0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инженерные боеприпасы

Мина противодесантная, якорного типа контактного действия. Предназначена для выведения из строя плавсредств противника (плавающие транспортеры, автомобили, катера, баржи, лодки, амфибии, паромы и т.п.) при преодолении ими водных преград (рек, озер, водохранилищ и т.п.). Применяется на озерах, реках, небольших водохранилищах.

Мина устанавливается на дно водоема на глубине от 1 м до 12 м. вручную с плавсредства (катер, плавающий транспортер, лодка, баржа). Плавучая часть (на рисунке окрашена ,более светлым цветом) находится ниже уровня поверхности воды на 0.1-0.7 м. (регулируется), а якорная часть (на рисунке окрашена более темным цветом) находится на дне водоема, удерживая плавучую часть от сноса. Срабатывает при воздействии на крестовину, находящуюся в верхней части мины, усилием 0.6-0.9 кг. При взрыве мины в корпусе плавсредства противника образуется пробоина или же при достаточно прочном корпусе гидроудар выводит из строя двигатель и трансмиссию машины (срыв с креплений).

Срок боевой работы мины не ограничивается , т.к. взрыватель ВРМ относится к взрывателям механического типа и элементов электропитания не имеет. Самоликвидатором мина не оснащается. Элементов неизвлекаемости и необезвреживаемости не имеет.

Установка мины безопасна. С момента попадания мины в воду до момента постановки взрывателя на боевой взвод в зависимости от температуры окружающей воды проходит от 8 мин. (при +30 град.) до 2.5 часов (при -0 град.). Время постановки мины на боевой взвод определяется временем растворения сахарного предохранителя.

Устройство.
Мина состоит из корпуса с зарядом ВВ и взрывателем ВРМ 2, и якоря с механизмом автоматической установки на заданное заглубление.

Корпус металлический, сварной, в нижней части внутри его приварен конус, заполненный зарядом ВВ. Свободный объем внутри корпуса служит камерой плавучести.
Сверху на корпусе имеется гнездо под взрыватель.
При хранении и транспортировке гнездо закрыто резьбовой пробкой.
В нижней части корпуса имеется горловина для заливки ВВ, закрытая заглушкой с ушком для крепления конца минрепа (троса), соединяющего корпус мины с якорем. К горловине прикреплены две стойки, служащие для соединения корпуса мины с якорем в транспортном положении.

Якорь служит для автоматической установки мины на заданное заглубление и удержания ее на месте установки. Якорь выполнен в форме цилиндра с дном и перегородкой сверху, на которую в транспортном положении опирается корпус мины. Снаружи на якоре закреплена ручка для переноски мины. Внутри якоря к дну прикреплены стойки, между которыми закреплен на оси барабан с намотанным на нем минрепом, имеющим длину 12 м. Верхний конец минрепа проходит через отверстие в перегородке и с помощью вертлюга прикреплен к корпусу мины. На щеках барабана имеется по два фигурных выреза, в которые входит подпружиненный стопор. К дну якоря сверху прикреплен дополнительный груз (штерт-груз) в виде кольца. На грузе имеется подпружиненная поворотная скоба, которая при установке мины поворачивается перпендикулярно плоскости штерт-груза и увеличивает сцепление груза с дном водоема. Груз соединен штерт-тросом со штоком стопора. Свободная длина штерт-троса определяет заглубление мины. Для регулировки заглубления часть штерт-троса закреплена на грузе четырьмя винтами.
При последовательном вывинчивании каждого винта в порядке номеров, свободная длина троса увеличивается на 10 см и соответственно увеличивается заглубление. Если вывернуть все четыре винта, то заглубление мины будет 0,5—0,7 м. При установке мины в водоемах с илистым дном для обеспечения заглубления мины на 0,1—0,3 м необходимо вывинтить винт № 1.
В транспортном положении мины штерт-груз удерживается в выемке дна днищем и донной чекой 15. Донная чека проходит в отверстия в закраинах якоря и нижних концах стоек, закрепленных верхними концами в горловине корпуса мины, и через прорезь винта, ввинченного во втулку днища. Винт упирается в шток стопора. Этим обеспечиваются в транспортном положении соединение корпуса мины с якорем и фиксация стопора барабана в верхнем положении.

Читать еще:  БЕЗ ГАЗА. МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СИСТЕМЫ Ф. В. ТОКАРЕВА

Взрыватель ВРМ.
Взрыватель механический с сахарным предохранителем состоит из корпуса 10, втулки 15, ударника 13, боевой пружины 14, колпачка /11, пружины колпачка 9, тяги 8, двух шариков 12, удерживающих ударник во взведенном положении, головки 5 с опорной шайбой 7, сахарного предохранителя 4 (шашка с отверстием), крышки 3 и предохранительной чеки 6 в виде вилки с кольцом 2.
Втулка 15 в корпусе взрывателя и тяга 8 в головке закреплены при помощи винтов. Сверху взрыватель при хранении закрыт резиновым колпачком .
Снизу в корпусе взрывателя закреплен стакан 18 с детонатором (тетрил, 27 г) 17 и капсюлем-детонатором М-1 16.
На корпусе взрывателя имеются наружная резьба для ввинчивания в гнездо мины, гнезда для радиусного ключа и отверстие, закрытое пробкой.
Крестовина служит для передачи усилия от цели (плавсредства) взрывателю. Стойка крестовины надевается на головку взрывателя и фиксируется пружинной защелкой.

Перед сбрасыванием мины в воду выдергиваются предохранительная чека из взрывателя и донная чека из якоря.

I.При сбрасывании мины в воду от якоря отделяется днище, груз выпадает из выемки дна якоря и, повисая на штерт-тросе, оттягивает стопор, который выходит из зацепления со щеками барабана. Барабан получает возможность свободно вращаться.

II. Минреп сматывается с барабана, а якорь погружается в воду; корпус мины при этом плавает на поверхности воды.

III. Когда груз достигает дна водоема, натяжение штерт-троса уменьшается, стопор под действием пружины входит в фигурные вырезы на щеках барабана и сматывание минрепа прекращается.

IV. Якорь, продолжая погружаться до дна водоема, увлекает под воду корпус мины на заглубление, заданное длиной штерт-троса.

После погружения взрывателя мины в воду растворяется сахарный предохранитель и мина переходит в боевое положение. |(Время растворения сахарного предохранителя от 10 мин при тем­пературе воды +20° С до 40 мин при температуре воды около 0° С.)

Читать еще:  Рсзо «ураган»: описание и характеристики

При воздействии цели на крестовину головка взрывателя наклоняется и тянет за собой тягу с колпачком вверх. Колпачок, сжимая пружину колпачка, поднимается вверх и тянет за собой ударник до тех пор, пока шарики выйдут из втулки. Шарики выкатываются, .ударник освобождается и под действием боевой пружины накалывает капсюль-детонатор М-1, вызывая его взрыв. От капсюля-детонатора взрывается детонатор взрывателя и от него заряд ВВ мины.

Тактико-технические характеристики мин ЯРМ

Тип мины………………………………….противодесантная якорная фугасная контактного действия
Корпус.сталь
Масса. (полная).13 кг.
Масса заряда ВВ (тротил).3 кг.
Габаритные размеры (до сброса в воду):
— диаметр.27.5 см.
— высота.51 см.
Глубины установки мины:1-12 м.
Максимально допустимая скорость течения.1.0 м/сек.
Возможные заглубления корпуса мины от поверхности.0.1, 0.3, 0.5, 0.7 м
Тип датчика цели.контактный наклонный механический
Время приведения боевое положение.10-40 мин.
Усилие срабатывания контактных замыкателей.0.6-0.9 кг.
Взрывоустойчивость.12м. от взрыва подводного заряда массой до 3 кг.
Применяемый взрыватель.ВРМ
Используемый запал.М-1
Извлекаемость.извлекаемая, но извлечение запрещено
Обезвреживаемость.обезвреживаемая, но обезвреживание запрещено
Самоликвидация/самонейтрализация.нет/нет
Срок боевой работы.не определено.
Температурный диапазон применения.0- +30 градусов (вмерзшие в лед мины сохраняют работоспособность)
Гарантийный срок хранения.10 лет.

Цвет- cерый (шаровый).

Маркировка.
Маркировка стандартная, наносится черной краской на боковой стенке корпуса и содержит

ЯРМшифр мины
01-6-56шифр завода изготовителя- номер партии- год изготовления
Тшифр снаряжения

Укупорка.
Две мины с крестовинами, но без взрывателей уложены в ящик размерами 85 на 34.5 и на 45.8 кг. Вес брутто 50 кг.
6 взрывателей уложены в металлическую коробку. В нее же уложены сахарные шашки. 2 металлические коробки уложены в деревянный ящик размерами 44 на 22 и на 20.7 см. Вес брутто 14 кг.

Источники

1. Инженерные боеприпасы. Руководство по материальной части и применению. Книга первая. Военное издательство. Москва. 1976г.
2. Б.В.Варенышев и др. Учебник. Военно-инженерная подготовка. Военное издательство МО СССР. Москва. 1982г.
3. Е.С.Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство МО СССР. Москва. 1989г.
4. Е.С.Колибернов и др. Инженерное обеспечение боя. Военное издательство МО СССР. Москва. 1984г.
5. Опыт применения инженерных мин в тропиках. ГРУ при ГШ ВС СССР. Москва. 1978г.
6. Личный фотоархив Д.И.Горбовского.
7. Экспозиция Cанкт-Петербургского музеz артиллерии, инженерных войск и войск связи/

Заметки на полях. Мина очень проста в применении и может использоваться минерами довольно низкой квалификации. Ее применение целесообразно в тихих озерах, медленно текущих реках.

Точных сведений о боевом применении этой мины у автора не имеется. Слышал об использовании этой мины вьетнамскими диверсантами в 1972-75гг. при минировании мест стоянок американских патрульных катеров, для блокирования проток, небольших бухт на вьетнамских реках. Каковы результаты применения неизвестно, но зная изощренность ума этих мелких, но злых солдатиков, их невероятное упорство в достижении цели, можно не сомневаться, что редкая из этих мин взорвалась напрасно.

Читать еще:  Пластит: описание, физико-химические характеристики, особенности применения

Импровизация Роммеля

Пожалуй, первым, кто стал сожалеть об отсутствии земноводных мин, оказался немецкий фельдмаршал Роммель, которому после поражения и эвакуации немецких войск из Северной Африки было поручено в конце 1943 года готовить оборону французского побережья. Уже тогда было ясно, что вторжение союзников во Францию неизбежно, причем именно через пролив Ла-Манш. Решение наступать через Италию оказалось ошибкой: войска двигались черепашьим темпом, поскольку особенности местности позволяли немцам организовать устойчивую оборону малыми силами. К тому же впереди были еще и Альпы. А вот через Ла-Манш, а затем через Францию в сердце Германии путь очень короткий и удобный. И лежит он через оружейную кузницу Рейха — Рурский промышленный район.

Роммель на основе опыта боев в Африке убедился в высокой эффективности массового применения мин — особенно на местности, где много танкодоступных направлений. К тому же он прекрасно понимал, что располагает недостаточным количеством войск для отпора союзникам. Минами и невзрывными противодесантными заграждениями он хотел восполнить нехватку пехоты, артиллерии и танков. Позволить противнику высадиться и закрепиться на берегу, даже у кромки воды, нельзя. Его нужно обессилить до того, как вражеские пехота и танки смогут действовать. Ведь именно в тот промежуток, когда десантники уже оставили корабли, но еще не достигли берега, они наиболее уязвимы: корабельная артиллерия поддержки уже не может вести огонь по берегу, а десантники еще не могут действовать своим оружием.

Но мин, которые позднее назовут противодесантными, тогда еще не существовало. Роммелю пришлось импровизировать, сочетая обычные противотанковые (в основном типа T.Mi.42 и T.Mi.43) с различными дополнительными устройствами и невзрывными заграждениями, превращая их в противодесантные. Например, мины закрепляли на вкопанных в грунт столбах, у основания ежей, на верхушках бетонных тетраэдров. В прибрежной полосе в воде должно было быть создано два-четыре пояса противодесантных заграждений.

К началу июня 1944 года на нормандском берегу помимо невзрывных заграждений было установлено до 8 млн мин, значительная часть которых была по сути импровизированными противодесантными минами. Но даже эти самоделки причинили союзникам много бед в день высадки. Так, британские десантники, высаживавшиеся на участке Голд-Бич, потеряли 20 малых десантных судов, что привело к значительным потерям в технике и солдатах. Но мины все же не смогли сорвать десантную операцию — день «Д» состоялся, а после войны немцам было не до выводов о причинах успеха союзников на побережье Ла-Манша. Победители тоже не были склонны к глубокому анализу в целом успешной операции. Большие потери на импровизированных противодесантных минах они сочли неприятным, но малозначительным фактом.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector