0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зил-130 — автомобиль с 50-летней историей

Содержание

«Стотридцатому» 50 лет
ЗИЛ-130 – полвека в истории

Минуло полвека с момента создания автомобиля ЗИЛ-130. В судьбе Завода им. И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ) этот грузовик – явление эпохальное. И не только потому, что выпуск машины на головном предприятии длился три десятилетия, а ее тираж достиг огромных размеров. Долгое время по своим конструктивным решениям и эксплуатационным характеристикам «стотридцатый» оставался в отечественном автостроении эталоном среднетоннажного грузовика.

Отправная точка

Опытный образец модели с цифровым индексом «130», рассчитанный на перевозку 4 т груза, на ЗИЛе собрали в декабре 1956 г. Под капотом машины был установлен экспериментальный карбюраторный V6 рабочим объемом 5,2 л, мощностью 135 л.с. Уже в следующем году появились опытные машины с измененными кабиной и оперением. На них стояли верхнеклапанные моторы ЗИЛ-120 с шестью цилиндрами, расположенными в ряд (5555 см 3 , 140 л.с.). Однако и эти силовые агрегаты не прижились, в 1958 г. их сменил более совершенный V-8 с развалом блоков цилиндров 90°. Это и был знаменитый двигатель ЗИЛ-130 (5966 см 3 , 150 л.с.), унифицированный с мотором ЗИЛ-375, предназначавшийся для городских автобусов и трехосных грузовиков «Урал».

После государственных испытаний столичный завод передал пять опытных машин Ярославскому шинному заводу. На них вместе с несколькими десятками экземпляров ЗИЛ-130, изготовленных в 1962–1963 г. по обходной технологии, был отработан сборочный процесс, изжиты неизбежные в таком деле «детские болезни» и окончательно сформирован стайлинг. Первое признание к новой модели пришло в 1963 г., когда на Международной ярмарке в Лейпциге создатели грузовика стали обладателями диплома и золотой медали.

Завершение генеральной реконструкции ЗИЛа, начатой в 1959 г., позволило с октября 1964 г. организовать массовый выпуск ЗИЛ-130, а 24 декабря конвейер покинул последний грузовик предыдущего поколения ЗИЛ-164А. С тех пор «стотридцатый», разработанный под руководством главного конструктора А.М. Кригера, на долгие годы стал основой производственной программы завода. Многоступенчатая доводка силового агрегата, последовательное изготовление почти 40 опытных образцов, семь десятков двигателей, около сотни КП, длительные сравнительные испытания с зарубежными аналогами не оставляли сомнений, что в серию запущена качественно новая модель среднетоннажного автомобиля, который по комплексу показателей находился в одном ряду с самыми современными машинами европейских и американских фирм.

Метаморфозы ЗИЛ-130

ЗИЛ-130 имел неплохой экспортный потенциал. Его отправляли более чем в 40 стран мира. По желанию заказчика машину оснащали экономичным английским дизелем Perkins, развивавшим 140 л.с.

Наряду с базовой моделью выпускали бортовые ЗИЛ-130Г с удлиненной до 4,5 м колесной базой, седельные тягачи ЗИЛ-130В, самосвальные шасси, модификации ЗИЛ-130С для эксплуатации в северных условиях и тропиках, газобаллонные версии и др.

Сколь бы удачной ни была машина, но периодически требовалась необходимость модернизации. В 1977 г. в ее конструкцию внесли ряд изменений, которые позволили увеличить грузоподъемность с 5 до 6 т. Полная масса буксируемого прицепа достигала 8 т. Позже в соответствии с требованиями стандарта на расположение наружных светотехнических приборов была изменена облицовка радиатора. После такого обновления машина в 1978 г. получила обозначение ЗИЛ-130-76.

Следующая модернизация 1980 г. тоже оставила след в индексе базовой модели – она стала называться ЗИЛ-130-80. После нововведений 1986 г. базовому автомобилю присвоено новое обозначение ЗИЛ-431410 – в соответствии с принятой в отрасли системой индексов.

Несмотря на несколько модернизаций изначальная конструкция ЗИЛ-130 уже не отвечала современным требованиям. Тем более с 1986 г. ЗИЛ приступил к выпуску более совершенных дизельных автомобилей семейства «4331».

Последний представитель славного племени «стотридцатых» с порядковым номером 3388312 сошел с конвейера головного завода в Москве 30 декабря 1994 г. Вместе с тем это событие не означало полного прекращения производства автомобиля. Параллельно со столичным предприятием его выпуск с 1991 г. был налажен на дочернем предприятии ЗИЛа – Уральском автомоторном заводе (УАМЗ), куда с 1990 г. было передано производство трехосного ЗИЛ-131. Самобытность облику машины, изготовляемой в Новоуральске на предприятии, которое теперь называется АМУР (Автомобили и моторы Урала), придавали кабина и оперение от ЗИЛ-131. Справедливости ради надо сказать, что установленное на АМУРе оборудование позволяет выпускать все компоненты обоих семейств, за исключением редукторов ведущих мостов, поставляемых со стороны. Предприятие располагает мощностями для изготовления 20 тыс. грузовиков и 40 тыс. двигателей в год.

Потомки «стотридцатого»

Сегодня уральцы предлагают потребителям автомобили семейства АМУР-53131 (4х2), в основе которых лежит конструкция ЗИЛ-130. Устаревший, но надежный и неприхотливый в эксплуатации, а кроме того, доступный по цене грузовик все еще пользуется спросом. Упомянутая модель по-прежнему оснащается кабиной и оперением от ветерана ЗИЛ-131 либо современными и более комфортабельными аналогами, заимствованными от грузовика ЗИЛ-4331.

АМУР-53131 с полезной нагрузкой 6 т оснащается различными типами двигателей. Среди них бензиновый мотор АМУР-456.10 (он же ЗИЛ-508.10) мощностью 150 л.с., альтернативой которому являются дизель – 108-сильный Д-245.12 Минского моторного завода. Автомобили оснащаются и собственными V-образными 8-цилиндровыми агрегатами АМУР-0555 (7,6 л) и АМУР-5551 (6,28 л) мощностью соответственно 145 и 180 л.с. В 2006 г. модификацию АМУР-53131М оснастили 136-сильным дизелем Д-245.9Е2, соответствующим экологическим стандартам Euro 2. Важно, что при размещении двигатели не требуют переделки посадочных мест. Силовые установки агрегатируют с механической 5-ступенчатой коробкой передач. Перечисленные модели – подходящая транспортная база для монтажа различного специального оборудования. В модельный ряд кроме бортового автомобиля, рассчитанного на эксплуатацию при температуре от +55 до –45 °С, входят строительный и сельскохозяйственный самосвалы, вакуумные машины, топливозаправщики и автоцистерны для перевозки топлива и пищевых жидкостей, автогидроподъемники, автобетоносмесители, пожарная техника, коммунальные машины различных типов и пр.

А в столице в течение ряда лет выпускают прямого потомка «стотридцатого», который после оснащения более современной и комфортабельной кабиной от дизельного ЗИЛ-4331, получил обозначение ЗИЛ-433360. Наряду с бортовым автомобилем изготовляют шасси ЗИЛ-433362, предназначенное для установки специальных кузовов и различных надстроек. Кто не желает мириться с прожорливостью бензинового ЗИЛ-508.10, может заказать грузовик с упомянутым дизелем Д-245.9. В этом случае модель носит индекс ЗИЛ-4329.

Читать еще:  Су-2 (ант-51) — советский ближний бомбардировщик

Как видно, точку в полувековой истории ЗИЛ-130 пока еще ставить рано. Сколь долго машине предстоит жить, ответить могут только покупатели.

ЗиЛ-130 — автомобиль с 50-летней историей

ЗиЛ-130 в 1962 году пришёл на смену ЗиЛ-164, который к тому времени морально устарел и требовал срочной замены. За 48 лет производства транспорт стал одним из самых распространённым на советском и постсоветском пространстве. В 90х годов производство машины перевели в Новоуральск на завод «Амур».

Транспорт изначально предназначался для использования в хозяйственной сфере, и только потом в военной. Поэтому автомобиль ЗиЛ-130 окрашивался в голубой и белые цвета. Ранее использовался только цвет хаки. Качество и надёжность авто позволяют использовать его в работе и в наши дни.

История создания

Проектирование нового грузовика начало с 1953 году. Тогда перед специалистами стояла задача заменить устаревшие ЗиС-150 / ЗиЛ-164. Главной проект был назначен А.М. Кригер, а ведущим конструктором стал А.Г. Феста. Изначально ЗиЛ-130 самосвал назывался ЗиС-125. Проектированием транспорта занимались в Днепропетровске, но со временем все чертежи и проектная информация были переданы в Москву.

Опытный образец появился в 1956 году. Он был улучшенной версией первоначального ЗиС-125, получил улучшенную версию и был лишён основных недостатков. За 3 года на заводе было проведено множество тестов и испытаний, по результатам которых было принято решение о немедленном запуске серийного производства автомобиля ЗиЛ-130.

Производство планировали начать в 61-62 годах, но этому помешала внеплановая модернизация завода, начавшаяся в 1961 году. В 1962 году было выпущено около 10 экземпляров грузовика. Это было сделано для отработки всех производственных процессов. В 1963 году в Германии на выставке новая машина получила награду высшей пробы.

Модернизация завода закончилась в 1964 году. Через несколько месяцев после её окончания запустили производство нового авто. Первые произведённые партии по заказу отправились на государственные предприятия по всей России, а уже затем поступили в свободную продажу.

Конструкций

ЗиЛ-130: технические характеристики были отличным для 60х годов, а кого-то устраивают и сегодня. Размеры машины давали возможность свободно передвигаться по городу. Длина грузовика составляла 6,67 метров. Ширина — 2,5 метра, высота — 2,4 метра. Объём кузова — 5,1 кубических метров, а площадь платформы — 8,72 квадратных метра.

Дизайн

На базе этой машины было выпущено множество различных модификаций, которые использовались для выполнения задач разной сложности. Самые значимые реконструкции происходили в 1966 и 1977 годах. Тогда были внесены изменения технического и косметического характеров. Внешний вид у разных экземпляров был разным, так как транспорт мог использоваться в качестве пожарной машины, автокрана, фургона и т.д.

Радиус разворота составляет 7 метров, это позволяет свободно передвигаться по загруженным дорогам современных мегаполисов. Вес самосвала — 4000 килограмм, грузоподъёмность составляет 3 тонны. Мощность даёт возможность перевозить прицепы весом не более 8 тонн.

В 60-х годах дизайн грузовика стал настоящим прорывом. Он постоянно привлекал внимание окружения. Как уже говорилось выше, в цветовом оформлении использовали голубой и белые цвета, отказавшись от армейской расцветки.

Капот был сделан по аллигаторному типу. Крылья были обтекаемыми, качественный обзор водителю обеспечивало панорамное лобовое стекло. В кабине можно было открывать окна и специальный люк для проветривания.

Кузов

Устройство кузова позволяло перевозить грузы различного вида и пассажиров. Задний борт открывался для удобной загрузки. Внутри кузова были лавочки, на которых могло разместить до 16 человек. Они могли подниматься для увеличения места для загрузки. Вместе с машиной шла конструкция для установки тента и само полотно.

Кабина

Для хозяйственных целей выпускался транспорт со стандартной кабиной ЗиЛ-130. Производимые грузовики по армейским заказам окрашивались в цвет хаки, а в салоне были дополнительные канистры для топлива, лопата, топор и ещё несколько инструментов первой необходимости.

Для улучшения обзора в конструкцию было добавлено панорамное лобовое стекло. Такое нововведение одобрили не все, так как привыкли к ветровому стеклу. Его компенсировали открывающиеся окна и люк — через них поступало достаточное количество свежего воздуха. Визитной карточкой машины стала решётка радиатора.

Изготавливалась по цельнометаллической технологии. Рассчитана на двух пассажиров и водителя. Дизайн получился настолько удачным, что его в наши годы нельзя назвать полностью устаревшим. По сравнению с предыдущими поколениями советских грузовиков, уровень комфорта был значительно улучшен. Сидеть за рабочим местом стало удобнее, а ширина кабины была увеличена на 1,2 метра.

Приборная панель была построена с задачей свободного доступа водителю ко всем приборам управления. Водитель имел отдельное кресло, для пассажиров был сдвоенный диван. Обивка была качественной, наполнитель мягким. Водитель мог регулировать своё сиденье в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также настраивать угол наклона спинки.

Этот автомобиль первым из советских получил ГУР. Введение этого механизма улучшило управляемость и безопасность передвижения. В случае дефекта одного колеса ЗиЛ-130 грузовик (при наличии определённых навыков) можно было легко удержать на дороге до полной остановки.

Силовая установка

Двигатель ЗиЛ-130 разрабатывался на базе ЗиЛ-111. Он также получил восемь цилиндров, которые расположили по V-образному типу, но был уменьшен объём под использование бензина АИ-76. Устройство дополнилось двухкамерным карбюратором и ограничителем предельных оборотов.

При создании первого образца конструкторы хотели установить экспериментальный мотор, который имел также восемь цилиндров в форме V и объём 5,2 литра. Такой агрегат развивал 135 лошадиных сил и 3200 оборотов в минуту. Первые тесты показали, что такой мотор не даст грузовику стабильной и качественной работы, поэтому от его использования отказались.

На заводе закрыли производства старых 6-цилиндровых моторов в пользу усовершенствованного 8-цинидрововаго. Некоторые улучшения конструкции позволили увеличить мощность до 150 лошадиных сил. Объём составлял 6 литров, максимальная скорость 90 км/ч и 3000 оборотов в минуту.

Конструкция силового агрегата была дополнена экономайзером и механическим насосом для ускорения. Число оборотов контролировал пневмо-регулятор. Для смазки использовалась система комбинированного вида: масло разбрызгивается по запчастям посредством давления. Дополняла конструкцию система фильтрования, которая была представлена в виде тоненьких металлических пластинок.

Подпиткой двигателя занимался топливный насос, воздух очищался двухуровневым фильтром. ЗиЛ-130 расход топлива составлял 30-40 литров на 100 км. В советские годы такой расход не тревожил владельцев ввиду низкой стоимости бензина. Полного бака хватало на 400-450 километров.

Коробка передач и трансмиссия

Ось самосвала заднеприводная. Сцепление ЗиЛ-130 сухое, имеет один диск. КПП ЗиЛ-130 механическая, имеет пять скоростей, дополненных двумя синхронизаторами. Такое устройство было инновационным для советского машиностроения, в течение последующих лет подвергался некоторым доработкам.

Карданный вал используется для передачи крутящего момента от КПП на задний мост ЗиЛ-130. Машина имела два вала, между которым была опора. Она крепилась к раме ЗиЛ-130. Модели с укороченной базой имели только один вал и были лишены опоры. Коробка передач ЗиЛ-130 в 67-м году поменяла конструкцию. Ведомый вал получил подшипник, изменилось строение шейки вала, подшипник игольчатого типа был заменён на сепаратор.

Читать еще:  Обзор штурмовика ил-16 — описание самолета и его технические характеристики

Впервые ручка переключения передач была обработана резиновым уплотнителем. Он использовался в качестве изоляции, которая спала машину во время преодоления водных преград и обильных осадков. Также для изоляции использовалась специальная паста, которой закрыли крышку коробки ЗиЛ-130 и обработали поверхность масляного картера.

Тормозная система

Все колёса авто имеют тормоза барабанного вида. Они активируются за счёт воздействия пневматического механизма. Запасы воздуха хранятся в резервуаре с давлением, которое выдаёт компрессор ЗиЛ-130, который сделан по механическому типу. Компрессор ЗиЛ-130 имеет два цилиндра, что позволяет работать ему со скоростью 2000 оборотов в минуту. Для охлаждения используется жидкостная система. В основе стояночного тормоза лежит барабан, который блокирует карданный вал при активации.

Преимущества и недостатки

Опытные водители и специалисты выделяют следующие плюсы у данного автомобиля:

  • Низкий ценник;
  • Отсутствие высоких требований к используемому топливу;
  • Компактные размеры, позволяющие работать в условиях современных городов;
  • Дешёвое обслуживание и ремонт;
  • Хорошая проходимость;
  • Наличие ГУРа в конструкции.

К минусам можно отнести:

  • Низкая максимальная скорость и плохой разгон;
  • Быстро ломается, приходится часто ремонтировать;
  • Высокий расход бензина;
  • Плохая шумоизоляция и теплоизоляция салона.

Какой можно сделать вывод?

В 1986 году на производство был поставлен ЗиЛ-4331. Он опережал популярный транспорт по многим показателям. В начале 90х годов ухудшение экономической ситуации вынудило владельцев отказаться от использований «130-го» из-за больших расходов на топливо и ремонт.

Если в наше время человек покупает такую машину для постоянной эксплуатации, ему приходится проделать некоторые перестроения. В частности, ЗиЛ-130 дизель использование позволяет сэкономить средства на расходах на бензин.

Чаще всего, самосвал покупают для реализации творческих задумок. Тюнинг грузовика распространён на постсоветском пространстве. Купить авто можно за 30-50 тысяч рублей, но тогда придётся потратиться на ремонт. Цена экземпляров в хорошем состоянии может доходить до 400 тысяч рублей.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

О чем вы подумаете, услышав «ЗИЛ»? О правительственном лимузине? Или о холодильнике? А может, о лихорадочной застройке бывшей территории завода? Уверен, что у большинства в голове материализуется образ бело-голубой кабины 130-го! Ведь это самая успешная модель бывшего автогиганта, отмечающего в этом году вековой юбилей. Проследим жизненный путь легендарного грузовика: от рождения до ухода на покой.

Первые шаги

К началу пятидесятых ЗИС-150, разработка которого началась еще в довоенный период, морально устарел. ЗИЛ-164, серийный выпуск которого начался в 1957 году, оказался лишь временным решением. По сути, это была глубокая модернизация все той же 150-й модели. Государству требовалась совершенно новая машина. Первые опытные образцы ЗИЛ-130 грузоподъемностью в четыре тонны были построены в конце 1956 года. Под капотом установили рядный шестицилиндровый двигатель ЗИЛ-120, знакомый по предыдущей модели. Но вскоре от этого мотора отказались в пользу нового агрегата. Двигатель V8 рабочим объемом шесть литров выдавал 150 л.с. Степень сжатия была всего 6,5 единиц, зато двигатель мог работать на 72-м бензине. На доводку и испытания автомобиля ушло шесть лет, и первые опытные партии были собраны в 1962 году. Но машины требовали дополнительных доводочных испытаний. Масштабное производство стартовало лишь 1 октября 1964 года.

Двигатель ЗИЛ-508

Явление народу

Грузовик по тем временам получился новаторским, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было c гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна лишь для бездорожья или очень крутых подъемов. Потому ее сделали прямозубой.

Прототип ЗИЛ-130, 1956 г.

Весьма смелым, даже по международным стандартам, был экстерьер грузовика. Внешний вид доверили молодому выпускнику «Строгановки» (Московского художественно-промышленного училища) Эрику Владимировичу Сабо. Ничего подобного до тех пор, да и потом, среди нашей грузовой техники не было. Рельефная решетка радиатора, стильные обводы кабины и, самое главное, панорамное лобовое стекло! Подобным изяществом могли похвастать разве что правительственные ГАЗ-13 Чайка и ЗИЛ-111.

ЗИЛ-130 из первой опытной партии 1962 г.

Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских грузовиков был хаки — чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны. Но 130-й получил небесно-голубую кабину с белым передком. Конечно, были и другие цвета, в том числе и темно-зеленый. Но большинство автомобилей были именно голубого цвета.

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн — больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень выносливым. Расчетный пробег до капитального ремонта в 300 тысяч километров для шестидесятых был очень приличным показателем. В мае 1973 года провели масштабные ресурсные испытания 130-го на автополигоне НАМИ. Дистанцию в 25 тысяч километров он прошел за 12 дней. При этом ни одной поломки зафиксировано не было. Но, невероятно удачная конструкция отчасти стала и проклятьем завода…

ЗИЛ-130 на автокроссе

Запоздалая смена

Само собой, почивать на лаврах никто не собирался. Какой бы удачной ни была конструкция, прогресс не стоит на месте. И нужно готовить преемника. Но в конце 60-х годов конструкторы ЗИЛа были заняты разработкой семейства бескапотных грузовых автомобилей с дизельным двигателем и грузоподъемностью восемь тонн. В декабре 1969 года были собраны первые образцы нового автомобиля ЗИЛ-170, позже превратившегося в КАМАЗ-5320. Лишь в 1976 году, когда было запущено серийное производство КАМАЗов в Набережных Челнах, завод имени Лихачева, наконец, приступил к разработке собственного автомобиля, преемника 130-го. Однако время было упущено. ЗИЛ-130 к тому моменту окончательно устарел.

Самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.

Лишь в 1978 году в производство запустили обновленную машину 130–76, которую легко отличить по видоизмененному «лицу» (подфарники и передние фары поменялись местами). А в 1986-м году автомобиль получил новый индекс — 431410. Но как бы он ни назывался, это был все тот же 130-й, главным недостатком которого оставался прожорливый бензиновый двигатель. И если для КАМАЗа дизельный агрегат был создан Ярославским моторным заводом, то ЗИЛу пришлось разрабатывать собственный дизель с нуля. Работа над автомобилем и двигателем шла долго и мучительно. В итоге преемник 130-го — ЗИЛ-4331 добрался до конвейера лишь в 1987 году. А новым дизельным двигателем ЗИЛ-645 оснащались далеко не все автомобили. Большинство новых машин выпускали с прежним бензиновым мотором.

Длиннобазная модификация ЗИЛ-431510

По сути, новый грузовик был глубоко модернизированной «стотридцаткой» с новой кабиной. Более того, параллельно выпускались оба поколения автомобилей. Последний ЗИЛ-431410 сошел с конвейера уже в постсоветское время — в 1994 году. За тридцать лет выпуска ЗИЛ-130 оброс большим количеством модификаций. А общий тираж составил почти три с половиной миллиона экземпляров! Это делает 130-й не только легендарным, но и одним из самых массовых автомобилей в истории нашего автопрома.

ЗИЛ-4331

Его преемник даже близко не смог достичь той же популярности. С переходом на рыночную экономику среднетоннажник с бензиновым мотором оказался не у дел. Дизельный двигатель ЗИЛ-645 был сырым и требовал доработки, денег на которую уже не хватало. Завод пытался наладить выпуск модели 4331 с двигателями ММЗ и Caterpillar. Но все тщетно. Спрос оживил разработанный в короткие сроки «Бычок» ЗИЛ-5301, но эффект оказался временным. Чем все закончилось для ЗИЛа, мы прекрасно знаем. Впрочем, это уже совсем другая история. А 130-й и сегодня продолжает верой и правдой служить во многих предприятиях и хозяйствах. Этот пенсионер давно заслужил покой. Но я уверен, что мы еще долго будем встречать легендарный грузовик на дорогах.

Читать еще:  В украине планируют приступить к испытаниям противокорабельного комплекса «нептун»

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130 серийный грузовик 1962—2014 гг.

фотография ЗИЛ-157

ЗИЛ-130. В 1953 году на ЗиСе начались проектные работы над опытным грузовиком ЗИС-125(заводской индекс ЗИС-125М). Этот автомобиль и стал прототипом 130-го. Первые образцы собрали в 1957 году. Серийное производство запустили в 1962 году, а спустя пару лет в 1964 году наладили массовый выпуск.

фотография ЗИС-125

«ЗИС-125» постоянно совершенствовался, и в 1956 году собрали его новую версию уже с другой внешностью и под индексом «ЗИЛ-130».

фотография ЗИС-130 опытные образцы

фотография ЗИЛ-130В полуприцеп

Для организации выпуска грузовика «ЗИЛ-130» была проделана огромная работа. Достаточно сказать, что только штампов было изготовлено около 3600 шт. И это не считая 10 тысяч различных приспособлений, более 37 тысяч наименований различного специализированного инструмента. Постановка на конвейер автомобилей «ЗИЛ-130» и V-образных двигателей к ним привели смежные отрасли к необходимости освоения в производстве высокооктанового топлива, новых сортов моторных масел, рабочих жидкостей, а также принципиально новых лакокрасочных и обивочных материалов, резинотехнических изделий и пластмасс.
Конструкция и технология производства 130-го привнесли в автомобильную отрасль СССР ряд приоритетов. С автомобилем «ЗИЛ-130» в отечественную автомобильную индустрию пришли: гидроусилитель рулевого управления, синхронизированная коробка передач с косозубыми шестернями постоянного зацепления, новая конструкция шарниров карданной передачи, трехместная кабина (предыдущие были двухместными), система обмыва ветрового стекла, предпусковой подогреватель двигателя и др.
В 1959 году были произведены заводские испытания новых грузовиков, затем приемочные, а в 1961-1962 гг. завод должен был без остановки производства перейти на выпуск автомобилей ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131.Первые 5 предсерийных «ЗИЛов-130» были изготовлены в 1962 году. Для опытной эксплуатации их передали на Ярославский шинный завод. «Почти серийные» автомобили начали сходить с конвейера в 1963 году, но массовый выпуск начался только 1 октября 1964 года, когда полностью завершилась генеральная реконструкция завода.

фотография ЗИЛ-130Г прицеп 1966-1974 гг.

Автомобили первых серийных выпусков поступили в автотранспортные предприятия Москвы, Тулы, Ялты, Ярославля и Душанбе. Почти всех поражало необычно красивое для грузовиков того времени внешнее оформление: панорамные ветровые стекла, капот аллигаторного типа, обтекаемые крылья с плавными обводами и выразительная светло-серая или белая решетка радиатора.
ЗИЛ-130 первый грузовой автомобиль ЗИЛа, который стали получил штатнуб гражданскую окраску — белый и голубой; до этого все грузовики этого производителя окрашивались в «военный» хаки.
Кузов машины представлял собой деревянную платформу с металлическими поперечными брусьями основания, с откидными задним и боковыми бортами. Предусматривалась установка надставных бортов и тента с каркасом. Трехместная кабина располагалась за двигателем. Сиденье водителя регулировалось по длине, высоте и наклону спинки.

Двигатель ЗИЛ-130

На автомобиль устанавливали 8-цилиндровый 4-тактный карбюраторный двигатель объемом 6 л, мощностью 150 л.с./3200 об и с крутящим моментом 402 Нм/1900 об. Максимальная скорость достигала 90 км/ч. Средний расход бензина А-76 при скорости 40 км/ч — 29 л на 100 км. Двигатель агрегатировался с 5-ступенчатой механической коробкой передач, имевшей синхронизаторы на 2, 3, 4 и 5-й передачах.

фотография двигатель ЗИЛ-130

Оснащение ЗИЛ-130

Грузоподъемность ЗИЛ-130 первых лет выпуска составляла 4 тонны, но поскольку они обладали большим запасом прочности, то уже в 1965 году ее увеличили до 5 тонн, а в 1977 году начали выпуск модернизированной модели — ЗИЛ-130-76, имевшей грузоподъемность 6 тн и способной буксировать прицеп с допустимой массой 8 тн при собственной массе 4300 кг. «76-й» отличался и внешне: у него была изменена облицовка радиатора и более низко располагались фары.
Рулевой механизм представлял собой винт с шариковой гайкой на циркулирующих шариках и поршень-рейку, зацепляющуюся с зубчатым сектором вала сошки; гидроусилитель — встроенный.
Передняя подвеска на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами. Задняя включала в себя телескопические амортизаторы на продольных полуэллиптических рессорах, с дополнительными рессорами.
Тормоза барабанные на все колеса, с пневматическим приводом. Колеса — дисковые, обод 7,0-20, крепление на 8 шпильках. Размер стандартных шин 9.00R20 (260R508).

Модернизации ЗИЛ-130

Наиболее значительные модернизации ЗИЛ-130 были произведены в 1966 (ЗИЛ-130-66) и 1977 (ЗИЛ-130-76) годах. На базе «130-го» выпускались бортовые автомобили, фургоны, строительные и сельскохозяйственные самосвалы, автоцистерны, автокраны, пожарные машины и т.д. До 1986 года насчитывалось 35 версий данного грузовика с различными кузовами и оборудованием, отличавшихся колесной базой, типом привода, климатическим исполнением и комплектацией.

Машины первых опытных партий имели старые колеса с дисками от ЗИЛ-164А, инструментальный ящик, закрепленный сзади под платформой, маленькое круглое зеркало заднего вида (также от ЗИЛ-164А). Облицовка радиатора заметно отличалась от серийных машин, а капот не имел вентиляционных горизонтальных отверстий. Заднее стекло закрывалось защитной металлической сеткой. Выпускавшиеся серийно автомобили получили измененную облицовку радиатора и капот, два зеркала заднего вида прямоугольной формы на кронштейнах совершенно иной формы, новые диски колес с четырьмя отверстиями. Инструментальный ящик перенескли под платформу над бензобаком.
С февраля 1971 года автомобили стали оснащать платформой с пониженной высотой бортов (575мм против 685мм), таких же, как у длиннобазного ЗИЛ-130Г1. Внешне кузов ЗИЛ-130 стал ниже на одну доску — пять вместо прежних шести.С января 1974 года на передних крыльях появились повторители поворота оранжевого цвета. В конце того же года начали выпускаться шасси ЗИЛ-130АН с колесной базой 3800мм, и шасси ЗИЛ-130К (с базой 3300мм), оснащенные рядным шестицилиндровым двигателем ЗИЛ-157Д. Внешних отлдичий от аналогов с V-образными моторами эти автомобили не имели. Тогда же, в 1974 году, машины стали комплектоваться новыми зеркалами заднего вида большего размера (300х150мм против прежних 200х100мм).
С 1977 небольшими партиями начала изготавливаться модификация ЗИЛ-130ГУ с особо длинной базой (5600мм), предназначенная для перевозки длинномерных легковесных грузов. С 1978 года все автомобили семейства ЗИЛ-130 получили новую облицовку радиатора (старая — здесь и здесь). Исчез своеобразный козырек над фарами, подфарники стали устанавливаться над фарами. Изменилась и зрительно расширилась средняя часть облицовки, получив два ряда небольших прямоугольных отверстий. С июня 1980 года автомобили ЗИЛ-130, ЗИЛ-130В1, ЗИЛ-130Г, ЗИЛ-130Д, ЗИЛ-130Б, предназначенные для работы с прицепным составом, начали оснащать опознавательным знаком «Автопоезд» — три оранжевых фонаря на крыше кабины. С сентября 1992 года ЗИЛ-130 выпускается на Уральском автомоторном заводе (УАМЗ) в г.Новоуральск. Эти автомобили были упрощенным вариантом ЗИЛ-431410 с оперением, унифицированным с автомобилем ЗИЛ-131Н.

Огромной популярностью пользовались шасси «ЗИЛ-130» для изготовления всевозможных специализированных автомобилей. Фургоны и автоцистерны, топливозаправщики и буровые установки, автокраны и передвижные мастерские, пожарные, мусороуборочные, поливочно-моечные машины — различных моделей спецмашин на шасси 130-го существовало бессчётное количество.

В начале 80-х годов XX века была разработана газобаллонная модификация ЗИЛ-138, предназначенная для работы на смеси углеводородных газов пропан-бутан. Бензиновая система выполняла роль резервной. Кроме бортового автомобиля в семейство ЗИЛ-138 входили седельный тягач ЗИЛ-138В1 и шасси строительного самосвала ЗИЛ-138Д2.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector