0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ударный вертолет ми-24: история создания машины, ее модификации и технические характеристики

Боевой вертолет Ми-24

История создания боевого вертолета Ми-24

Со времен Второй Мировой Войны известно выражение «летающий танк», так называли бронированные советские штурмовики Ил-2. Однако если и есть на свете настоящий летающий танк, то это без сомнения боевой вертолет Ми-24. Ми-24 — уникальная машина.

Его броня выдерживает попадания 23-мм снарядов, известен случай (Ливан, 1982 год), когда Ми-24 буквально смял в таранной атаке… истребитель RF-4С «Фантом II»! Послужной список Ми-24 впечатляет (Афганистан, Ирак, Ангола, Мозамбик, Сирия, Ливия, Йемен, Эфиопия и т.п.), однако не смотря на солидный возраст, эта машина до сих пор в строю и вряд ли будет полностью заменена в ближайшее время – сравнимых с ней по степени защищенности, огневой мощи и надежности вертолетов в мире практически нет.

Вертолет Ми-24 — красивый, запоминающийся силуэт. Силуэт породистого хищника

Надо сказать, что Ми-24 был первым советским полностью ориентированным на военные нужды вертолетом. Его разработка началась ещё в 1967 году, когда вьетнамская война наглядно продемонстрировала преимущества винтокрылых машин.

Разработка Ми-24 велась параллельно с подготовкой к его серийному выпуску. Уже в 1969 году опытный экземпляр нового вертолета впервые поднялся в воздух, а в 1971 году начал поступать в части.

Машина получилась действительно удачной. Вплоть до конца семидесятых годов это был самый эффективный и самый мощный боевой вертолет в мире. А еще — лучше всех других бронированный и самый скоростной. На одном из вариантов Ми-24 был даже установлен абсолютный рекорд скорости — 367 км/ч, продержавшийся около 10 лет.

Первоначально экипаж Ми-24 включал двух человек: летчика и оператора оружия. Со временем, роли экипажа пересмотрели – оператор оружия стал летчиком-оператором, в экипаж был введен борттехник, размещающийся в десантной кабине.

Принципиальным отличием Ми-24 от западных (впрочем, и других советских и российских) машин был «пассажирский» отсек, рассчитанный на 8 десантников.

Вооружение вертолета составляет 23-мм пушка на подвижной установке (ранее вращающийся блок 12,7-мм пулеметов, ещё ранее просто пулемет), противотанковые ракеты «Штурм» и 4 подвесных блока НУРС на 132 снаряда.

Вертолет непрерывно дорабатывался и модернизировался, причем некоторые модели так значительно отличались тем же составом вооружения, что вполне могут считаться за самостоятельные машины. Он оборудован системой отстрела тепловых ловушек для защиты от ракет с тепловыми головками самонаведения, а его двигатели, по удельным и весовым характеристикам до сих пор находятся на уровне лучших мировых образцов.

Ми-24 способен решать самые разнообразные задачи: уничтожать танки противника, штурмовать огневые позиции и опорные пункты, сопровождать транспортно-десантные вертолеты и вести воздушный бой, корректировать огонь артиллерии, забрасывать в тыл противника небольшие десантные подразделения и разведгруппы, вести радиационную и химическую разведку, эвакуировать с поля боя раненых.

Ми-24А,- одна из первых модификаций Ми-24

Экспортная версия Ми-24 имеет индекс Ми-35.

Ми-24ВМ и Ми-35М – модернизированный Ми-24

Несмотря на то, что выпуск Ми-24 прекращен, а сам вертолет постепенно планируется заменить на Ми-28, производство которых наконец удалось наладить, в ближайшие годы заслуженный ветеран Ми-24 продолжит оставаться основным боевым вертолетом ВВС России.

В связи с этим, проводится модернизация уже состоящих в строю машин, основанная, главным образом, на замене «родных» агрегатов Ми-24 на аналогичные, предназначенные для Ми-28Н.

Первыми в очереди на замену стоят винты – штатные металлические заметно проигрывают стеклопластиковым. Одновременно штатную втулку несущего винта Ми-24 ждет замена на эластомерную с Ми-28Н, не требующую смазки. Вместо трехлопастного рулевого винта устанавливают малошумный Х-образный. В соответствии с унификацией с Ми-28Н дорабатывается автомат перекоса.

Эти меры позволяют снизить массу Ми-24 на 300 кг и увеличить статический потолок на 600 м. Одновременно с этим увеличиваются показатели скороподъемности, улучшаются эксплуатационные характеристики и боевая живучесть машины.

Планируется также сделать шасси Ми-24ВМ не убирающимся (в боевых условиях вертолет идет на малой высоте и, соответственно, скорости, и летчик, при получении повреждений, просто не успевает выпустить шасси), применив аварийную систему по типу Ми-28, и заодно упростив конструкцию и дополнительно облегчить вертолет.

боевые вертолеты Ми-24

Применение новых балочных держателей ракетного оружия ДБ-ЗУ и многоместных авиационных пусковых установок позволяет более компактно разместить оружие на крыле, снизив его размах. Новая радиостанция также облегчает вес и дает возможность выходить на связь, помимо авиационных, ещё и на частотах радиостанций СВ.

На Ми-24ВМ в состав авиационных средств поражения ввели комплекс управляемых ракет «Атака», вместо ранее применявшихся ракет «Штурм», их боекомплект доведен до 16 шт.

На вертолете установлена несъемная подвижная установка НППУ-24 с пушкой ГШ-23. Вместо двух аналоговых вычислителей на Ми-24ВМ ставят один цифровой комплекс БВК-24 с лазерным дальномером, а для поражения воздушных целей — систему управления вооружением СУВ «Игла В». Эти доработки повышают эффективность поражения одиночных целей в 1.4-1.6 раза, увеличивают зоны поражения НППУ в 2-2.5 раза и повышают боевую эффективность управляемых ракет в 1.7-2.2 раза.

Ещё одно важное новшество – Ми-24ВМ в отличие от оригинала, может выполнять и ночные боевые вылеты. Очки ночного видения, приборы без засветки, круглосуточная обзорно-прицельная система с тепловизионным, телевизионным и дальномерным каналами – целый комплекс нововведений, по сути оставляющий от привычного нам вертолета только внешний облик.

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 1) Создание

В 2013 году исполнилось ровно 40 лет со дня запуска в производство на Ростовском вертолётостроительном заводе (ныне – ОАО «Роствертол») ударного многоцелевого вертолёта Ми-24. Многоцелевой военно-транспортный вертолёт Ми-24 стал первым отечественным вертолётом, специально предназначенным для боевых действий. Его конструкция оказалась настолько удачной, что модификации Ми-24 эксплуатируются и поныне. В настоящее время зарегистрировано около 1500 вертолётов этого типа, которые состоят на вооружении 60 стран мира. Всего за 40 лет было построено около 3500 вертолётов Ми-24.

История создания отечественного вооружённого вертолёта, способного своими огневыми средствами поддерживать наземные войска, относится к 1950-м гг. Первой попыткой в этом направлении стало оснащение ПТУР 9М14М «Малютка» первенца М.Л. Миля вертолёта Ми-1. За ним последовал транспортно-боевой вертолёт Ми-4АВ. Почти 185 Ми-4АВ, укомплектованных крупнокалиберным пулемётом А-12,7, четырьмя ПТУР «Фаланга» и НАР С-5, эксплуатировались сначала в Военно-транспортной авиации, а затем — во фронтовой, осуществлявшей поддержку Сухопутных войск.

За рубежом идея вооружённой винтокрылой машины была реализована в вертолёте UH-1H «Ирокез», широко применявшемся в боевых действиях во Вьетнаме. Он и перевозил солдат, и поддерживал их огнём. Но постепенно западные эксперты пришли к пониманию того, что ударный вертолёт — это только платформа для различного вооружения, а переброску десанта должна осуществлять десантно-транспортная машина, но тоже вооружённая.

В нашей же стране победила концепция транспортно-боевого вертолёта, поддержанная министром обороны маршалом А.А. Гречко. Новый винтокрылый аппарат фактически должен был стать летающей боевой машиной аэромобильной пехоты. В 1967 г. на опытном заводе ОКБ М.Л. Миля построили два макета и несколько вариантов носовой части машины, названной В-24. Они отражали два основных подхода к решению проблемы: первый — вертолёт с взлётной массой 7 т и одним двигателем ТВЗ-117, второй — с массой 10,5 т и двумя ТВЗ-117. В этом же году Министерство обороны объявило конкурс, в котором приняли участие Московский и Ухтомский вертолётные заводы.

Милевцы представили проект В-24 -будущий Ми-24. Камовцы предложили Ка-25Ф — модифицированный корабельный вертолёт. Его вооружение включало подвижную установку с 23-мм пушкой ГШ-23, шесть ПТУР «Фаланга-М», или шесть блоков УБ-16 с 57-мм НАР С-5, или авиабомбы. В грузовой кабине размещалось до восьми десантников. По взлётной массе эта машина была близка к первому варианту В-24, но существенно уступала второму по максимальной скорости; эквивалентность по боевой нагрузке была достигнута экстремальным использованием модернизационного потенциала серийной машины. Эти обстоятельства, видимо, и повлияли на выбор более перспективного В-24 с двумя ТВЗ-117.

Читать еще:  Дизельная подводная лодка «варшавянка» проектов 636 и 877: описание, ттх и вооружение

Говоря о В-24, нельзя обойти вниманием вклад в создание вертолёта ОКБ ЛМЗ им. В.Я. Климова. Под руководством главного конструктора С.П. Изотова в 1965 г. здесь начали разработку двигателя ТВЗ-117 мощностью 2200 л.с. Этот коллектив в 1960 — 1965 гг. создал первый отечественный вертолётный газотурбинный двигатель ТВ2-117 мощностью 1500 л.с. Теперь ленинградцы предлагали двигатель нового — третьего поколения: в полтора раза мощнее и короче ТВ2-117, существенно более лёгкий и экономичный.

ОКБ М.Л. Миля обратило внимание на ТВЗ-117 с начала разработки и предложило его сначала в качестве силовой установки для Ми-14. Вполне естественно, что двигатель со столь высокими техническими характеристиками милевцы применили и на В-24, где он «пришёлся ко двору». Несмотря на большое количество новых конструктивных и технологических решений, первый опытный образец ТВЗ-117 ЛМЗ изготовил в декабре 1966 г.

Макет вертолёта В-24 был вооружён авиационной пушкой ГШ-23. На боковых рамах под грузовой дверью установили по паре ПТУР 9М17М «Фаланга-МВ» с РКСН. На небольшом крыле без поперечного «V» расположили балочные держатели для четырёх бомб или блоков НАР.

Представители Министерства обороны, входившие в состав макетной комиссии, предложили заменить дозвуковые ПТУР с ручным режимом наведения сверхзвуковыми ракетами с полуавтоматической РКСН, а пушку ГШ-23 — 12,7-мм высоко-темпным крупнокалиберным пулемётом, создававшимся в тульском ЦКИБ СОО с 1967 г.

Полномасштабная разработка В-24 началась в соответствии постановлением Совмина СССР от 6 мая 1968 г. В этот же день были приняты постановления правительства о создании двигателя ТВЗ-117 и унифицированного сверхзвукового ПТ-РК 9К113 для армейского вертолёта и самоходной пусковой установки. Общее руководство созданием В-24 осуществлял генеральный конструктор М.Л. Миль, а после его смерти — главный конструктор М.Н. Тищенко; техническое руководство было возложено на заместителя главного конструктора В.А. Кузнецова, а первым ведущим конструктором стал В.М. Оль-шевиц.

Профиль лопастей несущего винта для В-24 подбирали в ЦАГИ, но к моменту постройки первого образца машины эту работу не завершили. Тогда по предложению одного из ведущих конструкторов ОКБ новую лопасть изготовили на Казанском вертолётном заводе: к носовой части лопасти с лонжероном от Ми-8 присоединили хвостовую с сотовым заполнителем от Ми-4 — лопасти имели одинаковый профиль NACA-230. По сравнению с лопастью Ми-8 она получилась на 2 м короче и на 20 мм шире. Такое решение посчитали удачным, и позже под него подвели научное обоснование.

Но со временем выяснилось, что казанский гибрид создаёт существенно меньшую тягу, чем винт Ми-8. Статический потолок у В-24 в стандартных условиях составлял 0,8 — 1,3 км. Этого оказалось явно недостаточно в горах Афганистана, где боевой вертолёт по взлётно-посадоч-ным и тяговым характеристикам уступал Ми-8МТ с аналогичными двигателями.

Кроме того, составная лопасть создавала большой шарнирный момент. Особенно существенно он возрастал с увеличением барометрической высоты полёта и вертикальной перегрузки. Мощности гидроусилителей при выполнении горки или боевого разворота часто оказывалось недостаточно для преодоления суммарных усилий от шарнирных моментов всех лопастей. В результате происходило временное «заклинивание» управления в продольном направлении. Потребовалась разработка более мощных бустеров и постепенная замена ими первоначально разработанных силовых исполнительных механизмов.

Отличительной чертой аэродинамической компоновки В-24 являлся наклон вправо от вертикальной плоскости на 2,5° вала несущего винта вместе с силовой установкой, вызванный стремлением повысить точность стрельбы из неподвижного оружия. Это было связано с тем, что характерными режимами полёта вертолёта являются висение с небольшим креном и полёт с небольшим скольжением, вызванные необходимостью балансировки боковой составляющей тяги рулевого винта. Благодаря наклону плоскости вращения ротора крен и скольжение на всех режимах получились минимальными: крен — 0,5 — 1,5°, скольжение — 1°. Для разгрузки рулевого винта при полёте на большой скорости концевая балка имела относительно большую площадь (2,8 м2) и несимметричный несущий профиль. На максимальной скорости балка создаёт 67% боковой силы, необходимой для уравновешивания реактивного момента несущего винта.

Особое внимание при проектировании В-24 уделялось повышению боевой живучести путём резервирования основной и дублирующих гидросистем управления, противопожарной защиты, установки системы нейтрального газа, а также бронирования кабины экипажа и наиболее важных агрегатов и устройств. Предусматривались аварийные выпуск шасси и электропитание. Резервирование включало в себя двойное управление машиной с рабочих мест лётчика и оператора, а также многое другое.

Требования к В-24 были такими высокими, что реализовать их в полном объёме и в заданные сроки отечественная промышленность не смогла. Руководство МВЗ, стремясь ускорить процесс создания новой машины, запустило в производство опытный образец В-24 (изделие 240) ещё до одобрения его макета государственной комиссией.

Поэтому вместо макета комиссии предъявили в феврале 1969 г. уже первый опытный образец вертолёта. Отличительной чертой этого первого варианта машины была кабина экипажа с плоским остеклением, под которым размещались друг за другом со смещением оператор вооружения и лётчик. Представители Министерства обороны выявили массу недостатков, высказали ряд замечаний и пожеланий, но часть выявленных тогда огрехов навсегда «вписалась» в машину. Лётчики-испытатели НИИ ВВС и пилоты липецкого 4-го ЦБП и ПЛС пришли к единому мнению: компоновка кабины экипажа В-24 не обеспечивает требуемого обзора воздушного пространства.

Первый В-24 поднял в воздух 19 сентября того же года Г.В. Алфёров. В заводских испытаниях двух первых образцов В-24, кроме Алфёрова, приняли участие лётчики Г.Р. Карапетян и М.А. Материальный, бортмеханики В. Тарабухин и Ф. Новиков. Ведущим инженером по лётным испытаниям был Б.В. Смыслов.

Для госиспытаний пять опытных экземпляров В-24 построили в Москве и ещё пять — в 1970 г. на заводе «Прогресс» в Арсеньеве (Приморский край), где готовились к серийному производству нового вертолёта. Подготовка к выпуску серии, начатая до завершения госиспытаний, была вполне в традициях советской авиапромышленности: после завершения основного объёма испытаний подписывалось предварительное заключение, дававшее заводу право на развёртывание серийного производства. Из арсеньевской пятёрки первая машина предназначалась для ресурсных испытаний, а пятая -для отработки ПТРК «Штурм-В».

Препятствием для начала выпуска серии являлось отставание в разработке систем вооружения и двигателя: ТВЗ-117 только в декабре 1969 г. предъявили на 300-часовые ресурсные государственные стендовые испытания, а аппаратура ПТРК «Штурм-В» существовала лишь в виде макетов. В этой ситуации руководство ВВС и МАП пошло на компромисс: часть недостатков, выявленных макетной комиссией и в ходе госиспытаний, решили устранить позже, а первые серийные вертолёты комплектовать существующими системами.

В-24 проходил госиспытания с июня 1970 до конца 1972 г. Летали на них Ю.Н. Крылов, М.В. Разомазов и Б.А. Щербина; ведущим инженером был С.Х. Атабе-кян. В ходе испытаний выявилась масса различных «эффектов». На некоторых режимах дал о себе знать так называемый «голландский шаг», когда машина, как маятник, начинала раскачиваться по курсу и крену. Для устранения колебаний крыло установили с обратным поперечным V. Одновременно на его законцов-ки перенесли узлы подвески ПТУР, из-за расположения которых на фюзеляже впереди блоков УБ-32А-24 неуправляемые ракеты из блоков могли столкнуться с ними при пуске. Затем удлинили кабину экипажа для обеспечения нормального размещения нового пулемёта в установке УСПУ-24 и аппаратуры комплекса 9П145 «Фаланга-ПВ».

На висении перед уходом в испытательный полёт для определения точностных характеристик НАР начался помпаж двигателей. Мастерство лётчика Крылова помогло сохранить вертолёт.

Испытания на песчаных грунтах выявили быстрый износ лопаток первых ступеней компрессора двигателя и передних кромок лопастей несущего винта. Металлическая оковка последнего буквально на глазах превращалась в почти прозрачную оболочку и деформировалась, приобретая форму, далекую от расчётной. Всё это доставило много хлопот конструкторам.

Читать еще:  Экипировка ратник: российская боевая форма, 1, 2, 3, 4 поколения с экзоскелетом

Постепенно основные недостатки машины были устранены и её сочли пригодной для принятия на вооружение под обозначением Ми-24. Особая роль в реализации идеи боевого вертолёта в нашей стране принадлежала главкому ВВС П.С. Кутахову. Под его непосредственным руководством получили путёвку в жизнь все модификации Ми-24, он прекрасно знал боевые и лётные характеристики машины, считал её своим детищем и порой сам докладывал о вертолёте на показах авиационной техники руководству страны.

В 1975 г. на облегчённом варианте Ми-24 под обозначением А-10 экипаж Г.В. Расторгуевой установил ряд женских мировых рекордов скороподъёмности, а три года спустя, 21 сентября 1978 г. лёт-чик-испытатель Г.Р. Карапетян установил мировой рекорд скорости — 368,4 км/ч.

Ми-24. Винтокрылый боец. История продолжается 1

Ударный вертолет Ми-24: скорость и боевое применение «крокодила»

Ударный вертолет Ми-24, по прозвищу «Крокодил» — первая специализированная штурмовая машина подобного класса, разработанная советскими конструкторами в ОКБ Миля, уступив первенство в мире лишь американской модели «Кобра» (АН-1). Создатели Ми-24 предусмотрели возможность последующих модернизаций вертолета, с учетом развития военной техники. Поэтому машина не отстает по основным параметрам от современных аналогов, до настоящего времени состоят на вооружении многих стран.

История создания

Консервативность военного руководства после Второй Мировой войны препятствовала использованию вертолетов в качестве ударной силы. Эта техника применялась для:

  • переброски воинских подразделений;
  • эвакуации раненых;
  • разведки мест дислокации подразделений противника и прочих вспомогательных целей.

Но с развалом колониальной системы страны блока НАТО столкнулись с жесточайшим сопротивлением повстанцев. Военные действия против партизан в Корее и южном Вьетнаме, осложнялись тем, что местные повстанческие группировки вели партизанскую войну, базируясь в труднопроходимых джунглях.

С разработкой в 1966 году первого в мире штурмового вертолета «Кобра» выяснилось, что данный класс машин достаточно эффективен при использовании в качестве основной ударной силы.

Советское правительство вынуждено было адекватно реагировать на мировую переоценку применения воздушных боевых средств. В 1965 году был разработан вертолет Ми-8 военно-транспортного назначения, оборудованный управляемыми ракетами и пулеметом калибром 12,7 мм. Броня защищала экипаж и двигатели, а вместимость «вертушки» позволяла перевозить до двадцати десантников.

Эту модель выбрали базовой, для разработки аналога, способного противостоять американскому АН-1. К работе над новым проектом приступили в 1967 году. В отличие от «Кобры», предполагалось разработать универсальный вертолет, способный, кроме уничтожения объектов противника, прикрывать огнем высаженный десант.

На новой машине планировали установить:

  • авиационную пушку ГШ-23;
  • неуправляемые ракеты с калибром до 120 мм;
  • управляемые ракеты «Фаланга», противотанкового назначения;
  • бомбы с массой до пятисот килограммов.

Кроме КБ Миля в конкурсе участвовало бюро Камова, предложившего принять за основу модификацию противолодочной «вертушки».

Миль выиграл тендер, поскольку машина данного КБ уже была запущена в серийное производство, с отработкой узлов и устранением явных недостатков.

После множественных проб и ошибок, первая опытная модель Ми-24 была создана в 1969 году.

После начавшихся испытаний, проявились существенные недоработки:

  • полетной устойчивости машины;
  • недостатков силовых установок;
  • общей компоновки узлов;
  • конструкции кабины;
  • вооружения и прочих характеристик.

Но ситуация вынуждала оперативно приступить к серийному производству Ми-24 (с буквами Vb в латинской транскрипции обозначения), что и было предпринято, с последующими доработками в процессе эксплуатации.

Транспортно-боевой вертолет Ми-24

Конструкция вертолета Ми-24

Вертолет по прозвищу «Крокодил» разрабатывался с классическим расположением узлов для одновинтового вертолета. На машине установили:

  • главный винт с пятью лопастями;
  • рулевой — с тремя.

Для изготовления винтовых лопастей применили алюминиевый сплав. Предусмотрели систему датчиков, оповещающую о повреждениях лопастей. Устойчивость «вертушки» при линейном перемещении обеспечивалась за счет:

  • переднего наклона главного винта, до пяти процентов;
  • с одновременной возможностью наклонить его вправо, до трех процентов.

Подъемная сила в пределах до двадцати восьми процентов обеспечивалась посредством конструкции крыльев с площадью в 6,75 квадрата при отрицательном строении V-12.

Шасси выполнено трехопорным и убирающимся при полете. Передняя опора предусматривала возможность управления на земле.

Компоновка тандемной кабины, расположенной в носовой части вертолета, устроена со следующими особенностями:

  • операторское место располагалось в передней части;
  • пилот — за ним, но выше (по диагонали), с улучшением обозреваемой местности;
  • бортмеханик — в машинном блоке с укрепленным откидным креслом.

Кабина экипажа полностью герметизирована, с созданием автономного микроклимата, слегка превышенным по уровню давления, если сравнивать с окружающей средой.

Наиболее уязвимые части фюзеляжа дополнительно бронированы защитными плитами. Это же относится и к остеклению кабины и спинок кресел экипажа.

Конструкция

Пара двигателей марки ТВЗ объединены посредством редуктора единый силовой агрегат. Двигатели данной модели предусматривают возможность дополнительной установки воздухозаборников и узлов, экранирующих выхлоп.

Машина снабжена четырьмя баками, совместно вмещающими более двух тысяч литров топлива. Если потребуется, предусмотрена возможность размещения дополнительных баков по центру машины и на крыльях.

Конструкция трансмиссии не изменилась, перейдя от прототипа — Ми-8. Гидравлическая система выполнена в два контура, управляющих:

  • устойчивостью машины в воздухе;
  • работой шасси.

В задачи воздушной системы входит:

  • поддержание надлежащего микроклимата внутри салона с дополнительной поставкой кислорода;
  • кондиционирование кабины.

В результате температурный диапазон воздуха окружающей среды, доступный для полетов — в пределах от 50-ти градусов в отрицательную сторону, до 37-ми с плюсом.

Постоянный электрический ток с напряжением 27 вольт вырабатывается двумя генераторами, обеспечивая функционирование оборудования. Ми с цифровым индексом 24 также оборудован аналогичным количеством аккумуляторов электроэнергии.

Навигационное оборудование позволяет выполнять боевые задачи в условиях недостаточной видимости и при сложных метеорологических условиях. Крен и тангаж вычисляются автоматическим управляющим комплексом САУ, при наличии автопилота. «Крокодил» оборудован радиокомпасами, указывающими высоту и угол смещения.

Связь экипажа обеспечивается посредством:

  • радиостанции, работающей на частотах УКВ;
  • комплекса «Карат».

При возникновении опасности или проблем с работой систем, экипаж предупреждается голосовыми сообщениями системы оповещения.

Кабина Ми-24

Технические характеристики

Советская разработка модели вертолета Ми-24 отличается следующими техническими характеристиками, представленными в таблице:

Дополнительное вооружение

Персонально для «Крокодила» разработано следующее дополнительное вооружение. С конца семидесятых годов прошлого века машина оснащалась:

  • гранатометом автоматического действия АГС-17;
  • четырехствольным пулеметом Якб-12,7;
  • двумя четырехствольными ГШГ калибром 6,72 мм.

В восьмидесятые годы вертолет Ми под номером 24 оснастили двумя ракетами для поражения воздушных целей.

Летно-технические характеристики вертолета Ми-24

Модификации Ми-24

Серийно выпускались модификации Ми-24, с добавлением к обозначению следующих буквенных символов:

  • А — первая из серийных модификаций с удлиненной кабиной при дополнительном бронировании и правосторонним расположением рулевого винта и измененной конструкцией крепежа ПТУРов; версия Ми-24 с индексом А производилась с 1971 года;
  • В — наиболее массовое исполнение с противотанковым ракетным комплексом «Штурм» и комплексом наведения «Радуга»; несколько изменилась конструкция рамы и топливной системы; производилась до 1986 года;
  • Д — модель с переоборудованной кабиной, сохранившейся до настоящего времени; это исполнение пошло в серию с 1973 года; двигатели этой модификации Ми-24 дополнительно защищались от пыли, что повысило их срок службы;
  • ВП — вертолет с усиленным вооружением, превосходящим по характеристикам модель США «Апач». Производился с 1989 года и позволял выполнять боевые задачи в ночное время суток, с противодействием самолетам противника с помощью ракетного вооружения;
  • Ми-35 — экспортный вариант исполнения Ми-24В производимый РФ.

Ми-35

Применение «Крокодила» в Афганистане выявило его слабые стороны. В связи с, уязвимостью от ударов переносных зенитных комплексов на вертолет установили отстреливающиеся тепловые ловушки и другое оборудование, препятствующее попаданию в вертолет ракет ГСН. Отдельные «вертушки» оснастили ночным прицелом, расширяющим функциональность.

На заметку! Полный список модификаций включает несколько десятков, отличаясь вооружением, длиной крыла, материалом лопастей и другими особенностями. На Ми-24П разместили пушку ГШ-30К на неподвижной турели, при количестве снарядов в боекомплекте — 250 и с демонтированным пулеметом. Модификация Ми-24П известна как изделие 243.

Преимущества и недостатки

Ми-24 выгодно отличается:

  • высокой надежностью и живучестью;
  • мощностью броневой защиты, предохраняющей от ударов противника;
  • обширным боевым арсеналом.

Но при этих недостатках стоит отметить, что чрезмерный вес и габариты машины. Это снижает маневренность «Крокодила», в связи с недостаточностью мощности двигателей и КПД винтов.

Читать еще:  Штурмовая винтовка Валмет 62 (Valmet 62)

Боевое применение

Первое боевое крещение вертолет принял в Сомали в 1979 году. Для пилотирования привлекались кубинские летчики, поражая цели соседней Эфиопии.

С началом войны в Афганистане Ми-24 применялся для огневой поддержки наземных подразделений, уничтожения караванов с вооружением. Но транспортировка десантников не входила в основную задачу «Крокодила».

Эти вертолеты также поставлялись иракской армии в войне с Ираном, начавшейся в 1980 году.

После распада СССР данная машина повсеместно применялась в боестолкновениях в горячих точках по всех территории СНГ, включая Чечню. Машина была задействовано в Российско-Грузинском противостоянии, использовалась в войне в Сирии.

Относительно недавнее применение Мi-24 — состоялось во время конфликта в Донбассе, где эти вертолеты использовались военными силами Украины.

В популярной культуре

Этот популярный советский вертолет неоднократно участвовал в западных кинофильмах, включая «Красный рассвет», некоторые из версий «Рембо». Но вместо настоящих двадцатьчетверок использовали вертолеты французского производства. Поначалу сходство было обеспечено довольно сносно. Но в других блокбастерах применялись муляжи или другие машины, существенно отличавшиеся от советской.

Заключение

Боевой стаж вертолета Ми-24 превысил уже три десятка лет. Он по-прежнему остается в строю, хотя уже выпущены более новые разработки. Сложно представить, насколько расчетливо подошли конструкторы к созданию базовой модели, предусмотрев возможность модификаций, обеспечивших долголетие боевого вертолета Ми-24, до сих пор не уступающего по техническим характеристикам большинству зарубежных аналогов.

Ми-24 – “Стакан”, “Крокодил”, “Superhind”

Ударный вертолёт Ми-24 стал первой специализированной штурмовой машиной подобного типа, разработанной в Советском Союзе. Да и в мире он уступил первенство только американскому вертолёту AH-1 “Кобра”. Сконструированный в ОКБ Миля на рубеже 60-70-х годов прошлого века, он до сих пор стоит на вооружении армейской авиации множества стран.

Обладая огромным потенциалом модернизации, вертолет не теряет боевой эффективности и по основным параметрам не уступает современным конкурентам. И именно эта машина вошла в массовое сознание, как собирательный образ советского штурмового вертолёта.

История создания и устройство “крокодила”

Первым отечественным боевым вертолётом можно считать опытный Ми-1МУ, вооружённый противотанковыми ракетами “Малютка”. В серию эта машина не пошла, зато следующий образец – транспортно-боевой Ми-4АВ, был принят на вооружение и применялся в фронтовой авиации. А в 1967 году министерство обороны СССР объявило конкурс на создание нового ударного вертолёта, в котором приняли участие Московский и Ухтомский заводы.

Проект КБ Камова представлял собой вариант противолодочной машины Ка-25. КБ Миля предложило проект В-24. Этот вертолёт, оснащённый двумя мощными двигателями ТВЗ-117, значительно превзошёл Ка-25 по максимальной скорости, не уступая по боевой нагрузке. Вооружение обоих проектов составляли пушка ГШ-23, неуправляемые ракеты и ПТУР “Фаланга”. В ходе конкурса вооружение предложили изменить: противотанковые ракеты на более совершенные, а пушку на крупнокалиберный пулемёт.

В мае 1968 года КБ Миля начало полномасштабную разработку В-24, а уже в 1969 году был готов первый опытный образец. Опытная эксплуатация машин началась в 1971 году. Ми-24 создавался в рамках концепции, которую можно назвать “летающий БМП”. Обычно геликоптеры, доставляющие пехоту на поле боя (например, американский UH-1), несли только оборонительное вооружение, а их штурмовые варианты нести десант уже не могли.

Специализированные ударные вертолёты, вроде AH-1, вообще не могли использоваться, как транспортные.

Ми-24, наоборот, обладая мощным стрелково-пушечными ракетным вооружением, имел еще и небольшую кабину десанта, рассчитанную на восемь человек.

Построена “двадцатьчетвёрка” по классической одновинтовой схеме, Вертолёт имеет два турбовальных двигателя и вспомогательную силовую установку со стартёр-генератором. Двигатели передают крутящий момент на несущий винт через трёхступенчатый главный редуктор, и на рулевой – через промежуточную трансмиссию с хвостовым редуктором. Несущий винт пятилопастной, вращающийся по часовой стрелке.

Рулевой винт – трёхлопастной, с механическим изменением шага. Пять топливных баков общим объёмом 2130 л расположены около центра масс, под полом и позади десантного отсека. Под крыльями можно подвесить дополнительный баки ёмкостью 450 л.

Кабины экипажа и десантный отсек герметизированы и оснащены кондиционером. Кабина экипажа и кресло лётчика защищены бронёй из стальных плит, лобовые стёкла бронированные. Грузовая кабина имеет четыре иллюминатора, доступ в неё осуществляется через двустворчатые двери в правом и левом бортах. Шасси убираемое, трёхопорное. Вертолёт оснащён тремя гидросистемами – основной, вспомогательной и аварийной. Подача жидкости выполняется насосами, расположенными на двигателях.

Описание основных модификаций

Первой серийной модификацией вертолёта был Ми-24А, вооружённый пулемётом А-12,7А, ПТРК “Фаланга-МВ” и блоками НАР С-5. Этот вертолёт за характерный вид кабины пилотов прозвали “Стакан” – такое название осталось уникальным для ранних Ми-24. А вот прозвище “Крокодил” впоследствии перешло на все варианты вертолёта.

Уже в 1971 году пошёл на испытания Ми-24Б с улучшенным вооружением.

Пулемёт заменили на ЯкБ-12,7 – оружие с вращающимся блоком стволов (так называемая система Гатлинга), с темпом стрельбы до 4500 выстрелов в минуту. Внедрили новую модель ракет “Фаланга”, оснащенную полуавтоматическим наведением.

Но работы быстро остановили – опыт эксплуатации вертолётов доказал, что конструкция кабины неудачна, обзор с мест экипажа плох. Так в 1972 появился Ми-24В с полностью изменённой носовой частью в которой находилась новая тандемная кабина. Однако разработка новых ПТУР “Штурм” задерживалась, и это привело к появлению переходной модели – Ми-24Д, в которой новая кабина сочеталась с комплексом вооружения от Ми-24Б.

В 1975 завершились испытания Ми-24В с новыми, сверхзвуковыми противотанковыми ракетами “Штурм”. На этой же модификации для повышения эффективности доработали рулевой винт путем переноса с правого борта на левый. В приводе использован редуктор от Ми-14, винт стал тянущим, что позволило улучшить устойчивость полета, и повысило эффективность управления.

Первый “пушечный” вариант Ми-24П пошёл в серийное производство в 1981 году. Его вооружили неподвижно установленной курсовой пушкой ГШ-2-30К калибра 30 мм. Опыт применения такого вертолёта показал недостаточную эффективность неподвижной пушки, и на модификации Ми-24ВП появилась подвижная установка с 23-мм пушкой ГШ-23Л.

Существовал вариант Ми-24 для использования в качестве корректировщика – Ми-24К.

Он оснащался аэрофотоаппаратом и цифровым корректировочным комплексом. Модификация Ми-24Р предназначалась для ведения разведки на заражённых территориях и комплектовалась системой жизнеобеспечения, аппаратурой анализа, а ракетное вооружение заменили дистанционно управляемыми экскаваторами для взятия проб грунта. Такие машины применяли во время Чернобыльской катастрофы.

Ми-24ВМ впервые взлетел в 1999 году. На этот вертолёт установили стеклопластиковый несущий винт, четырёхлопастной рулевой винт, управляемые ракеты “Атака”. Шасси сделали неубирающимся, потому как убирающееся заметного преимущества так и не дало. Фирма ATE из ЮАР предложила собственную программу модернизации вертолётов.

Известные, как “Superhind” (Hind – так Ми-24 называют в странах НАТО), эти машины имеют облегчённую конструкцию, усиленную бронезащиту, может использовать вооружение, соответствующее стандартам НАТО.

Достоинства и слабые места

Боевая эффективность “двадцатьчетвёрок” достигалась совокупностью положительных качеств: мощным комплексом разнообразного вооружения, хорошей бронезащитой и высокой скоростью. Надёжность и неприхотливость вертолёта обусловили его популярность во всём мире, а большой потенциал для модернизаций позволяет и сейчас не устаревать.

Недостатки у “Крокодила”, конечно же, были. Но фатальных конструкторских огрехов среди них не было, а имеющиеся легко устранялись. Уже упомянутую неудачную конструкцию исходного варианта кабины исправили на Ми-24В. Недостаточная эффективность рулевого винта была побеждена на Ми-24Д.

Во время афганской войны вертолёты стали оснащать высотными двигателями.

Бронирование оценивалось, как хорошее, а живучесть повышали путем заполнения топливных баков пенополиуретаном, установкой тепловых ловушек для защиты от ПЗРК и стальной защитой магистралей гидросистемы.

Пулемёт ЯкБ в ходе войны в Афганистане зарекомендовал себя, как мощное, но чрезвычайно капризное и ненадёжное оружие. Пулемет перегревался, заклинивал, лента рвалась. А вот более поздние пушечные модификации оказались гораздо лучше. Отказы, конечно, случались, но в целом пушку полюбили и лётчики и оружейники.

“Крокодила” пытались вооружить и тяжёлыми ракетами С-24 и С-25. Оказалось, что двигатели мощных ракет своим шлейфом газов нарушают режим работы моторов вертолёта, в итоге пуски ракет доверяли только опытным лётчикам. Да и применяли такие ракеты лишь эпизодически. Вплоть до 90-х годов не удавалось решить и проблему обеспечения ночной работы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector