5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

САУ СУ-152; Зверобой: история создания, описание и характеристики

САУ СУ-152 “Зверобой”: история создания, описание и характеристики

Вторую мировую войну не зря называют «войной моторов», во время этого конфликта именно танки и самоходные установки определяли исход всех крупнейших боевых операций. Особенно справедливо это для Восточного фронта. Существует целый ряд легендарных боевых машин того периода, мы прекрасно их знаем благодаря книгам и кинофильмам.

Наиболее известными самоходными установками Великой Отечественной войны является немецкая САУ «Фердинанд» и советская СУ-152. Любопытнее всего, что эти боевые машины не являлись самыми массовыми: советская промышленность выпустила всего 670 единиц СУ-152, а количество изготовленных САУ «Фердинандов» равнялось 91 штуке. Этим стальным гигантам впервые довелось сойтись на Курской дуге, и для обеих машин это сражения было боевым дебютом.

В 1943 году выпуск обеих самоходок был прекращен. Однако до самого конца войны советские танкисты называли «Фердинандами» практически все немецкие САУ, а в любом советском или российском учебнике истории можно встретить упоминание о «Зверобое», которым советские солдаты прозвали СУ-152.

СУ-152 применялся до самого окончания войны, хотя количество этих машин в войсках постепенно уменьшалось из-за боевых потерь и износа двигателя и ходовой части. Оставшиеся «Зверобои» после войны практически все были порезаны на металл. Сегодня осталось лишь несколько единиц этой легендарной самоходки, все они находятся в различных музеях.

  1. История создания
  2. Описание конструкции
  3. Боевое применение
  4. Характеристики

В 1942 году в СССР начались работы по созданию тяжелой САУ (“истребителя дзотов”). Однако, тогда удовлетворительного решения найдено не было. Зимой 1942 года стало известно о создании в Германии тяжелых танков под названием “Тигр”. Именно поэтому 4 января 1943 года было принято специальное решение Государственного комитета обороны о срочном создании и производстве в Челябинске на знаменитом “Танкограде” на шасси тяжелого танка КВ-1С 152-мм САУ. На создание установки выделялось 25 суток. Коллектив конструкторов по этой самоходке официально возглавил Л.С.Троянов, под руководством которого перед войной была создана СУ-100Y. Однако, к работам над необычной артиллерийской установкой под общим управлением наркома вооружений Д.Ф.Устинова были привлечены видные конструкторы оружия Ж.Я.Котин, Н.Л.Духов, Ф.Ф.Петров и другие. Самоходная установка увидела свет раньше намеченного срока – 25 января первый ее образец был собран.

Читать еще:  Ко дню снятия блокады

Испытания изготовленного образца проходили в живописных местах уральской Швейцарии – на Чебаркульском полигоне. Они были завершены 7 февраля 1943 года, и постановлением ГКО от 14 февраля установка СУ-152 была принята на вооружение Советской Армии. Вот так умели работать в то время!

В июле 1943 года первые СУ-152 на одном из участков фронта в районе Курской дуги вступили в бой с фашистскими танками “Тигр” и САУ “Фердинанд”. Применение СУ-152 было полной неожиданностью для немцев и оказало на них ошеломляющее воздействие. Попадание 152-мм снаряда ( массой около 50 кг) в башню тяжелого танка “Тигр” срывало ее с корпуса танка. Разрыв 152-мм осколочно-фугасного снаряда в 2-3 метрах от среднего немецкого танка Т-IV срывал с него башню или полностью выводил из строя его ходовую часть.

В нашей армии САУ получила неофициальное название “зверобой” за ее способность уверенно бороться с немецкими “зверями” – “Тигр”, “Пантера” и др. В производстве установка находилась до декабря 1943 года, пока не была заменена более новым образцом. Всего было выпущено более 650 установок.

Боевая масса – 45,5 т
Экипаж – 5 чел.
Вооружение – 152-мм гаубица-пушка МЛ-20С
Масса снаряда – 43,5 кг
Начальная скорость снаряда – 600 м/сек
Скорострельность – 2 выстр./мин
Толщина пробиваемой брони на дальности 2000 м – свыше 100 мм
Боекомплект – 20 выстрелов
Толщина брони:
лоб корпуса – 70 мм
маска пушки – 120 мм
борт – 60 мм
Двигатель – 600 л.с.
Максимальная скорость – 43 км/час
Запас хода – 330 км
Габариты:
длина полная (по корпусу) – 8950 (6750) мм
ширина – 3250 мм
высота – 2450 мм
Клиренс – 440 мм

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector