2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самый уродливый корабль ВМФ»

«Самый уродливый корабль ВМФ». Так ли справедливы критики проекта 20386?

С их точки зрения, Высшее военно-морское командование совершенно ошибочно приняло и реализовало в предыдущий период план строительства большого количества малых вымпелов (в частности малых ракетных кораблей 3-го ранга), оснащенных оружием невиданной силы – крылатыми ракетами «Калибр-НК», но при этом, как они считают, обладающих низкой мореходностью и совершенно беззащитных перед кораблями и авиацией противника. Причем, по их мнению, командованию флота и этого показалось мало и сейчас оно взялось за строительство совершенно ненужных с точки зрения диванных экспертов многоцелевых корветов УРО 2-го ранга дальней морской зоны проекта 20386, которые они назвали «бесполезными, дорогими и никчемными корытами» (или «ведрами», тут у них приключился разнобойчик в оценках). С точки зрения некоторых читателей, нам бы вполне хватило и старых корветов проектов 20380/20385 ближней морской зоны. Незачем, по их мнению, так бездарно расходовать народные деньги, когда перспективный опытовый корвет стоит почти в 2 раза больше, чем старый (29 млрд. руб. против 18 млрд. руб). Со строительством же серии МРК (малых ракетных кораблей) из 30 шт проектов 21631 «Буян-М» и 22800 «Каракурт» они сошлись во мнении, что это был просто банальный и тупой распил бюджета.

Хочу заметить, что даже на тематических узкопрофильных форумах, обсуждающих состояние дел нашего ВМФ, уже от спецов-мореманов мне довелось услышать, что Высшее командование флота зарубило проект Супер-Каракурта (это усиленная до корвета версия МРК «Каракурт» проекта 22800), а он бы очень пригодился при ОВР (охране водного района) от подводных лодок противника при развертывании наших АПЛ из районов базирования. Т.е. тут уже и от профильных спецов я вижу непонимание сути проблем, которые решает Высшее командование флота, выполняя задачи, поставленные Высшим руководством страны. Данный текст призван закрыть этот вопрос и пролить свет на нелогичные и неправильные с точки зрения отдельных товарищей действия Кремля.

Критика проекта 20386

В принципе я и сам в преамбуле к тексту, посвященному новому корвету проекта 20386, не скрывал, что его строительство вызвало неоднозначную реакцию со стороны узкопрофильных военморспецов, большинство из которых отнеслись к проекту скептически. И тому были веские, на их взгляд, основания.

Непомерная цена

Во-первых, цена проекта – цельных 29 млрд. руб., в то время как старые проверенные временем корветы проекта 20380 стоили почти в 2 раза дешевле (17-18 млрд. руб.). Т.е. вместо одного нового корвета можно было построить два старых и тем самым закрыть все проблемы в ближней морской зоне, за которую несли ответственность корабли этого класса. Напомню, что СКР 2-го ранга БМЗ (сторожевой корабль ближней морской зоны), ставший прототипом для создания нового класса кораблей типа «корвет» проекта 20380, решал помимо эскортных и военно-полицейских задач еще и задачи ПЛО (противолодочной обороны), т.е. борьбы с подлодками противника в районах дислокации наших АПЛ при развертывании их в районы патрулирования. А с учетом старения имеющегося в составе ВМФ парка МПК (малых противолодочных кораблей) 3-го ранга проектов 1124 и 1124М, отвечающих за ОВР (охрану водного района), эти задачи в скором времени выполнять будет некому.

И это есть чистая правда – эти рабочие лошадки проекта «Альбатрос» честно еще с советских времен несли свою службу, но всему приходит конец. Проект «Альбатрос» исчерпал себя, модернизации не подлежит ввиду отсутствия модернизационных запасов водоизмещения, а подлежит только утилизации по мере выработки ресурса и замене. Но вся беда в том, что менять их нечем. А менять надо 22 корабля, которые на данный момент в составе трех флотов (СФ, ТОФ и ЧФ) еще несут свою службу. И тут весьма кстати пришлись бы корветы проекта 20380, который, по мнению экспертов-военморов, сворачивается в угоду новому проекту 20386, что есть, по их мнению, если не преступление, то ошибка.

Но ошибка наших экспертов, что они оперируют устаревшими данными – по моим данным, по состоянию на текущий момент никто от проекта 20380 не отказывается. Три корпуса находятся в строительстве на разных стадиях готовности. Еще 10 корпусов законтрактованы к строительству на двух заводах (ССЗ «Северная верфь» и Амурском ССЗ) Министерством обороны РФ. И это не считая одного строящегося и 6 законтрактованных корпусов более мощного по вооружению и водоизмещению проекта 20385. Если сложить, получаем необходимые флоту 20 кораблей ближней морской зоны. Так нет же, нашим экспертам покоя не дает опытовый проект 20386, который вообще призван решать совершенно другие задачи в дальней морской и океанической зонах.

При этом в данном вопросе цена вообще не является определяющей характеристикой. Понятно, что головной образец серии стоит гораздо дороже серийного (даже у наших врагов в их замечательной серии эсминцев 4-го поколения типа «Арли Бёрк», претерпевших 4 модификации, головной в подсерии эсминец стоит на полмиллиарда долларов дороже серийного – 2,2 млрд. долл. против 1,7 млрд.). И все ведь зависит от начинки изделия, понятно, что новая начинка априори не может стоить дешевле старой, поскольку базируется на новой технологической базе. Как вообще можно сравнивать несопоставимые вещи – белое и пушистое, когда корабль изначально планируется для решения совершенно других задач и призван стать полигоном для обкатки и испытаний новых вооружений и технологических решений. Если бы мы всегда и во всем слушали наших уважаемых экспертов, то мы бы до сих пор ходили под парусами.

Слабое вооружение

Вторая причина, которая не давала спать нашим экспертам, касалась вооружения проекта. Послушаем их аргументы:

Сразу поясню для непосвященных, что означает термин МСЯС – это морские силы ядерного сдерживания, тут конкретно речь идет о наших атомных подводных крейсерах стратегического назначения (РПКСН и ПЛАРБ), чье развертывание из баз и должны прикрывать МПК (малые противолодочные корабли) 3-го ранга и СКР 2-го ранга БМЗ (сторожевики ближней морской зоны), которые должны прийти им на смену.

Теперь конкретно по претензиям. Да, действительно водоизмещение проекта 20386 возросло почти на 1000 тонн (3400 тонн против 2250/2430 тонн на проектах 20380/20385 соответственно). Но относительно состава вооружения я располагаю несколько иными данными. По состоянию на январь 2020 года ЦМКБ «Алмаз» предоставило обновленные ТТХ изделия. Исправлен один из главных недостатков проекта – слабое ударное вооружение. Теперь вместо ПКР 3С24 «Уран» корабль штатно укомплектован двумя установками вертикального пуска УВП 3С14, устанавливаемых на носу корабля и рассчитанных на все семейство имеющихся у нас на вооружении ракет морского базирования – от крылатых «Калибров-НК» до сверхзвуковых противокорабельных «Ониксов», а в перспективе и гиперзвуковых «Цирконов». Пусковые установки ЗРК «Редут» на носу при этом тоже остаются. Для этого корабль пришлось удлинить еще на пару метров (109 метров против 106,3 метров на пр. 20385), причем во избежание дифферента на нос и потери мореходных качеств добавили одновременно и с носа, и с кормы. Съемный контейнезированный ракетный модуль оперативно-тактического назначения («Калибр-НК» на 4 ракеты) тоже никуда не делся, что еще больше усиливает ударную мощь корабля. При этом от вертолета никто не отказывается. Вертолёт планируется хранить в подпалубном ангаре, оборудованном вертикальным вертолетоподъемником, позволяющим высвободить верхнюю палубу для подъема и перемещения модульных контейнеров.

Относительно используемой ГАС, по моим данным есть два варианта комплектации. Первый – 1 х ГАК «Минотавр-ИСПН-М» с подкильной антенной на базе МГК-335ЭМ-03 + 1 х ГАС «Виньетка-ЭМ». Второй – 1 х ГАС «Заря-М» + 1 х ГАС «Виньетка-ЭМ». При этом гибкая протяженная буксируемая антенна интегрированной системы подводного наблюдения со спускоподъемным устройством, смонтированными на интегрированной раме (ГАС «Виньетка») входит в состав временно устанавливаемого модульного оборудования, позволяющего при необходимости усиливать ПЛО возможности корабля. Для проекта 20386 возможны оба варианта комплектации.

Я, конечно, не гидроакустик и не специалист ПЛО, как наши уважаемые эксперты, но вот, что пишет сам производитель о возможностях системы:

Как видите, все за исключением ГАС «Паллада» на проекте 20386 присутствует, подкилевая гидроакустическая станция стационарно – для работы в БМЗ, а буксируемой ГАС «Виньетка-ЭМ» корвет будет комплектоваться по необходимости – для работы (в ДМЗ и ОЗ) в дальних походах. Так что претензии экспертов по части вооружения оказались напрасны.

Несуразная ГЭУ, не отвечающая задачам, стоящим перед кораблем

Следующие претензии были уже к силовой установке:

Для тех, кто не в курсе, я напомню ГЭУ корабля представляет собой комбинированную газотурбинную установку с частичным электродвижением в составе двух газотурбинных двигателей М90ФР мощностью 27500 л.с. (пр-ва НПО «ОДК-Сатурн») и двух электродвигателей АДР-1600В мощностью 2200 л.с. (пр-ва АО «Силовые машины»), которые через редукторный агрегат 6РП и межредукторную передачу (пр-ва ПАО «Звезда») передают крутящий момент на два вала и два винта регулируемого шага (ВРШ).

Почему-то наши эксперты не отметили тот факт, что на проекте 20386 установлены винты регулируемого шага (ВРШ), в то время как на проектах 20380/20385 стояли винты фиксированного шага (ВФШ). Знающие люди поймут, что это дает кораблю. И какой выбор был у конструкторов? Габариты и водоизмещение корабля возросли, масса тоже, и старые коломенские дизеля, стоящие на предыдущих проектах 20380/20385, уже не справлялись с возросшими требованиями для поддержания необходимой скорости движения корабля, эксперты предлагали их форсировать. Но для проекта 20385 коломенский дизель и так был уже форсирован. Его возможности на этом исчерпаны, коломчанам тогда нужно было создавать новый более мощный дизель. Для этого тоже нужно время. Разработчики пошли другим путем – они поставили на корабль газовую турбину рыбинского производства М90ФР, которую «ОДК-Сатурн» разработал для тяжелых фрегатов проекта 22350 (специально для вновь строящегося «Меркурия» проекта 20386 сдвинули вправо всех «адмиралов» проекта 22350, кроме «Адмирала Головко», который свои ГТД рыбинского пр-ва получил в первую очередь – в декабре 2020 года). Чем плохое решение? И почему бы его не опробовать на опытовом образце, прежде чем пускать в серию?

Читать еще:  Ярмарка ненужных вещей. Выставка SHOT Show 2019

Не забываем, что проект 20386 согласно ТЗ проектировался для работы в дальней морской и океанической зонах, и именно это обстоятельство и не позволяло использовать для этих целей дизель-дизельный агрегат ДДА-12000 коломенского пр-ва, стоящий на прошлых проектах, при всех его плюсах. Для тех, кто забыл, я напомню, все плюсы дизельной ГЭУ перечеркивались единственным ее минусом – ненадежностью силовой установки, что при всей ее экономичности, малом весе и малошумности (и как следствие малозаметности в гидроакустическом диапазоне) все равно не позволяло использовать корабль в дальней морской зоне.

Для справки: На обоих проектах – и 20380, и 20385, стояли по два дизельных агрегата ДДА-12000 пр-ва АО «Коломенский машзавод». У 20380 проекта для этого использовались 4 дизеля 10Д49 мощностью по 5200 л.с. (по два на каждый агрегат), которые через реверс-редукторные передачи РРД 12000 пр-ва ПАО «Звезда» (Санкт-Петербург) передавали крутящий момент на два вала с гребными винтами фиксированного шага. У 20385 для этого использовались 4 дизеля 16Д49 мощностью 6000 л.с. того же производителя.

Оба коломенских дизеля – и 10Д49, и форсированный его собрат 16Д49, отличные, проверенные временем экономичные машины, но очень чувствительные к условиям эксплуатации, а потому частые клиенты ремонтных заводов, от которых им отплывать далеко нельзя. Свежий тому пример служебно-боевая деятельность головного корабля проекта 20380 корвета «Стерегущий», на котором дважды за это время ломались оба его среднеоборотных дизельных двигателя 10Д49 главной энергетической установки.

Поэтому я считаю, что все претензии к силовой надуманные, исходящие из непонимания, для чего этот корабль создавался. А создавался он на замену морально устаревшим легким фрегатам проекта 11356Р как ударный универсальный многоцелевой корабль УРО 2-го ранга для работы в дальней морской и океанической зонах. А судят его эксперты, исходя из задач, предъявляемых к кораблям ПЛО ближней морской зоны (да и сами эксперты, в частности Максим Климов, противолодочники, отсюда и зашоренность на проблемах ПЛО).

На этом вынужденно ставлю точку, главные претензии к проекту 20386 разобрал, выводы и разбор полетов, кто виноват в сложившейся ситуации, сделаю уже в следующей статье. Не прощаюсь.

История с проектом 20386

Новый корвет, получивший геройское название «Дерзкий», является прототипом корабля будущего. В ходе создания корабля конструкторы Центрального МКБ «Алмаз» учли промахи и ошибки, допущенные при реализации предыдущего проекта 20380. Создатели решили замахнуться на нечто большее и сделать принципиально новый корабль, нечто среднее между патрульным кораблем и фрегатом. Новое детище КБ «Алмаз» отнесли к классу корветов, однако в реальности оно больше напоминает эсминец – более мощный и крупный корабль.

Проект 20386. Схема

В соответствии с техническим заданием, корвет проекта 20386 должен успешно противостоять противнику на ближних и дальних подступах к морским рубежам нашей страны. Боевые функции, возлагаемые на новые суда, впечатляют. Можно говорить о том, что перед конструкторами была поставлена задача вместить в один проект возможности, присущие кораблям разных классов, а именно:

  • защита морских коммуникаций в пределах 200-мильной экономической зоны;
  • противодействие кораблям вероятного противника на любом удалении от мест базирования флота;
  • обеспечение устойчивой ПВО соединений кораблей от ударов средствами воздушного нападения;
  • поиск, обнаружение и уничтожение подводных лодок в заданном районе;
  • обеспечение ПВО и огневой поддержки десантным операциям.

Имея столь обширный круг боевых задач, новый корабль должен существенно отличаться от своих предшественников и обладать особенными качествами. Необходимо было создать боевой корабль, обладающий ударной мощью и одновременно способный выполнять патрульные, военно-полицейские функции. Правильным ли будет такое решение – покажет время. Для патрульного корабля и плавучей пусковой платформы новый корвет великоват. К тому же есть вопрос о сроке строительства серии подобных судов и суммарной стоимости проекта.

В Российском флоте сохраняется тенденция к созданию разнотипных кораблей, способных решать сходные боевые задачи. Самым неприятным можно назвать то, что все новые проекты ограничиваются малыми сериями. Это не дает возможности своевременно оснастить флот современными боевыми судами в необходимых количествах.

К примеру, в ВМС США знаменитые эсминцы класса «Оливер Перри» были построены в количестве 71 единиц. Не отстают от американцев и китайцы, которые сумели за 10 лет построить почти два десятка корветов типа 056. Всего китайцы планируют построить для нужд собственного военного флота 60-80 кораблей подобного класса.

Несмотря на все перипетии вокруг нового российского корвета, Министерство обороны РФ еще в апреле 2014 года подписало контракт с Центральным МПКБ «Алмаз» на выполнение опытно-конструкторских работ.

Новый корвет «Дерзкий» — первый корабль секретного проекта 20386.

28 октября 2016 года в ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» был заложен первый корабль проекта 20386. Корветы, которые должны быть собраны в рамках проекта 20386 являются самыми перспективными из всей линейки проекта 20380. Корвет «Дерзкий» — первый корабль из серии 20386 — является модернизированным боевым кораблём, который взял лучшие черты от корветов серий 20380 и 20385.

Он будет отличаться своим водоизмещением, другими обводами корпуса, изменением состава радиотехнической аппаратуры корабля и множеством других усовершенствований.

История появления проекта 20386.

История проекта 20386 началась с появления более раннего проекта 20380. Корветы данной серии – это совершенно новые суда, которые оснащаются мощнейшей системой противоракетной обороны «Редут». В данную систему входят ракеты 9М96М, а так же ПЗРК С-400, предназначенная специально для флота.

Корабли проекта 20380 на сегодняшний день входят в состав Балтийского флота и имеют в качестве вооружения одну из самых мощных систем ПВО. Данные военные корабли уже весьма сложно отнести к обычным сторожевым кораблям, хотя формально они находятся именно в этом классе. За границей суда такого типа давно уже выделяют в отдельный класс.

Следующим витком развития проекта 20380 стали боевые корабли проекта 20385, которые получили ещё более мощное вооружение, даже по сравнению с корветами предыдущего проекта. Если сравнивать корабли по боевой мощи, то корветы проекта 20385 (да и корветы проекта 20380 тоже) можно поставить на одну доску с мощными фрегатами проекта 11356. Несмотря на столь высокую боевую мощь, новые корветы имею вдвое меньшие размеры и водоизмещение.

Почему проект 20386 стал развиваться по другому сценарию?

Хотя, казалось бы, конструкторам стоит продолжить наращивать мощность вооружения новых корветов, на самом деле, делать это не желательно. Против этого говорит целый ряд факторов:

  • Корветы с мощным и дорогим вооружением слишком дорого обходятся военно-морскому флоту;
  • Строительство таких кораблей чрезвычайно затягивается, что приводит к их моральному старению ещё до их официального выпуска в серию;
  • Постройка с таким мощным вооружением автоматически выводит их из класса, так как в задачи корвета никак не входит обязанность быть плавучим комплексом ПВО;
  • Высокая стоимость мешает наладить массовое производство.

Кроме этих, существует еще множество факторов, упрямо указывающих на то, что российские конструкторы выбрали в корне неверный путь развития.

Именно поэтому было принято решение сделать новые корветы проекта 20386 более дешёвыми за счёт уменьшения количества вооружения. Кроме того, после уменьшения количества вооружения на борту корвета, существенно повышалась скорость и маневренность судна. Корветы вовсе не созданы для того, чтобы наносить мощные удары по противнику. Их основной задачей являются следующие функции:

  • Патрулирование территориальных вод;
  • Эскорт транспортных и торговых кораблей;
  • Защита от нападений на основной флот в режиме быстрого реагирования.

Тем более, что российские ВМФ остро нуждаются в кораблях именно такого класса.

Новый проект по созданию корвета было решено максимально удешевить, с целью увеличения скорости их производства. Хотя неоднократно высказывались мысли о том, что в качестве «базы» для создания следует воспользоваться уже готовыми кораблями предыдущих проектов, было решено спроектировать новый корабль с «чистого листа». По техническому заданию, он должен иметь небольшое водоизмещение и нести на борту достаточно легкое, но сбалансированное вооружение.

Каким будет корвет «Дерзкий»?

Первый корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий» является корветом будущего. Он представляет собой некий промежуточный класс между патрульным кораблём и полноценным фрегатом. В результате, хотя формально корабль «Дерзкий» относится к классу корветов, по своим характеристикам он больше похож на полноценный эсминец.

В соответствии с планом разработок, первый корвет проекта 20386 должен вести бой не только в ближних водах, но и противостоять противнику на дальних рубежах территориальных вод России. Перед конструкторами нового корабля стоит поистине сложная задача – сделать универсальную боевую единицу, которая сможет заменить боевые корабли сразу нескольких классов. Итак, в соответствии с техническим заданием, корвет «Дерзкий» должен уверенно справляться со следующими боевыми задачами:

  • Новые корабли должны защищать морские коммуникации в пределах 200 мильной зоны;
  • Оказывать противодействие противнику, который находится как на близком, так и на дольнем расстоянии от мест базирования Российского флота;
  • Обеспечивать своей системой противовоздушной обороны защиту кораблей флота от внезапных воздушных налётов противника;
  • Искать, находить и уничтожать подводные лодки противника в зоне, контролируемой корветом;
  • Обеспечивать прикрытие атакующего десанта, как за счёт своих систем ПВО, так и обычной огневой подготовкой.

Естественно, что имеющий такой широкий спектр обязанностей корабль должен существенно отличаться от своих предшественников. Конструкторы постарались воплотить в проекте 20386 корабль, который может выступать в качестве основной ударной мощи и одновременно обладать функциями сторожевого судна.

Получается, что конструкторы, заложив в потенциал нового военного корабля опять наступают на те же грабли. Вряд ли удастся реализовать подобный проект в короткие сроки, тем более, что и стоимость будет достаточно высокой.

Читать еще:  Обзор страйкбольных гранатометов: модели, виды, устройство, характеристики, фото и видео

Руководство ВМФ России продолжает придерживаться своей странной тактики, которая выражается в строительстве многофункциональных кораблей, выпускающихся очень ограниченными партиями. Если такой вариант будет приемлем при строительстве нескольких огромных авианосцев, то корветов одной серии должно быть сразу выпущено не менее нескольких десятков. Разрабатывая каждый раз новый проект, военная промышленность банально не успевает обеспечить военно-морской флот России необходимым количеством современных боевых кораблей.

Большинство крупных морских держав выпускают корабли подобного класса достаточно крупными сериями (в СССР тоже так поступали). Например, знаменитые американские эсминцы «Оливер Перри» были произведены в количестве 71 боевого корабля. Подобным образом поступают и китайцы, которые в последние годы тратят огромные деньги на оборонную промышленность. В Китае за 10 лет было построено более 20 корветов типа 056, причём закрывать их производство планируется не раньше, чем будет произведено 60-80 кораблей подобного типа.

Несмотря на все разногласия, Министерство Обороны Российской Федерации в апреле 2014 года подписало с МПКБ «Алмаз» контракт на проведение проектно-конструкторских работ.

Особенности конструкции нового крейсера «Дерзкий»

Так как новый корвет «Дерзкий» представляет собой многофункциональный боевой корабль, в его конструкции будет множество нестандартных решений:

  • В качестве силовой установки предполагается использовать новейшая газотурбинная установка, которая частично будет работать за счёт электричества. Это целый комплекс, состоящий из двух российских газотурбинных дизелей, каждый из которых будет развивать до 27 500 л/с. Кроме того, каждому из этих двигателей будет помогать специально для этих целей сконструированный электродвигатель, развивающий мощность до 2 200 л/с. В автомобильной промышленности такие силовые установки используются уже давно. Их знают как гибридные моторы;
  • Надстройку нового военного корвета ВМФ РФ планируют сделать из прочных полимерно-композитных материалов нового поколения, что значительно облегчит вес боевого корабля;
  • Появятся принципиально новые грузовые люки, которые будут располагаться в надводных частях бортов. Это поможет кораблю реализовать весь потенциал технологии Уже сейчас корабль часто называют «корвет-призрак»;
  • Корабль получит совершенно новые системы гидравлики, новую систему управления, жизнеобеспечения и электрооборудования.

Корвет «Дерзкий» получил новые обводы корпуса, что позволило ему улучшить мореходные качества. Корабль получился очень устойчивым. Он не «взбирается» на волну, а рассекает её, поэтому он может выходить в открытое море при волнении до 5 балов.

Вооружение первого корвета проекта 20386.

Вооружение корвета «Дерзкий» значительно превышает потенциал его зарубежных «коллег». Например, американский USS Montgomery, который считается новейшим кораблём того же класса, обладает значительно более слабым боевым потенциалом. Если бы два этих корабля встретились один на один, то шансов уцелеть у американского корабля было бы немного.

Первый корвет проекта 20386 будет оснащаться следующим вооружением:

  • Универсальной автоматической артиллерийской установкой А190 калибра 100 мм, которая будет установлена в новой сплюснутой башне;
  • На борту корабля будут установлены два ракетных комплекса «Уран» либо «Уран-У», которые предназначаются для поражения кораблей противника на расстоянии от 130 до 260 км. Возможно, что это будет ракетный комплекс «Калибр», ракеты которого способны поражать надводные корабли на расстоянии до 375 км. Для того, чтобы снизить заметность данных комплексов, они спрятаны в походном положении корабля за специальными щитами, которые расположены в центральной части надстройки корабля;
  • В носовой части корвета расположены пусковые установки ЗРК «Редут». Они служат для уничтожения воздушных целей, как на средних, так и на малых дистанциях;
  • В средней части корпуса побортно будут установлены специальные пусковые установки комплекса «Пакет-НК». Данный комплекс предназначен для противоторпедной защиты корвета;
  • На корме с двух сторон от бортов будут расположены автоматические шестиствольные артиллерийские установки, предназначенные для отражения атак пиратов, диверсантов, а также расстрела плавающих мин.

Хотя точный состав вооружения корвета «Дерзкий» неизвестен, конструкторы неоднократно заявляли, что на боевом корабле будет реализован принцип модульного комплектования. В специальном отсеке, предназначенном для модулей, будут находится контейнеры с разнообразным вооружением и оборудованием.

Кроме этого, на борту корвета «Дерзкий» будет размещён корабельный вертолёт КА-27 и несколько беспилотных летательных аппаратов вертолётного типа «Горизонт».

Радиооборудование корвета «Дерзкий»

На данный момент, на корвет «Дерзкий» планируется установить радиотехническое вооружение, идентичное тому, которое размещается на корветах проекта 20385. Так как за несколько лет данные системы могут усовершенствоваться, возможно, что на новый корвет установят более совершенное радиооборудование. Сейчас предполагаемый комплект радиовооружения выглядит следующим образом:

  • Боевая информационно-управляющая система «Сигма»;
  • Радиолокационная станция «Фуркэ-2»;
  • РЛС целеуказания;
  • Две РСЛ навигационного типа;
  • Средства навигации;
  • Комплекс связи «Рубероид»;
  • Средства РЭБ;
  • ОГАС «Анапа-М»;
  • Станция «Минотавр-М».

Для защиты от стандартных средств обнаружения противника и его ракет противокорабельного типа, используется комплекс выстреливаемых помех «Смелый». Работа данного комплекса снижает шансы поражения корабля на 70%.

После появления в открытом доступе изображений корабля «Дерзкий» многим бросились в глаза его внешние сходства с американским литоральным боевым кораблём типа «Фридом», который также оснащен системой модульного вооружения. Через несколько лет можно будет сверить характеристики этих двух кораблей и проверить, у какой страны корвет получился более перспективным.

Замышляется ли переделка проекта 20386?

9 января 2020 достоянием общественности стал новый виток эпопеи с корветофрегатом проекта 20386 разработки «ЦМКБ» Алмаз. На этот раз ЦМКБ «Алмаз» опять прыгнуло выше своей головы и окончательно превратило проект во фрегат, причём не просто фрегат, а ни больше ни меньше как фрегат «океанской зоны».

Смотрим на фото.

Итак, что мы видим? Исправлен один из недостатков старого проекта – слабое ударное оружие. Теперь вместо РК «Уран» на модельке имеется две ПУ 3С-14, способных как минимум применять КР «Калибр», а, возможно, и «Ониксы» и когда-то в будущем «Цирконы». ПУ перед пушкой – это пусковое ЗРК «Редут». То, что адмирал Евменов заявил про 32 «Калибра» — какая-то ошибка, явным образом там 16 ракет в ударном вооружении и столько же в ПУ ЗРК.

Для этого, однако, корабль пришлось удлинить. Причём, что логично, не только носовую часть, где приютились «Калибры», но и кормовую. Причины, видимо, в необходимости избежать постоянного дифферента на нос и стремления обеспечить обводами большую скорость и лучшую мореходность, корабль-то теперь не «ближней морской зоны, способный «эпизодически» выполнять задачи в дальней», а «океанский». Напомним, даже фрегат проекта 22350 – мощнейший в своём классе боевой корабль, относится к дальней морской зоне.

К фрегату 22350 мы ещё вернёмся.

Предыстория.

Те, кто внимательно следит за отечественным кораблестроением, знают в деталях историю с «корветом» проекта 20386. Стоит её однако пересказать в общих чертах для тех, кто упустил эту информацию.

Итак, с советских времён, основной ударной силой ВМФ являются атомные подводные лодки разных типов. Однако они очень уязвимы от иностранных подлодок на выходе из баз и в ряд других случаев. Аналогично иностранные подлодки представляют большую угрозу для отечественных надводных кораблей и судов.

Для того чтобы максимально затруднить для любого противника действия в ближней морской зоне, в СССР в больших количествах строились малые противолодочные корабли – МПК. Несмотря на свои малые размеры и водоизмещение, эти кораблики оказались весьма эффективными противолодочниками в наших специфических условиях.

После краха СССР обновление флота остановилось, модернизация ранее построенных кораблей не проводилась. В этих условиях количество МПК непрерывно сокращалось, уязвимость России перед иностранными подлодками росла.

С начала 2000-х годов началось строительство корветов проекта 20380. Эти корабли были первыми кораблями, способными бороться с подводными лодками, построенными в постсоветскую эпоху. Надо сказать, что им был свойственен ряд как концептуальных, так и конструктивных недостатков, а качество изготовления первых кораблей было просто ужасающим. Имели место смены подрядчиков, уголовные дела, посадки… в итоге на корвете «Громкий», сданном Тихоокеанскому флоту Амурским судостроительным заводом, уже более-менее всё работало.

Конечно, даже в полностью работоспособном состоянии эти корабли были далеки от идеальных. Так, у них нет радиокоррекции ЗУР, что многократно снижает потенциал зенитно-ракетного комплекса «Редут» и делает проблемным отражение удара с воздуха. У них нет бомбомёта, что делает невозможной борьбу с залёгшими на грунт НАПЛ и лишает корабль кое-каких других преимуществ. У них неудачно расположены зенитно-артиллерийские установки АК-630М. Есть вопросы по реальной радиолокационной малозаметности и оправданности надстройки из композитных материалов. Крупнейший минус этих кораблей как противолодочных – нет противолодочных ракет (ПЛУР), что резко снижает потенциал этого корабля как охотника на ПЛ. И они дорогие. Цена такого корвета ставит под вопрос его массовую постройку в количествах, достаточных для прикрытия БМЗ.

Справедливости ради сделаем оговорку, что модернизация проекта могла бы решить большую часть этих проблем, а пересмотр состава РЭВ «в правильную сторону» на вновь строящихся кораблях — удешевить их.

Планировавшийся на замену этому кораблю корвет 20385 имел усиленный состав оружия и более мощное радиоэлектронное вооружение, основой которого являлся многофункциональных радиолокационных комплекс от АО «Заслон». Он также имел 16 пусковых ячеек в ПУ ЗРК «Редут» вместо 12, и одну восьмизарядную пусковую установку 3С-14, с помощью которой можно было запускать широкий перечень управляемых ракет, включая ПЛУР и КР семейства «Калибр».

Однако с 2013 года в системе отечественного кораблестроения стали происходить странные вещи. ВМФ отказался от продолжения серии 20385. Сегодня в обществе существует убеждённость, что причиной стала невозможность получения импортных дизельных двигателей MTU и редукторов к ним из-за санкций. На практике информация о прекращении строительства 20385 была озвучена в СМИ до украинского кризиса. Источники информации при этом сетовали на высокую стоимость получившегося корвета.

Читать еще:  Палаш: история происхождения как звена в цепи развития средневековых мечей

Задел для отменённых корветов 20385 в виде интегрированной башенно-мачтовой конструкции и МФ РЛК был установлен на четыре последних строящихся корвета проекта 20380, что ещё сильнее увеличило их стоимость.

Казалось, что, раз корветы дорогие, то надо или попробовать сделать их дешевле или же разработать новый, более массовый проект, для обновления кораблей БМЗ, прежде всего противолодочных. Продолжение серии в несколько изменённом виде было вполне логичным с точки зрения межкорабельной унификации. Вместо этого произошло совершенно иное.

В 2016 году публике была представлена модель нового корвета — проекта 20386. Корабль отличался высочайшей технической ложностью, огромным для корвета водоизмещением, ослабленным по сравнению с 20385 составом оружия, отсутствием унификации с ранее построенными кораблями по многим системам. В его конструкцию была заложена масса технических рисков, и, что самое главное, он был почти в два раза дороже, чем корвет проекта 20380, имея такое же наступательное оружие, ту же пушку, на 4 ЗУР больший боекомплект ЗРК, и ухудшенные по сравнению с 20380 возможности по поиску подлодок. С 20385 его и сравнивать было невозможно при существенно большей цене.

Дальнейшая история этого проекта и её разбор был сделан в статье автора «Больше, чем преступление. Строительство корветов проекта 20386 – ошибка» и в совместной с М. Климовым статье «Корвет 20386. Продолжение аферы». В последней перечислены и технические риски проекта.

С тех пор, однако, многое изменилось, а кроме того, начали получать материальные подтверждения уже давно ходившие в «околофлоте» слухи о занятной эволюции этого проекта, детали которой были до некоторого момента скрыты от общественности.

Стоит их, наверное, озвучить.

Скандалы, интриги, расследования

Начиная с того же самого 2016 года, вокруг проекта циркулировала информация, которая до поры, до времени, оставалась неподтверждённой.

Первым было то, что с проекта уберут РК «Уран». Это, во-первых, было логично, ведь даже маленькие МРК имели «Калибры», да и как-то странно выглядел факт, что на смену кораблю с «Калибрами» и «Ониксами» придёт корабль с «Уранами».

Те же источники высказывали догадки, что в ценах 2016 года цена «корвета» достигнет 40 миллиардов рублей, что «отправит» его в почти ту же ценовую нишу, в которой находится несравнимо более мощный и по-настоящему достойный боевой корабль – фрегат проекта 22350.

Чуть позже, уже ближе к 2018 году, другой источник, вполне информированный, сообщал автору, что «на замену 20386 уже прорабатывается корабль большего размера и водоизмещения, и более дорогой, фактически фрегат». Подробностей источник не сообщил, но как мы видим, он был прав: как минимум какие-то работы ведутся. В свете того, что серия 22350 оказалась под вопросом и закладок кораблей этого проекта долго не было, информация об их замене на нечто корветообразное, да ещё и за те же деньги, звучало пугающе.

И опять же со слов того же источника, в ЦМКБ «Алмаз» у некоторых деятелей есть смелая идея «пролезть» в нишу создания кораблей больших классов, нежели «Алмаз» делал всегда в прошлом.

Наконец, после выхода в свет второй статьи, автор получил короткое сообщение о том, что «6» будет другим».

Всё вышеперечисленное давало повод думать, что реально проект подвергается какой-то переработке. Возможно, что облик головного корабля останется более-менее близким к известному, а серийные планируются с изменениями. При этом номер проекта может остаться прежним, в современной России примеров того, как проект переделывали полностью под тем же номером искать не надо, всё уже найдено.

Варианты на будущее и риски

Для того чтобы строить какие-то прогнозы, надо точно знать, чем является показанная модель. На табличке написано «Корвет на базе проекта 20386», то есть гарантировать, что это именно измененный 20386 и что он строится именно таким точно нельзя, хотя и отрицать это, невозможно, особенно с учётом внезапно начавших массово подтверждаться слухов из прошлого.

Поэтому оценим проект так, как будто это отдельный проект, а не тот, 20386, который с конца 2018 года (через два года после закладки) начали строить на «Северной верфи».

Во-первых, это уже однозначно фрегат. Он большой, как фрегат, тяжёлый, как фрегат и вооружён как фрегат. Таким образом, этот корабль уже подрубает не только обновление сил БМЗ, как «старый» 20386, а метит на замену 22350. Конечно, вряд ли серией 22350 пожертвуют ради этого проекта, но это сейчас, а вот когда хотя бы в чертежах возникнет 22350М, то вполне возможно, что плюсом к нему кто-нибудь и попытается протолкнуть идею «лёгкого фрегата» — которая сама по себе, отдельно от 20386, вполне хорошая, но надо чётко представлять себе, что этот «лёгкий фрегат» будет делать в наших специфических условиях.

И почему он должен быть именно таким.

Пока очевидно, что этот корабль не противолодочник – размеры обтекателя ГАС не дают думать про то, что его основной задачей будет борьба с ПЛ, да и вертолётов именно противолодочному фрегату лучше иметь два. Хотя используя буксируемую ГАС, вертолёт и ПЛУР из 3С-14 бороться с ПЛ можно, но явно выраженных черт противолодочного корабля в этом проекте нет.

Очевидно, что это не корабль ПВО – у него мало ракет, нет возможности одновременно вести огонь из пушки и ЗРК, а две АК-306, установленных на надстройке за газоходами ГТУ это просто какой-то анекдот.

Что у него есть? У него есть 16 крылатых или противокорабельных ракет. Это столько же, сколько имеют первые четыре фрегата 22350. То есть перед нами некая редакция ударного корабля, но лёгкого, и полученного путём переработки совсем другого проекта.

То есть это «просто корабль» — лёгкий фрегат, придуманный без явной концепции боевого применения. Результат слепой эволюции, которая шла не от задач, а просто так – быстрее, больше, дороже.

Его плюсами, видимо, будут скорость и дальность. Минусами – сложность, цена и то, что это опять дублирующий проект по отношению к фрегату 22350.

Таким образом, подобный корабль при наличии сейчас 22350 не имеет смысла вообще, а потом, когда 22350 сменит 22350М, то лёгкий фрегат будет, видимо, нужен, но другой.

Возвращаясь к фрегату 22350, стоит сказать, что сравнения с ним абстракция от «Алмаза» не выдерживает от слова «совсем». Можно предположить, что теоретически у алмазовского суперкорвета/лёгкого фрегата могут быть выше скорость и дальность. Но даже если так, это мало что меняет. Фрегат 22350 имеет тотальное превосходство в ПВО за счёт вдвое большего боекомплекта ЗУР и более совершенного РЛК «Полимент», к него куда более совершенные комплексы ПВО ближней зоны, он имеет более мощную ГАС и лучше способен бороться с ПЛ, у него более мощная пушка (130 мм), его крайние два корабля имеют 24 ракетных ячейки в установках 3С-14 против 16, и он уже в серии.

Ложное направление

На сегодня у России уже есть проект фрегата, находящийся в серийном производстве, – 22350. Этот корабль кратно мощнее, а значит, и полезнее, чем любая вариация 20386. К тому же он производится серийно. Нет никаких оснований для того, чтобы ЦМКБ «Алмаз» тратило бюджетные средства на ненужные стране корабли в том же классе.

У нас гигантская, чудовищная по масштабам дыра в обороне ближней морской зоны – нет сил, способных обеспечить развёртывание МСЯС, нет сил, способных обеспечить развёртывание подплава. Умирают старенькие МПК, серия 20380 вместо модернизации в сторону удешевления была подвергнута усложнению (МФ РЛК) и потом «зарезана», серия 20385 закончена на двух кораблях, хотя её упрощённый вариант тоже мог бы стать базовым кораблём БМЗ, когда на постройку таких больших корветов ещё было время.

У нас огромные проблемы с противоминными силами. И если трудности в постройке новых тральщиков объяснимы (но не их конструкция – она необъяснима), то полное отсутствие попыток модернизировать уже имеющиеся корабли отдаёт уже даже не глупостью, а предательством. В нашей стране не производятся ни противолодочные самолёты, ни противолодочные вертолёты.

У нас реально есть куда потратить деньги и без «старого» 20386, не говоря уже о «новом». Всё это было верно, когда этот безумный проект только стартовал, и верно сейчас, когда нам с какой-то целью показали сделанный на его базе макет фрегата, ещё более дорогого.

А уж если на самом деле под маркой макетов «старого» 20386 уже строят новый с «Калибрами» и соответствующим ростом цены, то это вообще не будет иметь никаких оправданий, потому что один такой ненужный корвет-переросток «съест» как минимум три корабля попроще.

В ЦМКБ «Алмаз» есть немало талантливых конструкторов, способных, используя заведомо низкотехнологичные комплектующие, разрабатывать корабли мирового класса. Есть интересные наработки по кораблям ближней морской зоны. Есть опыт. Есть способность наконец-то дать стране то, что ей давно нужно, – проект массового простого и недорогого корабля БМЗ, способного заменить собой МРК и МПК. Есть и такие проекты.

Вместо этого мы видим многолетнюю эпопею по освоению бюджетов любым доступным способом, по увеличению количества ОКР ценой серийности, чему само ЦМКБ немало способствовало через своих руководителей, и прочие позорные способы получения государственных денег. Увы, но вчерашняя моделька – оттуда же, и имеет то же самое предназначение. Ответственность за всё вышеперечисленное несёт руководство этого предприятия.

Хочется верить, что блуд с гигантскими и сверхдорогими корветами и вырастающими из них фрегатами, дорогими, но слабыми на фоне уже строящихся конкурентов (22350) когда-нибудь закончится, и это конструкторское бюро опять, как и раньше, послужит обороноспособности страны.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector