0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плавающий танк Т-41: описание, фото, характеристики.

Проект Т-41. Малый плавающий танк

Разработчик: КБ 2-го завода ВАТО. Руководитель проекта Н.Козырев
Начало работы над проектом: 1932
Изготовление первого опытного прототипа: 1932
Судьба проекта: Было изготовлено 12 танков, после чего проект был закрыт, ввиду низких ТТХ конструкции.

Параллельно с КБ ОКМО в начале марта 1932 года к работам по созданию советской версии плавающего танка подключились конструкторы Второго завода ВАТО. Руководил работами конструктор Н.Козырев.

Рис.200 Проект танка Т-41без установленного пулемёта

«Стартовый капитал» у них был тот же самый. Однако Н.Козырев внёс в свой проект больше собственных технических решений. Его коллектив в процессе работы меньше оглядывался на британский прототип, хотя его серьёзное влияние чувствуется и в их машине.

Рис.201 Т-41 серийный на испытаниях.

Корпус танка был клёпано-сварным, что являлось достаточно новаторским решением для того периода. Его собирали на каркасе из металлических уголков, используя броневые листы толщиной от 4 до 9 мм. в стыки листов при сборке устанавливались специальные прокладки из резины. Корпус рассчитывали с учётом обеспечения танку максимальной плавучести. Эту задачу решить удалось, но высота танка из-за этого существенно увеличилась, что привело к увеличению площади поражения. Существенным плюсом Т-41 перед Т-33 являлся полный отказ от поплавков.

Рис.202 Основные проекты танка Т-41 «Опытный»

Двигатель в Т-41 занял привычную для нас позицию, в кормовом отсеке вдоль продольной оси танка. Стремясь сделать максимально простую по конструкции машину, Козырев оснастил свой танк серийно выпускавшимся в то время в СССР лицензионным 40-сильным двигателем «Форд-АА». Топливо из бака ёмкостью 120л подавалось в него самотёком. Трансмиссия с незначительными изменениями также была перенесена с грузовика «Форд-АА».

Рис.203 Основные проекции танка Т-41 «Серийный»

Движение по воде обеспечивалось кормовым гребным винтом реверсного вращения и специальным килем. Недостатком данной конструкции являлась необходимость остановки танка, выключение двигателя для того, чтобы отключить муфту, передающую вращение на винт.

Рис.204 «Т-41 серийный» на испытаниях

Вооружён танк был тем же пулемётом ДТ-29, который разместили в башне кругового вращения. Последняя была смещена относительно продольной оси танка к правому борту. Отличительной особенностью конструкции Т-41 стало наличие специального вращающегося щитка полукруглой формы, предусмотренного в лобовом листе танковой башни. Данное техническое решение позволяло, не вращая башню, вести огонь по горизонту в секторе 33 градуса и по вертикали 24 градуса. Недостатком установки пулемёта можно считать тот факт, что его разместили на специальном хомуте.

Рис. 205 Т-41 опытный на испытаниях плавучести. Август 1932 г.

Ходовая часть танка имела по четыре катка опорных на борт и по паре поддерживающих роликов. Роль направляющего колеса выполнял последний опорный каток. Ведущее колесо размещалось впереди. Танк Т-41 получился почти на 450 кг тяжелее танка Т-33.
Первый опытный Т-41 был передан на заводские испытания в июле 1932 года. Затем, после устранения ряда выявленных недостатков, машина была направлена на полигонные испытания в Кубинку. Последние продолжались со 02.08.32 по 29.09.32 г. По результатам испытаний был вынесен вердикт о том, что Т-41 в данном варианте в качестве боевой машины рассматриваться не может, поэтому войсковые испытания отменили. В это время на испытаниях неплохие результаты показывал танк Т-37. Но они ещё не были завершены. Поэтому Т-41 решили оставить в качестве резервного варианта и отправили на доработку, а не закрыли проект, как это планировалось первоначально.

Рис. 206 Танк Т-41 опытный на ходовых испытаниях. Август 1932 г

Проведя большую работу по устранению выявленных недостатков, используя наработки, полученные в ходе работы над проектом Т-33, конструкторы ВАТО осенью 1932 г. представили на испытание доработанную версию танка, громко названного «Т-41 серийный», что говорит о твёрдой уверенности разработчиков в соответствии боевых и технических возможностей своего детища требованиям заказчика. Машина претерпела ряд конструктивных изменений. высота танка уменьшилась на 140 мм. коробчатая форма носовой и кормовой части была изменена, в результате чего машина стала сильно походить на проходивший в то время испытания Т-37А. двигатель поменяли на отечественный ГАЗ-АА, имевший ту же мощность и габариты. Незначительным изменениям была подвергнута ходовая часть. возимый боекомплект с 2520 сократили до 2142 патронов. Провели доработки конструкции винта, киля, привода винта и приборов механика-водителя.
Результатом данных работ стало снижение боевой массы танка до 2950 кг (на 550 кг). Конструкторы считали, что Т-41 в данной версии будет иметь существенно улучшенные маневренные характеристики. Но этого не произошло. Единственным плюслм стало увеличение преодолеваемого вертикального угла подъёма
Машина не устраивала военных и в новом виде. Однако начало выпуска Т-37А постоянно откладывалось. Это вынудило УММ РККА принять решение о производстве ограниченной партии Т-41.
За период с января по март 1933 года 37-ым заводом было изготовлено и передано в войска 12 «Т-41 серийный». На этом проект закрыли.

Рис.207 Экземпляр Т-41 серийный под днищем ТБ-3

Легкий плавающий танк Т-41

В начале тридцатых годов прошлого века советские инженеры занялись разработкой плавающих танков. Командование Красной Армии проявляло большой интерес к технике этого класса, поскольку она могла дать войскам новые возможности. В первую очередь это была возможность сохранения темпа наступления при наличии на пути войск водных преград. Результатом работ стало появление легкого плавающего танка Т-37А, который строился крупной серией и активно эксплуатировался в войсках, позже уступив место более совершенному Т-38. Тем не менее, проект Т-37А не был единственной подобной разработкой начала тридцатых. Параллельно с ним советская промышленность создавала плавающий танк Т-41.

Работы по проекту легкой бронемашины Т-41 стартовали в конце зимы 1932 года. Проект создавался сотрудниками конструкторского бюро Завода №2 Всесоюзного автотракторного объединения (ВАТО) во главе с Н.Н. Козыревым. По некоторым данным, этот проект должен был стать ответом на аналогичную британскую разработку, первые сведения о которой появились в начале тридцатых годов. Согласно одним источникам, в распоряжении советских инженеров была только информация о самом факте создания британской машины и некоторые сведения о другой зарубежной технике, тогда как другие утверждают, что советской разведке удалось добыть часть английской документации, которая была использована при создании танка Т-41.

Разрабатывать новый проект планировалось с использованием имеющихся наработок и технических решений. Кроме того, предлагалось заимствовать некоторые идеи у существующих проектов. В результате этого, в частности, новый Т-41 был отчасти похож на опытную машину Т-33. Тем не менее, применение иных идей, в том числе оригинальных, имело соответствующий результат: перспективный плавающий танк заметно отличался от всей существующей техники своего класса, разработанной советскими инженерами к этому времени.

Конструкторский коллектив Н.Н. Козырева решил отказаться от одного из технических решений, пользовавшихся популярностью в то время. Плавающая бронетехника конца двадцатых и начала тридцатых оснащалась крупными бортовыми поплавками, за счет которых повышалась остойчивость и плавучесть. Подобные устройства имели характерный недостаток – они увеличивали габариты и вес бронемашины. В проекте Т-41 предлагалось отказаться от этих изделий, использовав новую форму корпуса, которая могла обеспечить требуемые характеристики плавучести без дополнительных поплавков.

Результатом такого подхода к конструированию стал броневой корпус характерной высокой формы. При помощи увеличения вертикальных габаритов предлагалось повысить запас плавучести и все остальные характеристики при движении по воде. Тем не менее, такая особенность корпуса увеличила площадь лобовой и боковой проекций, в определенной мере повысив вероятность попадания пули или снаряда.

Читать еще:  Плавающая САУ СУ-45(СУ-37) Т-48: описание, характеристики, фото.

Корпус танка Т-41 представлял собой коробчатую конструкцию, собранную из прямолинейных листов с использованием сварки и заклепок. Все детали корпуса, за исключением 6-мм крыши и днища, имели толщину 9 мм. Схожую конструкцию имела и пулеметная башня. Корпус оснастили наклонными лобовыми листами, причем верхний располагался под большим углом к горизонтали. Позади него высота корпуса увеличивалась, образуя объем для размещения экипажа и двигателя. Борта располагались строго вертикально, а ширина корпуса не менялась по всей его длине. Кормовой лист также установили с наклоном. Над верхней ветвью гусениц располагались надгусеничные полки. Согласно некоторым источникам, в полках находились небольшие пробковые поплавки. При сборке корпуса стыки герметизировались резиновыми прокладками. На случай протечек предусматривался специальный насос для откачки воды.

Танк Т-41 имел компоновку, широко использовавшуюся в проектах бронетехники того времени. В передней части корпуса разместили агрегаты трансмиссии, передающие крутящий момент двигателя на передние ведущие колеса. Позади трансмиссионного отделения размещался объем для экипажа. У левого борта находился пост управления с рабочим местом механика-водителя, у правого – погон башни и место командира-стрелка. Корма отдавалась под двигатель.

С целью упрощения конструкции и удешевления нового танка конструкторы Завода №2 ВАТО решили использовать серийный бензиновый двигатель «Форд-АА», строившийся в Советском Союзе по американской лицензии. Мотор мощностью 40 л.с. располагался в кормовом отсеке корпуса вдоль оси машины. В левой части корпуса предусматривался топливный бак на 120 л бензина. Топливная система также была максимально упрощена: в ее составе отсутствовал насос, топливо должно было поступать в двигатель самотеком.

Агрегаты трансмиссии тоже предлагалось заимствовать у серийной техники. Как и в случае с двигателем, «источником запчастей» должен был стать грузовик «ГАЗ-АА»/Ford-AA. У этой машины позаимствовали сцепление, карданный вал, главную передачу дифференциала и пятиступенчатую механическую коробку передач. Часть агрегатов трансмиссии располагалась в одном отсеке с двигателем, прочие узлы – в передней части корпуса.

Танк Т-41 получил гусеничный движитель с узкой (200 мм) мелкозвенчатой гусеницей. На каждом борту машины имелось по четыре сблокированных попарно опорных катка. Задние катки также выполняли функции направляющих колес. Над осями подвески тележек располагалось по два поддерживающих ролика. Крупные ведущие колеса были подняты над поверхностью и обеспечивали подъем на препятствия небольшой высоты.

Для достижения максимально возможных характеристик при движении по воде был предложен оригинальный водоходный движитель. Его основой был гребной винт, выведенный через отверстие в кормовом листе. Позади винта располагался подвижный руль для маневрирования. Передача мощность двигателя на винт осуществлялась через механизм реверсирования и жесткую зубчатую муфту, соединявшую коленчатый вал двигателя и вал винта. Подобная система успешно решала поставленную задачу, однако имела характерный недостаток. Для переключения трансмиссии на гребной винт требовалось остановиться и выключить двигатель. Только после этого можно было включить реверсивный механизм и муфту. Перед выходом на берег следовало вновь выполнить эту процедуру.

Экипаж из двух человек располагался в центральной части корпуса. Место механика-водителя находилось у левого борта и оснащалось смотровым люком в наклонном лобовом листе. Для посадки водителю следовало использовать крупный люк, представлявший собой секцию крыши и откидывавшийся вправо, к башне.

Справа от водительского люка находился погон башни с вооружением. Там же расположили место командира. Башня представляла собой цилиндрический броневой агрегат с выступающей передней частью, в которой располагался полукруглый подвижный щиток пулемета. На крыше башни предусматривался люк с крышкой, выполненной в виде усеченного конуса.

Единственным оружием перспективного плавающего танка был пулемет ДТ. При помощи поворота башни он мог вести огонь в любом направлении. Кроме того, подвижный щиток, закрепленный на оси, и установка пулемета с хомутом позволяли наводить оружие в пределах сектора шириной 33° без поворота всей башни. В щитке имелась вертикальная щель, обеспечивавшая вертикальную наводку в пределах 24°. Боекомплект хранился в дисковых магазинах емкостью 63 патрона. В боевом отделении танка имелись стеллажи для размещения 40 таких магазинов – общий боезапас составлял 2520 патронов.

Общая длина танка Т-41 достигала 3,73 м, ширина – 1,95 м. За счет оригинальной конструкции корпуса высота конструкции составляла 1,84 м при клиренсе 285 мм. Боевая масса танка достигла 3,5 т, из-за чего он был тяжелее почти всех аналогичных машин того времени.

Разработка проекта Т-41 заняла всего два месяца. Не позднее начала лета 1932 года Завод №2 ВАТО приступил к сборке опытной бронемашины. Вскоре после окончания строительства танк-прототип передали на испытания. Первые проверки силами испытателей завода показали, что машина нуждается в некоторых доработках. После исправления выявленных недостатков машину передали военным. Испытания планировалось проводить в Кубинке.

Представители Красной Армии начали испытывать предложенный танк в первых числах августа. Испытания в Кубинке продолжались до конца сентября. Первые претензии к Т-41 возникли уже на стадии внешнего осмотра. Представители Наркомата обороны сочли этот танк слишком высоким. Из-за увеличенной высоты конструкции он мог иметь недостаточную живучесть, так как оказывался сравнительно простой целью для артиллерии противника. Также на вероятности повреждений сказывалась форма корпуса с недостаточным числом наклонных деталей.

40-сильный бензиновый двигатель оказался слишком слабым для танка. Удельная мощность машины не превышала 11-11,5 л.с. на тонну веса, что сказывалось на подвижности. Кроме того, по ходовым характеристикам ударила сравнительно узкая гусеница, повышавшая удельное давление на грунт.

В ходе испытаний выяснилось, что танк имеет неудачную центровку. Центр тяжести машины был сдвинут к передней части корпуса, из-за чего при движении по воде танк «нырял» носом вниз. Такая особенность конструкции серьезно затрудняла преодоление водных преград, ограничивая максимальную скорость и ухудшая удобство работы экипажа.

В ходе испытаний опытный танк Т-41 развивал скорость не более 36 км/ч. Гребной винт позволял разгоняться на воде до 3,5 км/ч. Запас хода при движении по шоссе достигал 200 км. Обеспечивался подъем на склон крутизной 25°.

В существующем виде легкий плавающий танк Т-41 не мог устроить заказчика в лице Красной Армии. Осенью 1932 года, сразу после завершения испытаний первого прототипа, специалисты Завода №2 ВАТО под руководством Н.Н. Козырева начали разработку модернизированного варианта перспективной бронемашины. При создании обновленного проекта учитывались результаты испытаний, а также пожелания военных. В ходе работ планировалось облегчить машину, а также внести в ее конструкцию некоторые другие коррективы.

До конца осени 32-го промышленность представила обновленный танк. Кардинальным изменениям подвергся корпус машины. Учитывая опыт других проектов, инженеры Всесоюзного автотракторного объединения спроектировали для Т-41 новый броневой корпус, в составе которого, однако, использовались некоторые существующие детали. За счет ряда нововведений удалось сохранить необходимые параметры плавучести, но при этом уменьшить высоту корпуса и всей машины на 140 мм. Кроме того, изменились обводы корпуса.

Лобовая часть с наклонной верхней деталью осталась прежней. При этом наклонный лобовой лист обитаемого отсека получил трехсекционную «рубку» механика-водителя со смотровыми приборами, размещенную у левого борта. Также рабочее место водителя оснастили обновленным люком, открываемым вверх-назад. Кормовая часть корпуса была разделена на два основных агрегата. Нижний «короб», расположенный между гусеницами, сохранил форму и размеры. Верхняя часть корпуса при этом получила скошенную крышу, наклоненную в сторону кормы, и выступала за кормовой лист нижней. Гребной винт и руль, соответственно, располагались под ней.

Читать еще:  Плавающий танк Т-48: описание, характеристики, фото.

Башня и вооружение остались прежними, однако боекомплект был сокращен до 34 магазинов (2124 патрона). Это почти не сказывалось на боевой эффективности машины, но позволяло сократить ее боевую массу.

За счет использования обновленного корпуса удалось заметно уменьшить размеры машины. Кроме того, боевая масса была сокращена до 2950 кг. При сохранении 200-мм гусеницы удельное давление на грунт уменьшилось с 0,67 до 0,60 кг/кв.см.

Осенью обновленный Т-41 вышел на испытания и, в целом, разочаровал военных. Несмотря на кардинальную переработку проекта, бронемашина почти не улучшила свои характеристики. Увеличился только угол склона, на который мог подниматься танк. Теперь он составлял 30°.

К моменту окончания испытаний танка Т-41 все проверки прошел его главный конкурент – Т-37. В результате на вооружение был принят доработанный вариант последнего под названием Т-37А. Первые машины этого типа сошли с конвейера уже в 1932 году. Примечательно, что к серийному производству плавающих танков Т-37А был привлечен и Завод №2 ВАТО, который в дальнейшем был переименован в «Завод №37».

Проигрыш в соревновании, тем не менее, не привел к остановке работ по проекту Т-41. Из-за проблем технологического и производственного характера полномасштабное серийное строительство машин Т-37А задерживалось. По этой причине командование Красной Армии было вынуждено искать возможные пути выхода из сложившейся ситуации. В начале 1933 года появился приказ о производстве первой партии серийных танков Т-41.

Во избежание путаницы с прототипом новые машины, строившиеся по обновленному проекту, обозначались как «Т-41 серийный». Завод №2 ВАТО в течение нескольких первых месяцев 1933 года должен был построить и передать войскам 12 машин этого типа.

Первая и единственная партия «Т-41 серийных» была передана заказчику в течение первого квартала 1933 года. В дальнейшем оборонная промышленность наладила производство танков Т-37А, из-за чего надобность в дальнейшем изготовлении Т-41 отпала. 12 серийных плавающих танков Т-41 были переданы нескольким подразделениям армии, где использовались в учебных целях. На параде 7 ноября 1933 года были показаны несколько новейших плавающих танков двух моделей.

Известно, что эксплуатация танков Т-41 продолжалась до конца тридцатых годов. Более того, некоторые экземпляры дожили до середины следующего десятилетия. Активное использование техники в учебных целях привело к быстрому расходованию ресурса большинства танков. В начале марта 1938 года сообщалось, что на ходу остались только четыре бронемашины. Остальные нуждаются в ремонте и простаивают без дела. Дальнейшая судьба восьми поврежденных машин была определена следующим образом. Две планировалось отправить на полигон НИАБТ для использования в качестве учебных пособий. Остальные следовало разобрать и утилизировать.

Эти планы не были реализованы до осени 38-го, когда командование решило отправлять старую бронетехнику в военные округа западных районов страны для использования в качестве основы для бронированных огневых точек. В октябре того же года Генеральный штаб Красной Армии распорядился передать Белорусскому особому военному округу большое количество различных устаревших бронемашин, в том числе и танки Т-41.

По имеющимся данным, БОВО получил около половины всех выпущенных «Т-41 серийных». Остальные машины в силу различных обстоятельств остались на складах или стоянках различных частей. Информация о боевом применении этой техники в ходе Великой Отечественной войны, в исходной конфигурации или в качестве огневой точки, отсутствует. Можно предположить, что моральное и физическое устаревание танков привело к их списанию и утилизации еще до начала войны.

Один из плавающих танков Т-41 оставался в строю до весны и лета 1945 года. Он принадлежал одной из частей воздушно-десантных войск Московского военного округа и использовался в учебных целях. При помощи этого танка и устаревшего бомбардировщика ТБ-3 десантники отрабатывали переброску бронетехники при помощи авиации.

В конечном итоге, до конца сороковых годов не дожил ни один легкий плавающий танк Т-41. Эти машины не должны были идти в серию, но все же были произведены в количестве 12 единиц. Из-за активной эксплуатации в учебных целях техника сравнительно быстро выработала свой ресурс и была переведена на другие «роли». Последний из танков этого типа в середине сороковых годов был списан и отправлен на переплавку. До настоящего времени не дожил ни один из танков Т-41. Плавающая бронетехника начала тридцатых годов представлена в отечественных музеях машинами иных типов.

Т-41 Легкий плавающий танк

Разработчик: ГКБ под руководством Н.Козырева
Год начала работ: 1932
Год выпуска первого прототипа: 1932
Выпущена партия из 12 танков использовавшихся в учебных целях до 1945 г.

В то время как коллектив С.Гинзбурга работал над советским аналогом плавающего танка Vickers-Carden-Lloyd, на 2-м заводе ВАТО в Москве под руководством инженера Н.Козырева была спроектирована совершенно новая машина, имевшая войсковой индекс Т-41.
Клепано-сварной корпус танка собирался из бронелистов толщиной 4-9 мм при помощи стальных уголков. Чтобы обеспечить его герметичность в стыки устанавливались резиновые прокладки. Конструкция корпуса была выполнена таким образом, чтобы танк имел максимальный запас плавучести. Из-за этого высота танка сильно возросла, увеличив тем самым поражаемую площадь. Положительной стороной этой особенности Т-41 стал полный отказ от бортовых поплавков.
Двигатель танка, в отличии от Т-33, устанавливался в кормовой части корпуса вдоль прямой оси. Здесь тоже не обошлось без оригинального подхода. Стараясь максимально упростить конструкцию Т-41 и унифицировать ряд танковых узлов с автомобильными Козырев решил использовать американский мотор Форд-АА мощностью 40 л.с., изготовлявшийся в СССР по лицензии. Топливный бак на 120 литров находился в левой части корпуса, причем топливо подавалось к двигателю самотеком (!). Трансмиссия Т-41 также была почти целиком заимствована от грузового «форда»: автомобильное сцепление, главная передача дифференциала, КПП и карданный вал.
Для передвижения на плаву использовался гребной винт и киль в кормовой части корпуса. Привод водоходного движителя состоял из жесткой зубчатой муфты, соединяющей вал гребного винта с коленчатым валом двигателя и механизма реверсирования. Конструкция муфты была такова, что для отключения винта требовалась остановка танка и выключение двигателя.
По вооружению Т-41 от остальных плавающих танков ничем не отличался. В смещенной к правому борту башне на шариковом погоне устанавливался один 7,62-мм пулемет ДТ. Видимо, для “расширения возможностей” командира танка, который обслуживал пулемет, коллектив Козырева разработан полукруглый вращающийся щиток, смонтированный в лобовом листе башне. Это новшество позволяло вести огонь без поворота башни, однако углы обстрела при этом составляли всего 33° по горизонтали и 24° по вертикали. Кроме того, устанавливался пулемет на специальном хомуте, что было не самым удачным конструкторским решением.
Ходовая часть Т-41, хоть и отличалась от Т-33, сохранила сильное влияние британского танка. Применительно на один борт она состояла из четырех опорных катков на один борт, последний из которых выполнял роль направляющего колеса, двух поддерживающих роликов и переднего ведущего колеса. Гусеница танка была выполнена по аналогии с танкеткой Т-27 – узкой (шириной всего 200 мм) и мелкозвенчатой.
Полная масса танка составила 3500 кг, что было на 450 кг тяжелее, чем у Т-33.

Опытный образец Т-41 был построен летом 1932 г. и сразу передан для заводских испытаний в процессе которых выявилось несколько технологических недостатков. После их устранения танк передали в Кубинку, где испытания со 2 августа по 29 сентября 1932 г. продолжили военные специалисты. Надо отметить, что Т-41 произвел не самое лучшее впечатление. Высокий корпус и отсутствие наклонных бронеоистов делали из танка слишком уязвимую цель. Малая мощность мотора, вместе с узкими “танкетными” гусеницами, привели к тому, что подвижность и проходимость Т-41 оказались на весьма низком уровне. Больше того, скоростные показатели этого танка оказались даже хуже, чем у Т-33. По мнению военной комиссии в таком виде Т-41 не мог быть передан на войсковые испытания, а тем более рекомендован к серийному производству.
К этому времени относительно успешно прошел испытания основной конкурент “сорок первого” – легкий плавающий танк Т-37. В доработанном виде РККА согласилось принять его на вооружение, но в качестве подстраховочной меры от Т-41 полностью отказываться не спешили.
Осенью 1932 г. заводское КБ представило модернизированный вариант танка. Вызывавший множество нареканий корпус был перепроектирован – при сохранении прежней компоновки его высоту уменьшили на 140 мм, заодно изменив очертания передней и кормовой части, из-за чего по внешнему виду танк стал напоминать Т-37А. Вместо двигателя Форд-АА был установлен отечественный аналог ГАЗ-АА той же мощности. Ходовую часть Т-41 также подвергли изменениям, демонтировав один поддерживающий ролик и внеся несколько более мелких конструктивных доработок. Боекомплект к пулемету уменьшили с 2520 до 2142 патронов. Вдобавок, доработали смотровые приборы механика-водителя, привод водоходного движителя, винт и киль.

Читать еще:  Плавающий -танк Т-37А и Т-37РТ: обзор, фото, характеристики.

Этими мерами удалось снизить массу танка с 3500 до 2950 кг, а удельное давление на грунт с 0,67 до 0,60 кгсм.кв соответственно. Теоретически обновленный Т-41 должен был показать лучшие характеристики, но на самом деле все основные ТТХ танка остались на прежнем уровне. Доработки позволили Т-41 преодолевать подъём и спуск до 30° (у первого прототипа — 25°) и ров шириной 1,40 м. На этом положительные качества Т-41 заканчивались.

Тем не менее, из-за задержек с выпуском серийных танков Т-37А, УММ РККА было вынуждено отдать распоряжение о постройке небольшой партии танков 2-го завода ВАТО под обозначением «Т-41 серийный».

В течении первого квартала 1933 г. завод №37 сдал 12 серийных танков, после чего вопрос о дальнейшем развитии и постройке следующей серии Т-41 не поднимался. Впоследствии все полученные РККА танки были распределены между учебными подразделениями, а 7 ноября 1933 г. несколько танков были продемонстрированы на параде на Красной площади, пройдя в одном строю с серийными Т-37А. Несмотря на свою немногочисленность и наличие неустраненных “детских болезней” эксплуатация одиночных Т-41 продолжалась довольно длительный период — например, на 1 января 1938 г. в составе 5-го мехкорпуса Московского ВО ещё имелось 5 танков, а в 97-й стрелковой дивизии Киевского ВО – 1. Судьба остальных танков сложилась следующим образом.

Спустя пять лет после начала эксплуатации Т-41 в состоянии «на ходу» осталось не более 4 машин. Так, 2 марта 1938 г., АБТУ рапортовало о наличии восьми танков Т-41, которые находились в составе военных округов в нерабочем состоянии и хранились на складах. Чтобы такое добро не пропало даром в управлении решили отправить два танка на полигон НИАБТ, где они использовались бы в качестве музейных экспонатов или наглядных пособий, а оставшиеся шесть отдать на переплавку. Однако осенью было принято другое решение — в связи с ожидаемым нападением Германии надлежало всеми мерами укрепить западную границу СССР, для чего в распоряжение БОВО и ЛВО начали передавать много старых танков. Из них предстояло создать и установить в укрепрайонах бронированные огневые точки (БОТ).

9 октября 1938, на основании распоряжения Генерального Штаба РККА, вышел приказ №290183 согласно которому инженерное управление Белорусского ОВО должно было принять партию устаревших танков, снятых с вооружения. Кроме прочей небоеспособной техники (Т-18, Т-24, танкетки Carden-Loyd Mk.VI) были получены и плавающие танки Т-41. По одной машине прибыло из Киевского и Приволжского Военных Округов, и ещё 4 танка передали со склада АБТУ №37. К сожалению, более точно установить их дальнейщую участь пока не удалось. Известно только, что в начале октября началась отправка двух Т-41, но танк, который принадлежал КОВО, в Белоруссию не попал, поскольку ещё в конце февраля он убыл вместе с 23-м механизированным полком в другой округ, о чем АБТУ было предварительно извещено.

Что касается боевого применения оставшихся к началу войны Т-41, то скорее всего оно так и не состоялось. К лету 1941 г. техническое состояние этих плавающих танков было таково, что использовать их в боях с немцами не представлялось возможным. Наиболее вероятным кажется их использование в качестве тех же БОТ, но об этом эпизоде никакой информации не сохранилось.

К лету 1945 г. в более-менее рабочем состоянии, сохранился только один танк, продолжавшийся использоваться в частях ВДВ Московского ВО для отработки переброски танков по воздуху. Примечательно, что самолётом-транспортировщиком здесь выступал не менее старый бомбардировщик ТБ-3, которых к концу войны остались считанные единицы. На сегодняшний день ни одного танка Т-41 не сохранилось.

Т-41, Легкий танк

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

ОПЫТНЫЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК Т-41

Состояние – создан в 1932г.
Разработчик – КБ завода N37
Изготовитель – з-д N37
Производство – опытный образец
Боевая масса, т – 3,2
Длина, мм:
– опушкой вперед – 3670
– корпуса – 3670
Ширина,мм – 1900
Высота по крышу башни, мм – 1977
Клиренс.мм – 240
Ср.уд давление на грунт, кг/смю.кв. – 0,74
Преодолеваемые препятствия:
– подъем,град. – 23
– брод, м – плавает
Тип двигателя – карбюраторный ГАЗ-АА
Максимальная мощность, л.с. – 40
Запас топлива, л – 120
Удельная мощность, л.с./т – 11,4
Максимальнаяскорость.км/ч – 40
Скорость на плаву,км/ч – 4,5
Запасхода.км – 150
Бронирование,мм:
– лоб корпуса – 9
– лоб башни – 9
Экипаж,чел. – 2
Вооружение:
– число х калибр, мм и тип пулеметов – 1х7,62мм ДТ
Прицел – МП
Радиостанция – нет

Дополнительные сведения: Было изготовлено два опытных образца танка. Первый имел большой запас плавучести и высокий силуэт, а также плохую управляемость на плаву из-за отсутствия реверса вращения винта и неудачной установки рулей. На втором образце эти недостатки были устранены, но в результате уменьшился запас плавучести В то же время из-за неудачной формы корпуса и центровки танка при движении на плаву носовая часть зарывалась вводу.

«Daring» и еще семь кораблей этого типа были укрупненными и усовершенствованными вариантами судов типа «Battle» и «Weapon». Они были способны выполнять несколько видов задач, в том числе нести противолодочную и разведывательную службу

Эскадренные миноносцы типа “Форрест Шерман” — тип эскадренных миноносцев, состоявший на вооружении ВМС США с 1955 по 1988 годы. Всего было построено 18 эсминцев этого типа

К моменту своего создания эсминцы типа «Митчер» были крупнейшими кораблями в своем классе в мире и были гораздо больше всех предшествующих типов эсминцев, построенных в США

Эсминцы типа «Гамбург» (известны также как проект 101) были заказаны в августе 1957 года. Первоначально планировалось построить 12 кораблей

Развитие шлюпов типа «Egret», но длиннее на 2 м, чуть быстроходнее и с измененным составом вооружения — вместо одной из 102-мм артустановок поставлен счетверенный 40-мм «пом-пом»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector