0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ур-77: змей горыныч, установка разминирования советского производства, боевая машина, характеристики (ттх)

УР-77 — Установка разминирования


УР-77 «Метеорит» — советская установка разминирования. Создана на базе самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика». Серийно производилась с 1978 года взамен УР-67.

УР-77 способна проделывать ходы в противотанковых минных полях во время боя. Ширина прохода составляет около 6 метров, а длина от 80 до 90 метров. Несмотря на то, что УР-77 не предназначена для разминирования противопехотных мин, установка может расчищать противопехотные минные поля от американских мин нажимного действия М14, создавая проходы шириной до 14 метров.

Разминирование осуществляется путём возникновения ударной волны от взрыва заряда, которая воздействует на взрыватель мины. Однако полное разминирование не гарантируется. Так например, могут остаться целыми мины имеющие взрыватели двукратного нажатия (мина ТМ-62 со взрывателем МВД-62 или Mk7 со взрывателем № 5 Mk4), противопехотные мины натяжного действия. Не реагируют на взрывную волну магнитные, сейсмические и инфракрасные взрыватели.

Уничтожение противопехотных осколочных мин натяжного действия обеспечивается лишь частично, когда фрагменты заряда, грунт, камни, разлетающиеся при взрыве натягивают датчик цели. Уничтожение противопехотных осколочных мин с обрывными датчиками цели гарантируется, если взрыв заряда произошел в зоне расположения датчика цели.

Описание конструкции

Установка состоит из базовой машины (изделие 2С1) с пусковым оборудованием и боекомплектом из двух зарядов разминирования. Заряды разминирования размещаются на машине в кассете и подаются на минное поле по воздуху с помощью реактивных двигателей. Пусковое оборудование с боекомплектом зарядов находится в броневом корпусе машины. Пуск заряда на минное поле и подрыв его производится без выхода экипажа из машины

Заряд разминирования УЗП-77 представляет собой два параллельных пластиковых заряда длиной по 93 метра, содержащих 725 кг ВВ. Каждый из этих зарядов собирают из девяти секций ДКПР-4, которые соединяются с помощью резьбовых муфт и накидных гаек.
Секция ДКПР-4 представляет собой заряд длиной 10,3 метра и диаметром 7 см. Внутри ПВВ-7 (40,25 кг).
Заряд УЗП-77 укладывают в специальный отсек машины и с помощью специальных переходных устройств присоединяют к ракетному пороховому двигателю ДМ-70, который помещается в направляющей башни.

70-кг двигатель ДМ-70 имеет пороховой заряд из одной шашки массой 27 кг. Время работы двигателя 6–8 сек. При подаче заряда на 200 м используется один двигатель ДМ-70, на 500 м – два двигателя. За счет изменения длины тормозного каната регулируется дальность подачи заряда.

В одной машине УР-77 помещаются два заряда разминирования УЗП-77.
Одна установка способна проделать два прохода длиной по 100 метров и шириной около 6 метров. Или же один проход длиной 200 метров (двумя поочередными пусками).

Для проделывания прохода УР-77 выдвигается к минному полю и останавливается на дальности от 200 до 500м. (до 350м. для УЗП-67). Командир-оператор, определив расстояние до границы минного поля, производит подьем башенной установки с направляющими на нужный угол возвышения и с пульта управления выдает команду на пуск заряда. Ракета сходит с направляющей и летит по баллистической траектории, вытягивая за собой гибкий кабель со взрывчатым веществом.

После того, как ракета с зарядом удалятся от установки на длину, определяемой длиной тормозного каната, закрепленного за носовую часть машины, происходит падение заряда на минное поле и отсечка ракетного порохового двигателя. Механик-водитель подает машину назад для того, чтобы выровнять заряд в прямую линию. После этого командир-оператор выдает команду с пульта управления на подрыв заряда и отстрел тормозного каната. Время полного цикла проделывания прохода 3-5 мин.
После окончания данного цикла становится возможен пуск второго заряда.

Для перезарядки машина следует к заранеее определенному месту. Время перезарядки силами расчета с приданным саперным отделением 30-40 минут.

Тактико-технические характеристики УР-77

— боевая масса – 15,5 т;
— длина корпуса – 7260 мм;
— ширина корпуса – 2850 мм;
— высота по крышу башни – 2100 мм;
— двигатель – дизель ЯМЗ-238М;
— мощность двигателя – 300 л.с;
— максимальная скорость – 60 км/ч;
— максимальная скорость на плаву – 4,5-5 км/ч;

— тип применяемого заряда – УЗ-67, УЗП-77;
— длина заряда разминирования – 93 м;
— количество ВВ в одном заряде УЗ-67 1023 кг;
— количество ВВ в одном заряде УЗП-77 1069 кг;
— дальность подачи заряда разминирования УЗ-67 – 200-350 м;
— дальность подачи заряда разминирования УЗП-77 – 200-500 м;
— длина образующегося прохода УЗ-67 – 75-80 м;
— длина образующегося прохода УЗП-77 – 80-90 м;
— ширина образующегося прохода (гарантированно) – до 6 м;
— время полного цикла проделывания прохода – 3-5 мин;
— время перезарядки установки двумя зарядами (расчет + саперное отделение) – 30-40 мин;

Взрыв против мины: «Змей Горыныч» в роли сапера

Минные поля. Очень простое и очень эффективное средство защиты своих позиций от вражеских атак. Конечно, они не являются абсолютным средством сдерживания, но борьба с ними отнимает немало сил и времени. Самый первый способ создания проходов в минных полях появился вскоре после мин и заключался в ручном обнаружении и обезвреживании вражеских «сюрпризов». Эффективно, но долго и рискованно. К тому же подготовка хорошего специалиста-сапера дело небыстрое и сложное. Альтернатива живым саперам – металлические минные тралы. Но этот вид противоминной аппаратуры получит распространение только во времена широкого применения танков. Были попытки использовать для разминирования артиллерию, но это выходило еще сложнее, еще дольше и нецелесообразней: нужно было укладывать снаряды с большой точностью. Да и то, при большом расходе боеприпасов в проходе все равно оставалась пара-тройка работоспособных мин.

Первый шаг к современным системам разминирования сделали англичане в 1912 году. Тогда некий капитан Макклинток из бангалорского гарнизона предложил революционное (как потом окажется) средство для борьбы с… нет, не с минами – с колючей проволокой. В те времена это заградительное средство портило армиям не меньше крови, чем пулеметы или другое оружие. Суть предложения Макклинтока заключалась в уничтожении проволочных заграждений взрывом. Для этого пятиметровую трубу «зарядили» 27 килограммами пироксилина. Сей боеприпас предлагалось подсовывать под заграждение и подрывать. Два-три взрыва и пехота может пройти через образовавшиеся «ворота». За удлиненную форму боеприпас прозвали «Бангалорской торпедой». В ходе Первой Мировой войны было замечено, что «Торпеды» могут применяться не только по одной, но и в связке – несколько труб можно было соединять по несколько штук, а для удобства перемещения по полю боя передние секции устанавливались на лыжи или колеса. Между мировыми войнами появилась идея, заключавшаяся в одновременном применении и танковых тралов, и «Бангалорских торпед». Танк тралами проделывал проход для себя и буксировал связку из труб со взрывчаткой. Далее этот «хвост» подрывался, и вслед за танком могла идти пехота. Первой серийной машиной, приспособленной для такой работы, стал Churchill Snake, тащивший за собой последовательно 16 пятиметровых труб.

Читать еще:  Гранатомет рпг-7: ручной, противотанковый, устройство, технические характеристики (ттх)

Вслед за танком

В Советском Союзе о сухопутных «Торпедах» знали и вели соответствующие работы. Но перед войной в стране были более приоритетные вопросы, поэтому первое подобное средство разминирования инженерные войска получили только после войны. Первый советский удлиненный заряд УЗ представлял собой двухметровую трубу диаметром 7 см, в которую помещалось 5,2 килограмма тротила. Немного позже появилась возможность собирать УЗ в треугольные секции УЗ-3 (по три заряда каждая), которые, в свою очередь, можно было соединять в конструкцию до ста метров в длину. Способ применения последовательности УЗ-3 оставался прежним – танк с тралом вытаскивал заряды разминирования, после чего происходил их подрыв. Благодаря треугольной форме секции УЗ-3 на минном поле образовывался проход шириной до шести метров.

УЗ и УЗ-3 оказались эффективным средством разминирования, но не обошлось без недостатков. Собственно разминирование проходило буквально в мгновение ока. А вот подготовка не могла сравниться с ним по скорости. К тому же танк был хорошей целью для противника, не говоря уже о том, что бронемашине можно найти и более «боевое» применение. Тогда поступило предложение сделать заряд разминирования самоходным – стометровая конструкция из УЗ-3 должна быть оснащена 45 твердотопливными реактивными двигателями. По задумке, двигатели приподнимали всю конструкцию и тащили на минное поле. Там, выбрав тормозной трос, заряд взрывался. Расчетная высота полета составляла один метр. Эта версия удлиненного заряда получила название УЗ-3Р. Идея была хорошей, но в реализации были значительные проблемы. Все 45 двигателей требовалось запускать одновременно. Так же одновременно они должны были выходить на максимальный режим работы. Применяемая электросхема не справлялась с одновременным запуском. Разброс по времени старта двигателей, надо заметить, был небольшой – доли секунды. Но и их хватало для нестабильного движения всей конструкции. УР-3Р начинал извиваться, прыгать из стороны в сторону, но через несколько секунд все же переходил в горизонтальный полет. Полет тоже не давался легко. Препятствия выше 50-70 см и уклон поверхности даже в 4° были непроходимыми для заряда. При встрече со слишком высоким препятствием заряд разминирования в прямом смысле взлетал в небо и показывал там программу высшего пилотажа. В результате за такие дурной нрав и пиротехнические шоу УЗ-3Р получил прозвище «Змей Горыныч». Позже так станут называть и более новые системы разминирования.

В 1968 году на вооружение советских инженерных войск была принята бронемашина УР-67. Она представляла собой шасси бронетранспортера БТР-50ПК с установленной на нем пусковой установкой для удлиненных зарядов. Экипаж из трех человек выводил машину на нужную позицию, производил прицеливание и запускал заряд УЗ-67. В отличие от предыдущих средств разминирования он имел не жесткую конструкцию, но мягкую и представлял собой два шланга длиной 83 метра, заполненные взрывчатым веществом. В одном УЗ-67 помещалось 665 кг тротила. Твердотопливная ракета (тем не менее, официально она называется «двигатель ДМ-70»), прикрепляемая к переднему концу заряда, способна доставить взрывной шнур на расстояние до 300-350 метров от машины. После того, как производился пуск, экипажу полагалось сдать назад, чтобы выровнять шнур, и произвести его подрыв при помощи электрозапала (соответствующий кабель располагается в тормозном тросе). 665 килограмм тротила проделывали проход шестиметровой ширины длиной до 80 метров. Обезвреживание вражеской мины при взрыве происходит за счет детонации ее взрывателя.

Основной целью УР-67 являются противотанковые мины. Легкие противопехотные мины либо детонируют, либо выбрасываются взрывной волной за пределы прохода, а мины со взрывателем двукратного нажатия после воздействия УЗ-67 могут остаться работоспособными. Аналогично дело обстоит с магнитными минами, хотя их взрыватель может быть серьезно поврежден взрывной волной. Как видно, у УР-67 было достаточно проблем, но оперативность создания прохода (2-3 минуты) и возимый боекомплект из двух зарядов не оставили военных равнодушными. В 1972 году «Змей Горыныч» получил новый заряд разминирования – УЗП-72. Он стал длиннее (93 метра) и тяжелее, ведь в нем было уже 725 килограмм взрывчатого вещества марки ПВВ-7. Дальность выстрела УЗП-72 достигала 500 метров, а максимальные размеры проделываемого прохода выросли до 90х6 метров. Как и прежде, УЗП-72 краном или вручную помещаелся в соответствующий отсек машины (укладывается «змейкой»), откуда при запуске вытягивался при помощи твердотопливной ракеты, сходящей с направляющей.

В 1978 году на смену УР-67 пришла установка УР-77 «Метеорит», которая сейчас является основной машиной подобного класса в российской армии. Принцип действия новой установки остался прежним, хотя она получила новый боеприпас. УЗП-77 по своим характеристикам аналогичен УЗП-72 и отличается только некоторыми технологическими моментами. Основой удлиненного заряда «77» являются детонирующие кабели ДКПР-4 длиной 10,3 метра каждый, соединяемые в единый шнур накидными гайками. УР-77 имеет в своей основе легкобронированное шасси 2С1, взятое с самоходной гаубицы «Гвоздика».

Корни этого шасси идут к тягачу МТ-ЛБ. Пусковая направляющая вытяжных ракет УР-77 и ящики для шнура, в отличие от УР-67, получили защиту в виде колпака-башни. Весьма полезное нововведение, ведь в бронированных ящиках для боекомплекта находится почти полторы тонны взрывчатки. Перед запуском бронеколпак вместе с пусковой направляющей поднимается на нужный угол возвышения. Далее вся боевая работа осуществляется буквально парой кнопок: одна отвечает за пуск твердотопливного двигателя, вторая – за подрыв заряда, а третья – за сброс тормозного каната. После нажатия третьей кнопки «Метеорит» готов к проделыванию нового прохода. На перезарядку установки требуется 30-40 минут. Закладка взрывного шнура может производиться как готовым блоком при помощи крана, так и вручную. Шасси 2С1 является плавающим (скорость до 4 км/ч). При этом утверждается, что УР-77 может производить пуск удлиненного заряда даже с воды. Тактическая сторона этого дела выглядит сомнительной, но киноматериалы с подобным пуском имеются.

. и другие «Змеи Горынычи»

Немного позже УР-77, в начале 80-х, инженерные подразделения получили новую переносную установку УР-83П. В отличие от предыдущих «Горынычей» она не имела какого-либо шасси. Сравнительно компактная и мобильная пусковая установка после разборки может переноситься силами расчета или перевозиться на любой авто- или бронетехнике. Принцип действия станковой установки такой же, как и у предшественников, но меньшие габариты потребовали применения удлиненного заряда, состоящего только из одного шнура. Если не считать сборку пусковой направляющей и прочие «смежные» вопросы, процедура проведения выстрела из УР-83П аналогична использованию самоходных установок.

Первое боевое применение советских систем дистанционного разминирования состоялось в ходе Войны Судного дня в 73-м. Это были поставленные Египту установки УР-67. Следующая машина разминирования УР-77 успела поучаствовать почти во всех войнах, в которых участвовали СССР и Россия, начиная с афганской. Есть информация, что в некоторых конфликтах «Метеорит» использовался не только по своему прямому назначению: несколько раз в условиях небольших населенных пунктов они исполняли роль артиллерии, закладывая заряды на принадлежащих противнику улицах. Можно представить, что было на месте домов после подрыва шнура.

Читать еще:  Американский ПТРК противотанковый ракетный комплекс Джавелин (Javelin)

На вооружении зарубежных государств тоже имеются подобные системы, но, например, американская AVLM (заряды М58 MICLIC) на основе мостоукладчика не смогла завоевать доверие бойцов.

Как ни совершенствовали систему, надежность ее не достигла приемлемых значений. Что касается отечественной УР-77, то замены для нее пока не планируется. Дело в том, что концепция установки оказалась хорошо проработанной уже на стадии УР-67. Египетский опыт применения этой установки помог только окончательно «отшлифовать» конструкцию и способы применения. Таким образом, УР-77 за тридцать с лишним лет своего существования до сих пор не устарела и продолжает использоваться отечественными инженерными войсками.

Установка разминирования УР-77 «Метеорит»

Минные поля. Очень простое и очень эффективное средство защиты своих позиций от вражеских атак. Конечно, они не являются абсолютным средством сдерживания, но борьба с ними отнимает немало сил и времени. Самый первый способ создания проходов в минных полях появился вскоре после мин и заключался в ручном обнаружении и обезвреживании вражеских «сюрпризов». Эффективно, но долго и рискованно. К тому же подготовка хорошего специалиста-сапера дело небыстрое и сложное.

Альтернатива живым саперам – металлические минные тралы. Но этот вид противоминной аппаратуры получит распространение только во времена широкого применения танков. Были попытки использовать для разминирования артиллерию, но это выходило еще сложнее, еще дольше и нецелесообразней: нужно было укладывать снаряды с большой точностью. Да и то, при большом расходе боеприпасов в проходе все равно оставалась пара-тройка работоспособных мин.

Первый шаг к современным системам разминирования сделали англичане в 1912 году. Тогда некий капитан Макклинток из бангалорского гарнизона предложил революционное (как потом окажется) средство для борьбы с… нет, не с минами – с колючей проволокой. В те времена это заградительное средство портило армиям не меньше крови, чем пулеметы или другое оружие.

• Суть предложения Макклинтока заключалась в уничтожении проволочных заграждений взрывом. Для этого пятиметровую трубу «зарядили» 27 килограммами пироксилина. Сей боеприпас предлагалось подсовывать под заграждение и подрывать. Два-три взрыва и пехота может пройти через образовавшиеся «ворота». За удлиненную форму боеприпас прозвали «Бангалорской торпедой».

• В ходе Первой Мировой войны было замечено, что «Торпеды» могут применяться не только по одной, но и в связке – несколько труб можно было соединять по несколько штук, а для удобства перемещения по полю боя передние секции устанавливались на лыжи или колеса.

• Между мировыми войнами появилась идея, заключавшаяся в одновременном применении и танковых тралов, и «Бангалорских торпед». Танк тралами проделывал проход для себя и буксировал связку из труб со взрывчаткой. Далее этот «хвост» подрывался, и вслед за танком могла идти пехота. Первой серийной машиной, приспособленной для такой работы, стал Churchill Snake, тащивший за собой последовательно 16 пятиметровых труб.

Вслед за танком

• В Советском Союзе о сухопутных «Торпедах» знали и вели соответствующие работы. Но перед войной в стране были более приоритетные вопросы, поэтому первое подобное средство разминирования инженерные войска получили только после войны. Первый советский удлиненный заряд УЗ представлял собой двухметровую трубу диаметром 7 см, в которую помещалось 5,2 килограмма тротила.

• Немного позже появилась возможность собирать УЗ в треугольные секции УЗ-3 (по три заряда каждая), которые, в свою очередь, можно было соединять в конструкцию до ста метров в длину. Способ применения последовательности УЗ-3 оставался прежним – танк с тралом вытаскивал заряды разминирования, после чего происходил их подрыв. Благодаря треугольной форме секции УЗ-3 на минном поле образовывался проход шириной до шести метров.

• УЗ и УЗ-3 оказались эффективным средством разминирования, но не обошлось без недостатков. Собственно разминирование проходило буквально в мгновение ока. А вот подготовка не могла сравниться с ним по скорости. К тому же танк был хорошей целью для противника, не говоря уже о том, что бронемашине можно найти и более «боевое» применение.

Тогда поступило предложение сделать заряд разминирования самоходным – стометровая конструкция из УЗ-3 должна быть оснащена 45 твердотопливными реактивными двигателями. По задумке, двигатели приподнимали всю конструкцию и тащили на минное поле. Там, выбрав тормозной трос, заряд взрывался. Расчетная высота полета составляла один метр. Эта версия удлиненного заряда получила название УЗ-3Р.

• Идея была хорошей, но в реализации были значительные проблемы. Все 45 двигателей требовалось запускать одновременно. Так же одновременно они должны были выходить на максимальный режим работы. Применяемая электросхема не справлялась с одновременным запуском. Разброс по времени старта двигателей, надо заметить, был небольшой – доли секунды. Но и их хватало для нестабильного движения всей конструкции.

• УР-3Р начинал извиваться, прыгать из стороны в сторону, но через несколько секунд все же переходил в горизонтальный полет. Полет тоже не давался легко. Препятствия выше 50-70 см и уклон поверхности даже в 4° были непроходимыми для заряда. При встрече со слишком высоким препятствием заряд разминирования в прямом смысле взлетал в небо и показывал там программу высшего пилотажа. В результате за такие дурной нрав и пиротехнические шоу УЗ-3Р получил прозвище «Змей Горыныч». Позже так станут называть и более новые системы разминирования.

Своим ходом

• В 1968 году на вооружение советских инженерных войск была принята бронемашина УР-67. Она представляла собой шасси бронетранспортера БТР-50ПК с установленной на нем пусковой установкой для удлиненных зарядов. Экипаж из трех человек выводил машину на нужную позицию, производил прицеливание и запускал заряд УЗ-67.

• В отличие от предыдущих средств разминирования заряд УЗ-67 имел не жесткую конструкцию, а мягкую и представлял собой два шланга длиной 83 метра, заполненные взрывчатым веществом. В одном УЗ-67 помещалось 665 кг тротила. Твердотопливная ракета (тем не менее, официально она называется «двигатель ДМ-70»), прикрепляемая к переднему концу заряда, способна доставить взрывной шнур на расстояние до 300-350 метров от машины.

• После того, как производился пуск, экипажу полагалось сдать назад, чтобы выровнять шнур, и произвести его подрыв при помощи электрозапала (соответствующий кабель располагается в тормозном тросе). 665 килограмм тротила проделывали проход шестиметровой ширины длиной до 80 метров. Обезвреживание вражеской мины при взрыве происходит за счет детонации ее взрывателя.

Основной целью УР-67 являются противотанковые мины. Легкие противопехотные мины либо детонируют, либо выбрасываются взрывной волной за пределы прохода, а мины со взрывателем двукратного нажатия после воздействия УЗ-67 могут остаться работоспособными. Аналогично дело обстоит с магнитными минами, хотя их взрыватель может быть серьезно поврежден взрывной волной.

• Как видно, у УР-67 было достаточно проблем, но оперативность создания прохода (2-3 минуты) и возимый боекомплект из двух зарядов не оставили военных равнодушными. В 1972 году «Змей Горыныч» получил новый заряд разминирования – УЗП-72. Он стал длиннее (93 метра) и тяжелее, ведь в нем было уже 725 килограмм взрывчатого вещества марки ПВВ-7.

Читать еще:  ATA Arms – своими глазами

Дальность выстрела УЗП-72 достигала 500 метров, а максимальные размеры проделываемого прохода выросли до 90х6 метров. Как и прежде, УЗП-72 краном или вручную помещался в соответствующий отсек машины (укладывается «змейкой»), откуда при запуске вытягивался при помощи твердотопливной ракеты, сходящей с направляющей.

В 1978 году на смену УР-67 пришла установка УР-77 «Метеорит», которая сейчас является основной машиной подобного класса в российской армии. Принцип действия новой установки остался прежним, хотя она получила новый боеприпас. УЗП-77 по своим характеристикам аналогичен УЗП-72 и отличается только некоторыми технологическими моментами. Основой удлиненного заряда «77» являются детонирующие кабели ДКПР-4 длиной 10,3 метра каждый, соединяемые в единый шнур накидными гайками. УР-77 имеет в своей основе легкобронированное шасси 2С1, взятое с самоходной гаубицы «Гвоздика».

• Корни этого шасси идут к тягачу МТ-ЛБ. Пусковая направляющая вытяжных ракет УР-77 и ящики для шнура, в отличие от УР-67, получили защиту в виде колпака-башни. Весьма полезное нововведение, ведь в бронированных ящиках для боекомплекта находится почти полторы тонны взрывчатки.

• Перед запуском бронеколпак вместе с пусковой направляющей поднимается на нужный угол возвышения. Далее вся боевая работа осуществляется буквально парой кнопок: одна отвечает за пуск твердотопливного двигателя, вторая – за подрыв заряда, а третья – за сброс тормозного каната. После нажатия третьей кнопки «Метеорит» готов к проделыванию нового прохода.

На перезарядку установки требуется 30-40 минут. Закладка взрывного шнура может производиться как готовым блоком при помощи крана, так и вручную. Шасси 2С1 является плавающим (скорость до 4 км/ч). При этом утверждается, что УР-77 может производить пуск удлиненного заряда даже с воды. Тактическая сторона этого дела выглядит сомнительной, но киноматериалы с подобным пуском имеются.

…и другие «Змеи Горынычи»

• Немного позже УР-77, в начале 80-х, инженерные подразделения получили новую переносную установку УР-83П. В отличие от предыдущих «Горынычей» она не имела какого-либо шасси. Сравнительно компактная и мобильная пусковая установка после разборки может переноситься силами расчета или перевозиться на любой авто- или бронетехнике.

• Принцип действия станковой установки такой же, как и у предшественников, но меньшие габариты потребовали применения удлиненного заряда, состоящего только из одного шнура. Если не считать сборку пусковой направляющей и прочие «смежные» вопросы, процедура проведения выстрела из УР-83П аналогична использованию самоходных установок.

Первое боевое применение советских систем дистанционного разминирования состоялось в ходе Войны Судного дня в 73-м. Это были поставленные Египту установки УР-67. Следующая машина разминирования УР-77 успела поучаствовать почти во всех войнах, в которых участвовали СССР и Россия, начиная с афганской.

• Есть информация, что в некоторых конфликтах «Метеорит» использовался не только по своему прямому назначению: несколько раз в условиях небольших населенных пунктов они исполняли роль артиллерии, закладывая заряды на принадлежащих противнику улицах. Можно представить, что было на месте домов после подрыва шнура.

• Что касается УР-77 «Метеорит», то замены для нее пока не планируется. Дело в том, что концепция установки оказалась хорошо проработанной уже на стадии УР-67. Египетский опыт применения этой установки помог только окончательно «отшлифовать» конструкцию и способы применения. Таким образом, УР-77 за тридцать с лишним лет своего существования до сих пор не устарела и продолжает использоваться отечественными инженерными войсками.

«Метеорит» УР-77 в действии

УР-77 – Инженерный «Змей Горыныч»

Мины появились еще на заре пороховой эры человечества. Первоначально предназначенные для разрушения укрепленных конструкций, впоследствии они стали одним из главных элементов обороны в войнах последней сотни лет.

Минные поля, ловушки, дистанционные заряды – все это является практически непреодолимым препятствием для наступающих войск. Однако даже эту проблему нашим конструкторам удалось решить, создав новейший вид вооружения – установки разминирования. Наиболее успешной моделью такой техники является советская установка УР-77.

История возникновения

В течение первых двух мировых войн основным средством разминирования были специально обученные люди – саперы.

Несмотря на наибольшую распространенность, такой подход имеет ряд фатальных недостатков:

  1. Обучение и подготовка бойца этой специальности процесс небыстрый и сложный, так как эта профессия имеет огромное количество тонкостей.
  2. Подавляющее большинство боевых заданий этих бойцов происходит на территории врага, что в несколько раз увеличивает вероятность их уничтожения или захвата в плен.
  3. Конструкционные особенности некоторых моделей мин не позволяют миноискателям себя обнаруживать (корпуса из дерева или пластика, на которые миноискатель не отреагирует).
  4. Разминирование вручную требует времени и большого труда, что может сковывать руки при необходимости быстрого наступления.

Но во время Первой Мировой Войны британский инженер-сапер разработал простое и в то же время эффективное решение. Оно получило незамысловатое название «Бангалорская Торпеда» – заполненная взрывчаткой длинная труба, которая будучи углубленной в почву на заминированном участке позволяет разом подрывать (и соответственно разминировать) несколько мин.

За счет взрыва в почве создается безопасный проход в опасном участке.

Такой достаточно быстрый способ разминирования использовался и во время ВМВ в различных вариациях. Однако напрашивается очевидный недостаток. Наращивать длину такой конструкции можно было сколь угодно, но, тем не менее, собрать в боевых условиях и доставить на минное поле стометровую трубу было проблематично. Решение конструкторами было принято элегантное – сделать подобный заряд самоходным.

Неудачный опыт с УР-3Р показал, что подобная техника должна быть самоходной, и в 1967-м в Советские Войска поступила УР-67 (Установка Разминирования 67-го года). Машина была построена на основе БТР-50ПК с установленной ПУ для устройства УЗ-67, представлявшего собой 83-х метровый шланг, заполненный тротилом. Он выстреливался на дистанцию в 200-350 метров и подрывается, открывая путь для наступающих войск. Из-за зрелища самого запуска заряда установка удостоилась клички «Змей Горыныч».

В 1978 году на смену УР-67 (к тому моменту устаревшую и имевшую недостаточную дальность) поступила машина разминирования УР-77 «Метеорит». Установка, в отличии от предшественника, выполнена на базе 2С1 «Гвоздика». «Метеорит» или по-другому «Змей Горыныч» (так стало принято называть все УР) имел ряд преимуществ, из-за которых он полностью заменил УР-67 в войсках, к настоящему моменту снятый с вооружения.

Конструкция

Общий вид УР представляет собой цельный плавающий сварной корпус с двумя размещенными сверху него пусковыми установками и необходимым для запуска оборудованием. Экипаж составляет два человека – механик-водитель и командир-оператор.

Машина выполнена на основе САУ 2С1 «Гвоздика», соответственно оснащена полностью идентичным корпусом.

Силовая установка – ЯМЗ-238Н, являющийся восьмицилиндровым V-образным 300-тсильным дизелем, расход горючего – 140 литров на 100 км. Ходовая часть – подвеска на торсионах. Движение на воде машина осуществляет за счет вращения гусениц. Габариты боевой машины УР-77:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector