0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Торпедный катер «комсомолец» – грозное оружие советских моряков-торпедистов в годы великой отечественной войны

Потери советских торпедных катеров. 1941 год

На снимке: захваченный немцами советский торпедный катер ТК-47 в порту Либавы.

Задолго до начала второй мировой войны руководство советского Военно-морского флота придавало большое значение развитию лёгких сил флота, особенно торпедных катеров. Поэтому к началу Великой Отечественной войны СССР имел 269 торпедных катеров типа Ш-4, Г-5 и Д-3. Затем, уже в ходе войны отечественной промышленностью было построено ещё не менее 154 торпедных катеров, в том числе 76 катеров типа Г-5, 47 катеров типа Д-3 второй серии, 31 катер типа «Комсомолец» проекта 123бис. Кроме того, 166 (по другим данным даже 205) торпедных катеров типа «Хиггинс» и «Воспер» было получено от союзников по программе ленд-лиза. То есть, недостатка в торпедных катерах советский флот практически не испытывал.

Правда, неожиданно высокой оказалась нагрузка на катерников – ведь, кроме своей основной задачи по поиску и атакам кораблей на коммуникациях противника, торпедным катерам во время войны пришлось выполнять дополнительные боевые задачи. Такие, как, например, разведка и дозор, высадка и эвакуация разведывательно-диверсионных групп, охрана прибрежных конвоев, минные постановки, борьба с подводными лодками в прибрежных водах и многое-многое другое.

Не удивительно, что такое интенсивное использование торпедных катеров, причем, часто в несвойственном им виде, приводило к ощутимым потерям. Так, только за первые шесть месяцев войны, погибло почти 40 торпедных катеров, а всего за годы Великой Отечественной войны, по официальным данным, было потеряно 139 советских торпедных катеров.

Список торпедных катеров Военно-морского флота СССР, погибших в годы Великой Отечественной войны:

ТК-27 (типа Г-5) командир лейтенант Сафронов.
27 июня 1941 года совместно с тремя другими торпедными катерами обеспечивал эвакуацию командования и штаба Либавской военно-морской базы в Виндаву. На переходе катера были атакованы четырьмя немецкими торпедными катерами S-31, S-35, S-59 и S-60 из 3-й флотилии торпедных катеров. После боя ТК-27 оторвался от группы и следовал самостоятельно. Вскоре он был атакован бомбардировщиками противника и от полученных повреждений затонул.
По другим данным, утром при выходе из гавани Лиепаи он был обстрелян и потоплен двумя немецкими истребителями Bf-109. Личный состав был снят катером ТК-37.

ТК-47 (до 25.05.1940 – ТК-163) (типа Г-5) командир главстаршина (старшина первой статьи) Ф. Зюзин.
27 июня 1941 года совместно с тремя другими торпедными катерами обеспечивал эвакуацию командования и штаба Либавской военно-морской базы в Виндаву. На переходе отряд был атакован четырьмя немецкими торпедными катерами S-31, S-35, S-59 и S-60 из 3-й флотилии торпедных катеров. В завязавшемся бою ТК-47, прикрывая отход остальных катеров, получил тяжелые повреждения и израсходовал горючее. Двое суток катер дрейфовал в открытом море и после новых повреждений полученных в результате пулеметного обстрела вражеского истребителя был оставлен экипажем. Соорудив из бензобаков катера плоты, пять моряков и три офицера штаба базы направились к берегу. Утром 1 июля они пристали к берегу в районе Вентспилса, были взяты в плен айзсаргами и переданы немцам.
Оставленный катер был захвачен немцами, которые передали его финнам. В финском флоте катер назывался «Viima».

ТК-12 (типа Г-5) командир старший лейтенант М. В. Злочевский.
3 июля 1941 года подорвался на плавающей мине и затонул западнее Балаклавы (Черное море). Весь экипаж погиб.

ТК-123 (типа Г-5)
18 июля 1941 года при дневной атаке конвоя противника в Ирбенском проливе был подожжен артиллерийским огнем немецких тральщиков и затонул.

ТК-71 (до 25.05.1940 – ТК-123) (типа Г-5) командир лейтенант Н. С. Скрипов.
22 июля 1941 года сопровождал буксир «Лачплесис» от острова Эзель в Палдиски. В Рижском заливе к югу от острова Абрука был атакован немецкими торпедными катерами S-28 и S-29 из 3-й флотилии торпедных катеров. Загорелся, взорвался и погиб со всем личным составом.

У-1 (до апреля 1941 — ТК-134)
13 августа 1941 года на переходе Очаков — Николаев (Черное море) был обстрелян береговой артиллерией противника, получил серьезные повреждения и был затоплен личным составом.

У-2 (до апреля 1941 — ТК-144) (типа Ш-4)
13 августа 1941 года на переходе Очаков — Николаев (Черное море) был обстрелян береговой артиллерией противника, получил серьезные повреждения и был затоплен личным составом.

ТК-103 (типа Г-5)
28 августа 1941 года, во время перехода Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт, в районе острова Прангли погиб под обстрелом советских кораблей (лидера «Минск», эсминцев «Скорый» и «Славный»), принявших ночью группу своих торпедных катеров за катера противника.
По другим данным, подорвался на мине и затонул в районе мыса Юминда (Финский залив).

ТК-34 (до 7.09.1941 — ТК-93) (типа Г-5) командир лейтенант В. И. Белугин.
17 сентября 1941 года при отходе советских войск был затоплен экипажем в бухте Кейгусте острова Эзель в связи с тем, что не успел закончить ремонт повреждений, полученных 7 сентября от авиации противника.

ТК-74 (до 7.09.1941 — ТК-17) (типа Г-5) командир лейтенант И. С. Иванов.
17 сентября 1941 года при отходе советских войск был затоплен экипажем в бухте Кейгусте острова Эзель в связи с тем, что не успел закончить ремонт повреждений, полученных 7 сентября от авиации противника.

У-4 (типа Ш-4)
18 сентября 1941 года в порту Свободный от близких разрывов авиабомб получил серьезные повреждения и затонул.

ТК-91 (до 7.09.1941 — ТК-94) (типа Г-5) командир лейтенант Аристов.
20 сентября 1941 года в 14 часов 10 минут в районе острова Соммерс в Финском заливе был подожжен немецким гидросамолетом Ar-95 из SAGr.125, взорвался и затонул.

ТК-12 (типа Д-3) командир старший лейтенант А. Г. Свердлов.
23 сентября 1941 года около 15 часов 40 минут во время атаки конвоя в Финском заливе был потоплен артиллерийским огнем немецких сторожевых кораблей V-305, V-308 и V-313 в районе банки Орренгрунд (в районе Суурсаари).

ТК-24 (до 7.09.1941 — ТК-83) (типа Г-5) командир лейтенант М. П. Кременский.
27 сентября 1941 года во время атаки немецких крейсеров «Leipzig», «Emden», миноносцев Т-7, Т-8 и Т-11 в бухте Лыу (остров Эзель) затонул от попадания снаряда. Экипаж снят другими катерами.

ТК-114 (до 7.09.1941 — ТК-184) (типа Г-5)
1 октября 1941 года вечером в 20 часов 50 минут во время перехода был ослеплен прожектором с финского острова Ранкки и сел на камни возле Рейпон севернее острова Гогланд в Финском заливе. На следующий день был обстрелян немецким разведывательным самолетом и в 9 часов 25 минут взорвался. Личный состав снят катером ТК-53.

Читать еще:  Оружие победителей в Музее артиллерии. Пистолет ТТ Н. Ф. Любезного

ТК-151 (до 7.09.1941 — ТК-154) (типа Г-5) командир старший лейтенант И. В. Ткаченко.
3 октября 1941 года по неизвестным причинам погиб на переходе от острова Даго к Ханко (Финский залив). Весь экипаж пропал без вести.
По одним данным, 3 октября 1941 года он был потоплен авиацией противника на выходе из Ирбенского пролива, по другим данным 5 октября 1941 года был потоплен вражескими миноносцами при отходе от острова Сырве.

ТК-21 (до 7.09.1941 — ТК-24) (типа Г-5)
8 октября 1941 года при стоянке в гавани острова Соммерс в Финском заливе подвергся налету бомбардировочной авиации противника, получил большие повреждения и затонул.

ТК-52 (типа Д-3) командир старший лейтенант А. Т. Колбасов.
14 октября 1941 года на переходе Гогланд — Ханко (Финский залив) в составе отряда в шторм, оторвался от остальных катеров в районе банки Каллбедари. 18 октября западнее острова Борстё (западнее Ханко), катер и 6 членов экипажа были захвачены финнами. В финском флоте получил название «Vasama» и использовался в качестве сторожевого катера.

ТК-64 (до 7.09.1941 — ТК-121) (типа Г-5)
16 октября 1941 года при переходе мыс Колгания — Кронштадт (Финский залив) в пургу стал на якорь у мыса Сейвисте, был снесен ветром и выброшен на камни у острова Бьорке (в районе Койвисто). Получил повреждения и был оставлен экипажем. В ноябре 1941 года был обнаружен финнами, отремонтирован и введён в состав ВМС Финляндии под названием «Viima».

ТК-141 (до 7.09.1941 — ТК-144) (типа Г-5)
16 октября 1941 года при переходе мыс Колгания — Кронштадт (Финский залив) в пургу стал на якорь у мыса Сейвисте, был снесен ветром и выброшен на камни у острова Бьорке (в районе Койвисто). Получил повреждения и был оставлен экипажем. В ноябре 1941 года был обнаружен финнами, отремонтирован и введён в состав ВМС Финляндии под названием «Vihuri».

ТК-131 (до 7.09.1941 — ТК-134) (типа Г-5)
17 октября 1941 года в период 13.45-15.00 на переходе юго-западнее Гогланда (Финский залив) был атакован и потоплен пулеметным огнем двумя финскими самолетами Fokker D-21 из LLv 30.

ТК-13 (до 7.09.1941 — ТК-11) (типа Г-5)
22 октября 1941 года затонул в районе острова Лавенсаари в Финском заливе в результате аварии.
По другим данным, был потоплен авиацией противника.

ТК-74 (до 1937 – ТК-23) (типа Г-5)
26 октября 1941 года при стоянке в Новороссийске (Черное море) на катере произошел пожар, взорвались бензиновые цистерны и он затонул.
По другим данным, сгорел при переходе из Севастополя в Новороссийск.

ТК-72 (типа Д-3)
1 ноября 1941 года в период 9.25-10.15 при следовании в составе звена к Ханко в 5 км восточнее острова Сескар (Финский залив) был атакован пятью финскими самолетами Fokker D-21 из LLv 30, от пулеметно-пушечного огня взорвался и затонул со всем экипажем.

ТК-88 (типа Д-3)
1 ноября 1941 года в период 9.25-10.15 при следовании в составе звена к Ханко в 5 км восточнее острова Сескар (Финский залив) был атакован пятью финскими самолетами Fokker D-21 из LLv 30, от пулеметно-пушечного огня взорвался и затонул со всем экипажем.

ТК-102 (типа Д-3)
1 ноября 1941 года в период 9.25-10.15 при следовании в составе звена к Ханко в 5 км восточнее острова Сескар (Финский залив) был атакован пятью финскими самолетами Fokker D-21 из LLv 30, от пулеметно-пушечного огня взорвался и затонул со всем экипажем.

ТК-72 (типа Г-5) командир П. Я. Коновалов.
1 ноября 1941 года подорвался на мине и затонул в Черном море.

ТК-71 (типа Г-5) командир Л. М. Золотарь.
12 ноября 1941 года при бомбардировке Геленджика (Черное море) был поврежден и затонул. Позже был поднят, отремонтирован и введен в строй.

ТК-142 (до 11.08.1941 – ТК-145) (типа Г-5)
12 ноября 1941 года при бомбардировке Геленджика (Черное море) был поврежден взрывом бомбы и затонул.

ТК-21 (до 13.11.1940 – ТК-181) (типа Г-5) командир Романов.
17 ноября 1941 года в 23 часа при переходе из Севастополя в Геленджик вместе с ТК-11 столкнулся с ним в районе мыса Сарыч возле Ялты (Черное море) и затонул. Личный состав был спасен.

ТК-12 (типа Д-3)
11 декабря 1941 года при эвакуации гарнизона с острова Гогланд был раздавлен льдом в районе острова Лавенсаари (Финский залив).

ТК-42 (типа Д-3)
11 декабря 1941 года при эвакуации гарнизона с острова Гогланд был раздавлен льдом и затонул в районе острова Лавенсаари (Финский залив). Экипаж спасен канонерской лодкой «Волга».

ТК-92 командир старший лейтенант Б. Г. Коломиец.
26 декабря 1941 года во время высадки десанта в районе Эльтигена (Керченский пролив) был выброшен волной на берег, и позднее расстрелян береговой артиллерией противника. Погибли 2 члена экипажа.
По другим данным, после Керченской операции катер был доставлен в ремонтную базу с огромными повреждениями (имел 272 пулевых и осколочных пробоин), но был полностью восстановлен и снова вошел в строй.

ТК-85 (до 13.11.1940 – ТК-142) (типа Г-5) командир лейтенант Жуланов.
27 (28) декабря 1941 года при высадке десанта в порту Камыш-Бурун (Керченский пролив) в результате попадания мины противника получил пробоину и затонул в районе судоремонтного завода. Из состава экипажа погибли 3 человека.

ТК-105 (до 13.11.1940 – ТК-62) (типа Г-5) командир лейтенант И. Н. Васенко.
27 (28) декабря 1941 года при высадке десанта в порту Камыш-Бурун (Керченский пролив) был выброшен штормом на берег и 29 декабря 1941 года уничтожен минометно-артиллерийским огнем противника. Погибли 3 члена экипажа.
По другим данным, был подожжен минометно-артиллерийским огнем противника и выбросился на берег.

ТК-24 (типа Г-5) командир лейтенант А. Ф. Крылов.
29 декабря 1941 года при высадке десанта в порту Камыш-Бурун (Керченский пролив) был подожжен минометно-артиллерийским огнем противника и выброшен штормом на берег. Погибли 3 члена экипажа.

Советские торпедные катера в Великой Отечественной войне

К началу Великой Отечественной войны СССР имел 269 торпедных катеров. Подавляющее большинство из них были конструкции А. Н. Туполева.

Катера типов Ш-4 и Г-5, «туполевские», имели ряд недостатков, наиболее существенным из которых была малая мореходность. При самом незначительном волнении они заливались водой, которая легко забрызгивалась в очень низкую, открытую сверху ходовую рубку. Этому недостатку катера во многом были обязаны своему «авиационному» происхождению. Конструктор положил в основу проекта поплавок гидросамолета. Вместо верхней палубы у Ш-4 и Г-5 была круто изогнутая выпуклая поверхность. Обеспечивая прочность корпуса, она в то же время создавала массу неудобств в обслуживании. На ней трудно было удержаться даже тогда, когда катер был неподвижен. Если же он шел полным ходом, сбрасывалось решительно все, что на нее попадало.

Накануне войны в СССР был разработан проект более крупного и мореходного торпедного катера, причем сразу в двух вариантах — с деревянным корпусом (Д-3) или стальным (СМ-3). Стальной катер построили лишь в одном экземпляре, а вот строительство деревянных развернули серией, причем на двух заводах — в Ленинграде и Сосновке.

Читать еще:  Газовый баллончик шпага: отзывы, видео, цена, фонарик

Д-3 обладали повышенными мореходными качествами и могли действовать на большем удалении от базы, чем катера проекта Г-5. Скорость хода зависела от мощности использовавшихся двигателей. ГАМ-34 по 750 л. с. позволяли катерам развивать ход до 32 узлов, ГАМ-34ВС по 850 л. с. или ГАМ-34Ф по 1050 л. с. — до 37 узлов, ленд-лизовские «Паккарды» мощностью по 1200 л. с.-48 узлов.

На катерах Д-3 впервые были установлены бугельные торпедные аппараты бортового сбрасывания. Достоинство их было в том, что они позволяли производить залп со «стопа», в то время как катера типа Г-5, оборудованные желобковыми ТА кормового сбрасывания, при этом должны были развить скорость не меньше 18 узлов — в противном случае они не успевали отвернуть от выпущенной торпеды.

Головной катер Д-3 в августе 1940-го был включен в состав ЧФ. 13 июня 1942-го он потопил итальянскую подводную лодку СВ-5, а 1 августа совместно с катером СМ-3 — германскую быстроходную десантную баржу F 334. Серийные Д-3 поставлялись в основном на Северный флот, где была остро востребована их мореходность.

На базе Д-3 строились и морские охотники — на них вместо торпедных аппаратов устанавливалась 37-мм пушка, а боекомплект глубинных бомб был увеличен с 8 до 12 единиц.

«КОМСОМОЛЕЦ»

Параллельно с катером Д-3, предназначенным для усиления малых ТКА, велась разработка торпедного катера меньших размеров, призванного заменить Г-5. Катер, получивший название «Комсомолец», почти не отличаясь от Г-5 по водоизмещению, имел более совершенные трубные торпедные аппараты и нес более мощное зенитное и противолодочное вооружение.

Головной «Комсомолец» вошел в состав Черноморского флота в марте 1941 года. Постройка серийных катеров, существенно отличавшихся от прототипа (проект получил обозначение «123бис»), началась только в 1944 году на Тюменской судоверфи.

«Комсомолец» имел реданный дюралюминиевый корпус, разделенный водонепроницаемыми переборками на пять отсеков. Два бензиновых мотора устанавливались один за другим. Большинство «Комсомольцев» военной постройки вошли в состав Тихоокеанского флота, но некоторые были доставлены на Балтику и Черное море. Балтийские катера успели принять участие в боевых действиях, добившись некоторых успехов. В частности, 15 апреля 1945 года ТК-131 и ТК-141 торпедировали эсминец Z-34. Тяжело поврежденный вражеский корабль был полностью выведен из строя. А 25 апреля ТК-133 потопил транспорт «Эмиль Заубер». Проект «Комсомолец» оказался настолько удачным, что строительство таких катеров продолжалось и после войны — вплоть до 1955 года. С 1949-го постройку перенесли из Тюмени в Феодосию. Всего выпустили 89 катеров пр. 123бис, 42 — пр. М-1236ис и 205 — пр. 123К. Две последние модификации отличались заменой импортных бензомоторов на отечественные дизели и рядом других усовершенствований.

Торпедный катер «Комсомолец» – грозное оружие советских моряков-торпедистов в годы Великой Отечественной войны

Советский торпедный катер «Комсомолец» представляет собой малый скоростной военный минно-артиллерийский корабль, предназначенный для нанесения торпедных ударов по кораблям противника в прибрежной морской зоне. Благодаря особенностям конструкции и высоким тактико-техническим параметрам, корабли этого типа могут использоваться в других целях: проведение десантных операций, ведение морской разведки и постановка минных заграждений.

История создания и разработки проекта торпедных катеров «Комсомолец»

Задание на проектировку нового торпедного катера для отечественного ВМФ в 1939 году получила группа конструкторов завода №194. Проектными работами руководил П.И. Таптыгин. Новый торпедный катер получил заводской индекс – проект 123. Главная цель, которая ставилась перед советскими конструкторами, заключалась в создании более мощного военного корабля, который сможет заменить торпедные катера Г-5, составлявшие основу отечественного москитного флота.

Головной корабль проекта 123 заложили в июле 1939 года на верфи Ленинградского завода №194. В октябре 1940 года корабль вступил в строй, а в марте 1941 года новый торпедный катер был зачислен в корабельный состав Черноморского флота.

Впоследствии начались работы над усовершенствованием проекта. В результате появилось целое семейство торпедных катеров проектов 123бис, М-123бис и 123К, в разные годы, выпускавшиеся советскими судостроительными заводами.

Всего в годы Великой Отечественной войны советскими корабелами флоту было передано 30 единиц разных модификаций. В 1946-48 годы было изготовлено еще 88 торпедных катеров различных типов.

Тактико-технические характеристики торпедных катеров «Комсомолец»

  • Водоизмещение — 20,5 тонн.
  • Длина — 18,7 м, ширина — 3,44 м, осадка — 1,0 м.
  • Два бензиновых мотора мощностью 1200 л.с.
  • Скорость полная — 48 уз.
  • Дальность плавания — 240 миль.
  • Вооружение: два 450-мм торпедных аппарата, два спаренных 12,7-мм зенитных пулемета ДШК, 6 глубинных бомб «БМ-1».
  • Экипаж — 7 человек.

Торпедные катера «Комсомолец» применялись в боевых действиях на Черном море и на Балтике на заключительном этапе Великой Отечественной войны. В послевоенный период, в 50—е годы часть торпедных катеров этого типа была передана Китайской Народной Республике. В составе военно-морских сил НОАК торпедные катера применялись во время вьетнамо-китайского вооруженного конфликта в Южно-Китайском море. Небольшое количество катеров «Комсомолец» было передано дружественным СССР политическим режимам.

Фото катера

Видео о торпедных катерах

Торпедный катер «Комсомолец» – партизан прибрежных районов

Во время Великой Отечественной войны советскому флоту практически не довелось поучаствовать в крупных морских сражениях. Применение крупных кораблей зачастую ограничивалось артиллерийской поддержкой сухопутных операций. Зато все военные годы по прямому назначению (и не только) использовались многочисленные советские катера.

Одним их самых удачных отечественных судов такого класса стал торпедный катер проекта 123 «Комсомолец». Разработанный ещё до начала войны, «Комсомолец» оставался в производстве и в послевоенные годы. Впоследствии в СССР многие экземпляры были установлены на постаменты в качестве памятников.

История создания

В первые десятилетия существования Советского Союза положение Красного Флота было тяжёлым. Из линейных кораблей, например, в эксплуатации сохранились только 4 линкора, да и то в 20-х годах 2 из них законсервировали. В 30-е годы ситуация начала улучшаться – модернизировались старые корабли, закладывались новые. Но для надёжной защиты морских границ этого не хватало.

Выход виделся в развитии «москитного флота». В те годы существовала теория, утверждавшая, что массовое применение торпедных катеров против капитальных кораблей противника может быть очень эффективно. Считалось, что так можно даже лишить противника господства на море.

Одним из первых массовых советских торпедных катеров стал глиссер Г-5, спроектированный авиаконструктором Туполевым. Этот катер, обладая выдающимися скоростными качествами, однако, имел плохую мореходность и небольшой радиус действия. Впрочем, перед самым началом войны начали строить более крупные и мореходные катера типа Д-3. Но они, повышая эффективность москитного флота вообще, недостатки Г-5, разумеется, не исправляли.

Работы по созданию нового глиссера, рассчитанного на применение в прибережной зоне, но превосходящего Г-5, велись в Ленинграде, на заводе №194 (на производственной базе верфей Адмиралтейства).

Проекту корабля присвоили номер 123 и имя собственное – «Комсомолец».

Конструкция

Корпус торпедных катеров «Комсомолец» строился, как и у предшественников, из дюраля. В носовой части днища имеется редан – уступ для отрыва от поверхности воды и выхода на глиссирование. При этом «Комсомолец» имел и киль – точнее, выполняющую его функции полую балку. Боковые кили на бортах, ниже ватерлинии, были призваны уменьшать качку.

Читать еще:  Электрошокер Пиранья: цена, отзывы, устройство, разновидности

Внутри корпус «Комсомольца» делился на 5 водонепроницаемых отсеков. Первый носовой (форпик) использовался для размещения грузов и принадлежностей. Далее находилось машинное отделение, в котором ступенчато размещались два авиационных мотора АМ-34. Двигатели были 12-цилиндровые, карбюраторные, объёмом в 45,8 литров.

Максимальная мощность каждого мотора достигала 1000 л.с. При этом в обычных условиях обороты двигателей рекомендовалось удерживать у границы в 1600 об/мин, а полный ход разрешалось использовать только в течение часа.

В отсеке за машинным отделением находилась радиорубка катера, оснащённая радиостанцией марки «Штиль-К». Передатчик позволял «Комсомольцу» держать связь на дистанции до 20 морских миль.

В четвёртом отсеке устанавливались топливные баки, в качестве топлива применялся бензин с октановым числом 70.

Наконец, пятый отсек (ахтерпик) использовался в качестве трюма. На палубе «Комсомольца», в середине корпуса над радиорубкой, находилась надстройка. В ней находились штурвал, машинный телеграф, и контрольные приборы.

Главным вооружением торпедных катеров «Комсомолец» были 2 торпеды калибра 533 мм. Они устанавливались по обе стороны от надстройки в бугельных аппаратах. Перед запуском торпеды из такого аппарата его платформу надо было откинуть через борт, зато стрельба могла производиться залпами и на любой скорости (даже на стоянке).

Для стрельбы использовались парогазовые торпеды 53-38. Они развивали скорость до 44,5 узлов и несли заряд в 300 кг тротила. Для самозащиты «проект 123» имел турель с пулемётом ДШК, установленную на крыше рубки. Питание пулемёта – из ящиков с лентами на 50 патронов, прицел установки – оптический, расчёт состоял из 2 матросов.

В состав вспомогательного вооружения катеров входили и четыре глубинные бомбы БМ-1. Общий вес этих бомб составлял 41 кг, из них на тротиловый заряд приходилось 25 кг. Из-за малой мощности и отсутствия на «Комсомольце» каких-либо средств обнаружения подводных целей, бомбы предполагалось использовать для подрыва минных полей.

Модернизированные варианты

Во время войны проект 123 был серьёзно доработан, при этом получив индекс «123 бис». Название торпедного катера осталось прежним – «Комсомолец».

Корпус катера был усилен (доработке подверглись днище и фундаменты моторов), а силовую установку полностью заменили.

Теперь на судно устанавливали американские моторы «Паккард» 4М-2500, поставляемые по ленд-лизу. Как и АМ-34, они представляли собой морскую модификацию авиационного мотора. Объём двигателей – 41,8 литра, мощность – 1200 л.с. «Паккарды» оснащались центробежными нагнетателями.

Вооружение изменилось – вместо бугельных торпедных аппаратов стали устанавливать трубные, позволяющие изолировать торпеду от воздействия окружающей среды. Для стрельбы теперь использовались торпеды 45-36Н калибра 457 мм. По мощности заряда они несколько уступали торпедам калибра 533 мм.

Зенитное вооружение «Комсомольца» усилили – в кормовой части палубы появилась вторая пулемётная турель, а установки сделали сдвоенными, доведя обще количество пулемётов до 4. Глубинные бомбы БМ-1 сохранились, при этом их количество увеличилось до 6. Новшеством стала аппаратура для постановки дымовой завесы, благодаря которой «Комсомолец» мог маскировать свой выход в атаку или отход.

Функционировала она так: дымообразующую кислотную смесь, хранившуюся в баллоне, распыляли с помощью форсунок. Кроме этого, пулемётные турели и рубка «Комсомольца» стали защищаться стальной противопульной бронёй толщиной в 7 мм.

Уже после войны начали производить катера, проект которых получил обозначение М-123 бис.

Они отличались силовой установкой – бензиновые моторы заменили 12-цилиндровыми дизелями М-50 объёмом в 61 литр каждый. За счёт этого удалось повысить максимальную скорость, упавшую из-за прироста веса при предыдущей модернизации, а дальность повысилась даже по сравнению с изначальным проектом 123. Помимо этого, из вооружения «Комсомольца» исключили глубинные бомбы.

Последним вариантом «Комсомольца» стал проект 123К. Силовая установка осталась прежней – из двух дизелей М-50. Зато бронирование убрали, а закрытую рубку заменили открытым ходовым мостиком. Зенитное вооружение сократили до одной пулемётной установки, но пулемёты ДШК заменили на более мощные КПВ калибра 14,5 мм.

Изменилась система постановки дымовой завесы –для этого использовались шашки МДШ. Но самым серьёзным отличием проекта 123К от предыдущих «Комсомольцев» стало наличие радара. РЛС модели «Зарница» могла обнаружить эсминец на дальности до 14 км, а перископ подводной лодки – на дальности в 3,7 км. С 1951 года некоторые построенные по проекту 123К катера были оборудованы подводным крылом в носовой части.

Боевое применение

Несмотря на строительство и поставки крупных килевых катеров, основой советского москитного флота до конца войны остались прибрежные глиссеры. В том числе и торпедные катера «Комсомолец». Война и показала, что воззрения на боевое могущество торпедных катеров оказались излишне оптимистичными. Это не означало, что они оказались бесполезны, наоборот – «Комсомольцы» и их аналоги активно использовались на вспомогательных ролях.

Например: уничтожали минные заграждения с помощью глубинных бомб, или выставляли мины сами. Высаживали в тылу группы разведчиков и применялись, как десантные суда. Ну а главной их задачей в рамках «основной специальности» стала атака транспортных конвоев и кораблей на стоянках.

В своих боевых выходах торпедные катера поначалу применяли тактику «свободного поиска», в рамках которой бороздили указанные районы, пока не выходили на корабли противника.

Постепенно, ради того, чтобы не перегружать суда дополнительным горючим, лишая маневренности, моряки стали переходить к тактике засад, поджидая конвои у подходов к их базе (чаще всего так делали на Северном Флоте). В случае «Комсомольцев» область применения засадной тактики ограничивалась небольшим запасом хода, не позволяющим осуществлять переходы к отдалённым базам.

Но самый яркий эпизод боевой карьеры катеров проекта 123 связан с использованием тактики набега. Весной 1945 года два «Комсомольца», пользуясь данными авиаразведки, скрытно подошли к Хельской косе, где обнаружили эскадренный миноносец Z-34. Поразив цель 2 торпедами, «Комсомольцы» ушли под прикрытием дымовой завесы. Попадание вывело из строя турбины эсминца и лишило корабль электроэнергии. На следующий день Z-34 на буксире увели на ремонт.

Другой известный случай – атака тремя «Комсомольцами» конвоя в бухте Данцига. Торпедами удалось поразить 2 вооружённые артиллерией десантные баржи. Повреждённый в ходе атаки катер ТК-135 эвакуировали, взяв на буксир. Вообще завоевание советской авиацией господства в воздухе повысило эффективность москитного флота, обеспечив возможность совместных налётов катеров и торпедоносцев.

Послевоенные «Комсомольцы» – корабли проекта 123К – поставлялись на экспорт дружественным СССР режимам.

Вероятно, что китайские катера использовались в ходе конфликта коммунистического Китая с Тайванем. Кроме того, китайцы сами освоили выпуск катеров «P 4» аналогичной конструкции, которые использовались ВМФ НОАК до 90-х годов. КНР, в свою очередь, тоже поставляла «P 4» возможным союзникам, например – в Северный Вьетнам.

Технические характеристики и сравнение с аналогами

Аналогов у кораблей проекта 123 было немного. И такая уникальность торпедного катера «Комсомолец» связана в основном с тем, что реданные катера к началу 40-х годов строил только Советский Союз. Прочие морские державы ещё в течение 30-х годов пришли к выводу о бесперспективности такой схемы, и впоследствии строили мореходные килевые катера, сравнивать которые уместнее с Д-3.

В «Кригсмарине» катера типа “LS”, схожие по параметрам с «Комсомольцем», строились малой серией и предназначались для обеспечения действий вспомогательных крейсеров.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector