0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Истребитель Як-9 ОКБ Яковлева

В июне 1942 года ОКБ А.С.Яковлева начало разработку улучшенного варианта истребителя Як-7 под шифром ДИ — дальний истребитель. Деревянные лонжероны и нервюры крыла были заменены на дюралевые — крыло обрело большую прочность, а главное — уменьшился вес самолета, за счет чего появилась возможность установить в него топливные баки увеличенного объёма

Як-7ДИ получился легче, маневреннее оригинального Як-7, к тому же мог дольше находится в воздухе. Уже в октябре 1942 года, после проведения испытаний, истребитель был запущен в серийное производство под обозначением Як-9 на авиазаводе №153 в Новосибирске. В январе 1943 года началось производство на заводе №166 в Омске, в 1945 году — на заводе №82 в Москве.

Чертеж истребителя Як-9

Гроза немецких люфтваффе

Появившись только в 1942 году, самолет успел зарекомендовать себя с самой лучшей стороны. Удачная конструкция и высокие летно-технические характеристики самолета стали весомыми аргументами для последующей самой большой серии истребителей в истории советского самолетостроения. В годы войны выпуском этого самолета занимались три завода:

  • московский завод №82;
  • завод № 153 в Новосибирске;
  • омский завод № 166 в Омске.

Эти три предприятия сумели дать фронту более 14 тыс. самолетов Як-9 в различных вариантах исполнения и модификаций. К концу войны доля этой машины в самолетной парке советских ВВС составляла более 30%. Этот самолет продолжал выпускаться и после войны, до 1948 года. Общее количество машин этого типа превысило 16 тыс. единиц.

Советский самолет пользовался успехом в авиационных частях. Ценили самолет за его высокие летные характеристики. По маневренности советскому истребителю в небе не было равных. Тяжелые немецкие истребители Ме-109G и FW-190 не могли конкурировать с советским истребителем в скорости выполнения маневра на вертикали.

Машина отличалась высокой живучестью. Практичной была и конструкция самолета, что позволяло максимально эффективно эксплуатировать его в полевых условиях. За создание этого истребителя авиаконструктор А.С. Яковлев получил звание Героя Социалистического Труда, а коллектив КБ был отмечен государственными наградами и денежными премиями.

Читать еще:  Выхлоп снайперская винтовка: характеристики (ттх) специальной, крупнокалиберной всск

Конструкция самолета имела огромный технологический ресурс, что позволило создать на базе основной модели 15 модификаций, начиная с летающего танка Як-9Т и заканчивая истребителем-бомбардировщиком Як-9Б. Причем все созданные машины стали не просто опытными образцами, а в действительности являлись боевыми машинами. Даже в послевоенной время, когда наступала эпоха реактивной авиации, советские Яки сумели еще раз показать свою боевую эффективность. Последней песней машины стала война в Корее 1950-53 гг., где на советских Яках сражались корейские и китайские летчики.

Конструкция

В основе фюзеляжа самолета Як-9 лежит ферменный стальной каркас, соединенный сваркой. На каркасе установлена деревянная опалубка или алюминиевые поперечные элементы (на поздних машинах). Внешняя обшивка выполнена из фанеры и полотна. Впоследствии стал использоваться алюминиевый лист. Капоты силовой установки и переходы от фюзеляжа к крылу – металлические.

В конструкции крыла Як-9 имеются два лонжерона и поперечный набор (из дерева или металла).

Сверху установлена работающая обшивка из тонкой фанеры. Впоследствии стала применяться алюминиевая обшивка, увеличившая прочность и долговечность конструкции. Крыло могло сниматься с самолета для ремонта или замены.

Внутри крыла размещены 2, в некоторых сериях 4 топливных бака, оснащенных общей заливной горловиной. Замер количества топлива осуществляется механическими датчиками. Корпус бака сварной или фибровый, поверхность покрыта слоем резинового протектора. Механизация включает в себя элероны, оснащенные компенсаторами аэродинамического (в виде прутка) и весового типа (пластинка на задней части). На нижней поверхности крыла Як-9 имеются щитки.

На истребителе Як-9 использовано трехстоечное шасси с хвостовой опорой (костылем). Хотя костылем его назвать сложно, он имел колесо и убирался внутрь корпуса при полете.

Управление выпуском и уборкой передних шасси и костыля пневматическое, в аварийной ситуации – ручное. Запас сжатого воздуха размещен в баллоне, подкачка производится на аэродроме. Хвостовое (костыльное) колесо малого диаметра имеет подвижное основание, позволяющее выполнять рулежку на земле. На основных стойках установлен амортизатор и тормозные механизмы.

Читать еще:  Ярмарка ненужных вещей. Выставка SHOT Show 2019

В состав силовой установки Як-9 входит 12-цилиндровый бензиновый двигатель ВК-105ПФ или ВК-107А, оснащенный системой принудительного жидкостного охлаждения. Для привода трехлопастного винта изменяемого шага используется редуктор. Мотор работает на постоянных оборотах, поддерживаемых центробежным регулятором.

Радиатор системы охлаждения установлен под центропланом, сверху закрыт аэродинамическим колпаком. Масляный радиатор располагается под двигателем, за двигателем установлена емкость для хранения запаса масла. В состав электроситемы Як-9 входит генератор, установленный на двигателе, и аккумулятор.

В развале цилиндров установлена 20 мм пушка МП-20 (на базе ШВАК), жестко закрепленная на картере.

Второй точкой опоры является втулка винта. Над пушкой размещена патронная коробка, рассчитанная на 120 снарядов. Пустые звенья собираются в специальный контейнер, гильзы отводятся в общий с пулеметом короб. Перезарядка пушки пневматическая, привод спуска электромеханический.

Пулемет УБС калибра 12,7 мм (боезапас 200 патронов) располагается над мотором на специальной ферме. Точки крепления позволяют корректировать линию огня при пристрелке вооружения Як-9. Сборник пустых гильз и звеньев ленты размещен в полости за передним лонжероном крыла. Привод спуска электропневматический, перезарядка выполняется сжатым воздухом.

Кабина пилота самолета Як-9 закрыта прозрачным фонарем, обеспечивающим круговой обзор. Для доступа в кабину требовалось сдвинуть назад кормовую секцию. Управление выполняется тягами и тросами. Защита пилота включает в себя бронеспинку кресла и два бронестекла, установленных спереди и сзади (прозрачный заголовник) фонаря кабины. Прицеливание выполнялось при помощи прицела, установленного перед лобовым бронестеклом.

Страны-эксплуатанты

Истребитель эксплуатировался не только СССР. Он активно поставлялся другим государствам, которые также его использовали для выполнения различных задач и ведения боевых действий в разных конфликтах.

В список эксплуатантов входят:

  • Великобритания;
  • Франция;
  • Польша;
  • Болгария;
  • Венгрия;
  • СФРЮ;
  • Албания;
  • Монголия;
  • КНДР.
Читать еще:  Ваш выход,«Маэстро». Пневматическая винтовка NA 17 «Маэстро»

Известно, что Як-9 применялся истребительным полком «Нормандия-Неман», который прославился множеством успешных боев против немцев. Дольше всех эти самолеты использовались поляками – до 1954 года.

Як-9 имел большое количество модификаций, которые делали его универсальным самолетом. Преимущества перед вражескими аналогами позволили ему стать одним из лучших истребителей Второй мировой войны. Он сыграл важную роль в достижении победы над фашизмом. После войны Як-9 использовался уже не так активно и вскоре был снят с вооружения, но до сих пор признается главным советским самолетом того времени.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector