0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зил -5301 «бычок», история появления, его достоинства и недостатки

ЗИЛ -5301 «Бычок», история появления, его достоинства и недостатки

ЗИЛ -5301 «Бычок» был первой «ласточкой» завода имени Лихачёва, который до этого не выпускал автомобили такого класса. Новый автомобиль вышел в серию в 1995 году и выпускался вплоть до 2014 года. За это время устройство ЗИЛ 5301 выучено не только специалистами, но и рядовыми владельцами этих автомобилей. Схема ремонта данного автомобиля достаточно простая, поэтому его не сложно сделать в гаражных условиях.

История разработки и появления автомобиля ЗИЛ-5301

Руководство завода ЗИЛ, заметив, насколько популярны в России и мире малотоннажные грузовые автомобили марки мерседес Т2, решило выпустить свой вариант знаменитого автомобиля. Закупив несколько грузовиков мерседес, заводским конструкторам было выдано задание в кратчайшие сроки изготовить подобный автомобиль, сделав его как можно менее дорогим в производстве.

Увидев, что схема конструкции немца простая, вскоре на проходной завода стояло около 50 опытных образцов новой модели. Хотя бычок построен на базе мерседеса, ему присущи свои особенности и болезни.

Для того чтобы как можно более упростить и удешевить производство, было принято решение устанавливать на новый ЗИЛ элементы с других заводских моделей. Кабина «Бычку» досталась от ЗИЛ-4331, именно по этой причине её размер кажется слишком большим.

Рессоры у ЗИЛ- 5301 расположены на обоих мостах, тормозная система Зил-5301 представляет собой комбинацию из дисков на передних колёсах и барабанов на задних. Дисковые тормоза достаточно надёжные, и оснащены пневмоусилителем.

Не обошлось без инноваций. Впервые в истории российских малотоннажных грузовиков был использован гидроусилитель руля. Благодаря ГУР, руль стал поворачиваться намного легче.

ЗИЛ- 5301 технические характеристики

Двигатель для ЗИЛ-5301 был выбран дизельный, производства минского моторного завода. Его объем составляет 4,8 литра, при мощности 105 лошадиных сил. Данный двигатель широко известен благодаря тракторам «Беларусь», а его эксплуатационные характеристики давно сыскали известность за пределами Беларуси. Как позже оказалось, тракторный двигатель не самое лучшее решение для городской эксплуатации, поэтому завод освоил мелкосерийное производство автомобилей, оснащённых двигателями импортного производства. Впрочем, и эти двигатели не завоевали популярности у покупателей, так как были очень дорогими в ремонте, а самому их починить было очень сложно.

Первый ЗИЛ «Бычок» представлял собой шасси, которые оборудовались фургоном, платформой или кузовом. Кузов ЗИЛ-5301 был изотермический. Через три года «Бычок» получил цельнометаллический кузов, предназначенный для перевозки 3 тонн различных грузов.

Через год появилась ещё одна модель «Бычка» с отсеком для грузов равным 10 кубам, а также удлинённая версия на 20 кубов. Грузоподъёмность у длиннобазной модели поменьше, зато она позволяет перевозить больше габаритных грузов.

Так как простая конструкция «Бычка» с лёгкостью позволяет сделать «тюнинг» ЗИЛ-5301, многие предприятия, которые занимаются переоборудованием автомобилей под специальное оборудование, стали приобретать шасси «Бычка» для переоборудования. Был даже выпущен специальный электромобиль на базе ЗИЛ-5301, способный проезжать без подзарядки около 70 километров. К сожалению, данный прототип оказался слишком дорогим, а его эксплуатация в наших реалиях – практически невозможна.

Автобусы на базе ЗИЛ «Бычок» и самосвал ЗИЛ-5301

Самосвал на базе «Бычка» завоевал популярность у фирм и коммунальщиков, которым приходилось работать в стеснённых условиях. Благодаря узкой колее и радиусу разворота, ЗИЛ-5301 легко проезжал там, где большим самосвалам было не повернуться.

В начале 2000-х годов были выпущены специальные автобусы на базе «Бычка», которые быстро вытеснили с региональных маршрутов ПАЗики. Появление широкого автобусного кузова, в котором сиденья стояли в четыре ряда, помогло ЗИЛу закрепиться в этой нише надолго.

К сожалению, недостаточная надёжность заднего моста ЗИЛ-5301 и общая политика завода, который не обращал внимания на замечания покупателей, поставили крест на этих автомобилях.

Схема поломок ЗИЛ-5301 и способы их устранения

Так как ЗИЛ-5301 является российским автомобилем (хотя и скопированным с мерседеса), то он традиционно обладает целым ворохом различных болячек и недоработок. За два десятилетия количество выявленных дефектов и способов их устранения стало таким огромным, что можно составлять целые тома по практическому ремонту. Конечно, все неисправности рассмотреть не удастся, мы попробуем рассмотреть несколько наиболее популярных:

  1. Множество проблем может доставить задняя ступица. К ней не поступает смазка из редуктора, поэтому смазывать её приходится вручную. Тем, кто не знает этой особенности, приходится часто менять задние ступицы колёс;
  2. Покраска ЗИЛов традиционно «надёжна». Подкрашивать кабину приходилось после первых 2-3 месяцев эксплуатации. Голый металл ржавеет практически на глазах. Схема покраски довольно простая. Многие владельцы просто задувают из баллончика очищенные и зашпаклёванные места;
  3. Часто выходит из строя генератор. Обычно проблема заключается в различных замыканиях, после чего генератор не работает. Ещё генератор может выйти из строя из-за обрыва обмотки возбуждения. Пробой диодов или их старение тоже выведут генератор из строя. Для того, чтобы починить генератор понадобится схема. Лучшим вариантом ремонта станет замена генератора на более надёжную модель;
  4. Множество неприятностей может доставить фильтр. Причём не важно, воздушный это фильтр или топливный. Если фильтр засорится, завести двигатель будет проблематично, поэтому если вы не можете завести мотор, первым делом осмотрите воздушный фильтр, потом топливный;
  5. Сцепление ЗИЛ-5301 недостаточно надёжное. Многие владельцы постоянно жалуются, что оно «горит», а кронштейн просто вырывается.

Хотя запчасти на ЗИЛ-5310 стоят дороже, чем на остальные ЗИЛы, они всё же дешевле запчастей к иномаркам.

В целом ЗИЛ «Бычок» достаточно выносливая машина, но отвратительная стойкость (скорее её отсутствие) к коррозии год за годом уменьшает количество этих грузовиков на наших дорогах.

Зил -5301 «бычок», история появления, его достоинства и недостатки

ЗИЛ-5301 – первый серийный «Бычок» покинул заводские ворота в 1995-м. Менее чем за 10 лет модель обзавелась модификациями спецназначения от различных предприятий и. многотомной историей «болезней». Впрочем, доступность низводит вопросы качества и долговечности до чего-то факультативного.

ЗИЛ 5301 4.8 (1996 г. — по сей день)
АМО ЗИЛ, не имея собственного опыта разработки и производства AWтомобилей грузоподъемностью 3 т, воспользовался уже имеющимся у Daimler-Benz AG (ныне DaimlerChrysler AG). Так на рубеже 1992–1993 гг. появилось около полусотни первых опытных образцов «Бычка», базировавшихся на шасси, узлах и агрегатах Mercedes-Benz T2 – предшественника современного Vario. Инженеры ЗИЛа, изучив долговечную и незамысловатую конструкцию «немца», перекроили ее, учитывая российские реалии – дорожные, рыночные и, главное, производственные. Однако называть «Бычок» калькой с Т2 абсурд, поскольку заимствование чужого опыта в международной индустрии любого профиля – явление общепринятое.

В угоду удешевлению производства инженеры примеряли к опытным «Бычкам» конструкторские решения с выпускаемых – и давно! – моделей. Например, просторная кабина с хорошей обзорностью досталась от ЗИЛ-4331 и, обзаведясь оригинальным «оперением» и выразительными фарами, собрала немало положительных отзывов. У подрессоренного сиденья водителя есть набор регулировок, у пассажира – место статичное, но довольно удобное. Для муниципальных служб изготовили модификации с четырехдверной двухрядной кабиной (6 пассажирских мест), дополнительно – удлиненную модель со спальным местом.

В оснащение решили включить традиционные для «городовых» рессорные подвески обоих мостов, двухконтурную гидравлическую тормозную систему с дисковыми «тормозами» спереди и барабанными – сзади, пневмоусилителем и регулятором тормозных усилий. Главная передача заднего моста – одноступенчатая гипоидная. В механизме рулевого управления использован гидроусилитель – впервые, к слову сказать, на отечественном грузовике такого класса. Сцепление – однодисковое, с корзиной от ЗИЛ-130 с периферийными пружинами и гидроприводом с пневмоусилителем.

В качестве базового двигателя выбрали 4,8-литровый турбодизель ММЗ Д-245.10 мощностью 105 л.с., ведущий родословную от атмосферных дизелей Д-240 тракторов «Беларусь». Благодаря хорошим тягово-динамическим параметрам и умеренному «аппетиту» мотор, работающий в паре с пятиступенчатой «механикой» (широко унифицирована с коробкой передач ЗИЛ-131), снискал уважение водителей. Однако надежности в жестком городском режиме stop-and-go ему не хватало, а потому завод освоил мелкосерийное производство вариантов с импортными дизелями, в числе которых – американский Caterpillar 3054 (Euro 1) мощностью 135 л.с., французский Renault MIDR 040226F4/040226A4 в 136 л.с. и болгарский Vamo мощностью 120 л.с. Эти двигатели можно и сейчас заказать на АМО ЗИЛ – спрос определяет предложение. Кстати, CAT устанавливают в комплекте со сцеплением Automotive products 310DS и механической пятиступенчатой КП марки Turner (она же – Spicer). В 1999 году «245-й» двигатель заменили его модернизированным вариантом – ММЗ Д-245.12С (Euro 1) – с чешским ТНВД Motorpal, турбокомпрессором Schwitzer и интеркулером, благодаря чему мощность увеличилась до 109 л.с. Осенью 2001-го появился более мощный турбодизель – ММЗ Д-245.9 (Euro 2) с интеркулером и турбонаддувом, регулятором давления воздуха, развивающий мощность 136 л.с.

Читать еще:  Mauser hsc 90t, травматический пистолет Маузер, описание и ТТХ оружия, калибр патронов, масса, магазин и ствол

Первенцем семейства «Бычок» стало 6,9-тонное двухосное шасси ЗИЛ-5301 БО грузоподъемностью 3,78 т. Шасси, оснащенные бортовой платформой с тентом, «фургоном» или изотермическим кузовом, нашли немало покупателей – мелких оптовиков, типографий, торговых центров. Позже АМО ЗИЛ приступил к мелкосерийной сборке под заказ ЗИЛ-5302 – шасси с колесной формулой 6х2 (последняя ось не ведущая – «ленивец») полной массой 12 т, грузоподъемностью 7 т. ЗИЛ-5302 успехом у покупателей не пользовался, а потому завод сконцентрировал внимание на развитии модификаций для 7-тонного сектора. В 1997 г. появились (опять-таки в мелкой серии) двухосные полнопр

двухосные полноприводные шасси и бортовые AWтомобили ЗИЛ-4327. Они получили иную трансмиссию, барабанные тормозные механизмы всех колес, шины большей размерности. Увеличение до 335 мм дорожного просвета обеспечило неплохую для провинциальных дорог проходимость. Длина колесной базы этих модификаций меньше стандартной – 3 340 мм (по заказу – 4 140 мм) вместо базовых 3 650 мм. Машины полной массой 7,1. 8,46 т принимают на борт 2,4. 4 т груза.

Осенью 1998 года в производство пошел фургон ЗИЛ-5301СС с цельнометаллическим кузовом. В грузовом отсеке вместимостью 15,5 м3 он перевозит до 3 т груза. Водительская кабина отделена от «тыла» перегородкой с оконцем. Погрузка-разгрузка производится через проем задних распашных дверей. Размеры проема 1 740х1 655 мм позволяют использовать мини-погрузчик. За дополнительную плату устанавливают боковую сдвижную дверь справа.

Годом позже появились ЗИЛ-5301НС – короткобазный фургон полной массой 6,95 т, грузоподъемностью 3,2 т, с грузовым отсеком на 10 «кубов»; ЗИЛ-5301ГС – длиннобазный вариант с 20-кубовым грузовым отсеком, перевозящий до 2,62 т груза; ЗИЛ-5301А3 – грузопассажирский AWтомобиль с четырьмя дополнительными пассажирскими сиденьями (за ними – изолированный грузовой отсек на 5,5 м3). Последней по времени появления модификацией «Бычка» стал седельный тягач ЗИЛ-540100 с укороченной до 3 245 мм колесной базой. Дебютант 2002 года понемногу набирает первых заказчиков, но до крупносерийного производства пока далеко.

«Бычок» с простой в переоборудовании конструкцией открыл многим предприятиям прибыльный бизнес-сектор – разработку и выпуск специализированного оборудования. Спустя несколько лет после начала производства спецAWтомобили на базе «Бычка» стали непременными участниками профильных выставок в РФ и странах СНГ. Предприятие «Пожтехника» (г. Торжок, Тверская обл.) с 1999 года выпускает на базе «Бычка» пожарные AWтомобили, оснащенные цистерной, насосом, электрогенератором, прожекторами, гидравлическим инструментом и др. Примерно в то же время московское ателье «ИРИТО» приступило к сборке шасси с эвакуаторной платформой, катафалков, AWтобусов с салоном на 24 и 30 мест. В 2000 году появился даже электромобиль «ЗИЛ-Электро» грузоподъемностью 2,5 т. Его разработали ОАО «АВЭКС» и ЗАО «Оптимум-электро» по заказу фонда экологизации транспорта «Мосэкотранс». «Электроника» оснастили асинхронным трехфазовым электродвигателем мощностью 120 кВт, двухступенчатым редуктором вместо коробки передач и аккумуляторами под кузовом. В режиме городского движения «ЗИЛ-Электро» проходит без подзарядки до 70 км, время полной зарядки аккумуляторных батарей от бытовой сети – 7 ч. Однако отсутствие необходимой инфраструктуры, цена около 30 тыс. USD, бетонные стереотипы и проч. поставили на проекте крест. Работать надо – какая тут экология!

Тем временем AWтобусы на базе «Бычка» становились все более популярны и понемногу вытесняли с междугородных линий AWтобусы Павловского завода. Летом 2001 года ателье «Вика» (г. Курган) вывело на рынок AWтобус с оригинальным кузовом увеличенной на 150 мм ширины, позволившим установить в салоне сиденья в четыре ряда. Примерно с того же времени ООО «ДИСА» выпускает бронированные фургоны ЗИЛ-5301 А3 для инкассации.

К числу наиболее «свежих» спецвариантов «Бычка» относится реанимобиль ЗИЛ-5401Н (дебют 2002 г.) производства ООО «Самотлор-НН», оснащенный пневматической подвеской заднего моста, механизмом принудительной блокировки межосевого дифференциала, с полным набором медицинского оборудования для реанимации человека «на борту».

На правах AWтомобиля российского производства «Бычок» обладает букетом хронических «болезней» и рядом предрасположенностей. Последнее обусловлено пресловутым «человеческим фактором» («тут не дотянул», «там не проверил» и т. п.), что свойственно большинству AWтозаводов России и стран СНГ. В большинстве случаев первые серьезные проблемы начинаются с кабины: краска с капота облетает за два-три месяца; тепло- и шумоизоляция не выдерживает критики – двигатель назойливо урчит даже на холостых оборотах; после получасовой стоянки на морозе в кабине не остается и намека на тепло. Эти недостатки водители устраняют, прокладывая кабину «шумовкой» или войлоком. «Печка», говорят, работает без проблем, однако ржевский AWтономный отопитель (устанавливают на заводе за дополнительную плату) не очень-то долговечен. Водители также отмечают, что вентиляционный люк в кабине – «вещь хорошая, но постоянно протекает»; малоэффективны лампы дальнего света. В целом же кабину «Бычка» чаще хвалят, нежели критикуют.

Двигатель – одно из наиболее надежных звеньев оснащения «Бычка». Зачастую турбодизели «ходят» по 150. 180 тыс. км и остаются в работоспособном состоянии после полного износа ходовой части. При езде в городе базовый турбодизель на 105 л.с. расходует около 18. 20 л/ 100 км, на трассе (при движении со скоростью 60. 80 км/ч) – не более 16. 18 л/ 100 км. Наиболее тяжкий сезон эксплуатации – зима. При температурах ниже минус 15°С затруднен пуск, поэтому до холодов стоит позаботиться об очистке топливной системы, замене фильтров, зарядке или замене АКБ, сезонном обслуживании стартера и пусковой свечи накаливания. Еще один «минус» – подкапотное пространство использовано так, что проблемой становится даже замена воздушного фильтра – чтобы его снять, надо отвернуть все патрубки и крепления. С радиатором проблем еще больше – прежде чем его снять, демонтировать приходится всю переднюю облицовку. Двигатель и трансмиссия переносят езду с перегрузом без надрыва, но злоупотреблять этим более чем на 400. 500 кг не следует – при большой загрузке колесные диски «прогрызают» резину.

На качестве топлива и масла экономить не рекомендуется – запчасти для «Бычка» самые дорогие среди моделей ЗИЛ. Общепринятый интервал замены моторного масла – 10 тыс. км, трансмиссионного – 30 тыс. км. Коробка передач и сцепление – наименее проблематичные элементы оснащения. Хуже обстоят дела с редуктором заднего моста, который, как известно, унифицирован с редуктором ЗИЛ-130. У него часто лопается крестовина, крошатся сателлиты и полуосевые шестерни дифференциала. Как результат, приходится менять дорогостоящий агрегат в сборе.

Ходовая часть – наиболее частая причина простоя в ремонте. В качестве превентивных мер по поддержанию «ходовой» в кондиции водители после обкатки полностью протягивают ее и проверяют смазку в ступицах и агрегатах. Подшипники перед-них ступиц (20. 25 тыс. км), шкворни передней подвески (35. 50 тыс. км) можно отнести к списку расходных материалов. Не все ладно и с тормозной системой. Перед каждым выездом полезно проверять уровень тормозной жидкости – бачки подтекают у очень многих машин. Часто рвутся защитные чехлы на тормозных суппортах.

Не сочтите эти строки за информационную атаку, черный PR – не наш профиль. Вы прочитали эту главу за минуту-две, а водители «Бычков» и через год-два эксплуатации не находят повода для жесткой критики своего кормильца.

По заявлению пресс-центра АМО ЗИЛ, в 2003 г. на заводе проведена комплексная реструктуризация с целью улучшить качество продукции, воплотить стратегию наращивания производственных мощностей, освоить новый модельный ряд, обновить базовые модели, организовать качественное сервисное обслуживание AWтомобилей марки ЗИЛ. Реализация стратегического плана позволила всего за год стабилизировать экономическую ситуацию на предприятии и выйти на положительную динамику. Если до 2002 г. производство AWтомобилей постоянно снижалось, то по итогам 2003 г. их выпуск увеличился на 10,9% по сравнению с 2002 г. За прошедший год предприятие изготовило 13 274 AWтомобиля, из них реализовано 13 114. В денежном выражении рост реализации составил 36,2%. Среднесуточный производственный рост на предприятии – 12%, или 57 AWтомобилей в день. Значительно увеличены экспортные поставки.

Самыми востребованными рынком моделями признаны AWтомобили семейств ЗИЛ-5301 «Бычок» и ЗИЛ-433360. В классе среднетоннажных AWтомобилей основной рост наблюдался по AWтомобилям с дизельным двигателем – 63,3%.

В 2003-м реализовано запасных частей на сумму около 480 млн. руб., что составляет 77% объемов, заявленных в бизнес-плане, и на 77% больше, чем в 2002 г. (271 млн. руб.). С начала 2003 г. номенклатура реализуемых запасных частей увеличилась на 250%, что стало возможным благодаря внедрению в представляемый ассортимент покупных запасных частей. В 2004 г. планируется расширить ассортимент до полной номенклатуры запасных частей, входящих в действующий модельный ряд AWтомобилей и в производственные программы дочерних предприятий.

Читать еще:  Кубок Caesar Guerini

В 2003 г. АМО ЗИЛ активно занимался формированием региональной дилерской сети – в начале года работали 17 дилеров (7 в Москве и только 10 в регионах), в конце года – 40 (4 в Москве и 36 в регионах). Доля поставок московским дилерам при этом снизилась с 90% в I квартале до 65,2% в IV квартале. Через дилерскую сеть реализовано 75,0% проданных на внутреннем рынке AWтомобилей.

В 2003 г. АМО ЗИЛ активно занимался формированием региональной дилерской сети – в начале года работали 17 дилеров (7 в Москве и только 10 в регионах), в конце года – 40 (4 в Москве и 36 в регионах). Доля поставок московским дилерам при этом снизилась с 90% в I квартале до 65,2% в IV квартале. Через дилерскую сеть реализовано 75,0% проданных на внутреннем рынке AWтомобилей.

По последним данным, AWтофургоны и спецAWтотехника составили 7,2% всех объемов реализации, доля продаж шасси по сравнению с 2002 г. снизилась на 5,0%. Автофургонов, самосвалов и коммунальной техники в I полугодии было реализовано только 66 ед., во II полугодии – уже 757.

Модификации:
ЗИЛ-5301АО — базовая модель семейства 5301.

ЗИЛ-5301БО — шасси для установки специальных кузовов и оборудования, в том числе и пожарных AWтомобилей.
Кроме того, на базе ЗИЛ-5301БО производится инкассаторский бронеAWтомобиль ДИСА-2955 (на фото во втором ряду).
ЗИЛ-5301ГО — изотермический фургон на базе модели 5301БО.
ЗИЛ-5301ПО — еще один изотермический фургон на базе модели 5301БО.
ЗИЛ-5301ДО — удлиненная модификация базовой модели 5301АО.
ЗИЛ-5301ЕО — шасси с удлиненной базой, предназначенное для установки специального оборудования и кузовов.
ЗИЛ-5301ИО — изотермический фургон на удлиненном шасси 5301ДО.
ЗИЛ-5301ТО — двухкабинное шасси на удлиненной базе 5301ДО, предназначенное для установки специальных кузовов и оборудования.
ЗИЛ-5301ЮО — длиинобазное шасси с кабиной с двумя спальными местами, предназначенное для установки специального оборудования и кузовов.

ЗИЛ-5301

ЗИЛ-5301 был запущен в серию в 1995 году. Всего за 10 лет автомобиль обзавелся несколькими десятками модификаций и прочно обосновался на отечественном рынке. Главным достоинством модели, прозванной «Бычок», стала доступность. Весь модельный ряд ЗИЛ.

История автомобиля

Автомобильный завод имени Лихачева не имел опыта разработки автомобилей класса с грузоподъемностью в 3000 килограмм, потому предприятие решило воспользоваться уже проверенными разработками от Daimler-Benz AG.

В итоге, в 1993 году был представлен опытный экземпляр «Бычка», основой для которого стали агрегаты и узлы Mercedes-Benz T2, ставшего предшественником Mercedes Vario. Отечественные инженеры, изучив конструкцию немецкого продукта, переделали ее с учетом российских реалий, возможностей рынка, производства и состояния дорог.

Данные факторы сказались на модели так, что копией Mercedes-Benz T2, ЗИЛ-5301 назвать было нельзя. Необычное название машина получила по настоянию мэра Москвы Юрия Лужкова. Собственно, если присмотреться, и правда можно рассмотреть бычка в передке автомобиля.

Спустя 2 года началось масштабное производство модели. Появление автомобиля было для предприятия жизненно необходимым, поскольку спрос на среднетоннажные грузовики, на которых оно специализировалось, с переходом к рыночной экономике резко сократился.

Технические характеристики

Надежности отечественному агрегату не хватало, и в жестком городском ритме он иногда подводил. В итоге заводу пришлось освоить производство модификаций с иностранными дизелями. В 1999 году начался выпуск версий с агрегатом «ММЗ Д-245.12С». Модернизированная модификация «ММЗ Д-245.10», дополненная турбокомпрессором Schwitzer, чешским ТНВД Motorpal и интеркулером, соответствовала классу «Евро-1».

В 2001 году на ЗИЛ-5301 начали устанавливать улучшенный турбодизель модели «ММЗ Д-245.9» с регулятором давления воздуха, турбонаддувом и интеркулером. Он развивал мощность в 136 л. с. и соответствовал требованиям «Евро-2». С апреля 2008 года по сегодняшний день все модели «Бычок» комплектуются двигателем Д245.9, по своим экологическим качествам соответствующим требованиям Евро 3.

Данный двигатель, помимо всего прочего, оснащается турбонаддувом – это одна из причин столь большой мощности. Конструкция предполагает охлаждение воздуха перед осуществлением поддува.

Технические характеристики

Наиболее популярные модификации

Двигатель

Грузовик «Бычок» все годы своего производства оснащался автомобильной модификацией тракторного 4-цилиндрового дизельного двигателя Д-245 (объём 4750 см³) Минского моторного завода (ММЗ). Были отдельные эксперименты по оснащению ЗИЛ-5301 импортными моторами: Катерпиллар (135-сильный САТ-3054); Рено (136-сильный Renault MIDR 040226F4); болгарским 120-сильным «Вамо». Но они так и остались на уровне опытов и экспериментов.

Нельзя сказать, что используемый для «Бычка» двигатель Д-245 середины девяностых и начала 2010-х годов – это один и тот же мотор. За указанное время данный дизель, оснащённый турбонаддувом, прошёл целый ряд модернизаций, благодаря которым его мощность возросла со 109 до 136 л.с., а экологический класс был поднят с нуля до Евро-3 (предполагалось ввести и стандарт Евро-4).Вплоть до 2005 года на ЗИЛ-5301 устанавливались дизельные двигатели Д-245.12С и Д-245.9 (оба Евро-0). В 1999-ом году начался также выпуск версий с силовым агрегатом Д-245.12С. Модернизированная модификация ММЗ Д-245.10 дополнена турбокомпрессором «Schwitzer», чешским топливным насосом высокого давления «Motorpal» и интеркулером, и соответствует международному стандарту Евро-1.

В январе 2005 года всё семейство «Бычков» получило дизельные двигатели Д-245.9 Е2 (Евро-2), а с апреля 2008 года – Д-245.9 Е3 (Евро-3). Модификации грузовика с модернизированными двигателями получили соответствующую «приставку» к своему заводскому индексу.

Глубокая модернизация двигателя Д-240, устанавливаемого на трактора МТЗ, в целом показала себя на «Бычках» достойно: она имеет умеренный «аппетит» и отличные тягово-динамические показатели. Владельцы ЗИЛ-5301 отмечают, что грузили на свои «Бычки» и по 4, и по 4,5 тонны, и автомобиль всегда справлялся с подобным перегрузом.

Прочие параметры двигателя Д-245 для ЗИЛ-5301:

  • Сухая масса двигателя – 430 кг;
  • Расположение цилиндров – L-образное;
  • Диаметр цилиндра – 110 мм;
  • Частота вращения – 2400 об/мин;
  • Крутящий момент – 35 кгс·м (350 Н·м), при 1300–1700 об/мин;
  • Степень сжатия – 15,1.
  • Расход дизтоплива: при постоянной скорости 60 км/ч – 16 литров на 100 км.
  • Объём топливного бака: 125 литров.

Трансмиссия, рулевое и тормозное управление

ЗИЛ-5301 «Бычок» укомплектован механической трёхходовой пятиступенчатой трансмиссией с синхронизаторами инерционного типа на всех пяти передачах. Передаточные числа коробки передач – первой – 6,45; второй – 3,56; третьей – 1,98; четвёртой – 1,275; пятой — 1,00; заднего хода – 6,15.

Карданная передача открытая, со скользящим шлицевым соединением и промежуточной опорой. Карданные шарниры – на игольчатых подшипниках. Ведущий мост одноступенчатый. Главная передача – гипоидная (передаточное число 3,273). Дифференциал шестерёнчатый, конический. Полуоси – разгруженного типа.

Система сцепления на «Бычках» – фрикционная, сухая, однодисковая, с периферийным расположением нажимных пружин. Привод – гидравлический с пневмо-усилителем. Рулевой механизм оборудован системой гидравлического усиления. Положение рулевого колеса регулируется по углу наклона и высоте. Тип рулевого управления – винт с шариковой гайкой и поршень-рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала сошки.

В автомобилях ЗИЛ-5301 используется тормозная система с гидравлическим двухконтурным приводом и пневмоусилителем. Передние тормозные механизмы дисковые, а задние – барабанные. Тормозные механизмы заднего моста оборудованы автоматическим регулятором тормозных сил. Стояночный тормоз – с приводом на колодки задних колес.

Подвеска, система электрооборудования

Тип передней подвески – на двух полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами, плюс два амортизатора. Тип задней подвески – на двух основных и двух дополнительных полу-эллиптических рессорах.

Система электрооборудования на «Бычках» однопроводная, с номинальным напряжением 12 V. Стартер обладает напряжением 24 V. Установлен генератор переменного тока марки 1652.3701. Аккумуляторных батарей две, напряжением по 12 V, их тип – 6СТ-110ТР. Свечи – тип 11.721.083. Лампы ближнего и дальнего освещения – марки ТН 114. Стартер – 74.3708000. Реле-регулятор – 206/207.3702.

Устройство

Прототипом автомобиля выступила машина Mercedes Vario. Конструкция рамы лестничного типа с лонжеронами сечения «швеллер» была позаимствована у немецкого «собрата». Это сделало «бычок» максимально безопасным (даже при лобовом столкновении рама автомобиля не складывалась). Спереди присутствует специальное устройство для буксировки автомобиля.

Тормозная система является 2-контурной, каждый из контуров независимый. Первый контур выполняет торможение левого заднего и правого переднего колес, второй – двух других колес. За счет этого достигается безопасность на дороге. В случае проблем с одним из контуров, водитель может выполнить экстренное торможение. В действие тормоза приводятся гидравликой. Передние тормоза – дисковые, задние – барабанные. Машина также комплектуется стандартным механическим ручником. Последние версии ЗИЛ 5301 оснащаются ABS.

В ЗИЛ 5301 используется 5-ступенчатая механическая трансмиссия с гипоидным типом главной передачи. Сцепление применяется дисковое стандартное в масляной ванне. На всех передачах, кроме первой и третьей, работает синхронизатор. Главным передающим механизмом является карданная передача с 3 шарнирами и промежуточной опорой.

На базовую модель устанавливаются типовые штампованные диски, выполненные из высокопрочного металла. Сплав отличается большой твердостью, позволяющей выдерживать экстремальные нагрузки без потери формы. Применение их на данном грузовике абсолютно обоснованно. Вместе с дисками используются классические бескамерные шины 227/75R16C. В незагруженном состоянии воздействие осей на дорожное покрытие примерно равно.

Читать еще:  Как это работает? Схемы запирания «вертикалок»

Кабина и внутреннее устройство автомобиля весьма комфортабельны, хотя большинство элементов имеют непритязательный вид. Водительское кресло регулируется по нескольким параметрам и является очень мягким. Обшивка его выполнена из прочного материала. В кабине сделана хорошая звуко- и теплоизоляция, позволяющая комфортно передвигаться зимой (мощная печка хорошо нагревает салон даже в морозы). Модели ЗИЛ 5301 оснащаются гидроусилителем руля, упрощающим маневрирование. Помимо стандартных кабин, доступны удлиненные версии со спальным местом и люком.

Благодаря простоте и надежности конструкции «Бычок» стал очень востребованным у россиян. Большинство узлов автомобиля можно отремонтировать даже в дороге. Однако у модели есть и серьезные недостатки.

Габаритные размеры и показатели массы

  • Длина: 6,195 м (7,165 м – удлинённая версия); Ширина: 2,319 м; Высота: 2,365 м.
  • Колёсная база: 3,650 м.
  • Колея передняя: 1,832 м; Колея задняя: 1,690 м.
  • Клиренс: 180 мм.
  • Радиус разворота: 7,8 метров.
  • Грузоподъёмность: 3 тонны.
  • Параметры бортовой грузовой платформы в стандартной комплектации: 3750х2254х450 мм.
  • Погрузочная высота: от 765 мм до 1050 мм.
  • Масса: снаряжённая (с тентом) – 3695 кг; Полная (допустимая) – 6950 кг.
  • Допустимая нагрузка на переднюю ось – 2350 кг.
  • Допустимая нагрузка на заднюю ось – 4900 кг.
  • Колёса дисковые, 6,5Jх16Н2; Шины бескамерные «225/75R16С».

Кабина и кузов

В целях удешевления в «Бычке» использовались конструкторские решения, ранее применяемые на продуктах автозавода имени Лихачева. Так, автомобилю досталась просторная кабина ЗИЛ-4331, дополненная выразительными фарами и необычным «оперением».

Для коммунальных служб предприятие создало 4-дверную 2-рядную кабину с 6 пассажирскими местами. И уже изначально ЗИЛ-5301 обладал целым «букетом» проблем и хронических «болезней», свойственных многим отечественным автомобилям.

Серьезные трудности обычно начинаются с кабины: двигатель слышно даже при небольших оборотах, шумо- и теплоизоляция выполнены на низком уровне, после нескольких минут на холодном воздухе в кабине становится очень холодно, а краска с капота слезает уже через несколько месяцев после начала эксплуатации.

«Печка» в автомобиле функционирует довольно уверенно, но ржевский отопитель, устанавливаемый опционально, имеет малую долговечность. Вентиляционный люк, появившийся в кабине, нравится водителям, но регулярно протекает, а дальний свет отличается малой эффективностью.

Однако, кабина — не самое больное место «Бычка», и данный элемент чаще удостаивается похвалы. Кроме прочего, рабочее место водителя имеет и положительные стороны. Особенно удобно сиденье – оно является регулируемым и чрезвычайно мягким. Текстильная обшивка сделана из очень прочного материала, который трудно испачкать.

Также в последних версиях значительно переработаны недостатки машины касательно кабины. Теперь водительская кабина обладает отличной тепловой и звуковой изоляцией, что позволяет с комфортом перемещаться зимой – мощная печка не даст водителю и пассажиру замерзнуть даже в сильный мороз.

Руль двухспицевый, большого диаметра. Благодаря этому параметру, а также наличию ГУР, управление автомобилем становится довольно простым – при осуществлении маневра необходимо вращать рулевое колесо по самому минимуму.

Помимо стандартных кабин доступны удлиненные версии со спальным местом и люком.

Отличительные особенности ЗИЛ-5301 «Бычок»:

  • Оперение с небольшим капотом, открывающимся назад;
  • Двухместное нерегулируемое пассажирское сиденье;
  • Трехместная двухдверная кабина, построенная на основе модели ЗИЛ-4331;
  • Отопитель, объединенный с системой охлаждения мотора;
  • Отдельное водительское сиденье с механизмом подрессоривания, регулируемой жесткостью и настройками подушки, наклона спинки и положения;
  • Трехщеточный стеклоочиститель с электроприводом и омыватель ветрового стекла с электроприводом.

Модификации «БЫЧКА»

  • ЗИЛ-5301АО – базовая версия модели;
  • ЗИЛ-5301БО — использовался для установки специального оборудования и кузовов (в том числе инкассаторских и пожарных);
  • ЗИЛ-5301ГО – уникальный изотермический фургон, основанный на версии ЗИЛ-5301БО;
  • ЗИЛ-5301ПО – еще одна версия изотермического фургона;
  • ЗИЛ-5301ДО – удлиненный вариант классического ЗИЛ-5301АО;
  • ЗИЛ-5301ЕО – удлиненная модель, используемая для установки специальных кузовов и оборудования;
  • ЗИЛ-5301ИО – удлиненный изотермический фургон;
  • ЗИЛ-5301ТО – 2-кабинное удлиненное шасси на основе ЗИЛ-5301ДО, предназначенное для монтажа специального оборудования и кузовов;
  • ЗИЛ-5301ЮО – длиннобазная модификация с двумя спальными местами и кабиной.

Плюсы и минусы

Сцепление и коробка передач проблем практически не вызывают и являются, пожалуй, наиболее надежным элементом. Куда чаще ломается редуктор заднего моста, где наибольшие трудности вызывают полуосевые шестерни дифференциала, крестовина и сателлиты. Ходовая часть также регулярно доставляет неудобства. Водителям рекомендуется проверять и уровень тормозной жидкости, поскольку у многих модификаций подтекают бачки и рвутся защитные чехлы, установленные на тормозных суппортах.

Внутренности кабины, как уже стало ясно, вызывают противоречивые эмоции, с одной стороны, элементы несут в себе эргономику, но с другой — качество их сильно страдает. Так или иначе, простота конструкции, надежность и ремонтопригодность сделали ЗИЛ-5301 «Бычок» настоящим народным автомобилем.

ЗИЛ-5301

  • Марка автомобиля: ЗИЛ
  • Страна производитель: Россия
  • Год выпуска: 1995
  • Тип кузова: Грузовик

ЗИЛ-5301 был запущен в серию в 1995 году. Всего за 10 лет автомобиль обзавелся несколькими десятками модификаций и прочно обосновался на отечественном рынке. Главным достоинством модели, прозванной «Бычок», стала доступность. Весь модельный ряд ЗИЛ.

История автомобиля

Автомобильный завод имени Лихачева не имел опыта разработки автомобилей класса с грузоподъемностью в 3000 килограмм, потому предприятие решило воспользоваться уже проверенными разработками от Daimler-Benz AG.

В итоге, в 1993 году был представлен опытный экземпляр «Бычка», основой для которого стали агрегаты и узлы Mercedes-Benz T2, ставшего предшественником Mercedes Vario. Отечественные инженеры, изучив конструкцию немецкого продукта, переделали ее с учетом российских реалий, возможностей рынка, производства и состояния дорог.

Mercedes-Benz T2

Данные факторы сказались на модели так, что копией Mercedes-Benz T2 ЗИЛ-5301 назвать было нельзя. Необычное название машина получила по настоянию мэра Москвы Юрия Лужкова. Собственно, если присмотреться, и правда можно рассмотреть бычка в передке автомобиля.

Спустя 2 года началось масштабное производство модели. Появление автомобиля было для предприятия жизненно необходимым, поскольку спрос на среднетоннажные грузовики, на которых оно специализировалось, с переходом к рыночной экономике резко сократился.

Кабина и кузов

В целях удешевления в «Бычке» использовались конструкторские решения, ранее применяемые на продуктах автозавода имени Лихачева. Так, автомобилю досталась просторная кабина ЗИЛ-4331, дополненная выразительными фарами и необычным «оперением».

Для коммунальных служб предприятие создало 4-дверную 2-рядную кабину с 6 пассажирскими местами. И уже изначально ЗИЛ-5301 обладал целым «букетом» проблем и хронических «болезней», свойственных многим отечественным автомобилям.

Серьезные трудности обычно начинаются с кабины: двигатель слышно даже при небольших оборотах, шумо- и теплоизоляция выполнены на низком уровне, после нескольких минут на холодном воздухе в кабине становится очень холодно, а краска с капота слезает уже через несколько месяцев после начала эксплуатации.

«Печка» в автомобиле функционирует довольно уверенно, но ржевский отопитель, устанавливаемый опционально, имеет малую долговечность. Вентиляционный люк, появившийся в кабине, нравится водителям, но регулярно протекает, а дальний свет отличается малой эффективностью.

Однако, кабина — не самое больное место «Бычка», и данный элемент чаще удостаивается похвалы. Кроме прочего, рабочее место водителя имеет и положительные стороны. Особенно удобно сиденье – оно является регулируемым и чрезвычайно мягким. Текстильная обшивка сделана из очень прочного материала, который трудно испачкать.

Также в последних версиях значительно переработаны недостатки машины касательно кабины. Теперь водительская кабина обладает отличной тепловой и звуковой изоляцией, что позволяет с комфортом перемещаться зимой – мощная печка не даст водителю и пассажиру замерзнуть даже в сильный мороз.

Руль двухспицевый, большого диаметра. Благодаря этому параметру, а также наличию ГУР, управление автомобилем становится довольно простым – при осуществлении маневра необходимо вращать рулевое колесо по самому минимуму.

Помимо стандартных кабин доступны удлиненные версии со спальным местом и люком.

Отличительные особенности ЗИЛ-5301 «Бычок»:

  • Оперение с небольшим капотом, открывающимся назад;
  • Двухместное нерегулируемое пассажирское сиденье;
  • Трехместная двухдверная кабина, построенная на основе модели ЗИЛ-4331;
  • Отопитель, объединенный с системой охлаждения мотора;
  • Отдельное водительское сиденье с механизмом подрессоривания, регулируемой жесткостью и настройками подушки, наклона спинки и положения;
  • Трехщеточный стеклоочиститель с электроприводом и омыватель ветрового стекла с электроприводом.

Технические характеристики

Надежности отечественному агрегату не хватало, и в жестком городском ритме он иногда подводил. В итоге заводу пришлось освоить производство модификаций с иностранными дизелями. В 1999 году начался выпуск версий с агрегатом «ММЗ Д-245.12С». Модернизированная модификация «ММЗ Д-245.10», дополненная турбокомпрессором Schwitzer, чешским ТНВД Motorpal и интеркулером, соответствовала классу «Евро-1».

В 2001 году на ЗИЛ-5301 начали устанавливать улучшенный турбодизель модели «ММЗ Д-245.9» с регулятором давления воздуха, турбонаддувом и интеркулером. Он развивал мощность в 136 л. с. и соответствовал требованиям «Евро-2». С апреля 2008 года по сегодняшний день все модели «Бычок» комплектуются двигателем Д245.9, по своим экологическим качествам соответствующим требованиям Евро 3.

Данный двигатель, помимо всего прочего, оснащается турбонаддувом – это одна из причин столь большой мощности. Конструкция предполагает охлаждение воздуха перед осуществлением поддува.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector