0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детальные фото Т-38Ш с 20-мм пушкой. Фотоподборка-2

Рассказы об оружии. Малый плавающий танк Т-38

1935-й год. Еще идет выпуск Т-37А, первого советского плавающего танка, но мысли руководства РККА уже были направлены на улучшение этой весьма своеобразной машины.

В ходе эксплуатации в войсках выяснилось, что у Т-37А имеется куча недостатков: ненадежна трансмиссия и ходовая часть, часто спадают гусеницы, мал запас хода, недостаточен запас плавучести.

Поэтому КБ завода №37 (руководитель Н. Астров) начало работы по совершенствованию Т-37А еще в конце 1934 года. Предполагалось устранить выявленные недостатки Т-37А, главным образом повысить надежность работы агрегатов нового плавающего танка.

Первый опытный танк был построен летом 1935 г. и проходил заводские испытания с 3 по 17 июля. По их итогам танк практически ничем не отличался от Т-37А и вопрос о его дальнейшей судьбе оставался открытым. Как это ни странно, ситуацию «спасли» конкурирующие фирмы.

Представленные на испытания танки конструкции П. Шитикова и ТМ от «ГАЗа» оказались ещё хуже. Танк Астрова попал в безусловные фавориты.

В итоге была проведена вроде бы модернизация Т-37А, направленная на улучшение его ходовых характеристик. «Вроде бы» — потому что на выходе был другой танк.

Впрочем, сравните сами:

Командира и водителя поменяли местами. Честно скажу, не нашел четких соображений и причин, для чего это было сделано, а озвучивать «версии» не хочется. Но факт, главное внешнее отличие Т-37А от Т-38 – это расположение башни.

Прочую компоновку (двигатель, трансмиссия, баки) оставили абсолютно такой же.

Однако Т-38 изменился (и сильно) в другом. Танк стал ниже и шире, что должно было повысить его остойчивость на плаву. Изменения в корпусе позволили отказаться от надгусеничных поплавков, правда, полки вернулись. Кроме того, несколько изменили подвеску, и вроде бы ход стал плавней и немного возросла скорость.

Главное же изменение внутри – это замена в механизме управления автомобильного дифференциала на бортовые фрикционы для поворота.

Ходовая часть во многом была идентична Т-37А, от которого заимствовали конструкцию тележек подвески и гусеницы. Была несколько изменена конструкция ведущего колеса, а направляющее колесо по габаритам стало идентичным опорным каткам.

Для движения машины на плаву использовался трехлопастной винт и плоский руль. Винт при помощи карданного вала соединялся с редуктором отбора мощности, закрепленном на коробке перемены передач.

Вооружение Т-38 осталось прежним — 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в лобовом листе башни. Башня конструктивно была той же, что и у Т-37А.

Машина была принята на вооружение БТ РККА в феврале 1936 года и находилась в производстве до 1939 года. Всего промышленностью было выпущено 1 382 танка Т-38.

Сборка «нового» Т-38 шла параллельно со «старым» Т-37А. Это было сделано совершенно не случайно. Вроде бы была проведена соответствующая рекламная кампания, героем которой был Т-38, который преподносили как «новый, не имеющий аналогов…»

Однако по факту вылезло множество недостатков и дефектов. Удивительно много для машины, которая была «работой над ошибками».

Прежде всего, плавающий танк Т-38 оказался… не очень плавающим. Вообще он плавал, но с кучей оговорок и ограничений.

На фото видно, что до решетки моторного отсека от воды не так уж и далеко.

При движении по воде запрещалось совершать резкие маневры на максимальных оборотах винта или включать реверс. В такой ситуации танк «клевал» носом и… тонул! Резко давать руля на максимум влево или вправо тоже было нежелательно. Результат мог быть как при включении реверса.

Как средство десантирования Т-38 тоже был не очень хорош. Если честно – он был вообще никакой! При форсировании водных преград на винте, два пехотинца являлись неподъемной тяжестью для машинки.

При движении по пересеченной или болотистой местности мощности автомобильного двигателя явно не хватало, двигатели перегревались и выходили из строя.

Критиковали совершенно не изменившееся бронирование и вооружение, которые явно не соответствовали современным представлениям.

«До кучи» еще и цена на танк изрядно выросла. Здесь, конечно, не те времена, чтобы воровать, сами понимаете. Но что-то с Т-38 явно пошло не так. Он явно получился хуже, чем предшественник, Т-37А.

Все это привело к тому, что весной 1937 г. выпуск Т-38 был временно прекращен. Однако снова продолжен в 1939 году, когда АБТУ разрешило заводу №37 завершить постройку танков из имеющегося задела деталей.

Ситуация, с одной стороны, понятная: есть детали, почему не собрать? Или отправить в печь, металл в то время был в дефиците.

С другой стороны, танк не лучший однозначно. И его характеристики под огромным вопросом в плане соответствия требованиям. Но машина, которая должна была заменить Т-38, то есть, Т-40, еще даже не вышла из стадии проектирования.

И не факт, что она оказалась бы лучше. Это не один месяц работы.

Как я понимаю, просто решили, что «не пропадать же добру» и собрали к уже имевшимся Т-38 еще чуть больше сотни. 112 единиц.

Танк Т-38 предназначался для оснащения разведывательных батальонов стрелковых дивизий, разведывательных рот отдельных танковых бригад. В общем точно так же, как и его предшественник, Т-37А. Зачастую танки состояли на вооружении отдельных частей одновременно. Что было неудивительно, учитывая их унификацию.

Боевая масса – 3,3 т;
Экипаж – 2 человека;
Количество выпущенных – 1340 штук.

Размеры
Длина корпуса – 3780 мм;
Ширина корпуса – 2330 мм;
Высота – 1630 мм;
Клиренс – 300 мм.

Бронирование
Тип брони — стальная катаная гомогенная;
Лоб корпуса (верх) — 9 мм;
Лоб корпуса (середина) — 6 мм;
Борт корпуса — 9 мм;
Корма корпуса — 9 мм;
Днище — 4 мм;
Крыша корпуса – 4 мм;
Башня — 8 мм;

Вооружение
Пулемет — 7,62-мм ДТ.

Подвижность
Тип двигателя — рядный 4‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения;
Мощность двигателя – 40 л.с.;
Скорость по шоссе – 40 км/ч;
Скорость по пересечённой местности – 15-20 км/ч;
Скорость на плаву – 6 км/ч;
Запас хода по шоссе – 250 км;

Преодолеваемый подъём – 33 градуса;
Преодолеваемая стенка – 0,5 м;
Преодолеваемый ров – 1,6 м.

Читать еще:  ГАЗ-69А. Детальные фото

Основные модификации танка Т-38:

Т-38 — малый плавающий танк (1936, 1937, 1939 гг.);
СУ-45 — самоходно-артиллерийская установка (опытный образец, 1936 г.);
Т-38РТ — танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1937 г.);
ОТ-38 — химический (огнеметный) танк (опытные образцы, 1935-1936 гг.);
Т-38-ТТ — телемеханическая группа танков (1939-1940 гг.).

Также были попытки улучшения Т-38 в виде модификаций Т-38М1 и М2 за счет установки двигателя ГАЗ-М1 (50 л.с.) и увеличения водоизмещения, но они остались единичными экземплярами.

В одном экземпляре остался и танк Т-38Ш, вооруженный 20-мм пушкой ШВАК (ТНШ), адаптированной для установки на танки.

Здесь можно четко ощутить размеры Т-38 на фоне «огромного танка» БТ-7.

В принципе, Т-38 участвовал во всех сражениях, что и Т-37А.

Первой кампанией стала польская в 1939 г. В основном танки вели разведку, но 20-22 сентября плавающие танки были задействованы в боях под городом Холм. Потери составили всего три Т-38, но общие отзывы о Т-38 были весьма критичны.

Отмечалась низкая скорость и легко ломающаяся ходовая часть и трансмиссия.

В советско-финской войне в составе действующих армий насчитывалось 435 плавающих танков всех модификаций, что составляло 18,5% от общего количества. В большинстве случаев Т-38 применялись для охраны штабов, связи и сопровождения колонн техники, но время от времени им доводилось участвовать в прямых столкновениях с финскими войсками.

Один из первых эпизодов произошел 2 декабря 1939 г. Посланный на разведку финский позиций у станции Ино 361-й танковый батальон 70-й стрелковой дивизии 7-й армии Северо-Западного фронта, состоявший из 10 Т-26 и 20 Т-38, провел сложную переправу через реку, но боевую задачу выполнил.

При отходе на исходные рубежи танки вступили в бой с заходившей в тыл советским частям финской пехотой и артиллерией. За время боя, длившегося всю ночь, артиллерийским огнем было подбито три Т-38, но в итоге танки задачу выполнили, сорвав планы противника. Впоследствии батальон поддерживал наступление пехотных частей потеряв за время боевых действий всего 10 танков.

Также успешным было применение плавающих танков в составе 381-го танкового батальона 14-й стрелковой дивизии, в котором имелось по одной роте Т-26 и Т-38. Оказавшись в окружении танкисты закопали их в землю по башню, превратив их в импровизированные огневые точки. В случае попыток прорыва финских войск Т-38 выдвигались на наиболее опасные участки, поддерживаю свою пехоту.

Суммарные потери плавающих танков в Зимней войне составили 94 единицы Т-37А и Т-38, что можно было считать хорошим показателем.

Однако танк стремительно сыграл в «устаревшие», что в принципе, не было преувеличением. На 15 сентября 1940 г. среднего и капитального ремонта требовало около 40% танков Т-38, но из-за отсутствия запасных частей и откровенного нежелания вновь вводить в строй устаревшую технику их предпочитали держать на складах или в учебных подразделениях.

В результате получалось, что ряд мехкорпусов и стрелковых дивизий располагал плавающими танками только на бумаге.

Наиболее боеспособным в этом плане оказался только 6-й мехкорпус (Западный ОВО, район Волковысска) в котором насчитывалось 110 Т-37А и Т-38, но об их техническом состоянии точных данных не сохранилось. К сожалению, сведений о боевом применении танков Т-38 в период Великой Отечественной войны тоже не сохранилось.

Но 6-й мехкорпус, достаточно быстро оказавшийся в окружении, потерял больше половины своей техники на маршах или от ударов немецкой авиации. Ни один плавающий танк вывести из окружения не удалось.

Как это ни забавно звучит, но Т-38 практически не имеет аналогов в танковом мире того времени по причине отсутствия в тот период в других странах плавающих танков.

Были попытки создания такой машины во многих странах, но результаты были еще более печальны, чем у нас. У нас плохо, но плавал, у немцев, французов и поляков образцы только ныряли. Однократно.

Если же сравнивать Т-38 с довольно многочисленными неплавающими лёгкими танками, можно смело сказать, что это обычная средненькая такая пулеметная танкетка. Во многих странах копировали «Карден-Лойд», поэтому все было более-менее похоже.

Но ценность танков Т-37А и Т-38 (который мы смело можем назвать Т-37Б, например) не в том.

Эти машины позволили проверить на опыте саму идею усиления боевой мощи воздушных и водных десантов.

Легко вооружённые вследствие специфики применения десантные войска при захвате и удержании позиций всегда нуждались в мобильных бронированных средствах огневой поддержки.

Именно Т-37А и Т-38 несмотря на все их недостатки, были первыми машинами, которые можно было вполне успешно использовать в этой роли. Они могли плавать и могли перемещаться по воздуху с помощью самолёта-перевозчика ТБ-3. Бронированный самоходный пулемет для десанта.

Я не очень сильно погрешу против истины, если скажу, что Т-37А и Т-38 дали возможность советским конструкторам «набить руку», что выразилось в создании таких машин, как ПТ-76, БМД-1, БМД-2 и далее по списку.

Источники:
Коломиец М.В. Чудо-оружие Сталина. Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40.
Барятинский М. Б. Амфибии Красной армии // Моделист-конструктор.
Холявский Г.Л. Полная энциклопедия танков мира 1915—2000 гг.
Свирин М. Н. Броневой щит Сталина. История советского танка 1937—1943.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

20-мм зенитная пушка FlaK 30/38 обр. 1930 г. (Германия)

Характеристики зенитного орудия FlaK 30/38 обр. 1930 г.

Отличающиеся характеристики пушек типа FlaK 30/38, приведены через черту.

История создания 20-мм зенитной пушки FlaK 30/38 обр. 1930 г.

Советский след в истории FlaK 30

Официально принято считать, что первая немецкая послевоенная (имеется ввиду Первая Мировая война) автоматическая зенитная пушка была разработана на рубеже 1933/34 г.г. Однако, на самом деле все не так просто. Если внимательно покопаться в советских документах (в немецких копаться смысла нет — если верить документам, то до 1933 г. по условиям Версальского мира, Германия была настолько белой и пушистой, что военной темой не интересовалась вовсе), ещё в январе 1928 г. на Ржевский военный полигон в Ленинградской области, привезли для испытаний ни что иное, как немецкую 20-мм зенитную пушку.

Учитывая предельно тесные военные связи СССР и Германии в 1920-30-х г.г. (по схеме — мы вам полигоны, вы нам технологии), этой неизвестной «20-мм зенитной пушкой» и была та самая, что в 1934 году поступит на вооружение Вермахта под обозначением 2 cm FlaK 30, вернее её прототип.

Впрочем, в СССР новая «машинка» тоже приглянулась.

Немецкая 20-мм зенитная пушка FlaK 30/38 обр. 1930 г.

Немецкая 20-мм зенитная пушка FlaK 30 на службе СССР

Да, так все и начиналось — первой страной принявшей на вооружение будущую FlaK 30 была вовсе не Германия. Документально известно: 28 августа 1930 г. СССР заключил соглашение с германской фирмой БЮТАСТ (фактически подставной фирмой концерна «Рейнметалл») о поставке в СССР «20-мм зенитных автоматических пушек» и ряда других артиллерийских систем. Вот так запросто, официально не производящая и не разрабатывающая никакого вооружения, Германская сторона уступила советской свои зенитки вместе с комплектом документации, по сходной цене в 24 тысячи германских марок.

Читать еще:  Фото: БПДМ / "Тайфун-М" / 15Ц56М

Не надо думать, что СССР «урвал» у бедной и затюканной версальскими ограничениями Германии супер-пушку, как раз таки именно в советских отчетах впервые упоминается о нередких отказах орудия из-за неполного сгорания гильзы (окончательно эту проблему немцы решили только к 1945 г.). Скорее было наоборот — СССР был вынужден покупать за рубежом всё, что удавалось купить и платить за это любую цену. В условиях только ещё восстанавливающейся после разрухи 1920-ых годов промышленности, приходилось идти и на такие меры.

После завершения испытаний немецкая 20-мм пушка фирмы «Рейнметалл» была принята на вооружение СССР под названием 20-мм автоматическая зенитная и противотанковая пушка обр.1930 г. Производство 20-мм пушки обр.1930 г. Было передано заводу №8 (г.Подлипки), где ей присвоили индекс 2К. Стволы пушек делал завод №92 (г.Горький), а передки – завод №13 (г.Брянск), ряд деталей которые промышленность освоить не могла, поставляла фирма «Рейнметалл».

Немецкая 20-мм зенитная пушка FlaK 38 снятая с прицепа, и приведенная в боевое положение

Однако серийное производство советских 20-мм обр.1930 г. было начато только в 1932 г., при этом вместо плановых 100 орудий было изготовлено только 44, а фактически принято военной приемкой только 3 шт. В следующем году ситуация была чуть лучше, однако поставить производство на поток так и не удалось, и производство пушки было прекращено.

На 1 ноября 1936 г. на вооружении РККА состояло 13х 20-мм пушек обр.1930 г. на колесных лафетах и 18х 20-мм пушек обр.1930 г., установленных на автомобилях ЗИС-6. Кроме того, имелось 8 учебных пушек на колесных лафетах.

Эксплуатация и производство 20-мм зенитной пушки FlaK 30/38 обр. 1930 г.

В самой Германии 20-мм автоматические пушки фирмы «Рейнметалл» были приняты на вооружение в 1934 г. под наименованием 20-мм Flak 30. В том же году зенитки стали поступать в войска, а также на экспорт в Китай и Голландию.

Расчет готовит 20-мм зенитную пушку FlaK 30/38 к отражегнию воздушного налета

Боевое крещение 20-мм Flak 30 приняла в Испании, в с 1936 г. и зарекомендовала себя как легкое, надежное и сравнительно простое для обслуживания и ремонта орудие, пригодное не только для непосредственного участия в отражении налетов вражеской авиации, но и для поражения наземных объектов, в том числе легкой бронетехники.

С учетом опыта боевого применения 20-мм Flak 30, фирма «Маузер» провела ее модернизацию орудия и занялась производством новой модификации под индексом 20-мм Flak 38.

Зенитные пушки Flak-30 и Flak-38 были весьма широко используемым средством ПВО Вермахта, Люфтваффе и войск СС. Рота таких пушек (12 штук) входила в состав противотанкового дивизиона всех пехотных дивизий, такая же рота являлась составной частью каждого моторизованного зенитного дивизиона РГК, придававшегося танковым и моторизованным дивизиям.

Промышленность выпускала Flak-30/38 в самых разных вариантах: одно и двухствольные установки, счетверенные мобильные и установленные на тумбах, лафетах, поворотных установках подвижных средств — как бронемашин, так и грузовиков.

Всего, по данным на 1944 год, в немецких частях ПВО числилось больше 20000 пушек типа Flak-30/38, а ещё примерно 6500 пушек того же типа находилось на вооружении сухопутных войск.

Начиная с 1939 г. Германия передала значительное число 20-мм зенитных орудий (главным образом Flak-30) странам-союзникам: Италии, Болгарии, Финляндии.

Счетверенная зенитная установка из пушек 20-мм FlaK 30/38, установленная на тумбе

Модификации 20-мм зенитной пушки FlaK 30/38 обр. 1930 г.

  • 20-мм FlaK-30 — базовая модель, буксируемая зенитная пушка на колёсном лафете («Рейнметалл»), в войсках с 1934 г.
  • 20-мм FlaK C/30 — корабельный вариант FlaK 30 на тумбе.
  • G-Wagen I (E) leichte FlaK — зенитная установка на железнодорожной платформе.
  • 20-мм FlaK-38 — буксируемое зенитное орудие с увеличенным темпом стрельбы, на колёсном лафете, для сухопутных войск («Маузер»), в войсках с 1940 г.
  • 20-мм Gebirgs-FlaK 38[de] — зенитное орудие для горных частей на облегчённом лафете, рассчитанное на транспортировку с помощью вьючных животных.
  • 20-мм FlaK C/38 — корабельное тумбовое зенитное орудие.
  • 20-мм FlaK-Zwilling 38 — корабельная тумбовая спаренная зенитная установка.
  • 20-мм FlaK-Vierling 38 — счетверённая универсальная зенитная установка.
  • Flakpanzer IV «Wirbelwind» — счетверённая зенитная самоходная установка на шасси танка PzKpfw IV.
  • G-Wagen II (E) leichte FlaK — зенитная установка на железнодорожной платформе. Использовались в составе бронепоездов, а также в качестве подвижных зенитных батарей.
  • Sd.Kfz. 251/17 — зенитная самоходная установка с пушкой FlaK-38 на месте боевого отделения, на шасси бронетранспортёра Sd.Kfz. 251 Ausf. D.

20-мм зенитная пушка FlaK 30/38

Конструкция 20-мм зенитной пушки FlaK 30/38 обр. 1930 г.

Немецкие автоматические пушки Flak-30 и Flak-38 имели практически одинаковую конструкцию и в базовом варианте устанавливались на легком колесном лафете, обеспечивающем в боевом положении круговой обстрел с наибольшим углом возвышения 90°. Баллистика и боеприпасы также не отличались, однако по сравнению с Flak-30, имевшей темп стрельбы 245 выстр/мин, Flak-38 «выдавала» до 420-480 выстр/мин., и отличалась добавлением второй скорости в ручных приводах наведения.

Автоматические прицелы обеих пушек вырабатывали вертикальные и боковые упреждения и позволяли наводить орудия непосредственно в цель. Входные данные в прицелы вводились вручную и определялись на глаз, а дальности измерялась стереодальномером. Боепитание пушки — магазинное.

На рисунке можно хорошо рассмотреть внешний вид лафета и местро стрелка 20-мм зенитной пушки FlaK 30/38

Принцип действия механизмов автомата пушек Flak-30 и Flak-38 основывался на использовании силы отдачи при коротком ходе ствола. Увеличение темпа стрельбы во Flak-38 было достигнуто за счет уменьшения веса подвижных частей и увеличения их скоростей движения, в связи с чем были введены специальные буферы-амортизаторы. Кроме того, введение копирного пространственного ускорителя позволило совместить отпирание затвора с передачей ему кинетической энергии.

При перевозке орудие располагалось на двухколесном прицепе и закреплялось двумя кронштейнами и соединительным штифтом. За счет оригинальной конструкции прицепа, для приведения Flak-30/38 в боевое положение, требовалось просто выдернуть штифт, после чего пушку можно было опускать на землю и сразу же вести огонь.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книг: Широкорад А., «Бог войны Третьего Рейха», АСТ, Транзиткнига, 2003, Шунков В., «Вермахт», АСТ, 2003

Детальные фото Т-38Ш с 20-мм пушкой. Фотоподборка-2

Предлагаем вам совершить экскурс в прошлое, чтобы посмотреть на интересные, но тем не менее, пугающие фотографии, сделанные в Берлине 1945 года. Далее вы увидите Берлин с высоты птичьего полета, советские войска на улицах немецкого города, вывески и указатели на русском языке и много других архивных снимков.

Читать еще:  Танк Т-38. Фотоподборка-3







Берлин с высоты птичьего полета. 1945

Вид на Бранденбургские ворота во взятом Берлине. Май 1945 года. На переднем плане советская дивизионная пушка ЗИС-3

Советские войска маршируют на улицах Берлина. 1945

Советский танк у Бранденбургских ворот. 1945




Советские солдаты строят понтонный мост на реке Одер. 1945

Вывеска на русском языке в Германии. Весна 1945 г.

Стреляет советское оружие. 1945

На подступах к Берлину. 1945 год

Советские самолеты в небе над Берлином. 1945

Советские солдаты смотрят через реку Одер в сторону Берлина. Март 1945

В Германии. 1945

Немецкие солдаты сдают оружие. Апрель 1945 года

Советские танкисты у танка Т-34-85 в Берлине 9-го мая 1945 года слушают товарища, играющего на гитаре.

Советские танкисты слушают своего товарища-танкиста, играющего на гармони у танка Т-34 рядом с Триумфальной колонной (Siegessäule) в центре парка Большой Тиргартен в поверженном Берлине.

Бойцы 311-й стрелковой дивизии слушают товарища, играющего на аккордеоне в День Победы в Германии.

Танкисты 1-го Белорусского фронта у танков Т-34-85 в Берлине слушают командира, зачитывающего приказ.

Танк Т-34-85 на берлинской улице в мае 1945 года. Танк с пушкой ЗиС-С-53 поздних выпусков 1944 года.

Танк ИС-2 Героя Советского Союза гвардии капитана Ф.А. Липаткина поддерживает пехоту в бою на берлинской улице.

Горящий дом на берлинской улице.

Первый комендант Берлина генерал-полковник Николай Эрастович Берзарин выходит из здания комендатуры.

Советские военнослужащие на территории бывшего лагеря для подневольных рабочих GBI-Lager 75,76 в Шеневайде в Берлине — Berlin-Schöneweide, общее название двух районов — Нидершеневайде и Обершеневайде. Лето 1945 г

Жители Берлина идут по улице Германа Геринга -Hermann Goering Strasse- мимо разбитой военной техники. Вдалеке здание Рейхстага.

Советский солдат у захваченных в Берлине немецких знамен. Авторское название фотографии — «Победитель».

Иван Александрович Кичигин на могиле друга Григория Афанасьевича Козлова в Берлине в начале мая 1945-го года. Подпись на обратной стороне фотографии: «Саша! Это могила Козлова Григория».

Офицер Красной Армии пляшет перед группой бойцов во взятом Берлине. Справа находится плакат художника В. Дени (Денисова) с изображением Гитлера и текстом «1945 год. Что посеял, то и пожнешь — от суда не уйдешь!»

Детальные фото Т-38Ш с 20-мм пушкой. Фотоподборка-2

Как показывает практика, сегодняшние «танковые мэтры», уделяя большое внимание матчасти танков, как правило, не вникают в особенности танкового вооружения. Они могут часами смаковать подробности ТТХ боевых машин: толщину брони, скорость движения, запас хода и т.д. Познания же об артиллерийском вооружении танков у них определяются, в основном, калибром артсистемы и какими-то цифрами, определяющими ее броне пробиваемость (большей частью теоретическую). Тем не менее, танковые артсистемы заслуживают куда более пристального внимания, особенно, если это артсистемы отечественного производства.

Настоящее издание составлено человеком, который по одноименному анекдоту о «тридцати восьми попугаях» считает, что тезис «главное в танке — пушка» не лишен своей логики. И предлагая вашему вниманию краткое обозрение отечественных танковых пушек времен войны, он надеется, что в кругу любителей артиллерии поклонников прибавится, ну а если этого не случится, автор будет доволен, что постарался сказать свое слово в истории отечественной танковой артиллерии.

Если брошюра покажется вам интересной и полезной, автор готов предложить вашему вниманию подобные издания о предвоенных танковых артсистемах, вооружении САУ и т.д.

Приобретая издание, читатель должен отчетливо понимать, что приведенный в нем материал, конечно, не может считаться всеобъемлющим и принимать его таким, какой он есть, памятуя, что по каждой отдельной танковой пушке можно подготовить издание в несколько сотен страниц. Все замечания по содержанию издания читатели могут направлять почтой по адресу:

121552, Москва, и/я 26, Свирину М.Н., или электронной почтой: [email protected]

Автор выражает глубокую признательность своему другу и соратнику М.Коломийиу, оказавшему большую помощь в подборе иллюстративного материала и фактуры по созданию отечественных танковых орудий рассматриваемого периода.

Сборка танковых пушек ЗИС-5. Завод № 9,1943 г.

Весной-летом 1940 года, после завершения советско-финской войны, военное руководство СССР, изучив новый боевой опыт, начато реформирование системы артиллерийского, танкового и авиационного вооружения РККА. В наибольшей степени эти изменения коснулись вооружения танков, прежде считавшегося достаточным.

По инициативе председателя Совета Обороны С.Тимошенко и начальника ГАУ РККА Г.Кулика. направивших 13 июня 1940 г. в ЦК ВКП(б) и СНК СССР докладную записку о «. недостаточной мощности вооружения новых образцов тяжелых и средних танков, а также иных перспективных танков, находящихся в проектировании», было назначено специальное заседание СНК и ЦК ВКП(б). посвященное рассмотрению данного вопроса.

Заседание прошло 27 июня, после чего в течение месяца в НКВ и НКСМ шло обсуждение его результатов и выдвигались различные предложения.

На этом заседании, в частности. 45-мм танковые орудия были признаны неперспективными, а для вооружения тяжелых танков активно «продвигались» тяжеловесы — пушки калибра 107-мм и гаубицы калибра 152-мм и более.

17—19 августа состоялось заседание ГАУ и руководств НКВ и НКСМ, на котором разработали комплекс мер по усовершенствованию вооружения перспективных танков и модернизации вооружения устаревших боевых машин. А 1 октября 1940 г. была разработана новая классификация танкового вооружения. отвечавшего требованиям текущего момента.

Предполагалось, что к весне 1942 г Красная Армия будет иметь на вооружении танки с артиллерийскими системами следующих типов:

«1. Плавающий танк сверхлегкого типа (до 5 т., вооруженный 23-мм автоматической пушкой (разработчик пушки — ОКБ-16, срок окончания работ — март 1941 г.)

2. Основной танк сопровождения (13—18 т) вооруженный 57-мм танковой пушкой с нам. скоростью снаряда 680-750 м/с или 76-мм пушкой с баллистикой горного орудия обр. 1938 г. (разработчик пушки — КБ завода 92. срок окончания работ IV квартал 1941 г.)

3. Средний танк (25—30 т) — вооруженный 76-мм пушкой с баллистикой дивизионного орудия или 57-мм противотанковой пушкой для танка — истребителя (разработчик пушек КБ завода 92).

4. Тяжелый танк (45-55 т) — вооруженный 76-мм или 85- мм пушкой с баллистикой зенитного орудия или 122-мм гаубицей (разработчик гаубицы КБ завода 172).

5. Танк сверхтяжелого типа (65—75 т), вооруженный 107-мм танковой пушкой с баллистикой пушки обр. 1910/30 гг. или 152-мм гаубицей-пушкой (по данным образцам танкового вооружении изготовитель в то времи определен не был, — М.С.).»

В ходе модернизации имевшихся на вооружении и устаревших образцов БТТ. в начале 1942 г. предполагалось сделать следующие работы:

«1. 45-мм пушки в танках Т-26 и БТ-7 выпуска не ранее 1938 г. перевооружить 57-мм танковой пушкой, заказанной КБ 92 для танка Т-50.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector