Проект 20380 на боевом дежурстве; корветы Бойкий, Стойкий, Стерегущий, Разумный и другие
Содержание
Проект 20380 на боевом дежурстве – корветы Бойкий, Стойкий, Стерегущий, Разумный и другие
Традиционно названия сторожевых кораблей подбираются в виде прилагательных частей речи, что порой приводит к очень метким их наименованиям. Так, например, «Стерегущий» был первым детищем в проекте 20380, начальным символом в классе сторожевых кораблей. «Бойкий» – это уже более основательное и успешное произведение корабелов, ставший серийным третьим в списке. Через десятилетия наступает пора именитого «Разумного» – поскольку если корабль станет подлинно массовым, это будет лучшей демонстрацией того, что выбор направления на новые для страны классы корветов был сделан правильно.
Сторожевые корабли, как класс в прибрежных зонах со времен Советского Союза, – это именно то самое всем известное, пустовавшее место в течение десятилетий. Отчего так вышло, можно узнать, ознакомившись с историей «Новика» – корабля проекта 12441.
Так, в начале 1990-х годах утвердили проект 12440, который был спроектирован по новейшим тогдашним технологиям с:
- Газотурбинной силовой установкой, имеющей два маршевых и два форсажных двигателя;
- Корпусом и надстройкой, выполненными с добавлением материалов из композита, что давало малую радиолокационную заметность, отвечающим стелс-технологиям;
- Самым современным и перспективным на ту пору зенитно-ракетным комплексом «Полимент / Редут», ангаром, в котором постоянно базировался противолодочный вертолет.
Позднее, через три года завершили корректировку проекта, вызванную развалом Союза. Из-за этого многие предполагаемые поставщики в один момент стали иностранными. Проекту приходилось неоднократно модернизироваться в процессе постройки. Работали над улучшением ходовых и боевых параметров корабля. Одновременно с этим работали и над его водоизмещением, а оно значительно превышало первоначальные характеристики задания. «Новику» удалось близко подойти к классам кораблей, которые способны к длительным патрулированиям и сопровождениям судов, при этом оставаться обладающими излишними параметрами для службы в прибрежной акватории.
В результате с самым продвинутым российским кораблем в техническом плане поступили как часто это бывает: его переквалифицировали в учебный, но так и не достроили. Нечто схожее приключилось еще с одним проектом 11540. Это был «Неустрашимый», который разрабатывали в 1970-е годы. Его задумали в качестве малого противолодочного корабля, имеющего водоизмещение восемьсот тонн, но за несколько лет оно повысилось до полутора тысяч, потом до двух тысяч, а с вертолетом дошел и до двух с половиной тонн, оказавшись в морской зоне. В результате «Неустрашимого» на воду спустили только через двадцать лет.
Безусловно, быстрому, неплохо защищенному и вооруженному «Новику» несложно справляться с всякими заданиями прибрежной акватории. Его критическим недостатком была, стоимость. Хотя при охране морских границ, а также для того, чтобы своевременно отреагировать на любой локальный территориальный конфликт, необходимо присмотреться к сторожевым кораблям, их должно быть оптимальной количество.
Вследствие этого в самом конце девяностых объявили конкурс для разработки более легких и дешевых сторожевых кораблей. Он был выигран Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз», спроектировавшим «Новика».
Корабли проекта 20380 типа «Стерегущий», а в дальнейшем, и «Бойкий», и «Стойкий» обещали быть основой российского ВМФ в прибрежной акватории. Причем, невзирая на большую дешевизну по отношению к «Новику», он, вне всяких сомнений, стал самым инновационным и технически совершенным проектом в отечественном флоте.
Среди нововведений можно отметить появление переработанных обводов корпуса, а с ними понижение гидродинамического сопротивления, вертолетного ангара, впервые размещенного на настолько малом корабле. Важнейший прорыв был достигнут в применении единого информационного комплекса, по управлению вооружением и электрооборудованием. Тогда же корабли получили новые классовые обозначения, соответствующие времени и международной терминологии. Это уже были не «сторожевики», а корветы.
- Незаметные, обтекаемые – «невидимки»
- Рука об руку
- Корветы готовы к апгрейдам
- Корвет «Стойкий»
- Серийные, но разные по своей неповторимости корветы
Боевая необходимость или дань традиции
Сторожевики в российском флоте – явление не новое. С кораблями этого класса русские моряки познакомились в годы Первой Мировой войны. Эти сравнительно небольшие военные суда стали универсальными боевыми единицами, выполняющими огромный объем боевой работы. За рубежом подобные суда классифицировались как фрегаты и корветы. В Российском флоте пошли своим путем, создав отдельный класс боевых судов – сторожевые корабли.
Появление этих судов в составе флота было вызвано острой необходимостью. Функции охраны побережья и морских рейдов, охрану конвоев и противодействие малым силами флота противника могли выполнять и эсминцы, однако эти корабли были немногочисленны. Строить новые эсминцы в большом количестве было дорогостоящим занятием. Посчитали, что будет выгоднее использовать для выполнения поставленных задач однотипные суда меньшего водоизмещения. Не следует сравнивать сторожевики по боевым и мореходным качествам с эсминцами – это совершенно разные по характеру применения боевые корабли. Такие корабли должны быть универсальными и строиться в массовом порядке.
Играл огромную роль и экономический фактор. Постройка одного сторожевого корабля, фрегата или корвета обходилась казне в два, в три раза дешевле, чем постройка одного эсминца. В Советском Союзе сумели оценить эти преимущества. В 20-е и в 30-е годы, в тяжелых экономических условиях постройка сторожевиков стала для СССР единственной возможностью поднять боеспособность своего флота. В предвоенное время, в годы войны сторожевые корабли стали самыми массовыми боевыми судами советского Военно-Морского Флота. Аналогичного принципа комплектования флота придерживались в СССР и в послевоенное время. На оснащении флота появились более мощные и совершенные корабли, ввиду которых класс сторожевых кораблей получил новое развитие.
В отличие от первых судов подобного класса, советские сторожевики (СКР) стали на порядок сильнее и мощнее. В Советском Союзе строятся корабли, которые по огневой мощи и техническому оснащению не уступают эсминцам. За рубежом советские сторожевики давно причисли к классу фрегатов, считая их полноценным боевыми судами. В СССР привыкли строить много и мощно. Соответственно и сторожевики стали больше в размерах, получили мощные средства вооружения. Такая тенденция сохранялась до последних дней существования Советского Союза. Для флота планировалось построить сторожевики проект 11540 – большие военные корабли океанского класса. Говорить о том, что флоту нужны СКР для охраны и обороны прибрежной морской зоны не приходилось. Эта ниша в советском ВМФ так и осталась незаполненной.
В России, которая унаследовала от Советского Союза огромный военный флот, пришлось с нуля решать задачу создания кораблей ближней морской зоны. Первоначально решить проблему должны были корабли проекта 12441, однако с «Новиком» – головным кораблем проекта – не сложилось. Проект был отклонен. Было решено начать строительство СКР в том виде и в том варианте, в котором эти корабли должны быть изначально. В таких условиях родился проект 22380, предусматривающий постройку малого сторожевого корабля для охраны ближней морской зоны.
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Водоизмещение, тонн:
Основные размерения, м:
• длина наибольшая (по КВЛ) — 104,5 (н/д)
• ширина наибольшая (по КВЛ) — 13 (н/д)
• осадка наибольшая (средняя) — 7,95 (н/д)
Главная энергетическая установка:
• 4 дизеля 16Д49, суммарная мощность, л.с. (кВт) — 23 320 (17 140)
• 4 дизель-генератора 22-26ДГ, мощность, кВт — 4×630
2 вала; 2 пятилопастных гребных винта
Скорость хода, уз:
Дальность плавания, миль (при скорости, уз) ок. 4000 миль
Автономность, 15 сут.
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) 99 человек
Ударное ракетное:
- ПУ КТ-184 ПКРК «Уран»
- ПКР 3М24 «Уран» (SS-N-25) — 2×4
Зенитное ракетное:
- ПУ ПЗРК 9К38 «Игла» (SA-16 «Gimlet») — 8
Зенитное ракетно-артиллерийское (боезапас):
- ЗРАК «Кортик-М» (CADS-N-1B) — 2
- ПУ ЗУР 9М311М ( SA — N -11 « Grison ») — в каждом: 2×4 (32)
- 30-мм автомат АО-18 (боезапас) — 2×6 (3000)
Артиллерийское (боезапас):
- 100-мм АУ А-190-01 «Универсал» — 1×1 (332)
- 30-мм ЗАК АК-630М — 2×6 (6000)
- 14,5-мм пулеметная установка МТПУ — 2×1 (н/д)
Торпедное вооружение (боезапас):
- 330-мм ТА ПТЗ «Пакет-НК» — 2×4 (8)
Противодиверсионное (боезапас):
- гранатомёты ДП-64 — 2 (240)
Авиационное:
- вертолет Ка-27 («Helix-A») — 1
РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ:
- БИУС «Сигма-20830»
РЛС общего обнаружения
- 1׫Фуркэ-2»
- 1׫Монумент-А» также для ЦУ ПКРК
НРЛС
- 1׫Пал-Н»
- 2×МР-231
ГАС
- «Заря-2» подкильная
- «Минотавр-М» протяженная буксируемая
- «Анапа-М» опускаемая
- «Пакет-А» целеуказания ПТЗ
Средства РЭБ
Комплексы выстреливаемых помех
- 4×10 ПУ ПК-10 «Смелый»
Оптико-электронные приборы
РЛС управления огнем
- 1׫Монумент-А» для ПКРК «Уран»
- 2׫Сандал-В» прием внешнего целеуказания
- 1×5П-10 «Пума-02» для 100-мм АУ и ЗАК
- 1×МР-123-02 «Вымпел» (Bass Tilt) для ЗАК
Навигационный комплекс
- «Чардаш 20380»
- «Сюжет-КМ»
- CH-3101 спутниковая навигация
- ОСПВ-20380 радионавигация для вертолета
Комплекс радиосвязи
- «Рубероид»
- р/п «Бригантина»