0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Все особенности бомбардировщика су-24

Все особенности бомбардировщика СУ-24

Пожалуй, самым популярным элементом военных сил России была и будет авиация и ее пилоты. Ведь все самолеты российских ВВС вносили весомый вклад в защиту страны, а на сегодняшний день являются одним из основных аргументов поддержания мира. И сегодня мы расскажем вам о уже бывалой, но до сих пор существующей единице воздушной техники – СУ-24.

СУ-24 это российский самолет бомбардировщик, сконструированный в 1975 году. Его отличительной особенностью являются крылья, способные изменять стреловидность. Благодаря чему СУ-24 является идеальной машиной для полетов в любую погоду и на любой высоте.

Стоит отметить, что СУ-24 далеко не простая машина, и требует высокую подготовку обоих членов экипажа, находящихся в кабине. В связи с чем, данный самолет стал одним из самых катастрофичных на период 1998 года. Последнее крушение СУ-24 произошло в феврале 2020 года.

Несмотря на свой возраст, данная летающая боевая машина находится на вооружении и по сей день. Более того, ее активно модернизируют и совершенствуют, ведь ее качества актуальны и на сегодняшний день.

Условно можно выделить три основные характеристики у данного бомбардировщика:

Именно благодаря детальной проработке всех этих трех элементов, СУ-24 и приобрел такую популярность. Ведь каждая характеристика выполняет свою, вполне определенную роль. А это, в свою очередь, обеспечивает выполнение большого спектра боевых задач.

Отдельно стоит поговорить и о современных изменениях данной летательной машины. Согласно полученным данным, на сегодняшний день все модели оснащают новыми средствами радиоэлектронной борьбы. Что делает их еще опаснее.

Оружие СУ-24

Используя восемь точек подвески, бомбардировщик СУ-24 способен иметь в своем вооружении 7.5 тонн различного вооружения. От пулемета и неуправляемых ракет до полуторатонных наводящихся бомб. Которые, к слову, управляются благодаря излучению небольшого контейнера Фантасмагория.

Штурмовик предназначается, как для уничтожения наземно-воздушных единиц, так и для ликвидации различных статичных целей. Примером тому могут служить различные взлетные полосы, мосты, укрепления и прочие цели.

Но на этом его функциональное применение не заканчивается. Зачастую его используют для разведки и аэрофотосъемки. Применяют и для минирования местности с воздуха.

Малозаметность СУ-24

Несмотря на всю боевую мощь СУ-24, его первоочередной целью является доставка в тыл врагу одной тактической ядерной бомбы, мощностью порядка 150-300 килотонн. Благодаря своей возможности летать со сверхзвуковой скоростью на сверхмалых высотах, с легкостью огибая все рельефные препятствия и оставаясь невидимым для вражеской противовоздушной обороны, СУ-24 способен доставить достаточно много неприятностей своему врагу.

Причем, именно на СУ-24 оба члена экипажа впервые расположились бок о бок. С одной стороны это несомненный плюс – штурман всегда может использовать жесты. А с другой минус, ибо они будут мешать друг другу для полноценного обзора местности.

Защита СУ-24

Каких либо технических особенностей в защите штурмовика СУ-24 нет. Все сконструировано по советским стандартам, качественно и надежно. Да и со временем технологии не сильно изменились.

Хотя можно отметить кресла. Кабина истребителя оснащена катапультируемыми креслами К-36. Это, пожалуй, одни из самых надежных кресел, которые не раз успешно спасали жизнь своим обладателям.

Технические характеристики СУ-24

  • Экипаж самолета: 2 человека.
  • Длина самолета: 24,594 м.
  • Размах крыла самолета: 10,366-17,638 м.
  • Высота самолета: 6,193 м.
  • Масса пустого самолета: 22300 кг.
  • Масса снаряжённого самолета: 23700 кг.
  • Объём топливных баков самолета: 11860 л.
  • Силовая установка самолета: 2 × ТРДДФ АЛ-21Ф-З.
  • Бесфорсажная тяга самолета: 2 × 7800 кгс (76,5 кН).
  • Форсажная тяга самолета: 2 × 11200 кгс (110 кН).

Лётные характеристики СУ-24

  • Максимальная скорость самолета: 1700 км/ч.
  • Скорость взлета: 400 км/ч.
  • Скорость посадки: 310 км/ч.
  • Боевой радиус: 560 км.
  • Перегоночная дальность: 2850 км.
  • Практический потолок высоты: 11500 м.
  • Длина разбега при взлете: 1250 м.
  • Максимальная перегрузка: +6,5G

Видео обзор СУ-24

Су-24: история и технические характеристики легендарного бомбардировщика

Создание и техническая начинка

Разработка Су-24 началась в 1963 году в Опытно-конструкторском бюро имени П. О. Сухого, а первый полёт был произведён 17 января 1970 года.

Су-24 является высокопланом — крылья самолёта крепятся к верхней части фюзеляжа. А крыло с изменяемой стреловидностью помогает лучше управлять «Сушкой» на высоких и на низких скоростях. В кабине есть места для лётчика и штурмана, которые сидят плечом к плечу и могут управлять машиной вместе.

Цифровую начинку составляет прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума» с несколькими радиолокационными станциями, которые позволяют самолёту самостоятельно следовать выбранному маршруту и возвращаться на аэродром. Дополнительно можно активировать специальный режим, с помощью которого Су-24 может лететь на малой высоте и без помощи пилота огибать различные препятствия на местности.

На бомбардировщике установлены два турбореактивных двигателя с тягой на форсаже 11500 кгс каждый.

При установке двух дополнительных топливных баков ёмкостью 3000 л каждый к основному (11,700 л) дальность полёта ограничивается 2850 км.

Су-24 может достигать скорости в 1700 км/ч и подниматься на максимальную высоту в 11500 м.

Модификации

Су-24М — модифицированный самолёт с новой прицельно-навигационной системой «Тигр». Первый полёт совершил в 1976 году.

Су-24М фото (с) РИА Новости

Су-24МП — постановщик помех. Всего было выпущено 10 самолётов. Первый полёт — в 1979 году.

Су-24МП фото (с) Минобороны РФ

Су-24МР — самолёт-разведчик. Всего было выпущено 130 самолётов. Первый полёт был совершён в 1980 году.

Читать еще:  Пищевые добавки: вредные и полезные, классификация, их воздействие на организм

Су-24МР фото (с) Википедия

Су-24МК — экспортный вариант Су-24М. Первый полёт совершил в 1987 году.

Су-24МК фото (с) Оружие России

История боевого применения

Последний Су-24 был выпущен в 1993 году. Более чем за 20 лет производства он успел занять важное место в советской, затем российской и в конце концов мировой авиации — он успешно продавался за рубежом.

Су-24 состоит на вооружении у России, Украины, Алжира, Узбекистана, Ирана, Сирии, Анголы, Казахстана и Азербайджана. Со временем отказались от его использования Белоруссия, Ирак и Ливия.

Эти самолёты участвовали во множестве войн и конфликтов. Первые боевые вылеты были сделаны во время Афганской войны (1979 — 1989). Азербайджан применял «Сушки» в ходе Карабахского конфликта. Во время гражданской войны в Таджикистане один Су-24 был сбит.

Чаще всего российская авиация использовала Су-24 во время двух чеченских войн и во время конфликта в Южной Осетии в 2008 году. В последнем, по данным пилота, совершавшего боевые вылеты, Россия потеряла один бомбардировщик.

Су-24 терпел крушение в ходе гражданской войны в Ливии в 2011 году и во время войны на Украине в 2014 году — два было сбито с земли, ещё у одного отказало оборудование. 23 сентября 2014 года Израиль сбил сирийский Су-24 американской ракетой, так как тот вторгся в его воздушное пространство.

Фронтовой бомбардировщик Су-24

Более 40 лет в ВВС России, а ранее СССР верой и правдой служит самолет Су-24, за способность нанесения ядерного удара в НАТО прозванный ядерным «фехтовальщиком».

Сложности в процессе создания, испытаний и эксплуатации не помешали ему стать самым массовым самолетом и гордостью России. А отзыв английской газеты “Air international”, назвавшей бомбардировщик «наибольшей угрозой», является лучшей рекомендацией этой боевой машины.

История создания

К началу шестидесятых годов опыт локальных конфликтов стал настоятельно требовать пересмотра доктрины применения бомбардировочной авиации. США создают новейший истребитель-бомбардировщик F-111, прозванный «Aardvark» («Трубкозубом»).

В СССР разработку ударного бомбардировщика поручают КБ №51 Сухого. КБ решает идти двумя путями:

  1. Модернизация устаревшего на то время Су-7Б.
  2. Создание принципиально нового самолета.

Первый путь привел к появлению истребителя-бомбардировщика Су-17, выпускавшегося до 90-х годов прошлого века. А вот второй шел не так гладко.
Н. С. Хрущев, увлекшись ракетами, решил, что это оружие может решать любые задачи и работа над другими видами вооружений стала затруднительной.

Армию постигло неоправданное сокращение, и многие талантливые летчики были уволены. Конструкторам пришлось разработку новой машины маскировать усовершенствованием Су-7Б.

В процессе создания макета дважды меняли внешний вид изделия. Первоначально в проекте С-6, также известном как Су-15, глубокая модернизация истребителя-бомбардировщика Су-7Б, собирались применить стреловидную форму крыльев, экипаж расположить тандемом, друг за другом.

Самолет планировалось использовать как многоцелевой всепогодный штурмовик.

Но во время работы над проектом С-6, заказчик в очередной раз изменил технические требования к самолету, армии нужен был фронтовой бомбардировщик, а не очередная модернизация истребителя-бомбардировщика.

Так появился проект Т-58М, во время работы над ним учли опыт Дженерал Дайнемикс, которые в своем «Трубкозубе» F-111 посадили лётчиков рядом, бок о бок. РЛС по традиции располагалась в носовом обтекателе фюзеляжа.

Крыло получило изменяемую стреловидность. Вооружение разместили как на балочных бомбодержателях внешней подвески, так и внутри фюзеляжа.

Особо стоит отметить вооружение, размещаемое на поворотных пилонах, на самом крыле, это было поистине уникальное решение, которое так и не смогли, или не захотели повторить на Западе.

Кроме ракетно-бомбового вооружения Т-58М получил и встроенную 6-ти ствольную авиапушку АО-19 калибром 23 мм.

В ходе работы над проектом прототип в очередной раз переименовали, машина получила название Т-6. В 1969 году прототипы Т-6 с порядковыми номерами были представлены на государственные испытания.

С момента их окончания, в 1974 году, на вооружение советских ВВС приняли фронтовой бомбардировщик Су-24, представлявший собой доведённый до серийного производства самолёт Т-6.

Конструктивные особенности Су-24

У высокоплана с двумя двигателями, коим является Су-24, при полете передняя часть крыльев может иметь четыре положения. Этим достигается:

  • уменьшение протяженности разбега и пробега на 45% и 40% соответственно;
  • увеличение дальности полета на 38%;
  • уменьшение допустимых скоростей взлета и посадки на 26%;
  • снижение действий перегрузки на 30%.

Носовой обтекатель свободно пропускает радиоволны и закрывает антенны:

  1. Радиолокационной станции переднего обзора «Орион».
  2. Радиолокатора предупреждения о столкновении с препятствиями (РПС) «Рельеф».
  3. Передней полусферы антенно-фидерной системы «Пион».
  4. Радиолокационной станции (ПРС) «Филин» и приёмник воздушного давления ПВД-18.

Следом за обтекателем находится полностью герметически закрывающаяся кабина с двумя креслами для катапультирования К-36Д или К-36ДМ. Кресло пилота расположено справа, а штурмана слева.

Конструкцию кресел разработала команда специалистов под началом Г. И. Северина. Катапультирование применялось для спасения экипажа при аварии или поражении огнем противника.

Для возможности управления самолетом и контроля над работой приборов в поле зрения пилотов расположено 252 сигнальных и индикаторных лампочки, свыше 20 рычагов, более 300 переключателей.

В случае ядерного взрыва от светового излучения экипаж должны защитить специальные шторки.

Для тренировки в условиях ограниченной видимости используют так называемый «полет под шторками»

За поддержание комфортной температуры в кабине отвечает штатный кондиционер. Органы управления дублированы, т.е. при невозможности пилоту управлять машиной, это слегка ограниченно сможет делать штурман.

Под кабиной расположены три отсека со спрятанными в них блоками радиоэлектроники и стойкой переднего шасси. В отсеке позади кабины размещается большая часть спецоборудования.

Приборы радиоэлектронного и специального назначения, топливные емкости в количестве трех штук и углубление для убирающихся шасси располагаются в среднем отделе фюзеляжа.

В первом из баков предусмотрен вырез под снарядный ящик для шестиствольной пушки. Вместимость ящика 500 снарядов.

Хвостовая часть отдана под два разделенных противопожарной перегородкой отсека с движками АЛ-21Ф-3 в них. Снаружи по бокам фюзеляжа закреплены воздухозаборники с вертикальным клином торможения. В обоих воздухозаборниках имеются отделения для установки контрольной аппаратуры и датчиков.

Читать еще:  Taurus 85 Defender: классический револьвер для личной защиты

Выпуск и уборка шасси осуществляется гидравлически, а выпуск дублируется аварийной пневматической системой. Переднее шасси сделано поворотным и не тормозным.

Сзади колеса шасси прикрыты щитком, который защищает воздухозаборники от грязи и мусора летящих из-под колес.

Парашютно-тормозная установка ПТК-6 имеет два крестообразных тормозных парашюта, в обычном состоянии расположенных в контейнере закрытом шторками.

Применение парашютов обусловлено высокой посадочной скоростью и призвано сократить длину пробега самолёта по ВПП, при посадке. Стоит отметить наличие системы дозаправки в воздухе, по ряду сведений впервые серийно применённым именно на бомбардировщике Су-24.

Для бесперебойной работы всех частей, приборов и механизмов существует топливное, гидравлическое, пневматическое, электронное и противопожарное оборудование.

Электронное оборудование Су-24М

К электронному оборудованию относятся:

  1. Автопилот САУ-6.
  2. Прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума».
  3. Приборы радиосвязи и радионавигации.
  4. Бортовой комплекс обороны БКО-2М.
  5. Аппаратура опознавания СРЗО-2М «Кремний-2М или изделие 62 «Пароль».

Система автоматического управления полетом САУ-6 использует сигналы РПС «Рельеф» для движения на сверхмалых и малых высотах с огибанием наземных препятствий. При возникших неисправностях САУ-6 специальные рулевые устройства позволяют самолету уйти от столкновения с землей.

Навигационная система ПНС-24 «Пума» позволяет:

  1. Круглосуточно и при любой погоде гарантированно поражать любые цели.
  2. Выполнять задания по программированию маршрута и автоматического ведения самолета.
  3. Обеспечивать полеты на небольшой высоте с предупреждением соударений с препятствиями.
  4. Прицельно поражать не скоростные воздушные суда.
  1. Радиолокатор переднего обзора (РПО) «Орион-А».
  2. Радиолокатор (РПС) «Рельеф».
  3. Пассивный радиолокационный пеленгатор (ПРП) «Филин».
  4. Электронно-оптический визир «Чайка-1».
  5. Теплопеленгатор ТП-23Е.
  6. Система наведения ракеты Х-23 «Аркан» с радиокомандной линией «Дельта» и телевизионным пеленгатором «Таран».
  7. Доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-7.
  8. Радиовысотомер малых высот (РВ-3МП).
  9. Радиовысотомер больших высот (РВ-18А1 «Крона»).
  10. Прицельно-пилотажный визир ППВ.
  11. Цифровая вычислительная система на базе БЦВМ «Орбита-10» (ЦВУ-10-058).

Весит «Пума» 837 кг.

К приборам связи относятся:

  • УКВ/ДЦВ радиостанция Р-832М «Эвкалипт»;
  • коротковолновая радиостанция Р-847 «Призма» или Р-846;
  • переговорное устройство СПУ-9;
  • магнитофон МС-61.

Радионавигационное оборудование состоит из:

  • радиотехническая система ближней навигации РСБН-6с «Ромб-1К»;
  • радиотехническая система дальней навигации РСДН-10;
  • радиокомпас АРК-10 или АРК-15М;
  • самолетный ответчик СО-63Б;
  • антенно-фидерная система (АФС) «Пион-ГТ-6»;
  • маркерный радиоприёмник МРП-56П.

В бортовом комплексе обороны БКО-2М имеются:

  • станция предупреждения об облучении СПО-10 «Сирена-3М» или СПО-15 «Берёза»;
  • станция помех «Сирень-Ф», новые «Герань» или «Гардения»;
  • теплопеленгатор «Мак-УЛ»;
  • автомат постановки помех АПП-50;
  • аппаратура государственного опознавания СРЗО-2М «Кремний-2М» заменена на изделие 62 «Пароль»;
  • аппаратура объективного контроля «Тестер-У3».

Самым ярким проявлением возможностей средств РЭБ у Су-24М стала демонстрация атаки на эсминец ФМФ США «Дональд Кук». Была полностью выведена из строя новейшая электроника, в том числе средства РЭБ и радиосвязи, что вызвало законную гордость за отечественную оборонную промышленность, ну и как дополнение, международный скандал.

Технические проблемы

При создании первого авиационного комплекса, а Су-24 таким и является, не могло обойтись без проблем различного характера. Так еще на этапе тестирования возникла проблема, названная «титановыми» пожарами.

Лопатки турбокомпрессора от запредельных нагрузок вытягивались и неизбежно задевали за корпус. Сразу же следовало их разрушение и воспламенение. После попадания обломков в двигатель самолет сгорал за считанные минуты. Проблему решили полным перепроектированием компрессора.

Уже из названия становится ясно, что комплекс конструктивно на несколько порядков сложнее отдельного самолета.

При летных испытаниях непривычное обилие электроники часто приводило к поломкам, что подтверждается потерей 14 машин на этом этапе.

Изделие постоянно дорабатывалось, но самолет все равно остался сложен в управлении. При его обслуживании от пилотов и техников требуется высокий уровень подготовки.

Машина не прощает ошибок в пилотировании, но при создании конструкторы заложили в нее положительное свойство – поломки большинства систем не приводят к непоправимому и дают летчикам возможность продолжить полет и даже во многих случаях выполнить боевое задание. Высокий уровень насыщения автоматикой упростил экипажам задачи по изучению и применению самых сложных устройств.

Су-24 в КБ Сухого признан самым трудным в разработке и самым аварийным самолетом. Ежегодно происходит до пяти крушений. За все время эксплуатации по разным причинам разбилось около ста машин.

Боевое применение

Боевые задания Су-24 впервые получили во время войны в Афганистане. Штурмовики участвовали в ряде операций. Помогали полуторатонными бомбами выкуривать моджахедов Ахмад-Шaxа Масуда из пещер Панджерского ущелья, во время проводимых ОКСВА действий по вытеснению оттуда противника и прикрывали вывод наших частей из сопредельного государства.

вооружение су-24

Базирование бомбардировщиков на территории Афганистана не предусматривалось изначально. С боевых вылетов вернулись все.

Война в Персидском заливе вынудила иракских пилотов просто перегнать Су-24 в Иран и не участвовать в боях, это решение было вызвано нежеланием командования ВВС использовать боевые самолеты в неравных боях с ВВС НАТО.

Азербайджан несколько раз применял Су-24 в Карабахском конфликте. Узбекистан использовал бомбардировщики в гражданской войне в Таджикистане. Потери составили один самолет.

Важное участие в бомбардировках Су-24 приняли в двух Чеченских войнах.

Именно на этих машинах наши летчики уничтожили всю военную и гражданскую авиацию чеченцев и даже личный лайнер Дудаева.

При плохой погоде, которая беспрерывно менялась в горных условиях, только самолеты Сухого могли оказывать круглосуточную поддержку нашим войскам. За обе компании вследствие разных причин разбились три машины.

Следующим местом боевых вылетов оказалась война в Южной Осетии 2012 года. В неофициальной версии говорится о двух подбитых Су-24, по другим данным зенитной ракетой уничтожили только один бомбардировщик.

В гражданских войнах Сирия (2008) и Ливия (2011) в результате действий наземных средств ПВО потеряли по одному самолету. В вооруженном противостоянии на Востоке Украины(2014) сбили два Су-24 Украинских ВВС и один разбился из-за неисправности.

За время войны с ИГИЛ в Сирии Россия потеряла два Су-24М.

Первого подло сбил турецкий истребитель, причем одного из пилотов расстреляли в воздухе. Вторая машина при взлете выкатилась за пределы ВПП и сгорела.

Читать еще:  Турецкое ружьё stoeger 2000

Причиной признали отказ техники. Экипаж погиб. Кроме того в настоящее время имеется информация о повреждении Су-24М б/н «29 белы» в ходе обстрела авиабазы Хмейним.

Модификации Су-24

За свою долгую службу фронтовой бомбардировщик Су-24 претерпел ряд модификаций. После установки ПНС-24М «Тигр» (прицельно-навигационная установка) в 1976 году к названию самолета добавили букву М (изделие 44). С тех пор штурмовик стал способен на высотах до 50 м без участия человека огибать препятствия.

После успешных испытаний в 1979 году постановщика помех на базе Су-24 было решено построить десять Су-24МП. Самолет-разведчик Су-24МР прошел испытания в 1980 году. В войска отправили 130 таких разведчиков.

Для продажи на экспорт создали вариант с названием Су-24МК. Испытан в 1987 году.

В 2017 году Су-24 в разных модификациях имеют:

  1. Украинские ВВС: 14шт – Су-24М и 9шт – Су-24МР.
  2. Алжирские ВВС: 11шт – Су-24, 22шт – Су-24МК и 4шт – Су-24МР.
  3. Иранские ВВС: 29шт – Су-24МК.
  4. Суданские ВВС: 6шт – Су-24М.
  5. Азербайджанские ВВС: 2шт – Су-24М.
  6. Сирийские ВВС: 11шт – Су-24М.

Летно-технические характеристики фронтового бомбардировщика Су-24

Су-24 — советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Су-24 — один из наиболее массовых боевых самолетов современных российских ВВС.

Фронтовой бомбардировщик Су-24 был создан в 1960-е годы в ОКБ Павла Сухого. Серийный выпуск борбардировщика начался на Новосибирском авиапроизводственном объединении, где в декабре 1971 года взлетел головной серийный Су-24. В 1972 году он был принят на вооружение ВВС СССР, а в конце 1974 года первые Су-24 начали поступать в строевые части. В 1983 году был принят на вооружение Су-24М. С 1985 года на вооружение стала поступать модификация Су-24МК, имеющая новое бортовое электронное оборудование и систему дозаправки в воздухе. В конце 1980-х годов была создана новая модификация самолета в варианте тактического разведчика. Самолет получил обозначение Су-24МР. Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 самолетов этого типа в различных модификациях, из них более 770 в модификации Су-24М и ее производных вариантах.

По состоянию на 2009 год, в составе ВВС РФ насчитывалось около 300 Су-24 различных модификаций, из них 56 — в авиации ВМФ.

Размах крыла — 17,64 / 10,37 м;

Длина самолета — 24,53 м;

Высота самолета — 6,19 м;

Площадь крыла — 55,17 / 51,02 кв.м;

пустого самолета — 22 320,

нормальная взлетная — 36000,

максимальная взлетная — 39700;

Тип двигателя — 2 ТРДФ НПО «Сатурн» АЛ-21-Ф-3А;

Тяга: нефорсированная — 2х76,49 кН ( х7800 кгс); форсированная — 2х110,32 кН (2х11250 кгс);

Максимальная скорость, км/ч: на высоте 11000 м — 2320, на уровне моря — 1400; Практическая дальность — 4270 км;

Боевой радиус действия — 560-1300 км; длина разбега — 850-900 м; длина пробега — 800-850 м; практический потолок — 17500 м; максимальная эксплуатационная перегрузка — 6.

Су-24 — это двухместный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с высокомеханизированным крылом изменяемой в полете стреловидности и двумя двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками.

Конструкция бомбардировщика СУ-24 цельнометаллическая, используются в основном алюминиевые, а также титановый и магниевый сплавы. Кабина герметическая вентиляционного типа — с системой кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием, оснащена двойным управлением, что повышает безопасность полета. Летчик и штурман расположены рядом, один возле другого. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла К-36Д/ДМ.

Су-24 оборудован современным электронным оборудованием, включающим в себя мощную бортовую цифровую вычислительную машину (БЦВМ). На Су-24 впервые установлена прицельно-навигационная система «Пума», в состав которой входит 13 подсистем: импульсно-доплеровский радиолокатор переднего обзора (РПО) «Орион-А», радиолокатор предупреждения о столкновении (РПС), радиолокационная командная линия (РКЛ) «Дельта ВМТ-6» для применения управляемых ракет, пеленгатор «Филин-Н» и другие.

На Су-24М стоит усовершенствованный вариант прицельно-навигационной системы ПНС-24 — ПНС-24М «Тигр», в состав которой входят также 13 подсистем, в том ччисле: импульсно-доплеровская РЛС «Орион-А», РЛС следования рельефу местности «Рельеф», оптико-электронная (лазерно-телевизионная) прицельная система «Кайра-24» для наведения УР, контейнерная станция обнаружения источников радиолокационного излучения «Фантасмогория» и др. Имеющаяся система управления вооружением СУО-1-6М сопряжена с бортовым цифровым вычислителем Ц8У-10-058К. Самолеты также оснащены бортовым комплексом обороны (БКО) «Карпаты», включающим в себя станцию предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15, теплопеленгатор ЛО-82, станцию постановки активных помех СПС-161, устройство отстрела диполей и термоловушек АПП-50, блок управления.

Cамолет несет бомбовое, управляемое и неуправляемое ракетное и пушечное вооружение. Ракетно-бомбовое вооружение размещается на восьми точках внешней подвески, четырех подкрыльевых (в том числе двух поворотных и двух неподвижных под центропланом) и четырех подфюзеляжных. На всех узлах Су-24 возможна подвеска свободно попадающих бомб калибром от 100 до 1500 кг, разовых бомбовых кассет или контейнеров малогабаритных грузов КМГУ-2. Неуправляемое ракетное оружие включает блоки НАР калибром от 57 до 370 мм.

Су-24М может нести корректируемые бомбы: до четырех КАБ-500Кр с ТВ-наведением или КАБ-500Л с лазерным наведением, до двух КАБ-1500Л с лазерным наведением.

В состав управляемого ракетного вооружения Су-24 входят управляемые ракеты (УР) Х-23 с пропорциональным радиокомандным наведением и противорадиолокационные УР Х-28 и Х-58.

Су-24М может нести более широкий спектр УР класса «воздух-поверхность» с неядерной БЧ, включая различные варианты ракет с активным и пассивным радиокомандным, лазерным и телевизионным наведением Х-25, Х-29, Х-58 и Х-59. В обтекателе снизу средней части фюзеляжа по правому борту установлена встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-23М. На внешних узлах возможна подвеска до трех подвижных пушечных установок СППУ-6 с ГШ-б-23М.

В качестве оружия самообороны самолет может применять УР класса «воздух-воздух» с тепловой головкой самонаведения (ТГС) Р-60 (Р-60М).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector