0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плавающая САУ СУ-45(СУ-37) Т-48: описание, характеристики, фото.

СУ-57 (Т48). Самоходка из ленд-лиза

Уже в ноябре 1941 года Советский Союз присоединился к программе ленд-лиза, по которой США поставляли своим союзникам военную технику, боеприпасы, стратегические материалы для военной промышленности, медикаменты, продовольствие и другой перечень военных товаров. В рамках реализации данной программы СССР получал и бронетехнику, первоначально от Великобритании, затем от США, к примеру, до 1945 года советские войска получили 3664 танка «Шерман» различных модификаций. Но среди поставляемой Красной Армии бронетехники были куда более редкие машины, к таким специфичным образцам справедливо относят противотанковую САУ Т48 на базе полугусеничного бронетранспортера М3.

Изначально данная самоходка создавалась в США по заказу британских военных, и сразу предназначалась для поставок в рамках программы ленд-лиза. С декабря 1942 по май 1943 года цеха компании Diamond T Motor Car Company покинули 962 противотанковых самоходки Т48. К этому моменту британские военные потеряли к установке интерес, а СССР согласился на поставку этой машины, став крупнейшим эксплуатантом ПТ-САУ T48, которая получила новый индекс СУ-57. Всего Советский Союз получил 650 самоходок данного типа, машины активно использовались советскими войсками как в составе отдельных самоходно-артиллерийских бригад, так и мотоциклетных батальонов и бронеавтомобильных разведывательных рот.

Т48 от идеи до реализации

Уже в самом начале Второй мировой войны в США начала работу смешанная британо-американская комиссия по вооружению. Задачей комиссии было составление программы разработки, проектирования и выпуска разных образцов и видов техники военного назначения. Одним из таких образцов и стала 57-мм самоходная пушка на базе шасси распространенного в американской армии полугусеничного бронетранспортера М3. На базе бронетранспортеров M2 и M3 американскими конструкторами было спроектировано большое количество зенитных самоходных установок, самоходных установок с разным артиллерийским вооружением, а также самоходных минометов. Часть из них американская промышленность выпускала достаточно крупными партиями, машина на базе полугусеничных бронетранспортеров принимали на вооружение армии США и армий стран союзников по антигитлеровской коалиции.

Возможность использования шасси бронетранспортера в качестве базы для разных видов вооружений понравилась английским военным. Они проявили интерес к созданию на базе М3 истребителя танков, который вооружался бы английской противотанковой пушкой QF 6-pounder. Эта британская противотанковая 57-мм пушка активно использовалась в годы Второй мировой войны как на колесном лафете, так и в качестве основного вооружения бронеавтомобилей и танков британской армии. Дебют орудия состоялся в Северной Африке, это произошло во время боев в апреле 1942 года. Орудие оценили и американцы, которые приняли британскую пушку на вооружение, слегка модернизировав 57-мм орудие, в армии США артиллерийская система проходила под обозначением М1.

Бронебойный снаряд указанного орудия с расстояния 900 метров пробивал до 73 мм броневой стали, расположенной под наклоном 60 градусов. Для 1942 года – это были приемлемые цифры, но с появлением новых немецких танков и усиления лобового бронирования уже существующих боевых машин эффективность 57-мм британской противотанковой пушки только снижалась. Выбор именно этого орудия для установки на бронетранспортер М3 был обусловлен тем, что англичане хотели получить технику, которая была бы сопоставима по вооружению с их собственной, к примеру, танками «Валентайн» и «Черчилль». Именно пушка была основным и единственным вооружением противотанковой самоходки на шасси полугусеничного бронетранспортера, но уже в боевых частях машины могли комплектоваться и пулеметами для самообороны.

Первый экземпляр новой противотанковой самоходки поступил для прохождения программы испытаний на Абердинский полигон в апреле 1942 года. Вооруженная адаптированным вариантом британской 6-фунтовой (57-мм) пушкой бронемашина получила обозначение Т48 – 57 mm Gun Motor Carriage. Уже в октябре 1942 года американский заказ на новую самоходку был аннулирован, в США обратили внимание на новые артиллерийские системы калибра 75 мм и гусеничные самоходки. При этом выпуск новой САУ по британскому заказу продолжился, серийное производство развернули в декабре 1942 года. Сборкой машин занималась компания Diamond Т Motor Company. Однако к 1943 году интерес к новой самоходке потеряли и англичане, которые поняли, что она малоэффективна против новейших немецких средних и тяжелых танков, к тому же в Великобритании разработали новую 17-фунтовую пушку (76,2-мм) QF 17 pounder, которая стала лучшим противотанковым орудием союзников, получив бронебойный подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном.

В итоге только что разработанная самоходка оказалась ненужной основным заказчикам, англичане получили только 30 машин Т48, а американцы ограничились и вовсе закупкой одной противотанковой САУ, еще 282 уже готовых самоходных установки они просто переоборудовали обратно в бронетранспортеры М3А1. А вот оставшиеся 650 штук нашли пристанище в СССР, советские военные проявили к данной машине интерес и заказали ее в рамках поставок по ленд-лизу, 241 машина прибыла в Советский Союз в 1943 году, еще 409 – в 1944 году. При этом только в СССР данная противотанковая самоходка использовалась по своему прямому назначению вплоть до завершения боевых действий.

Особенности конструкции САУ Т48

Компоновка и внешний вид американской самоходной установки Т48 были традиционными для техники на такой базе. Подобные боевые машины имелись и в арсенале германской армии. Немцы также оснащали свои полугусеничные бронетранспортеры Sd Kfz 251, получившие известность как «Ганомаг», артиллерийскими системами разных калибров: 37-мм противотанковыми пушками, короткоствольными 75-мм орудиями, а к концу войны и 75-мм длинноствольными пушками. Возможно, познакомившись с подобными боевыми машинами на фронте, советские военные решили получить собственный аналог, что и привело к поставкам 650 противотанковых САУ из США. В Советском Союзе машина получила новое обозначение СУ-57. Стоит отметить, что собственных бронетранспортеров в СССР не производилось вовсе, поэтому подобная техника в целом представляла большой интерес для Красной Армии.

Компоновку противотанковой самоходки, построенной на базе шасси полугусеничного бронетранспортера, можно было назвать классической. Корпус самоходной установки отличался простотой форм и линий, коробчатая конструкция с вертикально расположенными бортами и кормовыми стенками собиралась с использованием бронелистов, установленных на каркасе из уголков. При изготовлении противотанковой самоходки Т48 широко использовались агрегаты коммерческих грузовых автомобилей, главным образом, в органах управления и в трансмиссии. В передней части корпуса располагался двигатель, скрытый под бронированным капотом, за ним находилась кабина механика-водителя. При этом капотную часть и кабину американские конструкторы позаимствовали у колесного разведывательного бронетранспортера Scout Car M3A1, который поставлялся в СССР и стал самым массовым БТР Красной Армии в годы Второй мировой войны.

Читать еще:  Огнеметный танк ОТ-37 / БХМ-4 / ХТ-37: описание, фото, характеристики

Бронекорпус самоходки сверху был открыт и отличался противопульным бронированием, толщина брони лобовых листов корпуса доходила до 13 мм, в целом же в конструкции боевой машины использовались листы бронированной стали толщиной до 6,5 мм. В открытом кузове была установлена 57-мм американская противотанковая пушка М1, получившая полуавтоматический вертикальный клиновой затвор. Орудие было установлено на станке Т-5, который разместили в передней части корпуса сразу за отделением управления. Орудие было установлено в прикрытое сверху от осадков укрытие с коробчатым щитом, который защищал расчет от пуль и осколков снарядов, возимый боекомплект составлял 99 снарядов. Пушка отличалась отличными углами наведения по горизонтали – 56 градусов, вертикальные углы наведения орудия составляли от -5 до +16 градусов. Для ведения огня из 57-мм пышки использовалось три типа унитарных выстрелов: два бронебойных (тупоголовый трассирующий и остроголовый трассирующий) снаряда и осколочная граната. На дистанции 500 метров орудие позволяло расчету пробить до 81 мм брони (при угле встречи 60 градусов).

Настоящим сердцем самоходной установки можно назвать карбюраторный 6-цилиндровый двигатель White 160АХ, развивавший мощность 147 л.с., на часть машин ставился чуть более слабый двигатель – International RED-450-B, развивавший мощность 141 л.с. Слабая огневая мощь и недостаток брони компенсировались неплохой подвижностью и скоростью. При боевой массе около 8 тонн, такой двигатель обеспечивал машине удельную мощность на уровне 17,1 л.с. на тонну. При движении по шоссе САУ T48 разгонялась до скорости 72 км/ч, запас хода самоходки оценивался в 320 км.

Передние колеса самоходной установки были управляемыми. Применительно к каждому борту гусеничный движитель ленд-лизовской самоходки состоял из четырех сдвоенных обрезиненных опорных катков, катки были объединены попарно в две балансирных тележки. На части самоходок в передней части корпуса размещалась однобарабанная лебедка. При этом на некоторых боевых машинах лебедку меняли на буферный барабан диаметром 310 мм. С таким приспособлением проходимость САУ увеличивалась, наличие барабана облегчало процесс преодоления эскарпов, рвов и траншей шириной до 1,8 метра.

Особенности боевого применения СУ-57

Полугусеничное шасси и небольшой вес обеспечивали противотанковой самоходке неплохую проходимость даже по слабым грунтам и снегу. При этом самоходка предсказуемо теряла в управляемости. При повороте передних колес боевая машина не всегда готова была выбраться на необходимое направление движения. Справедливости ради стоит отметить, что подобные недостатки были присущи и немецким полугусеничным бронетранспортерам. Открытое боевое столкновение с танками противника не оставляло ленд-лизовским самоходкам Т48 практически никаких шансов на успех. Эффективным считалось применение данных САУ из засад и с заранее укрепленных позиций. При этом примерно для таких действий на поле боя, новая боевая машина изначально и создавалась.

К 1943 году 57-мм орудие испытывало проблемы в борьбе с новыми немецкими танками «Тигр» и «Пантера». При этом она пробивала лобовую броню средних немецких танков Pz.IV модификаций G и Н, поразить «Тигр» или даже самоходку «Фердинанд», можно было в борта корпуса. С расстояния в 200 метров можно было постараться поразить «Тигр» или «Пантеру» непосредственно в лоб, но при таких действиях без качественно подготовленной и замаскированной позиции – это был билет в один конец. Можно отметить, что с определенными ограничениями, часто весьма существенными, самоходка все-таки справлялась со своими обязанностями, активно участвуя в боях на Восточном фронте.

Если бронепробите позволяло поражать технику противника, пусть и с большим количеством ограничений, то воздействие 57-мм орудия на пехоту и полевые укрепления было очень слабым. Для разрушения подготовленных полос обороны и фортификационных сооружений подобное орудие не подходило. Могущество 57-мм осколочно-фугасных боеприпасов было явно недостаточным. Осколочно-фугасный выстрел подобной пушки весил всего 3,3 кг, а масса взрывчатого вещества составляла всего 45 граммов.

Получившие обозначение СУ-57 ленд-лизовские противотанковые самоходки широко использовались в составе трех отдельных самоходно-артиллерийских бригад, в каждой из которых имелось по 60-65 боевых машин данного типа. СУ-57 являлись штатным оружием для 16-й, 19-й и 22-й (позднее ставшей 70-й гвардейской) самоходно-артиллерийских бригад, которые воевали в составе 3-й, 1-й и 4-й гвардейской танковых армий соответственно. В Красной Армии американские самоходки использовались также побатарейно и подивизионно, в этом случае они включались в состав мотоциклетных батальонов и отдельных разведывательных рот на бронеавтомобилях. В таких подразделениях САУ Т48 применялись особенно эффективно, выступая в своей прямой роли – полугусеничного бронетранспортера, обладающего усиленным комплексом вооружения.

СУ-45 Легкая противотанковая САУ

Разработчик: КБ завода №37
Год начала работ: 1934
Год выпуска первого прототипа: 1936
Серийно не выпусклись в виду несоответствия требованиям бронетанковых войск.

Свою короткую историю легкая САУ, известная сейчас как СУ-37, ведет с 1935 г., когда НТО АБТУ РКАА выдал техническое задание на разработку к 15 апреля эскизного проекта самоходной установки батальонной пушки на шасси танка Т-37. Несколько позже, 11 марта 1936 г., руководство утвердило окончательные требования к “легкой самоходно-артиллерийской установке с 45-мм противотанковой пушкой на шасси танка Т-37А”. Техническое задание на легкую самоходку, первоначально получившей индекс СУ-Т-37 (позднее – СУ-37), предусматривало следующее:

“Вес установки в боевом положении не должен превышать 3000 кг. Тактико-технические свойства СУ должны быть не ниже, чем у Т-37…

Для самоходной установки использовать 45-мм противотанковое орудие вместе с верхним станком, прицелом и механизмами его наведения… Высота линии огня должна быть не свыше 1200 мм, углы обстрела: по вертикали -8 +25 град., по горизонтали — 30 градусов в каждую из сторон.

Самоходная установка должна иметь щит, не препятствующий производить прямую наводку и прикрывать орудийный расчет спереди от пуль. С бортов расчет должен быть прикрыт до пояса 5-мм броней. В походном положении расчет должен быть прикрыт полностью, за исключением крыши.

Самоходная установка должна допускать стрельбу как с места, так и с хода под всеми углами и быть устойчивой при стрельбе. Экипаж установки — 3 человека.

Читать еще:  Плавающий танк Т-48: описание, характеристики, фото.

Для самообороны предусмотреть укладку ручного пулемета ДП. Боекомплект не менее 50 снарядов и 1000 патронов”.

Однако, к тому моменту, когда была готова техническая документация, шасси плавающего танка Т-37А решено снять с производства в виду его многочисленных недостатков. Доработку проекта поручили конструктору Д.Архарову, которому пришлось столкнуться с не меньшими трудностями, чем при производстве танков. Прежде всего, из-за установки новой артиллерийской системы, масса САУ сильно возросла. В результате пришлось отказаться от возможности оставить за ней амфибийные свойства. С этим не были согласны военные, которые справедливо полагали, что СУ-37 в таком случае уподобится обычному легкому танку. На заседании 10 ноября 1935 г. макетная комиссия АБТУ наконец получила возможность более детально изучить проект. К этому времени он значительно отличался от начального ТТЗ. Теперь САУ полностью базировалась на шасси нового плавающего танка Т-38. От него оставили силовую установку, бортовые фрикционы, приводы управления и электрооборудование. Из имеющихся вариантов артиллерийского вооружения была выбрана 45-мм противотанковая пушка образца 1932 г., которая изначально не предназначалась для установки на танковое шасси. Вместе с ней на САУ перекочевали механизм наводки и прицельные приспособления. Орудие установили прямо по центру в лобовом листе корпуса, передвинув место механика-водителя влево. Боекомплект, состоящий из 50 выстрелов, разместили вдоль бортов.

Комиссия, в целом, утвердила проект, отметив ряд существенных недостатков. Из-за особенностей полевого орудия водителю, сидевшему слева от него рядом с прицельными приспособлениями, пришлось бы совмещать также функции наводчика. Это сочли неприемлемым и рекомендовали перенести его место на правую сторону. Заодно был оговорен крайний срок постройки опытного образца – 1 января 1936 г. В связи с большими изменениями проекта САУ получила название СУ-45 – таким образом, ни одной СУ-37 построено не было.

Пока шло изготовление рабочих чертежей АБТУ пожелало использовать штатную укладку снарядов, используемую на легком танке Т-26. Это повлекло за собой перепроектирование корпуса, который стал более высоким, и привело к ещё большему увеличению массы. В итоге, шасси САУ с трудом выдерживало её вес в 4300 кг. Конструкторская бригада внесла необходимые доработки, сблизив тележки подвески и добавив дополнительный опорный каток. Пока шли доработки срок поставки первого опытного образца был нарушен – лишь весной 1936 г. прототип СУ-45 поступил на испытания.

Как и следовало ожидать, САУ оказалась хуже оригинального плавающего танка, на основе которого она проектировалась. Шасси самоходки, и без того страдавшее от технических недостатков, было слишком перетяжеленно. Мощность двигателя, при имеющейся массе, была недостаточна. Вдобавок, плохая система охлаждения приводила к тому, что вода в радиаторе начинала закипать даже при преодолении небольших подъемов на пересеченной местности. Работа трансмиссии тоже оставляла желать много лучшего – от этого “бича” всех советских танков удалось избавиться только в годы войны. Кроме того, компоновка экипажа осталась прежней – водитель остался слева и был вынужден в боевых условиях бросать управление, чтобы обеспечить наводку орудия. Вдобавок в лобовой части корпуса был установлен танковый пулемет ДТ, так что теснота в боевой рубке САУ осталась такой же, как и на танке.

Рассудив, что в таком виде СУ-45 непригодна к серийному производству, АБТУ потребовало создать САУ на базе шасси Т-38М. Правда, в 1938 г., от этой затеи отказались совсем, закрыв все работы по созданию самоходных орудий на шасси сверхлегких танков.

Источники:
М.Свирин «Самоходки Сталина. История советской САУ 1919-1945». Москва. ЯузаЭКСМО. 2008

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
СУ-45 образца 1937 г.

Самолет Су-37. Фото. История. Характеристики.

Су-37 – истребитель, используемый в качестве перехватчика любых воздушных целей вне зависимости от габаритов. Даже малозаметные летательные аппараты с ЭПР не могут помешать самолету получить полное превосходство в воздухе. Машину сконструировали на базе Су-35, а в апреле 1993 года он совершил свой первый полет.

Данный проект интересен тем, что на нем отработали практически все новые маневры, в частности выход на сверхбольшой угол атаки и околонулевую скорость. К ним относится и способность разворота в плоскости тангажа на 360 градусов (также именуемый «Чакра Фролова»), фиксированный разворот боевого порядка за время менее 10 секунд, вертикальный поворот, «Кобра Пугачева» с углом атаки 150-180 градусов, полный разворот на «Кобре», «Колокол» и переворот на нем, переворот с малой потерей высоты от 300 до 100 метров.

Большинство технических решений, применённых на самолете, обеспечили ему:

алгоритмическую защищенность и многоканальность всех прицельных и информационных систем;

возможность без входа в зону ПВО атаковать любого наземного противника;

маловысотный полет с обходом и облетом наземных препятствий;

групповые автоматизированные действия по наземным и воздушным целям;

противодействие оптико-электронным и радиоэлектронным средствам противника;

абсолютно все этапы боевого применения и самого полета могут исполняться автоматически.

Сочетающий в себе отличную аэродинамическую схему с ПГО (переднее горизонтальное оперение) самолет сконструирован по системе «интегральный неустойчивый триплан». Поскольку изначальной базой для воздушной машины был Су-27, их планерная конструкция во многом схожа. Однако в Су-37 используются алюминиево-литьевые сплавы нового образца и увеличена доля композиционных материалов. Специально для этого самолета разработали новое крыло, что в свою очередь позволяет помещать больше топлива. В сравнении с базовой моделью немного увеличили высоту и хорду вертикального оперения. Добавочными топливными баками стали кессоны килей. Поскольку взлетная масса возросла, то необходимостью стало укрепление стоек шасси и снабжение носовой опоры двумя колесами.

Благодаря увеличению количества топлива самолет способен лететь намного дольше в сравнении с Су-27. Именно из-за этого решено было установить на истребителе контейнер с запасом воды и пищи, механизм утилизации отходов и добавить запас кислорода. За катапультирование пилота отвечает новое кресло КД-36ДМ (угол наклона спинки – 30 градусов).

Инженеры из ОКБ еще на опытный Су-37 решили установить двигатель с устройством управления тяги канала тангажа. От двигателей отходит цифровая электронная система управления, интегрированная с системой управления всего самолета. На максимальном угле поворота и в режиме максимального форсажа на поворотном элементе сопла двигателя обеспечено автоматическое охлаждение. Благодаря рассогласованию направления тяги левого и правого двигателей через систему управления вектором тяги возможно пилотирование самолетом в плоскостях тангажа и рыскания. На перехватчик установили штангу топливоприемника (способна убираться) системы дозаправки в полете.

Читать еще:  Плавающий танк ТМ "Танк Молотова": обзор, фото, характеристики.: обзор, фото, характеристики.

В конструкции Су-37 используется цифровая ЭДСУ – электро-дистанционная система управления. Она поддерживает управление всех рулевых поверхностей и отклонение вектора тяги. При всем этом безопасность полета автоматическая, поскольку контролируется ограничением перегрузок в сочетании полетного режима и массы. Дополнительно установили механизм автоматизированного выхода из штопора.

На самолет установили новые гидронасосы и электрогенераторы, которые обеспечивают увеличенное энергопотребление нового КБО (комплекс бортового оборудования).

В комплекс БРЭО входят подсистемы, пользующиеся элементами искусственного интеллекта и обеспечивающие упреждающее попадание по воздушным целям вне зависимости от габаритов. На истребителе установили комплекс импульсно-доплеровской БРЛС с неподвижной антенной, фазированной решёткой и БРЛС заднего обзора. Су-37 способен обнаружить истребитель противника на расстоянии от 80 до 100 километров. Установленная РЛС осуществляет процесс одновременного обнаружения 15 воздушных целей и управление 6 ракетами класса «воздух-воздух». В состав усовершенствованной оптико-электронной системы прицеливания истребителя входят телевизор и дальномер-целеуказатель. БРЛС совмещена с оптико-локационной системой и подключена к усовершенствованному нашлемному прицелу. Они объединены в один комплекс.

Также для проведения групповых операций на самолёт установили защищенную автоматическую систему передачи данных о противнике. Она способна координировать все действия группового боя. Оборонный комплекс состоит из оптических датчиков, предупреждающих пилота об атакующих ракетах, новой станции радиотехнической разведки, систем активного подавления и устройства постановки пассивных ИК и радиолокационных помех.

Данный самолет представляет собой унифицированную боевую машину, способную в случае необходимости действовать абсолютно автоматически, включая ведение огня по воздушным и наземным целям и противодействие оптико- и радиоэлектронным средствам РЭБ. В состав связного оборудования входят радиостанции КВ и УКВ диапазона, система спутниковой и телекодовой связи.

Вооружение Су-37

Состав оружия истребителя изначально планировался на самолет-перехватчик, но полученные данные исследований и испытаний создали возможным расширить сферу применения самолета. На истребителе установили автоматическую одноствольную пушку ГШ-301. В ней применяется патрон калибра 30 мм, общий боезапас − 150 патронов, а стреляет она со скоростью 1500 выстрелов в минуту. Для получения полного превосходства в воздухе решено было применить УР класса «воздух-воздух» с дальностью поражения на разных дистанциях. Дополнительно установили новую ракету РВВ-АЕ, способную поражать цели на средней дальности.

За уничтожение противника на земле и воде отвечает комплекс ракет класса «воздух-поверхность» с разными типами наведения. Поскольку самолёт может работать одинаково хорошо и днем, и ночью, то и ракеты должны соответствовать. Х-29Т – телевизионное наведение, Х-29Л – лазерное наведение, Х-31П – противорадиолокационные ракеты, Х-31А и Х-35 – ракеты противокорабельного применения. Дополнительно устанавливается комплекс неуправляемых ракет, авиабомбы и баки с напалмом.

Истребитель Су-37 – сверхманевренный «Терминатор»

Одним из самых знаменитых российских самолётов по-прежнему остаётся Су-37. В какой-то момент он даже получил прозвище «Терминатор» – такого грозного имени не заработал ни один отечественный летательный аппарат.

Прошло уже почти двадцать лет с момента гибели самолёта – но ещё жива память о нём, как о лучшем в мире истребителе и с этого пьедестала его не смогли сместить ни Су-47 с крылом обратной стреловидности, ни более поздние машины. Кто-то считает его символом утраченных надежд, а для кого-то Су-37 в первую очередь удачный опытный образец, давший дорогу современным истребителям.

История создания

С середины 80-х в советской военной авиации начал эксплуатироваться новый тяжёлый истребитель Су-27. Пока лётчики осваивали машину, конструкторы уже работали над её дальнейшим совершенствованием.

Во второй половине десятилетия в воздух поднялись палубный истребитель Су-33, бомбардировщик Су-34, и усовершенствованный истребитель Су-27М, позже сменивший обозначение на «Су-35».

Первые опытные самолёты перестраивались из серийных экземпляров Су-27, и только восьмой экземпляр стал первым Су-35, построенным «с чистого листа».

Особенная роль выпала одиннадцатому самолёту (четвёртому в предсерийной партии). Истребитель с заводским обозначением Т-10М-11 и бортовым номером 711 отправился на достройку в Москву.

После установки на него новых двигателей и оборудования он и стал уникальным «Терминатором» с индексом Су-37.

Описание конструкции

Истребитель Су-37 конструктивно близок непосредственному предку – Су-27. В основном это касается планера, унаследованного от Су-27М. Самолёт является статически неустойчивым. Говоря очень упрощённо – за высокую маневренность и лучшую аэродинамику такие летательные аппараты платят невозможностью самостоятельно «удерживать курс». До появления электродистанционных систем управления такие самолёты практически не строились – настолько тяжёлыми в управлении они получались.

Одно из главнейших отличий «тридцать седьмого» – двигатели АЛ-31ФП.

От базовых моторов их отличали управляемые гидроцилиндрами сопла, позволяющие изменять в вертикальной плоскости вектор тяги. Причём изменялось отклонение сопел автоматически.

Получил «Терминатор» и новую систему управления–цифровую с четырёхкратным дублированием (трёхкратно – по боковым каналам). Автоматизированы были не только отклоняемые сопла, но и все органы управления. Автоматически ограничивались перегрузки, мог Су-37 и «самостоятельно» выйти из штопора. В кокпите традиционная ручка управления сменилась установленным справа джойстиком, а тяга двигателя теперь изменялась многоходовыми кнопками – «кнюппелями».

Ещё одним новшеством в кабине стали четыре жидкокристаллических многофункциональных дисплея, заменившие большую часть обычных приборов и монохромные ЭЛТ-мониторы.

В носу самолёта установили новую РЛС с фазированной антенной решёткой, способную сопровождать до 20 воздушных целей на дальностях до 170 км. РЛС заднего обзора, находящаяся в контейнере между двигателями, обнаруживала цели на дистанциях до 70 км. Помимо этого, в комплекс бортовой электроники Су-37 входили лазерный дальномер и тепловизор.

Вооружение самолёта осталось в основном прежним – справа от кабины, в наплыве крыла, устанавливалась пушка ГШ-30-1.

А вот вариантов ракетного вооружения, по сравнению с изначальным Су-27, стало больше. Теперь ударные возможности истребителя не ограничивались неуправляемыми ракетами и свободнопадающими бомбами – Су-37 мог эффективно применять управляемые ракеты класса «воздух-поверхность», вплоть до противокорабельных.

ТТХ и летные данные в сравнении с аналогами

Напрашивается сравнение Су-37 со знаменитым американским истребителем F-22 Raptor. В качестве другого аналога выступит принятый на вооружение ВКС России истребитель Су-35. Он необходим, чтобы оценить, так ли много российская авиация потеряла, отказавшись от «Терминатора».

Надо уточнить, что нынешний Су-35 – не тот самолёт, из которого вырос Су-37. Это гораздо более глубокая модернизация базовой платформы, а прежнему «тридцать пятому» сейчас возвращено наименование Су-27М. Приведём их основные технические характеристики.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector