0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Торпедный катер комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ттх), конструкция

Торпедный катер «Комсомолец» – грозное оружие советских моряков-торпедистов в годы Великой Отечественной войны

Советский торпедный катер «Комсомолец» представляет собой малый скоростной военный минно-артиллерийский корабль, предназначенный для нанесения торпедных ударов по кораблям противника в прибрежной морской зоне. Благодаря особенностям конструкции и высоким тактико-техническим параметрам, корабли этого типа могут использоваться в других целях: проведение десантных операций, ведение морской разведки и постановка минных заграждений.

История создания и разработки проекта торпедных катеров «Комсомолец»

Задание на проектировку нового торпедного катера для отечественного ВМФ в 1939 году получила группа конструкторов завода №194. Проектными работами руководил П.И. Таптыгин. Новый торпедный катер получил заводской индекс – проект 123. Главная цель, которая ставилась перед советскими конструкторами, заключалась в создании более мощного военного корабля, который сможет заменить торпедные катера Г-5, составлявшие основу отечественного москитного флота.

Головной корабль проекта 123 заложили в июле 1939 года на верфи Ленинградского завода №194. В октябре 1940 года корабль вступил в строй, а в марте 1941 года новый торпедный катер был зачислен в корабельный состав Черноморского флота.

Впоследствии начались работы над усовершенствованием проекта. В результате появилось целое семейство торпедных катеров проектов 123бис, М-123бис и 123К, в разные годы, выпускавшиеся советскими судостроительными заводами.

Всего в годы Великой Отечественной войны советскими корабелами флоту было передано 30 единиц разных модификаций. В 1946-48 годы было изготовлено еще 88 торпедных катеров различных типов.

Тактико-технические характеристики торпедных катеров «Комсомолец»

  • Водоизмещение — 20,5 тонн.
  • Длина — 18,7 м, ширина — 3,44 м, осадка — 1,0 м.
  • Два бензиновых мотора мощностью 1200 л.с.
  • Скорость полная — 48 уз.
  • Дальность плавания — 240 миль.
  • Вооружение: два 450-мм торпедных аппарата, два спаренных 12,7-мм зенитных пулемета ДШК, 6 глубинных бомб «БМ-1».
  • Экипаж — 7 человек.

Торпедные катера «Комсомолец» применялись в боевых действиях на Черном море и на Балтике на заключительном этапе Великой Отечественной войны. В послевоенный период, в 50—е годы часть торпедных катеров этого типа была передана Китайской Народной Республике. В составе военно-морских сил НОАК торпедные катера применялись во время вьетнамо-китайского вооруженного конфликта в Южно-Китайском море. Небольшое количество катеров «Комсомолец» было передано дружественным СССР политическим режимам.

Фото катера

Видео о торпедных катерах

Торпедный катер «Комсомолец» – партизан прибрежных районов

Во время Великой Отечественной войны советскому флоту практически не довелось поучаствовать в крупных морских сражениях. Применение крупных кораблей зачастую ограничивалось артиллерийской поддержкой сухопутных операций. Зато все военные годы по прямому назначению (и не только) использовались многочисленные советские катера.

Одним их самых удачных отечественных судов такого класса стал торпедный катер проекта 123 «Комсомолец». Разработанный ещё до начала войны, «Комсомолец» оставался в производстве и в послевоенные годы. Впоследствии в СССР многие экземпляры были установлены на постаменты в качестве памятников.

История создания

В первые десятилетия существования Советского Союза положение Красного Флота было тяжёлым. Из линейных кораблей, например, в эксплуатации сохранились только 4 линкора, да и то в 20-х годах 2 из них законсервировали. В 30-е годы ситуация начала улучшаться – модернизировались старые корабли, закладывались новые. Но для надёжной защиты морских границ этого не хватало.

Выход виделся в развитии «москитного флота». В те годы существовала теория, утверждавшая, что массовое применение торпедных катеров против капитальных кораблей противника может быть очень эффективно. Считалось, что так можно даже лишить противника господства на море.

Одним из первых массовых советских торпедных катеров стал глиссер Г-5, спроектированный авиаконструктором Туполевым. Этот катер, обладая выдающимися скоростными качествами, однако, имел плохую мореходность и небольшой радиус действия. Впрочем, перед самым началом войны начали строить более крупные и мореходные катера типа Д-3. Но они, повышая эффективность москитного флота вообще, недостатки Г-5, разумеется, не исправляли.

Работы по созданию нового глиссера, рассчитанного на применение в прибережной зоне, но превосходящего Г-5, велись в Ленинграде, на заводе №194 (на производственной базе верфей Адмиралтейства).

Проекту корабля присвоили номер 123 и имя собственное – «Комсомолец».

Конструкция

Корпус торпедных катеров «Комсомолец» строился, как и у предшественников, из дюраля. В носовой части днища имеется редан – уступ для отрыва от поверхности воды и выхода на глиссирование. При этом «Комсомолец» имел и киль – точнее, выполняющую его функции полую балку. Боковые кили на бортах, ниже ватерлинии, были призваны уменьшать качку.

Читать еще:  Полицейский «Носорог» для спортсменов. Револьвер Chiappa Rhino Match Master

Внутри корпус «Комсомольца» делился на 5 водонепроницаемых отсеков. Первый носовой (форпик) использовался для размещения грузов и принадлежностей. Далее находилось машинное отделение, в котором ступенчато размещались два авиационных мотора АМ-34. Двигатели были 12-цилиндровые, карбюраторные, объёмом в 45,8 литров.

Максимальная мощность каждого мотора достигала 1000 л.с. При этом в обычных условиях обороты двигателей рекомендовалось удерживать у границы в 1600 об/мин, а полный ход разрешалось использовать только в течение часа.

В отсеке за машинным отделением находилась радиорубка катера, оснащённая радиостанцией марки «Штиль-К». Передатчик позволял «Комсомольцу» держать связь на дистанции до 20 морских миль.

В четвёртом отсеке устанавливались топливные баки, в качестве топлива применялся бензин с октановым числом 70.

Наконец, пятый отсек (ахтерпик) использовался в качестве трюма. На палубе «Комсомольца», в середине корпуса над радиорубкой, находилась надстройка. В ней находились штурвал, машинный телеграф, и контрольные приборы.

Главным вооружением торпедных катеров «Комсомолец» были 2 торпеды калибра 533 мм. Они устанавливались по обе стороны от надстройки в бугельных аппаратах. Перед запуском торпеды из такого аппарата его платформу надо было откинуть через борт, зато стрельба могла производиться залпами и на любой скорости (даже на стоянке).

Для стрельбы использовались парогазовые торпеды 53-38. Они развивали скорость до 44,5 узлов и несли заряд в 300 кг тротила. Для самозащиты «проект 123» имел турель с пулемётом ДШК, установленную на крыше рубки. Питание пулемёта – из ящиков с лентами на 50 патронов, прицел установки – оптический, расчёт состоял из 2 матросов.

В состав вспомогательного вооружения катеров входили и четыре глубинные бомбы БМ-1. Общий вес этих бомб составлял 41 кг, из них на тротиловый заряд приходилось 25 кг. Из-за малой мощности и отсутствия на «Комсомольце» каких-либо средств обнаружения подводных целей, бомбы предполагалось использовать для подрыва минных полей.

Модернизированные варианты

Во время войны проект 123 был серьёзно доработан, при этом получив индекс «123 бис». Название торпедного катера осталось прежним – «Комсомолец».

Корпус катера был усилен (доработке подверглись днище и фундаменты моторов), а силовую установку полностью заменили.

Теперь на судно устанавливали американские моторы «Паккард» 4М-2500, поставляемые по ленд-лизу. Как и АМ-34, они представляли собой морскую модификацию авиационного мотора. Объём двигателей – 41,8 литра, мощность – 1200 л.с. «Паккарды» оснащались центробежными нагнетателями.

Вооружение изменилось – вместо бугельных торпедных аппаратов стали устанавливать трубные, позволяющие изолировать торпеду от воздействия окружающей среды. Для стрельбы теперь использовались торпеды 45-36Н калибра 457 мм. По мощности заряда они несколько уступали торпедам калибра 533 мм.

Зенитное вооружение «Комсомольца» усилили – в кормовой части палубы появилась вторая пулемётная турель, а установки сделали сдвоенными, доведя обще количество пулемётов до 4. Глубинные бомбы БМ-1 сохранились, при этом их количество увеличилось до 6. Новшеством стала аппаратура для постановки дымовой завесы, благодаря которой «Комсомолец» мог маскировать свой выход в атаку или отход.

Функционировала она так: дымообразующую кислотную смесь, хранившуюся в баллоне, распыляли с помощью форсунок. Кроме этого, пулемётные турели и рубка «Комсомольца» стали защищаться стальной противопульной бронёй толщиной в 7 мм.

Уже после войны начали производить катера, проект которых получил обозначение М-123 бис.

Они отличались силовой установкой – бензиновые моторы заменили 12-цилиндровыми дизелями М-50 объёмом в 61 литр каждый. За счёт этого удалось повысить максимальную скорость, упавшую из-за прироста веса при предыдущей модернизации, а дальность повысилась даже по сравнению с изначальным проектом 123. Помимо этого, из вооружения «Комсомольца» исключили глубинные бомбы.

Последним вариантом «Комсомольца» стал проект 123К. Силовая установка осталась прежней – из двух дизелей М-50. Зато бронирование убрали, а закрытую рубку заменили открытым ходовым мостиком. Зенитное вооружение сократили до одной пулемётной установки, но пулемёты ДШК заменили на более мощные КПВ калибра 14,5 мм.

Изменилась система постановки дымовой завесы –для этого использовались шашки МДШ. Но самым серьёзным отличием проекта 123К от предыдущих «Комсомольцев» стало наличие радара. РЛС модели «Зарница» могла обнаружить эсминец на дальности до 14 км, а перископ подводной лодки – на дальности в 3,7 км. С 1951 года некоторые построенные по проекту 123К катера были оборудованы подводным крылом в носовой части.

Боевое применение

Несмотря на строительство и поставки крупных килевых катеров, основой советского москитного флота до конца войны остались прибрежные глиссеры. В том числе и торпедные катера «Комсомолец». Война и показала, что воззрения на боевое могущество торпедных катеров оказались излишне оптимистичными. Это не означало, что они оказались бесполезны, наоборот – «Комсомольцы» и их аналоги активно использовались на вспомогательных ролях.

Например: уничтожали минные заграждения с помощью глубинных бомб, или выставляли мины сами. Высаживали в тылу группы разведчиков и применялись, как десантные суда. Ну а главной их задачей в рамках «основной специальности» стала атака транспортных конвоев и кораблей на стоянках.

Читать еще:  Гранатомет Armscorp MGL 6

В своих боевых выходах торпедные катера поначалу применяли тактику «свободного поиска», в рамках которой бороздили указанные районы, пока не выходили на корабли противника.

Постепенно, ради того, чтобы не перегружать суда дополнительным горючим, лишая маневренности, моряки стали переходить к тактике засад, поджидая конвои у подходов к их базе (чаще всего так делали на Северном Флоте). В случае «Комсомольцев» область применения засадной тактики ограничивалась небольшим запасом хода, не позволяющим осуществлять переходы к отдалённым базам.

Но самый яркий эпизод боевой карьеры катеров проекта 123 связан с использованием тактики набега. Весной 1945 года два «Комсомольца», пользуясь данными авиаразведки, скрытно подошли к Хельской косе, где обнаружили эскадренный миноносец Z-34. Поразив цель 2 торпедами, «Комсомольцы» ушли под прикрытием дымовой завесы. Попадание вывело из строя турбины эсминца и лишило корабль электроэнергии. На следующий день Z-34 на буксире увели на ремонт.

Другой известный случай – атака тремя «Комсомольцами» конвоя в бухте Данцига. Торпедами удалось поразить 2 вооружённые артиллерией десантные баржи. Повреждённый в ходе атаки катер ТК-135 эвакуировали, взяв на буксир. Вообще завоевание советской авиацией господства в воздухе повысило эффективность москитного флота, обеспечив возможность совместных налётов катеров и торпедоносцев.

Послевоенные «Комсомольцы» – корабли проекта 123К – поставлялись на экспорт дружественным СССР режимам.

Вероятно, что китайские катера использовались в ходе конфликта коммунистического Китая с Тайванем. Кроме того, китайцы сами освоили выпуск катеров «P 4» аналогичной конструкции, которые использовались ВМФ НОАК до 90-х годов. КНР, в свою очередь, тоже поставляла «P 4» возможным союзникам, например – в Северный Вьетнам.

Технические характеристики и сравнение с аналогами

Аналогов у кораблей проекта 123 было немного. И такая уникальность торпедного катера «Комсомолец» связана в основном с тем, что реданные катера к началу 40-х годов строил только Советский Союз. Прочие морские державы ещё в течение 30-х годов пришли к выводу о бесперспективности такой схемы, и впоследствии строили мореходные килевые катера, сравнивать которые уместнее с Д-3.

В «Кригсмарине» катера типа “LS”, схожие по параметрам с «Комсомольцем», строились малой серией и предназначались для обеспечения действий вспомогательных крейсеров.

Катера типа «Комсомолец» (пр. 123,123-бис).

Новый торпедный катер с дюралевым корпусом «Ком­сомолец» (проект 123) спро­ектировала в 1939 году груп­па конструкторов завода № 194 («имени Андре Мар­ти»), которую возглавлял П.И. Таптыгин.

Имея почти такие же габа­риты, что и Г-5, он во всех от­ношениях его превосходил. В днище по всей длине корпу­са проходила полая балка, которая играла роль киля. По бортам ниже ватерлинии имелись боковые кили, уменьшавшие качку. Море­ходность достигла 4-х бал­лов. Число водонепроницае­мых отсеков возросло до пя­ти. Вместо кормового лотка появились бугельные торпед­ные аппараты.

Первый катер проекта 123 (собственно «Комсомолец») заложили 30 июля 1939 года на заводе № 194. На воду его спустили 16 мая 1940 года и отправили в Севастополь для испытаний. В строй он всту­пил 25 октября того же года, получив обозначение ТК-351.

Тактико-технические дан­ные «Комсомольца»: водоиз­мещение 15,27 (полное 17,2) тонны; размеры 18 х 3,4 х х 1,2 м; моторы ГАМ-34Ф 2 х х 1000 л.с.; скорость 52 узла; дальность плавания 345 миль на 17 узлах; экипаж 6 человек. Вооруже­ние: 2—533-мм бугельных ТА, 1 — 12,7-мм пулемет ДШК, 4 глубинные бомбы М-1.

В 1942 году проект улучшила в ЦКБ-32 группа Ф.Л. Ливенцева. Конструкторы значительно усилили зенитное вооружение, вместо одного пулемета ДШК поставили четыре, в двух спаренных установках. Что­бы избежать перегрузки, пришлось уменьшить ка­либр торпед до 457 мм. Зато вместо бугельных аппа­ратов поставили трубные. Была усилена конструк­ция корпуса, что подняло мореходность до 5 бал­лов. Рубку и пулеметные установки защитили 7-мм броней. Изменения коснулись технологии производ­ства, был также сделан ряд мелких усовершенство­ваний. Отечественные моторы ГАМ-34 сменили бо­лее мощные американские моторы «Паккард».

В итоге водоизмещение возросло на 5 тонн, ско­рость полного хода снизилась на 4 узла. Но главный «минус» заключался в том, что дальность плавания сократилась на 100 миль! Такой оказалась плата за более мощное вооружение, бронирование рубки, % усиление корпуса.

Начальство утвердило проект в августе 1943 года. В ноябре тюменский судостроительный завод зало­жил головной катер нового проекта, получившего обозначение 123-бис. Всего в 1944—45 гг. вступили в строй 30 катеров проекта 123-бис: 4 на Балтике (ТК-131 —134), 26 на Дальнем Востоке (ТК-7, 100, 110-112, 120, 122, 123, 130, 140, 142, 143, 146, 148,472—481, 607, 608). Все их построили в Тюмени на заводе № 639.

Катер проекта 123-бис (мемориальный комплекс на Поклонной горе в Москве).

Катер проекта 123-бис (мемориальный комплекс на Поклонной горе в Москве).

ТТД серийных катеров: нормальное водоизмеще­ние 19,2 (полное 20,5) тонн; размеры 18,7 х 3,44 х х 1 м; моторы «Паккард» 2 х 1200 л.с.; скорость 48 узлов; дальность плавания 240 миль на 13,5 узлах; экипаж 7 человек; автономность одни сутки. Воору­жение: 2—457-мм трубных ТА, 4—12,7-мм пулемета ДШК (2 х II), 6 глубинных бомб М-1.

Читать еще:  Подводный пистолет-пулемёт Spike's Tactical

Торпедный катер комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ттх), конструкция


Торпедный катер пр.123бис — Общий вид


Торпедный катер пр.123К — Общий вид

История создания проекта

Пр.123К вариант «А» — 1 единица: ТК-995 31.11.1951 Феодосия ССЗ №831. Установлена аппаратура госопознавания — ответчик «Факел-МО», без «Зарницы», с прежним вооружением и рубкой
Пр.123К вариант «З» — 1 единица: ТК-996 31.11.1951 Феодосия ССЗ №831. В полной комплектации
1 единица пр.М123бис (ТК-981?) в 1950 оснащена подводными крыльями А-11. 56 уз
1 единица пр.М123бис (ТК-982?) в 1950 оснащена носовым подводным крылом А-10. 55 уз
Пр.К123К — 6 единиц: пр.123К с носовым подводным крылом А-10бис. ТК-996 в 1952, ТК-289, 290, 551, 555, 557, 725. 21,9/23,3 т, 54 уз
Артиллерийские катера: 6 единиц в 1965 – АК-4 (ТК-4), АК-5 (ТК-5), бывший ТК-10. Вместо ТА 2х2 14,5 мм 2М-7
Катера-дымзавесчики: бывший ТК-982
Опытовые катера: ОК-9 (ТК-290), ОК-13 (ТК-557), ОК-378 (пр.123К, Иссык-Куль), бывший ТК-289
Катера-цели: пр.123У (бывшие пр.123К) – КЦ-25 (ЧФ), КЦ-41 (ЧФ), КЦ-42 (ЧФ), КЦ-46 (БФ, списан в 1973, установлен как памятник в Балтийске), КЦ-784 (ТК-652), КЦ-785 (ТК-653), КЦ-786 (ТК-713), бывшие ТК-6, 9, 21, 22, 30, 293, 295, 689. Переоборудованы в Феодосии ССЗ №831

Распределение по флотам

БФ: ТК-23, 55, 368, 369, 371, 372, 776, 815-819, 848
ЧФ: ТК-248, 250, 273, 275-278, 289, 290, 405, 551, 555, 557, 576, 652-656, 659, 660, 662, 687-690, 697, 712, 713, 718, 725, 820, 940, 972, 981-995, 996 (с 13.03.1959 34-я воздушная армия), 997-999
СФ:
ТОФ: ТК-4-6, 9-13, 21, 22, 30, 288, 293, 295, 456, 461, 667, 668, 724, 726-729, 732-735, 757, 760-765, 921-924, 929, 930, 932, 941-945
КВФ: ТК-274, 413-415, 649, 717

ТК-461 (установлен как памятник в п.Заветы Ильича, сдан на слом), ТК-717 (установлен как памятник в Аральске)
1954 – ТК-691 (передан Таганрогскому авиазаводу)
1966 – ТК-273 (12.04), ТК-576 (12.04), ТК-725 (установлен как памятник в Севастополе)
1968 – ТК-718 (установлен как памятник в Новороссийске)
1973 – ТК-23 (установлен как памятник в Ленинграде), ТК-288 (установлен как памятник во Владивостоке)
1974 – ТК-173 (в 1979 установлен как памятник в Баку)
1975 – КЦ-46 (установлен как памятник в Балтийске), ТК-274 (установлен как памятник в Балтийске), ТК-456 (установлен как памятник в Петропавловске-Камчатском)
1978 – ТК-4, ТК-5, ТК-275 (1.12), ТК-276 (1.09)
Использовались после списания в качестве гражданских судов: Иван Голубец (с 1958 учебный катер Московского КЮМРиП)

Албания: 12 единиц
Партизани 202, Сулмуеси 204, Шкипонджа 205, Беснику 206, Луфтетари 307, Лавдиа 308, Херои 309, Трими 310, Фитимтари 311, Шигджета 312 (6 единиц пр.123бис: б/н 31-33, затем 221-223 в 12.1953, б/н 34-36, затем 224-226 в 01.1954 (бывшие СССР) ранее б/н 34, 36, 39, 77, 79, 81; 6 единиц пр.123К: б/н 61-63, затем 316-318 в 04.1965, б/н 64-66, затем 319-321 в 09.1965 (бывшие Китай)). Ранее б/н 111, 115, 304. Все списаны в 1987

Бангладеш: 4 единицы
Пр.123К в 04.1983 Т8221-8224 (бывшие Китай). Списаны в 1989

Бенин: 2 единицы
Пр.123К в 01.1979 (бывшие КНДР). Списаны в 1990

Болгария: 12 единиц
Пр.123К в 1957: №11. Затем №301. №301 экспонат Военно-морского музея в Варне, 1 единица как памятник в Тутракане

Вьетнам: 12 единиц
В 1961: Т333, 336, 339 (бывшие ТК-287, 294, 296-299, 317, 319, 320, 552, 553, 556)

Египет: 6 единиц
Пр.123К в 1970 (бывшие Сирия). 1 единица довооружена 1х8 РЗСО. 2 единицы захвачены Израилем в Суэце в 1973, 1 установлен как трофей в Хайфе в Морском музее

Заир: 3 единицы
В 1974 (бывшие КНДР). Списаны в 1986

Кипр: 6 единиц
Пр.123К пр.123К Т1-6 20-25, ранее №10, 40. 4 единицы в 10.1964, 2 единицы в 02.1965. Т1 потоплен 19.07.1974 турецкой авиацией у Кирении, Т2 выброшен течением на берег у Багази 21.07.1974 после потери хода из-за аварии дизелей, захвачен турецкими войсками 17.08.1974, 19.07.1974 турецкой авиацией у Кирении, Т3 потоплен 19.07.1974 артогнем турецких кораблей у Кирении в ходе торпедной атаки десантного соединения, Т5 списан в 1973, использован на запчасти

Китай: 90 единиц
Пр.123бис, 123К в 1951-55

КНДР: 40 единиц
Пр.123К в 1951-79: 4 единицы в 1974, 2 единицы в 01.1979

Куба: 18 единиц
В 1962-64 гг. (12 единиц в 1962): №114

Румыния: 12 единиц
6 единиц пр.М123бис 28.11.1952 VT81-86 (бывшие ТК-940, 983, 986-989) списаны в 1964, 6 единиц пр.123К 30.12.1953 VT87-92 списаны в 1979. VT86 установлен как экспонат Румынского военно-морского музея в Констанце

Северный Йемен: 4 единицы

Южный Йемен: 5 единиц
Пр.123К

Сирия: 13 единиц
В 1957-60: 5 единиц 7.02.1957

Танзания: 4 единицы
В 1972-73

Турция: 2 единицы
Пр.123К: ТА1, 2, затем №11, 12 захвачены в 17.08.1974 у Кипра (бывшие Т2). Установлены в Гёльджуке как экспонаты

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector