0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плавающий танк ТМ «Танк Молотова»: обзор, фото, характеристики.: обзор, фото, характеристики.

Советский легкий плавающий танк ТМ

Плавающий танк ТМ был ответом «Газовского» КБ на серийный плавающий Т-38. Именно по причине задержки с развертыванием производства Т-38 в 1936 году на заводе №38, горьковские специалисты решили создать свой собственный плавающий танк. К тому же, конструкторы завода №38 сорвали план постройки первых 50 плановых танков Т-38, ввиду чего, частично заказ на поставку плавающих танков был передан на ГАЗ. По словам конструкторов ГАЗа, они не сильно горели желанием производить на своих мощностях уже созданный другим конструкторским бюро танк, к тому же, имевший множество существенных недостатков. Именно поэтому, в 1936 году «ГАЗовцы» решили создать свой проект плавающего легкого танка, который бы по своим параметрам не только был похож, но и превосходил Т-38.

Безусловно, создавать новый танк, было достаточно хлопотным занятием. Поэтому, для упрощения процесса создания плавающего танка, была взята уже готовая ходовая часть танка Т-37А. Шасси удлинили, при этом добавив 3-ю тележку с опорными катками. Благодаря изменению конструкции корпуса, компоновка танка получила изменения.

В те года было модным называть танки в честь общественных и военных деятелей Советского Союза. Горьковские конструкторы назвали свой танк в честь наркома Вячеслава Молотова и танк получил сокращенное название «ТМ» или «Танк Молотова». На ТМ установили два мотора ГАЗ М-1, которые находились в кормовой части танка. Их разместили параллельно. Система охлаждения двигателей была принудительной и производилась с помощью одного вентилятора.

Для удешевления и облегчения создания танка, трансмиссия танка ТМ была почти полностью взята из уже налаженных в производстве автомобильных деталей. Устанавливаемые на грузовик ГАЗ-АА тормоза, КПП, сцепление, перекочевали в новый танк. Управлялся танк специально разработанным для него штурвалом. Оборудование для преодоление водных препятствий было взято полностью от танка Т-37A.

По уровню бронезащищенности танк ТМ практически ничем не отличался от Т-38 или Т-37А, его корпус сваривался из бронелистов толщиной от 4 до 9 мм. В местах установки элементов шасси и двигателей, осуществлялось усиление конструкции, путем установки стальных балок и уголков. На корпус была установлена 8-гранная подбашенная коробка, которая была смещена влево. Башня была сдвинута практически полностью к лемому борту, она представляла из себя усеченный конус, со слегка вытянутой передней частью. В башню устанавливался единственный пулемет ДТ. Механик-водитель находился справа от командира, он имел единственную щель для обзора в переднем люке. Командир танка осуществлял обзор за обстановкой через 3 отверстия в башне и через 5 отверстий в подбашенной коробке.

Осенью 1936 года первый образец танка ТМ был готов, после чего его отправили на полигон НИБТ, где он показал хорошую скорость хода, управляемость и лучшую подвижность, в отличие от Т-38. По пересеченной местности ТМ мог двигаться на 3-й передаче, а по шоссе он мог развить скорость до 50 км/час. Вот на плаву танк спасовал, там он мог развить максимум 3,7 км/час. Отмечалось также недостаток ходовой части, когда при резких маневрах у танка спадали гусеницы, однако этот минус танк получил от своего прародителя Т-37А.

Читать еще:  Плавающий танк Т-48: описание, характеристики, фото.

После проведения испытаний, полковник Кульчицкий (нач.1-го отдела полигона НИБТ) в своем отчете указывал, что созданный танк ТМ сочетает в себе удачно работающую машину с 2 двигателям. Это положительно отразилось на динамических показателях танка, при сравнительно легком корпусе. При всех положительных сухопутных качествах, отмечали низкие водоходные качества, что было непростительно для плавающего танка. Надежность ходовой части также оставляла желать лучшего. В отчете было также упомянуто про недоработанную конструкцию корпуса танка. В целом, танк ТМ удовлетворял требования военных, поэтому конструкторам ГАЗа дали второй шанс и разрешили произвести модификацию танка. После чего танк решили отдать на повторные испытания. Но этим планам не удалось осуществиться. В то время, пока шла модернизация горьковского ТМ, конструкторам завода №38 удалось наладить выпуск плавающих танков Т-38. В последствии, массовое производство улучшенного танка ТМ посчитали излишней. Судьба воплощенных в металле танков ТМ не известна, скорее всего, обе машины были разобраны в 1937 или 1938 годах.

Советский плавающий танк ТМ

Плавающий танк ТМ (Танк Молотова) спроектирован в КБ завода ГАЗ (Нижний Новгород) под руководством В. Данилова в 1936 году. Летом 1936 года изготовили два опытных танка. Поскольку испытания ТМ не выявили преимуществ перед серийным танком Т-38, а выявили большое количество недостатков, работы по танку закрыли.

Описание конструкции танка ТМ

Схема компоновки танка ТМ предусматривала совмещение боевого отделения и отделения управления, размещение силовой установки в кормовой части корпуса по оси симметрии танка и ведущих колёс в носовой части корпуса. Экипаж танка состоял из двух человек, размещавшихся: командир танка (пулемётчик) — в башне, смещённой к правому борту корпуса, механик-водитель — в отделении управления с лева от продольной оси танка.

Корпус танка собирался при помощи сварки из бронелистов толщиной от 4 (днище) до 9 (лобовая часть) миллиметров. С внутренней стороны, в местах стыков листов бортов и днища, а также в местах установки двигателей и крепления кронштейнов тележек шасси, проводилось усиление посредством стальных угольников и баток. Сверху на корпус устанавливалась восьмигранная подбашенная коробка, с наклонными бронелистами.

Башня танка танка, по форме напоминавшая усеченный конус со слегка вытянутой передней частью и плоскими лобовыми листами, была сдвинута к правому борту. Обзор командир танка мог производить через 5 смотровых щелей в подбашенной коробке и 3 — в башне.

Вооружение танка состояло из одного 7,62-мм пулемета ДТ, установленного в шаровой установке в лобовом листе башни с боекомплектом 2331 патронов (37 пулемётных дисков).

В силовой установке танка использовались два спаренных автомобильных карбюраторных четырёх цилиндровых двигателя жидкостного охлаждения ГАЗ М-1 мощность по 50 л.с, размещенные по оси симметрии в кормовой части корпуса. Передние концы коленчатых валов двигателей были переделаны для установки карданных шарниров, которые соединялись блокировочным мостом через сцепления с валиком. Генератор и стартер имелись только у правого мотора, а запуск двигателя проходил с помощью педали через коробку отбора мощности и КПП. Для движения машины на плаву использовался трёхлопастной винт и плоский руль. Винт приводился во вращение при помощи блокировочного моста.

Трансмиссия танка состояла из автомобильных агрегатов. Коробка передач, два главных сцепления и тормоза от грузовика ГАЗ-АА. Привод от двигателей на передний ведущий мост проходил через удлиненные карданные валы. Управление танком осуществлялось посредством специального штурвала. Водоходное оборудование использовалось от танка Т-37А.

Читать еще:  Передача "Военная приемка", серия "«Армия-2015». Территория военного превосходства"

В ходовой части использовались агрегаты и детали танка Т-37А. Применительно к одному борту, ходовая часть танка состояла из ведущего колеса цевочного зацепления переднего расположения, трёх двухкатковых тележек подвески, двух поддерживающих роликов и направляющего колеса заднего расположения. Спицованные опорные катки и поддерживающие ролики имели резиновую ошиновку.

ТМ («Танк Молотова»), Легкий танк

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

МАЛЫЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК ТМ (Танк Молотова)

Состояние – опытный образец выпущен в 1936 году
Разработчик – ГАЗ
Изготовитель – ГАЗ
Производство – серийно не строился
Боевая масса, т – 4,5
Длина, мм
– с пушкой вперед – 4400
– корпуса – 4400
Ширина, мм – 2240
Высота по крышу башни, мм – 1750
Клиренс, мм – 280
Ср. уд. давление на грунт, кг/см.кв – 0,44
Преодолеваемые препятствия:
– подъем, град – 32
– брод, м – плавает
Тип двигателя – карбюраторный ГАЗ-М1
Максимальная мощность, лс – 50
Запас топлива, л – 185
Удельная мощность, лс/т – 11,1
Запас хода, км – 230
Максимальная скорость, км/ч:
– на гусеницах – 49
– наплаву – 3
Бронирование, мм:
– лоб корпуса – 9
– лоб башни – 9
Экипаж, чел – 2
Вооружение:
– число х калибр, мм и тип пулеметов 1х7,62 мм ДТ, (боекомплект, шт) (2331)
Прицел – МП
Радиостанция – нет

Дополнительные сведения: Создан на базе танка Т-37 и имеет удлиненную форму корпуса. Силовая установка размещена в корме слева. Для движения по воде используется гребной винт. Гусеничная цепь металлическая, мелкозвенная. Во время испытаний гусеничные цепи часто спадали. Привод поворота башни ручной. В связи с тем, что танк ТМ не имел существенных преимуществ перед танком Т-38, то в серийное производство не пошел.

«Daring» и еще семь кораблей этого типа были укрупненными и усовершенствованными вариантами судов типа «Battle» и «Weapon». Они были способны выполнять несколько видов задач, в том числе нести противолодочную и разведывательную службу

Эскадренные миноносцы типа “Форрест Шерман” — тип эскадренных миноносцев, состоявший на вооружении ВМС США с 1955 по 1988 годы. Всего было построено 18 эсминцев этого типа

К моменту своего создания эсминцы типа «Митчер» были крупнейшими кораблями в своем классе в мире и были гораздо больше всех предшествующих типов эсминцев, построенных в США

Эсминцы типа «Гамбург» (известны также как проект 101) были заказаны в августе 1957 года. Первоначально планировалось построить 12 кораблей

Развитие шлюпов типа «Egret», но длиннее на 2 м, чуть быстроходнее и с измененным составом вооружения — вместо одной из 102-мм артустановок поставлен счетверенный 40-мм «пом-пом»

TM Легкий плавающий танк

Разработчик: КБ ГАЗ
Год начала работ: 1936
Год выпуска первого прототипа: 1936
Серийно не строился по причине отсутствия преимуществ перед серийными танками Т-38.

Своим появление танк ТМ обязан слишком долгому развертыванию производства танков Т-38, выпуск которых надлежало наладить на заводе №37. Поскольку план постройки 50 первых машин был частично сорван, для “восполнения потерь” часть заказа передали на ГАЗ. Те, в свою очередь, не сильно горели желанием выпускать танк, разработанный другим КБ и имевшем множество недостатков, поэтому в 1936 г.

Читать еще:  Передача "Военная приемка", серия "«Армия-2015». Территория военного превосходства"

“Газовские” специалисты приступили к проектированию собственного танка, по всем параметрам превосходящего Т-38. Путь, по которому они пошли, был достаточно спорным. За основу была взята ходовая часть серийного танка Т-37А, которую заметно удлинили, добавив третью тележку с опорными катками. Соответственно, был полностью перепроектирован корпус, что повлекло за собой изменение компоновки.

На новом танке, названного в честь наркома ТМ (“Танк Молотова”), устанавливалось два двигателя ГАЗ М-1, размещенные параллельно в кормовой части корпуса. Передние концы коленвалов были переделаны для установки карданных шарниров, которые соединялись блокировочным мостом через сцепления с валиком. Генератор и стартер имелись только у правого мотора, а запуск двигателя проходил с помощью педали через коробку отбора мощности и КПП. Система охлаждения обоих двигателей осуществлялась через общий вентилятор.

Трансмиссия танка практически целиком состояла из автомобильных агрегатов. КПП, главные сцепления и тормоза позаимствовали от грузовика ГАЗ-АА. Привод от двигателей на передний ведущий мост проходил через удлиненные карданные валы от ГАЗ-ААА. При этом управление танков осуществлялось посредством специального штурвала. Водоходное оборудование перешло от танка Т-37А.

Корпус ТМ собирался при помощи сварки из бронелистов толщиной от 4 (днище) до 9 (лобовая часть) мм – то есть, по степени защищенности ТМ ничем не отличался от Т-37А или Т-38. Со внутренней стороны, в местах стыков листов бортов и днища, а также в местах установки двигателей и крепления кронштейнов тележек шасси, проводилось усиление посредством стальных угольников и балок. Сверху на корпус устанавливалась восьмигранная подбашенная коробка, смещенная влево. Башня танка ТМ, по форме напоминавшая усеченный конус со слегка вытянутой передней частью и плоскими лобовыми листами, также была сдвинута почти вплотную к левому борту. В ней устанавливался единственный 7,62-мм пулемет ДТ. Обзор за обстановкой командир танка мог проводить через 5 отверстий в подбашенной коробке и 3 отверстия в башне. Находившийся справа от него механик-водитель имел только одну смотровую щель в переднем люке.

Полностью готовый танк был передан для испытаний на полигон НИБТ осенью 1936 г. ТМ показал, по сравнению с Т-38, заметно лучшую подвижность, управляемость и скорость хода. При движении по шоссе его скорость составила 50 кмч, а по пересеченной местности он мог двигаться даже на 3-й передаче. Правда, скорость на плаву оказалась недостаточной – всего 3,7 кмч. Кроме того, наблюдалось спадание гусеничных цепей при резких маневрах, но этот недостаток был наследован от Т-37А.

В отчете об испытаниях, составленным начальником 1-го отдела полигона НИБТ полковником Кульчицким, указывалось, что на танке ТМ удачно решен вопрос синхронной работы двух двигателей, что позволило заметно повысить динамические характеристики боевой машины при сравнительно небольшом увеличении массы. Вместе с тем, были отмечены плохие водоходные качества танка, ненадежность ходовой части и недоработанную конструкцию корпуса. Инженерам ГАЗа было рекомендовано провести модификацию ТМ и затем представить обновленный танк на повторные испытания. Однако, сделать это в срок не удалось. Пока шла доработка ТМ на заводе №37 наконец смогли наладить выпуск танков Т-38 и производство его улучшенного аналога посчитали излишним. О судьбе двух построенных прототипов с этого момента данные не сохранились. По всей видимости, оба танка были разделаны на металл в 1937 или 1938 году.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector