0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фото: ЗИЛ-130. Подборка-3

Автолегенды СССР. Грузовики. ЗиЛ-130 (20 фото)

ЗиЛ-130: первый опытный образец

ЗиЛ-130: один из ранних опытных образов

ЗИЛ-130 – базовый бортовой автомобиль (и шасси для специализированных автомобилей)

ЗИЛ-130В1 – седельный тягач

ЗИЛ-138А – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) газобаллонный

Кран КС-2561 на шасси ЗИЛ-130

Самосвал ЗИЛ-ММЗ-554 грузоподъемностью 4,5 т

ЗИЛ-130Г – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) длиннобазный (база 4500 мм).

ЗИЛ-130В1– седельный тягач

Цистерна для перевозки горючих жидкостей ТСВ-6 на шасси ЗиЛ-130

Рефрижератор ЛУМЗ-890Б на шасси ЗиЛ-130, выпускавшийся с 1965 года Луцким машиностроительным заводом

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130 серийный грузовик 1962—2014 гг.

фотография ЗИЛ-157

ЗИЛ-130. В 1953 году на ЗиСе начались проектные работы над опытным грузовиком ЗИС-125(заводской индекс ЗИС-125М). Этот автомобиль и стал прототипом 130-го. Первые образцы собрали в 1957 году. Серийное производство запустили в 1962 году, а спустя пару лет в 1964 году наладили массовый выпуск.

фотография ЗИС-125

«ЗИС-125» постоянно совершенствовался, и в 1956 году собрали его новую версию уже с другой внешностью и под индексом «ЗИЛ-130».

фотография ЗИС-130 опытные образцы

фотография ЗИЛ-130В полуприцеп

Для организации выпуска грузовика «ЗИЛ-130» была проделана огромная работа. Достаточно сказать, что только штампов было изготовлено около 3600 шт. И это не считая 10 тысяч различных приспособлений, более 37 тысяч наименований различного специализированного инструмента. Постановка на конвейер автомобилей «ЗИЛ-130» и V-образных двигателей к ним привели смежные отрасли к необходимости освоения в производстве высокооктанового топлива, новых сортов моторных масел, рабочих жидкостей, а также принципиально новых лакокрасочных и обивочных материалов, резинотехнических изделий и пластмасс.
Конструкция и технология производства 130-го привнесли в автомобильную отрасль СССР ряд приоритетов. С автомобилем «ЗИЛ-130» в отечественную автомобильную индустрию пришли: гидроусилитель рулевого управления, синхронизированная коробка передач с косозубыми шестернями постоянного зацепления, новая конструкция шарниров карданной передачи, трехместная кабина (предыдущие были двухместными), система обмыва ветрового стекла, предпусковой подогреватель двигателя и др.
В 1959 году были произведены заводские испытания новых грузовиков, затем приемочные, а в 1961-1962 гг. завод должен был без остановки производства перейти на выпуск автомобилей ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131.Первые 5 предсерийных «ЗИЛов-130» были изготовлены в 1962 году. Для опытной эксплуатации их передали на Ярославский шинный завод. «Почти серийные» автомобили начали сходить с конвейера в 1963 году, но массовый выпуск начался только 1 октября 1964 года, когда полностью завершилась генеральная реконструкция завода.

фотография ЗИЛ-130Г прицеп 1966-1974 гг.

Автомобили первых серийных выпусков поступили в автотранспортные предприятия Москвы, Тулы, Ялты, Ярославля и Душанбе. Почти всех поражало необычно красивое для грузовиков того времени внешнее оформление: панорамные ветровые стекла, капот аллигаторного типа, обтекаемые крылья с плавными обводами и выразительная светло-серая или белая решетка радиатора.
ЗИЛ-130 первый грузовой автомобиль ЗИЛа, который стали получил штатнуб гражданскую окраску — белый и голубой; до этого все грузовики этого производителя окрашивались в «военный» хаки.
Кузов машины представлял собой деревянную платформу с металлическими поперечными брусьями основания, с откидными задним и боковыми бортами. Предусматривалась установка надставных бортов и тента с каркасом. Трехместная кабина располагалась за двигателем. Сиденье водителя регулировалось по длине, высоте и наклону спинки.

Читать еще:  Фото БРДМ-2. Подборка №3

Двигатель ЗИЛ-130

На автомобиль устанавливали 8-цилиндровый 4-тактный карбюраторный двигатель объемом 6 л, мощностью 150 л.с./3200 об и с крутящим моментом 402 Нм/1900 об. Максимальная скорость достигала 90 км/ч. Средний расход бензина А-76 при скорости 40 км/ч — 29 л на 100 км. Двигатель агрегатировался с 5-ступенчатой механической коробкой передач, имевшей синхронизаторы на 2, 3, 4 и 5-й передачах.

фотография двигатель ЗИЛ-130

Оснащение ЗИЛ-130

Грузоподъемность ЗИЛ-130 первых лет выпуска составляла 4 тонны, но поскольку они обладали большим запасом прочности, то уже в 1965 году ее увеличили до 5 тонн, а в 1977 году начали выпуск модернизированной модели — ЗИЛ-130-76, имевшей грузоподъемность 6 тн и способной буксировать прицеп с допустимой массой 8 тн при собственной массе 4300 кг. «76-й» отличался и внешне: у него была изменена облицовка радиатора и более низко располагались фары.
Рулевой механизм представлял собой винт с шариковой гайкой на циркулирующих шариках и поршень-рейку, зацепляющуюся с зубчатым сектором вала сошки; гидроусилитель — встроенный.
Передняя подвеска на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами. Задняя включала в себя телескопические амортизаторы на продольных полуэллиптических рессорах, с дополнительными рессорами.
Тормоза барабанные на все колеса, с пневматическим приводом. Колеса — дисковые, обод 7,0-20, крепление на 8 шпильках. Размер стандартных шин 9.00R20 (260R508).

Модернизации ЗИЛ-130

Наиболее значительные модернизации ЗИЛ-130 были произведены в 1966 (ЗИЛ-130-66) и 1977 (ЗИЛ-130-76) годах. На базе «130-го» выпускались бортовые автомобили, фургоны, строительные и сельскохозяйственные самосвалы, автоцистерны, автокраны, пожарные машины и т.д. До 1986 года насчитывалось 35 версий данного грузовика с различными кузовами и оборудованием, отличавшихся колесной базой, типом привода, климатическим исполнением и комплектацией.

Машины первых опытных партий имели старые колеса с дисками от ЗИЛ-164А, инструментальный ящик, закрепленный сзади под платформой, маленькое круглое зеркало заднего вида (также от ЗИЛ-164А). Облицовка радиатора заметно отличалась от серийных машин, а капот не имел вентиляционных горизонтальных отверстий. Заднее стекло закрывалось защитной металлической сеткой. Выпускавшиеся серийно автомобили получили измененную облицовку радиатора и капот, два зеркала заднего вида прямоугольной формы на кронштейнах совершенно иной формы, новые диски колес с четырьмя отверстиями. Инструментальный ящик перенескли под платформу над бензобаком.
С февраля 1971 года автомобили стали оснащать платформой с пониженной высотой бортов (575мм против 685мм), таких же, как у длиннобазного ЗИЛ-130Г1. Внешне кузов ЗИЛ-130 стал ниже на одну доску — пять вместо прежних шести.С января 1974 года на передних крыльях появились повторители поворота оранжевого цвета. В конце того же года начали выпускаться шасси ЗИЛ-130АН с колесной базой 3800мм, и шасси ЗИЛ-130К (с базой 3300мм), оснащенные рядным шестицилиндровым двигателем ЗИЛ-157Д. Внешних отлдичий от аналогов с V-образными моторами эти автомобили не имели. Тогда же, в 1974 году, машины стали комплектоваться новыми зеркалами заднего вида большего размера (300х150мм против прежних 200х100мм).
С 1977 небольшими партиями начала изготавливаться модификация ЗИЛ-130ГУ с особо длинной базой (5600мм), предназначенная для перевозки длинномерных легковесных грузов. С 1978 года все автомобили семейства ЗИЛ-130 получили новую облицовку радиатора (старая — здесь и здесь). Исчез своеобразный козырек над фарами, подфарники стали устанавливаться над фарами. Изменилась и зрительно расширилась средняя часть облицовки, получив два ряда небольших прямоугольных отверстий. С июня 1980 года автомобили ЗИЛ-130, ЗИЛ-130В1, ЗИЛ-130Г, ЗИЛ-130Д, ЗИЛ-130Б, предназначенные для работы с прицепным составом, начали оснащать опознавательным знаком «Автопоезд» — три оранжевых фонаря на крыше кабины. С сентября 1992 года ЗИЛ-130 выпускается на Уральском автомоторном заводе (УАМЗ) в г.Новоуральск. Эти автомобили были упрощенным вариантом ЗИЛ-431410 с оперением, унифицированным с автомобилем ЗИЛ-131Н.

Читать еще:  Фото: Командная машина Р-149МА3 на базе БТР-80

Огромной популярностью пользовались шасси «ЗИЛ-130» для изготовления всевозможных специализированных автомобилей. Фургоны и автоцистерны, топливозаправщики и буровые установки, автокраны и передвижные мастерские, пожарные, мусороуборочные, поливочно-моечные машины — различных моделей спецмашин на шасси 130-го существовало бессчётное количество.

В начале 80-х годов XX века была разработана газобаллонная модификация ЗИЛ-138, предназначенная для работы на смеси углеводородных газов пропан-бутан. Бензиновая система выполняла роль резервной. Кроме бортового автомобиля в семейство ЗИЛ-138 входили седельный тягач ЗИЛ-138В1 и шасси строительного самосвала ЗИЛ-138Д2.

Краш-тесты грузовика ЗИЛ-130 (архивные фото)

В 1972–1973 годах Завод имени Лихачёва провёл испытания на безопасность грузовых автомобилей ЗИЛ-130. Краш-тесты имитировали лобовой удар и переворот машины.

В 1972 году испытаниям подвергнут серийный грузовик ЗИЛ-130, у которого для наглядности происходящих процессов водительская дверь заменена распорками, позволяющими сохранить жесткость кабины в заданном пределе, а одна из досок бортовой платформы демонтирована.

В кабину посажены два манекена.

Разгон выполняется при помощи толкача МАЗ-500; в кузове — незакрепленный бетонный блок. Разбег, удар! Вот первые миллисекунды после касания бампера о бетонный куб: платформа уже соприкоснулась с задней стенкой кабины, а бетонный блок начал уверенный разбег по полу кузова – его передний край уже сместился от белых треугольников до цифры «7».

Кульминация! Бетонный блок сносит передний борт платформы и буквально уничтожает кабину вместе со всем ее содержимым.

После того, как пыль, осколки стекла и брызги бензина из оторванного бака полностью осядут, становятся видны истинные масштабы произошедшего: бетонный блок впечатал заднюю стенку кабины в пол, а крышу уложил на капот. В этой аварии даже от манекенов не осталось ничего, чего уж говорить о людях.

А вот еще один эксперимент, проведенный в том же 1972 году. Точно такой же серийный ЗИЛ-130 с манекеном-водителем за рулем приготовили к опрокидыванию со «специально обученного» склона на Дмитровском полигоне. В «полет» технику отсюда отправляют двумя методами: или потянув от подножья за длинный трос, привязанный к верхней точке кузова (кабины), или наклонив погрузчиком, как в данном случае.

Спустя один оборот картина еще вполне себе радужная: кабина пострадала не сильно.

А вот последствия второго кувырка куда печальнее.

Вам хорошо видно ноги манекена?

Заглянем в кабину через правую дверь ноги в проеме ветрового окна, туловище прижато крышей, а где голова?

А тут видно, что смятая крыша даже отломила обод руля от ступицы.

А теперь перенесемся в 1973 год: с иголочки новенький ЗИЛ-130 опять лупят о бетонный куб. В кузове — 6 тонн надежно закрепленного балласта. Бах! Во все стороны разлетаются кусочки сталинита, которые секунду назад были стеклом в пассажирской двери. И главное — обратите внимание на платформу: от удара ее полностью сорвало со своего места и впечатало в кабину.

В тот же момент с другой стороны из поврежденного бензобака выплескивается топливо.

Все кончено: кабина снова уничтожена, задний мост сорван со своего места. Для экипажа — снова без шансов.

1974 год, «работа над ошибками»: к опрокидыванию готовят опытный образец ЗИЛ-130 с дополнительным внутренним пространственным каркасом из квадратных труб и ремнями безопасности.

Однако предварительно с горы для наглядного сравнения спускают стандартный грузовик. Его неутешительный результат предсказуем.

Вот так он выглядел, будучи поставленным обратно на колеса.

А вот и опытный грузовик с усиленной кабиной: раз, два, взяли!

Читать еще:  Фото: Аварийка на базе ЗИЛ-130

Повреждения все равно велики, но разница огромна! Вот только с конвейера все равно продолжала сходить старая кабина.

Грузовик ЗИЛ-130 начали выпускать в 1962 году. Среди особенностей модели — наличие гидроусилителя руля, панорамное лобовое стекло, оригинальный дизайн кабины с двухцветной бело-голубой окраской. Машина оснащалась бензиновым мотором V8 объёмом шесть литров и мощностью 148–150 л. с. Несмотря на появление в 1987 году нового семейства ЗИЛ-4331, «сто тридцатый» выпускался на ЗИЛе до 1994 года, а до 2010 году в небольших количествах машину делали в Новоуральске Свердловской области. Всего было выпущено около 3,4 миллионов экземпляров модели.

В настоящее время ЗИЛ прекратил своё существование: выпуск машин завершился еще пару лет назад, а территория завода застраивается жилой и коммерческой недвижимостью. Посмотреть, как выглядит умирающее предприятие, можно в нашей подборке уникальных фотографий.

Наши новости теперь можно читать в Whatsapp — заходите!

ЗИЛ с «ленивцем». ЗИЛ-130-НИИАТ-03

Появившийся в начале шестидесятых ЗИЛ-130 был всем хорош, но проблема эффективности грузоперевозок в СССР всё равно стояла остро, и требовала новых решений. Одним из таких решений могло стать повышение грузоподъемности «сто тридцатого» с 6 до 8 тонн и удлинения грузовой платформы.

У ЗИЛ-130 был достаточно большой запас прочности, потому с ним и экспериментировали чаще чем с другими отечественными грузовиками на тему повышения экономии грузоперевозок на автомобильном транспорте. Мощность двигателя позволяла увеличивать грузоподъемность.

Созданием ЗИЛа повышенной грузоподъемности занимались инженеры Научно-исследовательско го института автомобильного транспорта (НИИАТ, г. Москва), в 1969 году они создали грузовик, способный перевозить 8 тонн. Интересной особенностью грузовика была его третья «ленивая» ось, которая могла убираться когда грузовик двигался порожним. В целях экономии топлива. В этом было отличие ЗИЛ-130-НИИАТ-03 от другой разработки института — ГАЗ-53А-НИИАТ-05, у которого задняя ось поднимать рекомендовалось лишь когда надо было увеличить нагрузку на грунт колёс ведущей оси.

Высота подъема ленивой оси была 170 мм. Реализована она была в виде обычного зиловского заднего моста, только пустого, отсутствовал редуктор. Управление подъемом оси было гидравлическим, поднимать/опускать ось водитель мог прямо из кабины.

Распространенное мнение о том, что опускающаяся при необходимости ось, или как она называется на шоферском сленге – «ленивец» экономит топливо в поднятом положении, ну и снижает износ резины. Отчасти это так и есть, но экономия там выходит небольшая, и усложнять конструкцию машины ради этой спорной экономии смысла нет. Смысл, скорее в другом- в допустимой осевой нагрузке на некоторых дорогах и… экономии ресурса шин, но уже на груженом авто. Увеличение количества осей распределяло нагрузку, позволяя таким образом двигаться двухосному грузовику с «ленивцем» по дорогам, по которым при одинаковой нагрузке движение просто двухосного грузовика было запрещено, а подняв «ленивец» водитель повышал маневренность машины в узких местах, уменьшая радиус поворота на узких улицах, например.

Вернемся, впрочем, к нашему ЗИЛу. Ленивая ось была со сдвоенными колёсами, когда она была в рабочем положении, то грузовик ничем не отличался от обычного трёхосного ЗИЛа, которых, правда, в то время еще не было, но работы по его созданию на заводе уже велись, имелись даже прототипы.

В 1969 году были готовы четыре образца опытных ЗИЛ-130-НИИАТ-03 с подъемной третьей осью. Вариант их производства непосредственно на заводе имени Лихачева не рассматривался, предполагалось что переделкой стандартных машин для нужд заказчиков будут заниматься предприятия Минавтотранса, авторемонтные заводы, но в производство эта разработка так и не пошла, оставшись лишь опытными образцами.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector