3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инженерные боеприпасы

Мина противотанковая противоднищевая. Предназначена для выведения из строя гусеничной и колесной техники противника. Поражение машинам противника наносится за счет разрушения их ходовой части, пробивания днища кумулятивной струей при взрыве заряда мины когда машина окажется над миной.

Мина устанавливается только на грунт системами дистанционного минирования (ПКМ-1, ВСМ-1, УМЗ, УГМЗ) использующими кассеты средств дистанционного минирования Для мин ПТМ-3 используется кассета КПТМ-3.

В кассете КПТМ-3 помещается одна мина ПТМ-3 и вышибной пороховой заряд

Кассета с миной весит 8.5 кг., диаметр кассеты 14 см, длина 48 см. Масса вышибного заряда (черный порох) 9 грамм.
В боковой стенке кассеты имеется отверстие, приходящееся против заглушки во взрывателе мины для того, чтобы было возможно заменить источник электропитания взрывателя (элемент РЦ-53У) срок годности которого не превышает 1 года, тогда как срок годности мины не менее 10 лет.

Также минами ПТМ-3 комплектуются ракеты 9М59 РСЗО 9К57 «Ураган» (9 мин в снаряде) и принятые на вооружение в 1987 году ракеты 9М55К4 РСЗО 9К58 «Смерч» (25 мин в снаряде). Подробнее об этих снарядах в соответствующих статьях этого раздела сайта.

На рисунке слева показана кассета КПТМ-3 в разрезе с миной ПТМ-3 внутри.

Устройство мины.
Мина состоит из стального штампованного корпуса (2) с зарядом ВВ (5) и взрывателя(1)..
Корпус мины имеет форму прямой четырехгранной призмы с выемками (4), выдавленными на четырех боковых и одной торцевой гранях. Выемки выполняют роль кумулятивных облицовок заряда. Таким образом, какой гранью мина не окажется на земле, одна из них окажется направлена вверх и при взрыве мины пробьет днище танка.
Взрыватель ВТ-06 крепится в корпусе мины лапками. Состоит из корпуса, пиротехнического замедлителя (механизма дальнего взведения), электронного блока с индукционной катушкой, предохранительно- исполнительного механизма (ПИМ) и элементов огневой цепи.
Корпус взрывателя выполнен из алюминиевого сплава и защищает элементы конструкции взрывателя от механических воздействий, а электронный блок — от электромагнитных помех высокой частоты.
На боковой грани корпуса взрывателя имеется гнездо для установки источника тока, которое закрыто заглушкой (16). В верхней части корпуса взрывателя размещен тепловой датчик пиротехнического замедлителя.

Работа мины.
В момент выброса мины из кассеты под воздействием порохового вышибного заряда кассеты воспламеняются тепловые датчики механизмов дальнего взведения, а при выходе мин из кассеты канатик, закрепленный внутри кассеты, выдергивает чеку, снимая механическую ступень предохранения.
После падения мины на грунт и истечения времени прогорания пиротехнического замедлителя (60 сек.) взрыватель переводится в боевое положение. Одновременно включается электронный механизм самоликвидации.
Когда бронемашина окажется над миной, то в результате воздействия магнитного поля машины взрыватель срабатывает и вызывает взрыв заряда мины. Образовавшаяся при взрыве кумулятивная струя , действующий в направлении днища, пробивает его, поражая экипаж танка и выводя из строя его агрегаты.
При срабатывании мины под ходовой частью боевой техники поражение происходит за счет фугасного действия взрыва (перебивается гусеница, разрушаются колеса).
Преднамеренное или случайное перемещение мины, находящимся в боевом положении взрывателем воспринимается как изменение магнитного поля и он срабатывает как и при воздействии цели.
Если в течение 16-24 часов после приведения мины в боевое положение на нее не воздействовала цель, то происходит самоликвидация мины.
Взрыватель мины также реагирует на приближение к мине человека, имеющего при себе металлические изделия массой больше 50-100 грамм.

Тактико-технические характеристики мины ПТМ-3

Тип мины.противотанковая противогусеничная кумулятивная кассетная
Материал корпуса.сталь.
Масса мины.4.9 кг.
ВВ основного заряда.ТГА-40
Масса основного заряда ВВ.1.8 кг.
Габаритные размеры мины в боевом положении:
-длина.
-ширина.
-толщина.
33.0 см.
8.4см.
8.4.см.,
Дистанция реакции датчика цели на танк.0.5-1.0 м.
Время перевода в боевое положение.60 сек
Время боевой работы.16-24 час
Самоликвидация/самонейтрализация.да/нет
Извлекаемость.нет
Обезвреживаемость. .нет
Штатный взрыватель.ВТ-06
Тип взрывателя.неконтактный, реагирующий на изменение магнитного поля
Электропитание взрывателя.элемент РЦ-53У
Гарантийное время годности взрывателя.не более 1 года.
Температурный диапазон применения.-40 — +50
Гарантийный срок хранения.10 лет

Мины, которые не самоликвидировались по истечении 48 часов с момента установки часов следует уничтожить подрывом уложенного на мину заряда ВВ массой 200 грамм или расстрелом из стрелкового оружия с безопасной дистанции. Мины с неистекшим сроком самоликвидации уничтожать можно расстрелом из стрелкового оружия с безопасной дистанции.

Окраска.
Мина может быть окрашена в зеленый, серо-зеленый, желто-серый или коричнево-серый цвет.

Маркировка.
Наносится черной краской на боковую грань возле взрывателя и содержит:

Читать еще:  Танк т-28: советский, средний, трёхбашенный, история создания, боевое применение, технические характеристики
ПТМ-3шифр мины
Д676-2-89шифр завода изготовителя- номер партии- год изготовления
ТГА-40шифр снаряжения

На торцевой части взрывателя маркировка стандартная черными буквами:

ВТ-06шифр мины
Д676-2-89шифр завода изготовителя- номер партии- год изготовления

Укупорка.
Мины поставляются только в составе кассет КПТМ-3, ракет 9М59 или 9М55К4.

Кроме боевых мин существуют учебный вариант мины инертного снаряжения У-ПТМ-3 и практическая мина УИ-ПТМ-3. В последней вместо заряда взрывчатки содержится дымообразующий состав. Внешне ее можно отличить по наличию на корпусе щелей для выхода дыма.

От автора. Мне довелось видеть работу этой мины всего лишь раз, да и то на полигоне по старой несчастной Т-54, в которой дырок от всяких снарядов было немеряно. Ее просто тросом натащили на мину. Дым и огонь рванулись изо всех отверстий в броне, а в днище образовалась, дай Бог памяти, щель длиной сантиметров 20-25 и шириной чуть меньше 1 сантиметра. Что причинила мина внутри смотреть было бесполезно, т.к. там все выгорело уже давно.

Источники

1.2.Инженерные боеприпасы. Руководство по материальной части и применению. Книга шестая. Военное издательство. Москва.
2.Е.С.Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство. Москва. 1989г.
3. Руководство по дистанционному минированию в операции (бою).Военное издательство МО СССР. Москва. 1986г.
4. Б.В.Варенышев и др. Учебник. Военно-инженерная подготовка. Военное издательство МО РФ. Москва. 1999г.
5.Средства механизации минирования. Руководство по мат. части и применению. Книга вторая. Военное издательство. Москва. 1980г.
6.Рабочая тетрадь автора.

От автора. Мина не подпадает под действие Оттавской конвенции о запрещении противопехотных мин (даже если бы Россия и подписала ее), т.к. считается противотанковой, а не противопехотной.
Но ее взрыватель так легко сделать чувствительным даже к тому количеству металла. которое всегда имеется при человеке, что она вполне успешно может поражать и людей. Тем более, что дополнительный взрыватель обеспечивает взрыв мины даже при минимальном смещении ее с места.

Это я к тому, как легко обойти положения этой Конвенции, которая не в силах принести никакой практической пользы, но может широко использоваться в определенных политических целях.

Гроза гусениц

Надежная как швейцарские часы и одновременно простая как солдатский портсигар. Разработанная еще в 1960-х фугасная противотанковая мина ТМ-62М стала родоначальницей целого семейства боеприпасов и до сих пор стоит на вооружении Российской армии. Приплюснутый металлический контейнер округлой формы со смертоносной начинкой закладывается в грунт вручную и срабатывает от нажатия на взрыватель. Для нее есть хитрые взрыватели с кратностью — к примеру, устройство пропускает два катка танка и под третьим взрывается.

Мина ТМ-62М.
Источник: Администрация Главы Республики Карелия

Кумулятивного действия у мины нет, поэтому против хорошо бронированной техники она малоэффективна. Но разрушить несколько гусеничных траков и серьезно повредить катки и балансиры вполне в состоянии. Она считается самой мощной советской противогусеничной миной — 7,5 килограмма тротила. Для массового производства в военное время при дефиците металла разработана модификация ТМ-62Т в тканевом корпусе, пропитанном эпоксидной смолой.

Мина ТМ-62М.
Источник: Администрация Главы Республики Карелия

Из-за несложной процедуры постановки на боевой взвод и отсутствия магнитного взрывателя, реагирующего на автоматы и котелки, Т-62М пользуется особой популярностью у саперов. Ее может заложить даже школьник — достаточно лишь ввинтить взрыватель, установить мину в лунку, снять предохранительную чеку и резко нажать кнопку пускателя. Для маскировки сверху обычно набрасывают грунт или кладут дерн.

Разминирование местности в Чеченской Республике.
Источник: РИА Новости / Саид Царнаев

Потухшая надежда – минный заградитель И-52

Весной 1992 года дирекция Крюковского вагоностроительного завода получила письмо из МО Украины. В нем речь шла о том, что Украина выбрала для себя оборонительную доктрину и, как следствие, наступательное оружие, к которому отнесли и переправочно-десантные средства, которые изготовлял завод, ей не нужны.

Таким образом, производство военной техники на заводе было приостановлено, хотя и не исключало возможность возврата к заказам МО уже независимой Украины.

Новое задание

И такая возможность представилась в том же 1992 году. Заводу была поставлена задача разработать новую инженерную машину – минный заградитель. Хотя данное задание выходило за рамки специализации, поскольку предприятие выпускало плавающую технику, специальный отдел главного конструктора с энтузиазмом приступил к разработке нового минного заградителя по заказу МО Украины. Руководителем проекта был назначен Виктор Щепетов, заместитель главного конструктора по серийному производству, а главным конструктором машины – Иван Плютин.

Минный заградитель был предназначен для дистанционной установки противопехотных и противотанковых минных полей, а также смешанных минных полей.

В патенте на заградитель было сказано: «Прототипом изобретения является универсальным минный заградитель УМЗ, разработанный на базе автомобиля ЗИЛ-131». Здесь также были отмечены и отрицательные стороны данного заградителя: отсутствие защиты экипажа, систем транспортного средства, системы минирования и тому подобное.

Поэтому целью разработки нового заградителя было: обеспечение защиты от поражения оружием экипажа, систем заградителя, установки минирования, обеспечение преодоления водных преград, высокой проходимости.

За основу новой машины было взято плавающее шасси бронетранспортера МТ-ЛБу харьковского производства. В качестве силовой установки использовали дизельный двигатель с газотурбинным наддувом, мощностью 300 л. с. Хорошую проходимость машине обеспечивал гусеничный движитель, а сама конструкция бронетранспортера позволяла машине плавать.

Конструкция машины

Конструктивно машина состоит из бронированного шасси и подъемника с установкой минирования.

Корпус машины разделен на три отделения. Впереди машины, в первом отделении, находится кабина экипажа с пультом управления минированием. Среднее отделение – силовое с двигателем. Третье – установка минирования и силовые механизмы.

Установка минирования оборудована поворотной платформой, на которой расположены два контейнера с минными кассетами. Размещение установки на подъемнике обеспечивает ее перемещение из рабочего положения над корпусом в транспортное – внутрь корпуса, с наиболее низким положением центра масс.

Подготовка к работе включает: подъем установки минирования над корпусом, выставление угла подъема контейнеров, установка направления бросания мин поворотом платформы в горизонтальной плоскости. После этого можно проводить отстрел мин, как с места, так и в движении. При этом заградитель может производить отстрел мин, в том числе и на местности с уклонами до 15 градусов (подъёмы, спуски, косогоры).

Испытания и принятие на вооружение

В 1994 году заградитель, получивший название «Кремень», вышел на предварительные и заводские испытания. Первый показ машины военным произошел случайно. Во время заводских испытаний, как отмечает А. Кудиярова в своей книге «Рождение амфибий», гендиректору В. Приходько позвонили с завода КрАЗ с просьбой помочь. На КрАЗ прибыла инспекция с генералом, а заводчанам нечего было показать по линии Министерства обороны.

В это время на заградителе шли работы по регулированию работоспособности контейнеров для мин и загрузки боекомплекта в контейнеры. Сами контейнеры были снаряжены минными кассетами наполовину. Для показа решили контейнеры не заполнять до конца, ведь стрельб не планировали. Для прибывшего на завод военного начальства были показаны подъем и опускание контейнеров, их раскрытие, повороты и фиксация установки в различных положениях. Генерал, возглавлявший инспекцию, даже залез в отделение управления, ознакомился с принципом работы аппаратуры, выдающей команду на отстрел мин. Одним словом, машина отработала хорошо и всем понравилась.

Далее были испытания на аэродроме в Каховке по отстрелу мин, определение дальности отстрела при различных углах подъема контейнеров. Основной миной, что применялась на испытаниях, была противопехотная мина фугасного действия ПФМ-1 (ПФМ-1С).

Мина ПФМ-1С отличается от ПФМ-1 наличием механизма самоликвидации, подрывающим мину по истечении определенного времени после перевода ее в боевое положение. В каждом контейнере заградителя находится 90 кассет КСФ-1С с 64 минами ПФМ-1С в каждой кассете.

Во время проверки работоспособности системы дымовых гранат, как пишет А. Кудиярова в своей книге, произошел неприятный инцидент. Дымовую завесу ветром сдуло на трассу Кременчуг – Полтава, примыкавшую к аэродрому, остановив движение транспорта на 15 минут.

В 1995 году Государственные испытания два опытных заградителя проходили в Военно-инженерном институте в городе Каменце-Подольском. Здесь машина проводила отстрел мин, в том числе и во время преодоления водной преграды, проверялись ее ходовые качества на машинодроме.

Испытания машина выдержала, однако был выделен один существенный недостаток: при максимальном подъеме контейнеров с минами высота машины составляла почти 3,5 м. Данную проблему должны были решить в ходе серийного производства.

В Каменце-Подольском произошел другой курьезный случай.

Во время показа отстрела мин, было решено выстрелить сразу весь боекомплект. И когда после завершения отстрела испытатели вылезли из машины, они были удивлены – трибуна, где находились члены госкомиссии, была совершенно пуста.

А случилось вот что.

Во время проезда мимо трибуны один из минных контейнеров оказался направленным в сторону трибуны, и мины стали улетать в сторону наблюдающих, а это без малого около 5 000 мин. Хотя все знали, что мины учебные, но решили: береженного Бог бережет! К тому же получить миной, хоть и такой маленькой, «по шапке» никому не хотелось.

После завершения государственных испытаний минный заградитель под индексом И-52 был принят на вооружение. Но серийно так и не выпускался.

В том же 1995 году макет заградителя был показан на международной выставке вооружения в Абу-Даби. Машина всем понравилась, интересовались ее возможностями и характеристиками, но заказов на машину так и не поступило.

Опять вспомнили об И-52 в 2003 году в «Программе развития средств инженерного вооружения до 2010 года», где записано, что к 2005 году должны быть закуплены первые заградители И-52 для сил быстрого реагирования.

Но машины опять не закупили.

Причина банальна: у государства не было денег на закупку новой техники.

Боевое крещение один из двух выпущенных заградителей И-52 прошел в составе 12-го отдельного инженерного полка во время боевых действий на Востоке Украины в районе Мариуполя. Точных данных о применении заградителя нет, поэтому говорить об эффективности его использования пока что рано.

На сегодня известно, что на вооружении остался только один заградитель, но участия в боевых действиях он уже не принимает. О судьбе второго заградителя информация отсутствует.

Таким образом, украинским конструкторам удалось на середину 90-х годов создать оригинальный плавающий минный заградитель, что по своим техническим и боевым характеристикам превзошел все существующие на то время машины подобного класса, особенно в плане защищенности экипажа и средств минирования.

К сожалению, на сегодня судьба этого проекта туманна. Скорее всего, заградитель И-52 не найдет дальнейшего развития, так как Украина подписала Конвенцию о запрете применения, производства и хранения противопехотных мин.

С 2016 года началось уничтожение мин ПФМ-1 ПФМ-1С – основного оружия для заградителя И-52.

Основное оружие И-52

Минный заградитель может использовать разные типы противопехотных и противотанковых мин, разработанных специально для дистанционного минирования.
Мины устанавливаются внаброс только на поверхность грунта. Основными из них являются:

– противопехотные мины ПФМ-1 и ПФМ-1С;
– противотанковые мины ПТМ-1 и ПТМ-3.

Мина ПФМ-1С, в отличие от ПФМ-1, имеет самоликвидатор, который срабатывает в интервале от 1 до 40 ч (в зависимости от погодных условий). Основные характеристики мин: вес – 80 г, масса жидкого ВВ – 40 г, ширина – 60 мм, длина – 119 мм, высота – 20 мм, усилие срабатывания – от 5 кг.

Мины ПТМ-1 и ПТМ-3 относятся к противотранспортным (противотанковым) минам. Мина ПТМ-1 срабатывает под колесом или гусеницей. Мина ПТМ-3 срабатывает как под колесом (гусеницей), так и от магнитного поля бронемашины (то есть не обязательно на нее наезжать), и поражает днище бронеобъекта кумулятивной струей. Корпус обоих мин имеет форму параллелепипеда. Так, более современная мина ПТМ-3 имеет корпус длиной 33 см, ширина и высота – 8,8 см, вес – 4,9 кг, масса ВВ типа ТГА, тротил – 1,8 кг, время перевода в боевое состояние – 60–100 с, время самоликвидации – от 8 до 24 ч.

Мины выстреливаются с заградителя в специальных кассетах. Их несколько видов, и по конструкции кассеты практически не отличаются одна от другой.

Для мин семейства ПФМ-1(1С) разработаны кассеты КСФ-1. Каждая кассета несет до 72 противопехотных мин ПФМ-1 или 64 мины ПФМ-1С. Выброс мин обеспечивается на дальность до 30–35 м от заградителя в любую сторону.

Для мин ПТМ-1(3) предназначены кассеты КПТМ. Кассета КПТМ-1 – для мин ПТМ-1 и несет в себе три мины, а кассета КПТМ-3 – содержит одну мину ПТМ-3. Максимальная дальность минирования с использованием таких кассет – от 30 до 100 м.

Боекомплект заградителя, в зависимости от выбранного типа мин, может составлять (варианты):

– 180 противотанковых мин ПТМ-3;
– 540 противотанковых мин ПТМ-1;
– 12960–11520 противопехотных мин типа ПФМ-1 (зависит от типа мины).

При этом также допускается смешанная зарядка пусковых устройств для создания комбинированных взрывных заграждений.

Так, один заградитель за один проход (15–30 минут) может выставить из мин ПФМ-1 однополосное противопехотное минное поле шириной 20–30 метров, длиной 3–5 км. Расход мин при этом составит от 2 304 до 3 840 штук на погонный километр. Вероятность поражения цели составит 0,3 (то есть из 10 атакующих солдат противника, трое подорвутся, что приведет к срыву атаки).

Технические характеристики И-52

Базовое шасси: МТ-ЛБу
Масса с полным комплектом груза, кг: 16 000

Габаритные размеры в транспортном положении, мм:
длина – 7 210
ширина – 2 850
высота – 2 200

Габаритные размеры в рабочем положении, мм:
длина – 7 210
ширина – 3 450
высота – 3 300
Экипаж, чел.: 2

Максимальная транспортная скорость
с полным комплектом груза, км/ч: 61,5
Запас хода по топливу, км: 500

Тип устанавливаемых минных полей:
противопехотные
противотанковые
смешанные

Количество полос (рядов) минного поля,
устанавливаемого за один проход шт.: 1–2

Скорость движения при минировании, км/ч: от 10 до 40

Типы устанавливаемых мин: ПФМ-1, ПМФ-1С, ПТМ-1, ПТМ-3

Способ установки мин: выброс, отстрелом из кассет

Количество контейнеров для мин, шт.: 2

Количество кассет в одном контейнере, шт.: 90

Угол поворота контейнеров
в горизонтальной плоскости, град.: 360

Угол установки контейнеров
в вертикальной плоскости (угол возвышения), град.: до 50

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector