1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плавающий танк Т-43: описание, характеристики, фото.

Проект разведывательного плавающего танка Т-43

Согласно принятой 1933 году «Системе ТВ (танкового вооружения) на 2-ую пятилетку» танк Т-37А было решено сохранить на вооружении РККА в существующем виде. Однако его невысокие боевые и технические возможности заставляли конструкторов и военных постоянно вести целенаправленные работы по его модернизации, а, ещё лучше, замене на более совершенную машину.

Рис.217 Танк Т-43-1 без вооружения на колёсном ходу. Завод № 185

Одним из основных побудительных мотивов для этого стал тот факт, что планировавшееся перемещение Т-37А на дальние расстояния в кузовах грузовых автомобилей реализовать было невозможно, ввиду того, что серийное производство ЗИС и ЯАЗ освоить никак не могли. А их переброска своим ходом приводила к неоправданно большому проценту выхода машин из строя. Основными причинами этого являлись перегрев двигателя, и массовые поломки ходовой части танков.

Сложившаяся ситуация потребовала уже в конце 33-го года приступить к спешному проектированию нового плавающего танка с колёсно-гусеничным движителем для укомплектования им разведывательных подразделений мотомеханизированных частей РККА.

Рис.219 Танк Т-43-1. Вид сбоку.

В декабре 1933 г. управляющий Спецмаштреста Нейман объявляет конкурс на создание проекта такого танка, которому присваивается индекс Т-43 и озвучивает размер призового фонда – 20000 рублей. В конкурсе приняли участие представители двух заводов, которые специализировались на разработке и выпуске малых и лёгких танков: опытный завод самого Спецмаштреста (им С.М.Кирова) и завод № 37 (в недавнем прошлым второй завод ВАТО). Проект, предоставленный конкурсной комиссии первым заводом, получил обозначение Т-43-1, вторым заводом – Т-43-2.

В качестве двигателя оба разработчика должны были использовать новый двигатель «Форд V-8», серийное производство которого в то время осваивал ГАЗ.

Разработчик: КБ опытного завода им. С.М.Кирова. Ведущий конструктор проекта

Начало работы над проектом: декабрь 1933

Изготовление первого опытного прототипа: апрель 1935

Судьба проекта: Серийно не выпускался

Рис.220 Танк Т-43-1 со снятыми гусеницами и частично демонтированной подвеской. Производство завода № 185

Данная машина имела расчётную полную массу в 3600 кг. Башня и корпус собирались из штампованных деталей и листов брони, имевших толщину от 4 до 10мм, методом клёпки. Танк имел стандартное вооружение, пулемёт ДТ-29, установленный в башне кругового вращения. В качестве одного из вариантов вооружения была просчитана возможность установки на танке пушки калибра 45мм в неподвижной рубке.

Вопрос со своевременным запуском нового двигателя в производство, в лучших традициях того времени, был успешно сорван. Поэтому в срочном порядке проект пересчитали под двигатель ГАЗ-АА, который разработчики разместили поперёк кормовой части танка. Сразу над ним на крыше корпуса установили радиатор от этого же двигателя. Между ними смонтировали вентилятор, имевший ремённый привод.

Для удешевления конструкции и сокращения срока работы над проектом трансмиссию Т-43-1 практически без изменений взяли от грузовика ГАЗ (бортовая передача для колёсного хода, двойной дифференциал, КПП).

Ходовая часть по борту имела ведущее (заднее) и направляющее (переднее) колёса и три опорных катка обрезиненных большого диаметра.

Рис.221 Танк Т-43-2 на колёсном ходу. Вид сбоку. Производство завода № 37.

Бортовая цилиндрическая передача передавала вращение на ведущие колёса при движении на колёсном ходу. Управлялся в этом случае танк передней парой опорных катков. В целях максимального освобождения заброневого пространства задние катки получили кривошипно-пружинную подвеску, аналогично немецким разработкам для танков Krupp. Минусом данного решения являлась повышенная уязвимость такой конструкции, и её явная неоптимальность с точки зрения достижения танком высоких скоростей движения.

Рис. 222 Танк Т-43-2. Вид сзади.

Рис.223 Т-43-1 Основные проекции

Достаточно оригинально был решён вопрос перемещения танка на плаву. От традиционного винта и вертикального руля отказались. Вместо этого на ведущих колёсах закрепили лопасти в количестве шести. Движение осуществлялось следующим образом: ведущее колесо засасывало сбоку (по ходу Т-43-1) воду, которая с силой отбрасывалась затем на аппарат направляющий. Последний поворачивал поток на 90 градусов, формируя струю воды направленную по оси движения машины.

Поворот при движении на плаву осуществлялся путём изменения числа оборотов соответствующего ведущего колеса.

Разработчик: КБ завода № 37. Руководитель проекта Н.Астов

Начало работы над проектом: декабрь 1933

Читать еще:  Плавающая САУ СУ-45(СУ-37) Т-48: описание, характеристики, фото.

Изготовление первого опытного прототипа: апрель 1935

Судьба проекта: серийно не выпускался

Рис.224 Танк Т-43-2. Вид сбоку.

Работами по данному проекту руководил Н.Астров. Машины во многом напоминали одна другую. Но при этом существовало достаточно большое количество отличий.

Полная масса Т-43-2 составила почти 3700 кг. Согласно проектной документации его корпус и башня должны были стать сварными. Но завод-изготовитель не смог освоить технологию проведения сварочных работ с броневыми листами. Поэтому опытный Т-43-2 изготовили традиционным способом, методом клёпки.

Танк имел более просторную башню ярко выраженной четырёхугольной формы, в которой устанавливался пулемёт ДТ-29. на её крыше дополнительно установили турель для крепления пулемёта зенитного.

Двигатель и трансмиссию Т-43-2 также практически без изменений получил от ГАЗ-АА. Ходовая часть имела лишь одно отличие. Два последних опорных катка в «единый блок» связаны не были. Т.е. имели автономную установку.

Движение на плаву осуществлялось использованием винта гребного и руля направления.

В период со 2 по 4 августа 1934 г. на расширенном заседании (с приглашением представителей УММ РККА) Техсовета Спецмаштреста прошло обсуждение предоставленных проектов. Единственным решением, с которым согласились представители всех присутствующих сторон, стало то, что обе машины чрезвычайно сложны в производстве и ненадёжны в эксплуатации. Данный результат проектирования во многом был определён, по мнению комиссии, чрезмерной сложностью поставленной задачи и невозможностью в настоящее время разработать простую конструкцию танка, имеющего возможность двигаться на гусеницах, на колёсах, и плавать.

Главные конструкторы предприятий, участвовавших в конкурсе, были едины во мнении о том. что новый танк должен иметь чисто гусеничный движитель для перемещения по суше, что значительно упростит и облегчит конструкцию машины и позволит усилить её вооружение и бронирование.

Рис. 225 Т-43-2 на колёсном ходу. Вид спереди

Военные отдали предпочтение проекту Т-43-2, в силу его большей простоты. Представитель треста рекомендовал выпустить малой серией оба варианта танка и по результатам войсковой эксплуатации выбрать затем лучшую машину.

Серийное производство не поддержали, однако УММ РККА разрешило изготовление опытных экземпляров всем предприятиям, участвовавшим в конкурсе. Обе экспериментальные машины были готовы к началу апреля 1935 г.

Сравнительные испытания начались в конце апреля. Как и ожидалось у новых машин было выявлено множество дефектов и недоработок. Машины часто ломались и, фактически, больше находились в ремонте, чем на испытаниях.

Основной проблемой Т-43-1 стало движение на плаву. С надетыми гусеницами это не получалось. Причина заключалась в следующем. Чтобы обеспечить движение со скоростью порядка 4 – 5 км/час двигатель должен был развивать не менее 400 об/мин. Это соответствовало скорости движения по шоссе равной примерно 35 км/час. Гусеницы на плаву продолжали вращаться. При попадании на мелководье они цеплялись за подводные препятствия или грунт и рвались. Двигаться задним ходом на плаву Т-43-1 не мог вообще, так как в этом случае двигатель развивал всего 60 об/мин, что позволяло плыть со скоростью не более 0,5 км/час.

Основные проблемы Т-43-2 испытывал при движении на колёсах.

По результатам испытаний оба проекта закрыли, как полностью бесперспективные.

Рис. 226 Т-43-2 Основные проекции

Рис.227 Модель-копия танка Т-43-1. Вариант на колёсном ходу

Средний танк Т-43

Не сумев довести проект А-43 (Т-34М) до стадии прототипа, советскими танкостроительными конструкторскими бюро завода №183 до зимы 41-го года велись только работы по адаптации уже существующей конструкции под запросы фронта и производственные мощности. Работы над перспективными машинами прекратили на несколько месяцев. Однако в декабре конструкторское бюро получило задание коренным образом модернизировать Т-34 с целью улучшения бронезащиты и уменьшения стоимости танка. Новая модель получила индекс Т-34М, однако ее отличия от серийного Т-43 были менее радикальными.

Например, пятикатковую ходовую часть почти не изменили, однако вместо пружинной подвески планировалось использование торсионной вместе с новой коробкой передач, которая позволяет переключать скорости во время движения (КПП серийного танка Т-34 не имела такой возможности). Компоновка танка изменилась существенно, став более плотной. Кроме того, стрелок-радист был удален из состава экипажа, что позволило уменьшить массу и высвободить место внутри боевого отделения танка. Одновременно с этим толщина брони в лобовой части корпуса была доведена до 70 миллиметров, кормы и бортов – до 60 миллиметров. Таким образом, эти мероприятия позволяли по показателям бронирования приблизиться к тяжелым танкам КВ-1 при меньшей массе и большей скорости. Несмотря на это, после заседания комиссии Второго отдела НКТП в феврале 42-го года проект не получил одобрения.

Читать еще:  Плавающий -танк Т-37А и Т-37РТ: обзор, фото, характеристики.

Одним из факторов, который побудил наркомат отказаться от Т-34М, стали увеличившиеся требования к средним танкам. Опыт боёв с германскими войсками, которые активно применяли 50- и 75-миллиметровые противотанковые орудия, опять заставил пересмотреть вопрос защищенности танка Т-34. Весной того же года подготовили новое техзадание, которое предусматривало увеличение толщины брони до 80 миллиметров, максимальной скорости – до 50 километров в час, гарантированного пробега – до 1500-2000 километров. Особое внимание уделили устранению ещё одного значительного недостатка – «слепоты” при обзоре с места командира и водителя. При этом танк должен сохранять силовую установку, траки, катки, элементы интерьера и возимый ЗИП. Задание на проектирование танка, который получил обозначение Т-43, выдал И.В. Сталин.

По предписанию Народного комиссариата танковой промышленности предстояло разработать трехместную башню. Командир танка в новой башне располагался на месте кормовой ниши, что позволяло ему вести наблюдение с помощью командирской башенки, имеющей круговой обзор. Далее конструкторское бюро завода №183 за основу взяло отвергнутый проект Т-34М, оснастив его радиостанцией 9Р, улучшенной боеукладкой и увеличенными топливными баками. В июле 42-го года данный проект был утвержден коллегией Народного комиссариата танковой промышленности, которая поставила 7 ноября сроком сборки первого прототипа.

Тем временем коллектив конструкторов под руководством А. Морозова (при одобрении вышестоящего руководства) начал внедрение отдельных узлов танка Т-43 на серийных танках Т-34. В частности, пытались установить командирские башенки по типу советского Т-50 или немецких танков. В результате получили три варианта, которые отличались технологией изготовления (сварная или литая), а также способом крепления (отлитая вместе с крышей или приварная). Башенку по типу танка Т-50 отвергли достаточно быстро, так как она не имела эвакуационного и вентиляционного люков, поэтому приняли решение дальнейшие работы сконцентрировать на кормовом расположении башенки. Впрочем, и в этом варианте не обошлось без проблем – ее перемещение назад вызывало затруднения с регулировкой вертикального положения командирского сидения, а место расположения было не слишком удачным. Позднее построили опытный «скоростной» вариант танка – Т-34С, имеющий новую 5-скоростную коробку передач, которая идеально устанавливалась на место старой. Во время испытаний Т-34С развил максимальную скорость, равную 54,5 километрам в час по шоссе и 15 километрам в час по пересеченной местности, что с улучшенной проходимостью стало подтверждением правильности выбранного направления работ.

В октябре 42-го на испытания представили второй Т-34С, оснащенный не только 5-скоростной КПП, но и трехместной башней нового образца (командирская башенка была смещена к центру башни) и 60-миллиметровой лобовой броней. Хотя эта машина имела целый ряд преимуществ перед Т-34, в ней выявили немало недостатков. Боевая масса второго Т-34С составляла более 32 т. а, следовательно, танк имел перегруженную ходовую часть. Компоновку мест экипажа признали неудачной, а механизмы машины работали ненадежно. Но самое главное – у танка Т-34С отсутствовали резервы для дальнейшей модернизации.

К сентябрю-октябрю 42-го года, когда утвердили чертежи танка Т-43, многие его агрегаты уже были испытаны на серийных машинах и начали внедряться в производство. Например, с марта 43 года на танк Т-34 устанавливали новую коробку передач, а несколько раньше машины начали оснащать командирскими башенками. Работы над глубокой модернизацией серийных танков Т-34 к этому времени были прекращены, а все внимание сосредоточили на Т-43.

Первый прототип танка изготовили в декабре 1942 года, и он немного отличался от начального проекта. В очередной раз была изменена компоновка: место водителя было перенесено на правый борт, его снабдили наблюдательным люком-«пробкой”, слева был установлен единый топливный бак емкостью на 500 л. Это позволило улучшить защиту лобовой части корпуса, однако создало проблемы во время эвакуации. Курсовой пулемет также устанавливался справа, однако теперь он был закреплен неподвижно. Прицельный огонь вёл механик-водитель. Для ориентирования использовались трассы пуль и вводились поправки по делениям (рискам) на перископе.

Защищенность танка была серьёзно усилена: бронирования башни составила 90 мм, бортов — 60 мм, лобовой части корпуса — 75 мм.

Испытания среднего танка Т-43 и второго прототипа Т-34С проходили совместно на протяжении трёх месяцев. Испытания показали существенные преимущества нового танка в плане надежности машины. Полигонная комиссия осталась довольной «сорок третьим”, однако посоветовала усилить вооружение танка, что было невозможно из-за плотной компоновки. Таким образом, появился проект Т-43 «улучшенный”, на котором планировалась установка башни с погоном 1600 миллиметров, гусениц цевочного зацепления и новой радиостанции. Впрочем, изготовить данный танк в металле не удалось, поскольку ещё летом 43-го года начали вести активные работы по установке на танки Т-34 мощного 85-миллиметрового орудия, что привело к появлению Т-34-85.

Читать еще:  Плавающий танк Т-41: описание, фото, характеристики.

Т-43, Легкий танк

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК Т-43

Состояние – создан в 1934 году.
Разработчик – завод N185 им.Кирова
Изготовитель – завод N185
Производство – опытный образец
Боевая масса, т – 3,6
Длина, мм:
– с пушкой вперед – ок. 3500
– корпуса – ок. 3500
Ширина, мм – ок 2000
Высота по крышу башни, мм – ок 1500
Клиренс, мм – 300
Ср. уд давление на грунт, кг/см.кв. – 0,25
Преодолеваемые препятствия:
-подъем, град. – 30
– брод, м – плавает
Тип двигателя карбюраторный – ГАЗ-АА
Максимальная мощность, л.с. – 45-48
Запас топлива, л – 120
Удельная мощность, л.с./т – 13,3
Максимальная скорость, км/ч:
– на колесах – 62
– на гусеницах – 46
– на плаву – 4,5
Бронирование, мм:
– лоб корпуса – 9
– лоб башни – 9
Экипаж, чел. – 2
Вооружение:
– число х калибр, мм и тип пулеметов – 1х7,62 мм ДТ
(боекомплект, шт.) – 2500
Прицел – МП
Радиостанция – нет

Дополнительные сведения: Корпус клепаный из катаных броневых листов. Во вращающейся башне установлен пулемет. Двигатель расположен в кормовой части корпуса. Для движения по воде используются колеса с лопастями. Танк создавался параллельно с танком Т-43 завода N37. На вооружение принят не был.

«Daring» и еще семь кораблей этого типа были укрупненными и усовершенствованными вариантами судов типа «Battle» и «Weapon». Они были способны выполнять несколько видов задач, в том числе нести противолодочную и разведывательную службу

Эскадренные миноносцы типа “Форрест Шерман” — тип эскадренных миноносцев, состоявший на вооружении ВМС США с 1955 по 1988 годы. Всего было построено 18 эсминцев этого типа

К моменту своего создания эсминцы типа «Митчер» были крупнейшими кораблями в своем классе в мире и были гораздо больше всех предшествующих типов эсминцев, построенных в США

Эсминцы типа «Гамбург» (известны также как проект 101) были заказаны в августе 1957 года. Первоначально планировалось построить 12 кораблей

Развитие шлюпов типа «Egret», но длиннее на 2 м, чуть быстроходнее и с измененным составом вооружения — вместо одной из 102-мм артустановок поставлен счетверенный 40-мм «пом-пом»

Несостоявшаяся замена первым советским плавающим танкам — Т-43-1 и Т-43-2

Как известно, первым советским плавающим танком был Т-37 . Более того – это не только первый советский плавающий танк, но и первый серийный плавающий танк в мире. В принципе это всё, чем знаменита эта машина.

Первый плавающий танк Т-37

Что касается её боевых качеств, то машина получилась откровенно слабой, как в плане вооружения так и в плане бронирования. Поэтому сразу же после появления этого танка советские военные задумались над его заменой. Вот на замену 37-го и готовились танки под названием Т-43, о которых пойдёт речь ниже.

В конце 1933 года в Советском Союзе был объявлен конкурс на создание нового колесно-гусе­ничного плавающего танка. Участвовали в нем два КБ – Завода опытного машиностроения и Завода №37. Оба проекта получили общее название Т-43 (кстати, позже так назовут еще один танк – опытную машину времен Великой Отечественной).

Завод опытного машиностроения сделал Т-43-1 весом в 3,6 тонны, имевший 10-миллиметровую броню и пулемет ДТ в качестве основного вооружения. Но самое интересное, что у этой машины не было гребных винтов – она передвигалась по воде при помощи поперечных лопастей на ведущих колесах.

Завод №37 создал так называемый Т-43-2, масса которого была примерно на 100 килограмм больше, а вот бронирование и вооружение были аналогичными.

Однако этот танк передвигался по воде стандартным способом – с помощью винта. В итоге оказа­лось, что такой метод все же надежнее, так как Т-43-1 плавал медленно и часто лишался гусениц при выходе на берег.

Правда, у Т-43-2 нашлись другие проблемы – с передвижением на колесном ходу, поэтому его на вооружение тоже не приняли. И вообще военные решили, что совмещать в одной машине колесно-гусеничную схему и возможность движения по воде не стоит. В 1935-м работы по обоим танкам прекратили.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector