12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ПТРК «Конкурс» или комплекс, которого опасаются танкисты

ПТРК «Конкурс» или комплекс, которого опасаются танкисты

Гениальные советские умы в 60-х годах прошлого века изобрели для СССР первые образцы противотанковых управляемых ракет (ПТУР). Это были «Фалангу»(1967г.) и «Дракон»(1968г.), которые, несмотря на свои громкие названия, так и не смогли прославить себя особой славой боевого применения.

Зато уже в 70-х годах на вооружение поступила совершенно новая управляемая ракета, с интересным названием, которая входила в состав комплекса. До сих пор ПТРК «Конкурс» считается грозой танков, хотя прошло уже около 50-ти лет.

  1. История создания
  2. Описание
  3. Тактико-технические характеристики ПТРК «Конкурс»
  4. Принцип действия
  5. Источники

История создания

В середине 60-х годов прошлого столетия руководство советских вооруженных сил признало необходимость разработки самоходного противотанкового ракетного комплекса нового поколения. ПТРК «Шмель» и «Фаланга», стоящие в тот момент на вооружении СА, уже явно не соответствовали требованиям времени.

Военным нужен был ПТРК с полуавтоматической системой управления и сверхзвуковой ракетой, с дальностью поражения цели не менее 4 километров. Кроме того, на разработчиков были наложены жесткие ограничения по стоимости комплекса. В конкурсе принимали участие ко­ло­мен­ско­е Кон­ст­рук­тор­ское бю­ро ма­ши­но­строе­ния и Конструкторское бюро приборостроения (г. Тула).

Коломенские конструкторы старались точно следовать всем пожеланиям заказчика, а в тульском Бюро к заданию подошли более творчески. Тульские конструкторы оценивали целесообразность каждого из пунктов задания, предложенного военными. В результате они создали дозвуковую ракету (ПТУР), которая управлялась в полете по проводу, при этом значительно облегчив и удешевив ее. Кроме этого, новый ракетный комплекс был в высокой степени унифицирован с ПТРК «Фагот».

Первоначально проект разработки нового полкового ПТРК носил название «Гобой», но полученный комплекс весьма сильно отличался своими характеристиками от технического задания, поэтому его название решили изменить. Новый ПТРК получил название «Конкурс».

Испытания и доработка нового противотанкового ракетного комплекса длилась несколько лет. ПТРК «Конкурс» был принят на вооружение в 1974 году. Этот комплекс во многом унифицирован с ПТРК «Фаготом», из его пусковой установки можно запускать ПТУРы «Фагота».

Через несколько лет начались работы по модернизации «Конкурса». Основное внимание было уделено противотанковой ракете, конструкторы пытались сделать ее наведение полностью автоматическим. Испытания ПТУРа начались в 1983 году, они продолжались несколько лет. В 1986 году «Конкурс-Р» решили принять на вооружение, но немного раньше прекратили выпускать БРДМ-2, которая являлась основной боевой машиной (БМ) для данного комплекса.

В конце 80-х была разработана более совершенная модификация этого ракетного комплекса – «Конкурс-М». Основным его отличием стала новая ракета с тандемной боевой частью, что существенно увеличило бронепробиваемость и позволило «Конкурсу-М» успешно бороться с бронетехникой, оснащенной динамической защитой. Кроме того, для установки «Конкурса-М» можно использовать не только БРДМ-2, но и другие БМ: БМП, БМД, бронеавтомобили и даже мотоциклы.

Читать еще:  Советский истребитель як-3: история создания, описание и технические характеристики

Описание

ПТРК «Конкурс» — это противотанковый комплекс полкового уровня, который может успешно поражать бронетехнику противника и его фортификационные сооружения на дистанции в четыре километра.

Ракетный комплекс состоит из нескольких составляющих:

  • боевой машины (БМ) 9П148;
  • пусковой установки 9П135М;
  • управляемой ракеты 9М113.

БМ 9П148 была создана специально для ракетного комплекса «Конкурс». Ее базой является БРДМ-2, кузов которого имеет некоторые отличия, из-за размещения пусковой установки, систем прицеливания и наведения. На БМ 9П148 размещается пусковая установка с пятью ракетными контейнерами, в каждом из которых находится ПТУР 9М113. БМ 9П148 переходит в боевое положение за 25 секунд, время заряжания – пятнадцать минут. Скорострельность – примерно два выстрела в минуту.

В состав пусковой установки входит: аппаратура управления и наведения, пусковой механизм и станок. На пусковой установке 9П135М размещается пять пусковых контейнеров, каждый из которых отбрасывается после выстрела. Если стрельба происходит из БМ 9П148, то с блока питания машины напряжение подается на электровоспламенители бор­то­во­го ис­точ­ни­ка пи­та­ния, на вто­рую на­зем­ную ба­та­рею бло­ка пи­та­ния и по­ро­хо­вой за­ря­д ро­то­ра ко­ор­ди­на­то­ра. Примерно через десять метров полета включается маршевый двигатель.

Горизонтальный угол наведения составляет 360°, а вертикальный — -5…+20°.

Существует и переносная пусковая установка, которая входит в состав вооружения самоходного комплекса. Она состоит из станка, аппаратуры управления и пускового механизма. Ее вес составляет 22 кг.

Управляемая ракета 9М113 имеет классическую аэродинамическую схему «утка». Ее калибр составляет 135 мм. Четыре крупных складывающихся крыла находятся в задней части ракеты, а четыре руля управления – в передней. Также в носовой части ракеты находятся приводы рулей и кумулятивный заряд. В полете рули и крылья расположены под определенным углом к продольной оси ракеты, что заставляет ее вращаться, стабилизируя полет.

В средней части ПТУРа установлен твердотопливный двигатель, аппаратура управления находится сзади. Двигатель ракеты — однокамерный двухрежимный. В задней части находится катушка с проводом и инфракрасная лампа, по которой аппаратура слежения находит ракету в полете. Единственным сложным прибором в конструкции ракеты является координатор, в составе которого есть гироскоп.

Старт и начало работы большинства систем ракеты обеспечивают сразу несколько пиропатронов, они замыкают сеть энергопитания ракеты, раскручивают ее гироскоп, придают реактивному снаряду начальную скорость, после чего включается маршевый двигатель ПТУРа.

После выстрела инфракрасная лампа ракеты фиксируется аппаратурой управления. После чего автоматика определяет положение снаряда в пространстве и вносит поправки в полет. Сигнал передается по проводу и поступает в рулевые приводы. Оператор должен просто удерживать объект в прицеле. Кроме полуавтоматического, существует и ручной режим коррекции полета ракеты на ее завершающем этапе, это значительно увеличивает точность комплекса.

Читать еще:  Президент северной кореи: формальная дань моде или проявление культа личности

Противотанковый ракетный комплекс 9К113 Конкурс

ПТУРС 9М113 (см.компоновочную схему) скомпонован по аэродинамической схеме «утка». В целях стабилизации на траектории ракета в полете вращается. Вращение ПТУРС в полете обеспечивается лопастями и соплами, установленными под углами 2° и 9° соответственно к продольной оси ракеты. Система управления — полуавтоматическая с передачей команд по проводам. Принцип полуавтоматического управления заключается в том, что оператор с момента вылета ракеты из контейнера до момента поражения цели удерживает перекрестие сетки оптического визира на цели, при этом снаряд автоматически удерживается на линии визирования. Местонахождение снаряда определяется по инфракрасному излучению лампы-фары.

Бортовая аппаратура управления состоит из катушки, проводной линии связи, блока управления, координатора, блока рулевого привода и лампы-фары. Вся аппаратура размещена в аппаратурном отсеке, за исключением блока рулевого привода, расположенного в головной части снаряда. Координатор 9Б61 представляет собой гироскоп с тремя степенями свободы, который обеспечивает согласование команд управления, вырабатываемых наземной аппаратурой управления в системе координат пускового устройства, с системой координат вращающегося снаряда. Блок рулевого привода предназначен для управления снарядом в полете по курсу и тангажу с помощью аэродинамических рулей. Он представляет собой электромагнитный механизм с поворотными якорями, на которых установлены аэродинамические рули. Лампа-фара является электрическим источником инфракрасного светового излучения и предназначена для определения положения снаряда относительно линии визирования. Она расположена в аппаратурном отсеке в каркасе катушки проводной линии связи. ПТУР 9М113 имеет кумулятивную боевую часть 9Н131, которая выполнена в виде боевого отсека, расположенного между блоком рулевого привода и разгонно-маршевой двигательной установкой, и состоит из корпуса, кумулятивного заряда и предохранительно-детонирующего механизма.

Для ПТУР «Конкурс» на базе БРДМ-2 была создана боевая машина 9П148 (см.


), с размещенной на ней поднимаемой пусковой установкой на пять ракет 9М113 в транспортно-пусковых контейнерах (см.


,


,


). Возимый боекомплект составляет 20 снарядов 9М113 или 9М111. Пакет направляющих (см.


,


,


,


,


)может подзаряжаться боекомплектом расчетом в два человека без выхода из-за брони (в отличие от всех комплексов, ранее принятых в Советской Армии). Загрузка машины полным боекомплектом ракет 9М113 продолжается 15 минут. После пуска стреляный контейнер автоматически сбрасывается.

При стрельбе из боевой машины 9П148 оператор нажимает на пульте на кнопку ПУСК, при этом с блока питания аппаратуры управления машины 9П148 подается напряжение 12В постоянного тока на электровоспламенители бортового источника питания, второй наземной батареи блока питания и порохового заряда ротора координатора. При стрельбе с пусковой установки 9П135 оператор нажимает на спусковой крючок механизма пуска, расположенного на пусковой установке, при этом в механизме пуска индуктируются импульсы напряжения, которые подаются на электровоспламенители бортового источника питания, второй наземной батареи блока питания и порохового заряда ротора координатора.

Читать еще:  Револьвер ОЦ — 20 «Гном»

Дальнейшее взаимодействие элементов снаряда при пуске и в полете при стрельбе из боевой машины 9П148 и с пусковой установки 9П135М аналогично. Через 0,2 с открывается передняя крышка контейнера, а затем срабатывает электровоспламенитель вышибной двигательной установки. Форс пламени поджигает пороховой заряд 9X180, и под давлением газов снаряд выбрасывается из контейнера с дульной скоростью не менее 64 м/с. На расстоянии 10-15 м от дульного среза контейнера происходит запуск разгонно-маршевои установки снаряда. Эта установка оснащена однокамерным двухрежимным реактивным твердотопливным двигателем. Двухрежимность достигается за счет геометрической формы порохового заряда 9X179. После вылета снаряда из контейнера световое излучение лампы-фары попадает во входной зрачок оптико-механического координатора наземной аппаратуры управления, где преобразуется в электрический сигнал и в виде частотно-модулированного напряжения поступает в аппаратурный блок. Аппаратурный блок автоматически вырабатывает управляющие напряжения по курсу и тангажу, пропорциональные величине линейного отклонения снаряда от линии визирования. В дополнение к полуавтоматической системе управления введен режим ручной коррекции на конечном участке траектории для повышения точности стрельбы в условиях оптических помех и срыва автоматического сопровождения ракеты по лампе-фаре. О наличии помех сигнализирует специальный индикатор. Минимальная дальность стрельбы снарядом 9М113 определяется дальностью взведения взрывателя (около 75 м).

В комплектацию машины входит выносная пусковая установка типа 9П135, которая вместе с боекомплектом может выноситься из боевой машины и использоваться независимо от неё. Прицел и наземная аппаратура управления являются едиными для использования в возимом и выносном вариантах. Все средства комплекса «Конкурс» обеспечивают применение также ракет 9М111 комплекса «Фагот».

Выносная ПУ 9П135 комплекса «Конкурс» состоит из:

  • пусковой станок 9П56М
  • пусковой механизм 9П155
  • аппаратный блок 9С474
  • прибор наведения ракеты 9Ш119М1.

Конструкция приводов наведения боевой машины 9П148 позволяет вести огонь по низколетящим малоскоростным самолетам и вертолетам, а также стрельбу на плаву по целям на берегу при форсировании водных преград. Угол горизонтального наведения 20°. Скорострельность на максимальную дальность 2-3 выстр./мин. Расчет боевой машины 2 человека. Вес боевой машины 7000 ±210 кг. Комплекс приспособлен для десантирования на парашютно-десантных платформах.

Ракеты типа «Конкурс» использовались в составе вооружения боевых машин пехоты БМП-1П и БМП-2, при этом боекомплект составлял четыре ракеты. На более легких БМД-2 и БМД-3 предусматривалась смешанная комплектация из одного «Конкурса» и двух «Фаготов».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: