0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зрк «тор-м2у»: устройство и ттх

ЗРК «Тор-М2У»: устройство и ТТХ

Анализ хода вооруженных конфликтов последних десятилетий наглядно показывает возрастающую роль авиации в ходе боевых действий. В некоторых случаях именно применение военно-воздушных сил сыграло решающую роль и определило исход противостояния. Этому способствует стремительное развитие высокоточного оружия, применение беспилотных летательных аппаратов, новые системы прицеливания и навигации. Сегодня можно уверенно заявить: авиация – это наиболее опасный противник сухопутных сил.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что наиболее передовые в технологическом отношении государства активно разрабатывают перспективные системы ПВО. Начиная от тактических комплексов малой дальности, непосредственно прикрывающих войсковые соединения, до стратегических моделей, способных уничтожать воздушные цели на удалении в сотни километров.

Советские системы ПВО считались одними из лучших в мире, и российский военно-промышленный комплекс поддерживает эти славные традиции и сегодня. Недавно был представлен Тор-М2У – последняя модификация знаменитого зенитно-ракетного комплекса, разработка которого началась еще 70-х годах минувшего века.

История создания ЗРК «Тор-М2У»

Создание тактического ЗРК начались в 1975 году после выхода соответствующего постановления Совмина СССР. Разработка велась в Научно-исследовательском электромеханическом институте. Именно здесь создавались такие знаменитые комплексы, как ЗРК «Оса», «Круг». В 1976 году на свет появился эскизный проект нового зенитного комплекса. Параллельно шли работы над созданием модификации для военно-морского флота (ЗРК «Кинжал»). В 1986 году комплекс был принят на вооружение, началось его серийное производство. Он получил название «Тор».

Зенитно-ракетный комплекс «Тор» разработан для защиты от ударов с воздуха военных, экономических и других объектов на тактическом уровне. ЗРК может эффективно бороться против различных видов ракет (в том числе крылатых и противорадиолокационных), беспилотных летательных аппаратов, авиационных бомб, самолетов и вертолетов противника.

Почти сразу после принятия комплекса на вооружение началась его модернизация. Уже в 1989 году стартовали испытания машины, получившей индекс «Тор-М1». В 1991 году ее приняли на вооружение.

От базовой модели она отличалась наличием второго целевого канала и более эффективной боевой частью ракеты. Ракеты разместили в специальных алюминиевых транспортно-пусковых контейнерах. На машину была установлена новая бортовая вычислительная система, станция обнаружения «Тор-М1»стала более эффективной и более защищенной от помех. Экипаж комплекса «Тор-М1» сократили до трех человек.

Были созданы колесная, гусеничная, буксируемая и стационарная модификации комплекса «Тор-М1». Самой совершенной является модификация «Тор-М1-2У», поступившая в войска в 2012 году.

Одновременно шли работы над еще более совершенным комплексом – «Тор-2М», машиной нового поколения, особо эффективной при отражении массированных воздушных атак в условиях радиоэлектронного противодействия. В 2012 году на вооружение был принят «Тор-М2У», по некоторым своим характеристикам аналогов в мире он не имеет.

В 2020 году на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» начали серийно выпускать два новых комплекса — ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э(К)» для поставок на экспорт. Разница между ними невелика: «Тор-М2Э(К)» имеет колесное шасси, а «Тор-М2У» — гусеничное.

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» участвовал в параде на Красной площади, а в 2017 году его уже начали осваивать в частях ПВО. Планируется, что «Тор-М2У» полностью заменят давно устаревшие ЗРК «Оса». Правда, сроки этой замены неизвестны.

Сейчас ведутся работы над модульным вариантом комплекса («Тор-М2КМ»). По своим характеристикам он не будет уступать другим модификациям, но при этом его можно будет установить на любую гусеничную или колесную машину.

Устройство ЗРК «Тор-М2У»

«Тор-М2У» — тактический ЗРК нового поколения, предназначенный для защиты воинских частей, а также объектов промышленности и инфраструктуры от ударов с воздуха. Он эффективен против высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет, современных самолетов и вертолетов.

«Тор-М2У» может обнаруживать одновременно более 40 целей, определять самые опасные из них, одновременно вести огонь по четырем из них. Его можно использовать для борьбы с массированными атаками современных средств воздушного нападения. Технические характеристики зенитных ракет комплекса позволяют эффективно бороться против малоразмерных и высокоманевренных целей. «Тор-М2У» может успешно работать в составе системы ПВО, но может применяться и автономно.

На каждой машине установлена станция обнаружения целей (СОЦ), станция наведения и сопровождения ракет и целей, система навигации и привязки к местности, автономная система для электрического питания и восемь зенитных ракет в двух пусковых контейнерах.

Станция обнаружения целей, установленная на комплексе «Тор-М2У», работает в сантиметровом диапазоне волн, оснащена системой распознавания «свой — чужой», обеспечивает работу комплекса во время движения. Система имеет высокую степень защищенности от помех, может обнаруживать более 40 целей на расстоянии до 32 километров. Из них выделяются десять наиболее опасных, которые выдаются на монитор командиру машины. То есть, машина сама подсказывает экипажу очередность обстрела воздушных целей. Основным отличием «Тор-М2» от «Тор-М1» является модернизация станции обнаружения целей. Модернизированная станция может обнаруживать цели с малой площадью рассеивания (ЭПР), то есть, летательные аппараты, созданные с использованием технологии «стелс». Кроме того, СОЦ на «Тор-М2» имеет более высокий уровень помехозащищенности, чем на своем предшественнике.

РЛС сопровождения ракет и целей может сопровождать сразу четыре воздушных объекта и наводить на них шесть зенитных ракет. В конструкции этой РЛС использована пассивная фазированная антенная решетка с высокой степенью защиты от радиоэлектронных помех. Она также работает в сантиметровом волновом диапазоне. В комплекс сопровождения целей также входят оптоэлектронные средства сопровождения воздушных объектов. Обычно их применяют при слишком высоком уровне помех.

Каждый комплекс оборудован системами навигации и привязки к местности, а также специальной системой связи.

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» вооружен 8 зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 9М331, разработанными в МКБ «Факел». Ракеты этого конструкторского бюро стоят на всех машинах семейства «Тор».

9М331 представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету, созданную по аэродинамической схеме «утка». После старта ракета выбрасывается из контейнера специальной катапультой со скоростью 25 м/с, на высоте двадцати метров включаются маршевые двигатели, которые могут разогнать ракету до скорости 700-800 м/с на дистанции в полтора километра. Наведение ракеты на цель начинается на дистанции 250 метров. Боевая часть ракеты – осколочно-фугасного типа.

Ракета оборудована складными крыльями, которые раскладываются сразу после старта. На ней установлен активный радиовзрыватель, 9М331 может самоликвидироваться автоматически или по сигналу оператора.

Восемь ракет находятся в двух транспортно-пусковых контейнерах 9Я281. Антенные комплексы и пусковые устройства образовывают единый комплекс, который вращается на 360 градусов. Каждая ракета оборудована катапультой, старт – вертикальный. После старта происходит отклонение ракеты в необходимую сторону и под нужным углом. Достигается это с помощью специального газогенератора, сопла которого находятся у основания аэродинамических рулей. Величина отклонения заносится оператором в автопилот ракеты.

В состав комплекса входит несколько обслуживающих машин. Заряжающая машина на базе автомобиля «Урал-4320» имеет один боекомплект (восемь ракет), оснащена погрузочными устройствами (краном со специальным манипулятором). С его помощью извлекаются пустые пусковые контейнеры и устанавливаются новые. Процесс перезарядки занимает восемнадцать минут.

Есть и другие типы заряжающих машин. Также существуют машины технического обслуживания четырех и шестнадцати ЗРК «Тор-М2У».

«Универсальный боец» ЗРК «Тор-М2У»

В конце августа по инициативе Министерства обороны Российской Федерации в одном из испытательных центров ВМФ прошли испытания зенитного ракетного комплекса малой дальности «Тор-М2У» на морском побережье. Суть испытаний состояла в подтверждении возможностей боевой машины 9А331МУ по обнаружению, сопровождению и обстрелу низколетящих целей над водной поверхностью.

Читать еще:  Политическое противостояние россии и сша в сирии перерастает в военную фазу?

Нужно отметить, что проведенным стрельбам предшествовала большая подготовительная работа. Отрабатывалось обнаружение целей различного типа: самолеты, вертолеты, имитаторы высокоточного оружия. Работы проводились на различных высотах полета целей и курсовых параметрах, на встречных и догонных курсах.

Во время испытаний значительный период времени был уделен работе с малоразмерными и летящими на предельно низких высотах над морской поверхностью воздушными целями, наиболее сложными как в обнаружении, так и в сопровождении и уничтожении. Причем ряд залетов целей был осуществлен с выполнением различных маневров, такими как «кабрирование» и «змейка» для самолетов и «зависание» – для вертолетов; для высокоточного оружия применялся определенный элемент пикирования.

Апогеем проведенных тренировок стали боевые стрельбы. Несмотря на сложность создания реальной мишенной обстановки, ЗРК «Тор-М2У» были проведены боевые пуски как по ряду одиночных целей, так и по групповым мишеням, в различное время суток, на разных высотах и курсовых направлениях. Задачи пусков были выполнены в полном объеме, все цели уничтожены.

Каждый этап боевой работы фиксировался как офицерами испытательного центра, так и специалистами предприятий, при этом использовались внешние системы и устройства фото и видеофиксации, а также аппаратура внутристанционных измерений боевой машины. Полученные результаты будут подвергнуты тщательному анализу, что в последующем при необходимости позволит провести ряд конструктивных улучшений, направленных на повышение качества, надежности и боевых возможностей комплекса.

Подразделение «Торов» может создать для всех типов летательных аппаратов непреодолимую «стену» длиной в несколько сот километров.

Как известно, зенитные ракетные комплексы семейства «Тор» являются средствами войскового ПВО сухопутных войск и предназначены в первую очередь для прикрытия частей и подразделений во всех видах современного боя, на марше, а также важных государственных и военных объектов и мест дисклокации воинских подразделений.

Проведенные стрельбы в очередной раз подтвердили тот факт, что зенитный ракетный комплекс малой дальности семейства «Тор» одинаково эффективно может работать как на внутриконтинентальных театрах военных действий, так и на морских побережьях. Результат работы в любом случае стопроцентный.

Важно отметить, что к испытаниям привлекалась боевая машина 9А331МУ, серийно изготовленная в текущем календарном году в рамках исполнения государственного оборонного заказа и планируемая к поставке в Вооруженные силы Российской Федерации в ближайшие месяцы.

Напомним, что в сентябре текущего года подразделения противовоздушной обороны Восточного военного округа (ВВО) на Курильских островах заступили на боевое дежурство. До этого личный состав частей в течение полугода нес опытно-боевое дежурство по охране воздушных рубежей России, в ходе которого военные отработали развертывание системы ПВО в островной зоне, взаимодействие с пунктами управления и подразделениями радиотехнических войск в зоне ответственности и смену стартовых позиций в зависимости от обстановки.

«Торы» заступили на боевое дежурство на смену устаревшим комплексам «Стрела». Проведенные на морском побережье испытания подтвердили, что размещенные на Курильских островах зенитные ракетные комплексы «Тор-М2У» в полной мере соответствуют заявленным тактико-техническим характеристикам и способны обеспечить защиту государственных границ России от любых средств воздушного нападения.

Отметим, что Курильская гряда – очень сложная местность с точки зрения климатических условий и рельефа, удаленности и сложности эксплуатации. Несмотря на это, сам факт принятия решения Министерством обороны Российской Федерации о начале несения ЗРК «Тор-М2У» боевого дежурства в таких сложных условиях говорит о высоком доверии к комплексу в вопросах качества и надежности поставленной техники и об удовлетворенности теми тактико-техническими характеристиками, которые постоянно подтверждаются комплексом.

Ракетные стрельбы зенитный ракетный комплекс «Тор-М2У» прошел успешно.

Именно эксплуатация зенитного ракетного комплекса в различных условиях стала одним из решающих факторов при проведении его испытания по обстрелу воздушных целей на ходу. В начале осени на полигоне «Капустин Яр» «Тор» стал первым среди ЗРК своего класса, осуществившим стрельбу в движении. Успешный опыт позволил получить исходные данные для уточненного проектирования этого режима. Теперь на их основании появляется возможность формировать общие программы, которые позволят движение в различных ситуациях работы комплекса. Испытания проводились применительно к гусеничным машинам. Что касается других модификаций, то они будут рассматриваться отдельно.

Сложность данного режима работы заключается в том, что для стрельбы в движении надо сформировать искусственную горизонтальную плоскость для отсчета всех координат. Это, в свою очередь, требует создания довольно сложных программ и соответственно сложных датчиков, которые передают данные о состоянии самохода при движении. Несмотря на все сложности, преимущества, которые получает «Тор» благодаря возможности поражать цели прямо на марше, очевидны.

Использование ЗРК в Сухопутных войсках по прямому назначению состоит в сопровождении и обеспечении защиты войсковых соединений, поэтому командный расчет БМ имеет возможность оперативно отслеживать и обеспечивать оборону войск. С другой стороны, при движении резко возрастает неуязвимость самого «Тора», поскольку наводящиеся по координатам ракеты противника, предназначенные для уничтожения средств ПВО, получают определенные трудности в слежении за комплексом при его движении.

ЗРК семейства «Тор» эксплуатируются не только в восточном регионе нашей страны, они длительное время и с большим успехом состоят на вооружении ряда войсковых частей, дислоцированных как в западном, южном, так и центральном регионах России. Боевые машины работают в условиях воздействия низких температур, жары, значительной запыленности и высокой влажности. Накопленный за годы производства и эксплуатации опыт позволил создать «универсального бойца», способного не просто выживать в любых условиях, но и в полной мере выполнять свою боевую задачу, нанося противнику максимальный урон, действуя в открытом бою или из засады.

Особенности, способные сыграть злую шутку с ЗРК «Тор-М2» в бою. От хвалебных од СМИ к реальности

Одним из наиболее нашумевших событий в реализации государственного оборонного заказа на 2018—2020 годы является предстоящая передача 1-й дивизии ПВО Северного флота ВМФ России бригадного комплекта передовых самоходных зенитно-ракетных комплексов малой дальности «Тор-М2ДТ» в арктическом исполнении (индекс ГРАУ 9К331МДТ), в то время как первый дивизионный комплект в количестве 12 боевых машин 9К331МДТ будет получен зенитно-ракетными полками 45-й армии ВВС и ПВО (находится в составе СФ) от предприятия-изготовителя (ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол») уже в течение предстоящей недели.

Важность данного события, которое пройдёт на территории 726-го учебного центра войсковой ПВО в г. Ейске и ознаменует начало масштабного обновления противовоздушной и противоракетной компонент СФ, достаточно трудно преувеличить. Ведь перед нами не обычные «Тор-М1В» и «Тор-М2У», предназначенные для прикрытия подразделений сухопутных войск, стратегически важных промышленных объектов и «мёртвых зон» ЗРК С-300/400 на европейском ТВД, а уникальные инструменты ПВО-ПРО для набирающей обороты «арктической гонки», способные оперировать в суровых метеорологических и гидрологических условиях заполярной зоны, где техника и экипажи могут столкнуться не только с критически низкими температурами и снежной целиной, но и с недостаточной для марш-броска толщиной ледяного покрова.

Именно здесь и будут продемонстрированы уникальные ходовые качества двухзвенного снегоболотохода на гусеничном ходу ДТ-30МП «Витязь», который используется в качестве шасси не только автономным боевым модулем (АБМ) типа 9А331МК-1 комплекса «Тор-М2ДТ», но и боевым модулем арктического варианта зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Панцирь-СА». Более того, в соответствии с заявлением начальника Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны России Николая Паршина, сделанным ещё 23 ноября 2017 года, на шасси ДТ-30МП планируется разместить ещё и 120-мм самоходное артиллерийское орудие «Магнолия». Очевидно, речь идёт об установке на снегоболотоход ДТ-30МП башни от самоходного артиллерийского орудия 2С34 «Хоста», включая 120-мм нарезную полуавтоматическую пушку-гаубицу-миномёт 2А80-1.

Главным преимуществом размещения всей вышеуказанной техники на шасси снегоболотоходов ДТ-30МП является 2-2,5-кратное снижение удельного давления на грунт. Так, если у ЗРСК «Тор-М1» данный показатель составляет порядка 0,8 кг/кв. см, то у боевой единицы на базе «Витязя» он будет варьироваться в пределах от 0,29 до 0,4 кг. кв. м и более (в зависимости от массы размещаемого боевого модуля ЗРК и количества боекомплекта). Как видите, инструментов для ведения полноценного арктического противостояния с США, Канадой, Норвегией и Данией у Генштаба ВС России более чем достаточно, а значит, у нас в рукаве имеются все козыри для процесса оспаривания принадлежности хребта Ломоносова и поднятия Менделеева, большая часть которых относится к российскому шельфу, что было окончательно подтверждено специалистами экспедиции «Арктика-2007».

Читать еще:  Итальянская премьера. Ружье Beretta 694

Но вернёмся к обзору боевых возможностей ЗРСК семейства «Тор-М2», включая арктическую версию 9К331МДТ. В опубликованной военно-новостным агентством «Интерфакс-АВН» новости о передаче «Тор-М2ДТ» Северному флоту можно наткнуться на весьма забавную строчку, речь в которой идёт о способности комплекса реализовать перехват одновременно 4 средств воздушного нападения противника, «атакующих с различных направлений». Точно неизвестно, является ли автором данного суждения представитель СМИ, не имеющий ни малейшего представления об архитектуре системы наведения «Торов» или представитель оборонного ведомства, пытавшийся выдать желаемое за действительное, но одно можно утверждать точно: ни о какой компетентности здесь и речи быть не может.

Известно, что арктические «Тор-М2ДТ», равно как и стандартные самоходные «Тор-М2У», а также модульные «Тор-М2КМ», обладают обновлённым и в 2 раза расширенным боекомплектом, представленным 16 более компактными зенитными управляемыми ракетами малой дальности 9М338 (РЗВ-МД). Для их интеграции в боевое отделение «Тор-М2У/ДТ» специалистам «Алмаз-Антея» пришлось разработать принципиально новый зенитно-ракетный модуль, который заменил прежний 9М334Д. В новом модуле вместо перпендикулярно ориентированных продольной оси башни двух счетверённых транспортно-пусковых контейнеров типа 9Я281 установлены 2 параллельно ориентированных свосьмерённых ТПК для 16 240-мм вертикальных пусковых «тубусов» для ЗУР 9М338. Несмотря на улучшенные скоростные параметры (до 3600 км/ч) и дальность действия (до 16 км), что обеспечило более уверенное поражение высокоскоростных целей на догонных курсах, данные зенитные управляемые ракеты, во-первых, не были оснащены газоструйной системой отклонения вектора тяги для кардинального увеличения маневренности, во-вторых, сохранили радиокомандную систему наведения.

Новый вариант зенитно-ракетного модуля на 16 транспортно-пусковых контейнеров для ЗУР 9М338 (РЗВ-МД)

Именно радиокомандная система наведения, требующая постоянного участия радара наведения в вычислении траектории полёта 9М338 и цели, вплоть до поражения последней, ни под каким соусом не позволяет одному ЗРСК семейства «Тор-М2» обеспечить всеракурсное отражение массированного ракетного удара при подлёте СВН одновременно с нескольких воздушных направлений. Вывод: продвигаемые в некоторых российских СМИ ура-патриотические строчки о характеристиках «Торов-М2» не имеют ничего общего с реальными возможностями этих комплексов в боевых условиях. Для реализации всеракурсной противовоздушной / противоракетной обороны ЗУР 9М338 должны быть оснащены активными радиолокационными головками самонаведения либо инфракрасными ГСН, которые на заключительном этапе перхвата способны действовать без непрерывного целеуказания либо подсвета со стороны многофункционального радара ЗРК. Подобная методика применяется сегодня в таких зенитно-ракетных комплексах, как британский «Land Ceptor» с зенитными ракетами CAMM/-ER (оснащены АРГСН), французский VL MICA c ЗУР MICA-EM/IR (оснащены как активными радиолокационными так и инфракрасными ГСН), а также израильский SPYDER-MR, использующий адаптированные для наземного пуска ракеты класса «воздух-воздух» «Питон-5» и «Дерби».

Не менее серьёзным недостатком постоянной «привязки» ЗУР 9М338 к радиолокатору наведения самоходного ЗРК «Тор-М2У/ДТ/КМ» можно считать потерю возможности перехвата цели, которая заходит в «мёртвую воронку» над комплексом (конусообразный сектор воздушного пространства, который не просматривается РЛС наведения из ограничения работы в угломестной плоскости). В связи с конструктивными особенностями размещения РЛ-средств на боевой машине все модификации «Торов» столкнулись с «детской болезнью», заключающейся в невозможности обнаружения, сопровождения и обстрела целей, пикирующих на ЗРСК под углом 65 градусов и более.

Следовательно, угрозу для них могут представлять как различные типы оперативно-тактических баллистических ракет, так и такие передовые виды высокоточного оружия, как 227-мм снаряд GLSDB, оснащённый планирующей управляемой авиабомбой GBU-39B. Но если проблему с невозможностью всеракурсного отражения воздушных угроз можно легко решить посредством обеспечения групповой работы «Тор-М2У/ДТ» в составе батареи (когда за каждой боевой машиной закреплён 90-градусный сектор воздушного пространства, простреливаемый одновременно 4 ЗУР РЗВ-МД), то решить вопрос с перехватом атакующих сверху элементов высокоточного оружия можно лишь путём разработки для «Торов» зенитных ракет с тепловыми или активными радиолокационными ГСН. Некоторые могут указать на факт интеграции «Торов» в эшелонированную сетецентрическую ПВО-ПРО вместе с ЗРК С-300ПМ1 и С-400 «Триумф», но и эти комплексы (ввиду наблюдающего отсутствия ЗУР 9М96ДМ) имеют всё ту же «мёртвую воронку», которой у французского ЗРК SAMP-T не наблюдается, а поэтому вопрос остаётся открытым.

«ТОР» М1, М2, М2У и М3 – модернизация советского ракетно-зенитного комплекса

В феврале 1975 года Совет Министров издал постановление, в котором говорилось о разработке первого самоходного зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) в СССР, под названием 9К330«Тор». За годы, прошедшие после создания первых моделей ЗРК «Тор», данное семейство пополнилось различными модернизированными образцами автономных ракетных комплексов. Все они предназначены для защиты стратегически важных объектов и для сопровождения и защиты передвигающихся войск. Кроме сухопутных комплексов, был разработан ЗРК «Кинжал», предназначение которого заключалось в защите военных кораблей.

История создания 9К330 «Тор»

После принятия постановления Совмина, оборонная промышленность СССР срочно приступила к работам по созданию ЗРК. За разработку мобильного зенитно-ракетного комплекса «Тор» отвечал НИЭМИ Минрадиопрома. Ответственными за различные части комплекса были назначены следующие советские конструкторы и предприятия:

  • Главным конструктором, отвечающим за разработку комплекса, был назначен В.П. Ефремов;
  • За разработку боевой машины отвечал И.М. Дризе (Ижевский электромеханический завод);
  • Разработку ракеты поручили МКБ «Факел».

Кроме этого, в процессе разработки ЗРК «Тор» участвовало множество советских оборонных и радиоэлектронных предприятий.

Так как новые глобальные войны планировались совершенно другого плана, чем предыдущие, нужен был новый зенитно-ракетный комплекс, который бы отвечал характеру предполагаемых военных конфликтов. Новое советское ПВО должно было не только выполнять традиционные задачи по борьбе с вражескими самолётами и вертолётами. Список целей, с которыми должен был бороться ЗРК «Тор» выглядел следующим образом:

  • Самолёты и вертолёты;
  • Крылатые ракеты;
  • Различные управляемые бомбы и прочее вооружение, которое могло быть у предполагаемого противника.

Для того, чтобы характеристики нового ЗРК отвечали всем предъявленным требованиям, нужно было разработать совершенно новую радиоэлектронную систему, способную отслеживать широкую линейку вражеских объектов. Так как мобильный комплекс «Тор» должен был сопровождать боевые части армии (главным образом танковые и БМП взводы), его было решено устанавливать на гусеничное шасси. Данная мера была необходима ещё и из-за большого веса ЗРК. В связи с использованием гусеничного шасси, от идеи сделать комплекс плавающим пришлось отказаться.

Первый ЗРК 9К330 «Тор» появился только в 1983 году. В этом же году боевая машина была отправлена на испытательный полигон. В результате испытаний, которые длились около года, тактико-технические характеристики «Тора» оказались не совершенными, и боевая машина была отправлена на доработку. На доработки ушло около 3-х лет, и только в 1986 году зенитно-ракетный комплекс 9К330 «Тор» был принят на вооружение.

Хотя серийным выпуском «Торов» занимались на Ижевском электромеханическом заводе, узлы для новой техники поставлялись несколькими предприятиями:

  • Минский тракторный завод (МТЗ) поставлял гусеничные шасси или платформу;
  • Кировский машиностроительный завод занимался производством управляемых ракет;
  • Множество более мелких узлов изготавливались различными оборонными и радиоэлектронными предприятиями.

Все комплексы «Тор» были направлены в зенитные полки. В каждом полку имелись 4 батареи, каждая из которых имела по 4 машины 9К330 «Тор». В первые годы после принятия ЗРК на вооружение, «Торы» использовались вместе с пунктами управления ПУ-12М. Все комплексы «Тор» должны были защищать стратегические объекты и войска на марше, хотя ЗРК «Тор» могли управляться и с командного пункта полка.

Читать еще:  Вертолет ми-8: обзор технических характеристик ттх и истории создания

ТТХ зенитно-ракетного комплекса «Тор»

Базой для размещения всех агрегатов ЗРК 9К330 «Тор» является боевая машина 9А330, которая производилась на шасси ГМ-355, производства Минского тракторного завода. На шасси размещалось специальное оборудование, а также поворотное пусковое устройство, на котором кроме пусковой установки для управляемых ракет размещались специальные антенны и локаторы. Масса боевой машины 9А330 составляла 32 тонны, так как вес оборудования был значительным.

Благодаря мощнейшему 840-сильному дизелю, боевая машина могла поддерживать высокий темп движения и не отставать от танков и БМП. Запас хода «Тора» достигал 500 км, а максимальная скорость по трассе – 65 километров.

Также боевая машина несла на себе:

  • Станцию обнаружения целей;
  • Станцию наведения;
  • Пусковую установку, снабжённую 8-ю ячейками для ракет;
  • ЭВМ, главной задачей которой являлась обработка информации;
  • Система навигации;
  • Система жизнеобеспечения;
  • Электрогенератор и другие полезные мелочи.

Станция обнаружения целей работала в режиме кругового обзора, которая поочерёдно просматривала различные секторы. Программа бортовой ЭВМ устанавливала, какие секторы просматривать и в какой очерёдности.

Передняя часть башни «Тора» имела фазированную антенную решётку, которая должна была сопровождать обнаруженную цель и наводить ракеты на неё. Датчик команд для ракет, который имелся в данной системе, позволял произвести запуск 1-ой или 2-х ракет с последующим наведением их на цель.

Хотя станция наведения могла определять координаты предполагаемой цели с погрешностью до 1 метра и автоматически сопровождать цель, которая была на расстоянии до 23 км, она могла эффективно работать только по одной цели. В случае необходимости, по одной и той же цели можно было выпустить сразу две ракеты, главное чтобы интервал между запуском ракет составлял не менее 4-х секунд.

Реакция мобильного комплекса на цель составляла 8,7 секунды, если система находилась в неподвижном состоянии, и 10,7 — при сопровождении войск. Переход мобильного комплекса из походного положения в боевое состояние происходил за 3 минуты. Чтобы загрузить комплекс новыми ракетами взамен израсходованных, нужно было затратить около 18 минут, причём загрузка управляемых ракет происходила с помощью специальной заряжающей машины — 9Т231.

Ракеты, используемые ЗРК 9К330 «Тор»

Ракеты, которыми оснащались ЗКР «Тор», назывались 9М330. Данные ракеты, имея вес в 165 кг и длину в 2,9 м, несли осколочно-фугасный заряд весом 14,8 кг. Они запускались прямо из пусковой установки, без использования транспортно-пусковых контейнеров.

Запуск ракеты проводился за счёт порохового заряда. Полёт ракеты проходил по следующей схеме:

  • После взрыва порохового заряда при запуске, ракета набирала начальную скорость около 25 метров в секунду;
  • Вертикально стартовавшая ракета заворачивалась в сторону цели, запуская свой двигатель. Так как двигатель включается лишь тогда, когда ракета повёрнута в направлении цели, вся его энергия уходит на разгон ракеты по прямой траектории до цели.

Так как ракета летит, выполняя лишь незначительное маневрирование, дальность полёта ракеты удалось увеличить до 12 км. Максимальная высота поражения цели составляла 6 км. Минимальная высота летящей цели должна была быть не менее 10 метров. Все цели, скорость которых была в пределах 300м/с, могли быть уничтожены именно на таком расстоянии. Более скоростные цели, которые летели на скорости до 700 М/с, уничтожались на расстоянии 5 км дальности и 4 км высоте.

Обнаруженная цель уничтожалась с помощью активного радиовзрывателя, причём вероятность поражения одной ракетой различных целей составляла:

  • От 0,3 до 0,77 была вероятность поражения самолётов (где под единицей понимается 100 процентов);
  • От 0,5 до 0,88 составляла вероятность поражения различных типов вертолётов;
  • Дистанционные летательные аппараты поражались с вероятностью от 0,85 до 0,955.

Само поражение происходило за счёт многочисленных осколков, которые находились в боевой части ракеты.

Появление модернизированной системы «Тор» — ЗРК «Тор-М1»

В тот же год, когда зенитно-ракетный комплекс 9К330 был принят на вооружение армии СССР, началась разработка более совершенного образца, который должен был стать глубокой модернизацией «Тора» первой модели. Новинка, которую назвали 9К331 «Тор-М1», должна была превосходить все ТТХ своего предшественника, за счёт применения новейших разработок и использования новых систем и узлов. Разработкой модели занимались те же организации, которые сделали первую модель «Тора».

Основные изменения новой модели «Тора» заключаются в следующем:

  • Была обновлена боевая машина, которая получила обозначение 9А331. Данная машина получила новые системы, а старые были заменены на более современные. ЭВМ тоже была заменена на более мощный компьютер, который отличался более высокой скоростью принятия решений, имел 2 канала и защиту от ложных целей;
  • Станция обнаружения целей также подверглась глубокой модернизации. Она получила 3-х канальную систему обработки сигналов. Если брать систему в целом, то она стала более защищённой от помех, чем станция модели 9К330;
  • Станция наведения была также глубоко модернизирована. Её «научили» определять новые типы зондирующего сигнала. В результате модернизации, станция наведения смогла обнаруживать зависающие вертолёты. К визиру добавили автомат, который сопровождал цели;
  • Одним из главных пунктов модернизации новой системы стал новый ракетный модуль, состоящий из контейнера с четырьмя ячейками ракет. Вес данного модуля составлял 936 кг, и он возился на специальных транспортных машинах. На новой машине ЗРК «Тор-М1» предусмотрено место для двух модулей. Данное нововведение позволило не только упростить эксплуатацию комплекса, но и уменьшить время его перезарядки почти в два раза;
  • Также новый комплекс получил модернизированные ракеты. Новые ракеты могли использоваться как более старыми модификациями «Тора», так и новыми. Отличия новых ракет было только в более мощном заряде боевой части.

Испытания ЗРК «Тор-М1» были начаты в 1989 году. Несмотря на сложную политическую обстановку в стране (развал СССР), испытания прошли успешно, и комплекс 9К331 был принят на вооружение в 1991 году. По понятным причинам серийное производство в это время шло очень медленно.

Испытания «Тор-М1» показали, что боевые качества новой модификации ЗРК улучшились только по двум пунктам:

  • Появилась возможность обстрела сразу двух целей;
  • Сократилось время реагирования системы на цели (всего на 1-2 секунды).

В связи с тяжёлой экономической ситуацией в стране в начале 90-х годов, поставки в армию «Тор-М1» были весьма незначительными. В эти годы появилась модификация «Тора», предназначенная на экспорт. Первые экспортные варианты ЗРК были проданы Китаю, в 1999 году – Греции.

Кроме модели 9К331 «Тор-М1», существовало еще несколько модификаций данной модели:

  • «Тор-М1ТА» строилась на базе шасси грузовых авто;
  • «Тор-М1Б» мог размещаться на прицепах;
  • «Тор-М1ТС» являлся неподвижной зенитной системой.

В 2012 году вместо 9К331 «Тор-М1» начали закупать новые системы – зенитные ракетные комплексы «Тор-М2У».

Новейшие ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э» на вооружении армии РФ

«Тор-М2У» стал дальнейшим витком развития ЗРК систем «Тор». Данные боевые машины выпускаются на двух типах шасси:

  • 9А331МУ на гусеничном шасси;
  • 9А331МК на колёсном шасси.

В системе обнаружения целей теперь используется новейшая оптико-электронная система. Мощные современные процессоры способны одновременно отследить 48 целей, распределив их по степени опасности. Одновременно комплекс может атаковать до 4 целей, используя для этого до 8 ракет. Хотя ракеты, которые применяются на новом комплексе «Тор-М2» остались такими же, как и на «Тор-М1», за счет использования новейшей электроники, удалось повысить дальность поражения целей.

В настоящее время идёт активная замена зенитных систем «Тор» старого поколения новыми «Тор-М2». Кроме того, эти системы активно покупаются зарубежными государствами. Так как зенитно-ракетные комплексы «Тор» нового поколения являются новейшими разработками в своём классе, их производство будет вестись на протяжении нескольких последующих десятилетий.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector