1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Слоновое ружьё» из Финляндии

«Слоновое ружьё» из Финляндии

В межвоенный период во многих странах вёлся поиск эффективных средств противотанковой обороны. Одним из наиболее популярных направлений стала разработка противотанковых ружей (ПТР) калибром от 7,92 до 20 мм, предназначенных для вооружения пехотных подразделений. Эта тенденция не обошла стороной и Финляндию, с опаской наблюдавшую за развитием бронетанковой техники своего «большого соседа» – Советского Союза.

Первоначально финские специалисты остановились на калибре 13,2 мм. Однако пока велась разработка ПТР этого калибра, у военных появились сомнения в его эффективности против брони новых танков. Для «подстраховки» было решено создать ещё и 20-мм ПТР, а затем сделать окончательный выбор, проведя сравнительные испытания. В начале 1939 года разработку 20-мм ружья поручили самому известному финскому конструктору-оружейнику – Аймо Иоганнесу Лахти. К этому времени на счету Лахти уже был пистолет L-35, а в 1938 году он создал весьма удачную 20-мм авиационную пушку. Опыт, полученный в ходе её разработки, Лахти использовал и при создании противотанкового ружья.

Конструкция

В качестве боеприпаса для ПТР выбрали патрон 20×138В «Солотурн», применявшийся не только в противотанковых ружьях одноименной швейцарской фирмы, но и в зенитных пушках – немецких Flak 30 и Flak 38 и итальянской «Бреда» М/35.

Тяжёлое ПТР, известное как L-39, является самозарядным оружием, автоматика которого работает по принципу отвода газов. Газоотводное отверстие находится примерно на второй трети длины ствола, сразу за его перфорированным кожухом. Газоотводная трубка расположена под стволом и снабжена четырёхпозиционным регулятором, обеспечивающим нормальное функционирование автоматики в различных атмосферных условиях и при разной степени загрязнения ствола. Ствол снабжён коробчатым дульным тормозом с пятью отверстиями с каждой стороны. В транспортном положении на дульный тормоз надевается жестяной футляр. Для облегчения переноски ПТР его ствол снабжён деревянным перфорированным кожухом.

Затворная коробка имеет прямоугольную форму. С её тыльной стороны находится плечевой упор с резиновой амортизирующей накладкой, а слева (на уровне щеки стрелка) привинчена деревянная накладка. Снизу имеется пистолетная рукоятка со спусковым механизмом. Рукоятка затвора находится с правой стороны затворной коробки, рычажок предохранителя – с левой.

ПТР снабжено лёгкой складывающейся двуногой, крепящейся к передней части затворной коробки. Её дополняет съёмный станок с двумя широкими и короткими полозьями. Прицельные приспособления – открытого типа (мушка и секторный прицел с градуировкой от 100 до 1400 м). Они смещены несколько влево от оси ствола, поскольку сверху по центру замковой коробки расположен отъёмный коробчатый магазин (двухрядный, на 10 патронов).

Расчёт ПТР состоял из двух человек. В зимних условиях ружьё транспортировали либо на санях, либо на длинных полозьях, имевших крепления для двух патронных коробок.

Испытания

Летом 1939 года начались сравнительные испытания двух моделей противотанковых ружей – 13,2-мм и 20-мм. Их результаты были неоднозначными – при гораздо большей массе 20-мм ПТР лишь немного превосходило по бронепробиваемости своего конкурента. Однако во внимание приняли другое преимущество «двадцатимиллиметровки» – существенно лучшее заброневое действие. Её снаряд давал больше осколков после пробития брони, а значит, с большей вероятностью выводил из строя «начинку» танка и его экипаж. В итоге 11 августа 1939 года было решено прекратить доводку 13,2-мм ПТР и развивать далее 20-мм образец как наиболее полно отвечающий поставленным требованиям.

6 сентября 1939 года, вскоре после начала Второй мировой войны, генерал Эйрик Аксель Хейнрихс, отвечавший за вооружение финской армии, подписал приказ о немедленном принятии на вооружение противотанкового ружья 20 panssarintorjuntakkivääri L-39 (сокращённо – 20 pst.kiv. L-39). Производство ПТР наладили на государственном оружейном заводе «Валтион Киваэритедас» в городе Ювяскюля. Отсюда ещё одно обозначение ПТР – VKT-L (аббревиатура завода-производителя и фамилии конструктора).

Служба и боевое применение

До начала советско-финской войны финнам не удалось выпустить ни одного экземпляра ПТР L-39 – поставки начались уже во время боевых действий. Острая потребность в лёгких противотанковых средствах вынудила правительство Финляндии обратиться к закупкам за рубежом, и в Великобритании были приобретены две сотни 13,97-мм противотанковых ружей «Бойс». Однако до концы войны в Финляндию поступила лишь половина заказанного, а ещё 100 британских ружей прибыло уже после окончания боевых действий. В финской армии ПТР «Бойс» не пользовались особой популярностью, и значительное их число передали шведской добровольческой бригаде. Кроме того, восемьдесят пять 8-мм противотанковых ружей поступило из Венгрии. Происхождение этой партии остаётся не вполне ясным – ведь в Венгрии ПТР такого калибра не производились и на вооружении не состояли. Вероятно, это были противотанковые ружья Ur польского производства, попавшие в Венгрию в сентябре 1939 года с интернированными частями польской армии. Также финны предпринимали попытки закупить тяжёлые ПТР «Солотурн» S-18/1000 в Швейцарии.

Но вернёмся к L-39. Драматическая ситуация на фронте в первые дни «Зимней войны» вынудила передать в строевые части оба прототипа этого противотанкового ружья. Они попали в противотанковый взвод 28-го пехотного полка, входившего в состав отдельного отряда «Метсапиртти», который в рамках группы «Р» («Рауту») вёл арьергардные бои на Карельском перешейке, у Ладожского озера, а затем отступил на главную линию обороны, перейдя к позиционным действиям. Противотанковые ружья продемонстрировали высокую эффективность, поражая сравнительно «тонкокожие» советские танки с дистанций до 400 м.

Читать еще:  Пневматический автомат шмайсер мп-40: характеристики, устройство, принцип работы, видео и фото

По мере разворачивания производства количество противотанковых ружей «Лахти» в строевых частях росло, но достигнуть полного насыщения ими противотанковых подразделений не удалось. По состоянию на 13 марта 1940 года армия Финляндии располагала 277-ю противотанковыми ружьями L-39 (возможно, в это количество входили и несколько уже упоминавшихся «Солотурнов»).

В «войне-продолжении» 1941–1944 годов ПТР L-39 (прозванные в войсках «Norsupyssy» – «слоновье ружьё») применялись довольно широко, но по своему прямому назначению – лишь в начале боевых действий. После насыщения советских частей танками Т-34 и КВ оказалось, что «Лахти» против них бессильны. Но для L-39 нашлась другая область применения – благодаря большой эффективной дальности огня и серьёзному осколочному действию снаряда их использовали для подавления пулемётных гнезд, полевых укрытий и других подобных целей. Весьма эффективным ружьё оказалось и в контрснайперской борьбе, став своеобразным предшественником современных крупнокалиберных снайперских винтовок.

Модификации

Снижение эффективности L-39 как противотанкового средства и острая нехватка в финской армии лёгкой зенитной артиллерии в начале 1944 года привели к попытке трансформации «Лахти» в «эрзац-зенитку». Ружьё получило новую боевую пружину и изменённый спусковой механизм, позволявший вести огонь очередями со скорострельностью 80–100 выстр./мин. Конструкция ПТР была несколько облегчена (с 49,5 до 48 кг), а в его комплект дополнительно ввели зенитный прицел и зенитный станок, весивший 9 кг. Собственно, речь шла не о полноценном станке, а о своеобразном «переходнике» для установки «эрзац-зенитки» на вкопанный в землю столб. Для увеличения практической скорострельности ввели новый 15-зарядный магазин. Новую модификацию приняли на вооружение под обозначением 20 pst.kiv. L-39/44. В последние месяцы войны с СССР они не без успеха использовались для борьбы со штурмовиками Ил-2.

В середине 50-х годов в Финляндии предприняли попытку модернизировать L-39/44, переделав газоотводный механизм для повышения скорострельности оружия. В 1956 году опытные образцы 20 ltkiv/39–54L и 20 ltkiv/39–55/ST прошли испытания, оказавшиеся неудачными. С одной стороны, теоретическая скорострельность действительно возросла до 500 выстр./мин, с другой – возросшие нагрузки на автоматику привели к её отказу уже после 250 выстрелов. К тому же, доработанные «эрзац-зенитки» весили примерно на 10 кг больше, чем исходный образец. На этом развитие 20-мм лёгких зениток в Финляндии прекратилось.

Однако 20 pst.kiv. L-39/44 не было первым зенитным оружием, созданным на базе ПТР L-39. Ещё в начале 1940 года Аймо Лахти сконструировал на его основе автоматическую пушку с теоретической скорострельностью 700 выстр./мин и практической – 250 выстр./мин. Такие пушки применялись в спаренной установке (на лафете по типу немецких Flak 30/38), принятой на вооружение под обозначением 20 ltk/40 VKT (применялось также название L-40 «Векотин»). В армии Финляндии эти зенитки до 70-х годов использовались в учебных целях, а в мобилизационном резерве находились и в 80-е годы.

Единственный раз ПТР L-39 было использовано для вооружения бронетехники – в декабре 1940 года его установили на бронеавтомобиль «Ландсверк» L-182 взамен 13,2-мм пулемёта L-35/36.

В общей сложности было изготовлено 2076 ПТР L-39 и L-39/44. Первый контракт на 410 ружей L-39 был выполнен к июню 1941 года, а в марте того же года заказали ещё 496 единиц (поставка состоялась к декабрю). В ноябре 1941 года был выдан третий заказ – сразу на 1000 ружей, 946 из которых к маю 1944 года поставили в базовом исполнении, а последние 54 – в варианте L-39/44. Наконец, в июле 1944 года заказали ещё 170 единиц – все они изготовлялись уже как «эрзац-зенитки». Однако финская армия получила не 224 единицы L-39/44, а примерно на сотню больше. Дело в том, что в ноябре 1944 года было предписано переделать в этот вариант 606 ПТР L-39, и до отмены этого заказа успели выполнить лишь небольшую его часть. На вооружении они состояли до 60-х годов. После этого примерно 1000 противотанковых ружей и 200 000 патронов к ним были проданы коллекционерам – главным образом, в США.

ПТР «Лахти» L-39, как и другие противотанковые ружья 20-мм калибра (швейцарские «Солотурн» различных модификаций, японское «тип 97»), стало результатом попытки создать своеобразную «ручную пушку» с высокими баллистическими характеристиками. Итог оказался малоутешительным – уже к 1940 году бронебойные характеристики 20-мм снарядов перестали удовлетворять требованиям борьбы с современными танками, а само ПТР оказалось слишком тяжёлым. Достаточно сказать, что «Лахти» весило добрых полцентнера – в 2,5–3 раза больше противотанковых ружей калибра 13,97–14,5 мм (английского «Бойс», советских ПТРД и ПТРС). Тем не менее, ввиду хронической нехватки в финской армии противотанковой артиллерии ПТР L-39 оставалось востребованным в течение всей войны. Хорошая кучность ружья позволяла поражать такие сложные цели как, смотровые щели танков и бойницы полевых укреплений. Не стоит забывать и о специфических условиях, в которых велись бои на советско-финском фронте. 20-мм ПТР, сравнительно успешно применявшееся в лесистой местности, вряд ли пригодилось бы на открытых пространствах, где позиции бронебойщиков обнаруживались противником на расстоянии, значительно превышавшем эффективную дальность стрельбы ружья.

Читать еще:  Пл-14: российский пистолет, какого еще не было

20 pst.kiv. L-39

Масса ПТР (с двуногой, без магазина), кг

Обзор ручных артиллерийских систем.

В первой части предлагаемого вам обзора рассказ пойдёт о европейских пушках, принимавших участие во Второй Мировой войне.

1.Lahti VKT L-39

Классификация — противотанковое ружье

Год(ы) создания — 1939

Год(ы) производства — 1940-1944

Год(ы) эксплуатации — 1939-1945

Количество выпущенных, шт — 1906

Длина ствола, мм — 1300

Патрон — 20 x 138B мм

Темп стрельбы, выстрелов/мин. — 30

Дульная скорость, м/с — 825

Прицельная дальность, м — 1400

Вид боепитания — магазин на 10 выстрелов

Противотанковое ружье Lahti VKT L-39 было разработано конструктором Аймо Йоханнесом Лахти летом 1939 года. На вооружение Финской армии противотанковое ружье Lahti VKT L-39 было принято 6 сентября 1939 года под названием 20 pst.kiv L-39 (20 panssarintorjuntakivaaru L-39). Серийно выпускалось на Финском государственном оружейном заводе Valtion Kivaaritehdas (VKT). Первоначально применялось для борьбы с легкобронированными танками и самоходными орудиями, но уже к 1941 году его бронепробиваемости стало недостаточно (на дальности 175 метров он пробивал 30 мм броню под углом 90 градусов) и его стали применять для подавления огневых точек и стрельбы по самолетам.

Ружье было разработано на основе авиационной пушки его же системы обр. 1938 г. и предназначено для борьбы со средними и лёгкими танками. Полигонные испытания были проведены 11 августа 1939 года.

Ружье самозарядное, автоматика работает за счет отвода части пороховых газов из канала ствола. Газоотводный механизм имеет регулировку диаметра отверстия 1,5 — 1,8 — 2,2 — 2,5 мм, предназначенную для обеспечения стабильной работы оружия в любых климатических условиях и при любой загрязненности частей и механизмов оружия. Канал ствола при выстреле запирается поворотом затвора. Флажок предохранителя расположен с левой стороны оружия, у пистолетной рукоятки. Рукоятка взведения затвора двусторонняя. Приемник коробчатого магазина расположен сверху, при снятом магазине он закрывается крышкой. За магазином, также сверху, расположена защелка магазина. Приклад имеет резиновый затыльник, на левой стороне ствольной коробки расположена щека. Ствол имеет компенсатор с пятью рядами отверстий, в походном положении он закрывается жестяным кожухом для предотвращения попадания в него грязи и снега. Прицел открытый секторный, он вынесен на левую сторону оружия. Станок у VKT L — 39 лыжного типа, он имеет поворотные сошки, повышающие его продольную устойчивость оружия при стрельбе. Для стрельбы применяются патроны 20х138 мм с пулей массой 147,5 гр. и стальным сердечником от швейцарского ПТР Solothurn S-18/1000.

Отличительной чертой финского ПТР было наличие двух спусковых механизмов: заднего — для удержания на боевом взводе подвижной системы и переднего — для удержания ударника. Передний спусковой механизм действует только тогда, когда подвижная система находится в крайнем переднем положении и произошло полностью запирание затвора. Задний спусковой механизм обеспечивает более интенсивное охлаждение ствола, задерживая подвижную систему в заднем положении после каждого выстрела. Передний спусковой механизм позволял вести только одиночный огонь. Коробчатый секторный магазин с шахматным расположением 10 патронов крепился сверху.

ПТР выпускалось государственной фирмой VKT с 1940 по 1944 годы, и всего было выпущено 1906 единиц. В 1944 году была разработана облегченная (за счет разработки нового станка) — масса без магазина 48 кг, версия противотанкового ружья — VKT L 39/44 (20 pst.kiv L-39/44) с возможностью ведения автоматического огня (скорострельность при стрельбе очередями составляла 100 выстр/мин). Оно имело более эффективный дульный тормоз — компенсатор. Первоначально применявшееся для борьбы с легкобронированными танками и самоходными орудиями, уже к 1941 г. VKT L-39 перестала отвечать новым требованиям бронепробиваемости (на дальности 175 м. он пробивал 30 мм броню под углом 90 градусов) и его стали применять для подавления огневых точек и стрельбы по самолетам. Кроме того VKT L-39 имело тот же недостаток что и остальные представители своего класса — чрезмерную массу. У финского ПТР она составляла 57,7 кг.

VKT L — 39/44 (20 pst.kiv L-39/44) — разработанная в 1944 году облегченная (за счет разработки нового станка, масса без магазина 48 кг) версия с возможностью ведения автоматического огня (скорострельность при стрельбе очередями составляла 100 в/мин). Также имеет более эффективный дульный тормоз — компенсатор.
2.Soloturn S 18-100

В основу 20-мм противотанкового ружья Soloturn S 18-100 легли разработки директора Дюссельдорфского предприятия концерна Rheinmetall-Borsig Генриха Эрхардта. Еще в конце Первой мировой войны он спроектировал несколько 20-мм автоматических пушек. Спустя 10 лет работы Эрхардта продолжили сотрудники Rheinmetall — главный инженер Ф. Герлах и инженер Т. Ракула. Его автоматическую пушку, работавшую по принципу отдачи ствола с коротким ходом, доработали, внедрив предложенную Л. Штанге систему запирания. Результатом работы стало появление универсальной 20-мм автоматической пушки, которая могла использоваться как зенитная, противотанковая и танковая — S 5-100, S 5-105, S 5-150.

Читать еще:  Самолет ла-7: истребитель, характеристики, гроза мессеров

Версальский договор не позволял фирме Rheinmetall выпускать новинку под своей маркой. Даже ее разработка являлась нарушением наложенных на Германию ограничений, и поэтому все работы проводились на Waffenfabrik Soloturn AG — швейцарском филиале Rheinmetall. Пушка выпускалась под фирменным обозначением «Soloturn».

Одним из вариантов пушки стало тяжелое, самозарядное, магазинное противотанковое ружье Soloturn S 18-100 появившееся в 1932 г. Ударно-спусковой механизм допускал ведение только одиночного огня. ПТР стреляло оригинальным патроном 20х105, созданным для пушки Rheinmetall.

В 1934 г. появилась модель S 18-1000, а несколько позже S 18-1100. Для стрельбы в них использовался новый патрон с удлиненной гильзой 20x138B (такой же, как и у VKT Lahti L39), что позволили увеличить начальную скорость снаряда до 795 метров в секунду (730 у S18-100). В ходе модернизации вес и длина ПТР были увеличены. Из S 18-1100 можно было вести как полуавтоматический, так и автоматический огонь. Кроме Германии и Швейцарии, ПТР Soloturn и его модификации состояло на вооружении армий Венгрии (как Модель 1936), Финляндии, Италии, Румынии, Нидерландов. В Венгрии ПТР Soloturn устанавливался на легкие танки «Толди». Немцы планировали принять на вооружение ПТР Soloturn, однако, возникнувшие между Waffenfabrik Soloturn AG и концерном Rheinmetall-Borsig трения не позволили последнему освоить у себя производство ПТР. Немецкая армия была вынуждена закупать ПТР Soloturn S 18-1000 непосредственно у фирмы Waffenfabrik Soloturn AG. В Вермахте они получили обозначение PzB.41(s).

Автоматика ПТР Soloturn работала по принципу использования отдачи ствола с его коротким ходом. Запирание осуществлялось поворотом муфты, смонтированной в казенной части ствола. Во время совместного движения назад сцепленного ствола с затвором под действием отдачи выступ муфты входил в наклонный паз короба, при этом муфта вращалась, и происходило отпирание канала ствола. Ствол останавливался, а затвор в это время продолжал движение назад, производя экстрагирование стреляной гильзы и взведения ударного механизма. Под действием возвратной пружины происходило досылание очередного патрона и запирание ствола. Перезаряжание вручную осуществлялось при помощи качающегося рычага на правой стороне короба связанного с подвижной системой автоматики тросиком. Коробчатый магазин на 5 или 10 патронов вставлялся в приемник с левой стороны короба. Оружие устанавливалось на двуногую сошку, крепившуюся под стволом и дополнительную, регулируемую по высоте, откидную сошку под плечевым упором. Сильная отдача у S 18-100 частично компенсировалась дульным тормозом и буфером-амортизатором на плечевом упоре. Использование более мощного патрона 20x138B вынудило, для компенсации опрокидывающего момента при стрельбе, установить на ПТР Soloturn S 18-1000 более мощный дульный тормоз щелевого типа активно-реактивного действия.

Открытый прицел секторного типа позволял вести огонь на дистанции 1,500 метров. Некоторые ПТР Soloturn оснащалось 2.5-кратным оптическим прицелом, рассчитанным на стрельбу до 1,200 метров. Практическая скорострельность одиночным огнем составляла 15-20 выстрелов в минуту. В бою ПТР Soloturn переносилось расчетом на руках, а для транспортировки на большие расстояния применялась двухколесная тележка.

Противотанковые ружья Soloturn имели неплохие показатели по бронепробиваемости — 40 мм на дистанции 100 м, 35 мм на 300 м, 27 мм на 500 м, но при эксплуатации выявились такие существенные недостатки как большая длина (общая длина составляла 216 см) и масса — 50 кг. Да и бронепробиваемость, отвечавшая в 1930-е г.г. всем требованиям предъявляемым к подобному типу оружия, в начале 1940-х г.г. уже оказалась недостаточной. Применение PzB.41(s) на Восточном фронте выявило их низкую эффективность против Т-34 и КВ.

Кроме «Солотурн» производством самозарядных ПТР в Швейцарии занимались и другие фирмы. Так, фирмой «Эрликон», было изготовлено 20-мм самозарядное противотанковое ружье. Оно имела ствол длиной 750 мм, при общей длине оружия 1,450 мм и вес 33 кг. Благодаря меньшему весу ПТР «Эрликон» обладало несколько лучшими маневренными свойствами, чем автоматическая пушка той же формы. Вид огня — только одиночный. Для упора при стрельбе на ружье крепились складная сошка под стволом и выдвижной упор под прикладом. Сменные магазины имели различную емкость — на 5, 10, 15 патронов. Для стрельбы использовались патроны снаряженные разными типами пуль (снарядов) — бронебойные, фугасные и зажигательные массой от 128 до 142 г. Начальная скорость пули (снаряда) составляла 555 м/сек. На расстоянии 130 м пуля пробивала 20-мм броню, на 500 м — 15-мм.

Тип: противотанковое ружьё

Использовалось: Италия, Финляндия (только испытания)

Войны и конфликты: Вторая мировая война

Варианты: Solothurn S-18/100, Solothurn S-18/1100

Масса: 45/заряж. 54 кг [1]

Длина: 85 Дюймов

Длина ствола: 57 Дюймов

Патрон: 20 mm x 138 mm

Дульная скорость, м/с: 850 м/с (Бронепробиваемость на расстоянии 500 метров, по крайней мере 27 мм )

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector