2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ил-10 штурмовик по прозвищу; Зверь

Использующийся армией СССР Ил-2 сумел хорошо себя показать в ведении боевых действий, но он имел ряд недостатков, которые делали его уязвимым. Несмотря на бронированный корпус и присутствие воздушного стрелка, защищающих самолет от попадания малокалиберных пуль и нападения истребителей, под зенитным обстрелом риск уничтожения был крайне высоким.

Ударная сила Ил-2 также не отличалась хорошими показателями, так как нести крупнокалиберные бомбы он не мог, а подвеска малокалиберных не давала полной боевой нагрузки. Поэтому встал вопрос о создании нового штурмовика, который бы дал преимущество советским войскам в небе.

Изначально предполагалось конструировать сразу два самолета. Первый должен был получить схожее вооружение и заменить Ил-2. Второй планировался тяжелым штурмовым бомбардировщиком с повышенной толщиной брони и усиленным оружием. Созданием первого начал заниматься П. Сухой и уже к 1942 году представил прототип Су-6.

Параллельно с этим С. Ильюшин стал продумывать улучшение имеющегося Ил-2. Оба самолета должны были оснастить двигателем М-71, но его установка требовала больше времени. Поэтому С. Ильюшин обратил внимание на АМ-42, ставший улучшенной версией применявшегося в Ил-2 АМ-38, и начал разработку своего легкого штурмовика. При проектировании он опирался на опыт работы с предыдущим самолетом и сконцентрировался на повышении живучести и боевой силы.

В 1943 году ВВС СССР решило отдать предпочтение разработке Сухого, взяв на вооружение Су-6. Самолеты должны были начать поступать в войска к 1944 году. Но нарком по авиапромышленной отрасли отметил высокий риск срыва выпуска Ил-2 и авиационных двигателей при запуске производства авиации, разработанной с нуля и не имеющей ничего общего со старыми машинами. Поэтому отказываться от проекта Ильюшина не стали. Но идея создания бомбардировщика ушла на второй план, а все внимание было сконцентрировано на штурмовиках.

Весной 1944 года оба самолета поступили на сравнительные тесты. Су-6 должен был летать на двигателе М-71, но для испытаний получил АМ-42, что негативно сказалось на его характеристиках. Он показал средние результаты, по многим параметрам уступив разработке Ильюшина, которая уже тогда получила наименование Ил 10. Поэтому выбор был сделан в пользу последнего. Его испытания были успешно завершены всего за один месяц, а технические характеристики оказались намного выше ожидаемых. Штурмовик сразу отправился на конвейер для массового производства.

История создания самолета Ил-10

Благодаря тому, что Ил-2 успешно зарекомендовал себя во время Второй мировой войны, появилась идея о его модернизации в более мощный вспомогательный истребитель. Изначально проектировка относилась к двум основным линиям. Первая касалась вопроса усиления защиты и бомбардировочных свойств самолета (тяжелый штурмовик Ил-8). Но из-за затянутых испытаний самолет в серию так и не попал. Вторая линия касалась резкого улучшения летных данных с однотипным Ил-2, бронезащитой и стрелковым вооружением. Именно Ил-10 стал таким самолетом. У него были меньше размеры, улучшенная аэродинамика и двигатель с жидкостным охлаждением АМ-42.

Ил-2 был неплохим истребителем, но он значительно уступал немецкой авиации и силам ПВО. Вооружение также оставляло желать лучшего. Пушки ВЯ-23 и ШВАК были уже неэффективны против фашистской бронетехники.

Читать еще:  Советская вертикалка иж-27

К осени 43 года руководство ВВС уяснило, что задерживать с решением о проектировке нового бронированного истребителя нельзя. Он просто-таки был необходим для летней наступательной кампании 1944 года.

Новый самолет по плану был более маневренным и эффективным. Крыло Ил-10 в сравнении с базовой моделью было тоньше и имело ряд различных компоновок. Оно снабжалось посадочно-взлетными щитками по типу «Шренк» и элеронами «Фрайз». Уборка шасси схожа с Су-6, также убирается в межлонжеронное пространство центральной части. При этом колеса поворачиваются на 86 градусов. Благодаря этому лобовое сопротивление и мидель уменьшились. Также уменьшению сопротивления воздуху в полете поспособствовала герметизация всех отверстий и щелей. Были установлены дополнительные перегородки внутри фюзеляжа для создания отдельных отсеков. По итогам проведенной работы лобовое сопротивление Ил-10 практически в двое меньше, чем у базового Ил-2.

Ил-10 видео

За защиту самолета и его боевую живучесть отвечают установленные бронекорпуса. Они защищают основные агрегаты истребителя: силовую установку, топливный и масляный баки вместе с их магистралями. Защиту стрелку и пилоту обеспечивают экранированные бронеплиты, установленные в задней полусфере. К ним относятся бронестенка, бронированная перегородка и подголовник пилота. Бронеплиты состоят из двух восьмимиллиметровых бронелистов с воздушным промежутком. Они намного эффективнее защищают от немецких 20-мм снарядов. Боковые листы, защищающие стрелка и пилота, были толщиной в 6 мм, а нижний боковой – 5 мм. Сверху лётчика прикрывала броня толщиной 6 мм. Агрегаты водо- и маслорадиаторов прикрывала 10-мм броня.

Дополнительный позитивный эффект для живучести самолета осуществлялся за счет использования топливных проектированных баков и повышенной прочности тяг в механизме управления рулем высоты.

Проектировка нового самолета целиком и полностью опиралась на имевшийся опыт с эксплуатацией Ил-2. На Ил-10 установили 4 пушки калибром 20 мм (позже их заменили на 23 мм). На крыльевые балки поставили восемь РС-82 (реактивные снаряды). Внутренний бомболюк и внешняя подвеска использовались в качестве вооружения разнокалиберными бомбами с весом до 600 кг.

Общий вес пустого самолета составляет 4680 кг, полностью же вооруженный тяжелее на две тонны. Последующие модернизации касались в основном улучшения огневой мощи самолета. Также конструкторы из ОКБ спроектировали учебный вариант УИл-10. Боевой модификацией машины в 1951 году был Ил-10М.

Первый опытный полет на самолете совершил В. Коккинаки 18 апреля 1944 года. На заводские испытания ушло меньше чем месяц, они закончились 13 мая. А государственные испытания и вовсе были проведены в короткие сроки – 2 недели. Спешка была инициирована срочной необходимостью самолета на фронте.

По результатам всех испытаний вышло, что самолет не только отвечал необходимым параметрам, но и превзошел их. Максимальная горизонтальная скорость Ил-10 была выше, чем у взятого за базу Ил-2, на 150 км/ч. На высоте до 2000 м воздушный аппарат практически не уступал немецким одноместным истребителям.

До первого мая 1945 года армии передали 630 штурмовиков Ил-10. Он состоял на вооружении ВВС до 60-х годов. Его смогли сменить лишь реактивные самолеты.

Самолёт почти не успел совершить боевых вылетов против немецких истребителей, только в апреле 45 года смогли повоевать 15 Ил-10. Их применяли на Дальнем Востоке против Квантунской армии в августе. Широкое использование самолета относилось к периоду корейской войны. ВВС КНДР получили 93 Ил-10, однако из-за малого опыта корейских пилотов уже через два месяца осталось меньше двадцати машин.

Читать еще:  Штурмовая винтовка Валмет 62 (Valmet 62)

Конструкция и вооружение

Штурмовик Ил-10 был цельнометаллическим, двухместным, одномоторным низкопланом. Фюзеляж самолёта конструктивно делился на бронекорпус и хвостовую часть. Бронекорпус выполнялся из листов гомогенной брони различной толщины. Так, низ капота и пол кабины имели толщину 6-8мм, боковые стенки – 4-5мм. Бронеспинка и задняя переборка корпуса состояли из двух 8мм плит. Лобовое бронестекло имело толщину 64мм.

Хвостовая часть самолёта имела дюралевую обшивку. Из дюраля были и панели верхнего капота двигателя. Крыло Ил-10 имело стальные лонжероны, остальной наборы и обшивка выполнялись из дюраля.

12-цилиндровый V-образный двигатель АМ-42 имел рабочий объём 46,6 литров и оснащался приводным нагнетателем. На взлёте он мог развить мощность до 2000 л.с. Устанавливался двигатель на двух дюралевых полурамах, приклёпанных к бронекорпусу. Одни из двух топливных баков устанавливался сразу за двигателем, перед кабиной. Второй – под полом кабины лётчика.

Масляные баки стояли по обе стороны двигателя, маслорадиатор находился в бронированном тоннеле в корне левого крыла.

Такой же тоннель в корне правого крыла Ил-10 подавал воздух на радиатор системы охлаждения. Оба тоннеля оснащались бронированными заслонками.

Трёхстоечное шасси убиралось пневмосистемой, пневматическими были и тормоза основных колёс. Все три колеса имели амортизаторы. Компрессор пневмосистемы стоял под редуктором двигателя, баллоны с воздухом находились в хвосте. Система управления у Ил-10 был смешанная – элероны и рули направления управлялись тросами, рули высоты – тягами, триммеры – электроприводами.

Штурмовики Ил-10 военного выпуска по стрелково-пушечному вооружению не отличались от Ил-2. В крыльях монтировались две пушки ВЯ калибра 23мм и два 7,62мм пулемёта ШКАС. Бортстрелок был вооружён пулемётом УБК калибра 12,7мм. Пилот наводил оружие на цель с помощью коллиматорного прицела ПБП-1б, турельный пулемёт оснащался прицелом К8-Т, также коллиматорным.

На послевоенных штурмовиках вооружение было усилено – в крыльях стали устанавливать четыре пушки НС-23. От пушек ВЯ они отличались использованием менее мощного боеприпаса с укороченной гильзой. Турельный пулемёт заменили на 20мм пушку Б-20.

Бомбы малого калибра загружались в два бомболюка в центроплане, бомбы калибра 100-250 кг подвешивались на внешних держателях. Ракетного вооружения Ил-10 первоначально не имел, позже на самолёты начали понтировать четыре балки для пуска ракет РС-82 или РС-132. В качестве «активной защиты» от атак истребителей в хвостовой части Ил-10 размещали кассету с 10 осколочными гранатами АГ-2.

В начале 50-х годов была выпущена партия модернизированных штурмовиков Ил-10М.

Они вооружались четырьмя пушками НР-23 (с возможностью двухсторонней подачи ленты), турель стрелка приобрела электропривод. Радиокомпас дополнили гирополукомпасом и радиовысотомером, появилась аппаратура слепой посадки.

Значительно, по сравнению с Ил-10, изменилась конструкция крыла – профиль стал боле тонким, а размах увеличился. Это должно было послужить улучшению пилотажных качеств. Действительно, полёты показали, что штурмовик стал способен увернуться даже от новейших истребителей МиГ-15. Правда, из-за прироста массы упала максимальная скорость.

Читать еще:  Глефа: история оружия, его описание и особенности использования

Боевое использование Ил-10

Поступление штурмовиков Ил-10 в части началось в январе 1945 г. Первыми их получили 78-й и 108-й гв. ШАП, а к 1 мая 1945 г. было переучено и отправлено в действующую армию в общей сложности 11 полков Ил-10. Но в боевых действиях успели принять участие лишь три из них — 571-й ШАП, а также 108-й и 118-й гв. ШАП.

Первым в бой вступил 571-й ШАП, начавший боевую работу на территории Польши 15 апреля 1945 г. Штурмовики группами по 8-15 самолетов наносили удары по войскам и технике противника. 16 апреля приступил к боевым вылетам на Берлинском направлении 108-й гв. ШАП, а 118-й гв. ШАП провоевал на Ил-10 всего один день — 8 мая 1945 г. В тот день полк, располагавший 40 самолетами, выполнил 60 самолето-вылетов. Работали в составе четверок, без истребительного прикрытия. Боевые потери составили 3 машины. В общем же Ил-10 в ходе войны с Германией совершили 1019 самолето-вылетов. Более 98% из них приходилось на атаки техники и живой силы противника на позициях, в местах сосредоточения и на дорогах.

В войне с Японией принял участие лишь один полк Ил-10 — 26-й ШАП ВВС Тихоокеанского флота, располагавший по состоянию на 9 августа 1945 г. 35 самолетами. 9-10 августа Ил-10 атаковали порт Расин, а в последующие дни работали по наземным целям на территории Кореи (главным образом, по линиям коммуникаций).

В послевоенное время Ил-10 быстро вытеснил из строевых частей самолеты Ил-2, став практически единственным типом штурмовика в советских ВВС. По состоянию на 1 января 1955 г. в строю было 1700 Ил-10 и Ил-10М. Но 20 апреля 1956 г. штурмовая авиация как таковая была упразднена, после чего все эти самолеты списали.

Крупнейшим за пределами СССР эксплуатантом штурмовиков стала Чехословакия. В 1950 г. её ВВС получили 80 Ил-10 и 6 Ил-10У, а затем — ещё 600 лицензионных В-33/СВ-33. Эксплуатировались они до сентября 1960 г.

С февраля 1949 г. начались поставки Ил-10 в Польшу. Эта страна получила в общей сложности 96 Ил-10 и 24 Ил-10У, а также 281 В-33З/СВ-33. Последние из них служили до 1959 г.

В 1949-1956 гг. 159 Ил-10 и В-33 эксплуатировали ВВС Венгрии, а в 1953-1960 гг. 180 самолетов (30 Ил-10 и 150 В-33) служили в Румынии. Помимо этого, самолеты Ил-10 служили в ВВС КНДР (участвовали в войне в Корее), КНР (эксплуатировались до 1972 г.), а 24 самолета В-33 в 1957 г. поставили Йемену.

Ил-10 представлял собой естественного преемника Ил-2. От него новый штурмовик отличался лучшими скоростными характеристиками и маневренностью, хорошей управляемостью, но взлет и посадка стали более сложными. По мощи стрелкового и бомбового вооружения Ил-10 не превосходил Ил-2 (лишь с 1947 г. было усилено стрелковое вооружение). Цельнометаллическая конструкция Ил-2 обеспечивала более длительную эксплуатацию в условиях мирного времени. Но, как показал опыт боевого применения, по боевой живучести самолет даже уступал своему предшественнику.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: