0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плавающий танк Т-48: описание, характеристики, фото.

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

История создания танка M48 — Patton III

В середине 1950 года Детройтским арсеналом было принято решении о разработке нового танка в связи с тем, что ново-разработанный танк M47(Patton II) являлся просто продолжением серии танка M26, который разрабатывался еще во время Второй мировой войны. А в то время участвующий в Корейской войне танк M46(Patton) пусть и справлялся с корейскими «тридцатьчетверками», но орудие Т-34-85 бронебойным снарядом без каких-либо проблем пробивало лобовую броню М46.

Это не устраивало американское командование, поэтому еще до принятия на вооружение М47, начались работы над совершенно новым танком — М48. Работы над этим танком начались в октябре 1950 года в Детройтском танковом арсенале. За основу был взят тяжелый танк Т43, и М48 на самом деле попросту является мини-версией этого танка. Корпус танка был своеобразный, литой формы, которая позволяла максимально повысить уровень защищенности танка. Инженеры из ДТА** закончили проект всего за два месяца. Потом они передали чертежи танка компании «Крайслер» и дали задание построить шесть опытных образцов техники.

Постройка заняла в 6 раз больше времени, чем его проектирование. Первый прототип сошел с конвейеров завода «Крайслер» через год после получения заказа, а именно 23 февраля 1951 года. Последующие пять экземпляров техники были построены в июне 1952 г. Однако по меркам разработки танков — это не так много. Следует отметить то, что башня строилась не специально под калибр 90-мм, а так сказать «на вырост», чтобы в дальнейшем при модернизации можно было заменить калибр орудия на более крупный. На начальной стадии маленький калибр орудия относительно башни позволил сделать углы наклона в башне около маски орудия более острыми. Экипаж нового танка предполагалось уменьшить до 4-рех человек, убрав стрелка-радиста. Это позволило снизить объем сильно-бронированого участка и переместить механика-водителя на удобное для него место.

Испытания танка проводились на Абердинском полигоне вплоть до конца 1952 года. Испытания выявили очень много недостатков, которые наспех залатали, оставив ряд серьезных проблем. Но войска США нуждались в новом танке, и в апреле 1953 года он был принят вооружение.

Собранные на скорую руку танки М48 оказали медвежью услугу американским солдатам. Они часто выходили из строя, ломались практически на ровном месте и отправлялись на завод для ремонта и доработки. При этом заводы отказывались принимать то, что с танками что-то не так и продолжали строить М48, невзирая на упреки со стороны военных.

Одной из основных проблем М48 был малый запас хода. Он составлял всего 120 км, для сравнения у МС-1(Т-18) эта цифра была 100 км. Дабы увеличить запас хода, сзади устанавливались четыре 200-литровые бочки, которые затем соединялись насосами с топливным отделением.

Вооружение така М48 — Patton III

Рассмотрим две пушки: 90-мм M41 / 105-мм М68

  • Углы вертикальной наводки , град.: -9°…+19° / -9°…+20°
  • Боекомплект: 60 / 54
  • Начальная скрость БПС, м/с: 1165 / 1478
  • Начальная скорость КС, м/с: 1219 / 1173
  • Начальная скрость ОФС, м/с: 732 / 732
  • Скорострельность, выстр./м: до 7 / до 8

Тактико-Технические Характеристики:

Здесь будут характеристики версии танка М48А3, т.к. он более всего распространен и скорее всего именно он будет введен в игру.

  • Масса, т — 47
  • Экипаж, ч. — 4
  • Длина корпуса, мм — 6967
  • Длина с пушкой вперёд, мм — 8811
  • Ширина корпуса, мм — 3632
  • Высота, мм — 3241
  • Лоб корпуса (верх), мм/град. — 110 / 60°
  • Лоб корпуса (низ), мм/град. — 102 / 53°
  • Борт корпуса, мм/град. — 51…76(спереди толще) / 0°
  • Корма корпуса (верх), мм/град. — 35 / 30°
  • Корма корпуса (низ), мм/град. — 25 / 60°
  • Днище, мм — 13…67. Ближе к нижней лобовой детали становился толще.
  • Крыша корпуса, мм — 57
  • Лоб башни, мм/град. — 110/ 0°
  • Маска орудия, мм/град. — 114 / 30°
  • Борт башни, мм/град. — 76 / 0°
  • Корма башни, мм/град. — 51 / 0°
  • Крыша башни, мм — 25

Двигатель и характеристики подвижности:

  • Дизельный, л.с. — 750
  • Максимальная скорость, км/ч — 48
  • Запас хода по шоссе, км — 500
  • Удельная мощность, л.с./т — 16
  • Преодолеваемый подъём, град. — 30°

Боевое применение и эксплуатация:

  • Война во Вьетнаме (1957—1975; США, Южный Вьетнам)
  • Вторая индо-пакистанская война (1965; Пакистан)
  • Шестидневная война (1967; Израиль, Иордания)
  • Третья индо-пакистанская война (1971; Пакистан)
  • Октябрьская арабо-израильская война (1973; Израиль)
  • Вторжение Турции на Кипр (1974; Турция)
  • Гражданская война в Ливане (1975—1990)
  • Ирано-иракская война (1980—1988; Иран)
  • Операция «Мир Галилее» (1982; Израиль)
  • Миротворческая операция в Сомали (1992—1995; Пакистан)
  • Конфликт в Северном Ливане (2007)

По состоянию на 2010 год М48 в основном находятся на вооружении стран Ближнего Востока, Европы и Азии. Самой крупной страной, использующей данные танки, считается Турция (По состоянию на 2010 год в турецкой армии стоят на вооружении 2876 танков М48А5Т1/Т2). В США все танки М48 были сняты с вооружение уже к 1990 году.

Модификации танка:

M48A1

M48A1 — В августе 1953 изменена форма командирской башни. Теперь она была более приплюснутой. А также в командирскую башенку был установлен пулемет калибра 12,7-мм, который значительно уменьшал место внутри башенки, что осложняло работу командира. Изменения затронули и ходовую часть. Была установлена более надежная трансмиссия, а на решетке МТО*** установили газоотводные дефлекторы.

M48A2


M48A2 — уже более серьезная модификация. Был заменен двигатель и трансмиссия. Смена силовой установки потребовала изменения в кормовой части корпуса: Днище МТО приравняли к днищу корпуса в целом. Эти изменения затронули такую немаловажную характеристику танка, как проходимость. Она ухудшилась — это не устроило военных и пришлось вернуть старую трансмиссию, устанавливавшуюся на М48А1. Двигатель обладал меньшими размерами — это поспособствовало увеличению объема баков с 757 л до 1440 л. Три таких танка проходили испытания осенью 1953 года. Два года испытаний и в октябре 1955 года танк был отправлен в серийное производство. Так же была мелкая модернизация под названием М48А2С, которая предусматривала замену старого дальномера на новый, стереоскопический дальномер М17С «Консиденц». Он позволял более точно определять расстояние до цели. Производство этих двух моделей продолжилось до 1959 года и стало самым массовым среди всех модификаций.

M48A3


M48A3 — Главной особенностью являлся дизельный двигатель, а не бензиновый, как на других версиях. Запас хода, ввиду этого изменения, увеличился до 480 км. На Абердинский полигон в апреле 1960 г. были доставлены три прототипа. Инженеры хотели поднять огневую мощь установкой 105-мм орудия, благо заложенные перспективы на это были. Но тут в вмешалась экономическая и практическая точка зрения. Во-первых, планировалось, что будет произведена модернизация всех М48А1(около 1000 штук) до М48А3 и тут встал вопрос: «А куда девать 90-мм орудия?» или такой: «А зачем нам тогда несколько ангаров со снарядами к 90-мм пушке?». Во-вторых, это дополнительные затраты на производство 105-мм пушек. В результате от увеличения калибра пришлось отказаться. И к М48А1 были применены все улучшения версии М48А3, кроме орудия. Началась модернизация в 1963 году. Всего по заказу армии и морской пехоты было модернизировано 919 машин. К внешним отличиям можно отнести воздушные фильтры. Именно эта модернизация принимала боевые действие во Вьетнаме.

Читать еще:  Автомат Калашникова Модернизированный / АКМ Детальные фото.

M48A4

M48A4 — Имеет короткую историю. Это была попытка соединить танки М48(корпус) и тяжелый серийный танк М60(башня) чтобы поместить в него 152-мм ПТУР «Шилела» для запуска ракет. Фирмой «Крайслер» было изготовлено два прототипа. Испытания успешно прошли, но в серию по неизвестным причинам танк не был запущен.

M48A5


M48A5 — Эта модернизация была вызвана критическим положением танковых войск в США. MBT-70 аннулировали, M60A2 оказался провальным, несколько сотен M60A1 были отправлены Израилю в качестве военной помощи. В итоге к началу 70-ых годов армия США не обладала хорошим танковым потенциалом. М48А5 призван был решить эту проблему. Американское командование требовало достичь такой же боевой мощи как и у M60. Для модернизации был выбран M48A3, который должен был претерпеть 11 изменений, одно из которых — это замена 90-мм пушки на 105-мм. Несколько изменений претерпела силовая установка. Замена командирских башенок на башенки «Урдан» израильской разработки. Помимо одного пулемета в командирской башенке был добавлен еще один пулемет на люк заряжающего. И немаловажное нововведение — динамическая защита. «Перевоплощение» танков М48А3 в новенькие М48А5 произошло в ремонтно-сборочном центре Эннистон. Было переоборудовано около 2000 танков.

Остальные модернизации:

Остальные модернизации уже производили другие страны и отношения к истории развития танка не имели. Всех их перечислять бессмысленно, т.к. это может занять пять, шесть, а то и больше страниц. Пожалуй стоит отметить только одну модель — Super M48.

Танк имел полностью стабилизированную пушку 105-мм L7A3 с новой системой управления огнем MOLF*****-48. Двигатель был мощностью в 1000 л.с. Трансмиссия была полностью автоматической. Катки были оснащены гидро-амортизаторами. Так же замена всех торсионов на более прочные. Гусеницы использованы от танка Леопард-2. Сразу при осмотре машины бросается в глаза накладная композитная броня. Форма это брони — «тупообразный» дизайн от танков ВМВ*, и именно это стало визитной карточкой немецких танкостроителей. Резино-стальные экраны вешались по бортам танка, а также множество других нововведений. Дабы полностью ощутить мощь танка предлагаю взглянуть на его фото:

СУ-57 (Т48). Самоходка из ленд-лиза

Уже в ноябре 1941 года Советский Союз присоединился к программе ленд-лиза, по которой США поставляли своим союзникам военную технику, боеприпасы, стратегические материалы для военной промышленности, медикаменты, продовольствие и другой перечень военных товаров. В рамках реализации данной программы СССР получал и бронетехнику, первоначально от Великобритании, затем от США, к примеру, до 1945 года советские войска получили 3664 танка «Шерман» различных модификаций. Но среди поставляемой Красной Армии бронетехники были куда более редкие машины, к таким специфичным образцам справедливо относят противотанковую САУ Т48 на базе полугусеничного бронетранспортера М3.

Изначально данная самоходка создавалась в США по заказу британских военных, и сразу предназначалась для поставок в рамках программы ленд-лиза. С декабря 1942 по май 1943 года цеха компании Diamond T Motor Car Company покинули 962 противотанковых самоходки Т48. К этому моменту британские военные потеряли к установке интерес, а СССР согласился на поставку этой машины, став крупнейшим эксплуатантом ПТ-САУ T48, которая получила новый индекс СУ-57. Всего Советский Союз получил 650 самоходок данного типа, машины активно использовались советскими войсками как в составе отдельных самоходно-артиллерийских бригад, так и мотоциклетных батальонов и бронеавтомобильных разведывательных рот.

Т48 от идеи до реализации

Уже в самом начале Второй мировой войны в США начала работу смешанная британо-американская комиссия по вооружению. Задачей комиссии было составление программы разработки, проектирования и выпуска разных образцов и видов техники военного назначения. Одним из таких образцов и стала 57-мм самоходная пушка на базе шасси распространенного в американской армии полугусеничного бронетранспортера М3. На базе бронетранспортеров M2 и M3 американскими конструкторами было спроектировано большое количество зенитных самоходных установок, самоходных установок с разным артиллерийским вооружением, а также самоходных минометов. Часть из них американская промышленность выпускала достаточно крупными партиями, машина на базе полугусеничных бронетранспортеров принимали на вооружение армии США и армий стран союзников по антигитлеровской коалиции.

Возможность использования шасси бронетранспортера в качестве базы для разных видов вооружений понравилась английским военным. Они проявили интерес к созданию на базе М3 истребителя танков, который вооружался бы английской противотанковой пушкой QF 6-pounder. Эта британская противотанковая 57-мм пушка активно использовалась в годы Второй мировой войны как на колесном лафете, так и в качестве основного вооружения бронеавтомобилей и танков британской армии. Дебют орудия состоялся в Северной Африке, это произошло во время боев в апреле 1942 года. Орудие оценили и американцы, которые приняли британскую пушку на вооружение, слегка модернизировав 57-мм орудие, в армии США артиллерийская система проходила под обозначением М1.

Бронебойный снаряд указанного орудия с расстояния 900 метров пробивал до 73 мм броневой стали, расположенной под наклоном 60 градусов. Для 1942 года – это были приемлемые цифры, но с появлением новых немецких танков и усиления лобового бронирования уже существующих боевых машин эффективность 57-мм британской противотанковой пушки только снижалась. Выбор именно этого орудия для установки на бронетранспортер М3 был обусловлен тем, что англичане хотели получить технику, которая была бы сопоставима по вооружению с их собственной, к примеру, танками «Валентайн» и «Черчилль». Именно пушка была основным и единственным вооружением противотанковой самоходки на шасси полугусеничного бронетранспортера, но уже в боевых частях машины могли комплектоваться и пулеметами для самообороны.

Первый экземпляр новой противотанковой самоходки поступил для прохождения программы испытаний на Абердинский полигон в апреле 1942 года. Вооруженная адаптированным вариантом британской 6-фунтовой (57-мм) пушкой бронемашина получила обозначение Т48 – 57 mm Gun Motor Carriage. Уже в октябре 1942 года американский заказ на новую самоходку был аннулирован, в США обратили внимание на новые артиллерийские системы калибра 75 мм и гусеничные самоходки. При этом выпуск новой САУ по британскому заказу продолжился, серийное производство развернули в декабре 1942 года. Сборкой машин занималась компания Diamond Т Motor Company. Однако к 1943 году интерес к новой самоходке потеряли и англичане, которые поняли, что она малоэффективна против новейших немецких средних и тяжелых танков, к тому же в Великобритании разработали новую 17-фунтовую пушку (76,2-мм) QF 17 pounder, которая стала лучшим противотанковым орудием союзников, получив бронебойный подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном.

В итоге только что разработанная самоходка оказалась ненужной основным заказчикам, англичане получили только 30 машин Т48, а американцы ограничились и вовсе закупкой одной противотанковой САУ, еще 282 уже готовых самоходных установки они просто переоборудовали обратно в бронетранспортеры М3А1. А вот оставшиеся 650 штук нашли пристанище в СССР, советские военные проявили к данной машине интерес и заказали ее в рамках поставок по ленд-лизу, 241 машина прибыла в Советский Союз в 1943 году, еще 409 – в 1944 году. При этом только в СССР данная противотанковая самоходка использовалась по своему прямому назначению вплоть до завершения боевых действий.

Читать еще:  «Беркут» – несомненно нужный магазин

Особенности конструкции САУ Т48

Компоновка и внешний вид американской самоходной установки Т48 были традиционными для техники на такой базе. Подобные боевые машины имелись и в арсенале германской армии. Немцы также оснащали свои полугусеничные бронетранспортеры Sd Kfz 251, получившие известность как «Ганомаг», артиллерийскими системами разных калибров: 37-мм противотанковыми пушками, короткоствольными 75-мм орудиями, а к концу войны и 75-мм длинноствольными пушками. Возможно, познакомившись с подобными боевыми машинами на фронте, советские военные решили получить собственный аналог, что и привело к поставкам 650 противотанковых САУ из США. В Советском Союзе машина получила новое обозначение СУ-57. Стоит отметить, что собственных бронетранспортеров в СССР не производилось вовсе, поэтому подобная техника в целом представляла большой интерес для Красной Армии.

Компоновку противотанковой самоходки, построенной на базе шасси полугусеничного бронетранспортера, можно было назвать классической. Корпус самоходной установки отличался простотой форм и линий, коробчатая конструкция с вертикально расположенными бортами и кормовыми стенками собиралась с использованием бронелистов, установленных на каркасе из уголков. При изготовлении противотанковой самоходки Т48 широко использовались агрегаты коммерческих грузовых автомобилей, главным образом, в органах управления и в трансмиссии. В передней части корпуса располагался двигатель, скрытый под бронированным капотом, за ним находилась кабина механика-водителя. При этом капотную часть и кабину американские конструкторы позаимствовали у колесного разведывательного бронетранспортера Scout Car M3A1, который поставлялся в СССР и стал самым массовым БТР Красной Армии в годы Второй мировой войны.

Бронекорпус самоходки сверху был открыт и отличался противопульным бронированием, толщина брони лобовых листов корпуса доходила до 13 мм, в целом же в конструкции боевой машины использовались листы бронированной стали толщиной до 6,5 мм. В открытом кузове была установлена 57-мм американская противотанковая пушка М1, получившая полуавтоматический вертикальный клиновой затвор. Орудие было установлено на станке Т-5, который разместили в передней части корпуса сразу за отделением управления. Орудие было установлено в прикрытое сверху от осадков укрытие с коробчатым щитом, который защищал расчет от пуль и осколков снарядов, возимый боекомплект составлял 99 снарядов. Пушка отличалась отличными углами наведения по горизонтали – 56 градусов, вертикальные углы наведения орудия составляли от -5 до +16 градусов. Для ведения огня из 57-мм пышки использовалось три типа унитарных выстрелов: два бронебойных (тупоголовый трассирующий и остроголовый трассирующий) снаряда и осколочная граната. На дистанции 500 метров орудие позволяло расчету пробить до 81 мм брони (при угле встречи 60 градусов).

Настоящим сердцем самоходной установки можно назвать карбюраторный 6-цилиндровый двигатель White 160АХ, развивавший мощность 147 л.с., на часть машин ставился чуть более слабый двигатель – International RED-450-B, развивавший мощность 141 л.с. Слабая огневая мощь и недостаток брони компенсировались неплохой подвижностью и скоростью. При боевой массе около 8 тонн, такой двигатель обеспечивал машине удельную мощность на уровне 17,1 л.с. на тонну. При движении по шоссе САУ T48 разгонялась до скорости 72 км/ч, запас хода самоходки оценивался в 320 км.

Передние колеса самоходной установки были управляемыми. Применительно к каждому борту гусеничный движитель ленд-лизовской самоходки состоял из четырех сдвоенных обрезиненных опорных катков, катки были объединены попарно в две балансирных тележки. На части самоходок в передней части корпуса размещалась однобарабанная лебедка. При этом на некоторых боевых машинах лебедку меняли на буферный барабан диаметром 310 мм. С таким приспособлением проходимость САУ увеличивалась, наличие барабана облегчало процесс преодоления эскарпов, рвов и траншей шириной до 1,8 метра.

Особенности боевого применения СУ-57

Полугусеничное шасси и небольшой вес обеспечивали противотанковой самоходке неплохую проходимость даже по слабым грунтам и снегу. При этом самоходка предсказуемо теряла в управляемости. При повороте передних колес боевая машина не всегда готова была выбраться на необходимое направление движения. Справедливости ради стоит отметить, что подобные недостатки были присущи и немецким полугусеничным бронетранспортерам. Открытое боевое столкновение с танками противника не оставляло ленд-лизовским самоходкам Т48 практически никаких шансов на успех. Эффективным считалось применение данных САУ из засад и с заранее укрепленных позиций. При этом примерно для таких действий на поле боя, новая боевая машина изначально и создавалась.

К 1943 году 57-мм орудие испытывало проблемы в борьбе с новыми немецкими танками «Тигр» и «Пантера». При этом она пробивала лобовую броню средних немецких танков Pz.IV модификаций G и Н, поразить «Тигр» или даже самоходку «Фердинанд», можно было в борта корпуса. С расстояния в 200 метров можно было постараться поразить «Тигр» или «Пантеру» непосредственно в лоб, но при таких действиях без качественно подготовленной и замаскированной позиции – это был билет в один конец. Можно отметить, что с определенными ограничениями, часто весьма существенными, самоходка все-таки справлялась со своими обязанностями, активно участвуя в боях на Восточном фронте.

Если бронепробите позволяло поражать технику противника, пусть и с большим количеством ограничений, то воздействие 57-мм орудия на пехоту и полевые укрепления было очень слабым. Для разрушения подготовленных полос обороны и фортификационных сооружений подобное орудие не подходило. Могущество 57-мм осколочно-фугасных боеприпасов было явно недостаточным. Осколочно-фугасный выстрел подобной пушки весил всего 3,3 кг, а масса взрывчатого вещества составляла всего 45 граммов.

Получившие обозначение СУ-57 ленд-лизовские противотанковые самоходки широко использовались в составе трех отдельных самоходно-артиллерийских бригад, в каждой из которых имелось по 60-65 боевых машин данного типа. СУ-57 являлись штатным оружием для 16-й, 19-й и 22-й (позднее ставшей 70-й гвардейской) самоходно-артиллерийских бригад, которые воевали в составе 3-й, 1-й и 4-й гвардейской танковых армий соответственно. В Красной Армии американские самоходки использовались также побатарейно и подивизионно, в этом случае они включались в состав мотоциклетных батальонов и отдельных разведывательных рот на бронеавтомобилях. В таких подразделениях САУ Т48 применялись особенно эффективно, выступая в своей прямой роли – полугусеничного бронетранспортера, обладающего усиленным комплексом вооружения.

ПТ-76 плавающий танк: описание, характеристики и интересные факты

Перед началом Второй мировой войны в Советском Союзе имелся большой опыт по созданию плавающей бронированной техники. В сорок первом году у Красной армии был крупнейший парк подобной техники, однако за время ведения боевых действий подавляющее большинство экземпляров уничтожили вражеские войска. Оставшиеся машины явно не соответствовали целям правительства и мало могли усилить армию. Образец ПТ-76 – плавающий танк, серийный выпуск которого был налажен в послевоенные годы. На его базе выпущено несколько модификаций. Рассмотрим характеристики и особенности амфибии.

История создания

Плавающий танк ПТ-76 планировалось оснастить пушкой калибром 76 мм. Он должен был быть способен транспортировать солидный запас боеприпасов и иметь возможность переброски на броне до двух десятков десантников. Разработкой новой техники занялось конструкторское бюро судостроительного комбината в Нижнем Новгороде («Красное Сормово»).

Читать еще:  Карабин тоз-106 (мц 20-04): отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Первая пара опытных образцов была изготовлена в 1948 году. К сожалению, модели не прошли тестирование, после чего разработкой занялось ВНИИ транспортного машиностроения в Санкт-Петербурге (Ленинграде). Изготавливающим предприятием был назначен Сталинградский транспортный завод. Общее руководство проектом осуществлял Ж. Я. Котин. В свое время под его управлением создавались тяжелые самоходные артиллерийские установки. В роли ведущего конструктора выступил Шамшурин Н. Ф.

Новый проект получил индекс 740. К лету 1950 года выпустили опытные экземпляры. В тяжелых испытаниях новая боевая машина на голову превзошла своего конкурента (К-90 от московских производителей), пройдя успешно все преграды. В августе 1951 года объект получил наименование «плавающий танк ПТ-76» и был принят на вооружение.

Конструкционные особенности

Рассматриваемая военная машина обладает классической компоновкой, относится к легкому классу. Бронированный корпус оборудован тремя отсеками:

  1. Отделением управления, размещенным в носовой части.
  2. Боевым отсеком, находящимся в центре корпуса, оборудованным башней конической конфигурации.
  3. Силовым отделением в корме корпуса. Здесь расположен дизельный мотор и пара водометных движителей (впервые использованных на базе такой техники).

В серийный выпуск машина была пущена уже в 1951 г. Массовое производство продолжалось до 1967 г. Всего с конвейера сошло около четырех тысяч экземпляров. В 1967 г. техника была снята с вооружения.

Танк ПТ-76: характеристики

Ниже приведены характеристики тактико-технического плана:

  • Тип машины – плавающий танк.
  • Год выпуска – 1951.
  • Состав экипажа – три человека.
  • Схема компоновки – классическая.
  • Длина/ширина/высота – 6,91/3,18/2,19 м.
  • Толщина брони – от 5 до 13 мм, в зависимости от расположения (нос, бока, днище, башня).
  • База – 4,08 м.
  • Колея – 2,74 мм.
  • Просвет дорожный – 37 см.
  • Тип брони – катанная гомогенная из стали повышенной прочности.
  • Вооружение – нарезная пушка калибром 76 мм, пулемет СГМТ калибром 7,62 мм.
  • Дальность выстрела – до 12 км.
  • Тип прицела – телескопический марки ТШК-66.
  • Силовая установка – дизельный мотор В-6 мощностью 240 лошадиных сил.
  • Показатель скорости (максимальный) – 44 км/ч по суше, 10,2 км/ч — на плаву.
  • Вес – 14 тонн.
  • Преодолеваемый ров – 2,8 м.
  • Запас хода по пересеченной местности/на плаву – 210/70 км.
  • Подвеска – индивидуальная торсионного типа.
  • Мощность удельная – 17,1 л. с/т.

Приспособления наблюдения и связи

Легкий плавающий танк ПТ-76 оборудован тремя перископическими устройствами, которые размещены во вращающейся башенке командира. Приспособления смонтированы плотно и обеспечивают качественный обзор довольно узкого сектора.

Приборы имеют пятикратное увеличение и поле зрения 7,5 градуса по горизонту. По бокам расположены перископы ТНП с однократным увеличением. Заряжающий для обзора местности может использовать только один поворотный прибор однократного увеличения МК-4. Он находится перед люком в башенной крыше.

В небоевых условиях механик-водитель ведет наблюдение за местностью через открытый люк. В боевых условиях для обзора служат три устройства типа ТНП. Для управления машиной в условиях плохой видимости или ночью предусмотрен бинокулярный прибор ночного видения ТВН-2Б. Он включает в себя инфракрасный фильтр, электронную начинку и оптику. Дальность видения составляет порядка 60 метров, при этом угол обзора составляет не более 30 градусов.

Танк ПТ-76: описание двигателя и ходовой части

По большому счету силовой агрегат рассматриваемой амфибии является модернизированным мотором танка Т-34. Коробка передач также заимствована у этой модели. Приличную скорость и хорошую маневренность на воде обеспечивают водометные движители. Благодаря этим элементам плавающий танк ПТ-76 мог без проблем преодолевать водоемы, заросшие кустарником.

При этом отмечается низкое удельное давление траков на почву, что гарантировало машине легкое пересечение сильно заболоченных территорий. Боевая амфибия стала компактнее и проще в обслуживании, а также получила гидравлические амортизаторы, взаимодействующие с индивидуальной торсионной подвеской. Эти узлы обеспечивали технике улучшение плавности хода и увеличение крейсерской скорости. Плавающий танк ПТ-76 С 60 оснастили системой защиты от ОМП и автоматическим противопожарным устройством. Техника отлично показала себя в форсированных маршах дальностью до 500 километров.

Модификации

На базе рассматриваемой машины выпущено несколько модификаций. Среди них:

  1. Модель с 76-миллиметровой пушкой Д-56ТМ с двухкамерным дульным тормозом. Кроме того, у нее появился эжектор, внутренняя рация, прибор ночного видения, противодымовое термическое приспособление. Высота корпуса увеличена на 13 миллиметров. Год усовершенствования – 1957.
  2. Модернизированный танк ПТ-76Б выпущен в 1959 году. Он оснащен двухплоскостным орудием Д-56ТС, стабилизирующим устройством СТП-2П, вентиляционной установкой с фильтрами. На поздних версиях устанавливался гирополукомпас.
  3. В 1967 году на рассматриваемом танке устанавливается курсовой пулемет ПКТ, переговорное устройство Р-123. Машина состояла на вооружении разведывательных корпусов и в морской пехоте.
  4. На базе ПТ-76 создан бронетранспортер БТР-50, пусковые установки для ракетных комплексов «Луна», дивизионный комплекс для разминирования УР-67.

Интересные факты

Первое серьезное боевое столкновение ПТ-76 состоялось в марте 69-го года во Вьетнаме. Команда из двенадцати машин и бронетранспортеров атаковала американскую базу Бен-Хет с целью уничтожения пушечной батареи. Головной ПТ-76 подорвался на мине, однако экипаж не вышел из строя и продолжал вести огонь. Остальные машины вступили в противостояние со взводом «Паттон» и парой зенитных самоходных машин. Потери понесли обе стороны, но атака не продолжилась после потери двух танков и одного БТР.

Весной 65-го года Индия обратилась к СССР за помощью для получения защиты от возможного вторжения Пакистана. Первую партию амфибий Индия получила летом 65-го. Всего страна имела два полка таких машин общей численностью около 90 экземпляров.

В сентябре 1965 г. бригада ПТ-76 в составе седьмого индийского машинного полка атаковала захваченную пакистанцами деревню. В итоге противника удалось выбить, потеряв один танк со своей стороны. За время военных действий Индия лишилась около роты ПТ-76, некоторые из которых были захвачены армией Пакистана.

Участие в других военных конфликтах

Среди наиболее известных противостояний с участием рассматриваемой машины можно отметить следующие вооруженные конфликты:

  • Война между Индией и Пакистаном в 1971 году. За четырнадцать дней боев было уничтожено и повреждено 13 танков ПТ-76, а пакистанцы потеряли все свои тяжелые машины. Это был один из весомых вкладов в победу.
  • Война 1967 года (шестидневная) между Египтом и Израилем. У египтян в арсенале было 29 рассматриваемых машин. Однако они были использованы не по назначению. В результате две единицы уничтожены, 7 – брошено. Трофейные модели израильцы переработали и установили на них американское вооружение.
  • Война судного дня в 1973 г. В ней ПТ-76 участвовали как со стороны Египта, так и со стороны Израиля.
  • Кроме того, машины принимали участие в югославских войнах и противостоянии в Чечне.

В завершение

Сейчас легкий плавающий танк ПТ-76 и БТР-50 – великолепные и ненужные «поплавки». В СССР они сняты с вооружения в 1967 году. Тем не менее списанные машины получили популярность у стран ближнего Востока и активно использовались. Для своего времени данная техника проявила себя весьма успешно, причем как на суше, так и на воде.

Легкие плавающие танки активно экспортировались в государства варшавского договора, а также большинство просоветских африканских и юго-восточных стран. Трофейные египетские машины модернизировались израильскими инженерами, а Китай выпускал собственный аналог под индексом «тип-63».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector