0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Украина хочет закрыть небо для российских «русланов»

Эксперт: Украина не сможет запретить России летать на «Русланах»

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров прокомментировал газете ВЗГЛЯД сообщение об аресте пяти «Русланов» компании «Волга-Днепр» украинским судом.

Гусаров считает, что Украина действует в интересах своей авиакомпании «Антонов», которая также эксплуатирует «Русланы», и выступает конкурентом «Волги-Днепра» по многим мировым контрактам.

«Основной мотив запрета – это занять большую долю на рынке в перевозке негабаритных грузов, и пролоббировать интересы своей авиапромышленности, которая помирает с голоду. Украинская авиапромышленность 28 лет после распада СССР только и живет тем, что выставляет цены за обслуживание и продление ресурса советских самолетов, разработанных фирмой «Антонов», – рассказал собеседник.

Цены, по словам Гусарова, зачастую выставляются неадекватные, но несмотря на это, многие годы «с этим мирились». «Русланы» произведены в России, их ремонт и обслуживание осуществляются там же, а Украина за каждый «чих» – за каждую подпись документации, получает немалые деньги», – заметил эксперт.

Помимо экономической составляющей, арест, по мнению Гусарова, имеет и политический аспект. «Поскольку такие же самолеты находятся в Министерстве обороны, то одновременно с желанием заработать, действует запрет на взаимодействие с Россией в оборонной сфере. Самая основная проблема в том, что на этих самолетах стоят украинские двигатели, и раз России нельзя поставлять новые двигатели по военной части, значит нельзя и по гражданской, потому что неизвестно куда эти двигатели пойдут», – пояснил собеседник.

Эксперт сомневается, что решение суда будет иметь какое-то значение. «Все-таки до 2014 года общий язык с трудом, но находили. Попытки запретить эксплуатацию этих самолетов длятся с 2015 года, не думаю, что решение украинского суда будет иметь какое-то значение», – считает Гусаров.

Самолеты, по словам эксперта, произвели давно и патентов на них у фирмы «Антонов» по сути уже нет, есть только сертификат типа воздушного судна. «Украина держатель сертификата на последнюю модификацию этого самолета. В том случае, если одно из российских КБ, а думаю это будет фирма «Ильюшин», ей это поручили, сделает модернизацию этих самолетов, и сертифицирует их как новый тип воздушного судна, то они на законных основаниях смогут продолжить полеты, и никакие решения киевских судов будут нам не указ», – отметил собеседник.

«Руслан» меняет гражданство. Легендарный самолет будет производить Россия?

В последние дни в центре внимания общественности оказался самолет, который являлся гордостью советской транспортной авиации: Ан-124 «Руслан».

«Это является крайне непростой, но решаемой задачей»

Все началось 2 июня, когда командующий военно-транспортной авиацией России Владимир Бенедиктов в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил, что в России могут вновь начать производство «Русланов».

Бенедиктов заявил, что окончательно вопрос не решен, но он «регулярно рассматривается» и в ближайшее время должен быть вынесен финальный вердикт.

В свою очередь, вице-президент по транспортной авиации ПАО «ОАК», генеральный директор ПАО «Ил» Алексей Рогозин в интервью ТАСС сказал: «Самолеты сверхтяжелого класса, к которым относится Ан-124, крайне востребованы во всем мире. Две трети всех „Русланов“ были произведены в Ульяновске. Сегодня первоочередной задачей является поддержание их исправности. Если говорить о возобновлении их производства в новом облике, то это является крайне непростой, но решаемой задачей».

Заявления Бенедиктова и Рогозина встревожили украинскую сторону. В пресс-службе ГП «Антонов» заявили, что производство и модернизация Ан-124 в России невозможна.

В «Антонове» уточнили, что только разработчик имеет всю необходимую информацию и знания о конструкции, свойствах, ресурсах, сроках службы и летной годности самолетов Ан-124. При этом украинская фирма не планирует восстанавливать сотрудничество с Россией для выпуска новых «Русланов».

Ан-124: «транспортник» двойного назначения

Тяжёлый дальний транспортный самолёт Ан-124 «Руслан» (по кодификации НАТО — «Кондор») был разработан в ОКБ имени Антонова. Машина, совершившая первый полет в декабре 1982 года и принятая в эксплуатацию в январе 1987 года, является крупнейшим и самым грузоподъемным серийным самолетом в мире.

Читать еще:  Охотничьи ружья: история развития от фитильных аркебуз до современных моделей

Ан-124 изначально задумывался как самолет двойного назначения: для перевозки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, крупномасштабных десантных операций, а также для транспортировки крупнотоннажных грузов в интересах народного хозяйства.

Руководили проектом конструкторы Петр Балабуев и Виктор Толмачев. Толмачев сменил коллегу после того, как он возглавил КБ. Так уж получилось, что Виктор Толмачев ушел из жизни 7 июня 2018 года, в разгар споров о возможности возобновления выпуска своего главного детища.

Выпуск уникальных самолетов шел на двух предприятиях — на заводе «Антонова» в Киеве и на предприятии «Авиастар-СП» в Ульяновске. Всего в период с 1984 по 2004 год было построено 55 Ан-124.

Нужно уточнить, что большинство из этих машин — это Ан-124-100, коммерческий вариант, отличающийся от базового тем, что с него снята часть военного оборудования. Услуги «Русланов» по доставке крупногабаритных грузов чрезвычайно востребованы в мире. Поэтому всего через два года после закрытия производства самолетов в Ульяновске встал вопрос о его возобновлении.

То буду, то не буду: украинско-российские авиастрадания

В октябре 2006 года Комитет по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской комиссии «В. А. Ющенко — В. В. Путин» принял решение продолжить реализацию проекта самолёта Ан-124, имея в виду возможное возобновление серийного производства. В августе 2007 года подписано соглашение о возобновлении серийного производства. Российская грузовая компания «Волга-Днепр» заявила о готовности приобрести до 100 модернизированных Ан-124-100М-150, которые отличаются от предшественника увеличением полезной нагрузки и дальности полета.

Здесь важно отметить, что существующий парк «Русланов» сосредоточен в основном в России. Не менее 10 самолетов — в ВКС России, 8 — в летном отряде № 224, который является дочерней структурой Минобороны РФ, и 12 — в компании «Волга-Днепр».

Возобновление производства — дело не самое быстрое, но поступавшие заказы исходили опять-таки из России. Минобороны, «Волга-Днепр» и другие эксплуатанты готовы были приобрести 52 новых «Руслана». На долю иностранных заказов приходилось всего 9 машин.

Но в 2010 году «Антонов» решил, что называется, повернуться к России задом. Директор концерна Дмитрий Кива объявил, что «Антонов» допущен к участию в тендере Минобороны США на поставку самолетов-топливозаправщиков на 50 миллиардов долларов. Поэтому украинская сторона продаст свои разработки, в том числе и на базе «Руслана», американцам, а на проект с Россией времени и сил не остается.

Официально программу возобновления производства «Русланов» отложили до 2016 года. И в 2013 году переговоры были вновь начаты. Из американского тендера «Антонов» был выбит уже в первом туре, и пришлось возвращаться к россиянам.

«Документация вся есть, оснастка есть»

Может быть, дело бы и наладилось, но произошел «Евромайдан», а вслед за ним — полное свертывание сотрудничества в сфере авиапроизводства. Как сказал в августе 2014 года заместитель главы Минпромторга РФ Юрий Слюсарь, российско-украинский проект возобновления производства и модернизации тяжёлого транспортного самолёта Ан-124 «Руслан» в связи с политической ситуацией больше не стоит на повестке дня.

При этом ульяновский завод «Авиастар-СП», который также выпускает модернизированные транспортники Ил-76, продолжал заниматься ремонтом и модернизацией находящихся в России Ан-124.

Интерес к «Русланам» и потребность в них в России остается. Есть и работающий завод в Ульяновске, который их уже производил и готов производить модернизированную версию.

Но, по утверждению украинской стороны, это невозможно.

И тут заговорил бывший глава «Антонова» Дмитрий Кива, который покинул Украину и ныне занимается созданием авиастроительной отрасли в Азербайджане.

В интервью «МК» он заявил, что возобновить производство «Русланов» в России можно за два года: «Два года, не больше. Документация вся есть, оснастка есть. Надо только закупить все недостающее, — материалы, оборудование — запустить программу и сделать».

«Самолет прекрасный с точки зрения техники. Ему жить и жить. Единственное, что нужно сделать, — это поставить более современные двигатели, современную цифровую электронику. А планер очень надежный, проверенный. И самолет может еще много-много лет летать», — добавил Кива.

Украина помогать не хочет. Но и помешать не сможет

В юридической плоскости проблем тоже не должно возникнуть. «По всем международным правилам мы должны нести эту марку, — Ан-124 — если мы не внесли существенных изменений в этот самолет. А изменения сейчас будут вноситься. И он пойдет уже под другим брендом», — рассказал в интервью радиостанции «Говорит Москва» член Комиссии при президенте России по вопросам развития авиации Юрий Сытник.

Читать еще:  Оригинальный высший класс. Ружья системы Darne

Никаких тайн, без которых невозможно производство новых «Русланов», Украина от России не хранит. Достаточно сказать, что большая часть Ан-124, которые сейчас в строю, была построена в Ульяновске, а не в Киеве. Здесь же много лет работали конструкторы, создававшие машину, включая ушедшего из жизни Виктора Толмачева. В общем, как уже говорилось, задача крайне непростая, но решаемая. И российское авиастроение располагает для ее решения всем необходимым.

Вердикт о том, начнется ли производство новых «Русланов» в России, будет выноситься на правительственном уровне. Но Украина, где серийное производство самолетов в последние годы прекратилось, в любом случае теперь вне игры.

Украина решила возобновить производство самолетов Ан-124 «Руслан»

Авиапроизводитель «Антонов» в 2019 году намерен возобновить производство тяжелого транспортника Ан-124 «Руслан», рассказал в эфире телеканала «Прямой» первый замглавы «Укроборонпрома» Сергей Омельченко. От российских комплектующих производители намерены отказаться.

«Вопрос замены тех комплектующих, которые существовали в этом самолете, является очень острым для нашего предприятия «Антонов». И сейчас мы активно сотрудничаем в этом направлении с несколькими международными компаниями, осуществляющими производство авиационной техники. Поэтому, конечно, если не заменять те узлы и агрегаты, которые производились Российской Федерацией, то без России невозможно этот самолет собрать», — рассказал Омельченко.

По его словам, сейчас «Антонов» занимается переработкой электронной начинки самолета. Завершить эту работу производитель намерен в этом году. «Мы надеемся, что она будет окончательно принята инженерной группой и группой конструкторов ГП «Антонов» уже в этом году, для того чтобы начать сборку первого самолета, который не будет иметь никакого российского комплектующего изделия», — сказал представитель «Укроборонпрома».

В разговоре с РБК главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский отметил, что при нынешнем состоянии авиационной промышленности Украины решение возобновить производство самолетов Ан-124 «Руслан» выглядит фантастикой.

«Я в это очень слабо верю, потому что полного цикла производства на Украине никогда не существовало. Им надо найти замену по бортовому радиоэлектронному оборудованию, по агрегатам и узлам самолета, а их там очень много, которые производились в России», — отметил он.

По словам эксперта, вызывает вопрос, кто будет заказчиком таких самолетов. «В мире не так широко востребованы такие сверхтяжелые перевозки грузов на дальние расстояния. Какого-то ужасающего дефицита, который бы потребовал создания нового самолета и его серийного выпуска, не наблюдается, на мой взгляд», — пояснил Мураховский.

Ан-124 «Руслан» является одним из наиболее грузоподъемных самолетов в мире. В различных модификациях он способен перевозить от 120 до 150 т. Размах крыла самолета составляет 73 м. Производство Ан-124 было начато в начале 1980-х годов в Советском Союзе. Оно велось параллельно на заводах в Киеве и Ульяновске. В 2004 году последний Ан-124 достроил «Антонов», после чего производство транспортника прервалось.

Россия и Украина неоднократно заявляли о намерениях возобновить производство. До обострения двусторонних отношений рассматривалась возможность совместного производства. В 2014 году проект по возобновлению производства «Русланов» в России был прекращен из-за сложной политической ситуации на Украине. В июне 2018 года командующий Военно-транспортной авиацией, генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов заявил, что производство самолета в России еще может быть возобновлено. Тогда же вице-президент по транспортной авиации ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Алексей Рогозин, сын вице-премьера Дмитрия Рогозина, заявил, что для России возобновление производства сверхтяжелых самолетов Ан-124 «Руслан» — это сложная, но решаемая задача.

Однако позднее глава Минпромторга Денис Мантуров подчеркнул, что хотя Россия способна освоить самостоятельное производство «Русланов», потребности в этом нет. Ресурс самолетов позволяет эксплуатировать их до 2040-х годов, а к этому времени уже должен появиться новый транспортник, который заменит Ан-124.

«Никаких прав у Киева нет»: как Россия планирует создавать тяжёлые самолёты на базе Ан-124 «Руслан» без участия Украины

Авиационное предприятие «Ил» рассматривает возможность возобновить выпуск тяжёлого транспортного самолёта Ан-124 «Руслан», но в новом облике. Об этом сообщил генеральный директор компании Алексей Рогозин. Он подчеркнул, что лайнеры подобного класса востребованы во всём мире.

«Две трети всех «Русланов» были произведены в Ульяновске (завод «Авиастар-СП»). Сегодня первоочередной задачей является поддержание их исправности. Если говорить о возобновлении их производства в новом облике, то это является крайне непростой, но решаемой задачей», — рассказал Рогозин.

С аналогичным заявлением в эфире радиостанции «Говорит Москва» выступил член комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации Юрий Сытник. Эксперт пояснил, что Россия может начать серийное производство нового транспортного самолёта, сконструированного на базе «Руслана».

Читать еще:  СКС, который так и не вступил в бой

«Будет изменена авионика, конструкция шасси, будут стоять другие двигатели. База Ан-124, но практически это будет другой самолёт», — сообщил Сытник.

По его словам, проект тяжёлого транспортного самолёта станет полностью российской разработкой. Машина получит новое название из-за «существенных изменений».

«Русское чудо»

Созданный в 1980-е годы Ан-124 до сих пор остаётся самым крупным грузоподъёмным самолётом в мире. В разработке «Руслана» участвовали десятки советских предприятий, но главным интеллектуальным центром считается ОКБ им. О.К. Антонова. Первый полёт машины состоялся 24 декабря 1982 года. Армия начала получать самолёты в 1987 году.

В мае 1985 года «Руслан» дебютировал на международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже. Западные журналисты были поражены манёвренностью огромной летающей птицы и назвали её «русское чудо».

«Русланы» серийно производились в течение 20 лет. С 1984 по 2004 год было выпущено 55 машин. Две трети самолётов были произведены на Ульяновском авиастроительном заводе (сейчас — АО «Авиастар-СП», входит в Объединённую авиастроительную корпорацию).

Россия является основным эксплуатантом «Русланов». 16 машин стоят на вооружении ВВС, 12 составляют парк грузовой авиакомпании «Волга-Днепр», 8 машин эксплуатирует госавиакомпания «224-й лётный отряд». Украина использует только 7 Ан-124.

«Руслан» создавался прежде всего для нужд вооружённых сил СССР. Советской армии требовалась транспортная машина, которая способна перебрасывать на дальние расстояния мобильные ракетные комплексы, тяжёлую военную технику, самолёты и вертолёты.

Тем не менее Ан-124 получил достаточно широкое распространение в гражданской авиации. Самолёт считается одной из лучших в мире машин для перевозки сверхтяжёлых и негабаритных грузов благодаря удобной конструкции грузового отделения.

Важным преимуществом «Руслана» является показатель удельной нагрузки на грунт. 12 пар шасси этой уникальной машины обеспечивают оптимальное распределение давления на аэродромное покрытие. При массе до 405 тонн «Руслан» может приземляться на взлётно-посадочные полосы, не предназначенные для крупных самолётов.

Универсальность Ан-124 подтверждается его активным использованием российской армией в рамках проведения сирийской операции, а также коммерческим успехом компании «Волга-Днепр», которая доставляет грузы по всему миру.

Несостоявшаяся кооперация

Идея возобновления выпуска Ан-124 обсуждается в России с середины 2000-х годов. Россия рассчитывала на производственную кооперацию с украинской компанией «Антонов». Предполагалось, что основным приобретателем «Русланов» станет компания «Волга-Днепр».

Однако договорённость между Москвой и Киевом о совместном выпуске Ан-124 была достигнута только в декабре 2013 года. Амбициозные планы похоронил госпереворот, произошедший в Киеве в феврале 2014 года. ГП «Антонов» разорвал все экономические связи с РФ.

Украинские власти неоднократно предъявляли России претензии из-за того, что ульяновский завод занимался ремонтом и модернизацией «Руслана» без согласования с «Антоновым». Москва настаивает, что не нарушала интеллектуальные права.

Ранее в интервью «Эха Москвы» командующий Военно-транспортной авиацией ВКС России Владимир Бенедиктов заявил, что Ан-124 нельзя назвать исключительно украинской разработкой, так как самолёт создавало множество предприятий СССР.

Мнение Бенедиктова поддержал Юрий Сытник. Член комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации считает, что российские конструкторы работали над этим самолётом не меньше, чем украинские.

«Ан-124 — это детище советской авиастроительной промышленности, никаких особых прав на машину у Киева нет. В конце концов, Украина проводит модернизацию своего вертолётного парка, не спрашивая разрешения Московского завода имени Миля», — отметил в беседе с RT военный обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.

По мнению эксперта, Ан-124 действительно является очень востребованной машиной. Однако специалистам «Авиастар» придётся приложить немало усилий, чтобы начать выпуск нового транспортного самолёта. Как полагает Дрозденко, машина на базе Ан-124 должна стать более экономичной.

«У «Руслана» невероятно удачная конструкция, но начинка машины, конечно, нуждается в замене. Я имею в виду бортовое оборудование и грузовое отделение. Ведь сейчас нередко перевозятся объёмные, но не тяжёлые грузы. Машина с такими характеристиками России однозначно нужна», — подчеркнул Дрозденко.

Собеседник RT считает, что «Авиастар» будет выпускать, по сути, новую машину. По словам Дрозденко, у «Авиастара» достаточно производственных мощностей для налаживания серийного производства тяжёлых транспортных самолётов.

«Я очень надеюсь, что вопрос о выпуске обновлённой версии Ан-124 решится положительно и в самые короткие сроки. Потребуются большие капиталовложения и немало времени. Но других вариантов у нас нет. Слишком долго Россия ориентировалась и оглядывалась на Украину», — подытожил Дрозденко.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector