0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем американские военные осваивают полярные широты

НАТО в Арктике. Потенциал, проблемы, отставание

Зарубежные страны, входящие в Североатлантический альянс, проявляют постоянный интерес к арктическому региону. Заполярье сулит известные выгоды экономического, политического и военного характера, что привлекает особое внимание близлежащих стран. Тем не менее, для получения всех преимуществ и возможностей, связанных с Арктикой, необходимо прилагать серьезные усилия. Так, страны НАТО планируют расширять деятельность в регионе, однако пока им приходится сталкиваться с существенными трудностями.

Поводы для конкуренции

Интерес разных стран к Арктике имеет под собой несколько основных причин. Одни из них привлекают только отдельные страны региона, тогда как другие могут заинтересовать и другие государства. Все эти причины и факторы связаны с экономикой, политикой и военными планами.

Прежде всего акватории Северного Ледовитого океана привлекают военных. Крупные участки, закрытые льдом, могут использоваться в качестве удобных позиционных районов для развертывания стратегических подводных ракетоносцев. Современные АПЛ могут оставаться подо льдом в течение длительного времени, тогда как их поиск в таких условиях оказывается крайне сложной задачей. Кроме того, океан и ближайшие моря позволяют ускорить переброску боевых кораблей в нужные районы Северного полушария.

Вторая причина интереса к Арктике – запасы полезных ископаемых. Уже ведется разработка некоторых месторождений, но большая их часть все еще остается нетронутой. В дальнейшем, по мере выработки разведанных и освоенных месторождений, государства и частные организации будут проявлять все больший интерес к новым объектам в Арктике. При этом вопрос принадлежности новых месторождений необходимо решать уже сейчас.

Еще одним серьезным фактором в контексте Арктики является Северный морской путь. Эта морская трасса позволяет оптимизировать перевозки между Европой и Азией – она оказывается примерно вдвое короче маршрута, проходящего через Индийский океан и Суэцкий канал. Ускорение перевозок дает известную выгоду, хотя и связано с некоторыми трудностями.

В контексте Севморпути имеется еще один любопытный фактор, не остающийся без внимания НАТО. Этот маршрут находится в пределах исключительной экономической зоны России, и Москва вводит новые правила прохода по нему. Теперь третьи страны обязаны оповещать Россию о намерении провести суда по Севморпути. В случае нарушения этих нормативов судно-нарушитель могут задержать. Таким образом, Россия закрепляет свой приоритет в северных морях.

В теории к действиям в Арктике и близлежащих районах могут быть привлечены вооруженные силы почти всех стран НАТО. Впрочем, реальные возможности Альянса гораздо скромнее. Заполярье имеет свои особенности, накладывающие определенные ограничения. Для работы в северных широтах требуются корабли с соответствующими характеристиками и особые суда обеспечения. Сухопутные войска, в свою очередь, нуждаются в особой материальной части.

Непосредственно у полярного круга расположены всего несколько стран НАТО: США (Аляска), Канада, Дания (Гренландия), Исландия и Норвегия. В этих странах имеются многочисленные порты и военные базы, которые могут использоваться как собственными армиями, так и вооруженными силами стран-союзников. В ходе различных учений НАТО регулярно отрабатывает переброску войск из одних стран в другие, в том числе в арктический регион. В подобных мероприятиях ведущую роль, как обычно, играют США, но нередко к учениям привлекают и «южные» страны НАТО.

Таким образом, в минимальные сроки на арктические базы могут прибыть различные соединения и подразделения из нескольких стран Альянса. Речь идет о представителях всех основных родов войск. Наличие подобных логистических возможностей дает НАТО известные преимущества, которые, в свою очередь, оказываются поводом для беспокойства. Вероятный противник может формировать требуемую группировку войск, состав которой достаточно сложно спрогнозировать.

Регулярно проводятся различные учения. Так, осенью прошлого года на сухопутных и морских полигонах Норвегии и близлежащих стран прошли маневры Trident Juncture 2018 – крупнейшее мероприятие такого рода с 2002 года. Широкую огласку получили инцидент с затоплением норвежского фрегата KNM Helge Ingstad (F 313) и многочисленные жалобы на плохую подготовку матчасти личного состава. Тем не менее, учения признаны удачными. При всех проблемах, они позволили отработать взаимодействие 31 армии разных стран и выявить слабые места в подготовке.

Несколькими месяцами ранее, весной прошлого года, прошли очередные учения флотов ICEX. В рамках этого мероприятия три подлодки США и Великобритании отработали действия подо льдом, поиск удобных мест для всплытия, собственно всплытия, а также стрельбу торпедами в сложных условиях. Параллельно прямо на льду был развернут лагерь для обслуживания подлодок. Учения показали способность подводных сил стран НАТО работать в сложном и приоритетном районе.

Таким образом, при получении соответствующей задачи командование армий НАТО способно в кратчайшие сроки перебросить в Арктику необходимые части и соединения, организовав достаточно мощную группировку. При этом подводные силы ведущих стран Альянса в состоянии организовывать постоянное дежурство в покрытых льдом акваториях, что дает им определенное преимущество. Параллельно в северные моря могут выходить группы надводных кораблей.

Проблемы, организационные и не только

Впрочем, не стоит переоценивать потенциал Североатлантического альянса в Арктике. События последних лет наглядно показывают, что реальные возможности НАТО в регионе серьезно ограничиваются целым набором объективных факторов. При внимательном рассмотрении ситуации можно увидеть, что Альянсу не хватает необходимых кораблей и судов обеспечения, матчасть сухопутных войск не соответствует требованиям, а системы управления и снабжения войск недостаточно совершенны для работы в суровых условиях.

Специфику работы в Арктике и связанные с ней риски можно рассмотреть на примере нескольких инцидентов, произошедших в ходе осенних маневров Trident Juncture 2018. Так, накануне начала учений десантный корабль ВМС США USS Gunston Hall (LSD-44) попал в шторм недалеко от Исландии и получил существенные повреждения. Из-за необходимости ремонта корабль не смог принять участие в учениях. В первые дни учений ВМС Канады столкнулись с поломками оборудования на двух кораблях. Устранение неполадок было затруднено погодными условиями.

8 ноября из-за проблем с навигацией и слежением за обстановкой в судоходном районе норвежский фрегат KNM Helge Ingstad (F 313) столкнулся с танкером. Корабль с пробоиной удалось посадить на мель, но позже он ушел под воду. ВМС Норвегии пришлось организовывать специальную спасательную операцию.

Сухопутная часть учений прошла с проблемами для войск Нидерландов и Словении. Бойцы этих стран жаловались на обмундирование, не соответствующее норвежскому климату. На автодорогах имели место несколько дорожно-транспортных происшествий с участниками маневров из разных стран. Причиной части аварий стал банальный гололед.

Организация и проведение учений являются весьма сложным делом, и любая армия не застрахована от проблем. Однако при действиях в Арктике любые риски увеличиваются в связи с особым климатом и труднодоступностью некоторых районов. Как показывают прошлогодние учения НАТО в северных морях, те или иные естественные или «рукотворные» проблемы могут приводить как к травмам или авариям, так и к потере боевых кораблей.

По результатам не самых удачных учений НАТО уже сделаны определенные выводы. В ближайшем будущем будет уделено особое внимание обмундированию личного состава, а также подготовке к работе в сложных условиях северных широт. Флоту предстоит учиться правильно работать в районах с активным судоходством и реагировать на проблемы или угрозы.

В контексте потенциала НАТО в Арктике широкую известность получили проблемы Соединенных Штатов в области обеспечения работы ВМС. Для эффективных действий в арктических морях флот нуждается в военно-морских базах и судах обеспечения. США испытывают недостаток и того, и другого – имея необходимую инфраструктуру и вспомогательный флот в других регионах.

Неоднократно и на разных уровнях отмечалось, что США не имеют ни одной крупной собственной военно-морской базы к северу от Полярного круга. Для работы в Арктике американскому флоту приходится использовать удаленные базы или задействовать зарубежные порты. Основная масса кораблей вполне способна работать в заполярье, однако нуждается в помощи вспомогательных судов. В первую очередь, для их работы необходимы ледоколы.

Береговая охрана США располагает достаточно многочисленным ледокольным флотом, однако в нем имеется всего два судна тяжелого класса. Ледокол USCGC Polar Star (WAGB-10) служит с середины семидесятых годов. Его систершип USCGC Polar Sea (WAGB-11) стоит в резерве с 2010 года и нуждается в ремонте. 20 лет назад в эксплуатацию ввели судно USCGC Healy (WAGB-20). Два тяжелых ледокола соответствуют требованиям и могут осуществлять проводку судов по разным маршрутам.

Читать еще:  Гранатомет рпг-7: ручной, противотанковый, устройство, технические характеристики (ттх)

Однако такой «флот» недостаточен для обеспечения работы ВМС, как вблизи берегов США, так и на удалении от них. Привлечение двух ледоколов связано с определенными организационными трудностями, поскольку береговая охрана взаимодействует не только с военно-морскими силами, но и с торговым судоходством. Взаимодействие с ледоколами третьих стран, например Канады, связано с теми же проблемами.

На протяжении последних лет обсуждается необходимость строительства еще одного нового тяжелого ледокола, но этот вопрос был решен лишь недавно. В 2018 году был утвержден план финансирования строительства стоимостью 750 млн долларов, но затем эти деньги предложили отправить на укрепление границы с Мексикой. Лишь в этом году строительство нового судна утвердили, и в обозримом будущем начнутся реальные работы.

Противник не дремлет

НАТО принимает различные меры для усиления своего потенциала в Арктике, но пока полученные результаты выглядят бледно – на фоне успехов других стран. Основным конкурентом Альянса в регионе является Россия, уже располагающая развитой арктической группировкой, включающей разнородные силы и войска, а также базы и средства обеспечения.

Основные задачи по защите арктических рубежей России решает Объединенное стратегическое командование «Северный флот». В зону ответственности этого ОСК входят акватории Северного Ледовитого океана и его морей от Кольского полуострова до Чукотки. К защите региона также могут привлекаться гарнизоны Центрального и Восточного военных округов, прикрывающие побережье северных морей.

Сейчас осуществляется модернизация существующих объектов, а также строятся новые базы в удаленных районах. Уделяется особое внимание всестороннему развитию Северного флота. Для экономической и военной деятельности на Севморпути Россия использует целый флот ледоколов. Особую роль играет ФГУП «Атомфлот», эксплуатирующее четыре атомных ледокола и один атомный лихтеровоз. На разных стадиях строительства и испытаний находятся еще четыре судна с ядерной энергоустановкой.

Имеющиеся возможности позволяют России полностью контролировать стратегически важные районы в судоходном и военном отношении. Таким образом, провозглашенный приоритет над Северным морским путем оказывается подкреплен реальными аргументами, с которыми вряд ли стоит спорить.

Следует отметить, что конкурентом НАТО в арктическом регионе оказывается не только Россия, но и Китай. Еще в 2012 году китайское исследовательское судно-ледокол «Сюэлун» совершило первый рейс по Севморпути. В ближайшем будущем планировалось построить полноценный собственный ледокольный флот и организовать регулярные рейсы торговых судов через северные моря. Впрочем, первый контейнеровоз с коммерческим грузом Китай провел только летом и осенью 2018 года.

Судя по открытым данным и официальным заявлениям, Китай рассматривает Северный морской путь только в качестве удобнейшего торгового маршрута. «Полярный шелковый путь» вдвое короче традиционного маршрута, использующего Индийский океан, Суэцкий канал и Средиземное море. Пекин желает развивать это направление, и для получения экономических выгод готов сотрудничать с Россией.

Высказываются прогнозы, согласно которым в отдаленном будущем Китай также может использовать северные моря для реализации своих военно-политических интересов. Действительно, он уже строит ледокольный флот и располагает достаточно мощными военно-морскими силами. Однако пока китайские ВМС сосредоточены у берегов страны и основной их целью является демонстрация флага в ближайших морях с последующим выходом в Тихий океан.

Таким образом, «завоевание» Северного Ледовитого океана китайским флотом пока можно относить к отдаленной перспективе. На ближайшие годы у ВМС Китая есть более серьезные военные задачи, тогда как экономические выгоды можно получать уже сейчас – сотрудничая с Россией в сфере проводки кораблей по маршрутам в ее исключительной экономической зоне.

НАТО против объективных факторов

Арктика представляет большой интерес для НАТО в целом и отдельных стран-участниц по целому ряду причин. Этот регион важен в экономическом, политическом и военном отношении. Страны Альянса уже контролируют часть арктического региона – вблизи своих берегов и границ. При этом в интересах НАТО расширение зон полного контроля, что позволит получить известные преимущества и выгоды.

Однако НАТО сталкивается с серьезными проблемами разного рода, серьезно сокращающими реальный потенциал. В первую очередь, работе мешает специфический климат, затрудняющий деятельность, а также требующий привлечение специальной техники и иной матчасти. Также возникают особые требования к грамотному управлению и организации. Дополнительным фактором, затрудняющим достижение поставленных целей, являются успехи зарубежных стран в экономическом и военном освоении Арктики.

Таким образом, для получения всех желаемых результатов и выгод Североатлантическому альянсу необходимо решить целый ряд сложных задач. Нужно обеспечить полноценную и свободную деятельность сухопутных войск, ВВС и ВМС в северных широтах за счет новых образцов техники и правильной организации работ. Одновременно необходимо готовиться к противостоянию с вероятным противником, имеющим серьезные преимущества в освоении региона.

Согласно разным прогнозам, в обозримом будущем может начаться настоящая борьба за Арктику, и победитель этого противостояния получит самые серьезные преимущества во всех сферах. Как ясно уже сейчас, далеко не все потенциальные участники борьбы могут рассчитывать на легкую победу. Если страны НАТО желают доминировать в регионе – им предстоит крепко поработать и усовершенствовать свои вооруженные силы для будущей борьбы.

Холодная война. Как США пытаются ослабить влияние России в Арктике

По словам министра ВМС США, усиление военной мощи в северных широтах должно стать ответом «некоторым странам на их чрезмерные притязания».

Американский Белый дом обеспокоен растущим влиянием России в Арктике и намерен его ослабить. В частности, как сообщают западные СМИ, Вашингтон собирается направить в северные широты военный корабль, назвав это «операцией по обеспечению свободы судоходства». А на Аляске недалеко от российских границ восстановит работу одна из американских военных баз. Лайф разобрался, как США намерены бороться с российским влиянием в Арктике и какие сложности их ждут.

И хочется, и колется

Глобальное потепление и таяние льдов в северной полярной зоне даёт новые возможности для действий Военно-морского флота США, а именно: на лето запланирован поход американского военного корабля в арктические воды. Об этом сообщает издание Wall Street Journal. Газета ссылается на слова министра ВМС США Ричарда Спенсера о том, что миссия станет первой операцией американских ВМС в Арктике и призвана дать ответ на «чрезмерные притязания некоторых стран». Прежде всего, конечно, имеется в виду Россия. Впрочем, высокопоставленный военный чиновник уточнил, что пока никакого конкретного плана нет, он лишь разрабатывается, да и судно для совершения такой операции ещё не определено.

Но даже такие пока что туманные заявления представителя Пентагона не являются далёкими от реальности, как может показаться на первый взгляд. Ведь о необходимости срочного освоения Арктики в Вашингтоне говорят не первый год. Более того, Счётная палата США даже составляла отчёт по наиболее оптимальному развитию и освоению полярных территорий. Правда, основной постулат американских экспертов заключался не в создании арктической группировки войск или строительстве атомного ледокольного флота, а в том, что США поможет глобальное потепление.

Согласно данным Национального центра по снегу и льду США, приведённым в статье WSJ, в 2018 году наблюдался третий результат по уровню таяния льдов начиная с конца 1970 годов. Что, по мнению западных экспертов, представляет уникальный шанс для США по освоению арктической зоны и ранее недоступных залежей нефти и газа. А это не менее 22% от всех мировых запасов углеводородов, считает Геологическая служба США.

Но тут американские интересы упираются сразу в несколько проблем. Первая и главная — практически все границы северных государств (Россия, США, Канада, Норвегия и Дания. — Прим.ред.) и, соответственно, полагающиеся им ресурсы уже определены. Пересмотр этих положений означал бы прямой конфликт, что представить крайне сложно, учитывая, что речь идёт о ядерных державах — РФ и Соединённых Штатах.

Второе — глобальное потепление — действительно может облегчить доступ к ресурсам Арктики, однако лишь в летний период, когда и планируется поход американского военного корабля. В остальное время года без ледоколов на севере фактически делать нечего.

Догнать и обогнать Россию

В настоящий момент Россия не только обладает самым крупным ледокольным флотом, но и является единственной страной, обладающей флотом атомных ледоколов, без которых не обходится практически ни одна сложная экспедиция в Центральной Арктике. В то время как у США в наличии есть лишь два ледокола. Это тяжёлый ледокол «Полярная звезда», второй более низкого ледового класса — «Хили». К тому же оба этих корабля работают в данное время на антарктическом направлении.

Читать еще:  Соревнования с тепловизором

В 2018 году президент США Дональд Трамп подписал военный бюджет, которым предусмотрено строительство шести новых тяжёлых ледоколов. Однако что именно это будут за суда, какого ледового класса, будет ли на них вооружение и когда начнётся их строительство — всё это неизвестно. Заявляется лишь о намерении послать летом в Арктику один боевой корабль. Но, как сказал Лайфу член экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский, данный поход — это лишь демонстрация намерений, за которой вряд ли последует реальная военная экспансия США в регионе.

— У США нет военного ледокольного флота от слова «совсем». Количество гражданских ледоколов мизерное. Они северо-западный проход вообще не рассматривают как маршрут переброски межфлотских группировок. Например, с Тихого океана на Атлантику. Они ориентируются исключительно на Панамский канал. Этот планируемый на лето проход военного корабля в арктических международных водах ничего не меняет абсолютно. Это чисто демонстративное действие, которым США заявляют, что тоже могут плавать в этих широтах, — пояснил военный эксперт.

Но если с арктическим флотом у США дела обстоят плохо, то возможностей авиационной поддержки и поддержания круглогодичных военных баз в северных широтах полно. По крайней мере, финансовых. В частности, согласно статье WSJ, в ближайшее время возобновит свою работу военная база на острове Адак, входящем в состав Алеутского архипелага, где от ближайшего американского берега до российских границ немногим более 300 километров.

Военная база на Адаке действовала с 1942 года по 1997 год. На острове имеется взлётно-посадочная полоса, однако есть и возможности для развития порта, чтобы принимать военные корабли. Газета цитирует министра ВМС США Ричарда Спенсера, что данная база имеет уникальные перспективы для развития, а именно для переброски туда военных кораблей. Кроме того, помимо увеличения воинского контингента, на острове могут быть размещены патрульные противолодочные самолёты Boeing P-8 Poseidon.

Этот остров, несомненно, может стать важным перевалочным пунктом для американского флота и авиации. Однако и тут есть две проблемы. У США крайне мало опыта в создании и поддержке военных баз в северных широтах. Вторая — Адак всё же находится значительно южнее арктических вод и позволяет контролировать лишь малую часть северно-западного прохода и Северного морского пути. Но американские эксперты отмечают, что Адак может стать центром противостояния на севере не столько России, сколько Китаю.

При чём тут Китай?

Не только Россия является предметом столь серьёзного беспокойства Вашингтона. Китай уже не первый год называет себя «околоарктической державой». В частности, самым перспективным проектом Поднебесной называется создание «полярного Шёлкового пути», под которым подразумевается Северный морской путь, пролегающий вдоль российских берегов.

— Китай пытается активно действовать в Арктическом регионе. Потому что Китай заинтересован в функционировании Северного морского пути, который обеспечивается российскими средствами навигации, лоцманского сопровождения, ледокольным флотом. Сейчас экспортно-импортные операции КНР в основном проводит по морским путям, которые идут через Южно-Китайское море и Малаккский пролив. Это регионы, плотно контролируемые США, Японией и их союзниками. Так что Китай правильно делает, что закладывается и на альтернативные маршруты, — рассказал Лайфу эксперт Виктор Мураховский.

Интерес Китая к Северному морскому пути вызван ещё и тем, что он на несколько тысяч километров короче традиционного маршрута в Европу через Суэцкий канал. А это снижает время доставки товаров и их стоимость. Кроме того, КНР называют потенциально главным потребителем российских арктических продуктов — сырой нефти и природного газа.

Таким образом, Арктика для США хотя и является самым перспективным регионом для развития в силу наличия там природных богатств, но одновременно станет и головной болью из-за подавляющего присутствия там их главных геополитических противников — России и Китая. Ухудшает позиции Соединённых Штатов и значительное технологическое и инфраструктурное отставание в сфере освоения северных территорий. Об этом, кстати, неоднократно заявлял и бывший госсекретарь Рекс Тиллерсон, которого почти сразу после скандального заявления «попросили» уйти в отставку.

По оценкам американских экспертов, Вашингтону потребуется не менее 10 лет, чтобы нарастить силы и мощности для противостояния России в Арктике. Однако эти планы не учитывают такого игрока, как Китай, который намерен в будущем отказаться и от помощи российского ледокольного флота, создав свой собственный. Что поставит США в ещё более тяжёлое геополитическое положение.

«Возможности Пентагона крайне ограниченны»: зачем в США призывают нарастить военный потенциал в Арктике

Россия может нанести главный удар по территории США через Арктику, используя крылатые ракеты, бомбардировщики и гиперзвуковые вооружения. Об этом заявил глава Северного командования Вооружённых сил США генерал Терренс О’Шонесси, отвечающий за оборону континентальной части Соединённых Штатов.

Выступая на слушаниях, которые прошли под эгидой комитета по делам Вооружённых сил нижней палаты конгресса, он призвал наращивать военный потенциал Америки в арктическом регионе. Арктику О’Шонесси назвал «передовой линией обороны» США.

«Если мы не предпримем действий сейчас, то будет складываться ситуация, когда у нас будут неравные возможности (с Россией. — RT)», — заявил американский генерал.

Официальные лица Соединённых Штатов не в первый раз говорят о необходимости усилить военный потенциал США за Полярным кругом. Так, 6 мая на полях Арктического совета в Хельсинки, госсекретарь США Майк Помпео сообщил, что Пентагон будет реагировать на «дестабилизирующую активность России» в Арктике. По его словам, американцы намерены проводить здесь военные учения, наращивать присутствие в этом регионе своих Вооружённых сил и восстанавливать флот ледоколов.

«Отразить любую атаку»

Необходимость договариваться по вопросам безопасности в данном регионе очевидна, считают аналитики. При этом они сомневаются, что американцы действительно готовы начать полномасштабную гонку вооружений в Арктике.

«Пока со стороны США есть только заявления. Американцы время от времени пугают наращиванием своего военного потенциала в Арктике, но реально у них там практически ничего нет. Сейчас у Соединённых Штатов есть только атомные подводные лодки, которые могут ходить подо льдами Северного полюса, и то недалеко, пока их не перехватят отечественные субмарины», — подчеркнул в беседе с RT военный эксперт Виктор Литовкин.

По его мнению, в Пентагоне отлично понимают, что возможности американских военных в Арктике крайне ограниченны, в то время как Вооружённые силы России давно уже освоили этот регион.

«Непонятно, что США там вообще смогут разместить. Да, наши ракеты способны через Северный полюс достать территорию Соединённых Штатов. Вот пусть американцы в своём полушарии создают что хотят, чтобы защититься. В Восточное полушарие их не пустят, и это очевидно. Наши гарнизоны в Арктике вооружены всем необходимым, чтобы отразить любую атаку в любом направлении», — уверен эксперт.

Литовкин полагает, что о «российской угрозе» представители Белого дома и Пентагона заговорили для того, чтобы конгресс санкционировал военный бюджет на 2020 год.

«Он и так будет беспрецедентным, а значит, его не примут без споров», — говорит Литовкин.

Напомним, бюджетный запрос на оборонные нужды на 2020 год, который направила в конгресс администрация Дональда Трампа, составляет $750 млрд.

«Таким образом, планируется побить рекорд 2019 года, на который у США заложен самый большой в истории страны военный бюджет: $707 млрд. Естественно, военные и президент заинтересованы в том, чтобы конгрессмены такие сумасшедшие траты поддержали. Кроме того, в военно-промышленном комплексе и Пентагоне идёт конкуренция, кому больше денег достанется. С желанием освоить больше средств, скорее всего, и связано заявление О’Шонесси», — резюмирует эксперт.

«Закрепиться в Арктике»

Масштабные планы Вашингтона по милитаризации региона с настороженностью встретили в граничащих с Арктикой странах. Так, президент Финляндии Саули Ниинистё предложил созвать в Хельсинки специальный межправительственный саммит, посвящённый вопросам безопасности в Арктическом регионе, сообщила финская газета Ilta-Sanomat.

По его словам, это необходимо, так как у Арктики больше нет «иммунитета к напряжённости».

«К сожалению, мы не можем уже исключить конфликты в рамках политики силы», — сказал Ниинистё.

Читать еще:  Спортивная жизнь боевого оружия

Эксперты называют предложение Ниинистё ожидаемым и закономерным. Официальный Хельсинки неоднократно выступал с инициативами, касающимися международного сотрудничества. Именно Финляндия в 1996 году предложила созвать Арктический совет, напомнил в беседе с RT профессор кафедры интеграционных процессов МГИМО, эксперт по геополитическим проблемам современной Арктики Лев Воронков. На сегодняшний день это единственный межправительственный форум, посвящённый защите уникальной природы северной полярной зоны, подчеркнул эксперт.

«Финляндия в течение двух лет, вплоть до мая текущего года, была страной — председательницей Арктического совета. Вопросы, связанные с безопасностью, не относятся к числу тех, что обсуждаются на этом форуме. Тем не менее их там то и дело поднимают. Поэтому Хельсинки выступил за проведение отдельного саммита по безопасности», — отметил Воронков.

По его словам, Финляндия не заинтересована в том, чтобы в Арктике началось соперничество крупных держав. Ведь только сохранение существующего положения позволит небольшим арктическим государствам оставить под своим контролем природные богатства региона, подчёркивает эксперт.

«Арктика — это углеводородные, минеральные, биологические ресурсы. Потепление климата может облегчить к ним доступ. Де-факто эти ресурсы уже поделены, так как в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года двухсотмильные шельфовые зоны принадлежат прибрежным арктическим государствам», — говорит Воронков.

По его словам, восемь стран, фактически контролирующих Арктику, — Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США — пока ещё продуктивно сотрудничают и готовы совместно отстаивать общие интересы. Но если в регионе начнётся гонка вооружений, то между ними неизбежно возникнут разногласия, и тогда ситуацией могут воспользоваться другие государства, утверждает эксперт.

С точки зрения Льва Воронкова, многие неарктические государства стремятся изменить текущий статус арктических пространств, чтобы получить доступ к их ресурсам.

«Дипломатическая активность в этом направлении будет продолжаться. Отказываться от надежды добраться до ресурсов северных широт неарктические государства не станут», — утверждает Воронков.

Крайний Север представляет особую ценность для многих государств ещё и из-за своего выгодного геостратегического положения.

«Изменение климата приводит к тому, что в Арктике открываются новые морские торговые маршруты. Речь идёт о Северном морском пути по российской части Северного Ледовитого океана и о Северо-западном проходе вдоль арктического побережья Канады и США. В перспективе эти маршруты могут поменять очень многое в системе мировой торговли. Этим объясняется интерес к ним со стороны различных государств. Например, Китай желает принять участие в эксплуатации новых полярных маршрутов, поэтому очень хочет закрепиться в Арктике», — подчёркивает Воронков.

Американские и британские субмарины обживают Северный ледовитый

О том, что российская Арктика надежно защищена – говорить рано

Фото сайта navy.mil

Военно-политическое руководство России однозначно определяет Арктику как важнейшее стратегическое направление организации системы обороны страны. Глава военного ведомства РФ Сергей Шойгу дал точное определение важности освоения этого региона в военном и экономическом аспектах: «Защита национальных интересов России в Арктическом регионе и его активное развитие остаются приоритетами деятельности Вооруженных сил. Сегодня Арктика превратилась в объект территориальных, ресурсных и военно-стратегических интересов ряда государств. Это может привести к нарастанию конфликтного потенциала в данном регионе».

Почему-то в первую очередь при оценке возможностей военного флота той или иной страны действовать в арктических широтах рассматривается наличие и качество ледоколов. Возьмем Великобританию, заявляющую, что она готова организовать борьбу с Россией за Арктику, не имея в своем распоряжении ни одного мощного ледокола. Сергей Шойгу, оценивая потенциал России в этом сегменте морских судов, справедливо говорит, что у нас самый мощный и самый развитый ледокольный флот и что ни у одной страны мира такого нет. Но является ли это гарантией безопасности? К тому же Великобритания давно утеряла свой статус великой военной державы, несмотря на то что формально английская королева является главой и Верховным главнокомандующим вооруженных сил не только Великобритании, но и таких государств, как Канада и Австралия. Лондон давно перестал быть самостоятельным геополитическим игроком и выступает лишь как очень инициативный вассал Вашингтона. Впрочем, Великобритания все же надеется получить свой кусок при дележе арктического пирога.

Москва уделяет внимание своей Арктической зоне не только из-за природных ресурсов и нарастающего значения Северного морского пути. В силу географических особенностей этот регион открыт для действий подводного флота вероятного противника, направленных на уничтожение ключевых структур обороны, управления и экономики страны. Длина российской арктической береговой линии составляет 22,6 тыс. км (из 38,8 тыс. км общей береговой линии РФ). На этом огромном пространстве практически невозможно организовать непрерывную линию обороны, подводные лодки НАТО могут подойти достаточно близко к берегу для нанесения ударов крылатыми ракетами (КР) по российской территории. К примеру, Москву и Санкт-Петербург «Томагавки» достанут из акватории Норвежского моря. Проникшая в Баренцево море субмарина противника может обстрелять объекты, находящиеся вблизи каспийского побережья, к примеру – полигон «Капустин яр» (и т.д.). Возникает резонный вопрос, – способны ли США и их союзники из Арктической зоны нанести быстрый упреждающий неядерный удар по объектам стратегических ядерных сил России?

Один из ведущих военно-морских экспертов на правах анонимности поделился с «НГ» своими мыслями на этот счет. Он отметил: американские адмиралы указывали уже не раз, что современные атомные субмарины ВМС США обладают достаточной незаметностью и бесшумностью, чтобы занять любую удобную позицию вблизи российских берегов. Эксперт подтвердил, что российское военное ведомство действительно преуспело в создании своих арктических баз, но нельзя заявлять, что это панацея в проблемах обороны. Все стационарные объекты – хорошие мишени для ракет противника. Подводные лодки США и их союзников планомерно ведут освоение арктического морского театра военных действий (ТВД), подледные походы для них уже стали рутиной. Учитывая это, можно сделать вывод, что наиболее эффективными в современной войне являются именно мобильные силы. Для надежной обороны северной береговой линии страны, помимо развитого надводного и подводного флота, необходима многочисленная противолодочная и фронтовая авиация. Но на вооружении Северного флота РФ слишком мало противолодочных самолетов, к тому же весь их парк можно назвать морально и физически устаревшим. Американцы же могут похвастаться своими «Посейдонами» и «Орионами». С российской фронтовой авиацией дела обстоят несколько лучше, но летчики этого сегмента ВВС не обладают достаточным опытом длительных полетов с дозаправкой в воздухе, что крайне критично для организации обороны столь длинной береговой линии, как арктическая. К тому же в распоряжении ВВС слишком мало воздушных топливозаправщиков.

Эксперт обратил особое внимание и на то, что не все российские подводные лодки Северного флота аттестованы для совершения дальних походов. Да, они в состоянии действовать на небольших радиусах, но для контроля всего северного ТВД этого явно недостаточно. Бесспорно, в военное время на некоторые недочеты в прохождении регламента никто не обратит внимание. Но мы говорим об организации обороны в мирные дни. Если поступит приказ, то субмарины, не прошедшие регламент, выйдут в океан на необходимый срок, но кто в этом случае может гарантировать, что с ними ничего не произойдет? Отдавший такой приказ начальник берет на себя большую ответственность. Кстати, в первую очередь в Северный Ледовитый океан командование ВМС США направляет субмарины для подготовки к борьбе с российским флотом по планам военного времени. Несмотря на это, нельзя забывать, что те же субмарины могут атаковать и сушу.

Россия активно развивает инфраструктуру своих баз, восстанавливает аэродромы на земле Франца-Иосифа, острове Врангеля, Новосибирских островах, на мысе Шмидта. Северный флот является пятым военным округом ВС РФ. Но пока говорить о том, что российская Арктика надежно защищена – рано. И – да, есть опасность, что американские подлодки смогут уничтожить часть российских стратегических ядерных сил, нанося упреждающие неядерные удары из акватории арктических морей. К тому же сейчас все громче звучит требование извне о предоставлении Северного морского пути для международной эксплуатации. Россия в конце концов будет вынуждена уступить этим требованиям, конечно же, на своих условиях. Но активное мореплавание в регионе осложнит процесс функционирования системы обнаружения противника. Более того, в перспективе будет нарастать стремление многих стран, в том числе не имеющих прямого выхода в Арктику, осваивать этот регион. Поэтому проблема его обороны для России будет только усиливаться.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector