0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плавающий танк Т-38. Фотоподборка-4

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

Т-38 – это малый плавающий танк, произведенный в СССР. По сути является улучшенной версией Т-37А.

История создания

После выпуска Т-37А стало сразу понятно, что он имеет ряд технических недостатков. Их частично устранили в 1935 году, назвав новый танк Т-38. Конструкторы сохранили форму корпуса, но сделали новый танк ниже и шире, за счет чего он стал гораздо устойчивее на плаву. Башня танка осталась практически неизменной, а вот подвеску и трансмиссию серьезно переработали, что сделало танк более быстрым.

Несмотря на такие серьезные улучшения, новый танк оказался также очень ненадежным – он постоянно ломался даже на испытаниях. Однако на вооружение его все же приняли, и почти до окончания войны активно применяли вместе с предшественником Т-37А.

Т-38 в музее Т-38 в музее

Общая информация

  • Классификация – малый/плавающий танк;
  • Боевая масса – 3,3 т;
  • Экипаж – 2 человека;
  • Количество выпущенных – 1340 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 3780 мм;
  • Ширина корпуса – 2330 мм;
  • Высота – 1630 мм;
  • Клиренс – 300 мм.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса (верх) — 9/10° мм/град;
  • Лоб корпуса (середина) — 6/80° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 9/20° мм/град;
  • Борт корпуса — 9/0° мм/град;
  • Корма корпуса (верх) — 6/80° мм/град;
  • Корма корпуса (середина) — 9/20° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) — 9/60° мм/град;
  • Днище — 4/80-90° мм/град
  • Крыша корпуса – 4 мм;
  • Лоб башни — 8/0° мм/град;
  • Борт башни — 8/0° мм/град;
  • Корма башни — 8/0° мм/град;
  • Крыша башни – 4 мм.

Вооружение

  • Пулемет — 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя — рядный 4‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения;
  • Мощность двигателя – 40 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 40 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 15-20 км/ч;
  • Скорость на плаву – 6 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 250 км;
  • Тип подвески — сблокированная попарно, на горизонтальных пружинах;
  • Удельное давление на грунт — 0,45 кг/см² ;
  • Преодолеваемый подъём – 33 градуса;
  • Преодолеваемая стенка – 0,5 м;
  • Преодолеваемый ров – 1,6 м.

Модификации Т-38

  • Т-38М — усовершенствованный Т-38. Также имел ряд дефектов и недостатков, однако в целом был на порядок лучше своего предшественника. Так и не вышел в серию из-за того, что было решено бросить все силы на проект другого малого плавающего танка.

Применение в бою

Т-38 был принят на вооружение в 1936 году. Он сразу же получил массу хвалебных отзывов, однако был у него и ряд недостатков, самый главный из которых – плохая плавучесть. Т-38 был даже не в состоянии перевезти двоих полностью экипированных бойцов – нагрузка свыше 150 килограмм не давала танку маневрировать в воде и совершать ряд других действий. Было также вскрыто множество недостатков, не связанных с водоходными качествами машины. В итоге уже к осени 1937 года танк был объявлен небоеспособным, но на вооружении его все равно оставили.

Боевое крещение Т-38 получил в 1939 году в ходе польской компании. Более широко плавающие танки использовали в советско-финской войне – тогда были даже созданы батальоны плавающих танков из Т-37А и Т-38. Многие танки в ходе войны были потеряны из-за очень тонкой брони – они подрывались даже на пехотных минах.

К Великой Отечественной войне в составе Красной Армии было 1143 Т-38, из которых 214 нуждались в капитальном ремонте. В начале войны их в основном применяли для поддержки пехоты, однако для этих целей машины совершенно не подходили – они легко пробивались противотанковыми пушками, что привело к большим потерям.

Впрочем, известны и удачные случаи применения плавающих танков. Например, в июне 1941 разведывательный взвод этих танков под командованием Жигарева в районе с. Баюны столкнулся с немецкой пехотой и танками и успешно провел атаку, уничтожив одну немецкую танкетку и обратив в бегство вторую.

Уже к весне 1942 на фронте осталось очень мало Т-38, и случаи их применения стали эпизодичными. Известно, что они воевали на Юго-Западном, Карельском и Ленинградском фронтах, причем в основном их применяли для охраны важных объектов.

В сентябре 1942 танки попытались применить по назначению, для форсирования Невы. К несчастью, до вражеского берега сумели добраться только три машины, которые сразу же были уничтожены.

Более удачно Т-38 и Т-37А были использованы в захвате плацдарма на реке Свирь, однако здесь сыграла роль отличная организация операции. Этот захват плацдарма – последний известный эпизод применения плавающих танков в бою.

До самого конца войны Т-38 находились в учебных частях. Особенно хорошо было применять для этого Т-38М со вторым постом управления.

Применение Т-38 за рубежом

В Зимнюю войну финская армия захватила 13 Т-38. Танки были восстановлены, а в 1941 к ним добавилось еще 6 машин. Т-38 вместе с Т-37А применялись достаточно активно, но их достаточно быстро списали, а в 1944 15 оставшихся Т-38 переделали в макеты КВ и Т-34 для тренировки расчетов противотанковых орудий. Эти макеты в Финляндии использовались до 1960 года.

Несколько трофейных Т-38 применялись в немецкой, румынской и венгерской армиях.

Танк в культуре

Т-38 можно увидеть в редакции «Scorched Earth» игры стратегию «Panzer General III». Им можно комплектовать разведывательные части, однако игровые возможности танка совершенно не соответствуют реальным.

Память о танке

Сегодня Т-38 можно увидеть:

  • В Бронетанковом музее в Кубинке;
  • В Москве, в музее Вооруженных сил;
  • В музее «Прорыв Блокады Ленинграда» в Кировском районе. Машина была в 2005 поднята со дна невы;
  • В Свердловской области, в музее военной техники города Верхняя Пышма. Эту машину подняли со дна реки в Новгородской области и отреставрировали на заводе;
  • В Музее техники Вадима Задорожнего. Т-38 и Т-37А в этом музее, вероятно, находятся на ходу;
  • В музее ВОВ на Поклонной горе можно увидеть грубо восстановленную башню Т-38;
  • В музее ВОВ в Киеве под табличкой Т-39 выставлен грубый макет Т-37А.

Рассказы об оружии. Малый плавающий танк Т-38

1935-й год. Еще идет выпуск Т-37А, первого советского плавающего танка, но мысли руководства РККА уже были направлены на улучшение этой весьма своеобразной машины.

В ходе эксплуатации в войсках выяснилось, что у Т-37А имеется куча недостатков: ненадежна трансмиссия и ходовая часть, часто спадают гусеницы, мал запас хода, недостаточен запас плавучести.

Поэтому КБ завода №37 (руководитель Н. Астров) начало работы по совершенствованию Т-37А еще в конце 1934 года. Предполагалось устранить выявленные недостатки Т-37А, главным образом повысить надежность работы агрегатов нового плавающего танка.

Первый опытный танк был построен летом 1935 г. и проходил заводские испытания с 3 по 17 июля. По их итогам танк практически ничем не отличался от Т-37А и вопрос о его дальнейшей судьбе оставался открытым. Как это ни странно, ситуацию «спасли» конкурирующие фирмы.

Представленные на испытания танки конструкции П. Шитикова и ТМ от «ГАЗа» оказались ещё хуже. Танк Астрова попал в безусловные фавориты.

В итоге была проведена вроде бы модернизация Т-37А, направленная на улучшение его ходовых характеристик. «Вроде бы» — потому что на выходе был другой танк.

Читать еще:  Танк БТ-7. Подборка фото

Впрочем, сравните сами:

Командира и водителя поменяли местами. Честно скажу, не нашел четких соображений и причин, для чего это было сделано, а озвучивать «версии» не хочется. Но факт, главное внешнее отличие Т-37А от Т-38 – это расположение башни.

Прочую компоновку (двигатель, трансмиссия, баки) оставили абсолютно такой же.

Однако Т-38 изменился (и сильно) в другом. Танк стал ниже и шире, что должно было повысить его остойчивость на плаву. Изменения в корпусе позволили отказаться от надгусеничных поплавков, правда, полки вернулись. Кроме того, несколько изменили подвеску, и вроде бы ход стал плавней и немного возросла скорость.

Главное же изменение внутри – это замена в механизме управления автомобильного дифференциала на бортовые фрикционы для поворота.

Ходовая часть во многом была идентична Т-37А, от которого заимствовали конструкцию тележек подвески и гусеницы. Была несколько изменена конструкция ведущего колеса, а направляющее колесо по габаритам стало идентичным опорным каткам.

Для движения машины на плаву использовался трехлопастной винт и плоский руль. Винт при помощи карданного вала соединялся с редуктором отбора мощности, закрепленном на коробке перемены передач.

Вооружение Т-38 осталось прежним — 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в лобовом листе башни. Башня конструктивно была той же, что и у Т-37А.

Машина была принята на вооружение БТ РККА в феврале 1936 года и находилась в производстве до 1939 года. Всего промышленностью было выпущено 1 382 танка Т-38.

Сборка «нового» Т-38 шла параллельно со «старым» Т-37А. Это было сделано совершенно не случайно. Вроде бы была проведена соответствующая рекламная кампания, героем которой был Т-38, который преподносили как «новый, не имеющий аналогов…»

Однако по факту вылезло множество недостатков и дефектов. Удивительно много для машины, которая была «работой над ошибками».

Прежде всего, плавающий танк Т-38 оказался… не очень плавающим. Вообще он плавал, но с кучей оговорок и ограничений.

На фото видно, что до решетки моторного отсека от воды не так уж и далеко.

При движении по воде запрещалось совершать резкие маневры на максимальных оборотах винта или включать реверс. В такой ситуации танк «клевал» носом и… тонул! Резко давать руля на максимум влево или вправо тоже было нежелательно. Результат мог быть как при включении реверса.

Как средство десантирования Т-38 тоже был не очень хорош. Если честно – он был вообще никакой! При форсировании водных преград на винте, два пехотинца являлись неподъемной тяжестью для машинки.

При движении по пересеченной или болотистой местности мощности автомобильного двигателя явно не хватало, двигатели перегревались и выходили из строя.

Критиковали совершенно не изменившееся бронирование и вооружение, которые явно не соответствовали современным представлениям.

«До кучи» еще и цена на танк изрядно выросла. Здесь, конечно, не те времена, чтобы воровать, сами понимаете. Но что-то с Т-38 явно пошло не так. Он явно получился хуже, чем предшественник, Т-37А.

Все это привело к тому, что весной 1937 г. выпуск Т-38 был временно прекращен. Однако снова продолжен в 1939 году, когда АБТУ разрешило заводу №37 завершить постройку танков из имеющегося задела деталей.

Ситуация, с одной стороны, понятная: есть детали, почему не собрать? Или отправить в печь, металл в то время был в дефиците.

С другой стороны, танк не лучший однозначно. И его характеристики под огромным вопросом в плане соответствия требованиям. Но машина, которая должна была заменить Т-38, то есть, Т-40, еще даже не вышла из стадии проектирования.

И не факт, что она оказалась бы лучше. Это не один месяц работы.

Как я понимаю, просто решили, что «не пропадать же добру» и собрали к уже имевшимся Т-38 еще чуть больше сотни. 112 единиц.

Танк Т-38 предназначался для оснащения разведывательных батальонов стрелковых дивизий, разведывательных рот отдельных танковых бригад. В общем точно так же, как и его предшественник, Т-37А. Зачастую танки состояли на вооружении отдельных частей одновременно. Что было неудивительно, учитывая их унификацию.

Боевая масса – 3,3 т;
Экипаж – 2 человека;
Количество выпущенных – 1340 штук.

Размеры
Длина корпуса – 3780 мм;
Ширина корпуса – 2330 мм;
Высота – 1630 мм;
Клиренс – 300 мм.

Бронирование
Тип брони — стальная катаная гомогенная;
Лоб корпуса (верх) — 9 мм;
Лоб корпуса (середина) — 6 мм;
Борт корпуса — 9 мм;
Корма корпуса — 9 мм;
Днище — 4 мм;
Крыша корпуса – 4 мм;
Башня — 8 мм;

Вооружение
Пулемет — 7,62-мм ДТ.

Подвижность
Тип двигателя — рядный 4‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения;
Мощность двигателя – 40 л.с.;
Скорость по шоссе – 40 км/ч;
Скорость по пересечённой местности – 15-20 км/ч;
Скорость на плаву – 6 км/ч;
Запас хода по шоссе – 250 км;

Преодолеваемый подъём – 33 градуса;
Преодолеваемая стенка – 0,5 м;
Преодолеваемый ров – 1,6 м.

Основные модификации танка Т-38:

Т-38 — малый плавающий танк (1936, 1937, 1939 гг.);
СУ-45 — самоходно-артиллерийская установка (опытный образец, 1936 г.);
Т-38РТ — танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1937 г.);
ОТ-38 — химический (огнеметный) танк (опытные образцы, 1935-1936 гг.);
Т-38-ТТ — телемеханическая группа танков (1939-1940 гг.).

Также были попытки улучшения Т-38 в виде модификаций Т-38М1 и М2 за счет установки двигателя ГАЗ-М1 (50 л.с.) и увеличения водоизмещения, но они остались единичными экземплярами.

В одном экземпляре остался и танк Т-38Ш, вооруженный 20-мм пушкой ШВАК (ТНШ), адаптированной для установки на танки.

Здесь можно четко ощутить размеры Т-38 на фоне «огромного танка» БТ-7.

В принципе, Т-38 участвовал во всех сражениях, что и Т-37А.

Первой кампанией стала польская в 1939 г. В основном танки вели разведку, но 20-22 сентября плавающие танки были задействованы в боях под городом Холм. Потери составили всего три Т-38, но общие отзывы о Т-38 были весьма критичны.

Отмечалась низкая скорость и легко ломающаяся ходовая часть и трансмиссия.

В советско-финской войне в составе действующих армий насчитывалось 435 плавающих танков всех модификаций, что составляло 18,5% от общего количества. В большинстве случаев Т-38 применялись для охраны штабов, связи и сопровождения колонн техники, но время от времени им доводилось участвовать в прямых столкновениях с финскими войсками.

Один из первых эпизодов произошел 2 декабря 1939 г. Посланный на разведку финский позиций у станции Ино 361-й танковый батальон 70-й стрелковой дивизии 7-й армии Северо-Западного фронта, состоявший из 10 Т-26 и 20 Т-38, провел сложную переправу через реку, но боевую задачу выполнил.

При отходе на исходные рубежи танки вступили в бой с заходившей в тыл советским частям финской пехотой и артиллерией. За время боя, длившегося всю ночь, артиллерийским огнем было подбито три Т-38, но в итоге танки задачу выполнили, сорвав планы противника. Впоследствии батальон поддерживал наступление пехотных частей потеряв за время боевых действий всего 10 танков.

Также успешным было применение плавающих танков в составе 381-го танкового батальона 14-й стрелковой дивизии, в котором имелось по одной роте Т-26 и Т-38. Оказавшись в окружении танкисты закопали их в землю по башню, превратив их в импровизированные огневые точки. В случае попыток прорыва финских войск Т-38 выдвигались на наиболее опасные участки, поддерживаю свою пехоту.

Суммарные потери плавающих танков в Зимней войне составили 94 единицы Т-37А и Т-38, что можно было считать хорошим показателем.

Читать еще:  Зенитка ЗПУ-М4 на автомобиле ГАЗ

Однако танк стремительно сыграл в «устаревшие», что в принципе, не было преувеличением. На 15 сентября 1940 г. среднего и капитального ремонта требовало около 40% танков Т-38, но из-за отсутствия запасных частей и откровенного нежелания вновь вводить в строй устаревшую технику их предпочитали держать на складах или в учебных подразделениях.

В результате получалось, что ряд мехкорпусов и стрелковых дивизий располагал плавающими танками только на бумаге.

Наиболее боеспособным в этом плане оказался только 6-й мехкорпус (Западный ОВО, район Волковысска) в котором насчитывалось 110 Т-37А и Т-38, но об их техническом состоянии точных данных не сохранилось. К сожалению, сведений о боевом применении танков Т-38 в период Великой Отечественной войны тоже не сохранилось.

Но 6-й мехкорпус, достаточно быстро оказавшийся в окружении, потерял больше половины своей техники на маршах или от ударов немецкой авиации. Ни один плавающий танк вывести из окружения не удалось.

Как это ни забавно звучит, но Т-38 практически не имеет аналогов в танковом мире того времени по причине отсутствия в тот период в других странах плавающих танков.

Были попытки создания такой машины во многих странах, но результаты были еще более печальны, чем у нас. У нас плохо, но плавал, у немцев, французов и поляков образцы только ныряли. Однократно.

Если же сравнивать Т-38 с довольно многочисленными неплавающими лёгкими танками, можно смело сказать, что это обычная средненькая такая пулеметная танкетка. Во многих странах копировали «Карден-Лойд», поэтому все было более-менее похоже.

Но ценность танков Т-37А и Т-38 (который мы смело можем назвать Т-37Б, например) не в том.

Эти машины позволили проверить на опыте саму идею усиления боевой мощи воздушных и водных десантов.

Легко вооружённые вследствие специфики применения десантные войска при захвате и удержании позиций всегда нуждались в мобильных бронированных средствах огневой поддержки.

Именно Т-37А и Т-38 несмотря на все их недостатки, были первыми машинами, которые можно было вполне успешно использовать в этой роли. Они могли плавать и могли перемещаться по воздуху с помощью самолёта-перевозчика ТБ-3. Бронированный самоходный пулемет для десанта.

Я не очень сильно погрешу против истины, если скажу, что Т-37А и Т-38 дали возможность советским конструкторам «набить руку», что выразилось в создании таких машин, как ПТ-76, БМД-1, БМД-2 и далее по списку.

Источники:
Коломиец М.В. Чудо-оружие Сталина. Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40.
Барятинский М. Б. Амфибии Красной армии // Моделист-конструктор.
Холявский Г.Л. Полная энциклопедия танков мира 1915—2000 гг.
Свирин М. Н. Броневой щит Сталина. История советского танка 1937—1943.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Т-38, Легкий танк

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК Т-38

В 1936 году на заводе № 37 имени С.Орджоникидзе под руководством нового главного конструктора Н.А.Астрова был разработан плавающий танк Т-38, в конструкции которого по возможности учли все достоинства и недостатки предшествующих моделей. В том же году началось его серийное производство.

Танк имел частично сварной, частично клепаный корпус. Дополнительные поплавки, как на Т-37А, не предусматривались. Башня цилиндрической формы была смещена к правому борту. Пулемет ДТ устанавливался в шаровой установке. Командир танка размещался слева на сиденье мотоциклетного типа, регулируемом по высоте, механик-водитель – справа. Двигатель ГАЗ-АА устанавливался сзади вдоль оси танка. К коробке передач крепился редуктор отбора мощности на трехлопастный гребной винт левого вращения. Поворот танка при движении на плаву осуществлялся рулем.

Ходовая часть танка в целом подобна танку Т-37А. По своим основным показателям танк Т-38 был вообще близок к своему предшественнику, однако замена дифференциала бортовыми фрикционами и отбор мощности на гребной винт через специальный редуктор существенно повысили его маневренные качества.

В опытном порядке был построен танк Т-38М1 с подвеской легкого полубронированного тягача «Комсомолец». А вот вариант Т-38М2 с двигателем ГАЗ-М1 мощностью 50 л.с. производился серийно. Для усиления вооружения танка предприняли попытку установить на него автоматическую пушку ТНШ-20 калибра 20 мм. Однако стандартная башня оказалась слишком тесной для этой артсистемы.

На базе агрегатов Т-38 была построена самоходная артустановка, вооруженная 45-мм пушкой.

Помимо завода имени С.Орджоникидзе, Т-38 начал выпускать и Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) – в 1935 году он изготовил 36 танков такого типа. Последнее обстоятельство, по-видимому, и подтолкнуло газовцев на создание своей амфибии – «в пику» Т-38.

Эта идея воплотилась в танке ТМ («Танк Молотова»), созданном на базе Т-37. Он был существенно длиннее: вместо двух тележек опорных катков установили три. Наиболее же существенной его особенностью стало наличие двух двигателей ГАЗ-М1, установленных параллельно. Поскольку ТМ не имел никаких существенных преимуществ перед Т-38, то серийно его не выпускали.

Как и Т-37, часть «тридцать восьмых» оснащалась радиостанцией 71-ТК-1.

В 1939 году в НИИ № 20 была разработана телемеханическая (радиоуправляемая) группа танков Т-38, вооруженных, помимо пулеметов, и огнеметами. Она состояла из телетанка Т Т-38 и танка управления ТУ-38. Дальнейшего развития эксперимент не получил.

На базе Т-38 завод «Компрессор» в опытном порядке построил огнеметный танк ХТ-38, который серийно не выпускался. Всего же с 1936 по 1939 год изготовили 1340 танков Т-38. В 1941 году вместе с Т-37А они состояли на вооружении разведподразделений танковых дивизий и в основном применялись в боях начального периода Великой Отечественной войны, когда и были почти все потеряны. Некоторое количество этих машин использовалось в тылу для учебных целей. Последний же случай боевого применения Т-38 относится, по-видимому, к 1944 году, когда один батальон этих машин совместно с батальоном плавающих автомобилей «Форд GPA» принял участие в форсировании реки Свирь.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-38
БОЕВАЯ МАССА, т: 3,3.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 3780; ширина – 2330; высота
– 1630; клиренс – 300.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет ДТ калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ, патр.: 1512.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма – 9; крыша – 6; днище – 4.
ДВИГАТЕЛЬ: ГАЗ-АА, четырехцилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 40 л.с. (29,4 кВт) при 2200 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, четырехскоростная КП, карданный вал, главная передача, бортовые фрикционы с ленточными тормозами, бортовые передачи, редуктор отбора мощности на гребной винт.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных катка на борт, сблокированных попарно в две тележки, подвешенные на горизонтальных спиральных рессорах: два поддерживающих катка; направляющее колесо; ведущее колесо переднего расположения; в каждой гусенице 86 траков шириной 200 мм, шаг трака 87 мм.
СКОРОСТЬ макс., км/ч: на суше – 40, на плаву – 6.
ЗАПАС ХОДА, км: 220.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 33;
ширина рва, м – 1,6; высота стенки, м – 0,5.

Танк Т-38

Рисунок советский малых плавающих танков Т-38, форсирующих водную преграду

Т-38 – советский малый плавающий танк (в ряде источников его называют танкеткой) периода средины 30-х – начала 40-х годов прошлого столетия, явившийся модернизированным типом плавающих танков и развитием конструкции танка Т-37А. В названии буква «Т» обозначает слово «танк», а число «38» – тип разработанного танка по порядку.

Малый плавающий танк Т-38 в Военном музее города Верхняя Пышма Свердловской области (Россия)

История и предпосылки создания.

В средине 30-х годов прошлого столетия на вооружении РККА уже состоял один малый плавающий танк Т-37А. Но его эксплуатация и применение в ходе учений выявили его серьезнейшие недостатки в бронировании и конструкции ходовой части. Поэтому конструкторское бюро завода № 37 получило государственное задание на разработку нового плавающего танка с использованием базы Т-37А. Главным конструктором нового танка, который получил название Т-38, был назначен Николай Александрович Астров, уже имевший опыт в разработках и модернизации малых плавающих танков.

Читать еще:  Фонарь-бита (дубинка) POLICE 30000W: отзывы, цена, характеристики

Работы по созданию технической документации начались еще в конце 1934 года, а в июне 1935 года был собран уже и прототип будущей машины, который почти сразу же поступил на государственные испытания.

29 февраля 1936 года после незначительных замечаний и доработок был принят комиссией на вооружение РККА.

Незначительная партия малых плавающих танков Т-38 была собрана на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) уже в конце 1935 года, а к началу февраля следующего года ГАЗ собрал в общей сложности 40 экземпляров нового танка. После этого производство на ГАЗе было свернуто, а выпуск танков Т-38 был продолжен на заводе № 37. Уже летом 1936 года малый плавающий танк Т-38 полностью на конвейере завода сменил Т-37А.

Малые плавающие танки Т-38 на одном из довоенных учениях форсируют водную преграду

Компоновка.

Малый плавающий танк Т-38 был скомпонован так же, как и его предшественник, довольно нестандартно для танков РККА компоновку, но его компоновка стала достаточно типичной для малых плавающих танков 30-х годов. Отделение управления совмещалось в средней части корпуса танка с боевым и моторным отделениями. Трансмиссионное отделение располагалось в носовой части корпуса. В задней части корпуса находилось кормовое отделение, где помещались системы охлаждения, приводной механизм гребного винта и топливный бак.

Экипаж малого плавающего танка Т-38 состоял из двух человек. В состав экипажа входили командир танка и механик-водитель. Механик-водитель размещался в левой части корпуса в месте сопряжения отделении управления и боевого отделения. Командир находился в башне, которая при установке смещалась от продольной оси вправо. В боевых условиях командир танка через приборы наблюдения осуществлял обзор местности и вел огонь из башенного пулемета, при наличии рации выполнял функции еще и радиста.

Для посадки и высадки в танк механик-водитель и командир пользовались своими люками, которые размещались соответственно в корпусе и крыше башни танка.

Малые плавающие танки Т-38 после учений, 1938 год

Бронезащита корпуса и башни.

Бронезащита малого плавающего танка Т-38 разрабатывалась по противопульному принципу. Броня защищала танк и его экипаж исключительно от винтовочных калибров и мелких осколков с малой кинетической энергией.

Бронекорпус танка Т-38 собирался из листов броневой стали, которые монтировались на каркас корпуса и между собой как помощью заклепочных соединений, так и с помощью сварки. При сборке броневого корпуса использовали катаные листы из броневой стали толщиной 4 миллиметра, которые формировали крышу и днище корпуса, лобовую часть корпуса, а так же корму и борта формировали броневые листы толщиной 10 и 6 миллиметров соответственно.

Башня танка Т-38, как и у танка-предшественника, собиралась также с помощью сварки и склепывания гнутого в цилиндр броневого листа и установки его на каркас башни. При этом броня башни по всему кругу имела толщину 8 миллиметров. Толщина бронелиста, который формировал крышу башни, не превышала 4 миллиметров. В лобовой части башни исполнялось отверстие для установки неподвижной маски пулемета.

Экипажи советских малых плавающих танков Т-38 во время Польской кампании, осень 1939 год

Вооружение.

В качестве вооружения малого плавающего танка Т-38 использовался 7,62-миллиметровый танковый пулемет ДТ, образца 1929 года. Пулемет ДТ устанавливался в шаровую установку неподвижной маски в лобовой части башни танка. Качанием шарового яблока пулемет наводился при стационарном положении башни в секторе 30 градусов в горизонтальной плоскости и в диапазоне от −20 до +30° в вертикальной. Боекомплект к пулемету включал в себя 1512 патронов, которые укладывались в 24 дисковые трехрядные магазины по 63 патрона в каждый. Магазины помещали в укладки по левому борту корпуса и по обоим бортам башни.

В двух экспериментальных танках, получивших индекс Т-38Ш, в качестве вооружения была задействована 20-миллиметровая пушка ТНШ, но данная модификация в серию не пошла и ее развитие осталось на этапе создания прототипов.

Походная колонна советских малых плавающих танков в Польше, 1939 год

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки плавающего танка Т-38 использовался рядный четырёхтактный карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель ГАЗ-АА жидкостного охлаждения, который развивал максимальную мощность до 40 лошадиных сил, что позволяло танку развивать скорость в 40 и 6 километров в час при движении по шоссе и на плаву соответственно. Топливом для двигателя ГАЗ-АА служил бензин второго октанового ряда, который заливался в бак емкостью 140 литров, расположенный в корме по левую сторону корпуса. В улучшенной модификации танка Т-38М в качестве силовой установки использовали двигатель 50-сильный двигатель ГАЗ-М-1, который позволял развивать чуть большую мощность, нежели двигатель ГАЗ-АА.

Малый плавающий танк Т-38, как и его предшественник, был оснащен механической трансмиссией, которая состояла из:

четырёхступенчатой механической коробкой скоростей (при четырех скоростях вперед и одной – назад);

ступенчатого карданного вала;

главной (основной) конической передачи;

двух многодисковых бортовых фрикционов, работающих по принципу сухого трения «сталь по стали» и тормозами ленточного типа с накладками «феродо»;

двух простых однорядных бортовых редукторов.

Ходовая часть малого плавающего танка Т-38 по каждому борту состояла из четырёх обрезиненных одиночных опорных катков, имевших диаметр в 400 миллиметров, двух поддерживающих обрезиненных катков в диаметре 180 миллиметров, обрезиненного ленивца и ведущей одиночной звёздочки. Подвеска опорных катков была сконструирована по схеме «ножницы» аналогично танку Т-37А.

Гусеница малого плавающего танка Т-38 имела тип двухгребневой цевочным зацеплением. Каждая из двух гусениц танка собиралась из 86 литых стальных траков, имевших общую ширину в 200 миллиметров при шаге в 87 миллиметров.

Малый плавающий танк Т-38 в Зимней войне, Финляндия, зима 1940 года

Боевое применение.

Малые плавающие танки Т-38 получили свое боевое крещение в Польской кампании. Учитывая то, что РККА не вело достаточно интенсивных боев в этот период, то и отсутствие потерь в танках Т-38 выглядит вполне логичным фактом.

В Зимней войне с Финляндией эффективное использование малых плавающих танков Т-38 приходится как раз на те случаи, когда у финнов отсутствовали средства борьбы с танками. В этих ситуациях танки Т-38 с успехом выполняли свои функции по разведке и поддержке пехоты в наступлении и обороне. Безвозвратные потери в танках Т-38 приходятся на подрывы на минах (танк поражался даже противопехотными минами) и на поражение брони танка противотанковой артиллерией и противотанковыми ружьями.

В начальный период вторжения Германии на территорию СССР значительная часть танков Т-38 РККА была потеряна. Незначительное их количество продолжали службу в подразделениях Красной Армии вплоть до 1944 года, выполняя функции командирских, разведывательно-дозорных танков и танков охранения. В последний раз в боевых действиях малые плавающие танки Т-38 использовались в 1944 году в ходе операции по захвату плацдарма на реке Свирь. Считается, что применение малых плавающих танков Т-38 в этой операции было успешным.

Кроме Красной Армии, танки Т-38 состояли так же на вооружении армий Финляндии, Германии, Венгрии и Румынии в качестве трофейных, захваченных в Зимней войне и в первые месяцы Великой Отечественной войны.

Захваченный финской армией плавающий танк Т-38 советского производства, Петрозаводск, 1941 год

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector