причинам, в основном из-за поломок матчасти. А поскольку Красная Армия в то время отступала, то практически все сломанные танки оказались в числе безвозвратных потерь.

Приведем несколько примеров. Так, в 10-й танковой дивизии 15-го мехкорпуса в августовских боях было потеряно 56 из имеющихся 63 танков КВ. 11 танков было потеряно в боях, 11 пропало без вести, а 34 — брошено экипажами из-за неисправности матчасти. В 8-й танковой дивизии из 50 КВ было потеряно 43. Из них 13 подбито, 2 завязли в болоте, а 28 брошено или уничтожено экипажами из-за технических неисправностей.

Тем временем, в июле 1941 года, с конвейера сошел первый КВ-1 образца 1941 года. Наиболее заметым для неопытного глаза отличием была новая 76,2-мм пушка ЗИС-5, хотя эта модификация танка имела множество иных улучшений по стравнению с предыдущими моделами КВ.

На танки стали ставить новую усиленную башню, хотя на все танки башен и пушек не хватало, и часть машин по-прежнему покидали цеха со сварными башнями и пушками Ф-32. К 1942 году на все КВ стали ставить пушки ЗИС-5, а также некоторое время рассматривался вопросо вооружении танка пушкой Ф-34, изначально разрабатывавшейся для среднего танка T-34. Также как и для Т-34, для КВ была разработана новая литая башня, которая была куда более технологичней в производстве.

Вопреки сложившимуся стереотипу, что немцы, якобы резко взялись за создание собственного тяжелого танка «Тигр» только пережив ужас встречи с русскими КВ, хочется сказать, что работы над созданием тяжелого танка (который потом превратился в «Тигр») немцы начали задолго до войны с СССР. Тем не менее, захваченные КВ они периодически использовали на Восточном Фронте. А в 1942 году, при планировании несостоявшегося вторжения на Мальту, немецкое командование даже рассматривало возможность применения роты танков КВ на этом ТВД.

В 1942 году, идя навстречу военным, советские конструкторы начали разработку танка с более легкой броней, по своим ходовым характеристикам близкий танку Т-34. Новый танк получил обозначение КВ-1с (скоростной). Так же, на базе КВ, был построен огнеметный танк с 45-мм пушкой — КВ-8, и еще несколько экспериментальных машин, в том числе гаубичный танк, танк с 85-мм пушкой (Объект 220) и т.д.

Слабая техническая надежность агрегатов, плохое размещение экипажа, плохие приборы наблюдения — вот основные недостатки КВ-1. Однако самая большая проблема — плохо подготовленные экипажи. Зато в умелых руках танк творил поистине чудеса, что еще раз подтверждает тезис нашего сайта о том, что воюют не танки, а люди. Именно на КВ воевали ст. лейтенант Зиновий Колобанов (1-я танковая дивизия), в одном бою уничтоживший 22 немецких танка, и лейтенант Семен Коновалов (15-я танковая бригада) — 16 танков и 2 бронеавтомобиля.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector