0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фото: Пулемет ДА-Дегтярев Авиационный. Подборка-1.

Авиационный пулемет ДА.

Авиационный пулемет ДА.

Разработчик: В.А.Дегтярев
Страна: СССР
Начало разработки: 1925 г.
Принят на вооружение: 1928 г.

17 мая 1926 года Арткомом было утверждено техническое задание на проектирование унифицированного скорострельного пулемета, который бы использовался в качестве ручного в кавалерии и пехоте, и синхронного и турельного в авиации. Но более реальным оказалось создание авиационного пулемета на основе пехотного. Практика «превращения» ручного пулемета в подвижный авиационный (на шкворневых, одиночных турельных, спаренных турельных установках) применялась еще в годы Первой Мировой войны.

Пехотный пулемет ДП.

В период с декабря 1927 года по февраль 1928 года велись испытания авиационного варианта пулемета Дегтярева. Научно-технический комитет Управления военно-воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии счел «возможным одобрить для учета в плане серийного заказа представленный образец» пулемета Дегтярева. В 1928 году, одновременно с неподвижным пулеметом ПВ-1 конструкции А.В.Надашкевича созданной на основе станкового пулемета «максим», на вооружение военно-воздушных сил был принят турельный авиационный пулемет ДА (Дегтярева, авиационный). Для пулемета ДА был разработан новый дисковый магазин емкостью 65 патронов (для более надежной работы его емкость была уменьшена до 63 патронов), в котором патроны располагались в три яруса и проделывали более сложный путь к патроннику, что было причиной многих задержек в стрельбе. Пулемет также оснащался пистолетной рукояткой и новыми прицельными приспособлениями с флюгер-мушкой.

К передней части ствольной коробки авиационного пулемета Дегтярева привинчивалась планшайба. В ее нижней части был прикреплен шкворень, имеющий изогнутый вертлюг для крепления на установке. Вместо приклада были установлены насеченные деревянные пистолетная рукоятка управления и задняя рукоятка. Спереди сверху была закреплена втулка с кольцевым прицелом, в дульной части ствола на резьбе крепилась втулка имеющая стойку для флюгер-мушки. Поскольку сняли кожух и установили планшайбу, произошли изменения крепления направляющей трубки газового поршня. Сверху магазин оснащался ременной ручкой для быстроты и удобства смены.

Авиационный пулемет ДА.

Много проблем при разработке и доведении пулемета Дегтярева ДА причинял гильзоулавливатель — устройство, необычное даже для видавших виды оружейников. Любой из них прекрасно знаком со всеми проблемами, связанными с подачей патрона из магазина в патронник, извлечением стреляной гильзы и выбросом в определенном направлении. И вдруг оказывается, что, установленный на самолете, пулемет не должен разбрасывать гильзы куда попало. Каждая из них, закатившись в дальний угол кабины, таит в себе подчас смертельную опасность: любой кусок металла, оказавшийся рядом с тягами, качалками, рычагами системы управления, может заклинить их, лишить пилотов всякой возможности контролировать полет.

Значит, все стреляные гильзы надо собрать — и не после полета, на полу кабины, а сразу же, в ходе стрельбы. Первый блин вышел комом. Гильзы все время застревали в горловине мешка, его то и дело приходилось встряхивать — обременительно для ведущего огонь стрелка! Не лучшие результаты дал мешок с жесткими профилированными каркасами самых разных форм. Гильзы застревали. Казалось, именно из-за этого на первый взгляд совершенно пустякового затруднения прекрасный пулемет так и не обоснуется на самолете. Киносъемка помогла справиться с непредвиденным препятствием.

Учитель и руководитель Дегтярева — В.Г.Федоров вспоминал: «Переработка самого пулемета не встретила для В.А.Дегтярева особых затруднений, но главнейшие трудности выявились при проектировании магазина и, как не покажется странным, особого мешка для улавливания гильз… Разработка его долго не удавалась, получались заклинения стреляных гильз в горловине мешка, большею частью от подскакивания гильз вверх при частично наполненном мешке. С целью облегчить наши работы и помочь нам НИИ УВВС произвело весьма интересную работу — киносъемку выбрасывания гильз из пулемета, причем, пуская фильм весьма медленно, можно было изучать своеобразный путь гильз и постепенно подметить причины появления случаев их заклинивания, а, следовательно, и устранить их.» Результат исследования — особым образом спрофилированный вход в мешок, соответствующий траектории гильз.

Авиационный пулемет ДА с мешком для улавливания гильз.

Пулемет ДА являлся основным оборонительным оружием бомбардировщиков и разведывательной авиации ВВС РККА. 30 марта 1930 году на совещании у заместителя начальника вооружений РККА отмечалось, что на вооружении в частях ВВС уже находится 1200 пулеметов ДА и еще готово к сдаче 1000 шт. Тактико-технические характеристики авиационной версии пулемета Дегтярева практически не изменились по сравнению с пехотной. Темп стрельбы 600 выстр/мин. был, конечно, не выдающимся на конец 20-х годов, но считался приемлемым. Большой популярности пулеметов ДА способствовала взаимозаменяемость деталей с распространенным в войсках пулемета ДП.

Однако по сравнению с современными ему иностранными образцами авиационных пулеметов, у которых темп стрельбы достигал 700-900 выстр/мин, пулемет ДА все же выглядел слабым. Поэтому, в 1930 году на вооружение поступила спаренная турельная установка ДА-2 — ее разработку на основе авиационного пулемета Дегтярева Научно-технический комитет Управления военно-воздушных сил заказал в 1927 году Оружейно-пулеметному тресту.

Авиационный пулемет ДА-2.

Планшайба, находящаяся в передней части ствольной коробки, на каждом пулемете была заменена муфтой переднего крепления. Для крепления на установке служили боковые приливы муфт, для удержания трубки газового поршня — нижние. Задним креплением пулеметов на установке являлись стяжные болты, проходившие через отверстия сделанных в задних приливах ствольной коробки. В разработке установки принимали участие Н.В.Рукавишников и И.И.Безруков. Крючок общего спуска устанавливался на пистолетной рукоятке правого пулемета в дополнительной спусковой скобе. Спусковую тягу крепили к отверстиям спусковых скоб. Тяга состояла из регулировочного штока и соединительного валика. На левом пулемете флажок предохранителя и рукоятку затворной рамы перенесли не левую сторону, на его стволе устанавливался кронштейн для флюгер-мушки. Так как отдача спаренных пулеметов была очень чувствительной для установки и стрелка, на пулеметах установили дульные тормоза активного типа. Дульный тормоз имел форму своеобразных парашютиков. Позади дульного тормоза размещался специальный диск, защищающий стрелка от дульной волны — позднее тормоз такой схемы устанавливался на крупнокалиберный ДШК.

Пулеметы с турелью соединялись через шкворень. Установку снабжали подбородником и плечевым упором (до 1932 года пулемет имел грудной упор). Вес ДА-2 со снаряженными магазинами и флюгер-мушкой составлял 26 килограммов, длина — 1140 миллиметров, ширина — 300 миллиметров, расстояние между осями каналов стволов — 193 миллиметров. Любопытно, что ДА и ДА-2 приняли на вооружение Управлением военно-воздушных сил без официального оформления приказа Наркомата обороны. Данные пулеметы ставили на турели ТУР-5 и ТУР-6, а также в самолетные выдвижные пулеметные башни.

Авиационный пулемет ДА-2 на турели ТУР-6.

За время серийного выпуска пулеметов ДА, продолжавшегося до 1932 года (спаренный ДА-2 производился до 1935 года) было выпущено 12914 ДА и 16040 штук ДА-2.

Автоматика пулемета ДА функционировала за счет энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Система запирания — перекос боевых упоров. Темп стрельбы пулемета ДА составил 600 выстр./мин, а начальная скорость пули образца 1908 года — 840 м/с. Вес пулемета без магазина 7,1 кг, со снаряженным магазином и гильзоулавливателем 11,5 кг. Длина пулемета от дульного среза до заднего края деревянной рукоятки 940 мм.

Читать еще:  Солдаты с пулеметом Максим-Токарев. Фотоподборка-2

Пулеметы ДА и ДА-2 устанавливались на самолетах Р-5 и У-2ВС. На бомбардировщиках ТБ-3 пулеметы ДА и ДА-2 монтировались на неподвижных турелях ТУР-6 или на перекатных турелях ТУР-5.

Боевая карьера «авиационного Дегтярева» была не долгой в отличие от танкового и ручного, провоевавших всю войну, и состоявших на вооружении вплоть до 60-х годов. Уже упомянутая выше низкая скорострельность в 600 выстр/мин, доставшаяся в наследство от пехотного ДП и магазинное питание, не позволила авиационной версии пулемета Дегтярева быть использованной в качестве наступательного вооружения. Очевидно, что и сам Дегтярев вполне сознавал, что вопрос полной унификации оружия не совсем приемлем для авиационного вооружения. Поэтому в начале 30-х годов в соавторстве с Георгием Семеновичем Шпагиным им была предпринята попытка разработать глубокую модификацию пулемета, рассчитанную исключительно на авиационное применение.

В 1933 году на испытания был представлен опытный авиационный пулемет ДАС (Дегтярева Авиационный Скорострельный), в котором от исходного образца — ручного ДП был сохранен лишь общий принцип автоматики с газоотводом и собственно ствол длиной 605 мм с четырьмя правосторонними нарезами. В остальном конструкция оружия была подвергнута серьезной переработке. Шпагиным был разработан новый приемник под металлическую рассыпную ленту, также спроектированную Шпагиным. Для увеличения темпа стрельбы, который достиг 1200 выстр/мин, была применена схема стрельбы с закрытого затвора в отличие от предыдущих моделей, а также введен рычажный ускоритель.

Авиационный пулемет ДАС.

Изначально пулемет ДАС был рассчитан на применение не только в качестве турельного, но и синхронного курсового, для чего комплектовался синхронно-отрывным механизмом спуска, прерывавшем стрельбу при работе синхронизатора и замыкателем на раму — «противоотскоком». Впрочем, к моменту появления пулемета ДАС уже во вся проходил внедрение знаменитый ШКАС, хотя и более тяжелый и технологически сложный, но зато по темпу стрельбы в 1800 выстр/мин в полтора раза превосходивший изделие Дегтярева и Шпагина.

Модификации:
ДА — турельный пулемёт. Базовая модификация образца 1928 года.
ДА-2 — спаренный турельный пулемет образца 1930 года.
ДАС — Дегтярева Авиационный Скорострельный.

Модификация: ДА / ДА-2 / ДАС
Калибр, мм: 7,62
Тип автоматики: газоотвод
Масса, кг: 7,1 (10,2 со снаряженным магазином) / 26,8 (с двумя снаряженными магазинами) / 10
Длина, мм: 960 / 1140 или 955 / 1110
Длина ствола, мм: 605 (527 длина нарезной части)
Темп стрельбы, выстр/мин: 600 / 2 х 600 / 1200
Начальная скорость пули, м/с: 840 / 840 / 840
Емкость магазина: 63 / 2 х 63 / лента 250 патронов
Масса снаряда, г.:9,0-13,7 / 9,0-13,7 / 9,0-13,7
Тип боеприпаса:7,62 х 54R / 7,62 х 54R / 7,62 х 54R

Авиационный пулемет ДА.

Авиационный пулемет ДА на турели ТУР-5.

Авиационный пулемет ДА на шкворневой установке ночного бомбардировщика У-2ВС.

Авиационный пулемет ДА на шкворневой установке самолета-разведчика ХАИ-1ВВ.

Проекции пулемета ДА. Рисунок.

Авиационный пулемет ДА-2 на турели ТУР-5.

Стрелок бомбардировщика ТБ-3 с пулеметом ДА-2 на турели ТУР–6.

Стрелки бомбардировщика ТБ-3 с пулеметами ДА-2 на турелях ТУР-6.

Стрелки бомбардировщика ТБ-3 с пулеметами ДА-2 на турелях ТУР-6.

Авиационный пулемет ДАС.

.
Источник:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Евгений Аранов. Стрелковое вооружение СССР.
С.Л.Федосеев. Пулеметы России. Шквальный огонь.

Проект Авиару.рф — некоммерческий. Ему очень важны ваши внимание и поддержка. Вы тоже можете помочь нам

Представляем и рекомендуем наших партнёров:

Авиационный пулемёт Дегтярёва ДА

Вряд ли кого удивишь в наши дни кинокадрами, показывающими быстрое движение предмета, многократно замедленное всесильной кинокамерой. Прошло несколько десятилетий с тех пор, как мировую прессу обошли эффектные фотографии полета пули в момент, когда она пронизывает мыльный пузырь. Между тем, уже в те времена сверхскоростная съемка была не просто методом, позволявшим делать занятные, но малополезные для практики кинотрюки. Многообещающие возможности замедления быстротечных процессов привлекали ученых и инженеров, решавших насущные проблемы тогдашней техники.

Оружейникам, например, метод прояснил некоторые закономерности полета пули и снаряда. Создатель знаменитого ручного пулемета ДП Василий Алексеевич Дегтярев обязан скоростной киносъемке… выбором оптимальной конструкции мешка для улавливания гильз авиационного пулемета ДА.

Не случайно хлопоты конструктору доставил именно гильзоулавливатель — устройство, необычное даже для видавших виды оружейников.

Любой из них прекрасно знаком со всеми проблемами, связанными с подачей патрона из магазина в патронник, извлечением стреляной гильзы и выбросом в определенном направлении.

И вдруг оказывается, что, установленный на самолете, пулемет не должен разбрасывать гильзы куда попало. Каждая из них, закатившись в дальний угол кабины, таит в себе подчас смертельную опасность: любой кусок металла, оказавшийся рядом с тягами, качалками, рычагами системы управления, может заклинить их, лишить пилотов всякой возможности контролировать полет.

Значит, все стреляные гильзы надо собрать — и не после полета, на полу кабины, а сразу же, в ходе стрельбы. Первый блин вышел комом. Гильзы все время застревали в горловине мешка, его то и дело приходилось встряхивать — обременительно для ведущего огонь стрелка! Не лучшие результаты дал мешок с жесткими профилированными каркасами самых разных форм. Гильзы застревали. Казалось, именно из-за этого на первый взгляд совершенно пустякового затруднения прекрасный пулемет так и не обоснуется на самолете. Киносъемка помогла справиться с непредвиденным препятствием.

Впрочем, предоставим слово В. Федорову: «Переработка самого пулемета не встретила для В. Дегтярева особых затруднений, но главнейшие трудности выявились при проектировании магазина и, как не покажется странным, особого мешка для улавливания гильз… Разработка его долго не удавалась, получались заклинения стреляных гильз в горловине мешка, большею частью от подскакивания гильз вверх при частично наполненном мешке. С целью облегчить наши работы и помочь нам НИИ УВВС произвело весьма интересную работу — киносъемку выбрасывания гильз из пулемета, причем, пуская фильм весьма медленно, можно было изучать своеобразный путь гильз и постепенно подметить причины появления случаев их заклинения, а следовательно, и устранить их». Результат исследования — особым образом спрофилированный вход в мешок, соответствующий траектории гильз.

Далеко не сразу после своего рождения аэроплан ощетинился бортовым стрелковым оружием. Считали, что летательный аппарат станет выполнять задачи воздушного разведчика и корректировщика артиллерийской стрельбы, сможет бомбардировать наземные объекты. Перед первой мировой войной высказывались самые фантастические предположения о том, как будет протекать бой между двумя самолетами. Массивная гиря на тросе, пила на хвосте аэроплана, бомбы, которые нужно было сбросить на машину противника, — таким видели арсенал вооружения, необходимого для воздушного поединка. Но вот проделали первые опыты стрельбы в воздухе из обычного пехотного пулемета. Затем появились его авиационные модификации. Конструкторы нашли способы предотвратить прострел лопастей, когда пулемет палил прямо сквозь диск воздушного винта.

Скорострельность — важное достоинство любого оружия. Оружия авиационного — вдвойне. Представьте: стрелок ведет огонь из турельного пулемета по самолету противника с дистанции 400 м. 10 пуль, выпущенные очередью, будут разбросаны по площади диаметром 8 м. Одна пуля придется на площадь, равную 5 кв. м. Если учесть, что уязвимая площадь самолета двадцатых годов — 2 кв. м, — получим, что вероятность попадания равна при этих условиях 40%. Следовательно, чтобы поразить цель наверняка, надо выпустить не 10, а 25 пуль — вероятность попадания составит 100%.

Читать еще:  Пулемет Калашникова (ПК). Фотоподборка-2

На очередь из 25 пуль уйдет около 3 сек. — в течение всего этого времени быстродвижущийся самолет противника должен быть «на мушке». Вот почему скорострельность так важна для авиационного пулемета. Темп стрельбы и емкость магазина — характеристики пулемета, связанные друг с другом жесткой зависимостью. Чтобы не расстрелять за очень короткое время весь магазин, он должен быть достаточно объемным, а с учетом авиационной специфики и малогабаритным.

Дегтяреву пришлось разработать новый дисковый магазин, в котором патроны располагались в три яруса. Они проделывали более сложный путь к патроннику, чем в диске ДП. Это была причина многих задержек в стрельбе, недопустимых при весьма ограниченном времени прицельного огня.

7,62-мм авиационный пулемет Дегтярева отличался от ДП и некоторыми другими изменениями. ДА выпускался, например, без кожуха ствола — для лучшего охлаждения и уменьшения габаритов и веса оружия. Не было на пулемете приклада — его заменяли загнутая вверх рукоять и рукоятка пистолетного типа. Видоизменен был и прицел.

ДА прошел армейские испытания в начале 1927 года. Через год приступили к выпуску первой партии серийных пулеметов.

В последствие Дегтярев сконструировал спаренную турельную установку ДА-2 — систему, которая состояла из двух пулеметов и обладала вдвое большей скорострельностью, чем один.

Технические характеристики

Ручной пулемет Дегтярева

Ручной пулемет — основное оружие поддержки пехотных подразделений уровня взвод-рота. Помимо высокой скорострельности, отличается повышенной точностью и дальностью поражения. Применяется против живой силы противника, может поражать и легкую небронированную технику при соответствующих боеприпасах.

Ручной пулемет незаменим как при обороне, так и в наступательных операциях. Основные требования к такому оружию — безотказность, надежность и эффективность. Именно благодаря таким показателям ручной пулемет Дегтярева стал одним из самых распространенных вооружений советских подразделений во Второй мировой войне.

Технические характеристики ДП (Дегтярев пехотный) оказались настолько хорошими, что оружие в качестве трофейного применялось и немцами, и финнами. В послевоенный период оно активно поставлялось в страны ОВД, и до сих пор состоит на вооружении некоторых государств.

История создания ручного пулёмета Дегтярева

Разработка ДП началась еще в 1923 по личной инициативе В. А. Дегтярева. Уже в следующем году в ходе испытаний были отмечены технические и эксплуатационные характеристики оружия, что и предопределило его дальнейшее серийное изготовление.

В 1927 ДП пулемет принят на вооружение Красной армии. Однако работы по его модернизации продолжались. Были внесены некоторые конструкторские изменения, что привело к появлению образцов 1931, 1934 и 1938 годов. Все они стали использоваться в ходе войны.

С началом Советско-Финской войны трофейные ДП использовались в рядах финской армии ввиду его превосходства над бывшим на вооружении пулеметом Лахти-Соларанта. Во Вторую мировую ДП в качестве трофейного оружия применялся и немецкими подразделениями.

В августе 1944 года были введены некоторые конструктивные изменения, что привело к созданию модернизированной версии пулемета Дегтярева (ДПМ или РПД 44). После войны обе версии были сняты с вооружения, аимевшиеся образцы поставлялись союзникам.

Снятие ДП и ДПМ с вооружения было обусловлено полученным в ходе войны опытом. Ведение боевых действий показало высокую эффективность единых пулеметов, объединяющих огневую мощь с мобильностью применения. На основе ДПМ в 1946 году был разработан РП-46 с ленточным питанием и утяжеленным стволом для большей мощности.

Особенности конструкции

Ручной пулемет РПД сконструирован на автоматике с применением принципа отвода пороховых газов. Поршень рассчитан на длинный рабочий ход, газовый регулятор расположен под стволом. Выброс гильз осуществлялся вниз. Огонь велся со съемной сошки, однако, ввиду частых потерь, в ДПМ она стала несъемной.

Пулемет Дегтярева пехотный имел тонкостенный, съемный ствол. При продолжительной стрельбе часто перегревался и выходил из строя. Замена осуществлялась с помощью специального ключа и защиты рук от ожогов. Так же перегревалась и выходила из строя возвратно-боевая пружина, что считалось одним из немногих недостатков дп.

Питание пулемета обеспечивалось из круглых дисков с патронами, «тарелок». Патроны в них располагались по кругу, пулями к центру, что обеспечивало надежность их подачи. Однако масса пустых магазинов, сложность транспортировки и вероятность повреждения снижала удобство и эффективность применения данного оружия.

У Дегтярева пулемет дополнялся следующими комплектующими:

  • составной шомпол, рассчитанный на чистку ствола;
  • ключ-отвертка для работы с комплектующими;
  • коленчатая протирка для чистки патронника через верхнее окно ствольной коробки;
  • прибор для очистки газовых путей;
  • выколотки для выталкивания осей и шпилек;
  • извлекатель для очистки оружия от оторвавшихся дулец гильз.

Все инструменты хранились в специальном коробе или сумке. Во время войны и после нее велись работы над созданием глушителя, но они так и не были завершены. Все наработки, включая глушители для новых РП-46, признаны нецелесообразными.

Принцип работы пулемёта

Принцип действия пулемета Дегтярева основан на магазинном питании и отводе пороховых газов. Устройство оружия позволяло делать до 80 выстрелов в минуту. Однако с учетом перегрева ствола и возвратно-боевой пружины, стрельбу часто ограничивали короткими очередями.

Принцип стрельбы основан на следующих механизмах:

  • при движении ударника боевые упоры разводятся в стороны, запирая ствол за счет движения затворной рамы;
  • после выстрела газовый поршень обеспечивает задний ход затворной рамы, затем ударник отводится назад и обеспечивает отпирание затвора.

При стрельбе лежа, к пулемету двумя концами крепилась длинная лента. Солдат натягивал ее ногой, прижимая оружие к плечу, что повышало точность стрельбы благодаря снижению колебаний от отдачи.

Патроны к РПД

Калибр пулемета Дегтярева — 7,62 мм под патроны 7,62х54 мм R.

В зависимости от периода применения, к оружию подавались следующие патроны:

  • Легкие пули образца 1908 года, рассчитанные на прицельное поражение пехоты в пределах 800 метров, убойная сила сохраняется до 2500 м;
  • Тяжелые пули 1930 года с дальностью поражения до 3500 м. Для стрельбы применялись только в случае отсутствия легких;
  • Патроны с бронебойными пулями образца 1930 года (Б-30). Применялись против легкобронированной техники (бронемашины, танкетки) на расстоянии до 300 метров;
  • Бронебойно-зажигательные пули 1932 года (Б-32) применялись против бронированных машин (танки, огневые точки, самолеты) с ориентиром на поджог топливных баков;
  • Трассирующие пули (Т-30 и Т-46) — рассчитаны на целеуказание, пристреливание и корректировку огня.

Магазин РПД имеет некоторое сходство с пулеметом Льюиса, однако, на практике их устройства имеют отличия. К примеру, у Льюиса магазин поворачивается за счет энергии затвора и сложной системы рычагов. У Дегтярева для этого применяется предварительно взведенная пружина в самом магазине.

ТТХ ручного пулемёта Дегтярева

Тактико-технические характеристики пулемета Дегтярева следующие:

  • масса оружия вместе с сошками — 9,12 кг;
  • масса пустого и заряженного магазина — 1,6 и 2,8 кг соответственно;
  • общая длина — 1270 мм;
  • длина ствола — 604,5 мм без пламегасителя;
  • калибр — 7,62;
  • скорострельность — 500-600 выстрелов в минуту, боевая — 80;
  • начальная скорость легкой пули — 840 км/ч;
  • прицельная дальность поражения — 1500 метров, максимальная — 2500;
  • питание — плоский дисковый магазин на 47 патронов;
  • прицел — секторный;
  • принцип действия — отвод пороховых газов и запирание раздвижными боевыми упорами.
Читать еще:  Арбалет-пистолет аспид: технические характеристики, цена, отзывы, аналоги

Некоторые конструкторские характеристики разных образцов могут отличаться. Точные показатели ТТХ пулемета Дегтярева зависят от года выпуска и модификации. Следует учитывать и тип используемых боеприпасов.

Преимущества и недостатки оружия

Преимущества пулемета Дегтярева были выявлены еще в ходе испытаний. Принимающая комиссия отметила простоту в обращении, безотказность и скорострельность оружия. Именно эти качества и сделали его востребованным для армии.

Преимущества ДП были оценены и в ходе боевых действий во время Советско-Финской и Великой Отечественной войн. Технические характеристики оружия позволяли применять его практически в любых операциях и погодных условиях.

Однако конструктивные показатели пулемета Дегтярева имеют и некоторые недостатки:

  • съемные сошки на ранних моделях — таковые часто деформировались или терялись в бою, что снижало точность и удобство стрельбы;
  • перегрев ствола — его замена в боевых условиях была неудобной, что не позволяло быстро восстановить ДП после интенсивной стрельбы, аналогичная проблема возникала и с возвратно-боевой пружиной;
  • патронники — первые магазины были рассчитаны на 49 патронов и легко деформировались, позже патронаж уменьшился до 47, но тяжесть магазина создавала сложности для быстрой перезарядки.

Несмотря на недостатки, ДП получил широкое распространение в пехотных соединениях. Были разработаны модификации, позволяющие использовать пулемет в других родах войск, вплоть до авиации.

Разновидности пулемёта

Пулемет Дегтярева постоянно дорабатывался в плане улучшения технических и конструктивных характеристик, а также для применения оружия в различной технике. Выделяют несколько модификаций, получивших наибольшее распространение.

С окончанием войны большинство из них было снято с вооружения и отправлено на склады или в качестве экспорта союзникам. С учетом таких поставок ДП принимал участие и в послевоенных конфликтах в Корее, Вьетнаме и других государствах.

Малокалиберный ДП

Малокалиберная модификация ДП разработана в середине 1930-х годов в качестве пробного образца. Калибр такого оружия — 5,6 мм под патрон с кольцевым воспламенением. Конструктор — М. Марголин.

Данная модификация применялась для обучения советских солдат стрельбе. Широкого распространения не получила, как и серийного производства. В обучающих целях вместо нее применялся пулемет-заменитель системы Блюма.

ДП с глушителем

В начале Великой Отечественной войны активно велись разработки глушителя под ДП. Несколько таких модификаций было передано в войска в битве под Москвой. Повсеместного распространения они не получили, и уже в 1942 подобные конструкции были отправлены на доработку.

Послевоенные испытания были недолгими — наличие глушителя не обеспечивало безотказность подавления звука. Разработки в данном направлении были прекращены ввиду нецелесообразности.

ДПМ (Дегтярев пехотный модернизированный)

Модернизированный пулемет Дегтярева ДПМ — конструктивно-техническое улучшение оригинала от 1944 года. Это не совсем модификация, поскольку речь идет не об альтернативном оружии для конкретных целей, а об общем повышении его эффективности и надежности.

В данном пулемете основное внимание уделено имевшимся недостаткам ДП. Возвратно-боевая пружина помещена в специальную трубку в спусковой раме под прикладом. Это значительно снизило ее перегрев во время стрельбы.

Упростилась замена ствола, а сошки стали неснимаемой частью оружия. Была несколько изменена конструкция приклада и рукоятка. Оружие стало более устойчивым и удобным. Боевые характеристики и большинство технических остались неизменными.

ДА (Дегтярев Авиационный)

Дегтярев Авиационный (ДА) — модификация, применяемая на самолетах Р-5, У-2 и ТБ-3. С пулемета был снят кожух, защищающий руки пулеметчика от ожогов. Это обеспечило лучшее охлаждение ствола при продолжительной стрельбе. Приклад для удобства был заменен на две рукояти. Магазин вмещал до 60 патронов.

На вооружение ДА поступил еще в 1928 году, в 1930 была разработана его собственная модификация ДА-2 — спаренная установка. Однако широкого применения такие пулеметы не получили, ввиду небольшого калибра патронов. Уже в 1934 на вооружение авиации стал поступать специально разработанный ШКАС со скорострельностью в 1800 выстрелов в минуту.

ДТ/ДТМ (Дегтярёв танковый)

Станковый Дегтярев Танковый (ДТ) — модификация, сконструированная совместно с Г. С. Шпагиным в 1929 году. Применялась в большинстве танков и бронемашин. С учетом внутренней тесноты, деревянный приклад был заменен на выдвижной металлический. Также был предусмотрен специальный парусиновый гильзоулавливатель. Для удобства применения Шпагин разработал установку, позволявшую наводить пулемет в горизонтальном и вертикальном направлении. В случае выхода машины из строя, оружие снималось и могло использоваться экипажем для дальнейшего ведения боевых действий. Для этого применялись съемные сошки.

С учетом более компактных размеров и сниженного веса, ДТ активно использовался в воздушно-десантных подразделениях. В 1944 году в месте с ДПМ был улучшен до ДТМ — основное внимание было уделено защите возвратно-боевой пружины от перегрева.

Обзор легендарного стрелкового оружия В. А. Дягтерева

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Ручной пулемет ДП

Ручной пулемет, разработанный В. А. Дягтеревым, стоит на вооружении с 1928 года. 7,62-мм оружие имеет прицельную дальность стрельбы около 1500 метров и скорострельность до 500-600 выстрелов в минуту. Существует несколько модификаций с повышенной мощностью и надежностью для ведения огня в особых условиях.

Пистолет-пулемёт Дегтярёва

ППД стоял на вооружении Советской армии в 1934—1942 годах. Он обладал прицельной дальностью до 300 м и скорострельностью около 1000 выстрелов/мин. Изначально, пистолеты-пулеметы были исключительно полицейским оружием и использовались армией довольно редко, однако в середине 30-х годов они стали основным видом вооружения некоторых видов войск.

Пулемёт ДК

Крупнокалиберный станковый пулемет Дягтерева, основанный на конструкции немецкого пулемёта Дрейзе, был принят на вооружение в 1931 году. Он устанавливался, в основном, на бронеавтомобили и корабли. Пулемет стрелял патронами 12,7×108 мм со скоростью до 450 выстрелов в минуту.

Противотанковое ружьё Дегтярёва

ПТРД, использовавшееся с 1941 по 1945 годы, было способно подбивать средние танки, огневые точки и самолеты на расстоянии до 500 м. Однозарядное ружье использовало патрон 14,5 мм.

Ручной пулемёт Дегтярёва

Ручной пулемет системы Дягтерева стоял на вооружении Советской армии в 1944-1959 годах. Он стрелял патронами 7,62 мм со скорострельностью до 750 выстрелов/мин. Оружие оснащалось ленточным магазином на 100 патронов. Максимальная эффективная дальность составляла 800 м.

Станковый пулемет Дягтерева пришел на смену устаревшему к тому времени легендарному «Максиму». ДС-39 стоял на вооружении с 1939 по 1945 год. Он использовал классический 7,62 мм патрон. Максимальная прицельная дальность стрельбы достигала трех километров. Однако оружие не отличалось высокой надежностью и позже было заменено на пулемет Горюнова.

Танковый пулемет Дягтерева, стоявший на вооружении в 1929-1959, являлся одной из модификаций пулемета ДП 1927-го года. Он устанавливался на многие танки, среди которых были Т-26 и Т-34. Он использовал все те же 7,62-мм патроны и имел дальность стрельбы до 800 метров. В 44-м году была разработана усовершенствованная модель ДТМ.

+ Бонус: известные модификации оружия Дегтярева

Пулемет Дегтярева-Шпагина, модификация пулемета ДК, стоит на вооружении с 1938 года. Модели ДШК И ДШКМ использовались более, чем в 40 различных странах.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector