0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вертолёт ка-26: технические характеристики (ттх), конструкция, модификации, история создания, применение

Ка-26: идеальный вертолет для крестьянина

Примерно в середине 50-х годов в СССР началось широкое использование авиации в сельском хозяйстве. С вертолетов и самолетов вносили удобрения в почву, боролись с вредителями и сорняками. Опыт эксплуатации винтокрылых машин в этой области оказался настолько успешным, что стала очевидной необходимость создания специализированного вертолета для облегчения нелегкого крестьянского труда. Именно такой машиной и стал Ка-26, разработанный в ОКБ Камова в середине 60-х годов.

Заказчиком этого проекта выступил ГВФ, поэтому на конструкторов не давили жесткие требования военных, что позволило им проявить максимум инициативы. Следует еще добавить, что Ка-26 стал первым советским вертолетом, который эксплуатировался в нашей стране исключительно в мирных целях… Правда, небольшое количество машин стояли на вооружении ВВС Венгрии и Румынии, а также использовались полицией Восточной Германии.

Вертолет совершил первый полет в августе 1965 года, а его эксплуатация началась в уже 1969 году. Серийное производство вертолета Ка-26 было развернуто на авиазаводах Улан-Удэ и Кимертау. Всего было выпущено 816 машин данного типа, причем 257 из них были отправлены на экспорт.

На Ка-26 было поставлено несколько мировых рекордов, еще можно добавить, что этот вертолет стал единственной советской винтокрылой машиной, получившей сертификат летной годности в США.

Вертолет Ка-26 отличается прекрасными летно-техническими характеристиками. Он не обладает высокой скоростью, но при этом имеет хорошую тягу и маневренность. Машина очень надежна и проста в управлении, и, что немаловажно, отличается очень низкими эксплуатационными расходами. Исходя из вышесказанного, неудивительно, что Ка-26 до сих пор находится «в строю».

А еще Ка-26 хорош своей универсальностью. Схема, по которой он изготовлен, называется «летающим шасси». Это означает, что на машину можно устанавливать самые разнообразные типы подвесок. Кабины грузовые или пассажирские, грузоподъемное оборудование, баки для пестицидов или удобрений, различную аппаратуру… Причем переоборудование вертолета из одной модификации в другую не составляет большой сложности и занимает всего несколько часов.

Как создавался многоцелевой Ка-26

В начале 60-х годов перед конструкторами КБ Камова была поставлена задача создать новый вертолет, эффективный при проведении сельскохозяйственных работ. Нужна была универсальная машина, способная нести различные виды оборудования в зависимости от вида выполняемых работ. Поэтому было решено использовать в конструкции вертолета схему «летающее шасси». Она позволяла в кратчайшие сроки переоборудовать вертолет из сельхозмашины в грузопассажирскую или задействовать его при проведении монтажных работ. Руководителем проекта стал заместитель генерального конструктора М. А. Купфер. Дополнительно от конструкторов потребовали, чтобы новая машина была легкой в управлении и отличалась высокой экономичностью.

Следует отметить, что работы над Ка-26 несколько лет шли в инициативном порядке. Только в 1964 году задача была официально оформлена правительственным постановлением, заказчиком новой машины выступил ГВФ.

К этому моменту советские конструкторы имели серьезный опыт разработки вертолетов, как классической, так и соосной схемы. Были известны их основные достоинства и недостатки. Кроме того, был накоплен огромный массив информации относительно практического использования винтокрылых машин в разных областях народного хозяйства. При создании Ка-26 конструкторы использовали наработки по проекту с аналогичным названием, который пытались реализовать еще в начале 50-х годов. Но тогда для вертолета не нашли двигателя с достаточной мощностью.

В Советском Союзе вертолеты в сельском хозяйстве начали эксплуатировать примерно с середины 50-х годов. Они вносили удобрения, опрыскивали с воздуха поля и сады, боролись с вредителями и сорняками. Первоначально для этой работы были привлечены Ми-1 и Ка-15, позже к ним присоединился и Ми-2. Все эти вертолеты были гражданскими версиями военных машин, поэтому говорить об их экономической эффективности не приходилось. Ка-15 при этом имел еще и недостаточную грузоподъемность, хотя использование в его конструкции соосной схемы делало этот вертолет маневренным и простым в управлении.

В 1965 году был изготовлен первый прототип будущего вертолета. Он получил обозначение Ка-26. Следует отметить, что форма новой машины с двумя массивными поршневыми двигателями и неубирающимся шасси, была весьма далека от аэродинамического совершенства. Но при этом конструкторам удалось обеспечить максимальную топливную эффективность для каждого конкретного варианта применения вертолета, решив, таким образом, одну из главных проблем любой многоцелевой машины.

Вообще, если говорить о критерии «стоимость-эффективность», то Ка-26 можно смело назвать уникальным вертолетом. Имея меньшую массу, чем Ми-2, и уступая ему в мощности двигателя, Ка-26 способен перевозить равный груз в кабине и на 200 кг больше на внешней подвеске. Кроме того, Ка-26 практически в два раза превосходил милевскую машину в дальности полета.

Для нового вертолета была выбрана соосная схема, которая обеспечила ему отличную маневренность, компактность, высокую тяговооруженность и простоту в управлении.

Во время разработки Ка-26 конструкторам пришлось решать проблему флаттера, «земного резонанса», опасного сближения лопастей. Однако со всеми этими вызовами создателям удалось успешно справиться.

Еще одним несомненным достоинством Ка-26 стали новые лопасти несущего винта с ресурсом в 5 тыс. летных часов, что почти в десять раз превышало аналогичный показатель лопастей вертолета Ми-2. Они изготавливались из стеклопластика, и эта советская технология была запатентована в пяти ведущих вертолетных державах мира.

В 1965 году Ка-26 выполнил висение, а также первый раз пролетел по кругу. В 1966 году начались государственные испытания машины, а уже в следующем году он был впервые показан широкой публике на международном авиасалоне в Париже.

В 1969 году началось серийное производство вертолета. До 1972 года были созданы все основные модификации вертолета.

Описание конструкции вертолета Ка-26

Ка-26 выполнен по соосной двухвинтовой схеме, которую можно назвать типичной для гражданских и боевых машин конструкторского бюро Камова. Силовая установка вертолета состоит из двух поршневых двигателей, вертолет имеет четырехопорное неубирающееся шасси.

Фюзеляж Ка-26 имеет прямоугольную форму. Конструкция фюзеляжа является модульной, то есть на нем можно устанавливать различные типы подвесок, изменяя таким образом назначение вертолета. Кабина пилотов находится в передней части фюзеляжа, а сразу за ней может сбыть смонтирована грузопассажирская кабина, емкости для химикатов, подъемное оборудование или другое специальное оборудование. Следует отметить, что бригада из трех подготовленных рабочих справится с этой работой за полтора-два часа.

Пилотская кабина рассчитана на двух человек, она имеет раздвижные двери и большую площадь остекления, что обеспечивает летчикам хороший обзор. Блоки радиоэлектронного и навигационного оборудования размещены за сиденьями экипажа. Сельскохозяйственная модификация вертолета дополнительно оснащается системой очистки воздуха, которая создает в кабине избыточное давление, и не дает химическим веществам попадать внутрь. Кроме того, стекла кабины оснащены очистителями и антиобледенительной системой.

Пассажирская модификация вертолета имеет в качестве подвески прямоугольную кабину с шестью сидениями, большими двустворчатыми дверьми в задней части и люком в полу. Его можно использовать для высадки и подъема пассажиров в режиме висения. Кабина оснащена звукоизоляцией, системами отопления и вентиляции.

В задней части вертолета расположены две хвостовые балки конструкции, изготовленные из алюминиевого сплава, которые несут горизонтальное и вертикальное оперение.

Читать еще:  Арбалет архонт: цена, отзывы владельцев, фото и видео, усиленные плечи

В состав силовой установки Ка-26 входит два звездообразных поршневых двигателя М-14В26 Веденеева с воздушным охлаждением. Они размещены в мотогондолах, находящихся по бокам фюзеляжа машины. Редуктор и двигатели был разработаны в воронежском ОКБ моторостроения. Редуктор несущих винтов планетарный двухступенчатый.

Топливная система Ка-26 состоит из трех баков: заднего и двух передних. Их общая емкость составляет 630 литров. Кроме того, в случае необходимости на Ка-26 можно установить и дополнительные подвесные баки емкостью до 160 литров. Масляная система состоит из бака емкостью 38 литров, маслорадиатора и насосов.

Вертолет имеет четырехопорное неубирающееся шасси. Главные опоры оснащены демпферами поперечных колебаний. Передние стойки – самоориентирующиеся.

Ка-26 имеет трехлопастные соосные винты, которые вращаются в противоположные стороны. Крепление лопастей – шарнирное. Сами же лопасти выполнены из стеклопластика, что значительно повышает их летный ресурс. Для середины 60-х годов подобная технология была настоящим прорывом. Винты оснащены эффективной антиобледенительной системой.

Комплекс пилотажно-навигационного оборудования состоит из радиостанции Р-860, радиокомпаса и курсовой системы.

Модификации многоцелевого вертолета Ка-26

За время серийного производства было создано несколько модификаций этой машины:

  • Сельскохозяйственная. Это основная модификация вертолета. Она не имеет грузовой или пассажирской кабины, вместо которых монтируется бункер или бак для химикатов;
  • Транспортная. Данный вариант вертолета предназначается для перевозки пассажиров или грузов. В грузопассажирскую кабину вмещается шесть человек или 900 кг груза. Также для перевозки грузов может быть использована специальная открытая платформа;
  • Лесопатрульная. Модификация, предназначенная для патрулировании или спасательных работ при лесных пожарах. Этот вариант Ка-26 имеет электрическую лебедку грузоподъемностью в 150 кг;
  • Медицинская. Версия машины, разработанная для перевозки больных или раненых. Может принять на борт двух человек на носилках или двух сидячих больных и медработника;
  • Вертолет-летающий кран. Вертолет для проведения монтажных работ или перевозки габаритных грузов на внешней подвеске. Как правило, используется в тех случаях, если груз в кабину не влазит;
  • Спасательная или корабельная. Вариант вертолета, разработанный для спасательных операций на море. На борту имеется лебедка и спасательная лодка. Кроме того, машины данной модификации имеют баллонеты, что позволяет им садиться на воду;
  • Патрульная. Версия Ка-26, которая была создана специально для сотрудников Госавтоинспекции. На борту она имела электролебедку, громкоговоритель, могла быть установлена телекамера;
  • Геологоразведочная. Модификация вертолета, предназначенная для проведения воздушной магнитной геологоразведки. Специальная аппаратура устанавливалась в грузопассажирской кабине, а антенна монтировалась вокруг корпуса.

Ка-26 – сельскохозяйственный «хулиган»

Интенсивное развитие сельского хозяйства и промышленности в 50-е годы прошлого столетия дало мощный толчок к развитию гражданского вертолетостроения. Ярким представителем таких машин стал многоцелевой вертолет Ка-26. Несмотря на сугубо гражданское предназначение, техника получила обозначение НАТО Hoodlum(Хулиган).

Вертолет производился порядка 20 лет и поставлялся не только в социалистические, но и в капиталистические страны. Машины Ка-26 встречались в ФРГ, Швеции, Японии и даже США, куда попали сложным путем через систему подставных фирм.

История создания и модификации

Развитие вертолетной промышленности в СССР позволило начать использование вертолетов для обработки сельскохозяйственных угодий и лесных массивов удобрениями и химикатами. Применявшиеся вертолеты Ми-1 и Ка-15, а также биплан Ан-2, к середине 60-х годов перестали удовлетворять потребности заказчиков.

В 1964 году в рамках постановления Правительства было сформулировано техническое задание на новый вертолет. Машина создавалась исключительно для гражданских целей, поэтому у конструкторов ОКБ Камова было больше свободы в действиях.

Первый опытный экземпляр машины изготовили уже в 1965 году. После успешного прохождения цикла заводских тестов, вертолет передали для государственных испытаний. Параллельно техника демонстрировалась на ряде выставок, в том числе и авиасалоне в Ле-Бурже. В 1967 году по результатам государственных испытаний машина получает сертификат соответствия американским нормам. Вертолет Ка-26 стал первой советской машиной, прошедшей подобную сертификацию.

Серийный выпуск вертолетов стартовал в 1969 году на производственных площадках в Улан-Удэ и Кумертау.

В итоге было собрано 816 машин, многие из которых продолжают эксплуатироваться и сегодня. Машина Ка-26 активно продвигалась на экспортные рынки, достаточно сказать, что за границу поступила почти треть построенной продукции.

Вертолеты Ка-26 поставлялись в нескольких модификациях, разработанных и внедренных в производство в 1969-72 гг.:

  1. Для выполнения сельскохозяйственных работ. Отличался отсутствием кабины для пассажиров и груза, на этом месте располагались бункер и различные распылители для химикатов. Например, для расширения рабочей полосы устанавливается трубчатый опрыскиватель, закрепленный за капотами двигателей. Машина позволяла обрабатывать за один проход полосу шириной до 60 м.
  2. Транспортный вариант, оборудованный кабиной на 6 пассажиров или 900 кг груза. Существовала санитарная разновидность машины с медицинским оборудованием в пассажирском отсеке. Вертолет мог перевозить двух лежачих больных на носилках и двух сидячих. Имелось место для сопровождающего медработника.
  3. Для борьбы с лесными пожарами применялся вариант, оборудованный электрической лебедкой в пассажирском отсеке. Лебедка имела барабан с тросом длиной 40 м и обеспечивала тяговое усилие 150 кг.
  4. Вертолет для выполнения монтажных работ, способный нести груз весом до 900 кг на внешнем подвесе.
  5. Патрульная машина ГАИ, имеющая характерную окраску. Вертолет оборудован громкоговорителями, такелажной лебедкой, системой записи видеосигнала с телекамерой.
  6. Вертолет геологоразведывательных партий, оснащенный внешней антенной, фиксирующей изменение магнитного поля. Дополнительно в пассажирской кабине машины смонтировано специальное оборудование.
  7. Вертолет корабельного базирования, предназначенный для ведения поисковых и спасательных работ. Машина комплектовалась надувными баллонами, позволяющими садиться на воду. В комплект оборудования входила лебедка, спасательная лодка и другое оборудование.

Все (кроме двух последних) перечисленные версии обладали универсальной конструкцией, позволявшей вести переоборудование. Работы выполнялись непосредственно на аэродроме, для этого требовалось несколько человек наземного персонала.

Конструкция

Фюзеляж Ка-26 выполнен из металлического каркаса и обшивки, установленной на заклепках. В состав конструкции входят силовые элементы, изготовленные из пластика. Конструктивно фюзеляж разбит на кабину пилотов, центральную секцию и парную хвостовую балку. Поскольку центральная секция позволяет устанавливать узлы различной конфигурации, изменяемой на аэродроме, то Ка-26 называют «летающим шасси».

Кабина пилотов рассчитана на экипаж из двух человек. Летчик располагается на левом сидении. Правое сидение, предназначенное для пассажира, может сниматься, предусмотрена возможность установки дублирующего управления. Кабина имеет большую площадь остекления, доступ выполняется через боковые двери, сдвигаемые по направляющим назад. Для борьбы со льдом на машине Ка-26 применена подача жидкости (спирта) на лобовое стекло кабины. Запас спирта расположен в бачке емкостью 5 литров.

Центральная секция, являющаяся основным элементом фюзеляжа, представляет собой кессон с каркасом. В секции возможно размещение подвесной кабины или грузовой платформы. Грузопассажирская кабина машины оборудована кормовой двустворчатой дверью и двумя боковыми прямоугольными иллюминаторами. Дополнительные иллюминаторы выполнены в дверях.

В кабине расположены шесть откидных сидений и столик (на створках двери).

Стенки кабины Ка-26 обшиты материалом, снижающим шумы и вибрации при полете. Пол имеет рифление, предохраняющее пассажиров от скольжения. Для обеспечения комфортных условий в кабинах имеется система вентиляции и обогрева. Нагрев воздуха выполняется автономным бензиновым агрегатом, устанавливаемым по заказу. Грузовая платформа оборудуется тремя откидными бортами, внутри имеются точки швартовки груза.

Вертолет Ка-26 оборудован шасси фиксированного положения, включающим в себя две передние и две задние (основные) стойки. Передние стойки машины оснащены газо-масляным амортизатором и свободно поворачивающимся колесом без тормозного механизма.

Для вертикальной ориентации стойки имеется силовой подкос. Основные стойки отличаются установкой тормозных механизмов и схемой монтажа – на жесткой ферме с подкосами. Дополнительно установлен антирезонансный демпфер, сглаживающий колебания от неровностей земли.

Читать еще:  Дешёвый «спортсмен». Карабин LAR-15 Prage 3G

Вертолет Ка-26 оборудован хвостовым оперением с горизонтальной и вертикальной плоскостью. Горизонтальное оперение включает в себя стабилизатор, руль высоты и две консоли. В состав вертикального оперения машины входят два фиксированных киля, оснащенных рулями направления. Дополнительно управление вертолетом осуществляется регулировкой тяги несущих винтов. Для управления в кабине пилотов установлена рукоятка и педали.

Силовая установка вертолета Ка-26 включает в себя два поршневых четырехтактных двигателя М-14В26, имеющих карбюраторное смесеобразование и нагнетатель воздуха. Каждый двигатель обеспечивает на взлетном режиме мощность 325 л.с., которая поддерживается в течение пяти минут. На номинальном режиме работы мотор развивает 245 л.с. (без ограничения по времени работы).

На каждом моторе машины смонтирован компрессор бортовой пневматической системы, который нагнетает воздух в расходный ресивер. Допускается подкачка баллона от аэродромного оборудования.

Пневматика применяется для работы тормозов, пуска моторов и привода узлов сельскохозяйственного оборудования.

На выходном валу двигателя размещен редуктор, связывающий коленчатый вал с основным редуктором воздушных винтов. В моторном редукторе имеется разобщительная муфта. Кроме того, выходной вал редуктора используется для привода осевого вентилятора, обеспечивающего охлаждение двигателя. Основной редуктор вертолета оборудован точками подключения насоса гидравлической системы. От гидравлики работают усилители органов управления Ка-26.

Вертолет Ка-26 имеет соосную схему трехлопастных несущих винтов, установленных на одной оси. Винты имеют одинаковый размер, но выполняют вращение в разные стороны с одним числом оборотов. При изготовлении винтов машины используется стеклопластик, что позволило повысить усталостную прочность и продлить ресурс.

Для работы двигателей вертолета применяется бензин СБ-78, имеющий октановое число 78. Возможно использование различных смесей бензинов Б-70, Б-91 или Б-95 в определенной пропорции. Допускается работа двигателей на бензине Б-91/115 с корректировкой угла опережения зажигания. Количество топлива на борту зависит от комплектации машины.

При установке пассажирской кабины запас топлива составляет 360 кг (в двух баках). Предельная вместимость баков составляет 465 кг (630 литров).

Сельскохозяйственный вариант Ка-26 имеет только один передний бак, вмещающий 110 кг бензина.

Бортовая электрическая сеть стандартного вертолета Ка-26 рассчитана на постоянное напряжение 28,5В. Источниками служит генератор (смонтирован на одном из моторов) и аккумуляторная батарея. Также имеется конвертер, позволяющий формировать переменный ток с частотой 400 Гц и напряжением 36 и 115В.

В случае установки специального сельскохозяйственного оборудования устанавливается дополнительная сеть переменного напряжения 208В. Для питания сети применяется отдельный генератор с приводом от основного редуктора.

Ка-26 по своим техническим характеристикам близок к другой советской машине – вертолету Ми-2, оснащенному газотурбинными двигателями. Машины появились одновременно, но конструкция ОКБ Миля могла применяться и военных целях, что и определило ее широкое распространение (построено около 5400 экземпляров МИ-2).

Вертолет Ка-26: история создания, описание и характеристики машины

Ка-26 – это советский многоцелевой вертолет, созданный конструкторами ОКБ Камова в середине 60-х годов. Ка-26 был сугубо гражданской машиной, хотя его ограничено использовали военно-воздушные силы РФ и правоохранительные органы нескольких государств.

Серийное производство вертолета было развернуто на авиационных заводах в Улан-Удэ и Кумертау. Всего было изготовлено более восьмисот машин. Ка-26 активно поставлялся на экспорт: для иностранных заказчиков было изготовлено 257 машин.

На счету вертолета Ка-26 пять мировых рекордов. Эта машина широко использовалась в народном хозяйстве, многие вертолеты находятся в эксплуатации и сегодня.

Вертолет Ка-26 – универсальная машина. Схема, по которой выполнен вертолет, называется «летающим шасси»: за кабиной пилотов можно устанавливать самые разные виды подвесок: грузовые или пассажирские кабины, подъемное оборудование, баки с различными химическими веществами для распыления. Переоборудование вертолета занимало всего лишь несколько часов, что было весьма удобно.

Вертолет обладал не слишком большой скоростью, однако при этом имел хорошую тягу, маневренность, отличался надежностью и был очень прост в управлении. По стоимости своей эксплуатации Ка-26 – это одна из лучших винтокрылых машин, созданных в СССР. Можно добавить, что Ка-26 – это единственный советский вертолет, который получил американский сертификат летной годности.

История создания

Примерно с середины 50-х годов в Советском Союзе для проведения сельскохозяйственных работ начали широко применяться вертолеты Ми-1 и Ка-15. Эти машины удобряли почву, проводили опрыскивание садов и посевов на полях. Эффективность использования винтокрылых машин в сельском хозяйстве оказалась настолько высокой, что позже к подобным работам стали подключать и более мощный вертолет Ми-2. Фронт сельскохозяйственных работ, на котором использовалась авиация, с каждым годом становился все шире. Нужна была новая специализированная машина, способная широкий спектр задач.

В начале 60-х годов было принято решение разработать высокоэффективный вертолет для нужд советских аграриев. Эта работа была поручена специалистам ОКБ Камова. Новый вертолет решили сделать универсальным, то есть способным не только нести различные виды сельскохозяйственного оборудования, но и пригодным для пассажирских и грузовых перевозок.

Генеральным заказчиком вертолета выступил гражданский воздушный флот (ГВФ). Ка-26 – это один из немногих советских вертолетов, который разрабатывался и применялся исключительно для мирных целей.

Для достижения необходимой универсальности новая машина получила модульную конструкцию. Это позволило обеспечить максимальную весовую отдачу для каждого варианта его применения. Планер вертолета оставался неизменным для всех основных его модификаций, кроме этого, машина еще оснащалась комплектами навесного оборудования, которые можно было быстро установить. Такая схема позволила сделать Ка-26 уникальным вертолетом в плане отношения «стоимость/эффективность». В этом отношении он значительно превосходил другой советский вертолет этого периода – Ми-2.

Имея меньшую массу и более низкую мощность двигателя, Ка-26 мог перевозить равный с Ми-2 по массе груз внутри грузовой кабины и 200 кг больше транспортировать на внешней подвеске. Кроме того, Ка-26 в два раза превосходил Ми-2 по дальности полета (без использования дополнительных баков).

Ка-26 оснащался стеклопластиковыми лопастями несущих винтов, что делало их ресурс практически неограниченным.

В 1965 году был изготовлен прототип вертолета, в этом же году машина впервые поднялась в небо. В 1966 году начались государственные испытания Ка-26. В 1967 году вертолет был представлен на международной выставке в Ле Бурже, а в 1969 году стартовало его серийное производство.

В период с 1967 по 1970 год конструкторами ОКБ Камова были разработаны многочисленные модификации вертолета, ниже указаны основные из них:

  • Сельскохозяйственная. Не имела грузопассажирской кабины, вместо нее устанавливался бак или бункер для химикатов.
  • Транспортная. Вертолет с грузопассажирской кабиной, в которую вмещалось шесть человек или груз массой до 900 кг.
    Медицинская. Вертолет для перевозки больных или раненых.
  • Модификация, разработанная для работников лесного хозяйства. Вертолет предназначался для патрулирования лесных массивов и проведения спасательных работ во время пожаров. Оснащался электрической лебедкой (грузоподъемность 150 кг).
  • Вертолет-летающий кран. Предназначался для проведения монтажных работ или перевозки грузов на внешней подвеске (до 900 кг). Часто использовался в тех случаях, когда габаритный груз не вмещался в грузовую кабину.
  • Спасательная. Модификация, предназначенная для проведения спасательных операций на море. Вертолет оснащался лебедкой и спасательной лодкой. Машины этой модификации имели баллонеты и могли совершать посадку на воду.
  • Патрульная. Модификация, разработанная для Госавтоинспекции. Машина оснащалась электролебедкой, громкоговорителем и грузовым крюком. Также на вертолет могла быть установлена телевизионная камера.

Описание конструкции

Вертолет Ка-26 выполнен по двухвинтовой соосной схеме, характерной для большинства машин ОКБ Камова. Он имеет два поршневых двигателя и четырехопорное неубирающееся шасси. В зависимости от модификации машины за кабиной пилотов могли быть установлены различные типы подвесок: грузовая кабина, подъемное оборудование, емкости для химикатов.

Читать еще:  Су 17, легендарный самолёт: истребитель-бомбардировщик, тактико-технические характеристики (ттх)

На вертолет установлены два поршневых звездообразных двигателя М-14В26 с воздушным охлаждением, которые расположены в мотогондолах по бокам фюзеляжа.

Ка-26 имеет два соосных трехлопастных винта с шарнирным креплением лопастей. Впервые в истории вертолетостроения лопасти Ка-26 изготовлены из стекловолокна, что значительно увеличивало их ресурс. Лопасти вертолета оснащены противообледенительной системой.

Фюзеляж вертолета – это платформа прямоугольной формы, спереди которой установлена кабина экипажа, а в задней части — хвостовые балки с оперением. Кабина пилотов двухместная, с раздвижными дверьми, большой площадью остекления и отличным обзором.

Вертолеты грузопассажирской модификации имеют подвесную кабину прямоугольной формы с шестью откидными сидениями, двустворчатой дверью и люком в полу. Кабина звукоизолирована, оснащена системами отопления и вентиляции.

Хвостовые балки выполнены из алюминиевого сплава, на них устанавливается вертикальное и горизонтальное оперение.

Топливная система машина состоит из двух передних и одного заднего бака. Их общая емкость составляет 630 литров. На вертолет можно устанавливать дополнительные баки.

В состав пилотажно-навигационного оборудования Ка-26 входит радиокомпас, радиостанция и курсовая система.

Характеристики

Ниже указаны основные характеристики вертолета Ка-26:

  • диаметр несущего винта –13 м;
  • длина – 7,75 м;
  • высота – 4,05 м;
  • макс. взлетная масса – 3 250 кг;
  • двигатель – 2 ПД М-14В-26;
  • макс. скорость – 170 км/ч;
  • дальность полета – 520 км;
  • практический потолок – 3 000 м;
  • экипаж – 2 чел;
  • полезная нагрузка — 6 пассажиров или 900 кг.

Вертолет Ка-26: история создания, описание и характеристики машины

1. История создания

2. Описание конструкции

Ка-26 — это советский многоцелевой вертолет, созданный конструкторами ОКБ Камова в середине 60-х годов. Ка-26 был сугубо гражданской машиной, хотя его ограничено использовали военно-воздушные силы РФ и правоохранительные органы нескольких государств. Серийное производство вертолета было развернуто на авиационных заводах в Улан-Удэ и Кумертау. Всего было изготовлено более восьмисот машин. Ка-26 активно поставлялся на экспорт: для иностранных заказчиков было изготовлено 257 машин. На счету вертолета Ка-26 пять мировых рекордов. Эта машина широко использовалась в народном хозяйстве, многие вертолеты находятся в эксплуатации и сегодня. Вертолет Ка-26 — универсальная машина. Схема, по которой выполнен вертолет, называется «летающим шасси»: за кабиной пилотов можно устанавливать самые разные виды подвесок: грузовые или пассажирские кабины, подъемное оборудование, баки с различными химическими веществами для распыления. Переоборудование вертолета занимало всего лишь несколько часов, что было весьма удобно.

Вертолет обладал не слишком большой скоростью, однако при этом имел хорошую тягу, маневренность, отличался надежностью и был очень прост в управлении. По стоимости своей эксплуатации Ка-26 — это одна из лучших винтокрылых машин, созданных в СССР. Можно добавить, что Ка-26 — это единственный советский вертолет, который получил американский сертификат летной годности.

Примерно с середины 50-х годов в Советском Союзе для проведения сельскохозяйственных работ начали широко применяться вертолеты Ми-1 и Ка-15. Эти машины удобряли почву, проводили опрыскивание садов и посевов на полях. Эффективность использования винтокрылых машин в сельском хозяйстве оказалась настолько высокой, что позже к подобным работам стали подключать и более мощный вертолет Ми-2. Фронт сельскохозяйственных работ, на котором использовалась авиация, с каждым годом становился все шире. Нужна была новая специализированная машина, способная широкий спектр задач. В начале 60-х годов было принято решение разработать высокоэффективный вертолет для нужд советских аграриев. Эта работа была поручена специалистам ОКБ Камова. Новый вертолет решили сделать универсальным, то есть способным не только нести различные виды сельскохозяйственного оборудования, но и пригодным для пассажирских и грузовых перевозок. Генеральным заказчиком вертолета выступил гражданский воздушный флот (ГВФ). Ка-26 — это один из немногих советских вертолетов, который разрабатывался и применялся исключительно для мирных целей. Для достижения необходимой универсальности новая машина получила модульную конструкцию. Это позволило обеспечить максимальную весовую отдачу для каждого варианта его применения. Планер вертолета оставался неизменным для всех основных его модификаций, кроме этого, машина еще оснащалась комплектами навесного оборудования, которые можно было быстро установить. Такая схема позволила сделать Ка-26 уникальным вертолетом в плане отношения «стоимость/эффективность». В этом отношении он значительно превосходил другой советский вертолет этого периода — Ми-2.

Имея меньшую массу и более низкую мощность двигателя, Ка-26 мог перевозить равный с Ми-2 по массе груз внутри грузовой кабины и 200 кг больше транспортировать на внешней подвеске. Кроме того, Ка-26 в два раза превосходил Ми-2 по дальности полета (без использования дополнительных баков). Ка-26 оснащался стеклопластиковыми лопастями несущих винтов, что делало их ресурс практически неограниченным.

В 1965 году был изготовлен прототип вертолета, в этом же году машина впервые поднялась в небо. В 1966 году начались государственные испытания Ка-26. В 1967 году вертолет был представлен на международной выставке в Ле Бурже, а в 1969 году стартовало его серийное производство. В период с 1967 по 1970 год конструкторами ОКБ Камова были разработаны многочисленные модификации вертолета, ниже указаны основные из них:

Сельскохозяйственная. Не имела грузопассажирской кабины, вместо нее устанавливался бак или бункер для химикатов.

Транспортная. Вертолет с грузопассажирской кабиной, в которую вмещалось шесть человек или груз массой до 900 кг.

Медицинская. Вертолет для перевозки больных или раненых.

Модификация, разработанная для работников лесного хозяйства. Вертолет предназначался для патрулирования лесных массивов и проведения спасательных работ во время пожаров. Оснащался электрической лебедкой (грузоподъемность 150 кг).

Вертолет-летающий кран. Предназначался для проведения монтажных работ или перевозки грузов на внешней подвеске (до 900 кг). Часто использовался в тех случаях, когда габаритный груз не вмещался в грузовую кабину.

Спасательная. Модификация, предназначенная для проведения спасательных операций на море. Вертолет оснащался лебедкой и спасательной лодкой. Машины этой модификации имели баллонеты и могли совершать посадку на воду.

Патрульная. Модификация, разработанная для Госавтоинспекции. Машина оснащалась электролебедкой, громкоговорителем и грузовым крюком. Также на вертолет могла быть установлена телевизионная камера.

Вертолет Ка-26 выполнен по двухвинтовой соосной схеме, характерной для большинства машин ОКБ Камова. Он имеет два поршневых двигателя и четырехопорное неубирающееся шасси. В зависимости от модификации машины за кабиной пилотов могли быть установлены различные типы подвесок: грузовая кабина, подъемное оборудование, емкости для химикатов.

На вертолет установлены два поршневых звездообразных двигателя М-14В26 с воздушным охлаждением, которые расположены в мотогондолах по бокам фюзеляжа. Ка-26 имеет два соосных трехлопастных винта с шарнирным креплением лопастей. Впервые в истории вертолетостроения лопасти Ка-26 изготовлены из стекловолокна, что значительно увеличивало их ресурс. Лопасти вертолета оснащены противообледенительной системой. Фюзеляж вертолета — это платформа прямоугольной формы, спереди которой установлена кабина экипажа, а в задней части — хвостовые балки с оперением. Кабина пилотов двухместная, с раздвижными дверьми, большой площадью остекления и отличным обзором. Вертолеты грузопассажирской модификации имеют подвесную кабину прямоугольной формы с шестью откидными сидениями, двустворчатой дверью и люком в полу. Кабина звукоизолирована, оснащена системами отопления и вентиляции. Хвостовые балки выполнены из алюминиевого сплава, на них устанавливается вертикальное и горизонтальное оперение.

Топливная система машина состоит из двух передних и одного заднего бака. Их общая емкость составляет 630 литров. На вертолет можно устанавливать дополнительные баки. В состав пилотажно-навигационного оборудования Ка

26 входит радиокомпас, радиостанция и курсовая система.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector