0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трагическая история подводной лодки апл к-141 «курск»

Содержание

Атомная подводная лодка «Курск»

Атомные подводные лодки (АПЛ) получили развитие во времена Холодной войны, став на вооружение ведущих мировых держав. Широкий спектр возможностей позволил оснащать их как стратегическим ядерным оружием, так и противокорабельными боеприпасами.

Атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 «Курск» — российская подлодка, считавшаяся одной из лучших на флоте. Принадлежала к проекту 949А «Антей», корабли которого вооружены крылатыми ракетами и рассчитаны на поражение авианосцев противника.

Трагедия, произошедшая с подлодкой в 2000 году, стала одной из самых серьезных катастроф советского и российского флота после Второй Мировой войны. До сих пор высказываются разные версии, почему она затонула, некоторые указывают на недоработки конструктивной части.

История разработки и создания АПЛ

История разработки атомохода К-141 связана с проектом 949А «Антей». Техническое задание на него было выдано еще в 1969 году. Перед подводными лодками данного класса изначально ставилась задача противодействовать авианосным группа противника.

Всего построено 12 субмарин данного класса из запланированных 18, К-141 стал 10-ой. Курск подводная лодка заложена в Северодвинске в 1990, в 1993 получила свое название в честь Курской битвы. На воду спущена в 1994, 30 декабря того же года принята в эксплуатацию. Испытания показали отличную подготовку экипажа и самой лодки.

Конструкция подлодки

Атомные подводные лодки (АПЛ) проекта «Антей» имеют двухкорпусную конструкцию. Расстояние между легким и прочным корпусом составляет 3,5 метра, что обеспечивает субмарине хорошую живучесть. Также это обеспечивает дополнительную защиту от взрывов.

Какой класс

«Курск» относится к проекту 949А «Антей». Его класс — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК, АПРК). Также может называться подводным ракетным крейсером. Основное назначение — уничтожение авианосцев и противодействие авианосным группам.

Отсеки

Прочный корпус подлодки разделен на 10 отсеков:

  • носовой (торпедный) — здесь расположены пусковые аппараты и боекомплект;
  • второй отсек командный, имеет четыре палубы, здесь обеспечивается управление кораблем;
  • третий — радиоэлектронный центр связи;
  • четвертый — жилой, здесь расположены кубрики, кают-компания, спортзал, сауна, душевые, система управления пожаротушения;
  • пятый — дизель-генератор, вырабатывающий электроэнергию;
  • шестой — реакторный с двумя установками, в переходе к пятому происходит дезактивация членов экипажа;
  • седьмой и восьмой — турбинные отсеки.

Девятый отсек — убежище, здесь находятся насосы, компрессоры, запас средств индивидуальной защиты и средств для аварийного покидания лодки, небольшой запас продуктов. Именно здесь собрались 23 моряка, уцелевших при первом взрыве, но погибших позже. Десятый отсек механико-технический.

Вооружение

Противокорабельное вооружение К-141 состоит из двенадцати спаренных пусковых установок крылатых ракет П-700 «Гранит» и П-800 «Оникс». В процессе модернизации их предлагается заменить на ПКР класса «Калибр». Допускается установка ПКР «Циркон».

В носовой части располагается шесть торпедных аппаратов двух калибров — 650 мм и 533 мм. Боезапас составляет 8-12 торпед и ракето-торпед 650 мм и 16 снарядов 533 мм.

Технические характеристики

Технические характеристики подводной лодки «Курск» во многом стандартны для проекта 949А. Однако в ряде показателей имеются незначительные отличия.

Габариты

По габаритам подлодка К-141 имеет следующие параметры:

  • длина корпуса — 154 м;
  • ширина — 18,2 м;
  • осадка — 9,2 м.

Общая высота подводной лодки «Курск» — 18,3 м. В данных показателях ТТХ общие с другими кораблями серии.

Водоизмещение

Надводное водоизмещение подлодки «Курск» составляет 14700 т. При погружении оно увеличивается до 23860 т. Полное водоизмещение по стандартным показателям — 24 тыс. т.

Скорость надводная и подводная

Надводная скорость подлодки составляет 15 узлов. Под водой она способна развивать скорость до 33 узлов.

Максимальная глубина погружения

Рабочая глубина погружения составляет 420 м. Максимальная — 500 м. Данные показатели меньше стандартных, у субмарин серии «Антей» рабочее и допустимое погружение доходит до 500 и 600 м соответственно.

Силовая установка

Силовая установка подводной лодки К-141 атомная на два реактора ОК-650В. Тепловая мощность каждого составляет 190 МВт, мощность на валу — по 50 тыс. л. с. В качестве движителей используются два винта фиксированного шага.

Автономность и экипаж

Автономность плавания составляет 4 месяца, дальность не ограничена. Номинальная численность экипажа — 130 человек.

Причины и дата катастрофы

10 августа 2000 года в соответствии с планом учений «Курск» вышел на выполнение поставленных задач. Боекомплект состоял из 24 крылатых ракет П-700 «Гранит» и 24 торпед. Утром 12 августа в Баренцевом море были выполнены необходимые маневры по поражению условного противника.

В промежутке с 11:40 до 13:40 подлодка должна была провести новую учебную атаку авианосной группы. В 11:28 акустик атомного крейсера «Петр Великий» зафиксировал мощный хлопок, после которого тряхнуло корабль. В назначенное время никаких торпедных атак не последовало.

В 17:30 «Курск» не вышел на запланированный сеанс связи. В 23:00 сеанс связи также был пропущен. В 23:30, в соответствии с протоколом, подлодка объявлена аварийной. Ее нашли затонувшей в 4:51 утра 13 августа на глубине 108 метров.

У АПЛ Курск причина гибели по официальной версии — взрыв снаряда в торпедном аппарате №4 из-за утечки компонентов топлива. Начавшийся пожар привел к детонации остального боекомплекта. Второй взрыв разрушил носовые отсеки субмарины.

Используемые торпеды 65-76А «Кит» на момент аварии считались ненадежными, однако причины взрыва до сих пор оспариваются. Вопрос о том, когда затонула подводная лодка «Курск», имеет однозначную дату — 12 августа 2000 года.

Альтернативная причина катастрофы

Споры о причинах затопления и правдивости официальной версии катастрофы продолжаются до сих пор. Поспешные заявления правительства о гибели почти всего экипажа сразу при взрыве и его нежелание обратиться за иностранной помощью подогрело недоверие СМИ и людей к высказанной версии.

Альтернативную версию, похожую на официальную высказал вице-адмирал В. Д. Рязанцев. Он указал на химическую реакцию при загрузке снаряда в торпедный аппарат, а также на захлопки системы вентиляции. Последние оставляют открытыми при залповой стрельбе, в ином случае недостатки конструкции приведут к повышению давления.

По версии Рязанцева взрыв торпеды через открытые захлопки нанес тяжелые повреждения экипажу во втором командном отсеке. Носовая часть наполнилась водой, после чего из-за крена столкнулась с грунтом. Столкновение и привело к детонации остального боекомплекта.

Другая версия поддерживается некоторыми адмиралами, официальными лицами и источниками СМИ за рубежом. По ней наблюдавшие за учениями американские подлодки «Мемфис» и «Толедо» маневрировали вблизи К-141. Произошло столкновение (или возник риск столкновения) «Толедо» с «Курском», в результате чего «Мемфис» выпустил торпеду Mk-48 по русской субмарине.

Данная версия предполагает, что правда о катастрофе намеренно скрывается, чтобы избежать ухудшения отношения с США. Ее публикация вполне могла привести к вооруженному конфликту между двумя ядерными державами.

Есть и другие гипотезы о трагедии:

  • выпущенная подлодкой учебная ракета срикошетила и ударила по носовой части самого «Курска», приведя к детонации боекомплекта;
  • субмарина столкнулась с противокорабельной миной времен Второй Мировой;
  • столкновение с иным подводным объектом (включая американскую подлодку), приведшее к детонации;
  • попадание учебной ракеты с крейсера «Петр Великий» в борт субмарины при ее всплытии после обнаружения проблем с торпедой;
  • террористический акт — данный вариант был расследован и признан пропагандой.

Исследование бортовых журналов показало отсутствие записей об инцидентах или проблемах. Последняя пометка сделана в 11:15. Записей бортовых самописцев также не обнаружено, на момент трагедии они оказались выключены.

Применение в учениях и боевом дежурстве

В августе-октябре 1999 «Курск» совершил поход в Атлантику и Средиземное море. Учебные испытания и стрельбы были проведены на отлично. На момент аварии также велись учения Северного флота. На 15 октября 2000 был запланирован новый поход из Североморска в составе авианосной группы.

Экипаж подлодки имел отличную подготовку. Почти четверть людей — мастера военного дела, остальные специалисты 1-2 класса. 25 июля 1999 экипаж принимал участие в военно-морском параде, посвященном Дню ВМФ.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Анимация (797)
  • Flash — Эпиграф (24)
  • Альбомы «Мои альбомы/Анимация» (45)
  • Анимация избранная (10)
  • В Кругу Друзей.gif (17)
  • Весна.gif (9)
  • Вода.gif (13)
  • Далее.gif (5)
  • День рождения.gif (18)
  • Для тебя.gif (23)
  • Доброе утро.gif (11)
  • Доброй ночи.gif (5)
  • Добрый вечер.gif (16)
  • Дружба.gif (24)
  • Животные.gif (18)
  • Зима.gif (10)
  • Картинки.gif (369)
  • Картинки.gif, Открытки.gif (124)
  • Лето.gif (8)
  • Любовь.gif (27)
  • Осень.gif (14)
  • Открытки.gif (143)
  • Оценки.gif (22)
  • Пожелания.gif (87)
  • Праздники.gif (91)
  • Природа.gif (28)
  • Приятного дня.gif (12)
  • Птицы.gif (17)
  • Смайлы.gif (51)
  • Спокойной ночи.gif (3)
  • Счастье.gif (24)
  • Танцуют.gif (10)
  • Хорошего дня.gif (7)
  • Цветы.gif (29)
  • Архитектура (108)
  • Деревни (7)
  • Дома, здания, строения (22)
  • Церкви, храмы, соборы (7)
  • Афоризмы, цитаты (348)
  • Высказывания, цитаты (92)
  • Восточная мудрость (24)
  • Высказывания (70)
  • Мудрые высказывания (52)
  • Французские моралисты (7)
  • Дневник (8227)
  • «Мои альбомы/Фотографии» (136)
  • http://vkrugudruzei.ru/photo/ (1)
  • Азия (249)
  • Актёры, актрисы (186)
  • Анекдоты, юмор (451)
  • Блог в Google (662)
  • В Кругу Друзей (41)
  • Видео (183)
  • Визитка (17)
  • Воспитание (90)
  • Время (26)
  • Высказывания в картинках (303)
  • Города (343)
  • Далее (14)
  • Деньги (127)
  • Досуг (34)
  • Европа (480)
  • Жизнь (775)
  • Земля (234)
  • Зима (21)
  • Интересно (172)
  • Интересные факты (1193)
  • Картинки.gif, ссылки (33)
  • Картинки.jpg, открытки.jpg (293)
  • Картинки.jpg, открытки.jpg(Д) (4)
  • Картинки.png (14)
  • Картинки.png, открытки.png (6)
  • Китай (106)
  • Любовь (8)
  • Метки (24)
  • МирТесен (28)
  • Надписи (36)
  • Наука, техника (67)
  • Непутёвые заметки (2)
  • Новости (24)
  • Одноклассники (151)
  • Ответы Li.ru (4)
  • Открытки для друзей (65)
  • Открытки.jpg. Ссылки (47)
  • Погода (7)
  • Полезные советы (274)
  • Политика (196)
  • Праздники (126)
  • Путешествия (135)
  • Работа (58)
  • Разделители (9)
  • Разное (167)
  • Рамки (121)
  • Рамки — обводки (2)
  • Рамочки (49)
  • Россия (678)
  • Рубрики (49)
  • Сайты (2527)
  • Саморазвитие (78)
  • Серии (85)
  • Советы (570)
  • СССР (213)
  • Ссылки (245)
  • Страны (282)
  • Схемы (60)
  • США (227)
  • Транспорт (75)
  • Факты (446)
  • Философы, мыслители (23)
  • Фильмы (203)
  • Фоны (30)
  • Фотографии (1649)
  • Хитрости жизни (104)
  • Еда (958)
  • Блюда из овощей, фруктов (58)
  • Консервирование, соления, маринование (80)
  • Овощи (280)
  • Рыба (65)
  • Фрукты (34)
  • Ягоды (52)
  • Здоровье (875)
  • Болезни и лечение (169)
  • Профилактика и диагнозы (173)
  • Психология (177)
  • Континенты (136)
  • Австралия (26)
  • Африка (70)
  • Культура (482)
  • Искусство (86)
  • История (264)
  • Кино (43)
  • Литература (29)
  • Обряды разных народов (69)
  • Лес (235)
  • Грибы (41)
  • Деревья (41)
  • Дороги (32)
  • Мосты (14)
  • Небо (17)
  • Поля (11)
  • Музыка (390)
  • Playcast.ru — Мелодии (15)
  • Playcast.ru/.swf (6)
  • Playcast.ru/.swf — Мелодии (16)
  • Playcast.ru/.swf — Песни (40)
  • Surprisse.com (6)
  • Мелодии (52)
  • Музыкальные альбомы (31)
  • Музыкальные открытки (70)
  • Открытка — часы (1)
  • Песни (155)
  • Песни из альбомов (8)
  • Песня — открытка (35)
  • Песня — открытка с часами (8)
  • Плеер (62)
  • Шансон (13)
  • Напитки (207)
  • Алкогольные (75)
  • Безалкогольные (70)
  • Соки (3)
  • Природа (661)
  • Вода (56)
  • Животные (161)
  • Острова (21)
  • Парки (26)
  • Пейзажи (83)
  • Птицы (74)
  • Цветы (106)
  • Спорт (176)
  • Шахматы (33)
  • Шашки (16)
  • Уроки чайникам (178)
  • Компьютер (65)
  • Компьютерные знания (127)
  • Человек (1983)
  • Женщины (579)
  • Девушки (140)
  • Дети (82)
  • Мужчины (491)
  • Отношения (179)
  • Русский человек (55)
Читать еще:  Мощное и эффективное средство пво – 57-мм автоматическая зенитная пушка с-60 1950 года

Цитатник

20 КЛАССНЫХ ШПАРГАЛОК О ВСЯКОМ-РАЗНОМ, ЧТО НАДО ЗНАТЬ В НАШЕЙ ЖИЗНИ Еще одна часть ш.

25 вариантов нестандартного использования водки 1. Чтобы без боли снять с раны лейкопластырь, .

Cамые интересные сайты рунета http://www.bioritmy.ru/web Подсчитать Ваши биоритмы онлайн htt.

Главные цифры человеческого тела, которые стоит знать. ! .

Ссылки

Музыка

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Photoshop onlineДля того чтоб отредактировать картинку совсем не обязательно иметь фотошоп на комьпьютере. Это можно сделать с помощью приложения online photoshop =)
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Tv программаПрограммы Тв

Новости

Музыкальный плеер

Фотоальбом

Резюме

Иванов Виктор Леонидович

  • ПрофессияТокарь — расточник, мастер ОТК
  • ОбразованиеТПИ

Я — фотограф

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Трагическая история подводной лодки К-141 «Курск»

Трагическая история подводной лодки К-141 «Курск»

12 августа 2000 года. Эта дата навсегда войдет в новейшую историю России. Именно в этот день в Баренцевом море потерпел аварию один из наиболее совершенных кораблей российского военно-морского флота – атомная подводная лодка К-141 «Курск». Эта катастрофа привела к гибели всего экипажа лодки, в скорбном списке погибших 118 человек. По сей день, не раскрыты множество вопросов, связанных с этой трагедией. От российского общества скрывают правду и будем ли мы когда-нибудь знать истинные причины гибели К-141, не знает никто.

Подводная лодка К-141 «Курск»

Атомоход «Курск» относился к кораблям проекта 949А «Антей». История подводных лодок этого проекта берет свое начало еще в конце 60-х годов прошлого века. Субмарины проекта «Антей» считаются специалистами одними из самых совершенных многоцелевых лодок на сегодняшний день. Лодка «Курск» была заложена в Северодвинске в 1992 году, в 1994 году ее спустили на воду, и в тот же год она была принята в состав Северного флота ВМС России. Первым командиром «Курска» был капитан 2-го ранга Рожков. На момент своей гибели этот корабль был одним из самых совершенных в составе российского флота.

Лодки класса «Антей» (Oscar-II, по классификации НАТО) были спроектированы в СССР для противодействия авианосным соединениям противника и его атомными подводными лодками. Субмарины этого класса вооружены ракетами «Гранит» и торпедами. Они имеют весьма низкую шумность и малозаметны. Это настоящие «убийцы авианосцев», незаметные и смертоносные.

Вот основные характеристики К-141 «Курск».

Водоизмещение, т

Размеры, м

Скорость

Подводная лодка «Курск» считалась одним из лучших кораблей Северного флота. В 1999 году лодка совершила автономное плавание в Средиземное море, успешно выполнив все задания командования. Последним командиром «Курска» был капитан 1-го ранга Лячин.

Катастрофа

10 августа 2000 года К-141 принимала участие в учениях в Баренцевом море. Подводная лодка должна была провести ракетные и торпедные стрельбы.

12 августа, в 11.28 акустик атомного крейсера «Петр Великий» зафиксировал сильный хлопок, после этого «Курск» не произвел запланированную торпедную атаку, а затем не вышел в установленное время на сеанс связи. 13 августа атомный подводный крейсер был найден, лежащим на дне.

С этого момента начинаются спасательные работы, которые, однако, не увенчались успехом. Военные сообщали, что установили связь с подводной лодкой. К затонувшему судну спускались российские и норвежские водолазы, работали глубоководные спускаемые аппараты. За спасательными работами, затаив дыхание, наблюдала вся Россия.

21 августа норвежские водолазы сумели открыть люк и проникнуть внутрь корабля. Лодка оказалась наполнена водой. В этот же день руководство Северного флота официально объявило о гибели всего экипажа.

В следующем году погибшая субмарина была отбуксирована на судоремонтный завод. Началось следствие. Согласно официальной версии, атомный подводный крейсер «Курск» утонул из-за взрыва учебной торпеды, с последующим взрывом всего боезапаса. Взрывом были полностью уничтожены несколько первых отсеков лодки, и она наполнилась водой в течение шести-восьми часов. Представители прокуратуры заявили, что пожар бушевал по всей длине лодки.

Во время следствия были исследованы несколько вахтенных журналов корабля. Записи о каких-либо внештатных ситуациях в них отсутствуют.

Альтернативные версии гибели подводной лодки

От момента объявления властями официальной версии и до настоящего дня не утихают споры относительно причин гибели одного из лучших кораблей российского флота. Слишком многие считают, что официальные власти не говорят всей правды. Среди сомневающихся много профессиональных моряков и специалистов, связанных с военно-морским флотом. Сейчас есть несколько различных версий, объясняющих, что же именно случилось в тот злополучный день и почему капитан Лячин не смог привести свой корабль обратно в родную гавань.

Существует версия вице-адмирала Рязанцева. Он считает, что первоначальной причиной катастрофы являлся взрыв торпеды, который привел к затоплению первого отсека и столкновению подлодки с грунтом. Удар о дно привел к детонации остальных торпед, что и привело к таким ужасным последствиям.

Одной из популярных версий причиной гибели «Курска» является торпедная атака американской подводной лодки. Французский режиссер Жан-Мишель Карре даже снял документальный фильм, подтверждающий эту гипотезу. По мнению ее сторонников, две американские субмарины «Толедо» и «Мемфис» наблюдали за учениями Северного флота (это распространенная практика). Российская и американская подводные лодки столкнулись, а вторая американская субмарина нанесла торпедный удар по «Курску» после того, как командир К-141 приказал атаковать противника.

Сторонники этой версии утверждают, что российские власти намеренно скрыли правду о торпедной атаке, чтобы не допустить конфликта (возможно даже военного) с США.

Как вариант этой версии, существует гипотеза о столкновении «Курска» с субмариной одной из стран НАТО, которое привело к взрыву торпед на российском атомоходе. Тем более, что после катастрофы в СМИ появилась информация об обнаружении спасательного буя в районе катастрофы. Возможно, его выпустила «чужая» подлодка также пострадавшая при столкновении.

История подводного противостояния двух супердержав во времена «холодной войны» служит подтверждением этой версии.

Эта версия подробно была изучена российскими СМИ и имеет своих приверженцев среди военных моряков. По их мнению, схема событий была такова: удар иностранной лодки по торпедному аппарату, затем взрыв одной торпеды, удар о грунт и детонация всего боезапаса.

Читать еще:  Предложение в ответ на спрос. PCP-пневматика Kral

Есть еще версия о мине времен Второй Мировой войны, однако в эту версию мало кто верит.

Также существует версия, что «Курск» был случайно потоплен новейшей ракетой, выпущенной с атомного крейсера «Петр Великий».

Представители родственников членов экипажа не верят в официальную версию и считают, что власти не говорят правду. Они считают, что в девятом отсеке после катастрофы моряки были живы еще более двух суток. По их мнению, если бы руководство ВМФ сразу обратилось за помощью к иностранцам, то возможно, список погибших был бы меньше. Много материалов расследования не обнародовано.
Тяжело поверить, что мы получим все ответы в этой трагической истории.

Трагическая история подводной лодки К-141 «Курск»

12 августа 2000 года. Эта дата навсегда войдет в новейшую историю России. Именно в этот день в Баренцевом море потерпел аварию один из наиболее совершенных кораблей российского военно-морского флота – атомная подводная лодка К-141 «Курск». Эта катастрофа привела к гибели всего экипажа лодки, в скорбном списке погибших 118 человек. По сей день, не раскрыты множество вопросов, связанных с этой трагедией. От российского общества скрывают правду и будем ли мы когда-нибудь знать истинные причины гибели К-141, не знает никто.

Подводная лодка К-141 «Курск»

Атомоход «Курск» относился к кораблям проекта 949А «Антей». История подводных лодок этого проекта берет свое начало еще в конце 60-х годов прошлого века. Субмарины проекта «Антей» считаются специалистами одними из самых совершенных многоцелевых лодок на сегодняшний день. Лодка «Курск» была заложена в Северодвинске в 1992 году, в 1994 году ее спустили на воду, и в тот же год она была принята в состав Северного флота ВМС России. Первым командиром «Курска» был капитан 2-го ранга Рожков. На момент своей гибели этот корабль был одним из самых совершенных в составе российского флота.

Лодки класса «Антей» (Oscar-II, по классификации НАТО) были спроектированы в СССР для противодействия авианосным соединениям противника и его атомными подводными лодками. Субмарины этого класса вооружены ракетами «Гранит» и торпедами. Они имеют весьма низкую шумность и малозаметны. Это настоящие «убийцы авианосцев», незаметные и смертоносные.

Вот основные характеристики К-141 «Курск».

Подводная лодка «Курск» считалась одним из лучших кораблей Северного флота. В 1999 году лодка совершила автономное плавание в Средиземное море, успешно выполнив все задания командования. Последним командиром «Курска» был капитан 1-го ранга Лячин.

10 августа 2000 года К-141 принимала участие в учениях в Баренцевом море. Подводная лодка должна была провести ракетные и торпедные стрельбы.

12 августа, в 11.28 акустик атомного крейсера «Петр Великий» зафиксировал сильный хлопок, после этого «Курск» не произвел запланированную торпедную атаку, а затем не вышел в установленное время на сеанс связи. 13 августа атомный подводный крейсер был найден, лежащим на дне.

С этого момента начинаются спасательные работы, которые, однако, не увенчались успехом. Военные сообщали, что установили связь с подводной лодкой. К затонувшему судну спускались российские и норвежские водолазы, работали глубоководные спускаемые аппараты. За спасательными работами, затаив дыхание, наблюдала вся Россия.

21 августа норвежские водолазы сумели открыть люк и проникнуть внутрь корабля. Лодка оказалась наполнена водой. В этот же день руководство Северного флота официально объявило о гибели всего экипажа.

В следующем году погибшая субмарина была отбуксирована на судоремонтный завод. Началось следствие. Согласно официальной версии, атомный подводный крейсер «Курск» утонул из-за взрыва учебной торпеды, с последующим взрывом всего боезапаса. Взрывом были полностью уничтожены несколько первых отсеков лодки, и она наполнилась водой в течение шести-восьми часов. Представители прокуратуры заявили, что пожар бушевал по всей длине лодки.

Во время следствия были исследованы несколько вахтенных журналов корабля. Записи о каких-либо внештатных ситуациях в них отсутствуют.

Альтернативные версии гибели подводной лодки

От момента объявления властями официальной версии и до настоящего дня не утихают споры относительно причин гибели одного из лучших кораблей российского флота. Слишком многие считают, что официальные власти не говорят всей правды. Среди сомневающихся много профессиональных моряков и специалистов, связанных с военно-морским флотом. Сейчас есть несколько различных версий, объясняющих, что же именно случилось в тот злополучный день и почему капитан Лячин не смог привести свой корабль обратно в родную гавань.

Существует версия вице-адмирала Рязанцева. Он считает, что первоначальной причиной катастрофы являлся взрыв торпеды, который привел к затоплению первого отсека и столкновению подлодки с грунтом. Удар о дно привел к детонации остальных торпед, что и привело к таким ужасным последствиям.

Одной из популярных версий причиной гибели «Курска» является торпедная атака американской подводной лодки. Французский режиссер Жан-Мишель Карре даже снял документальный фильм, подтверждающий эту гипотезу. По мнению ее сторонников, две американские субмарины «Толедо» и «Мемфис» наблюдали за учениями Северного флота (это распространенная практика). Российская и американская подводные лодки столкнулись, а вторая американская субмарина нанесла торпедный удар по «Курску» после того, как командир К-141 приказал атаковать противника.

Сторонники этой версии утверждают, что российские власти намеренно скрыли правду о торпедной атаке, чтобы не допустить конфликта (возможно даже военного) с США.

Как вариант этой версии, существует гипотеза о столкновении «Курска» с субмариной одной из стран НАТО, которое привело к взрыву торпед на российском атомоходе. Тем более, что после катастрофы в СМИ появилась информация об обнаружении спасательного буя в районе катастрофы. Возможно, его выпустила «чужая» подлодка также пострадавшая при столкновении.

История подводного противостояния двух супердержав во времена «холодной войны» служит подтверждением этой версии.

Эта версия подробно была изучена российскими СМИ и имеет своих приверженцев среди военных моряков. По их мнению, схема событий была такова: удар иностранной лодки по торпедному аппарату, затем взрыв одной торпеды, удар о грунт и детонация всего боезапаса.

Есть еще версия о мине времен Второй Мировой войны, однако в эту версию мало кто верит.

Также существует версия, что «Курск» был случайно потоплен новейшей ракетой, выпущенной с атомного крейсера «Петр Великий».

Представители родственников членов экипажа не верят в официальную версию и считают, что власти не говорят правду. Они считают, что в девятом отсеке после катастрофы моряки были живы еще более двух суток. По их мнению, если бы руководство ВМФ сразу обратилось за помощью к иностранцам, то возможно, список погибших был бы меньше. Много материалов расследования не обнародовано.
Тяжело поверить, что мы получим все ответы в этой трагической истории.

Версии гибели подводной лодки Курск


Сбывшееся пророчество о «Курске»

Еще в 1980 году известная прорицательница Ванга произнесла пророчество, которое не воспринял бы серьезно любой здравомыслящий человек. Кто знал, что это предсказание в точности сбудется, заставив похолодеть от ужаса миллионы людей.

«В конце века, в августе 1999 или 2000 года, Курск окажется под водой, и весь мир будет его оплакивать». Кто тогда, в далекие восьмидесятые, мог понять, что речь идет не о городе Курске, который находится на большом отдалении от ближайшего моря, а о будущей субмарине, названной в честь этого города. Пророчество оказалось страшной правдой, и 12 августа 2000 года весь мир узнал об ужасной трагедии в холодных водах Баренцева моря. Катастрофа подводной лодки К-141 «Курск» и по сей день остается загадочным, полным противоречий событием, оставшимся глубоким шрамом на истории современной России.

История создания

Атомная подводная лодка «Курск» – субмарина, долгое время считавшаяся лучшей в Военно-морском флоте России. Проект подводных кораблей 949А «Антей» был разработан в СССР в конце 1960-х годов.

Советский союз значительно уступал своему главному противнику, США, в количестве авианосцев, поэтому главной целью атомоходов «Антей» – была возможность тихо подойти к хорошо охраняющемуся вражескому кораблю на расстояние удара и уничтожить цель.

Подводная лодка «Курск» была заложена в Северодвинске в 1992 году.

Уже в 1994 году ее спустили на воду и прикрепили к составу Северного флота. Субмарина считалось особой гордостью еще и потому, что ее построили в очень тяжелое для страны время. Она считалась символом новой России.

Вооружение

АПЛ «Курск» вооружилась ракетами «Гранит» и торпедами для противодействия атомным подводным лодкам противника. Являясь малозаметным судном, с низким уровнем шума, она могла доставить противнику массу неудобств одним своим нахождением в акватории базирования вражеских кораблей. Вооружение подводной лодки было самым современным и позволяло наносить высокоточные удары как по надводным, так и подводным целям.

Размеры субмарины впечатляли. Ее длина составляла исполинские 154 метра, а водоизмещение в режиме погружения оценивалось почти в 24 тысячи тонн.

Служба подводной лодки К-141 «Курск»

Подводная лодка «Курск» была гордостью и флагманом не только Северного флота, но и всего ВМФ России.

Неоднократно субмарина была задействована в военных учениях, в том числе и широкомасштабных.

Так, в 1999 году в акватории Средиземного моря подлодка в режиме автономного плавания успешно произвела учебное уничтожение кораблей НАТО. Тем самым, «Курск» ликвидировал основные силы противника в одиночку, на деле доказав свою высокую эффективность.

Катастрофа и спасательные работы

Учения, проходящие на Баренцевом море в августе 2000 года – считались крупнейшими с момента распада Советского союза. Разумеется, важнейшую роль в сценарии играла лучшая подводная лодка России – АПЛ «Курск».

Читать еще:  Противокорабельная крылатая ракета п-800 оникс

Субмарина должна была в ходе испытаний скрываться от вероятного обнаружения, а в намеченное время произвести учебное торпедирование корабля условного противника. Но планам не суждено было сбыться.

В 11-28 по местному времени раздался взрыв, мощностью по разным данным от 1.5 до 4 баллов по шкале Рихтера. Известно, что он был зафиксирован многими сейсмическими станциями и датчиками. Сообщалось, что его уловили даже на Аляске. Через 135 секунд случился второй взрыв, гораздо более мощный, чем первый.

Уже в 13-50 раздаются первые «звоночки» о случившемся несчастье. Экипаж подводной лодки не выходит на связь в намеченное время. Командующий Северным флотом сразу же вылетает на базу, в Североморск. Пока никаких официальных объявлений не следует, но становится понятно, что произошло непоправимое.

В этот же день, в 23-30 объявляется режим «тревога» – с этого момента военные начинают поиск пропавшего судна.

В середине ночи, 13 августа, проясняется примерный район поиска, но лишь к 16-20 удается обнаружить АПЛ «Курск». С ней устанавливается технический контакт, но очевидно, что подводная лодка лежит на грунте, то есть потерпела аварию.

Можно сказать, что уже с этого момента начинаются действия руководства, которые вызывают как минимум шок. Спасательная операция долго не объявляется – только 14 августа в 7 утра первые спасатели приступают к робким попыткам спуститься на глубину. Большие чины выглядят так, будто сами не понимают происходящего и не знают, как действовать в сложившейся ситуации.

Это вызывает шквал негативных эмоций от всех россиян, но прежде всего от родственников терпящих бедствие моряков. Мир облетают кадры с отдыхающим в Сочи президентом страны. После, многие становятся свидетелями не менее душераздирающих видеозаписей, когда Владимир Путин встречается с родственниками подводников. Без преувеличения, за судьбой атомохода следит весь мир.

Практически сразу свою помощь предлагает Норвегия, обладающая хорошо обученным поисковым флотом. Ее батискафы, способны вести поисково-спасательные работы на большой глубине. Но руководство России долго отказывается от любого вида помощи, а когда соглашается, становится понятно, что бесценное время потеряно безвозвратно.

Только 21 августа первые спасатели смогли открыть люк и проникнуть на затонувшую лодку. В этот момент стало понятно, что спасать уже некого. «Курск» был полностью затоплен.

По итогам расследования командование Северным флотом объявило, что причиной гибели подводной лодки «Курск» стала взорвавшаяся учебная торпеда. После этого субмарина ударилась носовой частью о грунт, что привело к детонации остального боезаряда. Экипаж практически полностью погиб, а тем, кому удалось чудом остаться в живых, отмеряно было не более 6 часов.

Список погибших составил 118 человек.

Так закончилась история подводной лодки, на которую российское военное руководство возлагало особые надежды. А причины ее гибели до сих пор окутаны чередой тайн и случайных совпадений.

Альтернативные версии гибели подводной лодки

Так случилось, что катастрофа «Курска» стала одной из самых больших загадок в российской истории. И причин для этого оказалось более, чем достаточно.

Во-первых, действия руководства России подчас не поддаются логическому обоснованию.

Во-вторых, очень много сомнений порождает спасательная операция, которая, казалось, искусственно затягивалась, насколько это возможно.

В-третьих, российские военные крайне неохотно отнеслись к идее поднять субмарину, хотя логично предположить, что это упростило бы следствие и пролило бы свет на причину трагедии. В итоге, решено было поднимать АПЛ по частям, с отпиленной носовой частью, а это как минимум настораживает.

Оправдания руководства страны, что это была необходимость из-за непонятного состояния атомного двигателя все же оставляли сомнения.

В-четвертых, на сегодня известно огромное количество материалов, похожих на правду, доказывающих пребывание в акватории Баренцева моря американских подводных лодок, которые могли по чистой случайности послужить причиной гибели флагмана российского флота.

Узнать всю правду о трагедии с «Курском», вероятно, не получится уже никогда. Понять, что это было: возможное начало Третьей Мировой войны или банальная безалаберность, скорее всего, не удастся даже будущим поколениям.

И вся эта загадочность, безусловно, порождает большое количество конспирологических версий и теорий с массой доказательств и опровержений. Самые популярные альтернативные версии трагедии с «Курском» следующие:

  • Случайное столкновение с американской субмариной-шпионом;
  • Преступная халатность при установке боевых торпед;
  • Умышленный саботаж учений. Известно, что на флоте были представители Китая, которые были заинтересованы в заключении больших контрактов на поставки русского оружия. Вероятно, из-за действий некой третьей стороны подводная лодка по неизвестной причине была ликвидирована. Разумеется, на высшем уровне правда была раскрыта быстро, но дальше последовала политическая игра, а народу «скормили» наиболее правдоподобную версию произошедшего.

Пожалуй, ни одна версия не была столь популярна, как вероятное столкновение со слишком «любопытными» натовскими субмаринами.

Точно известно, что масштабные учения на Севере России привлекли особое внимание со стороны США.

Позже выяснилось, что подводная лодка «Мемфис» имела задачу максимально близко приблизиться к арене учений и наблюдать за разворачивающимися событиями. С этого момента начинаются самые спорные гипотезы, которые зачастую подкрепляются множеством фактов.

Одним из главных двигателей этой версии является фильм-расследование французского режиссера Жана Мишеля Карре «Подводная лодка в мутной воде». Так, известно, (для этого даже приводились фото и видеодоказательства) что «Мемфис» становился на срочный ремонт в ближайшей норвежской базе сразу после катастрофы с русской подводной лодкой.

Многие очевидцы и спасатели утверждают, что слышали сигналы бедствия с «Курска», а это означает, что экипаж мог оставаться в живых долго. Это не вяжется с официальным заключением, что практически все моряки погибли мгновенно от взрывов и затопления.

С другой стороны, сигналы бедствия могли исходить с поврежденного «Мемфиса», который либо столкнулся с русской подводной лодкой, либо был подбит ответным запуском торпеды.

О возможной «перестрелке» говорит и доказанный факт фиксации двух взрывов.

Кроме того, в акватории неподалеку от места катастрофы был найдет спасательный буй, выпущенный с подводной лодки. В свою очередь, в большинстве источников утверждается, что на «Курске» буй остался на своем месте.

Большой резонанс вызвала и официальная версия взрыва учебной торпеды на борту АПЛ. В некоторых источниках можно встретить факты, которые гласят просто о недопустимом разгильдяйстве на российском флоте.

Новейшая торпеда, заправляемая водородным топливом, была поставлена неправильно, что привело к утечке горючего вещества, его дальнейшему воспламенению, а потом и детонации основного боезаряда. Согласно этой теории подводная лодка не была приспособлена к установке вооружения такого класса, а при подготовке к учениям был допущен ряд вопиющих ошибок, которые, накладываясь друг на друга, в итоге привели к трагическому исходу.

Через некоторое время после трагедии набрала высокую популярность версия, согласно которой Владимир Путин умышленно скрывал от общественности истинные причины катастрофы в Баренцевом море. В пользу данной теории говорит тот факт, что все большие начальники, которые имели доступ к информации или вели спасательные работы, были отправлены на отдых вскорости после окончания расследования.

Принятое, безусловно, президентом решение, согласно которому субмарину поднимали в распиленном состоянии – тоже заставило общественность усомниться в прозрачности расследования.

Всему экипажу присвоили ордена мужества посмертно, а капитан удостоился чести стать героем России. И даже здесь создавалось впечатление, что правительство пытается выкрутиться, потому что формально высокие звания давались за учения в Средиземном море в 1999 году.

Существует большое количество доказательств того, что руководство России плотно контактировало с американскими спецслужбами сразу после случившегося. Кроме того, стало известно, что через несколько дней США простили России большой долг, а директор ЦРУ тайно посещал Россию уже через несколько часов после случившегося, когда лодку еще даже не искали. В свою очередь, это заставляет поверить, что президент России умышленно принял во внимание версию с ошибкой собственных военных и придал ее огласке для того, чтобы избежать вероятного военного конфликта с США.

Народное недовольство спровоцировало и последовавшее значительно позже интервью Владимира Путина известному американскому журналисту и телеведущему Ларри Обрайану. На вопрос ведущего «Что случилось с подводной лодкой «Курск»?», президент России с ухмылкой ответил: «Она утонула».

Широкий общественный резонанс вспыхнул вновь, когда были подняты тела подводников. Среди прочего стало известно о письме капитана Дмитрия Колесникова. Народные умы взбудоражила часть записки, которая сразу подверглась грифу «Секретно». Руководство сослалось на то, что вырезанная часть письма носит сугубо личный характер, но жена капитана до сих пор не получила оригинал записки своего мужа.

Кто знает, возможно, выжившие моряки, в полной темноте, на ощупь, написали слова, которые простым людям знать не положено.

Память

Трагическая гибель новейшей российской субмарины не оставила равнодушным, казалось бы, никого. С той поры написано много стихов и книг, которые посвящены памяти погибших моряков. Широкий успех в кинотеатрах получил снятый по мотивам трагедии фильм «72 метра».

Народная память увековечена в множестве памятников и монументов, которые установлены по всей стране.

Наиболее известные из них расположены в Москве, Курске, Северодвинске и Мурманске.

Все это свидетельство того, что трагедия с АПЛ «Курск» – большая рана в памяти народа России, именно поэтому в этой истории так много непонятого и непринятого, а недосказанное до сих пор отзывается болью и бессилием в умах миллионов человек.

Видео

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector