0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фото: Грузовик ЗИЛ-131. Подборка-1

ЗИЛ-131

  • Марка автомобиля: ЗИЛ
  • Страна производитель: СССР
  • Год выпуска: 1966
  • Тип кузова: Грузовик

Легендарный грузовик с военной рессорой – ЗИЛ-131. История автомобиля, воплотившего в жизнь задачу глав СССР, который продолжает служить в различных сферах по сей день. Технические характеристики в таблицах и описание рабочих качеств позволяют понять, отчего машина обладает столь ценной репутацией. Весь модельный ряд ЗИЛ.

История автомобиля

В 1959 году рабочим завода имени Лихачева была поставлена цель по улучшению производства моделей «130» и модификации «131». Такой призыв к производительности был обусловлен двадцать первым партийным съездом, а точнее, принятым на нем планом о развитии народного хозяйства.

Для достижения цели, как раз, требовались достойные грузовики. Однако, ЗИЛ-131 предназначался для особого хозяйства – для военных целей. Ранее в распоряжении у советских армейцев был ЗИЛ-157, который к концу 50-х начинал устаревать.

ЗИЛ-157

Несмотря на то, что опытные образцы ЗИС-130 начали проходить испытания еще в середине 50-х годов, на конвейер машину планировали отправить только в 1962 году. Столь длительный срок был частично обусловлен рядом непредвиденных ситуаций, с которыми хоть и не сразу, но успешно было покончено.

Впоследствии на базе данной модели начали разработку ЗИЛ-131. Опытные образцы военной модификации появились в 1966 году и почти сразу успешно прошли все испытания. И вот, в 1967 году окончательно завод имени Лихачева начал производство 131-й модели.

За довольно длительный срок испытаний производительность машины и ее эксплуатационные возможности были существенно улучшены. Также этому способствовало постоянное улучшение базового шасси ЗИЛ-130.

В итоге во многом были улучшены основные характеристики автомобиля, повысилась проходимость и грузоподъёмность за счет нового строения рамы и улучшенного мотора, рабочее место водителя вместе с кабиной приобрело первые признаки эргономики.

Для 1960-х годов такие инновации для грузовиков-внедорожников были приняты с энтузиазмом. На этом производство не остановилось, и в 1986 году у ЗИЛ-131 появился новый силовой агрегат, позволивший поднять планку способностей и уменьшить потери ресурсов при эксплуатации автомобиля.

Внешний вид и кабина

Как и большинство своих моделей, ЗИЛ сделали модель «131» с капотной компоновкой кузова. Кабина внешне была точной копией «стотридцатки», только преимущественно все образцы окрашивались цветом хаки.

Конструкция также осталась цельнометаллической. Оказавшись непрактичной, передняя часть была заменена, и снова на готовую, только теперь от ЗИЛ-165. Гнутые крылья и мудреная форма решетки были заменены на более простые, но строгие элементы.

В 60-х годах прошлого века такой дизайн был сродни революционному, не говоря о сравнении новой модели с образцом «157». В течение практически сорока лет внешность военного грузовика менялась только в мелких деталях. Более всего в глаза бросается новое лобовое стекло, которое сделали панорамным.

Прятать двигатель под кабину не было целесообразно, так как это отрицательно влияло сразу на несколько факторов: ухудшался доступ в полевых условиях к моторному отсеку, при повреждении мотора во время боевых действий создавалась повышенная опасность.

Учитывая направленность на армейские нужды, внешность была схожа с другим братом по классу — Урал-375. Страна была одна, и предприятия были полностью подчинены государству. Основными отличиями являлось различное решение технических вопросов и инженерных построений.

Кузов обладал типичными характеристиками, имея на борту две откидные скамейки и одну съемную. Борта не могут откидываться, кроме заднего, но это не мешает удобно осуществлять отгрузку и погрузку.

Для натяжки тента можно установить специальные дуги. Строение автомобиля позволяло устанавливать вместо грузового кузова и другие модули, такие как полевая кухня, медпункт, радиостанция, ракетные установки «Катюша», «С-125»; а также гражданских — стрела с люлькой, пожарная машина.

Внутри было удобно находиться за счет нескольких нововведений. Уже упомянутое лобовое стекло значительно улучшило обзор в сравнении с предыдущей версией «157». Улучшенная теплоизоляция позволяет управлять машиной в тепле, даже, в зимние морозы.

Сидение водителя было отдельным от двойного пассажирского и регулировалось по высоте, вылету и углу наклона спинки. На приборной панели имеется минимальное количество датчиков, которые обеспечивают водителя всей необходимой информацией:

  • Уровень бензина;
  • Вольтметр/амперметр;
  • Спидометр;
  • Давление масла;
  • Уровень температуры;
  • Тахометр.

Из органов управления только один находится на рулевой колонке — рычаг включения поворота. Большие зеркала дают хороший обзор заднего вида, сводя мертвую зону до минимума даже при наличии прицепа.

Технические характеристики

Двигатель

Так как, в первую очередь, машина создавалась с целью покорять бездорожье, силовой агрегат должен был быть достаточно мощным. Карбюраторный ЗИЛ-5081 отлично для этого подошел, учитывая, что специально для данной машины и разрабатывался.

*Также подходят и большие октановые числа.

# Представленные числа являются среднестатистическими.

В последствии агрегат получил доработку в виде пускового подогревателя, встроенного в систему охлаждения.

Диск сцепления снабжался демпферными пружинами для смягчения перехода ступеней КПП. Главным отличием от ЗИЛ-157 был доступ только к двум задним мостам, передний включался автоматически специальным электропневматическим приводом.

Электросистема

Значительной особенностью стала проработка герметизация и изоляция. В базовых версиях вся система экранизирована и бесконтактно-транзисторная, что обеспечивает хорошую работу, даже, в самых сложным климатических условиях.

Соответственно, экраны сводили к минимуму наличие помех при зажигании, а герметизация обеспечивала стойкость контактов от замыканий во время преодоления брода. Приборы работали от аккумулятора общей мощностью 12В и специального генератора.

Подвеска

Подвеска спереди зависимая, работающая на двух рессорах со скользящими задними концами. Также использованы амортизаторы. Что касается задней подвески, то здесь балансирная, на двух рессорах с шестью штангами. Тормоза представлены системой на основе барабанных механизмов и пневматического, а также механического привода.

Плюсы и минусы

Автомобиль ЗИЛ-131, как и большинство советской техники периода с 50-х по 70-е годы имеет уникальное шасси, позволяющее создавать необходимые модификации без лишних осложнений. Технические характеристики позволяют работать всем системам в самых экстремальных условиях, демонстрируя свою надежность. Грузовик применялся и применяется до сих пор не только в военных целях, но и для гражданских нужд. Нынешнему существованию не мало способствует и внешний вид машины, так как его простота и наличие всего необходимого цепляли как в годы его создания, так и сейчас.

Несмотря на явное преимущество ЗИЛ-131 над ЗИЛ-157, второй выпускался еще 20 лет с момента появления наследника.

Отрицательным качеством является постепенное старение модели. Появляются все более высокие требования и более сложные задачи. В связи с этим, в 2002 году ЗИЛ-131 был снят с производства. Также работа на бензине делает данную машину крайне неэкономной, а дизельные версии практически нереально встретить. Ценовой вопрос для кого-то будет минусом, а для кого-то плюсом. ЗИЛ-131 с небольшим пробегом и в хорошем состоянии можно купить в радиусе 160-270 тысяч российских рублей. Различные модификации с учетом стоимости модуля могут достигать в цене 600 тысяч рублей.

Модификации

  • ЗИЛ-131 – базовая модификация;
  • ЗИЛ-131А – версия с неэкранированным электрооборудованием, которое она получила от ЗИЛ-130. Отличия ее от базового варианта заключались в отсутствии особого военного оборудования, средней скамейки в кузове и фары-искателя. Выпуск автомобиля завершился в 1971 году;
  • ЗИЛ-131В – седельный тягач, построенный на базе ЗИЛ-131. Машина имела 2 запасных колеса, укороченную раму и седельно-сцепное устройство. Автомобиль использовался для перевозки грузов вместе с полуприцепом массой в 12000 кг (по грунтовым дорогам – 10000 кг). Производился в 1968-1986 годах;
  • ЗИЛ-131Д – опытное шасси для самосвалов; в серийное производство не пошло из-за множества недоработок;
  • ЗИЛ-131Д – модель с аналогичным названием и мотором «Катерпиллер», созданная в 1992 году. Ее производство продолжалось 2 года;
  • ЗИЛ-131Н – модернизированная версия базовой модели. Основные отличия: новый мотор «ЗиЛ-5081», увеличенный ресурс (250 тысяч км), тент из синтетического материала и улучшенная оптика. Производство ЗИЛ-131Н завершилось в 1987 году;
  • ЗИЛ-131НА – аналог ЗИЛ-131Н с неэкранированным электрооборудованием;
  • ЗИЛ-131НВ — седельный тягач с улучшенной платформой;
  • ЗИЛ-131Н1 – модификация со 105-сильным дизельным агрегатом «Д-245.20»;
  • ЗИЛ-131Н2 – версия со 132-сильным дизельным агрегатом «ЗИЛ-0550»;
  • ЗИЛ-131С и ЗИЛ-131АС – версии в северном исполнении. Данные модели комплектовались кабиной с автономным отопителем, резинотехническими изделиями, устойчивыми к морозу, дополнительной теплоизоляцией, противотуманными огнями, теплоизоляцией аккумулятора и двойными стеклами. Автомобили использовались при температуре до -60 градусов;
  • ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – улучшенные варианты в северном исполнении;
  • ЗИЛ-131Х – модель для пустынных и жарких районов;
  • ЗИЛ-131-137Б – автопоезд;
  • ЗИЛ-131 КУНГ (кузов унифицированный нулевых габаритов) – утепленная постройка с наличием печки и станцией очистки воздуха (ФВУА-100Н-12) может служить для широкого спектра военных нужд.
  • ЗИЛ-131-АТЗ-3 – топливозаправщик;
  • ЗИЛ-131-МЗ-131 – маслозаправщик;
  • ЗИЛ-131-АЦ-40 – пожарная машина.
Читать еще:  БРДМ-1. Подборка фото-2

Специальная установка позволяла поддерживать автономное отопление, которое работало, сжигая рабочее топливо.

Подводим итоги

С 1967 по 2002 год прошло 35 лет. За это время рассматриваемую модель не раз улучшали, что удачно сказывалось на ее работоспособности. В итоге модель «131», созданная на заводе имени Лихачева, получила высшую награду для продукта – знак качества СССР.

Несмотря на окончание производства и замену на более новые прототипы, ЗИЛ-131 до сих пор встречается на дорогах стран постсоветского пространства. Автомобили верно служат в различных сферах народного хозяйства, воплощая в жизнь план, поставленный съездом КПСС в далеком 1959 году.

Советуем Вам прочитать статью: ЗиЛ – история автогиганта

Капотный ЗИЛ-131: история и поиски идеала

Панорамные стекла и капотная компоновка

В соответствии с данными заключениями заводчане провели цикл испытаний модернизированных машин ЗИЛ-4334, оснащенных плоскими ветровыми стеклами. Кстати, помимо упрощения эксплуатации, плоские многосоставные стекла позволяли решить проблему теплоизолирующего остекления грузовиков в «северном» исполнении. Однако плоские стекла оказались фактически нерешаемой задачей для Московского автозавода – это влекло как усложнение конструкции кабины, так и серьезные финансовые затраты. Так, по расчетам 1982 года, освоение новой кабины и остекления требовало каких-то фантастических затрат в 1 550 000 рублей, а также дополнительных 700 кв. метров производственных площадей. Собственно, финансовая сторона вопроса и позволила переломить волю Министерства обороны в данном вопросе.








В стремлении унифицировать армейский грузовик с гражданским ЗИЛ-130 конструкторы оставили неизменной капотную компоновку машины. Это было сделано прежде всего для того, чтобы максимально ускорить производство машин обоих модификаций на поточных линиях завода. Стране остро не хватало машин подобного класса, и, к примеру, армия смогла насытиться 131-ми ЗИЛами только к середине 70-х годов. Одним из важнейших достоинств трехосного капотного грузовика ЗИЛ-131 в этой связи стала устойчивость к подрыву под колесами противотранспортных мин. Ниже предлагаю подборку фотографий, иллюстрирующих данный тезис.







Триумф и несбывшиеся надежды

В Советской Армии грузовик ЗИЛ-131 к середине 70-х годов уже завоевал славу надежного, неприхотливого и всепролазного транспорта. Во многом именно это стало причиной присвоения в апреле 1974 года Знака качества всей линейке московских полноприводников. Довольны были и в народном хозяйстве – с 1971 года на конвейер поставили упрощенную версию машины без дорогостоящего экранированного оборудования под именем ЗИЛ-131А. Чуть раньше, в 1968 году, появился седельный тягач с укороченной рамой 131В, способный тянуть одноосный полуприцеп полной массой в 12 тонн.





Примерно в это же время спроектировали и приняли на вооружение во многом уникальный тягач ЗИЛ-137 с гидростатическим приводом колёс полуприцепа. На машине дополнительно монтировали гидравлический насос с приводом от коробки отбора мощности, позволяющий подавать масло к гидромотору полуприцепа с давлением в 150 кгс/см 2 . Сборку в конце 60-х годов уникальной машины передали на Брянский автомобильный завод, где собирали в среднем 30 подобных машин в месяц. Возили на таких ЗИЛах в основном ракеты (к примеру, ЗРК 2К11 «Круг»), но нередко можно было увидеть 137-ю машину с длинным хлебопекарным блоком АХБ-2,5. Этот завод на колесах способен был в сутки испечь не менее 2,5 тонны хлеба, причем даже во время движения на марше. Однако капризный и сложный гидравлический мотор полуприцепа заставил инженеров разработать более надежный и технологичный механический привод. Так появился автопоезд 60091 с тягачом ЗИЛ-4401 с полуприцепом БАЗ-99511, выпускающийся с 1982 по 1994 год. Автопоезд расходовал 53 литра бензина на 100 километров, позволял грузить более 7 тонн и нашел свое применение в ракетных войсках, ПВО и на хлебопекарной стезе. С началом 80-х годов на Читинском автосборочном заводе в серию пошли «северные» варианты ЗИЛ-131С, которые должны были выдерживать температуры до -60ºС. С 1986 года сборку таких морозоустойчивых машин перенесли на родной Московский автомобильный завод.






По причине долгого ввода в производство машина быстро морально устаревала и требовала модернизации. Задержка с освоением машины была обусловлена затянувшийся реконструкцией предприятия, а также хроническими недопоставками агрегатов с Брянского автомобильного завода. Нормальную сборку ЗИЛ-131 удалось организовать только во второй половине 1967 года, то есть через двенадцать лет после сборки первых прототипов! Одной из попыток усовершенствования грузовика стала разработка в 1976 году ЗИЛ-131-77, в котором основной упор был сделан на улучшение условий работы водителя. Объектом унификации стала камазовская машина – от нее позаимствовали руль, комбинацию приборов и сиденья. Кроме этого, немного опустили грузовую платформу, однако не учли кинематику подвески и на диагональном вывешивании колеса нередко задевали кузов. В итоге ничего хорошего из этой идеи не вышло – опытную машину очень долго дорабатывали и в конце концов забросили.








Если спросить любого, кто эксплуатировал ЗИЛ-131, о главном недостатке машины, то чаще всего можно услышать жалобу на чрезмерный расход топлива. В армии с этим, конечно, можно было мириться (хотя запас хода как один из важнейших параметров никто не отменял), но вот в гражданской сфере и на экспортных рынках с самого начала требовался дизель. Только спустя десять лет с начала производства попробовали поставить V-образный дизель ЯМЗ-642, а в 1979 году финский «Вальмер-411БС», но, как и в случае с ЗИЛ-131-77, опытные машины так и остались без серии. А вот в 78-м году появился ЗИЛ-131М, оснащенный дизельным мотором собственной разработки ЗИЛ-6451 с восемью цилиндрами, объемом 8,74 литра и мощностью в 170 л. с. Чем не идеальный грузовик? Тем более что внешне он совсем незначительно отличался от серийной машины – был несколько удлинен капот (кстати, и опытно-конструкторская тема именовалась «Капот») и были установлены дополнительные фары. А при полностью заправленных баках запас хода дизельного ЗИЛ-131М составлял гигантские 1180 км! Примерно в это же время появился еще один вариант грузовика с бензиновым мотором ЗИЛ-375 мощностью в 170 л. с. В этой версии инженерам удалось при сопоставимом расходе топлива значительно увеличить мощность и крутящий момент двигателя.

Грузовик «Н»

5 декабря 1986 года заслуженный грузовик все-таки дождался серийной модернизации и появился в обновленном виде с литерой «Н». На новинку установили более экономичный 150-сильный мотор ЗИЛ-5081, отличающийся головкой блока с винтовым впускным каналом и увеличенной до 7,1 степенью сжатия. Важным нововведением стала повышенная грузоподъемность в 3,75 тонны, что вплотную приближало грузовик к нише 5- и 6-тонных КамАЗов. Кстати, от машин из Набережных Челнов на модернизированный ЗИЛ перешел тент из новых синтетических материалов. Одновременно с бортовой версией разработали седельный тягач ЗИЛ-131НВ (вместе с «северным» 131НВС).

Появление обновленного ЗИЛа в армии не встретило особого энтузиазма – во-первых, шло разоружение, а во-вторых, многие функции бензинового грузовика отлично исполняли упоминаемые дизельные КамАЗы и «Уралы». К тому же в 1990 году на ЗИЛе машину серии «Н» сняли с производства и приступили к подготовке мощностей под новую модель. Модернизированный ЗИЛ с 1987 года параллельно с Москвой собирали в Новоуральске (Свердловская область) на Уральском автомоторном заводе. Мы знаем его с 2004 года как предприятие «Амур» — на нем собрали крайне разношерстную коллекцию грузовиков на базе ЗИЛов с различными типами привода и широкой гаммой моторов. В 2010 году завод на Урале закрыли в связи с банкротством, а спустя три года навсегда остановили производство на одном из старейших предприятий автомобильной отрасли — заводе имени Лихачева. Можно долго спорить о причинах гибели некогда легендарного завода, но для нас с вами он во многом будет ассоциироваться с военной моделью ЗИЛ-131. В общей сложности завод собрал 998 429 экземпляров неприхотливых армейских машин, при этом с 1987 по 2006 год вместе с «Амуром» на рынок вышли 52 349 грузовиков. Типичным представителем 131-го семейства в Советской Армии стал бортовой тентованный грузовик, вмещающий 18-24 человек личного состава, нередко с прицепленной пушкой малого или среднего калибра. Однако универсальный «калибр» ЗИЛ-131 позволил на его базе уставить просто бесчисленное множество кузовов и разработать массу вариантов исполнения. Но это тема отдельного рассказа.

Читать еще:  Фото: Командная машина Р-149МА3 на базе БТР-80

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

ЗИЛ 131

ЗИЛ 131 – легендарный грузовой автомобиль, выпускавшийся заводом имени Лихачева на протяжении 46 лет. Модель являлась для предприятия основной и отличалась повышенной проходимостью. Большая часть машин выпускалась для Советской армии.

ЗИЛ 131 обладал множеством разнообразных достоинств. Высокая надежность и производительность сделали его востребованным в военной и хозяйственной сферах. На базе автомобиля было выпущено множество специальных версий. Потребителей модель привлекала малыми расходами на обслуживание и простотой конструкции.

Первые экземпляры ЗИЛ 131 были представлены почти полвека назад и стали прорывом в своем классе. Примечательно, что автомобиль и сегодня активно используется в различных сферах хозяйства.

История и назначение грузовика

В середине 1950-х годов на заводе имени Лихачева начались работы по созданию полноприводного грузового автомобиля для армии. Вместе с разработкой ЗИС 157 специалисты пытались сконструировать принципиально новую машину. Большинство идей, используемых для техники, ранее уже были реализованы и успешно зарекомендовали себя. При этом автомобиль имел и ряд явных недостатков. В 1956 году разработчики представили опытный грузовик ЗИС 131, унифицированный с моделью ЗИС 130.

Предприятие в тот период испытывало определенные трудности с выпуском деталей и узлов, не являющихся серийными, потому в 1958 году была представлена переходная версия ЗИЛ 165. По техническим характеристикам и конструкции автомобиль был похож на опытный вариант. Однако тестирование показало большое количество недоработок в конструкции продукта. В итоге на заводе решили остановить дальнейшее развитие модели и направить все силы на доработку ЗИЛ 131. С этого момента автомобиль начали усовершенствовать. В 1959 году были проведены испытания опытной партии грузовиков, после чего ожидалось открытие массовой сборки, но различные трудности не позволили сделать это.

В 1960 году предприятие выпустило модель ЗИЛ 132 с более высокой проходимостью, но в серию она не пошла. В 1964 году на заводе началось глобальное обновление производственной программы. Изменения затронули внутреннее содержание и внешность грузовиков. Модернизация коснулась и ЗИЛ 131. Изначально модель предполагалось унифицировать с ЗИЛ 130, но военные представители подобные попытки пресекли. С витиеватой облицовкой радиатора и дутыми передними крыльями в полевых условиях было бы очень тяжело.

Первая серийная партия ЗИЛ 131 была выпущена в 1967 году. За 8 лет инженеры существенно доработали автомобиль, сделав его достойной заменой ЗИЛ 157. По уровню комфорта, грузоподъемности, проходимости и скорости он заметно превосходил предшественника. В 1974 году продукт удостоился Государственного знака качества.

В первоначальной вариации модель просуществовала почти 20 лет. В 1986 году завод имени Лихачева показал ее модернизированный вариант – ЗИЛ 131Н. Автомобиль выпускался с дизельными и (модификации ЗИЛ 131Н1 и ЗИЛ 131Н2) и бензиновыми (модификация ЗИЛ 131Н) моторами. Спустя год производство модели началось на Уральском автозаводе.

Помимо базового исполнения, у грузовика существовали основные модификации. Среди них:

  • ЗИЛ 131А – версия с неэкранированным негерметичным электрооборудованием;
  • ЗИЛ 131В – седельный тягач. На его основе выпускался автопоезд ЗИЛ 137, состоящий из седельного тягача и 10-тонного прицепа;
  • ЗИЛ 131С – автомобиль для холодного климата.

Большое распространение получили шасси ЗИЛ 131, которые использовались для монтажа оборудования. На базе автомобиля производились маслозаправщики, топливозаправщики, автоцистерны, версии с кузовами-фургонами, специальные автомобили повышенной массы, автомастерские и другие виды техники.

В Москве выпуск ЗИЛ 131 был завершен в 1994 году. В модельном ряду бренда его заменил ЗИЛ 4334. Однако на Уральском автозаводе производство грузовика продолжалось. Формально оно завершилось только в 2002 году. При этом Уральский автозавод продолжил выпускать модель АМУР 521320, которая была полноценным аналогом ЗИЛ 131Н.

Грузовик обладал большим запасом прочности и отменными тяговыми качествами. Его можно было использовать на любых дорогах при температуре от -40 до +50 градусов. Именно эти качества и привлекали потребителей. ЗИЛ 131 использовался не только на территории СССР. Модель активно экспортировали в государства Варшавского договора и дружественные Союзу страны. Для транспортировки личного состава и армейских грузов данная техника подходила идеально. Наибольшее распространение ЗИЛ 131 получил именно в военной сфере, куда поставлялись версии с трехступенчатой фильтрацией воздуха и экранированным электрическим оборудованием, способные передвигаться в критических погодных и дорожных условиях.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 7040 мм;
  • ширина – 2500 мм;
  • высота – 2480 мм (с тентом – 2970 мм);
  • колесная база – 3350+1250 мм;
  • дорожный просвет – 330 мм;
  • передняя колея – 1820 мм;
  • задняя колея – 1820 мм;
  • радиус разворота – 10800 мм.

Весовые характеристики:

  • снаряженная масса – 6135 кг (с лебедкой – 6375 кг);
  • грузоподъемность – 5000 кг;
  • полная масса – 10185 кг (с лебедкой – 10425 кг);
  • допустимая масса прицепа – 6500 кг (по грунту – 4000 кг).

Максимальная скорость автомобиля с грузом в 3750 кг составляет 80 км/час. Средний расход топлива на скорости в 60 км/час равняется 36,7 л/100 км. Грузовик комплектуется 2 топливными баками по 170 л. Запас хода составляет 630 км. Тормозной путь на скорости 50 км/час – 29 м.

Максимальный преодолеваемый подъем – 30 градусов, форсируемый брод – 1400 мм.

Двигатель

Силовой агрегат для ЗИЛ 131 был заимствован у модели ЗИЛ 130. 4-тактный карбюраторный V-образный мотор имел 8 цилиндров, расположенных под углом в 90 градусов, верхнее расположение клапанов и жидкостное охлаждение. В систему питания двигателя входили фильтры очистки горючего, фильтр-отстойник, устройства контроля уровня топлива, топливный насос, 2 топливных бака, карбюратор и трубопроводы. Сам мотор устанавливался на резиновых элементах, защищающих от воздействия неуравновешенных сил и вибрации, что продлевало ресурс работы.

Блок цилиндров мотора изготавливался из чугуна и состоял из вставок, уплотнительных колец, легко снимающихся гильз, алюминиевых головок цилиндров, поршневых колец и поршней овальной формы. Подобная конструкция была проверена временем и обладала высокой износоустойчивостью.

Агрегат несколько раз подвергался модернизации, в результате которой улучшались его технические характеристики. Так, на более поздних версиях он комплектовался предпусковым подогревателем, позволяющим без проблем запускать мотор при минусовых температурах.

Характеристики двигателя:

  • рабочий объем – 5,96 л;
  • номинальная мощность – 150 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 402 Нм;
  • степень сжатия – 6,5;
  • количество цилиндров – 8;
  • рекомендуемый тип топлива – бензин А-76.

Тест Драйв ЗИЛ 131

Устройство

ЗИЛ 131 получил особенную конструкцию, но во многом был похож на советские грузовики-вездеходы того времени. Однотипные решения применялись на многих отечественных автомобилях, что объяснялось одинаковой стратегией, используемой при их создании. Разница заключалась лишь в подходах к реализации отдельных технических задач. В модели ЗИЛ 131 конструкторы старались максимально упростить устройство ключевых узлов и сохранить при этом высокие технические характеристики. В итоге был разработан продукт, который на долгие годы стал лучшим в своем классе.

Схема электрооборудования

ЗИЛ 131 получил переднемоторную полноприводную компоновку с колесной формулой 6 на 6. Шасси автомобиля было позаимствовано у модели ЗИЛ 130 с некоторыми доработками и состояло из проверенных узлов, в функции которых входила передача усилий от мотора к колесам.

Полноприводная трансмиссия включала механическую коробку передач с 5 скоростями и 2 синхронизаторами и раздаточную коробку передач с 2 передачами. Последняя состояла из рычага, фиксаторов, штоков, стяжной пружины, замкового устройства и тяги. Раздатку устанавливали на продольных балках рамы и фиксировали болтами. Ее переключение выполнялось рычагом с 3 позициями:

  • положение назад – прямая передача;
  • положение вперед – понижающая передача;
  • положение посередине – нейтральная передача.
Читать еще:  Фото: БМ-13НММ/2Б7Р/"Катюша" на шасси ЗИЛ-131

Коробка передач отличалась высокой надежностью. Вторая и третья скорости получили специальные замки, предотвращающие произвольное выключение при резком возрастании нагрузки на двигатель. При длительном подъеме подобная особенность была очень важна.

Ведущим и управляемым у ЗИЛ 131 являлся передний мост, задний и средний мосты –ведущими. Редукторы заднего и переднего мостов устанавливались над картерами и крепились фланцами, расположенными горизонтально.

Ходовая часть грузовика состояла из рамы, изготовленной штамповочным методом. Она соединялась с поперечинами и швеллерными лонжеронами посредством клепания. Сзади автомобиль получил специальный крюк, предназначенный для буксировки другой техники с меньшей проходимостью. Сама рама была штампованной клепаной и отличалась повышенной прочностью.

Передняя подвеска основывалась на паре продольных рессор, передние концы которых крепились пальцами, вставленными в специальные ушки, на раме. Подобная схема считалась классической и ранее использовалась на многих моделях завода имени Лихачева. Также в конструкции передней подвески использовались телескопические амортизаторы двустороннего действия. Сзади появилась балансирная подвеска, распределяющая нагрузку между средним и задним мостами. Подобный тип подвесок часто применялся на трехосных автомобилях.

ЗИЛ 131 комплектовался дисковыми колесами с разборным ободом и кольцом и специальными шинами с грунтозацепами. Изначально обод крепился на болтах, но с 1977 года появились версии с замочными кольцами. Нововведение существенно облегчило процесс снятия колес.

Система управления включала рулевое управление, тормозную систему и гидравлический усилитель. Рулевой механизм представлял собой винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейку. Ручной привод оснащался гидроусилителем, размещенным в картере. Основу тормозной системы составляли тормоза барабанного типа с внутренними колодками, разжимание которых выполнялось кулаком, монтируемым на всех колесах. При включении включались также и тормоза полуприцепа или прицепа, присоединенного к автомобилю.

ЗИЛ 131 имел достаточно продвинутую для своего периода электронику. В конструкции применялись генератор тока с большим запасом мощности, бесконтактное зажигание и специальное вибрационное устройство. Подобные решения у конкурентов появились значительно позже.

ЗИЛ 131 получил кабину каркасного типа с бесхитростной передней частью и упрощенными обводами. Снаружи ее обшивали листовым металлом, изнутри – различным утеплителем, позволявшим чувствовать себя комфортно даже при минусовых температурах. Проветривание салона выполнялось посредством открывания боковых окон и форточек в дверях. Подвижные элементы оснащались резиновыми уплотнителями, благодаря которым закрывание было предельно герметичным.

Приборную панель сделали максимально упрощенной. При этом на ней остались все необходимые для контроля основных параметров устройства: спидометр, датчик уровня бензина, температурный датчик, тахометр, датчик давления масла, вольтметр/амперметр. Все органы, задействованные в управлении, располагались в зоне досягаемости водителя. Рычаг поворота устанавливался на рулевой колонке, остальные устройства справа от тахометра на панели приборов. У водительского и пассажирского кресел было минимум регулировок. Сами они изготавливались с учетом антропометрических характеристик среднестатистического человека, потому имели высокую степень комфорта.

На кабине также появились зеркала заднего вида внушительного размера. Подобные габариты позволяли без больших трудностей контролировать обстановку сзади кабины даже при передвижении со специальным прицепом. Панорамное лобовое стекло больших размеров также предоставляло хороший обзор.

ЗИЛ 131 в базовой версии комплектовался деревянной платформой с основанием из металлических брусьев. Задние борта кузова откидывались, остальные были глухими. Вдоль бортов устанавливались откидные скамейки и решетки. Специальное оперение предохраняло основные узлы от попадания грязи и добавляло привлекательности автомобилю.

Последние версии ЗИЛ 131 и сейчас можно встретить на дорогах в различных странах мира. Своих потребительских качеств они не утратили и успешно эксплуатируются не только в армейских подразделениях, но и в сельском хозяйстве и промышленности.

Цена нового и б/у ЗИЛ 131

Выпуск ЗИЛ 131 завершился довольно давно, но автомобиль по-прежнему пользуется спросом благодаря своей универсальности, выносливости и малой стоимости. Дешевизна и простота ремонта делают использование модели экономически обоснованным.

Ценники на машину зависят от состояния и года выпуска. Так, модели 1985-1986 года можно приобрести за 120000-160000 рублей, 1992-1993 года – за 180000-190000 рублей, 2000-2001 года – за 300000-400000 рублей.

Наличие специального оборудования повышает стоимость автомобиля. Так, ЗИЛ 131 в нормальном состоянии с автовышкой будет стоить около 500000 рублей.

ЗиЛ-131: воплощение советской мощи

Легенда советского автопрома создавалась для определенных целей и задач. От грузовика требовалась надежность, простая конструкция, недорогое обслуживание и проходимость. И с поставленной задачей конструкторы справились. ЗиЛ-131 стал массовым грузовиком, задействованным как в хозяйственной, так и в военной сферах.

ЗиЛ-131: особенности и модификации грузовика

Работа по созданию массового грузовика началась ещё в начале 50-х годов прошлого столетия. А первый опытный образец был представлен в 1956 году. Вот только сразу запустить производство автомобиля не получилось, хотя он успешно прошел необходимые испытания. Поначалу «верхи» назначили выпуск нового ЗиЛа на 1961 год, но не получилось. И первая партия машин сошла с конвейера лишь в 1966 году. ЗиЛ-131 был разработан на базе «сто тридцатого» и должен был своим появлением отправить на «пенсию» 157-ю модель, которая уже сильно устарела. Новый грузовик превосходил своего предшественника по всем параметрам: комфорту, грузоподъемности, проходимости и скорости.

ЗиЛ-131 получил универсальное шасси, которое способствовало, скажем так, творческому полету мысли. Поэтому «сто тридцать первый» быстро получил несколько модификаций. Во-первых, традиционная — бортовая. Классический грузовой автомобиль с деревянным кузовом и металлическим каркасом. Вдоль боковых сторон кузова находились складывающиеся скамейки, на которых могли разместиться 16 человек. Во-вторых, Зил-131 манипулятор. Поскольку в основе конструкции использовалась углеродная сталь, грузовик можно было безбоязненно оснащать краны или какое-либо другое специальное оборудование. В-третьих, самосвал. Но вот эта вариация, что называется, не прижилась. Сложно сказать, чем это было обусловлено, но, выпустив несколько экземпляров, производство самосвалов свернули.

Вне зависимости от модификации все ЗиЛы-131 поражали своими возможностями на бездорожье. Грузовики получили инновационный мост, 8-слойные шины с особенным рисунком протектора и межосевой дифференциал. Благодаря этому «арсеналу» автомобиль на бездорожье мог посоревноваться даже с гусеничной техникой. Возможности грузовика по достоинству оценили военные. Поэтому ЗиЛ-131 использовали для установки различного вооружения. Например, «Катюши». Кроме этого, грузовик хорошо подходил для перевозки станций, точек радиосвязи и так далее. Использовался «сто тридцать первый» и в обслуживании авиации. На «гражданке» грузовик был задействован в уборке улиц, перевозке цистерн с бензином, а также не пожарной службе.

Устройство ЗиЛа

Изначально, ЗиЛ-131 получил кабину от 130-й модификации. Но военные ее забраковали. Поэтому вскоре грузовик обзавелся «головой» от ЗиЛа-165. Эта кабина отличалась панорамным ветровым стеклом, состоящим из двух частей, что обеспечивало хороший обзор.

По поводу внешнего облика. Одно время была версия, что дизайн был скопирован с Урал-375. Но это не верно. ЗиЛ-131, ЗиЛ-157К и Урал-375 создавались с учетом едином стандарта СССР по проектированию техники. Этим и объясняется их визуальная схожесть. Но при этом подходы к производству у всех были разные.

Главный плюс «сто тридцать первого» заключался в его отличной устойчивости, управляемости и проходимости. А 6 ведущих колес во всей красе смогли продемонстрировать себя на крайнем севере. Плюс — система дистанционного регулирования давления в шинах. Например, если ситуация требовала съехать с дороги на грунт, водитель мог быстро понизить давление, обеспечив, тем самым, лучшую проходимость. При этом, ему не требовалось останавливать грузовик. Спасала система и при проколе шин, поскольку могла постоянно подкачивать воздух.

Под капотом «сто тридцать первого» находился V-образный 8-цилиндровый силовой агрегат на 150 лошадиных сил. Мотор получил «прокаченную» систему охлаждения, которую оснастили предпусковым подогревателем. Для эксплуатации в северных районах эта «штука» оказалась просто незаменимой. Поскольку аппетит ЗиЛа-131 был весьма внушительным (порядка 40 литров на 100 километров пробега), машина получила пару топливных баков, вместимостью по 170 литров.

Компанию силовому агрегату составляла 5-ступенчатая синхронизированная коробка и двухступенчатая «раздатка». Что касается сцепления, то грузовик получил сухое с одним диском. Передний мост включался автоматически благодаря электропневматическому механизму. Максимальная скорость грузовика составляла 80 км/ч.

Автомобиль получился настолько удачным, что вскоре после запуска в серию, его начали отправлять на экспорт. Грузовики, чаще всего уходили в дружественные СССР азиатские и африканские страны. В производстве ЗиЛ-131 находился более двадцати лет. За это время с конвейера сошло более миллиона грузовиков в разных модификациях. Затем производство было перенесено на Урал, где грузовик продолжал выпускать вплоть до 2002 года.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector