0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Танк БТ-7. Подборка фото

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

История создания

Работы над танком велись параллельно с работой над танком БТ-5, начиная с 1932 года. Главной особенностью танка стала мощная по тем временам 76-мм пушка, которую разработали специально для БТ-7. Из-за этого немного изменились размеры корпуса и башни.

Экранированный БТ-7

В декабре 1933 проект БТ-7 с 76-мм пушкой был представлен комиссии. Проект был одобрен, и комиссия выдала приказ о создании одного опытного образца танка. 14 апреля 1934 года появился второй проект БТ-7 с 45-мм пушкой. Опытный образец должны были изготовить к августу того же года.

Артиллерийский БТ-7

Образец с 76-мм пушкой сошел с конвейера 1 мая 1934 года и отправился на заводские испытания. Машина завершила заводские испытания 13 июня 1934 года. Образец с 45-мм пушкой не был готов в срок и изготовлен только в ноябре. Ничем конструктивным от первого образца, кроме как 45-мм пушки не отличался.

В итоге всех испытаний в 1935 году были изготовлены чертежи серийной машины. Пушку решили поставить от второго образца. А башню от БТ-5Ю, так как были проблемы с башней как первого, так и второго образца БТ-7. Интересно, что даже испытания образцов не уберегли серийную машину от проблем. Самой главной была коробка передач. Она часто ломалась и выходила из строя. В 1937 году к БТ-7 была разработана новая КПП. А чуть позже все работники завода и ряд людей из приемной комиссии ХПЗ были арестованы за снабжение РККА ненадежными танками. Помимо всего прочего, из-за возросшей до 14 тонн массы танк уже не мог хорошо двигаться на колесах и выходил из строя через 50-100 км пробега. Танк производился с 1935 до 1940 год, эксплуатировался до 1945 года, после чего был сдан на металлолом.

Вооружение

На вооружении у БТ-7 была 45-мм пушка 20-К обр.1932 года, такая же, как у Т-50.

  • Боекомплект, сн. — 84
  • Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 760
  • Начальная скорость полета подкалиберного снаряда, м/с, — 1070
  • Прицельная дальность, м, — 1500
  • Углы вертикальной наводки, град.: −8…+25°
  • Скорострельность, выстр./мин – до 12
  • Дополнительное вооружение: Один пулемет ДТ спаренный с орудием.
  • Масса, т — 14
  • Экипаж, ч — 3. Командир(он же наводчик), Заряжающий, Механик-водитель.
  • Длина корпуса, мм — 5660
  • Ширина корпуса, мм — 2290
  • Высота, мм — 2417

Бронирование

Ходовые качества

  • Мощность двигателя, л. с. — 400
  • Максимальная скорость, км/ч — 52 на гусеницах. На колесах 72.
  • Запас хода по шоссе, км — 375 на гусеницах. На колесах 460.
  • Удельная мощность, л. с./т — 28,8
  • Преодолеваемый подъём, град. — 42°

Модификации БТ-7

  • БТ-7М — Иногда называют БТ-8. Имел новый двигатель мощностью в 500 л.с., заметно улучшивший ходовые характеристики. Максимальная скорость на колесах возросла до 82, а на гусеницах до 62 км/ч. Новый дизельный двигатель помог сократить расход топлива и повысить запас хода более чем в два раза.
  • БТ-7А — “Артиллерийский”. Оборудован артиллерийским короткоствольным орудием КТ-26 калибром 76 мм. Из-за установки нового орудия увеличен размер башни. Имелись так же опытные образцы с пушками Л-10 и Ф-32.
  • БТ-7-ИС — Установлен привод на шесть колес. Это значительно повысило проходимость машины.
  • БТ-СВ-2 — Быстроходный танк “Сталин-Ворошилов”. Обладал новой формой корпуса и башни, которая обеспечивала хорошую защиту танка в бою. Но из-за мощной брони масса танка увеличилась до 24 тонн. Подвеска “Кристи” не редко ломалась под таким весом. Работы над танком резко прекратились в связи с арестом главного инженера — Н. Ф. Цыганова. Именно этот танк стал прародителем А-20, который потом перерос в легендарный Т-34.

Машины на базе БТ-7

  • ОТ-7 — Огнеметный танк. Не был принят на вооружение из-за решения, что легкие огнеметные танки не нужны.
  • ХБТ-7 — Химический быстроходный танк. Способен заразить и задымить около 2,5 кв. км. По неизвестным причинам на вооружение не принят.
  • ТТ-БТ-7 — Телетанк. Управлялся с помощью радиосвязи. Не принят на вооружение из-за невозможности прицельной стрельбы из пулемета. В дальнейшей телетанки больше никогда не разрабатывались.
  • BT-42 — Финское штурмовое орудие, созданное в результате Советско-финской войны 1941-1944 годов. Снята башня с вооружением и поставлена башня и орудие финской разработки.

Боевое применение

Бои на Халхин-Голе (11 мая – 16 сентября, 1939 г.). В целом танки хорошо себя показали. Но был выявлен ряд недостатков: сложное управление, плохое бронирование и ужасная нескоординированность на поле боя из-за отсутствия раций.

Война с Польшей (17 — 29 сентября 1939 г.). Всего в этой непродолжительной кампании участвовало 1617 машин. В городских боях очень успешно показал себя БТ-7А со своей мощной пушкой. Единственный безвозвратно потерянный БТ-7 (сгорел от попадания в двигатель) был уничтожен в результате стычки между немецкими (тогда еще союзными) войсками в городе Львов, из-за того, что не было скоординированных действий между РККА и Вермахтом.

Советско-финская война (Зимняя война)(30 ноября 1939 — 12 марта 1940 гг.). В этой войне БТ-7 показал себя не лучшим образом. Он нередко застревал в снегах, и поэтому проходилось ехать по следам более тяжелых машин. Конечно же, это делало такое достоинство, как скорость машины, совершенно бесполезным. Кроме того, машины не могли эффективно бороться против ДОТов противника, и действовали только с помощью артиллерийской и пехотной поддержки.

Вторая Мировая война. На 1-ое июня 1941 года на вооружении РККА состояло 3243 танка БТ-7 различных модификаций. Основные потери танков БТ-7 были летом-осенью 1941 года – тогда много машин было брошено из-за нехватки горючего и боеприпасов. Но поистине удивительный случай произошел 13 декабря того же года. БТ-7 сидел в засаде и заметил два подходящих к нему Pz III. В боекомплекте оставалось 2 снаряда. За эти два снаряда ему удалось уничтожить один немецкий танк, так и оставшись незамеченным. Так как боеприпасы закончились, командир принял решение таранить немецкий танк. Первым тараном он сбил ведущее колесо и гусеницу. Пока немецкие танкисты осознавали, что происходит, БТ-7 второй раз зашел на таран, протащил Pz III 8 метров и скатил его с обрыва в реку. После этого БТ-7 вернулся на позицию для дальнейшего наблюдения. Через пару минут на поиски двух потерянных танков выехал третий Pz III, и БТ-7 снова неожиданно выехал из леса и врезался в немецкий танк. Экипаж танка бросился бежать, и его тут же расстреляли из пулемета. Двигатель БТ-7 заглох от столь мощного удара, но все-таки завелся через некоторое время. К сожалению, дальнейшая судьба танка неизвестна.

БТ-7 также принимали участие в Битве за Москву, снятии блокады Ленинграда и многих других операциях. Свои завершающие бои БТ-7 провел в Манчжурии.

Танк в культуре

БТ-7 можно встретить в нескольких компьютерных играх:

  • Sudden Strike 3: Arms for Victory;
  • World of Tanks;
  • Блицкриг;
  • Вторая мировая;
  • «War Thunder».

Память о танке

Сегодня БТ-7 можно увидеть в нескольких музеях:

  • В Военно-историческом музее Восточного военного округа в Хабаровске;
  • В Чите, в парке Окружного Дома офицеров;
  • В Верхней Пышме, в музее «Боевая слава Урала»;
  • Под Минском, в историко-культурном комплексе «Линия Сталина».

Советский лёгкий танк БТ-7

БТ-7 – советский лёгкий колёсно-гусеничный танк периода 1930-1940 годов. Это третий танк из семейства прославленных советских танков серии БТ (быстроходный танк). Отличался от своих предшественников танков БТ-2 и БТ-5 сварным корпусом более совершенной формы, новым двигателем.

Машина выпускалась как с вооружением аналогичным вооружению танка БТ-5, так и с 76-мм пушкой.

На последние модели танка устанавливался дизельный двигатель. Эти танки выпускались как с радиостанцией, так и без радиостанции.

Всего было передано в войска 5 328 танков БТ-7 различных модификаций.

История создания танка БТ-7

Примерно в январе месяце на Харьковский завод, который в тот момент осуществлял работу над конструкторской документацией для танка БТ-5 (конструкторское бюро «отдел 520»), поступило задание на разработку нового танка – в новой машине должны были быть учтены и устранены недостатки, которые были выявлены на предшествующих моделях.

В соответствии с проектной документацией на новый танк предполагалось установить более совершенный и надёжный двигатель М-17, разработать сварной корпус с улучшенным обзором для механика-водителя, установить на танк топливные баки повышенной вместимости и пушку 76-мм. В целом задание предполагало разработку «ударного колёсно-гусеничного танка дальнего действия».

В разработке нового танка приняла участие группа конструкторов: Фирсов, Бондаренко, Морозов, Дорошенко, Курасов, Веселовский и Таршинов.

Уже в начале 1934 года был создан прототип, который получил название БТ-7. К 1 мая 1934 года была готова первая машина, а к 7 ноября 1934 года был создан второй образец БТ-7.

На первых двух машинах справа от места механика-водителя был установлен курсовой пулемёт, а башня была исполнена в виде усечённого конуса. В башню можно было установить танковую пушку 76-мм КТ-28 или ПС-4. Предполагалось предоставить на испытание и машину с 45-мм пушкой в стандартной башне танка БТ-5.

Читать еще:  Универсальный грузовик зил-164

Осенью 1934 года машины прошли полную программу испытаний. Военные посчитали, что курсовой пулемёт на БТ-7 – это излишество, поскольку механик-водитель занят управлением танком и вести огонь из пулемёта не имеет физической возможности. Кроме того, новая башня затрудняла совместимость пулемёта и башни новой формы.

В результате в 1935 году началось серийное производство танка БТ-7 с уже проверенной башней от танка БТ-5. Вместе с тем от идеи создания лёгкого танка с 76-мм пушкой ни военные, ни конструкторы не отказались. Кроме того в КБ от ГАБТУ поступило задание разработать проект БТ-7, который бы позволил установить на машину башню от танка Т-26-4.

Танк БТ-7. Модель 1935 года

Серийный БТ-7 модели 1935 года имел корпус жёсткой коробчатой конструкции с двойными бортовыми стенками, трапециевидной кормовой частью и закруглённой суженной удлиненной передней частью. Корпус набирался из стальных броневых листов, которые соединялись между собой с помощью сварки. Некоторые модели были с клёпаными корпусами.

Наружные стенки корпуса были съёмными. Внутренние стенки – 4-мм стальные листы.

Ходовая часть состояла из двух направляющих и восьми опорных катков. Передняя пара, при движении на колёсах, служила для управления танков, а задняя пара выполняла роль ведущих колёс.

При движении на гусеничном ходу руль убирался и укладывался в отделении управления.

В кормовой части машины размещался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Т мощностью 400 л.с. Трансмиссия: 4-х скоростная КПП, многодисковый сухой главный фрикцион и бортовые фрикционы, для привода колёсного хода – гитары, тормоза.

Топливные баки устанавливались по бокам между бортовыми листами – 2 шт. и один бак в корме.

Башня цилиндрической формы с развитой кормовой нишей.

Вооружение: 45-мм танковая пушка 20-К образца 1934 года и спаренный пулемёт ДТ. На некоторых машинах были установлены кормовые пулемёты и зенитные пулемёты.

На командирские машины устанавливались радиостанции 71-ТК с поручневыми антеннами.

Экипаж танка БТ-7 – три человека: командир и он же наводчик, заряжающий и механик-водитель.

Танк БТ-7. Модель 1937 года

В 1937 году серийные танки БТ-7 начали производить с конической башней, что позволило (без изменения состава вооружения) увеличить боезапас танка на 44 снаряда (для танков без радиостанции – 188 снарядов, для танка с радиостанцией – 145 снарядов).

На все линейные БТ-7 в кормовой нише башни устанавливали кормовые пулемёты ДТ.

БТ-7 модели 1937 года оснастили спецфарами прожекторного типа, которые монтировались на маске пушки, что предполагало возможность вести огонь из пушки и спаренного пулемёта в ночное время. В последующем такими фарами оборудовали и танки, выпущенные до 1937 года.

КПП стала трёхступенчатой, была усовершенствована трансмиссия, усилены пружины балансирных подвесок ведущих колёс колёсного хода.

С 1938 года машины выпускали без резиновых бандажей и начали заменять крупнозвенчатую гусеницу на мелкозвенчатую.

Лобовая броня «выросла» до 22 мм, а боевая масса машины достигла 13,9 тонны.

Танк БТ-7М. Модель 1939 года

Серийный выпуск БТ-7М (иногда встречается название БТ-8) начался в декабре 1939 года.

Внешне БТ-7М практически не отличался от предшественника БТ-7. Основное отличие – это замена карбюраторного двигателя М-17Т на советский дизель В-2.

За счёт установки специальных раскосов была повышена жёсткость корпуса, в днище танка был устроен подмоторный люк, изменился в меньшую сторону размер колпака воздушного фильтра-пылеуловителя.

Экономичный дизельный двигатель позволил избавиться от топливных баков над гусеничными полками.

Самое главное отличие – танки с дизельными двигателями были существенно безопаснее в бою, поскольку дизельное топливо хуже воспламеняется при поражении танка.

Нужно отметить, что к этому времени дизельными двигателями уже оснащались японские серийные танки «Ха-Го» и танки «Тип 86». В 1935 году начали выпускать танки дизелями и в Польше – это танк 7ТР. Значительных успехов достигли французы, но в серию машины с дизельными двигателями так и не пошли.

В Германии танковые дизеля даже не разрабатывались, поскольку считалось, что с началом боевых действий обязательно возникнут проблемы с производством дизельного топлива.

Лёгкие танки БТ-7М серийно производились до сентября 1940 года, даже параллельно с новым Т-34. В последующем все производственные мощности завода были переданы под производство Т-34.

Артиллерийский танк БТ-7А

С 1934 года небольшими партиями выпускался артиллерийский танк БТ-7А с 76-мм пушкой КТ-28 (несколько машин выпустили с 76-мм пушками Л-11 и Ф-32). Всего, с пушкой 76-мм, было выпущено 154 танка.

Боевое применение танков БТ-7

Новыми танками Бт-7 преимущественно вооружали танковые бригады танковых корпусов и отдельные танковые бригады. Танки БТ-7 изначально предполагалось применять для развития прорывов в глубину обороны противника.

Боевое крещение БТ-7 получили в боях у озера Хасан в августе 1938 года. Затем БТ-7 участвовали в боях на Халхин-Голе, где из 493 танков были потеряны безвозвратно 48.

В целом танки получали хорошие отзывы, однако отмечалась сложность управления машиной, которая требовала отличной подготовки механика-водителя. И – слабое противопульное бронирование на ряду с массовым отсутствием радиостанций, что затрудняло управление большими группами танков в бою.

Танк БТ-7 стал символом бронетанковых войск РККА, поскольку наряду с выявленными недостатками обладал просто великолепной манёвренностью, скоростью и «прыгучестью». Броня, стремительный натиск и огневая мощь.

БТ-7 применялись и в боях Великой Отечественной войны. Существует мнение, что танк морально устарел к июню 1941 года, что и привело к массовым потерям. Однако, к массовым потерям привело применение БТ-7 не по прямому назначению. Не предназначался БТ-7 для прорыва подготовленной обороны или встречного танкового боя.

23 июня 1941 года экипаж сержанта Найдина на танке Бт-7 за один день уничтожил 15 немецких танков и 10 артиллерийских орудий. Танк действовал внезапно из засад. При этом вёл бой с превосходящим противником (один против танковой роты).

Последний раз танки БТ-7 принимали участие в боях в августе 1945 года в составе 1-го Дальневосточного и Забайкальского фронтов. А последним этапом службы БТ-7 стал победный парад в Харбине.

ТТХ танка БТ-7, модель 1935 года

БТ-7 модель 1937 года

Боевая масса, т – 13,7

Компоновочная схема – классическая

Размеры

Дина корпуса, мм – 5 660

Ширина корпуса, мм – 2 290

Высота, мм – 2 417

Клиренс, мм – 400

Бронирование

Тип брони – стальная катаная гомогенная

Лоб корпуса (верх), мм/град. – 20/18

Лоб корпуса (середина), мм/град. – 15/60

Лоб корпуса (низ), мм/град. – 15-22/0-60

Борт корпуса, мм/град – 15+4/0

Корма корпуса (верх), мм/град. – 10/55

Корма корпуса (середина), мм/град. – 13/10

Корма корпуса (низ), мм/град. – 13/58

Крыша корпуса, мм – 10

Лоб башни, мм/град. – 15/0

Маска орудия, мм – 20

Борт башни, мм/град. – 15/0

Корма башни, мм/град. – 15/0

Крыша башни, мм/град. – 10/85-90

Вооружение

Калибр и марка пушки – 45-мм 20-К обр. 1934 г.

Тип пушки – нарезная

Длина ствола – 46 калибров

Боекомплект пушки – 172 снаряда

Углы вертикальной наводки, град. – от – 8 до + 25

Дальность стрельбы – с прицелом ТОП: 6,4 км из пушки и 1,6 км из спаренного пулемета.

Пулемёты – 3 шт. 7,62-мм ДТ

Подвижность

Тип двигателя – М-17Т, V-образный, 12-ти цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения.

Мощность двигателя – 400 л.с.

Скорость по шоссе, км/ч – 52 на гусеницах и 72 на колёсах

Скорость по пересечённой местности, км/ч – 20

Запас хода по шоссе, км – 375 на гусеницах и 460 на колёсах

Рассказы об оружии. Танк БТ-7А: трижды неудачная попытка

В действительности идея создания БТ-7А была дважды хорошей. Но не без нюансов.

Вообще, уже в середине 30-х годов прошлого века военачальники и инженеры РККА пришли к выводу, что с артиллерийским вооружением танков надо что-то делать. Непосредственным инициатором довооружения выступил небезызвестный нам «стратег» Тухачевский, который и предложил идею вооружения легких танков Т-26 и БТ-7 орудиями калибром 76 мм или динамореактивными пушками Курчевского.

Как известно, пушки Курчевского «не зашли», а вот идея установки более мощного орудия и превращение легкого танка в танк артиллерийской поддержки прижилась.

И здесь стоит сделать маленькое отступление с экскурсом в историю и стратегию.

Напомню, что в те годы бить врага РККА планировала малой кровью и на его территории. На деле все вышло несколько иначе, но артиллерийские танки планировались именно как танки поддержки наступления. И это станет ясно чуть ниже, когда начнем разбирать саму идею перевооружения.

А идея была такова: установить на БТ-7 новую башню с 76-мм короткоствольным орудием. Почему именно короткоствольным? Все просто: длинноствольных пока не было в обозримом будущем в такой степени готовности «бери и ставь».

Из имевшихся на то время орудий, пригодных для установки на танк, в серийном производстве существовали только КТ-28 и ПС-3.

Но ПС-3 в серию не пошла, поскольку реально была «прыжком через голову». Об этой интересной разработке можно с удовольствием прочитать вот здесь, а мы отталкиваемся от того, что единственным подходящим вариантом оказалась КТ-28.

Почему вдруг потребовался калибр 76-мм, если любой танк того времени спокойно «брали» 45-мм пушки советских танков?

При длине ствола всего в 16,5 калибров, начальная скорость 7-кг осколочно-фугасного снаряда пушки КТ-28 составляла 262 м/с, шрапнельный 6,5-кг снаряд вылетал со скоростью 381 м/с.

Это однозначно не для танков. Ну может, самым легким снаряд с такими характеристиками был опасен. А вот пехота, дзоты, доты, артбатареи, минометные батареи – вот это явные цели для этого орудия.

Более тяжелый снаряд, который однозначно давал больше осколков, чем 45-мм собрат, был реально более целесообразен для использования против вышеперечисленного списка.

Особо подчеркну – именно в наступлении.

Читать еще:  Пистолет «беретта»: устройство и модификации

Вот так, собственно, КТ-28 получила прописку пусть и в качестве временной меры до появления в серийном производстве более мощных артсистем. Правда, более мощные пушки в 30-е годы так и не появились, и КТ-28 устанавливалась на все тяжелые танки Т-35 и большую часть средних Т-28.

Возвращаемся к БТ-7А.

Первый опытный образец БТ-7А сдали, как было положено в то время, к 1 мая. Второй — к 7 ноября 1934 года.

На этих танках была установлена оригинальная по конструкции башня в форме эллипса со скошенной крышей. В нише башни размещалась укладка барабанного типа на 18 снарядов и (!) радиостанция.

Башня получилась весьма похожей на главную башню Т-28/Т-35, но нет, это совершенно другая разработка.

Справа от пушки размещался пулемет ДТ в шаровой установке. Ещё один ДТ устанавливался в лобовом листе корпуса в качестве курсового.

Машины были отправлены на испытания, которые показали совершенно неудовлетворительные характеристики танков. Боевое отделение оказалось слишком тесным даже для экипажа из трех человек, боезапас в 18 снарядов был явно недостаточным, масса танка существенно увеличилась, соответственно, упала скорость.

Работы были приостановлены, до осени 1934 года. Что произошло? А прошли испытания артиллерийского танка Т-26-4, которые закончились еще большим фиаско. Но по итогам всех испытаний было принято решение установить на БТ-7А второй вариант башни для Т-26 (КТ-26) с пушкой КТ-28.

И внезапно получилось.

Перед установкой на БТ-7 в конструкцию башни внесли несколько изменений, усилив крышу, доработав башенный погон и предусмотрев установку кормового пулемета.

Боекомплект был значительно увеличен и составил 50 выстрелов и 3339 патронов к пулеметам ДТ. Наведение орудия на цель осуществлялось как с помощью телескопического прицела ТОП или перископического прицела ПТ-1.

Танк получил обозначение БТ-7А и в середине октября 1935 г. пошел на испытания.

В целом все получилось: ходовые характеристики остались практически на уровне серийного БТ-7, а огневая мощь увеличилась.

Но к тому времени Т-28 и Т-35 уже пошли в серию, а БТ-7А оказался в роли догоняющего. Только в середине 1937 года была выпущена серия для войсковых испытаний. Однако, танк БТ-7 уже имел к тому времени устоявшуюся репутацию хорошей машины, то и БТ-7А был воспринят в войсках положительно.

На Харьковском паровозостроительном заводе с августа 1937 по январь 1938 года было собрано 155 машин. Военная приёмка приняла 122 танка, так как остальные находились в ожидании орудий КТ-28, выпуск которых прекращался. За весь 1938 год удалось получить только 10 пушек, что довело количество принятых машин до 132.

Судьба остальных невооруженных БТ-7А не совсем понятна. Скорее всего, их переделали в обычные БТ-7, благо, в конструкцию башни была заложена возможность замены 76-мм пушки на 45-мм.

Далее снова начали думать, «что делать?». КТ-28 с производства снята, ПС-3 в серию не пошла. Был вариант с полуавтоматическим танковым орудием Л-10. Пушка была выпущена небольшой серией и ей даже перевооружили какое-то количество танков Т-28.

Был даже поднят вопрос об оснащении этим орудием Т-35, но из-за отсутствия существенных преимуществ перед КТ-28 от этой идеи быстро отказались. Автобронетанковое управление РККА в начале 1938 г. выдало новое задание на разработку танковой пушки.

Так получилось на выходе «новое» орудие Л-11, которое представляло собой все то же Л-10 с увеличенной длиной ствола и усиленным казенником. Соответственно, со всеми же недостатками Л-10.

Пушка в серию не пошла, тем более, что на испытаниях выявились такие дефекты, которые не позволяли безопасно эксплуатировать орудие.

БТ-7А остался без орудия.

Последней попыткой все-таки дать армии танк артиллерийской поддержки стало рассмотрение возможности установки грабинской Ф-32.

Кстати, мог бы получиться вполне себе хороший вариант.

Грабин использовал в своём проекте качающуюся часть дивизионной пушки Ф-22 образца 1936 г. с укороченным стволом. При сравнении Л-11 и Ф-32 выяснилось, что Ф-32 имеет более низкую стоимость, при высокой надежности, скорострельности, и хороших баллистических показателях.

При её производстве использовались недефицитные материалы, а совместимость многих узлов с пушкой Ф-22 позволяло быстро наладить серийное производство Ф-32.

Испытания, проведенные на БТ-7А, полностью подтвердили высокие показатели грабинской пушки. Но…

Увы, но установка Ф-32 все-таки потребовала башни большего размера. Несмотря на сложности с установкой и работой расчета, БТ-7А с пушкой Ф-32 в сентябре 1939 года успешно прошел полный цикл испытаний. Работа орудия была признана полностью удовлетворительной и пушка Ф-32 была рекомендована к установке на советские танки. В том числе, и на БТ-7.

А в январе 1940 года Ф-32 была принята на вооружение.

И БТ-7А снова остался без орудия!

От переоснащения старых танков пушками Ф-32 отказались в пользу реализации на новых танков КВ и Т-34.

И здесь таилась небольшая, но «засада».

Может, не самые лучшие, но уже проверенные, в том числе и боем, БТ-7, Т-26, Т-28 просто взяли, и отправили в отставку. Сделав ставку на новые модели, которые толком еще и не начали к тому моменту выпускать. А когда начали выпускать серийно КВ и Т-34, то эти новые танки естественно, имели полный набор «детских болезней».
И это как бы нормально.

Не нормально было то, что на устранение многочисленных недостатков и полноценное освоение в производстве ушло время, более того, время драгоценное в условиях начавшейся войны.

Можно сказать, что модернизационный потенциал освоенных в производстве и проверенных боями еще в 30-х годах БТ, Т-26 и Т-28 не был использован. И в этом есть смысл. Совершенно напрасно было отбрасывать пусть и не совсем новую технику.

Кстати, вермахт прекрасно продемонстрировал, как надо использовать трофейные танки.

Идея как танка артиллерийской поддержки (реализованная американцами), так и САУ на базе БТ-7 была бы вполне реализуемой и полезной.

Всего-то надо было бы по-хорошему сменить свечную подвеску и «гитары» Кристи на более совершенную, оснастить танк более просторной башней реально под 76-мм пушку, а после усилить бронирование до 40-50 мм. И башенку для командира с приборами наблюдения.

Вкупе с 76-мм пушкой Ф-32 или Ф-34 могла бы получиться весьма полезна машина реальной огневой поддержки. Неважно в принципе, что это было бы, артиллерийский танк, САУ, противотанковая установка, важен факт возможности массового выпуска и последующего наличия в частях.

Понятно, что ничего сделано не было по ряду причин, не научились к началу войны принимать выверенные решения и перевооружать армию без потери боеспособности. Наглядных примеров валом, истории с принятием на вооружение КВ и Т-34 до воспоминаний Покрышкина, как в ВВС заходили МиГи.

Идея поэтапной модернизации только витала в воздухе, а реально этому научила только война.

Говорить о боевом применении БТ-7А сложно, поскольку довольно небольшое количество этих танков было разбросано по всем военным округам.

Очень неплохо БТ-7А показали себя в Зимней войне, то есть, в тех условиях, для которых эти танки разрабатывались. Поддержка наступающей пехоты.

В период с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 года шесть артиллерийских танков из состава 1-й лтбр активно использовались для огневой поддержки наступающих танков и пехоты, а также для стрельбы по ДОТам финнов и контрбатарейной борьбы.

Интересно, что все 6 машин в ходе боёв получили боевые повреждения (4 повреждены артиллерией и 2 подорвалось на фугасах), но все они были отремонтированы и вновь возвращены в действующую армию.

На момент начала Великой Отечественной в РККА числилось 117 танков БТ-7А. Понятно, что далеко не все находились в боеспособном состоянии, но тем не менее, танки числились. Точное количество танков БТ-7А, находившихся в приграничных округах накануне войны с Германией, сейчас вряд ли удастся установить.

Не менее сложно найти какие-либо подтверждения об участии танков в боях, и тем более, о результативном участии. Не до статистики было, увы.

Если судить по немецкой хронике, фактически все БТ-7А были потеряны в первые дни войны.

Боевая масса: 13,5 тонн
Экипаж: 3 чел

Длина: 5,6 м
Ширина: 2,2 м
Высота: 2,4 м

Бронирование
лоб корпуса: 20 мм
лоб башни: 15 мм
борт корпуса: 10 мм
корма корпуса: 10 мм
крыша: 10 мм
днище: 6 мм

Вооружение:
Пушка 76-мм с б/к 50 снарядов, 2 х 7,62 мм пулемета ДТ с б/к 3339 патронов

Двигатель: М-17Т, карбюраторный, мощностью 400 л.с.

Запас хода по шоссе:
на гусеницах 250 км
на колесах 500 км

Максимальная скорость по шоссе:
на гусеницах 62 км/ч
на колесах 86 км/ч

Сегодня танк БТ-7А, представленный на фото, можно увидеть в Музее военной техники УГМК в Верхней Пышме.

Источник:
Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

БТ-7, Легкий танк

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

История этой боевой машины началась после закупки в США в 1930 году двух колесно-гусеничных танков Кристи. Несколько усовершенствованный (вновь была разработана лишь башня с вооружением), этот танк приказом Реввоенсовета СССР от 23 мая 1931 года был принят на вооружение Красной Армии и запущен в серию под маркой БТ-2.

Танк имел клепаный корпус коробчатого сечения с сужающейся носовой частью. В клепаной башне цилиндрической формы раздельно размещались 37-мм пушка Б-З и пулемет ДТ. На 60 танках установка пулемета отсутствовала, а на 350 в амбразуре пушки располагалась спаренная установка 7,62-мм пулеметов ДА-2. Наведение пушки или пулеметной установки по вертикали осуществлялось с помощью плечевого упора. Боекомплект состоял из 92 пушечных выстрелов и 2709 патронов.

Масса БТ-2 достигала 11 т. Толщина броневых листов колебалась от 6 (днище) до 13 (лоб, борт, корма корпуса и борта башни) мм. Экипаж состоял из двух человек. В кормовой части танка в силовом отделении находился американский авиационный 12-цилиндровый двигатель «Либерти» (или его отечественный аналог М-5) мощностью 400 л.с. при 1650 об./мин. Максимальная скорость на гусеницах достигала 52, на колесах – 72 км/ч; запас хода составлял соответственно 120 и 200 км. Танк имел четыре опорных катка большого диаметра на борт, задний из которых на колесном ходу был ведущим, а передний-управляемым. Переход с гусениц на колеса у хорошо подготовленного экипажа занимал от 30 минут до 1 часа. В 1932 – 1933 годах было изготовлено 620 танков БТ-2.

Читать еще:  Оружие победителей в Музее артиллерии. Пистолет ТТ Н. Ф. Любезного

Во второй половине 1933 года в танковом цехе Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна (ХПЗ) «двойку» сменил новый вариант – БТ-5. Это был, по существу, тот же БТ-2, но с совершенно новой башней, в которой установили 45-мм танковую пушку образца 1932 года и спаренный с нею пулемет ДТ. Башня стала двухместной, а экипаж увеличился до трех человек. Конструкция корпуса, силовой установки, трансмиссии и ходовой части существенных изменений не претерпели. Масса «пятерки» возросла незначительно-до 11,5 т. Боекомплект 45-мм пушки состоял из 115 выстрелов при отсутствии на танке радиостанции и 72 выстрелов при ее наличии. Боекомплект пулемета ДТ составляли 2709 патронов. Радиостанция 71-ТК-1 имела поручневую антенну. В течение 1933 – 1934 годов заводские цеха покинули 1884 танка БТ-5.

Одновременно с работой над конструкторской документацией БТ-5, проводимой под руководством начальника КБ А.О.Фирсова, завод уже в январе 1933 года получил задание на разработку нового танка, в котором предполагалось устранить недостатки предшественников. Тактико-технические условия на новую машину предусматривали установку на нем двигателя М-17 – более надежного, чем применявшийся ранее М-5; полностью сварной корпус с улучшенной обзорностью для механика-водителя; увеличенная емкость топливных баков и, наконец, новая башня с 76-мм пушкой. Таким образом, планировалось создать «ударный колесно-гусеничный танк дальнего действия». Разработку его вела группа конструкторов в составе Бондаренко, Дорошенко, Курасова, Веселовского, Таршинова и Морозова. В начале 1934 года чертежи были сданы в производство. Тогда же новый танк получил индекс БТ-7. Первую машину изготовили к 1 мая 1934 года, вторую – к 7 ноября.

Характерными особенностями первых опытных образцов БТ-7 было наличие курсового пулемета справа от механика-водителя и башни оригинальной конструкции в форме эллипса со скошенной крышей. Причем в проекте предусматривалась возможность установки в ней без изменений любой из существовавших тогда танковых пушек: 76-мм – КТ-28 или ПС-3 и 45-мм образца 1932 года. В нише башни размещалась вращающаяся боеукладка барабанного типа на 18 76-мм снарядов или радиостанция. Танки прошли обширную программу испытаний летом и осенью 1934 года. В итоге для машины с экипажем из трех человек курсовой пулемет был признан ненужным, а башню забраковали из-за раздельной установки пушки и пулемета.

Поэтому в начале 1935 года в серийное производство пошел танк с несколько упрощенным бронекорпусом и уже отработанной в производстве башней от танка БТ-5. Однако от идеи колесно-гусеничной машины с 76-мм пушкой не отказались и Авто-бронетанковое управление (АБТУ) поручило заводу разработать проект установки на БТ-7 башни от танка Т-26-4.

Корпус серийной «семерки» выпуска 1935 года собирался из броневых и стальных листов и имел жесткую коробчатую конструкцию с двойными бортовыми стенками, продолговатой суженной закругленной носовой частью и трапециевидной кормой. Все неразъемные соединения корпуса выполнялись преимущественно сварными и в меньшей степени – клепаными. Наружные бортовые стенки – броневые, съемные. Внутренние стенки представляли собой 4-мм стальные листы. Корпус танка подвешивался на восьми пружинных рессорах (свечах): шести вертикальных и двух горизонтальных. Вертикальные рессоры располагались между бортовыми листами и внутренней стенкой корпуса. Горизонтальные – внутри корпуса в боевом отделении танка. Ходовая часть состояла из восьми опорных, двух направляющих и двух ведущих колес. При движении на колесном ходу ведущей становилась задняя пара опорных катков, а управляемыми – передняя. На гусеничном ходу руль снимался и укладывался в отделении управления.

В башне цилиндрической формы с развитой кормовой нишей размещалась 45-мм танковая пушка, спаренный с нею пулемет ДТ. На части танков устанавливались радиостанции 71-ТК с поручневой антенной. Экипаж состоял из трех человек: командир, он же наводчик, заряжающий и механик-водитель. Масса машины достигала 13 т. БТ-7 развивал максимальную скорость по шоссе на гусеницах 53, на колесах – 73 км/ч. Запас хода на гусеничном ходу достигал 375, на колесном – 500 км. Толщина брони танка составляла: щиток механика-водителя – 20, башня – 15, лоб, борт и корма корпуса – 13, крыша – 10 и днище – 6 мм.

С 1937 года начался выпуск БТ-7 с конической башней. Вооружение танка осталось прежним, но боезапас был увеличен на 44 снаряда. На всех линейных танках устанавливался пулемет ДТ в кормовой нише. Для ведения стрельбы из пушки и спаренного пулемета ночью танк оборудовали двумя специальными фарами прожекторного типа, размещенными на маске пушки. Впоследствии такие фары ставили и на танки более ранних выпусков.

Четырехскоростную коробку передач заменили трехскоростной. Внесли изменения в трансмиссию, усилили пружины балансирных подвесок ведущих колес колесного хода; уширили резиновые бандажи ленивца и ведущих колес гусеничного хода. На последних в 1938 году резиновые бандажи были ликвидированы. Тогда же крупнозвенчатую гусеницу начали заменять на мелкозвенчатую.

Параллельно с основной модификацией с 1936 по 1938 год было выпущено 154 артиллерийских танка БТ-7А с башней увеличенного размера и 76-мм пушкой КТ-26, боекомплект которой состоял из 50 выстрелов (на танке с рацией – 40). В опытном порядке на БТ-7А устанавливались 76-мм пушки Л-10 и Ф-32.

В 1938 году на ХПЗ построили четыре опытных танка БТ-8 с дизелем В-2. После сравнительных испытаний БТ-7 и БТ-8 в 1940 году начали производство дизельных танков. Для обеспечения программы производства двигателей В-2, которые ставили и на тяжелые арттягачи «Ворошиловец», двигательное производство ХПЗ было выделено в самостоятельный завод №75.

С декабря 1939 года стали выпускать танк БТ-7М (заводской индекс А-7М или А-8), внешне почти неотличимый от БТ-7. Жесткость корпуса повысили за счет установки раскосов, в днище появился люк-лаз, уменьшились размеры колпака воздушного фильтра. Большая экономичность дизеля позволила сократить запас топлива и отказаться от дополнительных баков на надгусеничных полках.

На базе танков БТ разных модификаций проектировались и строились опытные и экспериментальные танки. В 1935 – 1937 годах на заводе №48 в Харькове по проекту изобретателя-самоучки командира взвода 4-го танкового полка Украинского военног округа Н.Ф.Цыганова на базе БТ-5 БТ-7 были построены колесно-гусеничные танки типа БТ-ИС. Главным и отличием от серийных БТ являлся привод колесного хода на три пары опорных катков. Машины довольно успешно прошли испытания, но серийно не строились. По проекту того же Цыганова был построен танк БТ-СВ-2 «Черепаха» с ново формой бронекорпуса и башни. опытном порядке создавались командирский КБТ-7 с неподвижной рубко вместо башни; огнеметный ОТ-7; химический ХБТ-7, предназначены для огнеметания, заражения местности отравляющими веществами, дегазации и постановки дымовой завесы; мостоукладчик СБТ; радиоуправляемые танки (по тогдашней терминологии – телетанки) ТТБТ-7 и ТУБТ. Кроме того, испытывались различные приспособления для повышения проходимости – болотоходные гусеницы деревянные фашины и т.д.

Последние попытки модернизации БТ-7 в части усиления его броневой защиты были предприняты перед самой войной. В 1940 году Мариупольский металлургический завод имени Ильича изготовил 50 комплектов навесной гомогенной брони для БТ-7М. Одновременно велись испытания танка, догруженного до массы в 18 т. Об установке этих комплектов в войсковых частях, к сожалению, ничего не известно.

С 1935 по 1940 год было выпущено 5328 танков БТ-7 всех модификаций (не считая БТ-7А). Они состояли на вооружении бронетанковых и механизированных войск Красной Армии практически всю войну. В боевых действиях против гитлеровского вермахта использовались до 1944 года. В 1945 году «бэтэшки» в последний раз «тряхнули стариной» в боях с японскими войсками в Маньчжурии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА БТ-7 образца 1939 года:
БОЕВАЯ МАССА, т: 13,9
ЭКИПАЖ, чел.: 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 5660;
ширина – 2290;
высота – 2417;
клиренс – 400.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 20К обр. 1934 г. калибра 45 мм; 2 пулемета ДТ калибра 7,62 мм – спаренный с пушкой и зенитный (последний не на всех танках).
БОЕКОМПЛЕКТ: 45-мм выстрелов – 188 (без рации), 146 – (с рацией); 7,62-мм патронов – 2394.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический панорамный прицел ПТ-1 обр. 1933 г., телескопический прицел ТОП обр. 1930 г. (на танках, имевших пушки с электрозатвором, устанавливался прицел ТОП-1 или ТОС со стабилизированной в вертикальной плоскости линией прицеливания).
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб – 22,
борт и корма – 13,
крыша – 10,
днище – 6,
башня – 15.
ДВИГАТЕЛЬ: М-17Т, 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; рабочий объем 46 920 куб.см; мощность 400 л.с. (294,5 кВт) при 1650 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, коробка передач, бортовые фрикционы, ленточные тормоза, бортовые передачи, редукторы (гитары) привода колесного хода.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных обрези-ненных катка на борт, направляющее колесо, ведущее колесо заднего расположения (зацепление гребневое); на колесном ходу- ведущий задний опорный каток, управляемый – передний: подвеска опорных катков-индивидуальная на цилиндрических спиральных рессорах; в каждой гусенице 70 траков шириной 260 мм, шаг трака 167 мм.
СКОРОСТЬ макс., км/ч: на гусеницах – 53; на колесах – 73.
ЗАПАС ХОДА, км: на гусеницах – 375: на колесах – 460.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 42, ширина рва, м – 2,5, высота стенки, м-0,75, глубина брода, м – 1,2.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 71-ТК-1 или 71-ТК-З, танковое переговорное устройство ТПУ-З.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector