0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вертолет ка-32: история создания, описание и характеристики машины

Вертолет Ка-32: история создания, описание и характеристики машины

Ка-32 – это советский многоцелевой вертолет, созданный конструкторами ОКБ Камова. Эта машина выполнена по соосной схеме, характерной для вертолетов этого конструкторского бюро. Работы над созданием Ка-32 велись в 70-х годах, эксплуатация этой машины началась в 1986 году.

Вертолет Ка-32 – это, по сути, гражданская версия Ка-27ПС (поисково-спасательная модификация), его серийное производство было налажено на авиазаводе в Кумертау в 1985 году. Всего было изготовлено (на 2013 год) более 160 машин. Кроме того, в 2013 году подписан договор с Китаем о лицензионной сборке Ка-32 на территории этой страны.

Ка-32 – это исключительно гражданская машина, за время ее эксплуатации было создано огромное количество модификаций вертолета. Начиная с 2011 года, производится только модификация Ка-32А11ВС.

Вертолет весьма востребован на мировом рынке, причем его покупают не только страны Азии или Африки, но и более требовательные европейцы и американцы. В настоящее время Ка-32 эксплуатируется в Болгарии, Испании, Южной Корее, Канаде, Бразилии, Португалии и Швейцарии.

Вертолет Ка-32 установил несколько международных мировых рекордов.

История создания

Разработка Ка-32, как и его военной версии Ка-27ПС, началась в 1969 году. Руководство советской гражданской авиации хотело получить вертолет, выполненный по соосной схеме, который мог взлетать с корабельной палубы. Первоначально его планировали использовать в качестве средства ведения разведки ледовой обстановки в Арктике.

Однако позже спектр задач для новой машины был расширен. Его планировали использовать в качестве поисково-спасательного средства, для транспортировки грузов и пассажиров, для монтажных работ, патрульной службы и для решения других задач.

Первый полет предсерийного Ка-32 состоялся в конце 1973 года, серийная машина поднялась в воздух в 1980 году. В 1978 году вертолет участвовал в проводке каравана судов во главе с ледоколом «Сибирь» по Северному морскому пути. Вертолет справился со своими задачами, действуя в очень тяжелых условиях полярной ночи.

В 1981 году состоялась демонстрация Ка-32 перед иностранными специалистами, а в 1985 году вертолет был показан на авиасалоне в Ле Бурже.

Ка-32 – это одна из самых удачных машин, разработанных в ОКБ Камова. Соосная схема делает вертолет очень компактным и маневренным, идеальным для использования в условиях городской застройки, горной или лесистой местности. Этот вертолет отлично подходит для работы на море: Ка-32 может легко приземлиться на палубу даже небольшого корабля или на площадку буровой платформы.

Машина имеет прекрасные характеристики по грузоподъемности, энерговооруженности, потребляет сравнительно немного топлива, легко управляема. Последние модификации вертолета сертифицированы согласно международным требованиям (FAR-29, АП-29, EASA).

Описание

Вертолет Ка-32 выполнен по соосной схеме с двумя несущими винтами и двумя турбовальными двигателями. Машина имеет четырехопорное неубирающееся шасси и хвостовым оперением с двумя килями. Экипаж вертолета – от одного до трех человек.

Фюзеляж машины изготовлен из алюминиевых сплавов, в его передней части расположена кабина пилотов, за ней находится объемный грузопассажирский салон. Для крепления грузов в нем предусмотрены узлы швартовки, на внешней подвеске машина может нести до 5 тыс. кг. С левой стороны фюзеляжа расположена грузовая дверь, через которую производится погрузка и разгрузка.

Силовая установка вертолета состоит из двух ГТД ТВЗ-117 (2200 л. с.).

Топливная система состоит из десяти баков, их общая емкость 3450 литров.

Несущие винты имеют по три лопасти, выполнены по соосной схеме, крепление лопастей шарнирное. Лопасти винтов изготовлены из композитных материалов, что значительно увеличивает их эксплуатационный ресурс. Втулки винтов титановые. Лопасти винта могут складываться, что обеспечивает вертолету компактность в походном положении.

На морских модификациях машины могут быть установлены баллонеты, которые обеспечивают возможность посадки вертолета на воду.

Ка-32 (особенно последние модификации этой машины) имеют совершенное пилотажно-навигационное оборудование. В его состав входит бортовая ЭВМ, доплеровский измеритель, автопилот и радиовысотомер. На некоторых модификациях вертолета установлена бортовая РЛС. Это позволяет машине выполнять полеты и днем, и ночью, в сложных метеоусловиях, заходить на посадку в автоматическом режиме, зависать в одной точке.

Характеристики

Ниже указаны характеристики Ка-32:

  • длина — 11300 мм;
  • ширина — 3805 мм;
  • высота — 5450 мм;
  • крейсерская скорость — 245 км/ч;
  • потолок — 5000 м;
  • макс. дальность полета — 650 км;
  • продолжительность полета — 4 ч;
  • макс. взлетная масса — 11000 кг;
  • двигатель — 2хTB3-117 (2200 л. с.);
  • экипаж — 1-3 чел.

Вертолет Ка-32 – более 30-ти лет на службе

Советская школа вертолетостроения прошла долгий и тернистый путь, на протяжении которого были все — взлеты и падения, ошеломляющий успех и горечь разочарований. Две ведущие мировые авиаконструкторские школы Миля и Камова за годы своего существования создали немало хороших машин. Советские вертолеты семейства «Камов» прекрасно знают во всем мире. Эти машины использовались и продолжают использоваться в российском флоте в качестве основного противолодочного и спасательного средства, применялись вертолеты «Ка» различных модификаций и в аварийно-спасательных работах. Несмотря на солидный возраст, сначала советские, а теперь российские вертолеты, созданные в КБ Камова, продолжают оставаться на службе. Продолжает сегодня славные традиции легендарного КБ машина Ка-32 — вертолет, которого долго ждали в гражданской авиации.

Создание нового вертолета: исходная точка

Долгое время основным вертолетным транспортом в системе службы по чрезвычайным ситуациям и в ведомстве других союзных министерств оставались Ка-25 и Ка-27ПС. Эти машины успешно трудились на флоте, на них летали спасатели и пожарники. Обслуживались этими вертолетами геологические партии и санитарная авиация. Однако со временем стало ясно, что технологический ресурс вертолетов Ка-27ПС перестал удовлетворять потребностям гражданского обслуживания.

Военный вариант вертолетов семейства Камова не совсем отвечает требованиям, которые предъявляются к машинам, эксплуатируемым в гражданской сфере. Изначально в КБ им. Камова решили создать новый вертолет, который будет эксплуатироваться в сложных арктических условиях. Планировалось оснастить новым летательным аппаратом морские суда и ледоколы, курсирующие в полярных широтах. Технологии, которые применялись в ходе проектирования нового вертолета, позволили существенно раздвинуть рамки эксплуатации машины. К тому же в народном хозяйстве остро ощущалась нехватка многофункциональных вертолетов, способных выполнять огромный спектр операций.

Техническое задание, которое поступило в конструкторское бюро им. Миля из Министерства Гражданской авиации параллельно с заказом от военных моряков, предполагало использование новой машины в следующих целях:

  • использования для поисковых и спасательных операций;
  • эксплуатация для транспортно-грузовых перевозок;
  • осуществление монтажных и крановых работ;
  • вывоз грузов из труднодоступной местности;
  • осуществление патрульной службы.
Читать еще:  ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ. ПАТРОНЫ ELEY

Вертолет стали разрабатывать еще в конце 60-х годов. Учтя все рекомендации, которые предоставили чиновники Министерства Гражданской Авиации, и замечания полярников, коллектив КБ Миля сумел создать новую машину на базе существующего вертолета Ка-27ПС. Впервые опытную машину показали в декабре 1973 года, после чего на ней был совершен первый экспериментальный полет.

Машина оказалась достаточно удачной. В преддверии серийного производства было решено пустить машину на испытания в экстремальных условиях. С 1974 года по 1978 года опытная машина совершила более сотни полетов в самых разных условиях, начиная с эксплуатации в высокогорных районах страны и заканчивая полетами за полярным кругом.

Последней точкой в принятии решения о начале серийного выпуска стала эпопея с атомным ледоколом «Сибирь». Караван судов, ведомый атомным ледоколом, оказался в тяжелых условиях. Осуществлять ледовую разведку в тяжелейших условиях полярной ночи пришлось на вертолете Ка-32. Машина показала себя с лучшей стороны.

После доводки основных узлов и агрегатов, устранения ряда технологических дефектов, в 80 годы было принято решение начать серийный выпуск машины. Первые вертолеты собирались на производственной базе конструкторского бюро. Было выпущено всего десять машин, которые использовались в разных отраслях экономики. Только в 1985 году общее и централизованное производство вертолетов Ка-32 было перенесено в г. Кумертау, Республика Башкирия. С этого момента предприятие является базовым, на котором вместе с вертолетом Ка-32 выпускаются и ремонтируются военные модификации машин семейства Камова. До 2013 года на вертолетостроительном заводе в г. Кумертау было выпущено 160 «тридцать вторых».

В этом же году производство вертолетов этой модели на заводах в России было прекращено. Принято решение о заключении контракта с китайской компанией «Итун» о переносе основного производства в Китайскую Народную Республику.

Особенности конструкции вертолета Ка-32

Вертолет создан по традиционной для всех машин семейства Камова соосной схеме. Приверженность коллектива КБ Камова к данной схеме объясняется фирменным стилем, который отличает все машины с логотипом Ка. Эти машины невозможно спутать ни с одним другим вертолетом.

Помимо психологических и моральных побуждений, которыми руководствуются специалисты КБ, следует признать, что соосные несущие винты имеют ряд преимуществ перед обычной классической схемой. Отсутствие рулевого винта позволяет существенно уменьшить габариты машины и снижает технологическую насыщенность системы управления.

В вертолетах Камова соосные винты использовали мощность двигателей на полную мощность, тогда как у классических вертолетов до 15-20% мощности двигательной установки уходит на работу рулевого винта. Вертолеты Камова не имеют ограничений в угловой скорости, которая определяет возможность вертикального висения машины. Противоположное вращение несущих винтов обеспечивает вертолету необходимую устойчивость в полете и хорошую маневренность. Это уже сумели по достоинству оценить военные моряки, которые долгие годы эксплуатируют машины Камова на судах военно-морского флота. Вертолеты прекрасно подходят для швартовки на палубе судна, что нельзя сказать о винтокрылых машинах классической схемы.

Длительное висение вертолета с соосными винтами позволяет с высокой точностью осуществлять доставку грузов на внешней подвеске. Это качество незаменимо при выполнении монтажно-строительных работ, при выполнении поисково-спасательных операций и во время эвакуации раненных из труднодоступной местности. Несмотря на сложность двигательной установки, конструкция отличается надежностью и достаточно высокой ремонтопригодностью.

Соосная схема несущих винтов, небольшие и компактные габариты позволяют использовать такие машины в трудных погодных условиях, в любое время суток. Машина, которая способна зависать в воздухе, очень удобна для взлета — посадки на ограниченном пространстве. К тому же Ка-32 вобрал в себя многие особенности конструкции военных машин. Для удобства хранения машины в ангаре на ней установлены складывающиеся несущие винты, уменьшающие объем винтокрылой машины в 5 раз. От военной версии «тридцать второй» получил систему живучести. Благодаря установке баллонетов вертолет при аварийной посадке на воду сохранял некоторое время плавучесть. На Ка-32 имелось дублирование основных систем управления и энергообеспечения.

Корпус фюзеляжа имеет схему полумонок. Планер машины имеет компактную конфигурацию, которая заканчивается двумя хвостовыми стабилизаторами. Передняя часть фюзеляжа занята двухместной кабиной пилотов. Вся остальная часть фюзеляжа занята пассажирско-грузовым отсеком, в котором вдоль бортов установлены посадочные кресла для 18 пассажиров. Можно говорить, что перевозка пассажиров на борту Ка-32 далека от комфортных условий пассажирского лайнера, однако вертолет создавался совсем для других целей. Длительные перелеты при конструировании машины не предусматривались, поэтому комфортность была отдана в жертву технической оснащенности машины. На борту воздушного судна могла разместиться команда спасателей со всем необходимым оборудованием или команда медиков со своим санитарно-медицинским скарбом. Внутреннее пространство салона винтокрылой машины имеет объем, достаточный для перевозки груза или грузов, общей массой до 5 тонн.

На внешней подвеске вертолет может переносить до 6 тонн груза. Причем подъемных механизм внешней подвески оснащен весовым устройством. Т.е. другими словами, машина может поднимать в воздух вес равный своему собственному взлетному весу.

Все эти уникальные качества не были бы таковыми, не имея вертолет таких двигателей. Два турбовальных двигателя ТВ3-117 суммарной мощностью 4400 л/с. обладают громадной подъемной силой. Вертолет способен летать со скоростью 200-230 км/ч на дальность до 800 км. Практический потолок достигает 5000 метров.

Посадку машина осуществляет на четыре стойки неубирающегося шасси, две носовых и две основных.

На борту вертолета установлен совершенный навигационно-пилотажный комплекс, который состоит из автопилота, радиовысотомера, измерителя сноса. В состав комплекса входит устройство автоматического контроля полета, благодаря которому осуществляется стабилизация машины в полете, выполняется автоматический заход на посадку. Обзорная радиолокационная станция обеспечивает машине видимость в плохих погодных условиях, в ночное время суток. На первых модификациях большая часть бортовой электроники была аналоговая. На более поздние машины стали устанавливаться новые цифровые навигационно-пилотажные комплексы.

Технологические детали и достоинства проекта

Вертолет, который эксплуатируется уже более 35 лет, сумел сохранить свои основные преимущества и достоинства, которые делают его ценной и полезной машиной. К наиболее значимым достоинствам машины специалисты относят:

  • возможность совершать аварийную посадку на воду;
  • возможность взлета и посадки с небольших площадок с нестабильной поверхностью;
  • длительное и стабильное зависание над одной точкой;
  • осуществление полета и посадки с одним работающим двигателем;
  • неприхотливость в обслуживании.

Все эти свойства и качества стали возможными благодаря тому, что технологический ресурс машины имеет огромный запас. Вертолет Ка-32 создан на базе военной версии машины, которая прошла самую длительную и скрупулезную обкатку в боевых условиях. Все это, вместе с замечательной конструкцией летательного аппарата, делает «тридцать второй» Камов полезной и нужной машиной в наше время. Особенно машину ценят газовики и нефтяники, геологи и спасатели, работающие в тяжелых климатических условиях.

В заключение

Когда во всем мире стремительными темпами идет совершенство авионики и бортового оборудования летательных аппаратов, Ка-32 продолжает летать, имея на борту довольно устаревший бортовой комплекс оборудования. Некоторые отдельные бортовые системы и узлы модернизированы в соответствии с новыми требованиями, однако в основной своей массе — вертолет представляет собой классическую винтокрылую машину XX века.

Производство машины прекратили ввиду отсутствия совершенных двигателей. Задел по двигателям ТВЗ-117 подошел к концу. К тому же в нынешних условиях машина не отвечает требованиям экологической безопасности. Требуется существенная модернизация машины, если в ней будут заинтересованы основные эксплуатанты вертолета Ка-32.

Читать еще:  Британская монархия: история правления соединенным королевством

Вертолет Ка-32. Фото. Характеристики.

Вертолет Ка-32 применяется в гражданских целях с учетом эксплуатации с палубы корабля. Этот аппарат представляет собой следующую ветку развития вертолета Ка-27ПС. Изначально планировалось использовать его в качестве разведывательного летательного вертолета в экстремальных для человека условиях Арктики вне зависимости от времени суток. Но со временем инженеры из ОКБ решили, что Ка-32 можно эксплуатировать и для других целей. Став многопользовательской воздушной машиной, он смог:

применяться для спасательных и поисковых работ;

осуществлять транспортные перевозки;

помогать при крановых работах во время монтажа или установки оборудования;

вывозить дорогую древесину в случаях отсутствия проходимых дорог;

патрулировать границы государства или важные объекты.

В программу проекта входила установка бортового ЭВМ, обзорного РЛС, пилотажно-навигационного комплекса, оборудования спецпредназначения, противообледенительной системы. Для выполнения ледовой разведки максимальная продолжительность полета должна составлять не менее чем 4,5 часов, а во время крановых работ и транспортных перевозок необходимая грузоподъёмность составляет четыре тонны внутри кабины и снаружи пять тонн (на подвеске). Вертолет способен пролететь 300 км с крейсерской скоростью 220-230 км/ч при перевозке груза весом три тонны внутри кабины.

Благодаря тому, что вертолет невоенного предназначения, а это значит, что на борту отсутствует необходимое оборудование, внутри фюзеляжа разместили топливные баки, разную технику для гражданского применения, и увеличилась общая грузоподъёмность.

Ка-32 начали разрабатывать еще в 1969 году, и только через четыре года в конце декабря произошел первый опытный полет с летчиком-испытателем Е. Ларюшиным на борту. Спустя шесть лет после проведения всех необходимых проверок и испытаний в воздух поднялся первый серийный экземпляр.

На данный момент Ка-32 успешно используется на большей части континентов мира. В 1983 и 1985 году эта машина установила семь мировых рекордов. Во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 86 году именно этот вертолет делал дозиметрическую разведку (на высоте 250 м с вертолета опускали датчик в вентиляционную трубу непосредственно аварийного блока). Этими авиационными агрегатами успешно пользуются в Канаде, Алжире, Малайзии, Бразилии, Корее, Швейцарии и многих других странах мира. В Южной Корее в пограничных войсках в эксплуатации находится более 40 Ка-32.

Данный вертолет имеет ряд преимуществ благодаря отсутствию рулевого винта. Поскольку схема модели соосная, отсутствующий винт приводит к уменьшению габаритов, веса и упрощает путевое управление. Помимо прочего, 10-12% мощности двигателя, ранее уходившей на эксплуатацию рулевого винта, переходит на потребности подъёмной силы. Энерговооруженность повышена, а значит, что и перевозка, и грузоподъёмность стала более высокой. Управляющие силы и моменты этой схемы создаются винтами соосной системы. Именно этим определяется высокая маневренность и управляемости, а также низкие ограничения на малой скорости.

Особо ярко соосная схема зарекомендовала себя в плане использования наружной подвески (выполнение монтажно-строительных, погрузочно-разгрузочных работ, обслуживание глубоких буровых установок и поисково-спасательные операции). Конструкция вертолёта сложная, однако это приводит к отличным летно-техническим качествам. По маневренности среди рабочих многопользовательских вертолетов Ка-32 не имеет конкурентов.

Габариты составляют 16 метров. Общая конструкция позволяет использовать вертолет в разных погодных и климатических условиях, а также на любом континенте. Вертолет может работать и днем, и ночью, способен садиться на аэродромах и плохо подготовленных площадках, приспособленных кораблях и морских установках бурения скважин. Лопасти могут складываться, что в свою очередь приводит к уменьшению габаритов в пять раз.

Безопасность во время полета обеспечивается за счет дублирования основных систем, двухдвигательная силовая установка обеспечивает горизонтальный полет, безопасную посадку. Если вертолет совершил вынужденную посадку на воду, приводнение становится безопасным (медленным), что дает время покинуть вертолет. Это возможно с наличием баллонетов. Для транспортировки людей (13 мест или 9 в санитарном варианте) на вертолете не предназначено комфортных кресел и скамеек, однако Ка-32 может с легкостью перевезти пять тонн малообъёмного груза на подвеске. Помимо собственного веса в 6600 кг, вертолет может перевести до 5000 кг.

Из-за соосного расположения винтов ограничение по попутному и боковому ветру составляет 10 м/с. Также, вне зависимости от превышения этого ограничения, управление вертолетом не теряется. Данная специфика просто-таки необходима при полетах в горной местности.

Противообледенительная система гарантирует работу вертолета в условиях тумана, снега, дождя, обледенения (до -23 градусов), в условиях шторма или в местах выполнения работ с высокой точностью. Для запуска двигателей не требуется никакого стационарного оборудования. Запуск может обеспечиваться на высоте до 3000 метров и при условиях температур от минус сорока до плюс сорока по Цельсию.

Мощное САУ, установленное на Ка-32, позволяет совершать ряд различных видов полета в автономном режиме: полет по запланированному маршруту, висение над водой и сушей, заход на посадку вне зависимости от траектории полета. Отдельные модификации используются в рядах МЧС для тушения пожаров. За один раз, благодаря установленной противопожарной системе, вертолет может вылить на пылающий участок от трех до пяти тонн воды. Установленная водяная пушка способствует тушению точечных очагов. А наличие аварийной лебедки обеспечивает подъем груза до 300 кг.

Отдельно созданные модификации Ка-32 могут перевозить груз до семи тонн. На данное время созданием вертолетов по соосной схеме занимается лишь ОКБ Камова.

Конструкция Ка-32

Двухвинтовой вертолет соосной схемы с наличием двух ГТД и шасси четырехопорного типа. Полумонококовый фюзеляж создан из алюминиевых сплавов. Кабина экипажа двухместная, расположена в носовой части. Грузовой отсек отделен от кабины экипажа перегородкой, имеет в наличии 16 откидных мест вдоль бортов. Входы в кабины осуществляются таким образом: к экипажу с двух бортов, а в грузовой отсек по левому борту через дверь сдвижного типа. Для крепления разных, но малогабаритных грузов в кабине установлены швартовочные узлы. Внешняя подвеска вмонтирована в ферму в грузовом отсеке. Имеет весоизмерительное устройство.

Прямоугольной формы стабилизатор с установленными двумя килевыми шайбами представляет хвостовое оперение. На шайбы установлены большие рулевые направления – обеспечивает путевую устойчивость. Конструкция шайб и стабилизатора каркасная, сделана из композитных материалов и алюминиевого сплава.

Четырехопорное шасси не убирается. Представлено в форме пирамиды с наличием двухкамерных масляно-воздушных амортизаторов с низким и высоким давлением. Самоориентирующиеся передние опоры находятся под давлением 0,58 Мпа. Главная опора – 1,08 Мпа. Некоторые модели модифицируются установленными лыжами или аварийными надувными баллонетами.

Трехлопастные винты соосной схемы шарнирно крепят к вертолету лопасти (способны складываться). Лопасти модифицированы по профилю NACA 230, представлены в форме прямоугольника. Лонжероны изготовлены из КМ стеклопластиковой основы, которые усилены углеродными волокнами. Лопасти оборудованы регулирующими триммерами. А благодаря титановым втулкам уровень вибрации и колебания сведены к минимуму на разных скоростях.

Силовая установка представлена двумя ГТД с турбиной ТВЗ-117 и системой автоматической регулировки двигателей. Контроль режимов и общей работы двигателей осуществляется указателем режимов на доске приборов. В случае отказа запуск производится автоматически благодаря вспомогательной установке. Главный редуктор двухступенчатый, планетарного образца, с двумя муфтами свободного хода. Снабжен тормозом несущего винта и системой охлаждения.

Ка32 — транспортный средний вертолёт соосной схемы с двумя турбовальными моторами и неубирающимися шасси.

Ка-32 — гражданское развитие спасательного поискового вертолёта Ка-27ПС, который разработан ОКБ им. Камова Н. И., учитывая успешную эксплуатацию семейства вертолётов Ка-25 и Ка-27 с палубы кораблей.

Вертолет Ка-32 фото.

Читать еще:  Советский истребитель и-16: история создания, описание, характеристики

Вертолёты Ка32 с 1985 производятся серийно ОАО «КумАПП». По состоянию на 2013 произведено более 160 вертолётов Ка32 в разных модификациях.

Вертолет Ка-32 фото кабины.

В 2013 заключается соглашение с китайской корпорацией «Итун» о возможности монтажа вертолётов Ка32А11BC в Китае.

Ка-32 (вертолет). Характеристика и фото

Судьба вертолетов в СССР интересна тем, что, несмотря на несколько запоздалое начало их производства, успехов советские конструкторы добились огромных. Два конструкторских бюро, Миля и Камова, продемонстрировали всему миру возможности советских авиационных технологий. Примером успешной работы советских инженеров может служить Ка-32, вертолет, по многим показателям опередивший время.

Камов и его стиль

На базе опытного авиазавода, имеющего ничего не говорящий непосвященному номер 290, в 1948 году создается КБ, с тоже маловыразительным названием «№ 5». Ничего удивительного во всех этих индексах нет, в сталинские годы и менее важные предприятия могли быть засекречены, а тут, как выяснилось намного позже, строили автожиры, почти забытые в наши дни летательные аппараты. Союзные войска в ходе совсем недавно отгремевшей Второй мировой уже использовали винтокрылые машины, геликоптеры, пока не очень широко, но достаточно для того, чтобы И.В. Сталин понял перспективность нового вида летающей техники. Авиацию «отец народов» любил, она находилась под его неусыпным контролем. Руководить бюро поручили Н.И. Камову, уже в 1940 году сумевшему спроектировать и построить А-7, автожир.

С самого начала КБ установило собственный стиль, по которому вертолеты Камова легко узнаются и сегодня. Главным их признаком можно считать соосную схему, при которой оба несущих винта вращаются встречно, взаимно компенсируя крутящий момент. Рулевой пропеллер в этом случае не нужен.

Морская душа

Не каждый вертолет способен выполнять задачи на море. Разумеется, речь идет не о полетах вдоль линии берега с базированием на наземных площадках, а о том, чтобы машина обслуживалась в корабельных условиях, стояла на открытой платформе (в кормовой части судна) и обслуживала текущие требования по разведке и оповещению флотского командования. Технический регламент в этом случае серьезно усложняется, брызги соленой воды и суровые атмосферные воздействия могут пагубно влиять на работу механизмов, узлов и агрегатов. Советская военная доктрина конца сороковых в плане возможных океанских операций находилась в состоянии разработки, поэтому бюро Камова с момента своего создания работало в двух направлениях. Во-первых, машины, разрабатываемые здесь, должны быть пригодны для использования на авианесущих кораблях. Во-вторых, их назначение, в силу неопределенности будущих намерений, предполагалось широкое, то есть многоцелевое. Этим требованиям соответствовали Ка-8, Ка-15, Ка-25, Ка-26 и особенно Ка-32 — вертолет, в наибольшей степени подходящий морякам, пожарным, строителям-монтажникам и многим другим мирным труженикам, работающим в самых сложных условиях, в том числе и во влажном климате, от полярных широт до тропиков.

Как из противолодочника сделать мирную машину?

Как это часто у нас бывает, машина изначально создавалась как боевая. Преимущество такого подхода заключается в том, что основные дорогостоящие опытно-конструкторские работы производятся за счет оборонного бюджета, а в СССР он был большим. Для конверсии готового летательного аппарата, конечно, необходимо внести определенные изменения в проект, но расходы на них не так велики, как на создание всей машины. Базовой моделью стал корабельный противолодочный Ка-27, НИОКР начались в 1969 году, их результатом стал Ка-32, вертолет абсолютно гражданский и мирный. Мощный двигатель и удачная схема позволили адаптировать его к самым разным насущным потребностям народного хозяйства. В плане универсальности, надежности и технических возможностей мировых аналогов он не имеет.

Устройство

Традиционная для камовских моделей двухвинтовая соосная схема пригодилась и для Ка-32. Вертолет легко управляем, газотурбинные двигатели (их два) по 2 200 лошадиных сил достались в наследство от «боевого прошлого», как и шарнирная система крепления лопастей, позволяющая их складывать для уменьшения парусности в случае бури и уменьшения занимаемого объема. Три двери обеспечивают быстроту занимания экипажем своих мест и легкость погрузочно-разгрузочных работ. Шасси состоит из четырех опор, на которые можно крепить особые баллоны при необходимости сесть на воду. Пол Ка-32 имеет швартовочные устройства, предназначенные для крепления груза массой до четырех тонн внутри грузового отсека. В целом же, как и многие машины камовского КБ, схема позволяет полезно использовать все пространство позади пилотской кабины до самой хвостовой части и ниже силовой установки.

Что может Ка-32?

Для авиационных специалистов стали сюрпризом те возможности, которыми обладает небольшой Ка-32. Характеристики впечатляют, при длине фюзеляжа чуть более 12 метров, в нем легко помещается груз массой свыше 3,7 тонн. При использовании внешней подвески этот параметр можно увеличить до 5 тонн. Эта машина поднимает почти столько же, сколько вести сама с вертикальной скоростью в 15 м/с. Груз она может доставлять в любую точку в радиусе 900 км. Пассажировместимость – 16 человек. Скорость кому-то может показаться небольшой, «всего-то» 230 крейсерская и 260 км/ч максимальная, но ведь и создавался аппарат не для гонок, и даже изначальная военно-противолодочная версия Ка-27 имела целью обнаружение субмарин, что требует определенной неспешности. Зато потолок в 6 000 метров обеспечивает безопасность, даже в случае серьезных атмосферных проблем.

Версии

Машина оказалась настолько удачной, что нашла применение во многих отраслях народного хозяйства СССР, а также и за рубежом. Задачи Ка-32 может решать самые разнообразные. Первоначально вертолет начали строить в двух основных версиях, транспортной (Ка-32Т) и предназначенной для эксплуатации на судах рыболовецкого и полярного флота (Ка-32С). При этом транспортная модификация могла быть легко переоборудована в летающую «скорую помощь», для этого в салоне предусматривалась возможность установки десяти сидений или четырех носилок для пострадавших, и получался полноценный санитарный вариант.

Ка-32С предназначен для ледовой разведки и обслуживания караванов, ведомых ледоколом в полярных широтах, на нем монтировалось спецоборудование для аэрофотографирования и навигации.

Еще был разработан «летающий кран» на базе Ка-32. МЧС заинтересовалось способностью этой машины поднимать на лебедке самые различные предметы и делать это предельно деликатно. Лебедка с тросом, снабженная специальным успокоителем, обеспечивает бережное отношение ко всему, что доставляется на борт машины, а это ведь могут быть и люди.

Вертолет Ка-32, пожарный вариант

Тонны полезной нагрузки могут быть и жидкими. Потребность в машине, способной гасить пожары, в нашей стране велика, особенно учитывая возросшую тенденцию к многоэтажному строительству. Кроме обычной воды в специальный танк, подвешиваемый вместо грузовой или пассажирской кабины, можно закачивать специальную пенообразующую жидкость, предназначенную для создания огнезащитных барьеров. Кроме этого, у машины есть возможность эвакуировать людей, находящихся в огненном плену.

Ка-32 на экспорт

Удачность конструкции машины подтверждается тем успехом, которым она пользуется на мировых авиасалонах, на которых выставлялся и демонстрировался вертолет Ка-32. Фото винтокрыла с южнокорейскими, канадскими, малазийскими или швейцарскими распознавательными знаками никого не удивляют. Особенностью этого образца советской и российской авиастроительной школы традиционно является надежность, легкость управления и простота обучения иностранных пилотов.

Модификационный и модернизационный потенциал у машины высокий, на нее можно устанавливать самую современную авионику по мере ее появления, что обеспечивает Ка-32 долгую небесную жизнь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector