0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Танк т-34м (а-43) — история создания

Танк Т-34М (А-43) — история создания

Танк Т 34М – средний танк периода Второй Мировой войны. Целью данного проекта была модернизация Т34 и устранение всех его недостатков. Внешне машина представляла собой гибрид советского Т34 и немецкого РzКрfw III, и получила индекс А-43.

История создания танка Т-34М (А-43)

Несмотря на множество преимуществ танка Т 34, эта машина имела несколько незначительных, но все же необходимых в устранении недостатков. Основные опасения вызывала вертикальная пружинная подвеска, которая была не так надежна как хотелось бы. Она с огромным трудом выдерживала комплекцию танка в 30 тонн. Ее было решено заменить на торсины, однако реализовать данную задумку было нереально без капитальной переработки всей ходовой. Однако в 1940 году конструкторы получили задание на разработку данного проекта, который первоначально получил название Т-34Т.

Эскиз нового проекта был рассмотрен специальной комиссией в январе 1941 года. Проект понравился военным и сразу же был одобрен руководителями НКТП и КО. Рекомендовано было улучшить увеличить толщину лобовых листов брони до 60мм, а также установить планетарную коробку передач, но при этом сохранить двигатель в изначальном виде. Еще ряд доработок был предложен уже после окончательного утверждения проекта в феврале 1941 года. Таким образом, было необходимо использовать сварную башню из штампованных деталей, либо литую с толщиной стенок 50-52мм и люком в командирской башенке.

Производство опытных образцов в количестве 2 штуки началось в марте 1941 года. По ходу предварительной подготовки были проведены испытания торсионной подвески на одном из Т34. Так, с танка удалили три опорных катка и приварили к нижней части бортов 20мм стальные листы с вырезами для торсинов. Больше в ходовой части ничего не изменяли. Параллельно был произведен демонтаж крыльев и вооружения. Хотя полученная машина не имела ничего общего с изначальным проектом, в отчетах она упоминается как Т-34Т, а не М.

Во время проведения испытаний танк показал одинаковые скоростные характеристики с Т34. Однако новая модель отличалась большей плавностью хода. Уже к апрелю 1941 года все доработки были реализованы и было поставлено 6 комплектов запчастей для А-43.

Требования к проекту

По компоновке, конструкции агрегатов трансмиссии, ходовой и ТТХ разработчикам были предъявлены следующие требования:

  • Башня с диаметром погона 1700 мм в свету позволила свободно и удобно разместить спаренную установку 76-мм пушки с пулеметом ДТ, приборы наводки и прицеливания командира танка, стреляющего и заряжающего.
  • Наличие и размещение командирской смотровой башенки позволяет командиру танка и соединения постоянно наблюдать за полем боя, руководить экипажем танка и подразделения как сигналами, так и по рации.
  • Количество и расположение боекомплекта (103 снаряда, из них 55 по
    бортам) обеспечивает ведение интенсивного прицельного огня не менее 6 выстрелов в минуту.
  • Рабочие места водителя (справа) и радиста (слева) обеспечивают удобное управление танком, радиостанцией и ведение прицельного огня из носового пулемета.
  • Для обзорности на танке установлено 15 призматических смотровых приборов и комплект прицельных приборов, которые обеспечивают хорошую видимость из танка.
  • Трансмиссия размещена компактно допускает свободный доступ к агрегатам. Постановка полугибкого сочленения между коробкой перемены передач, главным и бортовыми фрикционами обеспечивает взаимозаменяемость агрегатов, облегчает монтаж и демонтаж в полевых условиях.
  • Ходовая часть — индивидуального торсионного типа с катками с внутренней амортизацией позволила освободить внутренние габариты танка, облегчить вес его ходовой части, упразднить применение
    дефицитного натурального каучука на обрезинку катков до 550 кг. Кроме того, смену торсионов гораздо легче производить в полевых условиях, чем смену пружинной или рессорной подвески.

Что нового в Т-34М (А-43)

Работа над танком началась в январе 1941 года. По проекту необходимо было сделать танк немного больше по длине и высоте, но совсем немного уменьшить ширину корпуса. Клиренс новой машины был увеличен на 50мм. Для танка был разработан специальный вариант дизеля В-5, так как количество лошадиных сил машины подняли до 600. Также была увеличена мощность топливных баков на 140 литров. Что касалось трансмиссии, то она осталась прежней, но для улучшения ходовых качеств предполагалось использовать демультипликатор. В следствии этого Т 34М получил 8 передних скоростей и 2 задние.

Больше всего изменений в новой модели получила ходовая часть. Теперь вместо 5 опорных катков использовалось 6 меньших по диаметру и сдвоенных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Также уменьшили ширину траков до 450 мм, что немного увеличило нагрузку на грунт.

Конец истории танка Т-34М (А-43)

Несмотря на свои преимущества, на 22 июня 1941 года ни одна модель Т-34М не была завершена. Работы над А-43 не удалось продолжить, так как из за начала Великой Отечественной войны требовалось массовое изготовление Т34, так как его производство к тому времени уже было налажено.

Тест-драйв Т-34

История танка А-43 (Т-34М)

В недавнем времени мы могли видеть скриншоты новых танков с супертеста, среди них был А-43, советский средний танк 6-го уровня новой ветки. В этом материале можно ознакомится с историей создания этой машины.

При всех преимуществах танка Т-34 у этой машины имелся целый ряд больших недостатков, исправить которые удалось далеко не сразу. Например, большие опасения вызывала надежность вертикальной пружинной подвески, которая с трудом выдерживала 30-тонный танк. Вместо неё гораздо логичнее было использование торсионов, но без капитальной переработки ходовой части сделать это было невозможно. Тем не менее, такое задание было выдано в октябре 1940 года – новая машина получила обозначение Т-34Т.

Расчет был на то, что в процессе производства можно будет оснащать торсионной подвеской уже готовые образцы, однако он не оправдался. Тогда была инициирована разработка абсолютно новой боевой машины среднего класса А-43, у которой от Т-34 остались лишь отдельные элементы. Существуют также подозрения, что при проектировании А-43 заимствовались некоторые технические решения, реализованные на немецком танке Pz.Kpfw.III, отличавшегося высокой подвижностью и ещё имевшего неплохие резервы для модернизации. Впрочем, о копировании Т-34 и «тройки” речи не шло.

Проектирование А-34 началось в январе 1941 г. Согласно проекту танк был длиннее и выше Т-34, при немного уменьшенной ширине корпуса. Клиренс А-43 был увеличен на 50 мм. Специально для нового танка был разработан модернизированный вариант дизеля В-5, мощность которого подняли до 600 л.с., а ёмкость топливных баков увеличили на 140 литров. Трансмиссия, в целом, осталась прежней, но вместе с 4-скоростной КПП предполагалось использование демультипликатора – это позволило бы улучшить ходовые качества танка. В итоге А-43 получал 8 скоростей «вперед” и 2 «назад”. Наибольшим изменениям подверглась ходовая часть. Вместо 5 опорных катков на борт большого диаметра теперь использовали 6 меньших сдвоенных катков с индивидуальной торсионной подвеской, 4 поддерживающими роликами, передним направляющим и задним ведущим колесом. Ширину траков при этом уменьшили до 450 мм, что привело к небольшому увеличению нагрузки на грунт.

Читать еще:  Южная корея и ее президенты: корейский путь капитализма на востоке

Для улучшения условий обитаемости экипажа место механика-водителя перенесли на правую сторону, а стрелка-радиста – на левую. На А-43 предполагалась установка новой трехместной башни с погоном 1700 мм, с командирской башенкой.

Вооружение танка почти не изменилось. В лобовом листе корпуса устанавливался 7,62-мм пулемет ДТ, а в башне находилась 76,2-мм пушка Ф-34. Дополнительно был введен только переносной пулемет ППД в укладке. Боекомплект снарядов увеличили с 77 до 100 выстрелов, для пулеметов – с 46 до 72 дисков. Кроме того, вместо курсового пулемета предусматривалась установка пневматического огнемета.

Несмотря на все эти доработки масса А-43 оказалась меньше на 943 кг, чем у серийного Т-34. максимальная скорость танка оценивалась в пределах 52-55 кмч.

Эскизный проект А-43 (тогда он ещё назывался Т-34Т) был предъявлен на рассмотрение макетной комиссии уже в конце января 1941 г. Новый танк настолько понравился военным, что он был практически сразу одобрен руководством НКТП и КО при СНК. Единственными улучшениями, которые рекомендовали провести, было увеличение толщины лобовых листов брони до 60 мм и установка планетарной коробки передач при сохранении двигателя и бортовых редукторов. Окончательно проект был утвержден в НКТП в феврале 1941 г., но на втором заседании макетной комиссии был предложен ещё ряд доработок, связанных с упрощением процесса сборки танка. Так, предстояло исключить гнутые надкрылки бортов, а вместо прежней сварной башни предлагалось использовать сварную баню из штампованных деталей или литую башню конструкции В.Буслова, с толщиной стенок 50-52 мм и люком в командирской башенке.

К изготовлению двух опытных образцов танка, получившего к тому времени обозначение Т-34М (это был первый танк с таким названием), приступили в марте 1941 г. А пока шла предварительная подготовка 29 марта провели испытания торсионной подвески на одном из серийных Т-34 образца 1940 г. С танка были удалены три средних опорных катка, а на нижнюю часть бортов наварили 20-мм стальные листы, в которых сделали вырезы для торсионов. Все комплектующие (торсионы, гусеничные траки, а также новые опорные и поддерживающие катки) были поданы с ХТЗ почти без задержек. В остальном ходовая часть осталась прежней. Попутно с танка демонтировали крылья, шанцевый инструмент и вооружение. В отчете завода №183 эта машина снова проходила как Т-34Т, хотя полученный «гибрид” имел лишь частичное отношение к начальному проекту. Во время испытаний танк показал примерно равные скоростные характеристики скорости по сравнению с серийным Т-34, отличаясь лучшей плавностью хода. На нём опробовали как стандартные траки шириной 550 мм, так и модифицированные («облегченные”) шириной 450 мм. Благодаря этому в кратчайшие сроки удалось доработать новые узлы ходовой части и подать первый 6 комплектов для установочной серии А-43 уже к 21 апреля 1941 г.

Тем временем на Мариупольском заводе им.Ильича под руководством металлурга В.Ниценко была разработана улучшенная штамповано-сварная башня, а в мае были сделаны первые 5 заготовок. Параллельно, 17 апреля, поступило уведомление о частичной готовности трёх корпусов для А-43. Однако, получить до эвакуации хотя бы один полностью готовый танк так и не удалось. Частично вина за это легла на завод №183, который не смог подать двигатель В-5 и новую трансмиссию в указанные сроки – вначале планировалась их поставка на 1 мая 1941 г., затем её перенесли на 15 июня, а потом на 25 июля…

Тем не менее, по состоянию на 22 июня 1941 года ни один из шести А-43 установочной серии не достиг хотя бы 70% готовности. По воспоминаниям ветеранов завода для окончательной сборки в Нижний Тагил успели эвакуировать пять башен с частично установленным вооружением и два корпуса с подвеской (без катков, двигателей и трансмиссии).

Дальнейшие работы по А-43 продолжить не удалось – фронт требовал массового танка Т-34, производство которого было уже налажено, поэтому на доводку ни времени, ни сил не оставалось. О судьбе узлов танка А-43 информация противоречивая. По некоторым данным, изготовленные башни были установлены на серийные «тридцатьчетверки”, а вот корпуса пришлось разрезать на металл. Согласно другим сведениям два корпуса также использовались для изготолвения обычных Т-34.

Танк Т-34М – несостоявшаяся модернизация знаменитой «тридцатьчетвёрки».

Работы над танком Т-34 капитальной модернизации, а фактически—к разработке принципиально новой машины, получившей индекс А-43. были начаты в январе 1941 г.

Правда, в «истории вопроса», наложенного в материалах заседания макетной комиссии, значится, что работы по А-43 начаты уже в октябре-ноябре 1940 I. Возможно, что началом работ по А-43 здесь считали проработку танка Т-34Т с торсионной подвеской, задание на который было дано в октябре. Но в указанное время речи о создании ноной боевой машины еще не шло, оговаривался лишь перевод серийных танков Т-34 со свечей на торсионы.

В январе 1941 г. впервые прозвучал индекс А-43 у проекта тапка с торсионной подвеской, дополненного увеличенной башней.

Машина, создаваемая по данному проекту, внешне представляла собой своеобразным гибрид танка Т-34 и немецкого РzКрfw III. При реализации проекта конструкторы надеялись одним ударом убить все притязания военных к Т-34.

А-43 должен был стать длиннее (с учетом более длинного ствола орудия Ф-34), уже и выше, чем Т-34. Его клиренс был увеличен на 50 мм. Специально для А-43 был спроектирован вариант дизельного двигателя В-5 мощностью 600 л.е. Для быстрого решения вопроса с КИП ее создавать не стати, а на новом танке, для улучшения его динамических характеристик, предусматривалось применение вкупе с имевшейся 4-скоростнон КПП демультипликатора, это решение казалось наиболее удачным. Таким образом, новый танк получал возможность движения С 8 скоростями «вперед» и .шумя «назад». Свечная подвеска Кристи уступила место индивидуальной торсионной. На 140 л увеличился объем топливных баков.

Для улучшения обитаемости танк перекомпоновывался. Так механик-водитель перекочевал с левой стороны отделения управления на правую, соответственно стрелок-радист занял место слева от него. Далее, танк получат как раз ту трехместную башню с погоном 1700 мм. которую требовали военные, оборудованную к тому же наблюдательной башенкой с раскрываемыми смотровыми щелями. Поскольку конструкция башни была продумана на танке А-41. в А-43 с ней не возникло никаких вопросов. Боекомплект орудия Ф-34 был увеличен с 77 до 100 выстрелов, боекомплект пулеметов также возрос с 46 то 72 дисков, был введен дополнительно пистолет-пулемет ППД. а вместо курсового пулемета предусматривалась возможность установки при необходимости пневматического огнемета.

Читать еще:  Газовый баллончик шпага: отзывы, видео, цена, фонарик

Несмотря на все эти «добавки» при сохранении прежней толщины брони, танк оказаться на 987 кг легче Т-34. и потому (при применении нового двигателя и двух КПП) его скорость возрастала до 52-55 км/ч. но немного (в пределах нормы! увеличиваюсь также удельное давление, так как гусеницы были заужены на 100 мм.

Эскизный проект казался столь хорошим, что в январе 194! г.. сразу после Заключения макетной комиссии, был одобрен руководством ИКТП и КО при СИ К.

Единственной доработкой, которую рекомендовали «высокие инстанции», было увеличение толщины лобовой брони танка до 60 мм, поскольку резерв массы в 900 кг легко позволял это сделать.

В феврале 1941 г. начальник АБТУ Я. Фелоренко утвердил уточненные тактико-технические требования на танк А-43 (бывший Т-34Т). в которых в обязательном порядке выдвигаюсь требование установки планетарной трансмиссий в габаритах танка Т-34 без изменения установки двигателя и бортовых редукторов.

После повторного заседания макетной комиссии в марте 1941 г. в конструкцию танка были внесены еще некоторые изменения. Во-первых, исключены гнутые надкрылки бортов. Во-вторых, вместо сварной башни была предложена сварная башня из штампованных деталей и. как вариант, — литая башня В. Буслова с толщиной стенок 50-52 мм и с люком в командирской башенке.

В марте началось изготовление двух эталонных образцов танка, который именоваться Т-34М (некоторые исследователи именуют его Т-60. но автор не готов подтвердить или опровергнуть эту версию). Одновременно смежники начинали осваивать серийное производство узлов танка.

29 марта состоялось испытание торсионной подвески танка А-43 на переделанном Т-34. Для этого с него удалили три средних опорных катка, на нижнюю часть бортов наварили листы конструкционной стати толщиной 20 мм. которые полностью закрыли средние отверстия для пропуска рычагов. В дополнительных листах на равном расстоянии были проделаны отверстия для установки торсионов. которые в комплекте с опорными, поддерживающими катками траками были поданы с ХТ’З. Первый и последний опорный катки, а также ленивцы и ведущие колеса танк позаимствовал от своего предка. Судя по описанию, с танка были демонтированы крылья, весь шанцевый инструмент, а также пушка. Поступивший на испытания танк вновь проходил вогнете КБ под индексом Т-34Т (торсионный). Он испытывался как со штатными, «лысыми» траками Т-34 (шириной 550 мм), так и с «облегченными скелетными» траками СТЗ (шириной 450 мм), специально разработанными для А-43. и показать неплохие результаты по плавности хода.

Эти испытания позволили отработать конструкцию подвески ганка и продемонстрировать преимущества развитой опорной поверхности трака перед гладкой. Окончательно доработанные по результатам испытаний Т-34Тторсионы. катки и другие элементы ходовой части для шесш комплектов А-43 (эталонной серии) были поданы к 21 апреля.

Пол руководством главного металлурга Мариупольского завода им. Ильича — В. Нииенко для А-43 была разработана «штампованно-сварная башня», в мае 1941 г. завод изготовил заготовки для первых 5 башен. 17 апреля было изготовлено в деталях также три танковых корпуса.

Казалось, ещё немного, и танк наконец увидит свет, но камнем преткновения для него стати двигатель В-5. а также планетарная КПП. которые так и не были отгружены ни к I мая. ни к 15 июня, ни к 25 июля 1941 I.

При эвакуации завода № 183 в Нижний Тагил отправились пять ком иле к го в (по вое I ю м и и а н и я м ветеранов, лаже с вооружением) башен, два корпуса с подвеской, но бет катков, двигателей и трансмиссии. Но работы по танку продолжены не были. А-43 умер, так и не сумев родиться.

Т-43. Танк Т-34. Един в четырёх лицах. Лицо третье.

Огромное количество рекламаций, поступавших с фронта на танки Т-34-76, а также появление на вооружении бронетанковых частей Вермахта новых танков Т-V и Т-VI заставили советских конструкторов активно искать возможности модернизации и повышения боевых возможностей стоящих на вооружении танков.

Несмотря на то, что это происходило на фоне непонимания необходимости создания принципиально новых маши, обладающих большими боевыми возможностями, со стороны высшего командования, элиты партии и правительства СССР, которые надеялись выиграть войну, используя для достижения победы имеющуюся технику, частично модернизировав её и повысив качество подготовки экипажей, а также увеличив количество поступающих в войска танков (без повышения их качественных характеристик и боевых возможностей), советские конструкторы танков продолжали работы по созданию новых образцов военной техники, которые велись с учётом опыта применения танков Т-34 в реальной боевой обстановке.

Наряду с первоочередными работами, проводившимися по повышению бронезащиты «тридцатьчетвёрки» (корпус, башня), без внимания не оставались и остальные элементы конструкции.

В июне 42-го КБ танкового завода № 183 провело модернизацию Т-34-76, результатом которой стал проект Т-34С. От базовой тридцатьчетвёрки он отличался новой литой башней, установленной на серийном погоне, которая имела командирскую башенку и пятиступенчатую КПП.

Новая башня повлекла рост массы машины до 30900 кг. А вот вооружение осталось прежним. Так как в экипаже танка появился пятый член, боекомплект пришлось сократить до 77 выстрелов. В качестве системы наведения устанавливался прицел ТМФД-7.

Максимальная скорость новой машины возросла до 54,7 км/ч, а средняя – до 32 км/ч.

Ходовая часть получила направляющие колёса с установленными на них механизмами натяжения усиленной конструкции, а также катки с внутренней амортизацией.

Командирская башенка не вращалась. Это был литой бронеколпак, который приваривался к крыше штатной башни. Башенка имела 5 прямоугольных вырезов для установки систем наблюдения, которые в нерабочем положении убирались внутрь башенки.

Башенка существенно улучшила для командира танка обзор поля боя, но существенно ограничило его движения. А это приводило к его быстрой утомляемости в бою.

Новый член экипажа, появившийся в башне практически тех же размеров, существенно стеснил работу командира и заряжающего. На Т-34С установили танковую радиостанцию Р-9.

Опыт, полученный в ходе работ над Т-34С, воплотился к концу лета 1942 в создание проекта нового среднего танка конструкторами завода № 183, получившего условное наименование Т-43. Создавая эту машину, конструкторы стремились максимально увеличить ей защищённость, сохранив при этом огневые качества и маневренность.

Штатный корпус подвергся практически полной переделке, все внутренние узлы и агрегаты перекомпановали по-новому. Сохранив общую массу, они смогли увеличить бронирование в лобовой проекции до 75 мм (против 45 на Т-34), а башни – дл 90 мм (против 52), что существенно повысило живучесть новой машины. Новая схема бронирования имела характеристики лучшие, чем у тяжёлого танка КВ-1.

50мм противотанковая пушка, стоявшая на вооружении Вермахта, поражала Т-34 в борт с расстояния 2000 м, а Т-43 только с 250 м и менее.

Читать еще:  Заново рождённый. Удивительная история АК-47 № 1

Новая машина была максимально унифицирована с базовой моделью Т-34. Это требование было основным при проектировании новой машины, так как позволяло при переходе на изготовление нового танка минимизировать снижение количества танков, поставляемых в войска.

Первый опытный экземпляр Т-43 вышел из ворот сборочного цеха в декабре 1942. До апреля 43 шли заводские испытания. За это время машина прошла около 3000 км. К сожалению Т-43 сохранил один из главных недостатков своего предшественника, малый погон башни.

К апрелю 1943 на испытания вышло ещё три машины Т-43. в процессе их изготовления конструкторы постарались максимально устранить недостатки, выявленные при испытаниях первой машины. Танк стал тяжелее, его масса возросла до 34100 кг. Диаметр погона наконец увеличили (до 1600 мм против 1420 мм). Это сделало размещение в башне 3 танкистов более комфортным. Появились новые смотровые приборы, а командирская башенка обрела вращающийся люк. Танк Т-43 был оснащён торсионной подвеской и новым двухступенчатым механизмом поворота планетарного типа, аналогичным тому, который устанавливался на танке ИС.

Танк прошёл всесезонные испытания (зима/лето) и зарекомендовал себя в целом положительно. Т-43 совершил испытательный пробег (август 43): Н.Тагил – Челябинск – Н.Тагил, который выявил застарелый недостаток, присущий ещё Т-34, низкая износоустойчивость бандажей опорных катков, изготовленных из резины. Безопорные катки длительных пробегов и высоких скоростей не выдерживали и ломались задолго до окончания гарантийных сроков. Для новой машины эти бандажи необходимо было делать значительно шире с учётом возросшей массы танка.

Все эксплуатационные и динамические параметры Т-43 были абсолютно идентичны параметрам танка Т-34, что существенно упрощало вопросы эксплуатации.

Повышенная защита новой машины визуально практически была незаметна. Что значительно затрудняло для противника его идентификацию. Однако появление «Тигров» и «Пантер», а также новых образцов противотанковых пушек существенно снизило преимущества новой бронезащиты, а техническая невозможность установить на Т-43 новую башню и более мощную пушку свели дальнейший ресурс для модернизации данной машины практически к нулю.

Мощность пушки Ф-34, на которую возлагались большие надежды, оказалась уже недостаточной для эффективной борьбы с новыми танками Вермахта, а на больших дистанциях – даже с модернизированными средними танками Pz.Kpfw.IV. кроме того, она уступала по боевой эффективности новому вооружению практически всех средних и тяжёлых танков нацистской Германии. Сохранившиеся недостатки конструкции Т-43, присущие ещё Т-34, существенно снижали эффективность боевого применения танка. поэтому, параллельно с работами по модернизации самого танка, велись интенсивные работы по усилению мощности устанавливаемых на него артиллерийских систем.

В июне 1943 на Т-34 попытались установить пушку ЗиС-4 калибра 57 мм, разработанную летом 1941 года, но не принятую на вооружение / Более того, в связи с тем, что пушка на максимальных дальностях ведения огня ПРОБИВАЛА НАСКВОЗЬ при стрельбе в лобовую проекцию ВСЕ существовавшие в то время образцы танков вероятного противника, главный конструктор был обвинён во вредительстве, нецелевом расходовании государственных средств и репрессирован /.

В июле-августе 1943 завод № 183 изготовил четыре опытных машины, вооружённых пушками калибра 57 мм. Они успешно прошли испытания в качестве истребителя танков (аналогичные функции в войсках Вермахта возлагались на T-V). Однако в серию не пошли, так как в это время появились более мощные пушки, адаптированные для установки на танки и САУ, калибра 85 мм.

Танковую пушку калибра 85 мм для перевооружения Т-34 в авральном порядке начали разрабатывать весной 1943 года. В кратчайшие сроки (15.05 – 10.06) завод НКВ № 9 спроектировал и изготовил в металле два варианта опытной танковой пушки калибра 85 мм: Д-5-Т85 для танков и Д-5-С85 для САУ, созданных на базе Т-34.

Первоначально данная пушка проектировалась для тяжёлых танков (впоследствии её получил КВ-85). Но 25.06.43 технический совет артиллерийского комитета НКВ вынес отрицательное заключение по проекту, предложенному 172 заводом, который предлагал за счёт увеличения длины ствола Ф-34 (калибр 76,2 мм) на 10 калибров повысить её мощность на 20%. Начальная скорость снаряда должна была возрасти до 748 м/с (против 662). После чего ЦАКБ НКВ получило техническое задание разработать новую пушку С-54 калибра 76,2 мм для танка Т-34, а КБ завода № 183 обязали проработать несколько вариантов установки 85 мм пушки в средний танк.

Уже 24.08.43 УВЗ доложил наркому танковой промышленности о завершении конструкторских проработок установки на танк Т-34 пушек соответствующего калибра, конструкции заводов № 9 НКВ (Д-5) и ЦАКБ НКВ (С-31 и С-50). Наиболее оптимальной конструкцией была признана пушка Д-5, которая лучше всего устанавливалась как на Т-34, так и на Т-43.

В первой декаде декабря 1943 года на Т-34 была установлена первая пушка нового образца С-54 калибра 76,2 мм. 14-19 октября 1943 были проведены полигонные испытания пушки, установленной на шасси Т-34, которые продемонстрировали безоговорочное превосходство С-54 перед Ф-34. Однако тот факт, что к этому времени уже было прекращено производство боеприпасов соответствующего калибра (76,2 мм) для зенитных пушек образца 31/38 годов, которые использовались новой пушкой, было принято решение, считать решение об установке новой пушки на Т-34 мерой временного характера, до момента завершения разработки 85 мм танковой пушки.

Сроки поджимали. Шла война и Красная Армия несла серьёзные потери в танках. Поэтому, для сокращения решения данной инженерной задачи на московском танкоремонтном заводе создаётся филиал КБ 183 завода, главной задачей которого является установка пушки Д-5-Т85 в танк Т-34.

Главный вывод, сделанный конструкторами, гласил: новая пушка требует для своей установки новую башню. При этом диаметр погона должен быть увеличен минимум до 1600 мм. Предложение поддержали. И осенью 1943 года 85 мм пушка заняла своё место в башне новой конструкции, смонтированной на опытном варианте Т-34. танк прошёл полигонные испытания в конце ноября 1943 года. Их результаты были изложены в в отчёте от 26.11.43 за № 04448. там же содержались требования по устранению выявленных недостатков.

В начале декабря 1943 года группа ведущих руководителей проекта (Устинов, Малышев, Яковлев, Федоренко) подготовила на имя Л.П.Берия докладную записку, согласно которой констатировалось, что огневая мощь танка существенно возросла, а остальные эксплуатационные характеристики танка не ухудшились. В связи с этим предлагалось незамедлительно приступить к производству танка, получившего обозначение Т-34-85, начиная с января 1944 года. На первом этапе – на одном заводе, № 112 НКТП, который должен был вести параллельный выпуск старой (Т-34-76) и новой (Т-34-85) моделей. а к апрелю 1944 полностью перейти на выпуск Т-34-85.

Данное предложение дополнили требованием провести модернизацию пушки с учётом её адаптации к среднему танку и уже в таком виде утвердили его решением № 4776, принятым ГКО 15.12.43.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector