1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плавающий -танк Т-37А и Т-37РТ: обзор, фото, характеристики.

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

Т-37А – это советский плавающий танк, в документах иногда называемый танкеткой. В литературе его нередко обозначают как Т-37, хотя на самом деле такое имя имел другой танк, так и оставшийся прототипом. Т-37А является первым серийным плавающим танком в мире.

История создания

По результатам эксплуатации танкеток Т-27 было выяснено, что оружие будет более эффективно в башне кругового вращения. Также для разведывательных задач желательно, чтобы машина могла пересекать внушительные водные преграды, то есть являться плавающей.

В 1931 году в Великобритании был успешно испытан малый плавающий танк. Эта машина заинтересовала советские власти – в перспективе она вполне могла заменить танкетку Т-27, показавшую не такую высокую боеспособность, как хотелось бы.

В результате на основании догадок о британском плавающем танке в 1932 году был построен прототип Т-33. Он показал достаточную плавучесть, но из-за сложности производства в серию так и не попал.

Через некоторое время после выпуска Т-33 на 2-м заводе Всесоюзного автотракторного объединения был разработан и построен плавающий танк Т-41. В его основу частично легла танкетка Т-27, выпускавшаяся на этом же заводе, а ходовая была взята от Т-33.

В итоге Т-33 был усовершенствован, превратившись в Т-37. Но ни он, ни Т-41 так и не вышли в серию из-за многочисленных недостатков.

В 1932 году СССР закупила британские амфибии, от которых в стране-создателе отказались. Используя информацию об английском танке, а также опыт Т-41 и Т-37, советские конструкторы в итоге создали Т-37А.

К несчастью, уже к моменту своего создания Т-37А перестали считать перспективным. В процессе эксплуатации продолжили выявляться недостатки и недоработки, и их решили устранить созданием новой машины – Т-38, которая вскоре году практически полностью вытеснила Т-37А.

Тактико-технические характеристики танка (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация – малый/плавающий танк;
  • Боевая масса – 3,2 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 2 человека;
  • Количество выпущенных – 2552 штуки.

Размеры

  • Длина корпуса – 3730 мм;
  • Ширина корпуса – 1940 мм;
  • Высота — 1840 мм.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса – 8 мм;
  • Днище – 4 мм;
  • Крыша корпуса – 4 мм;
  • Лоб , борт и корма башни – 8 мм;
  • Маска орудия – 8 мм;
  • Крыша башни – 4 мм.

Вооружение

  • Пулемет — 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя — рядный 4-хцилиндровый карбюраторный;
  • Мощность двигателя – 40 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 40 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 6 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 230 км;
  • Тип подвески — сблокированная попарно, на горизонтальных пружинах;
  • Удельное давление на грунт — 0,55 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 35 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,5 м;
  • Преодолеваемый ров – 1,4 м.

Модификации

  • БХМ-4, химический танк. Мог применяться для огнеметания или для постановки дымовых завес;
  • Т-37РТ, машина с радиостанцией;
  • Т-37А, дизельный, опытная модель, не вышедшая в серию из-за того, что моторы приходилось закупать за рубежом;
  • Су-37 – САУ на базе Т-37А, так и не принятая в серийное производство из-за малого боекомплекта и перегруженности командира.

Применение в бою

В 1934 году первые Т-37А стали поступать в войска для замены танкеток Т-27. Сразу же было выявлено множество недостатков – ненадежность, плохая проходимость и малая скорость. В итоге в 1939 году их полностью вывели из танковых бригад, оставив только в разведывательных ротах стрелковых бригад. Постепенно они остались только в разведывательных подразделениях.

Боевое крещение Т-37А получил в 1939 году, в боях против японских войск на Халхин-Голе. Местность в этом районе была пустынной, и амфибийные свойства машин были не нужны, так что в основном Т-37А применяли для поддержки пехоты. В итоге их признали непригодными ни для атаки, ни для обороны, а из-за слабой надежности и защищенности было потеряно 17 из 25 машин. Также не слишком удачно Т-37А применялись в 1939 году во время польской компании.

Активнее всего Т-37А использовались в Советско-финскую войну. В основном их применяли для охранения, а также для разведки и поддержки пехоты. Были случаи, когда машины действительно успешно форсировали водные преграды. Также Т-37А хорошо закрывали стыки в боевых порядках, но только если у противника не было противотанковых средств.

В июне 1941 года в составе Красной Армии было около 2300 Т-37А разных типов. Из них 36% нуждалось в серьезном ремонте, а 40-60% требовали войскового ремонта. В первые же недели войны было потеряно очень много машин, и в дальнейшем их применяли в качестве обычных сухопутных. В результате уже к 1942 году Т-37А в армии осталось очень мало, и применялись они эпизодически. Тем не менее, известно два случая, когда Т-37А применялись по своему прямому назначению, то есть как плавающие танки.

В августе 1942 года, когда потребовалось формировать Неву, создали отдельный батальон, в котором было 29 штук Т-37А и Т-38. Все машины были изношены, но в итоге плавающие танки сумели занять плацдарм на вражеском берегу. Правда, операция прошла неудачно, и плацдарм пришлось эвакуировать. 23 плавающих танка были потеряны, а оставшиеся 6 еще до форсирования вышли из строя по техническим причинам.

Читать еще:  Огнеметный танк ОТ-37 / БХМ-4 / ХТ-37: описание, фото, характеристики

В 1944 году танки использовали для того, чтобы захватить плацдарм на реке Свирь. Эта операция прошла более удачно благодаря хорошей подготовке и привела к разгрому противника.

До конца войны Т-37А использовали в учебных частях, но практически сразу после ее окончания все машины отправили в металлолом.

Т-37, Легкий танк

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК Т-37А

Первый в мире по-настоящему надежный плавающий танк был разработан и построен английской фирмой “Виккерс-Армстронг” в 1930-31 годах. Эту машину, получившую обозначение “Виккерс-Карден-Ллойд” (А.4), можно считать родоначальницей всех последующих танков-амфибий. Ее плавучесть обеспечивалась малой массой, корытообразной формой корпуса и поплавками из бальзы, укрепленными над гусеницами. Карбюраторный двигатель “Медоус” мощностью 56 л.с. позволял развивать скорость на суше до 64 км/ч, а на плаву – 9,7 км/ч. Движение на плаву осуществлялось за счет гребного винта.
На основе закупленного “Виккерс-Карден-Ллойда” в 1932 году в СССР построили опытный плавающий танк Т-ЗЗ (ведущий конструктор Н.А.Гинзбург), который мало чем отличался от английского прототипа. Корпус имел клепаную конструкцию, к его бортам крепились поплавки, правда, уже не из дорогостоящей бальзы, а заполненные пробкой или сушеными водорослями. Во вращающейся башне, смещенной к левому борту, был установлен пулемет ДТ. Башня поворачивалась вручную, с помощью приваренных изнутри рукояток. Двигатель “Форд-АА” размещался вдоль правого борта, а трансмиссия в передней части машины. При массе в 3 т танк развивал скорость на суше 45 км/ч, на плаву – 5 км/ч. Подвеска танка – блокированная, по две двухкатковых тележки с пластинчатыми рессорами на борт. Последние опорные катки задних тележек выполняли роль направляющих колес. Вслед за Т-ЗЗ на заводе № 37 в подмосковном Черкизове построили два опытных образца плавающего танка Т-41. Первый обладал большим запасом плавучести, но был слишком высок, имел нереверсивный винт и плохую управляемость на плаву, так как рули устанавливались не в потоке, а по бокам винта. На втором образце недостатки частично устранили, однако вследствие неудачно выбранной формы корпуса и неправильного расположения центра тяжести, при движении на плаву носовая часть танка зарывалась, а корма приподнималась.

В то же время в Ленинграде в Опытном конструкторско-машиностроительном отделе (ОКМО) был построен прототип плавающего танка Т-37. 11 августа 1933 года его при няли на вооружение, однако серийно он не производился.

В серию пошел танк с ходовой частью Т-37, но с компоновкой по типу Т-41, созданный на заводе № 37 под руководством Н.Н.Козырева и получивший индекс Т-37А. Его корпус имел клепано-сварную конструкцию. Для увеличения водоизмещения к надгусеничным полкам слева и справа крепились поплавки, заполненные пробкой. Башня, с установленным в ней пулеметом ДТ, была смещена к правому борту, а автомобильный двигатель “Форд-АА” (ГАЗ-АА) – к левому. Движение на плаву обеспечивалось гребным винтом с поворачивающимися лопастями. Поворот на плаву осуществлялся рулем. Для откачки воды на днище корпуса имелся специальный насос.

Танк находился в серийном производстве с 1933 по 1936 год. За это время выпустили 2627 танков. Следует отметить, что серийные машины имели два варианта корпусов и башен. Дело в том, что завод № 37 производил сборку, а корпуса и башни поступали с Подольского машиностроительного и Ижорского заводов.

Часть машин была оснащена радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной, крепившейся по периметру корпуса. Кроме того, заводом “Компрессор” в Москве на базе Т-37А строились химические (огнеметные) танки БХМ-4. Выпускался также съемный огнедымовой прибор для танков.

Во время Киевских маневров 1935 года была показана доставка танка Т-37А по воздуху на подвеске ПГ-12 под самолетом ТБ-З. Подвеска имела специальные быстроразъемные узлы, позволявшие отделить танк от самолета без выхода экипажа. Для этого у штурмана имелась специальная ручка. Судя по кинокадрам, когда танки, отделившись от самолета, сразу начинали двигаться, экипажи танков находились во время полета в своих машинах. Кроме посадочного десантирования, на Медвежьих озерах под Москвой был осуществлен сброс танка Т-37А на воду с помощью подвески ТВД-2.

В рамках развития конструкции танка были разработаны опытные образцы Т-37Б и Т-37В, а также пытная самоходка СУ-37 с 45-мм пушкой.

Танки Т-37А состояли на вооружении разведывательных подразделений танковых дивизий и применялись в боях начального периода Великой Отечественной войны.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-37А
БОЕВАЯ МАССА, т: 3,2.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 3730; ширина – 1940; высота – 1840; клиренс – 285.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет ДТ калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ, патр.: 2142.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: корпус (лоб, борт) – 9; корма – 6; днище и крыша – 4; башня – 4.
ДВИГАТЕЛЬ: ГАЗ-АА, 4-цилиндровый. карбюраторный, жидкостного
охлаждения; мощность 40 л.с. (29,4 кВт) при 2200 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, 4-ступенчатая коробка передач, карданный вал, главная передача, конический дифференциал с колодочными тормозами (механизм поворота), привод гребного винта.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных катка малого диаметра на борт, сблокированных попарно в две тележки, подвешенные на горизонтальных спиральных рессорах, два поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения со съемным зубчатым венцом; в каждой гусенице 81; трак шириной 200 мм, шаг трака 88 мм.
СКОРОСТЬ макс., км/ч: на суше – 35; на плаву – 6.
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, км: 185.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 35; ширина рва, м – 1,4: высота стенки, м – 0,5.

Читать еще:  Плавающая САУ СУ-45(СУ-37) Т-48: описание, характеристики, фото.

Танк Т-37А, созданный для разведки и охранения.

Танк Т-37 А – первый советский серийный плавающий танк. Машины такого типа входили в состав танковых и механизированных частей, кавалерийских дивизий, танковых батальонов стрелковых дивизий. В штатах танковых бригад, танки Т-37А состояли в разведывательных ротах. Помимо этого легкий танк Т-37 A мог транспортироваться на внешней подвеске бомбардировщика ТБ-3. К началу 1941 года в частях Красной армии находилось 2225 Т-37А , которые уже считались безнадежно устаревшими.

В июле 1929 г. штаб РККА принял «Систему танко-тракторно-авто-броневооружения РККА», являвшуюся теоретическим обоснованием путей развития бронетанковой техники. Данная система предусматривала необходимость принять на вооружение РККА различного назначения боевые бронированные машины. Было признано необходимым, разработать танкетки, предназначавшиеся главным образом для разведки. Танкетки должны были быть колесно-гусеничными и желательно плавающими. Танкетка Т-27 не имела вращающейся башни, что ограничивало маневр огнем на поле боя, но позволяло иметь малую высоту машины (1,44 м). Малая длина танкетки обусловлена размещением двигателя между механиком-водителем и командиром. Это вызывало большую тесноту и высокую температуру в боевом отделении. Из-за крайней стесненности боевого отделения их экипажи комплектовались людьми, небольшого роста. Проявившие себя в процессе эксплуатации недостатки побудили приступить к работам над проектированием малых плавающих танков, с установкой пулемета во вращающейся башне.

Заморский прототип Т-37А.

Первый, по-настоящему плавающий танк был создан талантливыми конструкторами Джоном Карденом и Вивьеном Ллойдом. Плавающий танк, вооруженный пулеметом во вращающейся башне был только одним из созданных ими образцов БТТ. Танк, получивший название Vickers Cardan Loyd Amphibian Tank, стал настоявшей сенсацией. Интереса добавляло то что, английская армия, испытав оба прототипа, отказалась от принятия на вооружение этой машины. Танк стал доступен для иностранного покупателя, благо стран желающих приобрести эту амфибию оказалось с избытком. Одним из первых иностранных клиентов фирмы Виккерс, стала советская закупочная комиссия, в то время пребывавшая в Англии с целью закупки подходящих образцов БТТ. Переговоры прошли удачно. В начале февраля 1932 года удалось достигнуть соглашения, согласно которому англичане обязались поставить 8 образцов амфибий, до осени текущего года. Как и было обещано, первая машина из заказанной партии, прибыл летом 1932г. Чтобы не покупать у англичан право на их лицензионное производство, еще до прибытия заказа было принято решение сконструировать собственный танк, взяв за образец Vickers Cardan Loyd Amphibian Tank. Английская машина выгодно отличалась наличием малой башни с установленным в ней пулеметом. Амфибийность обеспечивал клепанный бронекорпус корытообразной формы. К нему крепились поплавки из бальзы. Блокированная подвеска, повторяла подвеску 3-тонного легкого трактора выпущенного годом ранее. Двигатель – легкий катерный мотор «Медуза» максимальной мощностью в 90 л.с обладал впечатляющей мощностью для 2,7 тонной машины. И обеспечивал скорость движения в 50 км/час по дороге и до 9 к/м час на плаву. В ходе испытаний в танк внесли ряд изменений и к сентябрю 1931 года фирма «Виккерс» изготовила для британской армии два танка, отличавшиеся друг от друга в основном конструкцией рулей и гребных винтов.

Первые из заказанных машин были отправлены в СССР в июле 1932 года, а последние доставлены 22 ноября 1932 года. Сразу после прохождения испытаний в Подмосковье, танки отправили для ознакомления в заводы и танковые части. Стоит отметить, что первые машины английского производства были доставлены в СССР в то время когда опытные образцы советских амфибий (Т-41, Т-33, Т-37) проходили испытания. Поэтому утверждение, что советские первые плавающие танки и в частности Т-37А является копией, либо большинство конструкторских решений является заимствованием, не соответствует действительности.

Танк Т-37А. История создания.

Работы над созданием советского танка — амфибии начались осенью 1931 года, когда руководство РККА получило об испытании в Великобритании плавающего танка. Никаких данных за исключением, данных из открытых источников – общих ТТХ и фотографий в распоряжении советских конструкторов не имелось. Таким образом, под руководством С.Гинзбурга ОКМО завода «Большевик» спроектировало легкий плавающий танк Т-33, внешне похожий на заграничную новинку. Первый образец был выпущен весной 1933года.Решение о конструировании нового варианта амфибийного танка было принято еще до того как был изготовлен первый Т-33.

  • Опытный танк Т-33, ОКМО. 1932 год.

Конструкторское бюро Второго завода Всесоюзного автотракторного объединения, до того выпускавшего танкетки, представило собственную разработку известную как Т-41. В августе-сентябре тысяча девятьсот тридцать третьего года обе машины прошли испытания на полигоне в Кубинке. Военные настояли на продолжении программы создания плавающей боевой машины, с учетом выявленных достоинств и недостатков. Под конец года появился проект Т-37, представляющий плод объединенных усилий обоих конструкторских бюро.

  • Опытный танк Т-41, 1932 год.

Выявившиеся в процессе испытаний недостатки Т-37 привели к разработке и постановке в производство в 1933 г. малого, весом 3,2 т, плавающего танка Т-37А, отличающегося от первого опытного образца Т-37 небольшим увеличением веса, длины и установленными поплавками. Вооружение состояло из единственного пулемета, в башне кругового вращения, смещенной от продольной оси танка вправо. Танк имел броневую защиту 9—6 мм. Развивал максимальную скорость на хорошей дороге 36 км/ч и на плаву 6 км/ч. Двигатель, дифференциал в качестве механизма поворота и коробка передач были взяты от автомобиля ГАЗ-АА. В качестве водоходного движителя применялся гребной винт, имевший поворачивающиеся лопасти для обеспечения заднего хода. Конструкция машины была разработана под непосредственным руководством Н. Н. Козырева на заводе № 37.

  • Танк Т-37A

Т-37А, путь в серию.

Как отмечено выше, конструирование и производство Т-37А поручили московскому заводу №37. Сюда же предали все материалы по танку Т-37, а также доставили один образец доставленной из Англии амфибии.
Годовое правительственное задание на 1933год, предусматривало выпуск 1200 машин. Однако освоение в производстве танка Т-37А проходило с большими трудностями. Хотя завод №37 имел определенный опыт производства танкеток Т-27, танк оказался более сложным. Ситуацию усугубляло то, что освоение в производстве танка Т-37А шло параллельно с производством танкеток. Выпуск, которых в 1933 году должен был составить 507 штук, тогда как фактически было выпущено больше – 917 танкетки.

Читать еще:  Плавающий танк ТМ "Танк Молотова": обзор, фото, характеристики.: обзор, фото, характеристики.

Сложности преследовали и смежников. Подольский крекинго-электровозостроительный завод не смог справиться с выпуском бронекорпуса Т-37А. Бронекорпус должен был изготовлен штамповкой с последующей цементацией, но наладить серийное производство не удалось. Пришлось вносить изменения в технологический процесс, например, гнуть бронелист на специальной оснастке. Что в свою очередь привело к срыву правительственного задания заводом №37. Так в 1933 году вместо плановых 225 танков, завод изготовил только 30, и из них 12 Т-41. Танки Т-37А первой партии, изготовленные летом-осенью 1933 года, отличались от машин более позднего выпуска. Их бронекорпуса имели выштамповку в верхней части, не имели волноотражающих щитков. Надгусеничные поплавки отсутствовали, вместо них устанавливались плоские надгусеничные полки. Помимо этого танки этой партии отличались большим количеством производственных дефектов, что затрудняло их приемку. В связи с этим УММ РККА, решило передать эти машины в учебные подразделения. С целью улучшения качества продукции, руководство Спецмаштреста в 1934 году приняло решение построить на заводе №37 два новых цеха, укомплектовав их импортным оборудованием и несколько пополнив квалифицированными кадрами. Несмотря на принятые меры, трудности не проходили.

Изменения в конструкции танка Т-37А на протяжении производства.

На протяжении года производство испытывало существенные трудности в снабжении стальным литьем, бронекорпусами, задними мостами, моторами. Но были и положительные сдвиги в освоении новой техники:

  • обрезинку катков стали изготавливать из отечественного каучука;
  • мощность двигателя удалось увеличить примерно на двадцать процентов, благодаря новой алюминиевой головке блока цилиндров;
  • серийные танки стали оборудовать радиостанцией;

Перед передачей в войска, все изготовленные танки Т-37А проходили два этапа испытаний. Первый этап проходил непосредственно на заводе без участия представителей военной приемки. На данном этапе проверялась герметичность и работа всех узлов и механизмов. На втором этапе в присутствии представителей военной приемки, проходили приемо-сдаточные испытания. Танки, догруженные до боевой массы, совершали марш длинной в 25 километров на подмосковное Медвежье озеро. Здесь в ходе получасовых испытаний на плаву, на максимальной скорости предстояло убедиться, что танк не наберет более полутора литров воды.

На протяжении серийного производства Т-37А, в его конструкцию внесли некоторые изменения. В частности, если первоначально корпус танка Т-37A собирали из брони толщиной четыре-шесть восемь миллиметров, то впоследствии с марта 1934 года толщину бортов увеличили с восьми до десяти миллиметров. В 1935 году штампованный кормовой лист пришел на смену гнутому. Передний лист корпуса стали крепить на болтах. Надгусеничные полки стали изготавливать полыми, без пробковой набивки. Существовали два типа корпусов и башен — сварные и клепанные. Клепаные производил Подольский крекинго-электровозостроительный и они были самыми распространенными. Для обеспечения герметичности корпуса между листами брони прокладывали мешковину пропитанную суриком. Но поскольку Подольский завод в 1933-35гг не мог обеспечить выпуск необходимого количества корпусов, к производству подключили Ижорский завод в Ленинграде.

Советский плавающий танк Т-37

Плавающий танк Т-37 сконструирован в КБ завода им. Ворошилова (завод №174) под руководством С.А. Гинзбурга в 1932 году. Опытный танк был изготовлен на Опытном заводе Спецмаштреста (завод №185) в 1932 году. По результатам испытаний в КБ завода №37 под руководством Н.Н. Козырева в апреле 1933 года. За время серийного производства в 1933-1936 годах завод №37 изготовил 2627 танков Т-37 (39 Т-37 и 2588 Т-37А).

Описание конструкции танка Т-37

Танк Т-37 имел классическую для плавающих танков тех лет компоновку с передним расположением трансмиссионного отделения, средним – боевого и отделения управления и комовым – силового отделения. Экипаж танка состоял из двух человек располагавшихся: командир танка – в башне, смещённой к правому борту, механик-водитель – в отделении управления, в средней части корпуса, у левого борта.

Корпус и башня танка клёпанные каркасной конструкции. Броневая защита танка состоит из листов толщиной 8 миллиметров.

Вооружение танка состояло из одного 7,62-мм пулемёта ДТ, установленного в шаровой установке в лобовом броневом листе башни, с боекомплектом 2141 патрон.

В силовой установке танка использовался автомобильный четырёхтактный четырёхцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-АА мощностью 40 л.с. Трансмиссия включала однодисковый главный фрикцион, четырёхступенчатую коробку передач, карданный вал, главную передачу, дифференциал с колодочными тормозами. Движение на плаву осуществлялось с помощью двухлопастного винта, установленного в корме корпуса. Командир танка имел дублирующие приводы управления танком.

Подвеска танка блокированная, с горизонтальными спиральными пружинами. На один борт устанавливались одно ведущее колесо переднего расположения цевочного зацепления, две двухкатковые тележки, два поддерживающих ролика, одно направляющее колесо заднего рас-положения. Опорные катки, поддерживающие ролики и направляющие колёса имели резиновую ошиновку.

Основные модификации танка Т-37

Т-37 (1932 г.) – опытный танк, изготовленный Опытным заводом (завод №185). От серийного танка отличался установкой двигателя Ford-AA мощностью 40 л.с.
Т-37 (1933 г.) – серийный танк выпускавшийся заводом №37.
Т-37А (1933 г.) – модернизированный серийный танк выпускавшийся заводами №37 и ГАЗ. Отличался от Т-37 плоскими бортовыми листами и выпуклым верхним носовым листом, корпусом увеличенных размеров.
Т-37РТ (1936 г.) – 643 серийных радиофицированных танка Т-37А. Т-37РТ оснащался танковой радиостанцией 71-ТК-1 «Шакал» поручневой антенной.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector