1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ГАЗ-62 – автомобиль, так и не вошедший в серию

Автомобиль ГАЗ-62 первой серии был выпущен в 1940 году в качестве опытного образца. Горьковский автозавод к тому времени уже почти полностью перепрофилировался на выпуск автотехники для нужд армии, так как начало войны оставалось лишь вопросом времени. В те годы сухопутные войска испытывали огромную потребность в лёгких высокопроходимых автомобилях, предназначенных для транспортировки личного состава и прочих нужд.

В 1930-х годах завод старался освоить выпуск шестиколёсных грузовых машин с рабочей формулой 6Х4, но все опытные экземпляры не обладали достаточной проходимостью и застревали с грузом даже на сильно разбитых грунтовых дорогах, поэтому все дальнейшие работы в этом направлении были свёрнуты, а многие конструкторы сурово наказаны, как враги народа.

Попытки самостоятельной разработки полноприводных автомобилей ни к чему не привели, поэтому пришлось закупать не только американские вездеходы, но и специальное оборудование, предназначенное для изготовления шарниров угловых скоростей. Только после этого конструкторы смогли создать свою разработку, получившую индекс ГАЗ-62.

ГАЗ-62 образца 1952-го года

После началась Вторая Мировая Война и производство ГАЗ-62 свернули. Но наработки не канули в небытие — их использовали при производстве ГАЗ-63. Серийно грузовик 4х4 так и не начал производиться.

Но после того, как война окончилась, чуть позже, уже в 1952 году, ГАЗ-62 опять решили возродить, но уже в новом облике. В то время по ленд-лизу поставлялся в нашу страну Dodge W-52 (¾), высоко ценившийся военными в полевых условиях за свою простоту и хорошую надежность.

ГАЗ-62 образца 1952 года

Экстерьер у ГАЗ-62 образца 1952 года был очень похож и на этот Dodge, и на ГАЗ-69, только в более крупном кузове. Грузовик-внедорожник получил габариты 5000х2100х1800мм и мог перевозить или 12 человек, или 1,2 тонны поклажи. Силовой агрегат на этот внедорожник ставили всё тот же, что и изначально, от ГАЗ-11.

К интересным фактам по второй версии полноприводного грузовика можно отнести несколько новшеств, которые решили ставить после войны (где они хорошо себя зарекомендовали). Например, у этой версии ГАЗ-62 были полностью изолированные барабанные тормозные механизмы, интересный и инновационный на то время отопитель с возможностью обдува лобового стекла, регулируемые по жесткости задние рессоры (регулировались, на бездорожье можно было бы обеспечить более плавную езду). Конструкторы сделали оригинальную арку для запасных колес, но решение не прижилось и после того, как ГАЗ-62 сделали с крупным кузовом, запасное колесо стали располагать горизонтально.

Читать еще:  Урал 375: технические характеристики (ттх), расход топлива на 100 км, как испытывался легендарный автомобиль

ГАЗ-62 образца 1952 года

Вторая версия ГАЗ-62 была модифицирована несколько раз. Например, в 1956 году был сделан очень интересный образец, работающий по формуле 8х8 — это ГАЗ-62Б, послуживший прототипом для полноценных вездеходов, создаваемых чуть позже. Про него известно немного — поворотный механизм работал за счет передней тележки и четырех колес. Была плавающая разновидность, называлась ГАЗ-62П — там был привод на винт и плавающий корпус, но ни первый, ни второй проект так и не получили полноценного развития (хотя наработки, несомненно, использовались в других проектах ГАЗ).

ГАЗ-62Б образца 1952 года

Вторую версию ГАЗ-62 показывали в 1958 году на ВДНХ, на тематической выставке по перспективным советским разработкам. Но в силу конструкционных сложностей проектировки в серию этот грузовик 4х4 так и не вошел. Хотя его прототип в виде уже упомянутой модели Dodge W-52 продолжали делать практически до начала 90хх годов.

Вторая версия данного грузовика уже была создана на базе американского «Доджа 51», который также называли «три четверти». Почему? Все просто: грузоподъемность американца составляла всего 750 килограммов. Это три четверти от тонны.

Создание советского грузовика на базе автомобиля «Додж» объяснялось несколькими причинами. Во-первых, эта машина была предельно простой, что всегда актуально для армейского грузовика. Во-вторых, модель обладала отличной развесовкой и колесами большого диаметра. Это положительно сказывалось на проходимости.

Разработка второго поколения ГАЗ 62 началась сразу же после окончания Великой Отечественной войны. В 1952 году появился первый образец в экспериментальном цехе Горьковского автозавода. Машина обладала весьма компактными как для грузовика размерами. Длина составляет 5 метров, ширина – 2,1, высота – 1,8 метра. В качестве силового агрегата использовался все тот же бензиновый шестицилиндровый мотор на 76 лошадей. Максимальная скорость машины составляет 85 километров в час.

Армейский многоцелевой джип ГАЗ-62, история создания, основные характеристики и особенности конструкции.

Толчком к созданию нового ГАЗ-62, скорее всего, послужило желание дать Советской Армии некое отечественное подобие американских ленд-лизовских автомобилей «Додж» (Dodge) серии WC51/52. Не имевших в военное время аналогов в мире и хорошо зарекомендовавших себя в РККА. В стилистическом плане первая послевоенная капотная серия ГАЗ-62 унаследовала чуть увеличенные очертания легкой машины ГАЗ-69.

Вторая бескапотная серия ГАЗ-62 конца 1950-х годов с новой кабиной над двигателем, оказавшаяся наиболее удачной, имела более достойное продолжение в облике известного советского военного грузовика ГАЗ-66.

Читать еще:  Автомат А-91 и 5,56А-91 (Автоматно гранатометный комплекс А 91)

Первая серия армейского многоцелевого джипа ГАЗ-62 (1952-1955 гг.).

В начале октября 1952 года Горьковский завод собрал первый опытный образец принципиально нового авиатранспортабельного грузопассажирского автомобиля ГАЗ-62 капотной компоновки. С полезной нагрузкой 1,0 т и колесной базой 2850 мм. Впервые он претендовал на роль советского джипа среднего класса и внешне напоминал увеличенный в габаритах вездеход ГАЗ-69, а также типовые американские машины военного времени.

Открытый автомобиль с общим тентом предназначался для:

— Перевозки 11 человек личного состава, включая водителя.
— Буксировки противотанковых пушек.
— Монтажа надстроек.

Его разрабатывали параллельно с другой военной техникой, и потому по агрегатам ГАЗ-62 первой серии был унифицирован одновременно с:

— Серийными грузовиками ГАЗ-63 и ГАЗ-51.
— Опытным вариантом ГАЗ-56.
— Бронемашинами БТР-40.
— Гусеничным тягачом ГАЗ-47.

ГАЗ-62 первой серии снабжался серийным 6-цилиндровым двигателем мощностью 76 л.с. с радиатором увеличенной емкости (от ГАЗ-47). Трансмиссия и ходовая часть практически не претерпели существенных изменений по сравнению с ГАЗ-63. Новыми конструктивными элементами были только двухступенчатая раздаточная коробка с механизмом отключения переднего моста и резиновые подушки задних рессор переменной жесткости, позволявшие повысить мягкость и плавность хода.

Автомобиль ГАЗ-62А первой серии с лебедкой и герметизированными тормозами. 1954 год.

Двухместная кабина комплектовалась отопителем и обдувом лобового стекла. Цельнометаллический кузов был оборудован задними продольными скамейками на 9 человек. Двумя боковыми полудверями и фарой-искателем. А запасное колесо крепилось вертикально снаружи в нише левой боковины. По образцу немецких «кюбельвагенов» средней категории.

Вместимость двух топливных баков составляла 100 литров. На первых образцах монтировали колеса с разъемными дисками и шинами размером 9,00–16. А со второго экземпляра устанавливались новые отечественные широкопрофильные шины 10,00–16. В ходе работ над проектом ГАЗ-62 было изготовлено четыре прототипа. На которых попеременно монтировали разные типы колес, обычные или герметизированные барабанные тормоза, а также кулачковые дифференциалы повышенного трения.

— Габаритные размеры ГАЗ-62 без лебедки – 4725х2000х2165 мм.
— Высота без тента – 1800 мм.

Вариант ГАЗ-62А комплектовался передней лебедкой. Их снаряженная масса составляла 2360 и 2695 кг соответственно. Полная – 3450 кг. Машины могли буксировать однотонный прицеп. Развивали максимальную скорость 85 км/ч. Преодолевали 33-градусный подъем и имели средний расход топлива 25 литров на 100 км.

Их испытания и доработки продолжались до 1955 года, но свободных производственных мощностей на Горьковском и Ульяновском автозаводах для них не оказалось. Так Советский Союз на долгие годы лишился достаточно совершенной армейской многоцелевой машины среднего класса, которую подменяли грузовичками УАЗ.

Читать еще:  МР-156 – ВСЁ ИДЁТ ПО ПЛАНУ

Вторая серия армейского многоцелевого джипа ГАЗ-62 (1958-1962 гг.).

В 1958 году были представлены первые два образца нового авиатранспортабельного бескапотного автомобиля ГАЗ-62 второго поколения. Грузоподъемностью 1,1 т с укороченной до 2700 мм колесной базой. Их разрабатывали с середины 1957 года одновременно с проектированием более тяжелого грузовика ГАЗ-66. Его легкий вариант ГАЗ-62 второй серии представлял собой совершенно новую конструкцию с кабиной над двигателем и рядом перспективных агрегатов.

В отличие от машин ГАЗ-62 начала 1950-х годов их идейными прототипами считаются немецкие универсальные высокомобильные автомобили-тягачи «Унимог» (Unimog). Разработанные во второй половине 1940-х годов.

Автомобиль ГАЗ-62А второй серии с лебедкой и открытой кабиной над двигателем. 1958 год.

На большинстве собранных машин ГАЗ-62 применялись обычные 70-сильные двигатели от ГАЗ-51. Но славу им принес верхнеклапанный бензиновый двигатель ГАЗ-52Ф (3,48 л, 80 л.с.) повышенной экономичности с оригинальной системой форкамернофакельного зажигания. Работавший с модернизированной трансмиссией и впервые в мире установленный на военных машинах.

К другим важным конструктивным новинкам относились:

— Главные гипоидные передачи.
— Самоблокирующиеся межколесные дифференциалы повышенного трения.
— Подвески с прогрессивными рессорами и телескопическими гидроамортизаторами.

Колеса оснащались шинами размером 11,00–16 с распорными кольцами. Позволявшими работать при пониженном внутреннем давлении воздуха. Важнейшей новинкой считалась открытая 2-местная кабина с тентом, откидным лобовым стеклом и съемными верхними остекленными частями дверей, которая с помощью двух пружин опрокидывалась вперед для осмотра и обслуживания силового агрегата.

На цельнометаллической грузовой платформе со съемным тентом и откидными продольными скамьями размещалось 10 солдат. Вместимость одного бокового топливного бака составляла 105 литров.

— Габаритные размеры бескапотного ГАЗ-62 – 4870x2100x2325 мм.
— Снаряженная масса – 2570 кг.

Вариант ГАЗ-62А комплектовался передней лебедкой. Обе машины могли буксировать прицепы или пушки массой до 1,2 т и на шоссе развивали скорость 80 км/ч. Они преодолевали подъемы крутизной до 32° и брод глубиной 0,8 метра. Расход топлива с «факельным» мотором составлял всего 16 литров на 100 км. Запас хода – до 650 км. Бескапотный ГАЗ-62 был принят к производству, но до 1962 года их собрали всего лишь 69 экземпляров.

Все наработки по этим машинам были использованы в процессе создания легендарного армейского грузовика ГАЗ-66, открывшего новую эпоху в развитии военной автотехники Горьковского автозавода.

По материалам книги «Автомобили Советской Армии 1946-1991».
Евгений Кочнев

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector